Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья Гаджиев Д.А.
Суд апелляционной инстанции по гражданским делам Верховного суда Республики Дагестан в составе
председательствующего Джарулаева А.К.
судей Загирова Н.В. и Хираева Ш.М.
при секретаре судебного заседания Х.
рассмотрел в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе А. на заочное решение Дербентского городского суда от 09 апреля 2012 г., которым постановлено: исковые требования администрации городского округа "город Дербент" удовлетворить.
Признать недействительными: постановления администрации городского округа "город Дербент" от 02.04.2010 г. N "О предоставлении земель населенных пунктов г. Дербента в собственность граждан для размещения строительства и обслуживания индивидуальных жилых домов"; договор о безвозмездном предоставлении в собственность земельного участка от 20.05.2010 г. N, заключенный между комитетом по управлению имуществом администрации г. Дербента и А.; решение о присвоении кадастрового номера N и кадастровый паспорт; свидетельство о государственной регистрации права собственности на имя А. от 13.08.2010 г. и запись регистрации N.
Меры по обеспечению иска, принятые судом определением от 20 февраля 2012 года, по вступлении решения суда в законную силу отменить.
Заслушав доклад судьи Верховного суда Джарулаева А.К., суд апелляционной инстанции по гражданским делам Верховного суда РД
установил:
Администрация городского округа "город Дербент" обратилась в суд с иском к А. и Управлению земельных и имущественных отношений о признании недействительными: постановления администрации городского округа "город Дербент" от 02.04.2010 г. N "О предоставлении земель населенных пунктов г. Дербента в собственность граждан для размещения строительства и обслуживания индивидуальных жилых домов"; договора о безвозмездном предоставлении в собственность земельного участка от 20.05.2010 г. N, заключенного между комитетом по управлению имуществом администрации г. Дербента и А.; решения о присвоении кадастрового номера N и кадастрового паспорта; свидетельства о государственной регистрации права собственности на имя А. от 13.08.2010 г. и записи регистрации N по тем основаниям, что постановлением администрации городского округа "город Дербент" от 02.04.2010 г. N в собственность А. на бесплатной основе предоставлен земельный участок для строительства индивидуального жилого дома в кадастровом квартале N г. Дербента, по ул.
На основании указанного постановления администрации городского округа "город Дербент" между А. и комитетом по управлению имуществом администрации г. Дербента (правопреемник Управление земельных и имущественных отношений администрации г. Дербента) заключен договор о безвозмездном предоставлении в собственность земельного участка от 20.05.2010 г. N.
На основании указанных документов составлен кадастровый паспорт и присвоен кадастровый номер земельному участку N.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права собственности А. зарегистрировано право собственности на земельный участок от 13.08.2010 г. N.
Истец полагает, что предоставление А. земельного участка осуществлено в нарушение земельного, градостроительного законодательства РФ и установленного законом порядка.
Так, в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, Законом Российской Федерации "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" N 131-ФЗ от 6 октября 2003 года, Законом Республики Дагестан "О земле" от 29.12.2003 N 45 и т.д. предоставление гражданам бесплатно в собственность земельных участков для индивидуального жилищного строительства должно осуществляться в установленном законом порядке.
Порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, регламентируется ЗК РФ и иными правовыми актами.
В соответствии с ч. 2 ст. 11 ЗК РФ органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
В соответствии с ч. 2 ст. 28 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 32 Закона РД "О земле" гражданин Российской Федерации, постоянно проживающий в пределах Республики Дагестан, который не имел и не имеет в собственности, в постоянном (бессрочном) пользовании, в пожизненном наследуемом владении земельный участок, предоставленный для индивидуального жилищного строительства, не имеющий жилья или обеспеченный жилой площадью ниже учетной нормы площади жилого помещения, вправе по месту постоянного жительства получить для индивидуального жилищного строительства земельный участок в собственность бесплатно в пределах норм и в порядке, установленных органами местного самоуправления. Граждане имеют право приобрести земельный участок бесплатно однократно.
Таким образом, в соответствии с указанными нормативно-правовыми актами органы местного самоуправления вправе распоряжаться земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, при этом учету подлежат жители города Дербента, постоянно проживающие на территории муниципального образования городской округ "город Дербент", имеющие право на предоставление бесплатно в собственность земельных участков в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Дагестан для индивидуального жилищного строительства и подавшие соответствующее заявление на имя главы администрации города Дербента.
По смыслу закона предоставление бесплатно в собственность земельных участков указанным лицам осуществляется однократно при наличии свободных земельных участков, зарезервированных муниципальным образованием городской округ "город Дербент" для целей бесплатного предоставления, в порядке очередности, исходя из даты постановки на учет.
Для предоставления гражданам бесплатно в собственность земельных участков для индивидуального жилищного строительства администрации города Дербента необходимо было определить земельные участки, предназначенные для бесплатного предоставления гражданам, с указанием площади; провести соответствующие мероприятия по формированию таких земельных участков в соответствии с п. 1 ч. 4 ст. 30 ЗК РФ; получить соответствующее заключение уполномоченного территориального органа Роспотребнадзора (в соответствии со ст. 12 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"); определить параметры разрешенного строительства, требования к использованию участков, возможные ограничения в использовании и т.д.
Кроме того, после проведения указанных мероприятий, необходимо также обеспечить официальное опубликование информации о сформированных земельных участках для бесплатного предоставления, с указанием сведений о местоположении участка, его площади, кадастровом номере, цели предоставления.
Принятие решения о предоставлении земельного участка необходимо осуществить после его формирования, при наличии положительного заключения уполномоченного территориального органа Роспотребнадзора, постановки земельного участка на государственный кадастровый учет и публикации информационного сообщения о возможности предоставления земельного участка в собственность бесплатно.
При этом предоставление земельных участков гражданам осуществляется в соответствии с предельными нормами предоставления, установленными законодательством.
Заявления граждан о предоставлении земельного участка в соответствии с установленным органом местного самоуправления порядком подлежали удовлетворению по мере формирования перечня земельных участков, предназначенных для бесплатного предоставления.
Заявление должно быть подано на имя главы администрации города Дербента, с приложением необходимых документов.
К заявлению о бесплатном предоставлении земельного участка должны быть приложены: документы, свидетельствующие о наличии у него права на приобретение земельного участка в собственность бесплатно, в том числе документы, указывающие на отсутствие у обратившегося лица жилого помещения или земельного участка.
При этом необходимо учесть, что в соответствии с действующим законодательством наличие у граждан земельных участков или жилых помещений по существу является основанием для отказа в предоставлении земельного участка.
В целях недопущения предоставления земельных участков гражданам, имеющим земельные участки или жилые помещения, уполномоченному лицу администрации города Дербента необходимо было проверить соответствие представляемых заявителем документов требованиям закона, внести сведения в соответствующую Книгу учета граждан, имеющих право на предоставление бесплатно в собственность земельных участков.
Однако при предоставлении спорного земельного участка А. изложенные требования закона не были соблюдены, спорный земельный участок предоставлен А. вообще в отсутствие установленного органами местного самоуправления порядка их предоставления (ст. 32 Закона РД "О земле").
Кроме того, А. на учете в администрации г. Дербента в качестве нуждающегося жилом помещении не состоял, земельный участок ему предоставлен в течение нескольких дней и с нарушением очередности и т.д.
Кроме того, при предоставлении спорного земельного участка было нарушено требование ч. 2 ст. 32 ЗК РФ, согласно которой, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и приложенного к нему кадастрового паспорта земельного участка в двухнедельный срок принимает решение о предоставлении земельного участка для строительства.
Межевой план и кадастровый паспорт на спорный земельный участок выдан после вынесения главой администрации г. Дербента постановления о предоставлении земельного участка.
Таким образом, спорный земельный участок был предоставлен в собственность бесплатно А. без выполнения в отношении него кадастровых работ и государственного кадастрового учета, то есть в нарушение установленного законом порядка.
Обстоятельства нарушения порядка предоставления земельного участка в собственность А. подтверждаются и правовой позицией Конституционного суда РФ, изложенной в Определении от 21 февраля 2008 г. N 121-0-0, согласно которой, пункт 11 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации устанавливает, что предварительное согласование места размещение объекта не проводится, в частности, в случае предоставления земельного участка гражданину для индивидуального жилищного строительства. Следовательно, предоставление таких земельных участков гражданам должно осуществляться с учетом требований иных положений Земельного кодекса Российской Федерации и нормативных актов. Из пункта 4 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что для реализации права на получение в собственность земельного участка для индивидуального жилищного строительства должен быть соблюден порядок его формирования и постановки на государственный кадастровый учет, что обусловливает необходимость предварительного проведения уполномоченными органами ряда связанных с этим мероприятий.
Кроме того, спорный земельный участок предоставлен А. бесплатно и в нарушение требований закона о рекреационной зоне, о санитарной зоне рекреационных территорий, правил землепользования и застройки, в нарушение генерального плана города Дербента.
Так, согласно ст. 27 ЗК РФ оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и Земельным кодексом. Земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством. Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
В соответствии со ст. 94 ЗК РФ к землям особо охраняемых территорий относятся земли особо охраняемых природных территорий, в том числе лечебно-оздоровительных местностей и курортов; природоохранного назначения; рекреационного назначения; историко-культурного назначения; иные особо ценные земли в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами.
К землям особо охраняемых природных территорий относятся земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов (ст. 95 ЗК, ст. 2 ФЗ от 14 марта 1995 г. "Об особо охраняемых природных территориях").
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 07.12.1996 г. N 1425 (в редакции от 19.07.2006 г. N 449), которым утверждено Положение об округах санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения в акваториях морей, озер и рек и других водных объектов, предназначенных для отдыха и лечебно-оздоровительных целей устанавливаются округа горно-санитарной охраны, в составе которого выделяется до трех зон. Для лечебных пляжей, предназначенных для лечебных купаний, граница первой зоны устанавливаются на расстоянии не менее 100 метров от контура пляжа по суше и не менее 300 метров от линии уреза воды по акватории водного объекта. Режим использования территорий округов санитарной (горно-санитарной) охраны устанавливаются в соответствии с ФЗ от 23.02.1995 г. N 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах". На территории первой зоны запрещается проживание и осуществление всех видов хозяйственной деятельности, за исключением работ, связанных с использованием природных ресурсов в лечебных и оздоровительных целях.
Постановлением Совета Министров РСФСР от 10.02.1977 г. N 105 "Об отнесении побережье Каспийского моря в Дагестанской АССР к курортам республиканского значения" в дополнение к Постановлению СМ РСФСР от 06.01.1971 г. N 11 "Об утверждении перечня курортов РСФСР, имеющих республиканское значение" к курортам республиканского (РСФСР) значения отнесено побережье Каспийского моря в Дагестанской АССР от г. Махачкалы до границы с Азербайджанской ССР.
Постановлением Совета Министров-Правительства РФ от 27.05.1993 г. N 498 установлены границы и режим округа санитарной охраны курортной зоны на побережье Каспийского моря в Республике Дагестан. Законы и иные правовые акты законодательства Союза ССР и РСФСР применяются постольку, поскольку не противоречат действующему законодательству.
Правительство Российской Федерации не установило иные границы и режим округа санитарной охраны курорта федерального значения "Побережье Каспийского моря" (п. 4 ст. 32 ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" и п. 2 ст. 16 ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах"), границы округа санитарной зоны данного курорта определяется на основании Постановления СМ - Правительства РФ от 27.05.1993 г. N 498. Проектируемые в пределах округов санитарной и горно-санитарной охраны объекты подлежат государственной экологической и санитарно-эпидемиологической экспертизе в установленном порядке.
В соответствии с пунктом 2 раздела 1 приложения N 1 к Постановлению Верховного Совета РФ от 27.12.1991 г. N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе РФ..." курорты, имеющие общереспубликанское значение, являются объектами, относящимися исключительно к федеральной собственности.
В силу п. 6 ст. 2 ФЗ от 14.03.1995 г. N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" и ст. 1 ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" курорты федерального значения, относящиеся к особо охраняемым природным территориям федерального значения (п. 1 ст. 95 Земельного кодекса РФ), являются федеральной собственностью и находятся в ведении федеральных органов государственной власти.
Согласно п. 8 ст. 28 ФЗ от 21.12.2001 г. "О приватизации государственного и муниципального имущества" отчуждению не подлежат земельные участки в составе земель особо охраняемых природных территорий и объектов.
Материалами дела, в том числе и генеральным планом города Дербента, утвержденным в 2003 г., подтверждается, что спорный земельный участок расположен в рекреационной зоне вдоль побережья Каспийского моря, следовательно, администрация г. Дербента не вправе была вообще распоряжаться этим земельным участком, находящимися в границах округа санитарной зоны курорта федерального значения "Побережье Каспийского моря".
В администрации города Дербента отсутствуют какие-либо документы и доказательства указывающие на соблюдение А. установленного законом порядка приобретения земельных участков в собственность бесплатно.
Таким образом, при предоставлении спорного земельного участка нарушен установленный законом порядок их предоставления, нарушены права муниципального образования город Дербент и Российской Федерации, неопределенного круга лиц, при этом гражданам не обеспечен равный доступ к приобретению земельных участков в собственность и т.д.
Согласно ст. 48 Федерального закона N 131 "Об общих принципах организации местного самоуправления" муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления или должностными лицами органов местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт.
В связи с допущенными при предоставлении спорного земельного участка нарушениями администрацией города Дербента было отменено ранее вынесенное постановление о предоставлении этого спорного земельного участка, поскольку такое право предоставлено ей законом.
Вместе с тем, поскольку некоторыми судебными инстанциями высказана правовая позиция согласно которой, в случае регистрации права собственности на объекты недвижимости, в том числе и на земельные участки, которые были предоставлены гражданам согласно постановлениям органов местного самоуправления, то их отмена в одностороннем порядке является недопустимым и в таком случае следует в судебном порядке ставить вопрос о признании таких постановлений и, соответственно, выданных на их основании всех последующих правоустанавливающих документов недействительными, истцом ставится вопрос и о признании постановления администрации городского округа "город Дербент" от 02.04.2010 г. N 26 "О предоставлении земель населенных пунктов г. Дербента в собственность граждан для размещение строительства и обслуживания индивидуальных жилых домов", недействительным.
Согласно ст. 166 ГК РФ сделка недействительна по основаниям, установленным настоящим Кодексом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка). Требование о применении последствий недействительности ничтожной сделки может быть предъявлено любым заинтересованным лицом. Суд вправе применить такие последствия по собственной инициативе.
Согласно ст. 167 ГК РФ при недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость в деньгах - если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом.
Согласно ст. 168 ГК РФ сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима или не предусматривает иных последствий нарушения.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда РФ, изложенной в Определении от 16 июля 2009 года N 738-0-0, согласно абзацу второму пункта 2 статьи 166 ГК РФ требование о применении последствий недействительности ничтожной сделки может быть предъявлено любым заинтересованным лицом.
По смыслу закона данная норма направлена на защиту прав и законных интересов участников гражданского оборота и соблюдение режима законности при проведении сделок.
Таким образом, предъявляя настоящие исковые требования, администрация г. Дербента исходит из того, что оспариваемые правоустанавливающие документы на земельный участок являются ничтожными и нарушают режим законности на территории муниципального образования городской округ "город Дербент".
Согласно ст. 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
Согласно ст. 46 ГПК РФ в случаях, предусмотренных законом, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации или граждане вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе либо в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Ответчик, надлежаще извещенный о времени и месте судебного заседаний, в суд не явился и не обеспечил явку своего представителя.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе А. просит решение от 09 апреля 2012 г. отменить и в иске отказать по тем основаниям, что спор о расторжении или изменении договора может быть заявлен истцом, только в случае представления доказательств досудебного урегулирования спора.
В деле не имеется градостроительной документации.
Имеющийся в материалах дела Генплан развития г. Дербента не отвечает требованиям закона, не прошел государственную экологическую экспертизу
Довод об отнесении побережья Каспийского моря к курортам республиканского значения, включая г. Дербент, не соответствует действительности, поскольку г. Дербент не отнесен к курортной зоне.
Администрация ГО "город Дербент", Управление земельных и имущественных отношений городского округа "г. Дербент", ТУ Росимущества по РД, Дербентский межрайонный отдел ФГУ ЗКП по РД и Дербентский отдел УФСГРКК по РД явку в судебное заседание не обеспечили, о причинах и уважительности отсутствия суду апелляционной инстанции не сообщили и не просили о рассмотрении дела в их отсутствие.
А. также не обеспечил явку в судебное заседание, хотя извещение ему было направлено по адресу, указанному в исковом заявлении и апелляционной жалобе, которую он подписал. Из записи отделения связи на почтовом конверте следует, что извещение трижды доставлено по адресу, указанному на конверте () однако дома никого не было.
В соответствии с ч. 4 ст. 167 ГПК РФ суд апелляционной инстанции определил рассмотреть апелляционную жалобу А. в отсутствие указанных лиц, надлежаще извещенных о времени и месте ее рассмотрения.
Согласно ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции по гражданским делам Верховного суда РД полагает, что оснований для отмены судебного акта, предусмотренных законом, не имеется.
Принимая судебный акт, суд первой инстанции установил следующие обстоятельства.
Администрация городского округа "город Дербент" обратилась в суд с иском к А. и Управлению земельных и имущественных отношений о признании недействительными: постановления администрации городского округа "город Дербент" от 02.04.2010 N "О предоставлении земель населенных пунктов г. Дербента в собственность граждан для размещения строительства и обслуживания индивидуальных жилых домов"; договора о безвозмездном предоставлении в собственность земельного участка от 20.05.2010 N, заключенного между комитетом по управлению имуществом администрации г. Дербента и А.; решения о присвоении кадастрового номера N и кадастрового паспорта; свидетельства о государственной регистрации права собственности на имя А. от 13.08.2010 и записи регистрации N по тем основаниям, что постановлением администрации городского округа "город Дербент" от 02.04.2010 N в собственность А. на бесплатной основе предоставлен земельный участок для строительства индивидуального жилого дома в кадастровом квартале N г. Дербента, по ул.
На основании указанного постановления администрации городского округа "город Дербент" между А. и комитетом по управлению имуществом администрации г. Дербента (правопреемник Управление земельных и имущественных отношений администрации г. Дербента) заключен договор о безвозмездном предоставлении в собственность земельного участка от 20.05.2010 N.
На основании указанных документов составлен кадастровый паспорт и присвоен кадастровый номер земельному участку N
Согласно свидетельству о государственной регистрации права собственности А. зарегистрировано право собственности на земельный участок от 13.08.2010 N.
При этом, в нарушение ч. 2 ст. 11, ч. 2 ст. 28 ЗК РФ, ст. 32 Закона РД "О земле" земельный участок был выделен ответчику бесплатно, хотя он не нуждался в улучшении жилищных условий, не состоял на учете в качестве лица, нуждающегося в получении земельного участка.
На момент предоставления земельный участок не был сформирован, т.к. отсутствовал кадастровый паспорт и межевой план.
Кроме того, земельный участок находится в рекреационной зоне, т.к. побережье Каспийского моря от г. Махачкалы до границы с Республикой Азербайджан согласно Постановлению Совета Министров РСФСР от 10.02.1977 N "Об отнесении побережье Каспийского моря в Дагестанской АССР к курортам республиканского значения", принятого в дополнение к Постановлению СМ РСФСР от 06.01.1971 г. N "Об утверждении перечня курортов РСФСР, имеющих республиканское значение", отнесено к курортам республиканского значения и является федеральной собственностью.
Таким образом, администрацией г. Дербента земельный участок выделен А. с превышением полномочий и в нарушение установленных законодательством правил.
Следовательно, заключенный между А. и Комитетом по управлению имуществом администрации г. Дербента (правопреемник Управление земельных и имущественных отношений администрации г. Дербента) договор о безвозмездном предоставлении в собственность земельного участка от 20.05.2010 N является ничтожной сделкой, т.к. согласно ст. ст. 166 - 168 ГК РФ сделка, заключенная с нарушением закона и иных правовых актов, ничтожна и не несет за собой никаких правовых последствий.
Акты, основанные на ничтожной сделке, подлежат признанию недействительными.
Следовательно, решение о присвоении кадастрового номера N, кадастровый паспорт, свидетельство о государственной регистрации права собственности на имя А. от 13.08.2010 и запись о регистрации права N правомерно признаны недействительными.
При указанных обстоятельствах оснований для отмены судебного акта не имеется.
Доводы о нарушении судом при вынесении решения норм ст. ст. 450, 452 ГК РФ не соответствуют действительности, т.к. в указанных нормах речь идет об изменении и расторжении сделок, а не о признании их недействительными, что влечет за собой иные правовые последствия, чем при изменении и расторжении сделки.
Довод о том, что спорный земельный участок не находится в рекреационной зоне был подробно исследован в суде первой инстанции, выводы суда соответствуют материалам дела, оснований для переоценки данного обстоятельства не имеется.
Ссылка на то, что Генплан города Дербента не соответствует требованиям законодательства не подтверждена надлежащими доказательствами и противоречит материалам дела.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 328 - 330 ГПК РФ, суд апелляционной инстанции
определил:
заочное решение Дербентского городского суда от 09 апреля 2012 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу А. - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН ОТ 26.06.2012 ПО ДЕЛУ N 33-1809/2012Г.
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 26 июня 2012 г. по делу N 33-1809/2012г.
Судья Гаджиев Д.А.
Суд апелляционной инстанции по гражданским делам Верховного суда Республики Дагестан в составе
председательствующего Джарулаева А.К.
судей Загирова Н.В. и Хираева Ш.М.
при секретаре судебного заседания Х.
рассмотрел в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе А. на заочное решение Дербентского городского суда от 09 апреля 2012 г., которым постановлено: исковые требования администрации городского округа "город Дербент" удовлетворить.
Признать недействительными: постановления администрации городского округа "город Дербент" от 02.04.2010 г. N "О предоставлении земель населенных пунктов г. Дербента в собственность граждан для размещения строительства и обслуживания индивидуальных жилых домов"; договор о безвозмездном предоставлении в собственность земельного участка от 20.05.2010 г. N, заключенный между комитетом по управлению имуществом администрации г. Дербента и А.; решение о присвоении кадастрового номера N и кадастровый паспорт; свидетельство о государственной регистрации права собственности на имя А. от 13.08.2010 г. и запись регистрации N.
Меры по обеспечению иска, принятые судом определением от 20 февраля 2012 года, по вступлении решения суда в законную силу отменить.
Заслушав доклад судьи Верховного суда Джарулаева А.К., суд апелляционной инстанции по гражданским делам Верховного суда РД
установил:
Администрация городского округа "город Дербент" обратилась в суд с иском к А. и Управлению земельных и имущественных отношений о признании недействительными: постановления администрации городского округа "город Дербент" от 02.04.2010 г. N "О предоставлении земель населенных пунктов г. Дербента в собственность граждан для размещения строительства и обслуживания индивидуальных жилых домов"; договора о безвозмездном предоставлении в собственность земельного участка от 20.05.2010 г. N, заключенного между комитетом по управлению имуществом администрации г. Дербента и А.; решения о присвоении кадастрового номера N и кадастрового паспорта; свидетельства о государственной регистрации права собственности на имя А. от 13.08.2010 г. и записи регистрации N по тем основаниям, что постановлением администрации городского округа "город Дербент" от 02.04.2010 г. N в собственность А. на бесплатной основе предоставлен земельный участок для строительства индивидуального жилого дома в кадастровом квартале N г. Дербента, по ул.
На основании указанного постановления администрации городского округа "город Дербент" между А. и комитетом по управлению имуществом администрации г. Дербента (правопреемник Управление земельных и имущественных отношений администрации г. Дербента) заключен договор о безвозмездном предоставлении в собственность земельного участка от 20.05.2010 г. N.
На основании указанных документов составлен кадастровый паспорт и присвоен кадастровый номер земельному участку N.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права собственности А. зарегистрировано право собственности на земельный участок от 13.08.2010 г. N.
Истец полагает, что предоставление А. земельного участка осуществлено в нарушение земельного, градостроительного законодательства РФ и установленного законом порядка.
Так, в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, Законом Российской Федерации "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" N 131-ФЗ от 6 октября 2003 года, Законом Республики Дагестан "О земле" от 29.12.2003 N 45 и т.д. предоставление гражданам бесплатно в собственность земельных участков для индивидуального жилищного строительства должно осуществляться в установленном законом порядке.
Порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, регламентируется ЗК РФ и иными правовыми актами.
В соответствии с ч. 2 ст. 11 ЗК РФ органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
В соответствии с ч. 2 ст. 28 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 32 Закона РД "О земле" гражданин Российской Федерации, постоянно проживающий в пределах Республики Дагестан, который не имел и не имеет в собственности, в постоянном (бессрочном) пользовании, в пожизненном наследуемом владении земельный участок, предоставленный для индивидуального жилищного строительства, не имеющий жилья или обеспеченный жилой площадью ниже учетной нормы площади жилого помещения, вправе по месту постоянного жительства получить для индивидуального жилищного строительства земельный участок в собственность бесплатно в пределах норм и в порядке, установленных органами местного самоуправления. Граждане имеют право приобрести земельный участок бесплатно однократно.
Таким образом, в соответствии с указанными нормативно-правовыми актами органы местного самоуправления вправе распоряжаться земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, при этом учету подлежат жители города Дербента, постоянно проживающие на территории муниципального образования городской округ "город Дербент", имеющие право на предоставление бесплатно в собственность земельных участков в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Дагестан для индивидуального жилищного строительства и подавшие соответствующее заявление на имя главы администрации города Дербента.
По смыслу закона предоставление бесплатно в собственность земельных участков указанным лицам осуществляется однократно при наличии свободных земельных участков, зарезервированных муниципальным образованием городской округ "город Дербент" для целей бесплатного предоставления, в порядке очередности, исходя из даты постановки на учет.
Для предоставления гражданам бесплатно в собственность земельных участков для индивидуального жилищного строительства администрации города Дербента необходимо было определить земельные участки, предназначенные для бесплатного предоставления гражданам, с указанием площади; провести соответствующие мероприятия по формированию таких земельных участков в соответствии с п. 1 ч. 4 ст. 30 ЗК РФ; получить соответствующее заключение уполномоченного территориального органа Роспотребнадзора (в соответствии со ст. 12 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"); определить параметры разрешенного строительства, требования к использованию участков, возможные ограничения в использовании и т.д.
Кроме того, после проведения указанных мероприятий, необходимо также обеспечить официальное опубликование информации о сформированных земельных участках для бесплатного предоставления, с указанием сведений о местоположении участка, его площади, кадастровом номере, цели предоставления.
Принятие решения о предоставлении земельного участка необходимо осуществить после его формирования, при наличии положительного заключения уполномоченного территориального органа Роспотребнадзора, постановки земельного участка на государственный кадастровый учет и публикации информационного сообщения о возможности предоставления земельного участка в собственность бесплатно.
При этом предоставление земельных участков гражданам осуществляется в соответствии с предельными нормами предоставления, установленными законодательством.
Заявления граждан о предоставлении земельного участка в соответствии с установленным органом местного самоуправления порядком подлежали удовлетворению по мере формирования перечня земельных участков, предназначенных для бесплатного предоставления.
Заявление должно быть подано на имя главы администрации города Дербента, с приложением необходимых документов.
К заявлению о бесплатном предоставлении земельного участка должны быть приложены: документы, свидетельствующие о наличии у него права на приобретение земельного участка в собственность бесплатно, в том числе документы, указывающие на отсутствие у обратившегося лица жилого помещения или земельного участка.
При этом необходимо учесть, что в соответствии с действующим законодательством наличие у граждан земельных участков или жилых помещений по существу является основанием для отказа в предоставлении земельного участка.
В целях недопущения предоставления земельных участков гражданам, имеющим земельные участки или жилые помещения, уполномоченному лицу администрации города Дербента необходимо было проверить соответствие представляемых заявителем документов требованиям закона, внести сведения в соответствующую Книгу учета граждан, имеющих право на предоставление бесплатно в собственность земельных участков.
Однако при предоставлении спорного земельного участка А. изложенные требования закона не были соблюдены, спорный земельный участок предоставлен А. вообще в отсутствие установленного органами местного самоуправления порядка их предоставления (ст. 32 Закона РД "О земле").
Кроме того, А. на учете в администрации г. Дербента в качестве нуждающегося жилом помещении не состоял, земельный участок ему предоставлен в течение нескольких дней и с нарушением очередности и т.д.
Кроме того, при предоставлении спорного земельного участка было нарушено требование ч. 2 ст. 32 ЗК РФ, согласно которой, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и приложенного к нему кадастрового паспорта земельного участка в двухнедельный срок принимает решение о предоставлении земельного участка для строительства.
Межевой план и кадастровый паспорт на спорный земельный участок выдан после вынесения главой администрации г. Дербента постановления о предоставлении земельного участка.
Таким образом, спорный земельный участок был предоставлен в собственность бесплатно А. без выполнения в отношении него кадастровых работ и государственного кадастрового учета, то есть в нарушение установленного законом порядка.
Обстоятельства нарушения порядка предоставления земельного участка в собственность А. подтверждаются и правовой позицией Конституционного суда РФ, изложенной в Определении от 21 февраля 2008 г. N 121-0-0, согласно которой, пункт 11 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации устанавливает, что предварительное согласование места размещение объекта не проводится, в частности, в случае предоставления земельного участка гражданину для индивидуального жилищного строительства. Следовательно, предоставление таких земельных участков гражданам должно осуществляться с учетом требований иных положений Земельного кодекса Российской Федерации и нормативных актов. Из пункта 4 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что для реализации права на получение в собственность земельного участка для индивидуального жилищного строительства должен быть соблюден порядок его формирования и постановки на государственный кадастровый учет, что обусловливает необходимость предварительного проведения уполномоченными органами ряда связанных с этим мероприятий.
Кроме того, спорный земельный участок предоставлен А. бесплатно и в нарушение требований закона о рекреационной зоне, о санитарной зоне рекреационных территорий, правил землепользования и застройки, в нарушение генерального плана города Дербента.
Так, согласно ст. 27 ЗК РФ оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и Земельным кодексом. Земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством. Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
В соответствии со ст. 94 ЗК РФ к землям особо охраняемых территорий относятся земли особо охраняемых природных территорий, в том числе лечебно-оздоровительных местностей и курортов; природоохранного назначения; рекреационного назначения; историко-культурного назначения; иные особо ценные земли в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами.
К землям особо охраняемых природных территорий относятся земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов (ст. 95 ЗК, ст. 2 ФЗ от 14 марта 1995 г. "Об особо охраняемых природных территориях").
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 07.12.1996 г. N 1425 (в редакции от 19.07.2006 г. N 449), которым утверждено Положение об округах санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения в акваториях морей, озер и рек и других водных объектов, предназначенных для отдыха и лечебно-оздоровительных целей устанавливаются округа горно-санитарной охраны, в составе которого выделяется до трех зон. Для лечебных пляжей, предназначенных для лечебных купаний, граница первой зоны устанавливаются на расстоянии не менее 100 метров от контура пляжа по суше и не менее 300 метров от линии уреза воды по акватории водного объекта. Режим использования территорий округов санитарной (горно-санитарной) охраны устанавливаются в соответствии с ФЗ от 23.02.1995 г. N 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах". На территории первой зоны запрещается проживание и осуществление всех видов хозяйственной деятельности, за исключением работ, связанных с использованием природных ресурсов в лечебных и оздоровительных целях.
Постановлением Совета Министров РСФСР от 10.02.1977 г. N 105 "Об отнесении побережье Каспийского моря в Дагестанской АССР к курортам республиканского значения" в дополнение к Постановлению СМ РСФСР от 06.01.1971 г. N 11 "Об утверждении перечня курортов РСФСР, имеющих республиканское значение" к курортам республиканского (РСФСР) значения отнесено побережье Каспийского моря в Дагестанской АССР от г. Махачкалы до границы с Азербайджанской ССР.
Постановлением Совета Министров-Правительства РФ от 27.05.1993 г. N 498 установлены границы и режим округа санитарной охраны курортной зоны на побережье Каспийского моря в Республике Дагестан. Законы и иные правовые акты законодательства Союза ССР и РСФСР применяются постольку, поскольку не противоречат действующему законодательству.
Правительство Российской Федерации не установило иные границы и режим округа санитарной охраны курорта федерального значения "Побережье Каспийского моря" (п. 4 ст. 32 ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" и п. 2 ст. 16 ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах"), границы округа санитарной зоны данного курорта определяется на основании Постановления СМ - Правительства РФ от 27.05.1993 г. N 498. Проектируемые в пределах округов санитарной и горно-санитарной охраны объекты подлежат государственной экологической и санитарно-эпидемиологической экспертизе в установленном порядке.
В соответствии с пунктом 2 раздела 1 приложения N 1 к Постановлению Верховного Совета РФ от 27.12.1991 г. N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе РФ..." курорты, имеющие общереспубликанское значение, являются объектами, относящимися исключительно к федеральной собственности.
В силу п. 6 ст. 2 ФЗ от 14.03.1995 г. N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" и ст. 1 ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" курорты федерального значения, относящиеся к особо охраняемым природным территориям федерального значения (п. 1 ст. 95 Земельного кодекса РФ), являются федеральной собственностью и находятся в ведении федеральных органов государственной власти.
Согласно п. 8 ст. 28 ФЗ от 21.12.2001 г. "О приватизации государственного и муниципального имущества" отчуждению не подлежат земельные участки в составе земель особо охраняемых природных территорий и объектов.
Материалами дела, в том числе и генеральным планом города Дербента, утвержденным в 2003 г., подтверждается, что спорный земельный участок расположен в рекреационной зоне вдоль побережья Каспийского моря, следовательно, администрация г. Дербента не вправе была вообще распоряжаться этим земельным участком, находящимися в границах округа санитарной зоны курорта федерального значения "Побережье Каспийского моря".
В администрации города Дербента отсутствуют какие-либо документы и доказательства указывающие на соблюдение А. установленного законом порядка приобретения земельных участков в собственность бесплатно.
Таким образом, при предоставлении спорного земельного участка нарушен установленный законом порядок их предоставления, нарушены права муниципального образования город Дербент и Российской Федерации, неопределенного круга лиц, при этом гражданам не обеспечен равный доступ к приобретению земельных участков в собственность и т.д.
Согласно ст. 48 Федерального закона N 131 "Об общих принципах организации местного самоуправления" муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления или должностными лицами органов местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт.
В связи с допущенными при предоставлении спорного земельного участка нарушениями администрацией города Дербента было отменено ранее вынесенное постановление о предоставлении этого спорного земельного участка, поскольку такое право предоставлено ей законом.
Вместе с тем, поскольку некоторыми судебными инстанциями высказана правовая позиция согласно которой, в случае регистрации права собственности на объекты недвижимости, в том числе и на земельные участки, которые были предоставлены гражданам согласно постановлениям органов местного самоуправления, то их отмена в одностороннем порядке является недопустимым и в таком случае следует в судебном порядке ставить вопрос о признании таких постановлений и, соответственно, выданных на их основании всех последующих правоустанавливающих документов недействительными, истцом ставится вопрос и о признании постановления администрации городского округа "город Дербент" от 02.04.2010 г. N 26 "О предоставлении земель населенных пунктов г. Дербента в собственность граждан для размещение строительства и обслуживания индивидуальных жилых домов", недействительным.
Согласно ст. 166 ГК РФ сделка недействительна по основаниям, установленным настоящим Кодексом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка). Требование о применении последствий недействительности ничтожной сделки может быть предъявлено любым заинтересованным лицом. Суд вправе применить такие последствия по собственной инициативе.
Согласно ст. 167 ГК РФ при недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость в деньгах - если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом.
Согласно ст. 168 ГК РФ сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима или не предусматривает иных последствий нарушения.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда РФ, изложенной в Определении от 16 июля 2009 года N 738-0-0, согласно абзацу второму пункта 2 статьи 166 ГК РФ требование о применении последствий недействительности ничтожной сделки может быть предъявлено любым заинтересованным лицом.
По смыслу закона данная норма направлена на защиту прав и законных интересов участников гражданского оборота и соблюдение режима законности при проведении сделок.
Таким образом, предъявляя настоящие исковые требования, администрация г. Дербента исходит из того, что оспариваемые правоустанавливающие документы на земельный участок являются ничтожными и нарушают режим законности на территории муниципального образования городской округ "город Дербент".
Согласно ст. 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
Согласно ст. 46 ГПК РФ в случаях, предусмотренных законом, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации или граждане вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе либо в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Ответчик, надлежаще извещенный о времени и месте судебного заседаний, в суд не явился и не обеспечил явку своего представителя.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе А. просит решение от 09 апреля 2012 г. отменить и в иске отказать по тем основаниям, что спор о расторжении или изменении договора может быть заявлен истцом, только в случае представления доказательств досудебного урегулирования спора.
В деле не имеется градостроительной документации.
Имеющийся в материалах дела Генплан развития г. Дербента не отвечает требованиям закона, не прошел государственную экологическую экспертизу
Довод об отнесении побережья Каспийского моря к курортам республиканского значения, включая г. Дербент, не соответствует действительности, поскольку г. Дербент не отнесен к курортной зоне.
Администрация ГО "город Дербент", Управление земельных и имущественных отношений городского округа "г. Дербент", ТУ Росимущества по РД, Дербентский межрайонный отдел ФГУ ЗКП по РД и Дербентский отдел УФСГРКК по РД явку в судебное заседание не обеспечили, о причинах и уважительности отсутствия суду апелляционной инстанции не сообщили и не просили о рассмотрении дела в их отсутствие.
А. также не обеспечил явку в судебное заседание, хотя извещение ему было направлено по адресу, указанному в исковом заявлении и апелляционной жалобе, которую он подписал. Из записи отделения связи на почтовом конверте следует, что извещение трижды доставлено по адресу, указанному на конверте () однако дома никого не было.
В соответствии с ч. 4 ст. 167 ГПК РФ суд апелляционной инстанции определил рассмотреть апелляционную жалобу А. в отсутствие указанных лиц, надлежаще извещенных о времени и месте ее рассмотрения.
Согласно ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции по гражданским делам Верховного суда РД полагает, что оснований для отмены судебного акта, предусмотренных законом, не имеется.
Принимая судебный акт, суд первой инстанции установил следующие обстоятельства.
Администрация городского округа "город Дербент" обратилась в суд с иском к А. и Управлению земельных и имущественных отношений о признании недействительными: постановления администрации городского округа "город Дербент" от 02.04.2010 N "О предоставлении земель населенных пунктов г. Дербента в собственность граждан для размещения строительства и обслуживания индивидуальных жилых домов"; договора о безвозмездном предоставлении в собственность земельного участка от 20.05.2010 N, заключенного между комитетом по управлению имуществом администрации г. Дербента и А.; решения о присвоении кадастрового номера N и кадастрового паспорта; свидетельства о государственной регистрации права собственности на имя А. от 13.08.2010 и записи регистрации N по тем основаниям, что постановлением администрации городского округа "город Дербент" от 02.04.2010 N в собственность А. на бесплатной основе предоставлен земельный участок для строительства индивидуального жилого дома в кадастровом квартале N г. Дербента, по ул.
На основании указанного постановления администрации городского округа "город Дербент" между А. и комитетом по управлению имуществом администрации г. Дербента (правопреемник Управление земельных и имущественных отношений администрации г. Дербента) заключен договор о безвозмездном предоставлении в собственность земельного участка от 20.05.2010 N.
На основании указанных документов составлен кадастровый паспорт и присвоен кадастровый номер земельному участку N
Согласно свидетельству о государственной регистрации права собственности А. зарегистрировано право собственности на земельный участок от 13.08.2010 N.
При этом, в нарушение ч. 2 ст. 11, ч. 2 ст. 28 ЗК РФ, ст. 32 Закона РД "О земле" земельный участок был выделен ответчику бесплатно, хотя он не нуждался в улучшении жилищных условий, не состоял на учете в качестве лица, нуждающегося в получении земельного участка.
На момент предоставления земельный участок не был сформирован, т.к. отсутствовал кадастровый паспорт и межевой план.
Кроме того, земельный участок находится в рекреационной зоне, т.к. побережье Каспийского моря от г. Махачкалы до границы с Республикой Азербайджан согласно Постановлению Совета Министров РСФСР от 10.02.1977 N "Об отнесении побережье Каспийского моря в Дагестанской АССР к курортам республиканского значения", принятого в дополнение к Постановлению СМ РСФСР от 06.01.1971 г. N "Об утверждении перечня курортов РСФСР, имеющих республиканское значение", отнесено к курортам республиканского значения и является федеральной собственностью.
Таким образом, администрацией г. Дербента земельный участок выделен А. с превышением полномочий и в нарушение установленных законодательством правил.
Следовательно, заключенный между А. и Комитетом по управлению имуществом администрации г. Дербента (правопреемник Управление земельных и имущественных отношений администрации г. Дербента) договор о безвозмездном предоставлении в собственность земельного участка от 20.05.2010 N является ничтожной сделкой, т.к. согласно ст. ст. 166 - 168 ГК РФ сделка, заключенная с нарушением закона и иных правовых актов, ничтожна и не несет за собой никаких правовых последствий.
Акты, основанные на ничтожной сделке, подлежат признанию недействительными.
Следовательно, решение о присвоении кадастрового номера N, кадастровый паспорт, свидетельство о государственной регистрации права собственности на имя А. от 13.08.2010 и запись о регистрации права N правомерно признаны недействительными.
При указанных обстоятельствах оснований для отмены судебного акта не имеется.
Доводы о нарушении судом при вынесении решения норм ст. ст. 450, 452 ГК РФ не соответствуют действительности, т.к. в указанных нормах речь идет об изменении и расторжении сделок, а не о признании их недействительными, что влечет за собой иные правовые последствия, чем при изменении и расторжении сделки.
Довод о том, что спорный земельный участок не находится в рекреационной зоне был подробно исследован в суде первой инстанции, выводы суда соответствуют материалам дела, оснований для переоценки данного обстоятельства не имеется.
Ссылка на то, что Генплан города Дербента не соответствует требованиям законодательства не подтверждена надлежащими доказательствами и противоречит материалам дела.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 328 - 330 ГПК РФ, суд апелляционной инстанции
определил:
заочное решение Дербентского городского суда от 09 апреля 2012 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу А. - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)