Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЛАДИМИРСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 17.07.2012 ПО ДЕЛУ N 33-2136/2012

Разделы:
Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВЛАДИМИРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 17 июля 2012 г. по делу N 33-2136/2012


Докладчик: Судакова Р.Е.
Судья: Орешкина О.Ф.

Судебная коллегия по гражданским делам Владимирского областного суда в составе:
председательствующего Судаковой Р.Е.
и судей Огудиной Л.В., Емельяновой О.И.
при секретаре К.
с участием прокурора Куропаткина А.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Владимире 17 июля 2012 года дело по апелляционной жалобе администрации Октябрьского района г. Владимира на определение Октябрьского районного суда г. Владимира от 23 апреля 2012 года, которым постановлено:
Исковые требования прокурора г. Владимира удовлетворить.
Обязать администрацию г. Владимира, администрацию Октябрьского района г. Владимира организовать работы по ликвидации несанкционированного места складирования отходов в квартале N 76 выдела 25 Пригородного участкового лесничества (в районе д. **** по ул. **** мкр.**** г.****).
Заслушав доклад судьи Судаковой Р.Е., судебная коллегия

установила:

Прокурор г. Владимира обратился в суд с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц с учетом уточнения к администрации г. Владимира, администрации Октябрьского района г. Владимира об обязании организовать работы по ликвидации несанкционированного места складирования отходов в квартале N 76 выдела 25 Пригородного участкового лесничества (в районе д. **** по ул. ****, мкр.****, г.****).
В обоснование иска указал, что прокуратурой г. Владимира проведена проверка по обращению директора Управления административно-технического надзора Владимирской области по вопросу соблюдения санитарно-эпидемиологического и природоохранного законодательства при организации на территории муниципального образования г. Владимир несанкционированного места складирования отходов в квартале N 76 выдела 25 Пригородного участкового лесничества (в районе д. **** по ул. ****, мкр.****, г.****). В хорде проверки установлено, что указанные земли лесного фонда находятся в собственности РФ, состоят в границах муниципального образования г. Владимир. Согласно свидетельству о государственной регистрации прав Управления Федеральной регистрационной службы по Владимирской области собственностью Российской Федерации является лесной участок: назначение: земли лесного фонда, адрес объекта: Владимирская область, территориальный отдел департамента лесного хозяйства администрации Владимирской области "Владимирское лесничество" - участковое лесничество Пригородное, лесной квартал N 76 площадь 133 га.
Согласно информации Управления административно-технического надзора Владимирской области в квартале N 76 выдела N 25 Пригородного участкового лесничества в районе д. **** по ул. **** мкр.**** г.**** размещаются бытовые отходы, строительный мусор, порубочные отходы. Какие-либо разрешительные документы на размещение отходов по указанному адресу отсутствуют.
К полномочиям органов местного самоуправления поселений организацию сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относит ч. 1 ст. 8 ФЗ от 24.06.1998. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления". Несоблюдение требований, установленных федеральными законами, ведет к нарушению законных интересов и прав граждан на благоприятную окружающую среду.
В обоснование своих требований прокурор ссылается на ст. 42 Конституции РФ, п. 18 ст. 14, п. 4 ч. 1 ст. 11, п. 14 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправлении в РФ", ч. 2 ст. 13, ст. 12 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", ст. 3, пп. 1, 3 ст. 7, ст. 11, ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", пп. 2, 4 ст. 13 Земельного кодекса РФ, ч. 1 ст. 19, ч. 1 ст. 51 Лесного кодекса РФ, Правила санитарной безопасности в лесах, ст. 8, п. 1 ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", пп. 25 п. 1 ст. 37 Устава муниципального образования г. Владимир, п. 2.7 Постановления главы города Владимира от 16.12.2005 N 443 "Об утверждении Положения об Управлении по охране окружающей среды".
В судебном заседании прокурор поддержал уточненные исковые требования.
Представитель ответчика администрации г. Владимира в суд не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствии, в письменном ходатайстве указал, что в силу Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" и Положения об администрации г. Владимира, утвержденного распоряжением администрации от 13.05.2011 N 191-р, администрация г. Владимира по данному делу является ненадлежащим ответчиком, в связи с чем в удовлетворении исковых требований просит отказать.
Представитель ответчика администрации Октябрьского района г. Владимира в суд не явился, о дне и времени слушания дела извещен надлежащим образом. Ранее в суде представитель по доверенности Ш. просил в иске отказать, мотивируя тем, что администрация Октябрьского района г. Владимира является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку в соответствии с п. 1 ст. 8 Лесного кодекса РФ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности. Согласно ст. 210 ГК РФ бремя содержания имущества возложено на собственника данного имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. Согласно п. 1 ст. 19 ЛК РФ мероприятия по охране, защите, воспроизводству лесов осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий. Осуществление муниципального лесного контроля и надзора органами местного самоуправления осуществляется только в отношении лесных участков, находящихся в муниципальной собственности. В соответствии с п. 3 ст. 55 ЛК РФ правила санитарной безопасности в лесах устанавливаются уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти. Постановлением Правительства РФ от 29.06.2007 N 414 утверждены Правила санитарной безопасности в лесах. Согласно п. п. "г" п. 2 указанных Правил в целях обеспечения санитарной безопасности в лесах осуществляются санитарно-оздоровительные мероприятия (вырубка погибших и поврежденных лесных насаждений, очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия). При этом, в соответствии с п. п. "б" п. 3 Правил санитарно-оздоровительные мероприятия в отношении лесов, расположенных на землях лесного фонда, осуществление полномочий по защите которых передано органам государственной власти субъектов РФ в соответствии с ч. 1 ст. 83 Лесного кодекса РФ, обеспечивается органами исполнительной власти субъектов РФ.
Представитель третьего лица казенного учреждения Владимирской области Управления административно-технического надзора Владимирской области Г.А., действующий по доверенности, просил рассмотреть дело в его отсутствие, ранее в суде исковые требования к администрации г. Владимира и администрации Октябрьского района г. Владимира полагал обоснованными, пояснив, что обязанность по ликвидации мусора и отходов возлагается на органы местного самоуправления. Поддержал письменный отзыв на иск, в котором указано, что ответчиками допущены нарушения норм федерального законодательства в области обращения с отходами, а исковое заявление подлежит удовлетворению на основании п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправлении в РФ", ч. 2 ст. 13, ст. 12 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", п. 1 ст. 7, ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", пп. 2, 4 ст. 13 Земельного кодекса РФ, ч. 1 ст. 51 Лесного кодекса РФ, п. п. "е" п. 39 Правил санитарной безопасности в лесах, п. 1 ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".
Представитель третьего лица отдела по охране окружающей среды администрации г. Владимира Ф., действующий по доверенности, пояснил, что органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности. В соответствии со ст. 13 и ст. 42 Земельного кодекса РФ, осуществление мероприятий по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, недопущение загрязнения, захламления, проведение мероприятий по защите земель от захламлении отходами производства и потребления, загрязнения, а также ликвидации последствий загрязнения, захламления земель возлагается на собственников землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков. Лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности. В связи с чем, полагает, со ссылкой на п. 3 Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.06.2007 N 414, согласно которым, санитарно-оздоровительные мероприятия в отношении лесов, расположенных на землях лесного фонда, осуществление полномочий по защите которых передано органам государственной власти субъектов РФ осуществляются органами исполнительной власти субъектов РФ, и со ссылкой на п. 1.3 Правил благоустройства и содержания территории муниципального образования г. Владимир, утвержденных решением Совета народных депутатов города Владимира от 23.12.2009 N 277, в соответствии с которыми организация работ по благоустройству и содержанию территорий возлагается на управляющие организации и учреждения, специализированные хозяйствующие субъекты по благоустройству (содержание ремонт дорог, мостов, ливневой канализации, уличного освещения, других объектов благоустройства, подрядные организации собственников, владельцев и арендаторов земельных участков, что организация работ по ликвидации несанкционированного места складирования отходов в квартале N 76 выдела N 25 Пригородного участкового лесничества должна быть возложена на собственника либо правообладателя указанного земельного участка.
Представитель третьего лица Департамента лесного хозяйства администрации Владимирской области, одновременно третьего лица ГКУ ВО "Владимирское лесничество" П.С., действующий по доверенности, в суде поддержал исковые требования прокурора, пояснил, что полномочия по очистке, уборке отходов производства и потребления не предусмотрены Положением о департаменте лесного хозяйства администрации Владимирской области, утвержденным постановлением Губернатора Владимирской области от 20.12.2006 N 898, санитарно- оздоровительные мероприятия в лесах не включают в себя мероприятия по уборке отходов производства и потребления. Выделение средств (субвенций) на мероприятия по очистке земель лесного фонда от отходов производства и потребления федеральным бюджетом органам исполнительной власти субъектов РФ, уполномоченным в области лесных отношений, не предусмотрено.
Финансирование мероприятий в соответствии с переданными полномочиями территориальным отделом осуществляется Департаментом лесного хозяйства, который осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств областного бюджета, поступающих в виде субвенций из федерального бюджета и других источников финансирования, предусмотренных на финансовое обеспечение ведения лесного хозяйства. Денежные средства на ликвидацию несанкционированных мест складирования отходов на 2012 год сметой расходов ГКУ ВО "Владимирское лесничество" не предусмотрено и их использование будет расцениваться как нецелевое.
Указанная в иске территория в соответствии с п. 1 ст. 8 ЛК РФ входит в состав земель лесного фонда и находится в федеральной собственности. Земли лесного фонда Пригородного участкового лесничества квартал N 76 выдел N 25 не находится в аренде у ГКУ ВО "Владимирское лесничество". Ветви древесных растений (яблоня, слива и другие плодово-ягодные деревья) находящиеся на данной свалке не произрастают на данной территории и вероятно были привезены с других участков находящихся на территории МО г. Владимир. Согласно материалам лесоустройства (таксационное описание) состав насаждения 10 С, т.е. насаждения является чисто сосновым, без примеси других пород.
На основании постановления Губернатора Владимирской области от 13.10.2011 N 1101 "О создании ГКУ ВО в сфере лесных отношений" 21.12.2011 создано государственное казенное учреждение Владимирской области "Владимирское лесничество", оно осуществляет возложенные на него отдельные полномочия в рамках ст. ст. 81 - 83 ЛК РФ и Устава, которые не предусматривают обязанность проведения мероприятий по ликвидации мест несанкционированных свалок бытового мусора.
Согласно п. 2.3.3. Устава к одной из функций лесничества относится организация осуществления санитарно-оздоровительных мероприятий (вырубка погибших и поврежденных лесных насаждений, очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия).
Согласно письму N МГ-09-54/5887 от 20.08.2010 Федерального агентства лесного хозяйства "О порядке ликвидации последствий нарушений, вызванных загрязнением или захламлением лесов, расположенных на землях муниципальных образований, коммунально-бытовыми и промышленными отходами, бытовым и строительным мусором" очистка территории и приведение ее в состояние, пригодное для дальнейшего использования, а также несение затрат на выполнение работ по ликвидации несанкционированных мест складирования отходов относятся к вопросам местного значения, решение которых входит в компетенцию органов местного самоуправления и регулируется Федеральным Законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ". Обязанность по ликвидации брошенных собственником отходов возлагается на того, на чьей территории они находятся. Данный Закон к вопросам местного значения поселения относит организацию сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. В границы муниципальных образований входят земли независимо от форм собственности и целевого назначения. А земли лесного фонда Пригородного участкового лесничества в квартале N 76 выдел N 25, являясь собственностью РФ, входят в границы МО г. Владимир, п. 23 ст. 8 Устава муниципального образования г. Владимир к вопросам местного значения относит организацию сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. Соблюдение требований законодательства РФ в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения органами местного самоуправления, согласно п. 2 ст. 2 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" обеспечивается за счет собственных средств.
23 апреля 2012 года судом постановлено указанное выше решение.
22 мая 2012 года в суд поступила апелляционная жалоба, поданная администрацией Октябрьского района г. Владимира, в которой содержится просьба вынесенное решение отменить с разрешением вопроса по существу.
Проверив материалы дела, заслушав объяснения представителя администрации Октябрьского района Г.Ю., заслушав объяснения представителя администрации г. Владимира и одновременно отдела по охране окружающей среды администрации г. Владимира Ф., заслушав возражения представителя Управления административно-технического надзора Владимирской области П.О., заслушав возражения представителя Департамента лесного хозяйства администрации Владимирской области и одновременно ГКУ ВО "Владимирское лесничество" П.С., заслушав заключение прокурора Куропаткина А.В., полагавшего, что оснований для отмены решения суда не имеется, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.
Основания для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке предусмотрены ст. 330 ГПК РФ.
Таких оснований судебной коллегией при рассмотрении данного дела не установлено.
На основании ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Данное право также закреплено в п. 1 ст. 11 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", ст. 8 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".
На основании положений ст. 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-эпидемиологических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, захламление земель.
В силу ст. 51 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ, с учетом положений ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ отходы производства и потребления, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых, должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 2 ст. 21 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ, регулирующей отношения, возникающие в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а также отношения, возникающие в области охраны окружающей среды, содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.
Положениями ч. 3 ст. 8 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" установлено, что к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с отходами относится организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
В соответствии с п. п. 24, 25 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ к вопросам местного значения отнесены организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, организация благоустройства и озеленения территории городского округа.
Судом первой инстанции установлено, что администрации г. Владимира и Октябрьского района г. Владимира не осуществляют мероприятия ликвидации несанкционированного места складирования отходов в квартале N 76 выдела 25 Пригородного участкового лесничества (в районе д. **** по ул. ****, мкр.****, г.****).
Учитывая, что данная территория относится к Октябрьскому району г. Владимира, судебная коллегия полагает, что суд правомерно возложил на ответчиков обязанность организовать работы по ликвидации несанкционированного места складирования отходов по данному адресу.
Доводы апелляционной жалобы о том, что судом неверно определены ответчики по делу, неверно определен собственник либо правообладатель указанного земельного участка, судебная коллегия признает несостоятельными.
Согласно пп. 25 п. 1 ст. 37 Устава МО г. Владимир к полномочиям администрации города относится организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. Аналогичные положения в отношении администрации Октябрьского района г. Владимира содержит п. 4.2 Положения об администрации Октябрьского района г. Владимира согласно которым администрация района осуществляет полномочия в области в области благоустройства и содержания территории, в том числе организует работу и осуществляет контроль за проведением работ по озеленению, уборке, обнаружению и ликвидации стихийных свалок, поддержанию благоустройства и порядка на территории района, организует работу и осуществляет контроль за работой по благоустройству, охране зеленых насаждений, обеспечивает своевременную очистку территорий района от горючих отходов, мусора, сухой растительности.
Следовательно, организация работ по ликвидации свалки правомерно возложена на ответчиков.
Доводы апелляционной жалобы не содержат обстоятельств, свидетельствующих о нарушении судом норм материального и процессуального права, и повлечь отмену вынесенного решения не могут.
Судебная коллегия полагает, что судом правильно установлены обстоятельства дела, выводы основаны на фактических обстоятельствах дела и в соответствии с положениями законодательства, регулирующего спорные правоотношения.
На основании изложенного, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы администрации Октябрьского района г. Владимира и отмены обжалуемого решения Октябрьского районного суда г. Владимира от 23 апреля 2012 года судебная коллегия не усматривает, решение суда является законным и обоснованным, а оснований для его отмены не имеется.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решения Октябрьского районного суда г. Владимира от 23 апреля 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Октябрьского района г. Владимира - без удовлетворения.

Председательствующий
Р.Е.СУДАКОВА

Судьи
Л.В.ОГУДИНА
О.И.ЕМЕЛЬЯНОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)