Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ ОТ 23.08.2012 ПО ДЕЛУ N 33-1392/57

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 23 августа 2012 г. по делу N 33-1392/57


Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе:
судьи-председательствующего Адушкиной И.В.
судей Бажанова А.О., Середы Л.И.
при секретаре Х.
рассмотрела в открытом судебном заседании от 23 августа 2012 г. в г. Саранске Республики Мордовия дело по апелляционной жалобе заместителя Главы Администрации городского округа Саранск - директора Департамента по правовым вопросам К. на решение Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 30 мая 2012 г.
Заслушав доклад судьи Адушкиной И.В., судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия

установила:

С.М., С.И. и С.В. обратились в суд с иском к Администрации городского округа Саранск о признании отказов незаконными, возложении обязанности утвердить схему расположения земельного участка, заключить договор купли-продажи земельного участка (л.д. 4 - 6).
В обоснование требований истцы указали, что жилой дом, расположенный по адресу: <...>, принадлежит им на праве общей долевой собственности: С.М. - <...> доли, С.И. - <...> доли, С.В. - <...>. При обращении в Администрацию городского округа Саранск с заявлением о согласовании схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории для размещения дома индивидуальной жилой застройки по вышеуказанному адресу, им было отказано по тем основаниям, что на данном земельном участке находятся строения, построенные без получения на это необходимых разрешений, то есть самовольные постройки. Также они обратились с заявлением о предоставлении данного земельного участка в общую долевую собственность за плату - С.М. - <...> доли, С.И. - <...> доли, С.В. - доли. Истцам в этом также отказано из-за отсутствия кадастрового паспорта на земельный участок.
Истцы просили признать незаконным отказ Администрации городского округа Саранск в согласовании схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории для размещения дома индивидуальной жилой застройки по адресу: <...>. Обязать Администрацию городского округа Саранск утвердить и выдать схему расположения земельного участка площадью <...> кв. метров для размещения указанного дома. Признать незаконным отказ Администрации городского округа Саранск в предоставлении в общую долевую собственность за плату земельного участка площадью <...> кв. метров, расположенного по адресу: <...>. Обязать Администрацию городского округа Саранск заключить договор купли-продажи с С.М. на <...> долю, С.И. на <...> долю и С.В. на <...> долю указанного земельного участка.
Решением Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 30 мая 2012 г. исковые требования полностью удовлетворены (л.д. 58 - 65).
В апелляционной жалобе заместитель Главы Администрации городского округа Саранск - директор Департамента по правовым вопросам К. считает решение незаконным, постановленным с нарушением норм материального права, просит его отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении требований истцов (л.д. 86 - 88).
В жалобе указал, что судом не учтено, что Администрацией городского округа Саранск не оспорено право на приобретение земельного участка, и истцам было правомерно отказано в согласовании схемы расположения земельного участка из-за не предоставления кадастрового паспорта на земельный участок. Считает, что суд преждевременно решил вопрос о понуждении Администрации городского округа Саранск к заключению договора купли-продажи, поскольку на момент подачи заявления в Администрацию городского округа Саранск о предоставлении в собственность земельного участка и на момент вынесения решения схема расположения земельного участка не утверждена и не выполнена процедура по постановке земельного участка на государственный кадастровый учет.
В судебное заседание истцы С.М., С.И. и С.В. не явились, представили заявления с просьбой рассмотреть апелляционную жалобу в их отсутствие.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия заслушав пояснения представителя администрации городского округа Саранск С.Е., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, представителя истцов - Д., просившей об оставлении решения без изменения, проверив законность и обоснованность решения суда, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, находит его подлежащим оставлению без изменения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
На основании статьи 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 ЗК Российской Федерации.
В силу пункта 7 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации в случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
Судом установлено и из материалов дела следует, что жилой дом, расположенный по адресу: <...>, принадлежит истцам на праве общей долевой собственности С.М. - <...> доли, С.И. - <...> доли, С.В. - <...>, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права <...> от 20 декабря 2011 г., <...> от 25 ноября 2011 г., <...> от 25 ноября 2011 г., выданных Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия на основании свидетельств о праве на наследство по завещанию и по закону (л.д. 36, 37, 38).
Вышеуказанное домовладение расположено на земельном участке по фактическому пользованию площадью <...> кв. метров (л.д. 27, 30).
Письмом Администрации городского округа Саранск <...> от 28 марта 2012 г. истцам отказано в согласовании схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории в связи с тем, что на данном земельном участке находятся строения, построенные без получения на это необходимых разрешений, то есть самовольные постройки (л.д. 11).
Письмом <...> 28 апреля 2012 г. истцам также отказано в предоставлении земельного участка в собственность за плату в связи с тем, что не представлен кадастровый паспорт на земельный участок (л.д. 12).
В соответствии с пунктом 7 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации в случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Вопреки доводам подателя апелляционной жалобы, суд первой инстанции, проанализировав положения части 7 статьи 36 ЗК Российской Федерации правомерно констатировал, что согласование и утверждение схемы расположения земельного участка является обязанностью органа местного самоуправления. Невыполнение Администрацией городского округа Саранск данных обязанностей, препятствует истцам реализовать свое право на приобретение земельного участка, расположенного под домовладением, в собственность, постановке участка на кадастровый учет, что невозможно без утверждения схемы расположения земельного участка.
В этой связи, суд правильно счел незаконным отказ администрации городского округа Саранск в подготовке и утверждении истцам схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, поскольку законом не предусмотрено право требования органом местного самоуправления каких-либо еще документов, кроме заявления, что истцами было выполнено.
В апелляционной жалобе не приводится никаких новых данных, опровергающих выводы суда и нуждающихся в дополнительной проверке.
Согласно пунктам 5 и 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления с заявлением о приобретении прав на земельный участок.
Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя представления дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.
Земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 ЗК Российской Федерации, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 настоящего Кодекса.
Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев:
- - изъятия земельных участков из оборота;
- - установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков;
- - резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.
Как установлено судом первой инстанции, С.М., С.И. и С.В. являются собственниками жилого дома, расположенного на приобретаемом земельном участке, что представителем Администрации городского округа Саранск не оспаривается.
Таким образом, заявители как собственники расположенного на земельном участке недвижимого имущества имеют право на земельный участок, на котором расположен данный объект недвижимости.
Судом первой инстанции сделан обоснованный вывод о том, что условий, препятствующих заключению Администрацией городского округа Саранск с истцами договора купли-продажи спорного земельного участка после утверждения схемы расположения земельного участка, не имеется, и на ответчика правомерно возложена обязанность по заключению указанного договора.
Довод апелляционной жалобы о преждевременном решении вопроса о понуждении Администрации городского округа Саранск к заключению договора купли-продажи отклоняется как несостоятельный, поскольку каких-либо иных обстоятельств, указывающих о невозможности принять решение о предоставлении земельного участка истцам на праве собственности, ответчиком не представлено.
Оснований для переоценки представленных доказательств и иного применения норм материального права у суда второй инстанции не имеется, так как выводы суда первой инстанции полностью соответствуют обстоятельствам данного дела, и спор по существу разрешен правильно.
Нарушений норм законодательства, влекущих отмену решения, по настоящему делу установлено не было. Таким образом, оснований к отмене решения по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Исходя из изложенного, руководствуясь пунктом 1 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия

определила:

решение Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 30 мая 2012 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу заместителя Главы Администрации городского округа Саранск - директора Департамента по правовым вопросам К. - без удовлетворения.

Председательствующий
И.В.АДУШКИНА

Судьи
А.О.БАЖАНОВ
Л.И.СЕРЕДА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)