Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Черчага С.В.
судей Нурисламовой Э.Р.
Ткачевой А.А.
при секретаре Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе П.Н., П.Л. на решение Чишминского районного суда Республики Башкортостан от 13 апреля 2012 года, которым постановлено:
в удовлетворении искового заявления П.Н., П.Л. к Администрации сельского поселения ... сельсовет Муниципального района ... район Республики Башкортостан, внутрихозяйственной комиссии сельского поселения ... сельсовет муниципального района ... район Республики Башкортостан о признании отказа в предоставлении земельной доли (пая) в праве общей долевой собственности недействительным, об обязании внутрихозяйственную комиссию СП ... сельсовет МР ... район РБ и Администрацию СП ... сельсовет МР ... район РБ предоставить им земельную долю площадью 7,5 га каждому, образовать новое землепользование, и взыскании судебных расходов отказать.
Заслушав доклад судьи Нурисламовой Э.Р., судебная коллегия
установила:
П.Н. и П.Л. обратились с иском к Администрации сельского поселения ... сельсовет Муниципального района ... район Республики Башкортостан, внутрихозяйственной комиссии сельского поселения ... сельсовет муниципального района ... район Республики Башкортостан, указав, что П.Н. работал трактористом в колхозе "..."... района Республики Башкортостан, стаж работы составил 36 лет, а также в средней общеобразовательной школе ... в период с ... года по ... года рабочим по обслуживанию здания. П.Л. проработала в общей сложности 35 лет в колхозе "..."... <...> 18 лет кассиром и 17 лет бухгалтером детских садов и школ, однако внутрихозяйственной комиссия СП ... сельсовет МР ... РБ ... года в предоставлении П.Н., П.Л. необоснованно отказала в выделе земельной доли (пая) из земель сельскохозяйственного назначения, в связи с чем, просят обязать внутрихозяйственную комиссию СП ... сельсовет МР ... РБ и Администрацию СП ... сельсовет МР ... район РБ предоставить им земельную долю площадью 7,5 га каждому, и образовать новое землепользование, взыскать с ответчиков в пользу П.Л. расходы по оплате услуг адвоката в сумме ... рублей.
Суд вынес вышеприведенное решение.
Не согласившись с решением суда, в апелляционной жалобе П.Н., П.Л. ставится вопрос об отмене судебного постановления ввиду неверного определения судом обстоятельств дела, так как суд не принял во внимание, что исчисление срока исковой давности необходимо производить с момента, когда истцам фактически стало известно об отказе предоставить им земельную долю площадью 7,5 га, кроме того, суд, не принял во внимание наличие большого трудового стажа заявителей в колхозе "...".
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав П.Л., П.Н., поддержавших доводы апелляционной жалобы, представителя Администрации МР ... район МР Республики Башкортостан - Б., представителя Администрации СП ... сельсовет МР ... район Республики Башкортостан - З., полагавших, что решение суда является законным и обоснованным, судебная коллегия считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Согласно ч. 4 ст. 1 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ (ред. от 29.12.2010) "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" приватизация земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, Земельным кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами. Приватизация указанных земельных участков, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, осуществляется с момента, установленного законом субъекта Российской Федерации.
В силу ч. 1 статьи 21.2. Закона Республики Башкортостан от 05.01.2004 N 59-з (ред. от 27.03.2012) "О регулировании земельных отношений в Республике Башкортостан" гражданам, имеющим право в соответствии с законодательством на получение земельной доли (пая), земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения предоставляются на праве общей собственности бесплатно однократно.
Согласно ч. 3, 4, 5 ст. 21.2 Закона Республики Башкортостан от 05.01.2004 N 59-з (ред. от 27.03.2012) "О регулировании земельных отношений в Республике Башкортостан" право на бесплатное однократное получение земельной доли (пая) имеют:
1) граждане, имевшие по состоянию на 1 января 1992 года право на получение земельной доли (пая) при реорганизации колхозов, совхозов и иных сельскохозяйственных предприятий в соответствии с решениями трудовых коллективов;
2) работники сельскохозяйственной организации (предприятия), уволенные из этой организации (предприятия) после 1 января 1992 года по сокращению численности или штата либо в связи с ее (его) ликвидацией;
3) работники сельскохозяйственной организации (предприятия), постоянно работающие в ней (нем) и постоянно проживающие в сельском поселении (муниципальном образовании), на территории которого расположена данная сельскохозяйственная организация (предприятие);
4) пенсионеры, вышедшие на пенсию в сельскохозяйственной организации (предприятии) и проживающие на территории сельского поселения (муниципального образования), в котором сельскохозяйственная организация (предприятие) образована;
5) работники предприятий и организаций здравоохранения, культуры, образовательных учреждений, расположенных на территории сельского поселения (муниципального образования), в котором сельскохозяйственная организация (предприятие) образована;
6) временно отсутствующие работники сельскохозяйственной организации (предприятия) - военнослужащие срочной службы, стипендиаты хозяйства, работники, направленные на повышение квалификации, лица, имеющие право вернуться в соответствии с действующим законодательством на прежнее место работы (в случае их возвращения), женщины, находящиеся в отпуске по беременности и родам и отпуске по уходу за ребенком.
4. Указанные в части 3 настоящей статьи лица имеют право на первичное получение земельной доли (пая) только в одной сельскохозяйственной организации (предприятии).
5. Списки граждан, имеющих право на бесплатное однократное получение земельной доли (пая), утверждаются решением общего собрания сельскохозяйственной организации (предприятия). Общее собрание сельскохозяйственной организации (предприятия) считается правомочным, если на нем присутствует не менее 50 процентов всех его членов. Решения принимаются большинством голосов присутствующих на собрании членов сельскохозяйственной организации (предприятия).
В случае если сельскохозяйственная организация (предприятие) ликвидирована, то общее собрание граждан, имеющих право на бесплатное однократное получение земельной доли (пая), организуется органом местного самоуправления, на территории которого расположены земли ликвидированной организации (предприятия).
Согласно п. п. 2.1. - 2.4 Порядка работы внутрихозяйственных и районных комиссий по бесплатному однократному предоставлению земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной собственности, гражданам на праве общей собственности, утвержденного Постановлением Правительства РБ от 15.03.2006 N 60 (ред. от 16.11.2009) внутрихозяйственные комиссии создаются сельскохозяйственными организациями, а в случае ликвидации сельскохозяйственных организаций - органами местного самоуправления сельских поселений, на территории которых расположены земли ликвидированных сельскохозяйственных организаций.
Руководство указанными комиссиями осуществляют руководители сельскохозяйственных организаций или главы администраций сельских поселений.
В состав внутрихозяйственных комиссий включаются представители сельскохозяйственных организаций, органов местного самоуправления сельских поселений, территориального органа Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан, управления (отдела) сельского хозяйства администрации муниципального района, ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств района.
К основным полномочиям внутрихозяйственной комиссии относятся:
- принятие заявлений граждан на участие в бесплатной приватизации земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения;
- составление (уточнение) списков граждан, имеющих право на бесплатное однократное получение земельной доли (пая);
- определение площадей сельскохозяйственных угодий, подлежащих приватизации, и размера земельной доли (пая) в сельскохозяйственной организации;
- организация в соответствии с установленным порядком публикации в средствах массовой информации сведений о бесплатной приватизации земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения;
- рассмотрение землеустроительных материалов, в том числе проектов перераспределения земель;
- проведение общих собраний сельскохозяйственных организаций или граждан, имеющих право на получение земельной доли;
- сбор заявлений граждан на предоставление земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в общую собственность для представления в уполномоченный орган;
- проведение информационно-разъяснительной работы и консультирование граждан по вопросам бесплатной приватизации земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения;
- контроль за соблюдением законности при приватизации земель сельскохозяйственного назначения;
- обеспечение землеустройства на территории сельскохозяйственной организации или сельского поселения.
Деятельность внутрихозяйственной комиссии осуществляется в соответствии с настоящим Порядком и иными нормативными правовыми актами Республики Башкортостан.
Деятельность внутрихозяйственной комиссии, созданной органом местного самоуправления сельского поселения, осуществляется также в соответствии с решениями органа местного самоуправления сельского поселения.
Из материалов дела следует, что П.Н. работал в колхозе "..."... района РБ трактористом в период с ... года по ... года, уволен по собственному желанию согласно ст. 38 ТК РФ, что подтверждается копией трудовой книжки колхозника. (л.д. .........)
Согласно справке N ..., выданной администрацией СОШ ... от ... года, П.Н. работал в Средней общеобразовательной школе ... в период с ... года по ... года рабочим по обслуживанию здания. (л.д. 125).
П.Л. работала в колхозе "..."... сельсовет ... района РБ ...... в периоды с ... года по ... год, с ... года по ... год, в связи с сокращением штата переведена в другую организацию. (л.д. ...).
В период с ... года по ... года П.Л. работала в организациях, не являющихся структурными подразделениями колхоза "...".
Решением девятого заседания двадцать четвертого созыва сельского Совета МО... сельсовет ... района РБ от ... года утверждена комиссия по определению земельной доли граждан, проживающих на территории СПК "...".
Решением комиссии по определению земельной доли граждан, проживающих на территории СПК "..." МО ... сельский Совет от ... года утвержден список граждан, имеющих и не имеющих право на получение земельной доли.
Решением общего собрания членов СПК "..." муниципального района ... район от... года утвержден список участников общей долевой собственности и размер земельных долей каждого участника общей долевой собственности, а также проект границ земельных участков, подлежащих предоставлению гражданам на праве общей собственности.
... года П.Н. обратился в сельское поселение ... сельсовет с заявлением на участие в бесплатной приватизации земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения.
... года П.Л. обратилась в сельское поселение ... сельсовет с заявлением на участие в бесплатной приватизации земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения.
... года председателем внутрихозяйственной комиссии сельского поселения ... сельсовет муниципального района ... район РБ П.Н. и П.Л. был направлен письменный ответ, из которого следует, что П-вым в приватизации земельного участка на праве общей долевой собственности из земель сельскохозяйственного назначения отказано на основании п. 3 ст. 21 Закона РБ "О внесении изменений в закон РБ "О регулировании земельных отношений в РБ" N...-З от ... года.
... года было принято постановление главы администрации муниципального района ... район N...-п об утверждении проекта границ разделения единых землепользователей из земель сельскохозяйственного назначения и о предоставлении лицам, включенным в утвержденный общим собранием список, земельной доли (пая) в порядке приватизации.
Отказывая в иске, суд пришел к выводу о том, что истцы не относятся к категорий граждан, имеющих право на бесплатное однократное получение земельной доли (пая) в собственность, согласно п. 3 ст. 21.2 Закона Республики Башкортостан "О регулировании земельных отношений в Республике Башкортостан".
С данными выводами суда судебная коллегия соглашается, поскольку они законны и подтверждаются материалами дела.
По смыслу вышеприведенных норм закона следует, что списки граждан, имеющих право на бесплатное однократное получение земельной доли (пая), утверждаются решением общего собрания сельскохозяйственной организации (предприятия), в связи с чем, администрация сельского поселения ... сельский Совет ... района не правомочна предоставлять земельную долю истцам без решения общего собрания членов СПК "..." и требования истцов о возложении обязанности на внутрихозяйственную комиссию СП... сельсовет МР ... район РБ и администрацию СП ... сельсовет ... района РБ предоставить им земельную долю в размере 7,5 га каждому является необоснованным.
С выводами суда о пропуске срока для обжалования отказа внутрихозяйственной комиссии СП... сельсовет МР ... района от ... года в предоставлении земельной доли недействительным судебная коллегия также соглашается, поскольку с исковым заявлением для защиты своих интересов истцы обратились лишь ... года (л.д. ...), т.е. с нарушением срока, предусмотренного ст. 196 Гражданского кодекса Российской Федерации.
При этом каких-либо доказательств пропуска срока исковой давности по уважительной причине в материалах дела не имеется.
Доводы апелляционной жалобы о том, что о дополнительном списке истцам стало известно лишь ... года и с этой даты следует исчислять срок исковой давности, не может быть принят судебной коллегией, поскольку дополнительный список граждан, имеющих право на бесплатную приватизацию земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения СПК "..."... района утвержден общим собранием членов СПК "..."... года, тогда как, согласно уточненным исковым требованиям П.А. ими обжаловался отказ комиссии от ... года (л.д. ...).
Таким образом, оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ для отмены судебного решения не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Чишминского районного суда Республики Башкортостан от 13 апреля 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу П.Н., П.Л. - без удовлетворения.
Председательствующий
С.В.ЧЕРЧАГА
Судьи
Э.Р.НУРИСЛАМОВА
А.А.ТКАЧЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН ОТ 14.06.2012 ПО ДЕЛУ N 33-6672/2012
Разделы:Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 14 июня 2012 г. по делу N 33-6672/2012
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Черчага С.В.
судей Нурисламовой Э.Р.
Ткачевой А.А.
при секретаре Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе П.Н., П.Л. на решение Чишминского районного суда Республики Башкортостан от 13 апреля 2012 года, которым постановлено:
в удовлетворении искового заявления П.Н., П.Л. к Администрации сельского поселения ... сельсовет Муниципального района ... район Республики Башкортостан, внутрихозяйственной комиссии сельского поселения ... сельсовет муниципального района ... район Республики Башкортостан о признании отказа в предоставлении земельной доли (пая) в праве общей долевой собственности недействительным, об обязании внутрихозяйственную комиссию СП ... сельсовет МР ... район РБ и Администрацию СП ... сельсовет МР ... район РБ предоставить им земельную долю площадью 7,5 га каждому, образовать новое землепользование, и взыскании судебных расходов отказать.
Заслушав доклад судьи Нурисламовой Э.Р., судебная коллегия
установила:
П.Н. и П.Л. обратились с иском к Администрации сельского поселения ... сельсовет Муниципального района ... район Республики Башкортостан, внутрихозяйственной комиссии сельского поселения ... сельсовет муниципального района ... район Республики Башкортостан, указав, что П.Н. работал трактористом в колхозе "..."... района Республики Башкортостан, стаж работы составил 36 лет, а также в средней общеобразовательной школе ... в период с ... года по ... года рабочим по обслуживанию здания. П.Л. проработала в общей сложности 35 лет в колхозе "..."... <...> 18 лет кассиром и 17 лет бухгалтером детских садов и школ, однако внутрихозяйственной комиссия СП ... сельсовет МР ... РБ ... года в предоставлении П.Н., П.Л. необоснованно отказала в выделе земельной доли (пая) из земель сельскохозяйственного назначения, в связи с чем, просят обязать внутрихозяйственную комиссию СП ... сельсовет МР ... РБ и Администрацию СП ... сельсовет МР ... район РБ предоставить им земельную долю площадью 7,5 га каждому, и образовать новое землепользование, взыскать с ответчиков в пользу П.Л. расходы по оплате услуг адвоката в сумме ... рублей.
Суд вынес вышеприведенное решение.
Не согласившись с решением суда, в апелляционной жалобе П.Н., П.Л. ставится вопрос об отмене судебного постановления ввиду неверного определения судом обстоятельств дела, так как суд не принял во внимание, что исчисление срока исковой давности необходимо производить с момента, когда истцам фактически стало известно об отказе предоставить им земельную долю площадью 7,5 га, кроме того, суд, не принял во внимание наличие большого трудового стажа заявителей в колхозе "...".
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав П.Л., П.Н., поддержавших доводы апелляционной жалобы, представителя Администрации МР ... район МР Республики Башкортостан - Б., представителя Администрации СП ... сельсовет МР ... район Республики Башкортостан - З., полагавших, что решение суда является законным и обоснованным, судебная коллегия считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Согласно ч. 4 ст. 1 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ (ред. от 29.12.2010) "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" приватизация земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, Земельным кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами. Приватизация указанных земельных участков, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, осуществляется с момента, установленного законом субъекта Российской Федерации.
В силу ч. 1 статьи 21.2. Закона Республики Башкортостан от 05.01.2004 N 59-з (ред. от 27.03.2012) "О регулировании земельных отношений в Республике Башкортостан" гражданам, имеющим право в соответствии с законодательством на получение земельной доли (пая), земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения предоставляются на праве общей собственности бесплатно однократно.
Согласно ч. 3, 4, 5 ст. 21.2 Закона Республики Башкортостан от 05.01.2004 N 59-з (ред. от 27.03.2012) "О регулировании земельных отношений в Республике Башкортостан" право на бесплатное однократное получение земельной доли (пая) имеют:
1) граждане, имевшие по состоянию на 1 января 1992 года право на получение земельной доли (пая) при реорганизации колхозов, совхозов и иных сельскохозяйственных предприятий в соответствии с решениями трудовых коллективов;
2) работники сельскохозяйственной организации (предприятия), уволенные из этой организации (предприятия) после 1 января 1992 года по сокращению численности или штата либо в связи с ее (его) ликвидацией;
3) работники сельскохозяйственной организации (предприятия), постоянно работающие в ней (нем) и постоянно проживающие в сельском поселении (муниципальном образовании), на территории которого расположена данная сельскохозяйственная организация (предприятие);
4) пенсионеры, вышедшие на пенсию в сельскохозяйственной организации (предприятии) и проживающие на территории сельского поселения (муниципального образования), в котором сельскохозяйственная организация (предприятие) образована;
5) работники предприятий и организаций здравоохранения, культуры, образовательных учреждений, расположенных на территории сельского поселения (муниципального образования), в котором сельскохозяйственная организация (предприятие) образована;
6) временно отсутствующие работники сельскохозяйственной организации (предприятия) - военнослужащие срочной службы, стипендиаты хозяйства, работники, направленные на повышение квалификации, лица, имеющие право вернуться в соответствии с действующим законодательством на прежнее место работы (в случае их возвращения), женщины, находящиеся в отпуске по беременности и родам и отпуске по уходу за ребенком.
4. Указанные в части 3 настоящей статьи лица имеют право на первичное получение земельной доли (пая) только в одной сельскохозяйственной организации (предприятии).
5. Списки граждан, имеющих право на бесплатное однократное получение земельной доли (пая), утверждаются решением общего собрания сельскохозяйственной организации (предприятия). Общее собрание сельскохозяйственной организации (предприятия) считается правомочным, если на нем присутствует не менее 50 процентов всех его членов. Решения принимаются большинством голосов присутствующих на собрании членов сельскохозяйственной организации (предприятия).
В случае если сельскохозяйственная организация (предприятие) ликвидирована, то общее собрание граждан, имеющих право на бесплатное однократное получение земельной доли (пая), организуется органом местного самоуправления, на территории которого расположены земли ликвидированной организации (предприятия).
Согласно п. п. 2.1. - 2.4 Порядка работы внутрихозяйственных и районных комиссий по бесплатному однократному предоставлению земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной собственности, гражданам на праве общей собственности, утвержденного Постановлением Правительства РБ от 15.03.2006 N 60 (ред. от 16.11.2009) внутрихозяйственные комиссии создаются сельскохозяйственными организациями, а в случае ликвидации сельскохозяйственных организаций - органами местного самоуправления сельских поселений, на территории которых расположены земли ликвидированных сельскохозяйственных организаций.
Руководство указанными комиссиями осуществляют руководители сельскохозяйственных организаций или главы администраций сельских поселений.
В состав внутрихозяйственных комиссий включаются представители сельскохозяйственных организаций, органов местного самоуправления сельских поселений, территориального органа Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан, управления (отдела) сельского хозяйства администрации муниципального района, ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств района.
К основным полномочиям внутрихозяйственной комиссии относятся:
- принятие заявлений граждан на участие в бесплатной приватизации земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения;
- составление (уточнение) списков граждан, имеющих право на бесплатное однократное получение земельной доли (пая);
- определение площадей сельскохозяйственных угодий, подлежащих приватизации, и размера земельной доли (пая) в сельскохозяйственной организации;
- организация в соответствии с установленным порядком публикации в средствах массовой информации сведений о бесплатной приватизации земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения;
- рассмотрение землеустроительных материалов, в том числе проектов перераспределения земель;
- проведение общих собраний сельскохозяйственных организаций или граждан, имеющих право на получение земельной доли;
- сбор заявлений граждан на предоставление земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в общую собственность для представления в уполномоченный орган;
- проведение информационно-разъяснительной работы и консультирование граждан по вопросам бесплатной приватизации земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения;
- контроль за соблюдением законности при приватизации земель сельскохозяйственного назначения;
- обеспечение землеустройства на территории сельскохозяйственной организации или сельского поселения.
Деятельность внутрихозяйственной комиссии осуществляется в соответствии с настоящим Порядком и иными нормативными правовыми актами Республики Башкортостан.
Деятельность внутрихозяйственной комиссии, созданной органом местного самоуправления сельского поселения, осуществляется также в соответствии с решениями органа местного самоуправления сельского поселения.
Из материалов дела следует, что П.Н. работал в колхозе "..."... района РБ трактористом в период с ... года по ... года, уволен по собственному желанию согласно ст. 38 ТК РФ, что подтверждается копией трудовой книжки колхозника. (л.д. .........)
Согласно справке N ..., выданной администрацией СОШ ... от ... года, П.Н. работал в Средней общеобразовательной школе ... в период с ... года по ... года рабочим по обслуживанию здания. (л.д. 125).
П.Л. работала в колхозе "..."... сельсовет ... района РБ ...... в периоды с ... года по ... год, с ... года по ... год, в связи с сокращением штата переведена в другую организацию. (л.д. ...).
В период с ... года по ... года П.Л. работала в организациях, не являющихся структурными подразделениями колхоза "...".
Решением девятого заседания двадцать четвертого созыва сельского Совета МО... сельсовет ... района РБ от ... года утверждена комиссия по определению земельной доли граждан, проживающих на территории СПК "...".
Решением комиссии по определению земельной доли граждан, проживающих на территории СПК "..." МО ... сельский Совет от ... года утвержден список граждан, имеющих и не имеющих право на получение земельной доли.
Решением общего собрания членов СПК "..." муниципального района ... район от... года утвержден список участников общей долевой собственности и размер земельных долей каждого участника общей долевой собственности, а также проект границ земельных участков, подлежащих предоставлению гражданам на праве общей собственности.
... года П.Н. обратился в сельское поселение ... сельсовет с заявлением на участие в бесплатной приватизации земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения.
... года П.Л. обратилась в сельское поселение ... сельсовет с заявлением на участие в бесплатной приватизации земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения.
... года председателем внутрихозяйственной комиссии сельского поселения ... сельсовет муниципального района ... район РБ П.Н. и П.Л. был направлен письменный ответ, из которого следует, что П-вым в приватизации земельного участка на праве общей долевой собственности из земель сельскохозяйственного назначения отказано на основании п. 3 ст. 21 Закона РБ "О внесении изменений в закон РБ "О регулировании земельных отношений в РБ" N...-З от ... года.
... года было принято постановление главы администрации муниципального района ... район N...-п об утверждении проекта границ разделения единых землепользователей из земель сельскохозяйственного назначения и о предоставлении лицам, включенным в утвержденный общим собранием список, земельной доли (пая) в порядке приватизации.
Отказывая в иске, суд пришел к выводу о том, что истцы не относятся к категорий граждан, имеющих право на бесплатное однократное получение земельной доли (пая) в собственность, согласно п. 3 ст. 21.2 Закона Республики Башкортостан "О регулировании земельных отношений в Республике Башкортостан".
С данными выводами суда судебная коллегия соглашается, поскольку они законны и подтверждаются материалами дела.
По смыслу вышеприведенных норм закона следует, что списки граждан, имеющих право на бесплатное однократное получение земельной доли (пая), утверждаются решением общего собрания сельскохозяйственной организации (предприятия), в связи с чем, администрация сельского поселения ... сельский Совет ... района не правомочна предоставлять земельную долю истцам без решения общего собрания членов СПК "..." и требования истцов о возложении обязанности на внутрихозяйственную комиссию СП... сельсовет МР ... район РБ и администрацию СП ... сельсовет ... района РБ предоставить им земельную долю в размере 7,5 га каждому является необоснованным.
С выводами суда о пропуске срока для обжалования отказа внутрихозяйственной комиссии СП... сельсовет МР ... района от ... года в предоставлении земельной доли недействительным судебная коллегия также соглашается, поскольку с исковым заявлением для защиты своих интересов истцы обратились лишь ... года (л.д. ...), т.е. с нарушением срока, предусмотренного ст. 196 Гражданского кодекса Российской Федерации.
При этом каких-либо доказательств пропуска срока исковой давности по уважительной причине в материалах дела не имеется.
Доводы апелляционной жалобы о том, что о дополнительном списке истцам стало известно лишь ... года и с этой даты следует исчислять срок исковой давности, не может быть принят судебной коллегией, поскольку дополнительный список граждан, имеющих право на бесплатную приватизацию земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения СПК "..."... района утвержден общим собранием членов СПК "..."... года, тогда как, согласно уточненным исковым требованиям П.А. ими обжаловался отказ комиссии от ... года (л.д. ...).
Таким образом, оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ для отмены судебного решения не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Чишминского районного суда Республики Башкортостан от 13 апреля 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу П.Н., П.Л. - без удовлетворения.
Председательствующий
С.В.ЧЕРЧАГА
Судьи
Э.Р.НУРИСЛАМОВА
А.А.ТКАЧЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)