Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕССКОЙ РЕСПУБЛИКИ ОТ 06.06.2012 ПО ДЕЛУ N 33-221/12

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВЕРХОВНЫЙ СУД КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕССКОЙ РЕСПУБЛИКИ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 6 июня 2012 г. по делу N 33-221/12


Судья Каракетов З.С.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Карачаево-Черкесской Республики в составе
председательствующего Гришиной С.Г.,
судей: Сыч О.А., Болатчиевой А.А.,
при секретаре судебного заседания Л.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе У. на решение Карачаевского городского суда Карачаево-Черкесской Республики от 16 марта 2012 года, по
исковому заявлению администрации Карачаевского городского округа и товарищества собственников жилья "Горянка" к У. о сносе самовольно строящегося объекта.
Заслушав доклад судьи Верховного суда Карачаево-Черкесской Республики Сыч О.А., объяснения представителя соистца Товарищества собственников жилья "Горянка" - Ч., судебная коллегия

установила:

Администрация Карачаевского городского округа обратилась в суд с иском к У. о сносе самовольно строящегося объекта. В обоснование заявленных требований указала, что 10 октября 2011 года комиссией администрации Карачаевского городского округа было осуществлено обследование строящегося объекта по адресу:, в результате которого установлено, что У. самовольно, без выданного в установленном порядке разрешения ведется строительство. Отсутствие решения органа местного самоуправления о согласовании строительства до начала всех работ или нарушение проекта строительства объекта, предоставлявшегося для согласования, является безусловным основанием для признания строительства самовольным. У., было предписано в разумный срок демонтировать самовольно построенный объект, а по завершению работ представить в администрацию Карачаевского городского округа акт приемки выполненных работ. Однако в разумный срок У. предписанные работы по демонтажу и сносу не были произведены, и строительство продолжается. Просит признать самовольное строительство объекта, расположенного в У. незаконным и обязать У. за свой счет снести строящийся объект, расположенный в районе дома.
Представитель администрации Карачаевского городского округа и товарищества собственников жилья "Горянка" в судебном заседании исковые требования поддержали и просили их удовлетворить.
Ответчик У. и ее представитель с требованиями администрации Карачаевского городского округа не согласились и просили отказать в их удовлетворении.
Представитель третьего лица - Унитарного муниципального предприятия "Теплоэлектросети" г. Карачаевска не возражала об удовлетворении требований администрации Карачаевского городского округа и товарищества собственников жилья "Горянка" к У. о сносе самовольно строящегося объекта.
Решением Карачаевского городского суда Карачаево-Черкесской Республики от 16 марта 2012 года исковые требования администрации Карачаевского городского округа и товарищества собственников жилья "Горянка" к У. о сносе самовольно строящегося объекта удовлетворены. Суд признал самовольное строительство объекта недвижимости, расположенного по адресу: Карачаево-Черкесская Республика,, на земельном участке У. незаконным, обязал У. за свой счет снести строящийся объект недвижимости и взыскал с У. понесенные по делу судебные расходы в пользу товарищества собственников жилья "Горянка" в размере рублей.
В апелляционной жалобе ответчик У. просит решение суда отменить, и вынести новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований администрации Карачаевского городского округа и товарищества собственников жилья "Горянка" к ней о сносе самовольно строящегося объекта. Считает решение незаконным и необоснованным, поскольку у нее были документы подтверждающие, что земельный участок закреплен за ней, и она имеет законный интерес на приобретение этого земельного участка в аренду и для продолжения строительства магазина. Суд не дал указанным обстоятельствам оценку. Суд в отсутствие решения (протокола) ТСЖ "Горянка", который должен быть принятым на общем собрании о том, что собственники не согласны со строительством магазина и предоставлении ей земельного участка, пришел к выводу, что права и интересы жителей нарушены.
В возражениях представитель товарищества собственников жилья "Горянка" просит решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу У. без удовлетворения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений относительно нее, выслушав объяснения лиц участвующих в деле, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как усматривается из материалов дела, на основании постановления администрации Карачаевского городского округа N ... от 30 декабря 2009 года "Об утверждении площади земельного участка по утверждена площадь земельного участка по по фактическому землепользованию мерою кв. м и передана собственникам помещений в многоквартирном доме по в общую долевую собственность земельный участок, расположенный на землях населенных пунктах, площадью кв. м (том 1, л.д. 22).
23 марта 2010 года выполнен межевой план указанного земельного участка (том 1, л.д. 9 - 18). 12 августа 2010 года утвержден акт согласования местоположения границ земельного участка (том 1, л.д. 19).
На основании постановления администрации Карачаевского городского округа N ... от 16 августа 2011 года "Об утверждении акта выбора и схемы расположения земельного участка в 5 метрах от по направлению на северо-восток в г. Карачевске, предназначенного для строительства магазина", утвержден акт выбора земельного участка под строительство магазина в 5 м от по направлению на северо-восток в г. Карачаевске.
Как видно из акта обследования строящегося объекта от 10 октября 2011 года (том. 1, л.д. 165), комиссией в составе: начальника отдела архитектуры и градостроительства Администрации Карачаевского городского округа; заместителя начальника отдела архитектуры и градостроительства Администрации Карачаевского городского округа; ведущего специалиста отдела архитектуры и градостроительства Администрации Карачаесквого городского округа; директора муниципального унитарного предприятия "Архсервис" и специалиста муниципального унитарного предприятия "Архсервис" произведено обследование строящегося объекта в в районе и установлено, что строительство гражданской У. ведется самовольно без выданного в установленном порядке разрешения, в связи с чем комиссия пришла к выводу о необходимости демонтировать построенный объект.
11 октября 2011 года в адрес У. Администрацией Карачаевского городского округа направлено предписание N ... (том 1, л.д. 166) которым У. предложено в течение 15 дней с момента его получения демонтировать самовольно возведенную постройку.
Суд, разрешая возникший спор, пришел к выводу о том, что постройка, которую возвела У., является самовольной, нарушает права и охраняемые законом интересы товарищества собственников жилья "Горянка" и МУП "Теплоэлектросеть" г. Карачаевска, следовательно, самовольно строящийся объект недвижимости, расположенный по адресу: КЧР,, на земельном участке не может быть сохранен и подлежит сносу.
Судебная коллегия соглашается с данным выводом суда по следующим основаниям.
Согласно статье 222 Гражданского кодекса Российской Федерации самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил. Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой - продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки. Самовольная постройка подлежит сносу осуществившим ее лицом либо за его счет, кроме случаев, предусмотренных пунктом 3 этой статьи.
Согласно ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, осуществляется на основании разрешения на строительство, которое представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт.
В соответствии с пунктом 5 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 данного Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса.
Согласно статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации гражданин, заинтересованный в предоставлении земельного участка для строительства, обращается в исполнительный орган государственной власти или местного самоуправления с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта (п. 1); орган местного самоуправления по заявлению гражданина обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного земельного кадастра и документов землеустройства с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями (п. 2); осуществляет информирование населения о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства (п. 3); результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства (п. 5); принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка или об отказе в размещении объекта (п. 6); решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства (п. 8).
Из вышеприведенных правовых норм следует, что для предоставления земельного участка под строительство необходимо обращение с соответствующим заявлением непосредственно лицом, заинтересованным в таком предоставлении.
В силу прямого указания пункт 2 ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации на орган местного самоуправления возложена обязанность по заявлению данного гражданина, обеспечить выбор испрашиваемого земельного участка.
Из материалов дела видно, что акт согласования местоположения границы земельного участка товарищества собственников жилья "Горянка" был оформлен 12 августа 2010 года.
Акт выбора земельного участка для строительства магазина, согласования, намечаемых проектных решений, технических условий на присоединение к источникам и коммуникациям У. был оформлен в 2009 году (том 1, л.д. 75 - 78). Расположение земельного участка определено в 5 метрах от в по направлению на северо-восток.
При согласовании земельного участка Унитарное муниципальное предприятие "Теплоэлектросеть" до начала строительства рекомендовало У. вынести из зоны застройки тепловые сети или проложить проходной канал. Между тем, как следует из ответа Унитарного муниципального предприятия "Теплоэлектросеть" за период с 2009 года по 2012 год, а архиве предприятия, акта выполненных работ по переносу теплотрассы на участке:, в 5 метрах от "а" по направлению на северо-восток не имеется. Перенос теплотрассы или проходного канала не осуществлялся.
В письменном обращении суду, Унитарное муниципальное предприятие "Теплоэлектросеть" N ... от (л.д. 188, 189) указало, что сооружение в виде магазина всерьез препятствует работе специалистов УМП "Теплоэлектросеть" в случае возникновения аварийной ситуации, ставя тем самым под угрозу надежность теплоснабжения горожан. Ведь в случае возникновения прорыва на теплотрассе специалисты предприятия не смогут оперативно его устранить, а значит, без отопления рискуют остаться жители города.
Из заключения кадастрового инженера фактическое местоположение границ земельного участка под магазином смещено относительно границ данного земельного участка, содержащихся в государственном кадастре недвижимости (ГКН) в северо-западном направлении и пересекает границы земельного участка под многоэтажной жилой застройкой и земельного участка по территорией рынка.
Указанное обстоятельство также подтверждается схемой границ земельных участков.
Из ответа общества с ограниченной ответственностью "Спецстрой" от (л.д. 47) видно, что на земельном участке с кадастровым номером N ... по адресу: "а" выявлено: при выносе в натуру поворотных точек Н1-Н5, большая часть незавершенного строительства находится на придомовой территории
Согласно ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается, как на основание своих требований и возражений, если иное не предусмотрено законом.
Так, У. в ходе рассмотрения дела не были представлены доказательства того, что строительство магазина ею ведется на отведенном для этих целей земельном участке.
Кроме этого, из представленных доказательств следует, что земельный участок под строительство магазина У. выделялся в 5 метрах от "а" по направлению на северо-восток в, а фактически строительство магазина ведется на земельном участке товарищества собственников жилья "Горянка".
Из кадастрового плана территории (том 1, л.д. 265) от 02 марта 2012 года N ... следует, что местоположение магазина установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир "а". Участок находится примерно в 5 м от ориентира по направлению на северо-восток.
Таким образом, материалами дела установлено, что строительство магазина У. осуществляется не в 5 метрах от границы с земельным участком, принадлежащем товариществу собственников земельных участков "Горянка", а на земельном участке товарищества собственников земельных участков "Горянка". Кроме этого строительство магазина препятствует работе специалистов УМП "Теплоэлектросеть" в случае возникновения аварийной ситуации.
Довод жалобы о том, что У. строительство магазина ведется на отведенном земельном участке и на законных основаниях, не соответствует материалам дела.
Довод жалобы о том, что отсутствует протокол (решение) товарищества собственников жилья "Горянка" о несогласии собственников дома со строительством магазина У., является необоснованным и не влечет отмену решения суда, поскольку строительство ведется на не отведенном земельном участке.
В ходе судебного разбирательства судом правильно установлены юридически значимые обстоятельства по делу, все доводы сторон были предметом судебного разбирательства, выводы суда мотивированны и соответствуют материалам дела.
Нарушений норм гражданского процессуального законодательства, или неправильного применения норм материального права, влекущих отмену решения, судом при рассмотрении дела не допущено, оснований для отмены решения не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 328 - 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

Решение Карачаевского городского суда Карачаево-Черкесской Республики от 16 марта 2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу У. - без удовлетворения.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)