Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КАЛМЫКИЯ ОТ 17.07.2012 ПО ДЕЛУ N 33-465/2012Г.

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАЛМЫКИЯ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 17 июля 2012 г. по делу N 33-465/2012г.


Судья Надбитова Г.П.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия в составе:
председательствующего Шовгуровой Т.А.,
судей Джульчигиновой В.К., Басангова Н.А.
при секретаре О.Д.
рассмотрела в судебном заседании дело по апелляционной жалобе представителя Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия С.А.С. на решение Элистинского городского суда РК от 16 мая 2012 года, которым удовлетворены частично исковые требования М.Х., Ф., О.Г.Д., К.С., К.А.А., У.Н., С.А.В., Д.Г., М.О., О.Г.О., К.А.Н. об оспаривании бездействия и действия Мэрии г. Элисты, Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия.
Заслушав доклад судьи Шовгуровой Т.А., объяснения представителя Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия С.А.С., представителя Мэрии г. Элисты Л., просивших отменить решение и в удовлетворении исковых требований отказать, возражения М.О., К.С. и его представителей Н., Д.Н., представителя О.Г.Д. - К.В., представителя К.А.Н. - К.Н., представителя У.Н., О.Г.О., К.С., С.А.В. - У.А., судебная коллегия

установила:

М.Х., Ф., О.Г.Д., К.С., К.А.А., У.Н., С.А.В., Д.Г., М.О., О.Г.О., К.А.Н. обратились в суд с иском к Министерству по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия (далее Министерство) о признании незаконными действий и бездействия Министерства и возложении на него обязанности по предоставлению земельных участков, ссылаясь на то, что в конце октября 2011 г. они обратились в Министерство по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия, являющееся уполномоченным органом, осуществляющим в порядке, установленном действующим законодательством, управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Республики Калмыкия, а также земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в г. Элиста, с заявлениями о предоставлении им как инвалидам 23 земельных участков, расположенных по адресу: г. Элиста, <...>: М.Х. - земельных участков N 4, 5 общей площадью 1 200 кв. м; Ф. - земельных участков N 6, 7 общей площадью 1 210,25 кв. м; О.Г.Д. - участков N 10, 11 общей площадью 1 200 кв. м; К.С.У. - N 16, 17 общей площадью 1 290 кв. м; У.Н. - N 14, 15 общей площадью 1 225 кв. м; К.А.А. - N 20, 21 общей площадью 1 200 кв. м; С.А.В. - N 1 общей площадью 600 кв. м; Д.Г. - N 12, 13 общей площадью 1 200 кв. м; М.О. - N 22, 23 общей площадью 1 264,25 кв. м; О.Г.О. - земельные участки N 8, 9 общей площадью 1 216,25 кв. м; К.А.Н. - N 18, 19 общей площадью 1 200 кв. м. К заявлениям был приложен проект планировки территории "Жилая группа в <...> г. Элиста РК", разработка которого была проведена по их инициативе и оплачена за их счет. Однако до настоящего времени ответа на заявления, поданные в октябре 2011 г., от уполномоченного органа они не получили. 27 марта 2012 г. в газете "Хальмг Унн" N 50 Министерство разместило извещение о наличии предлагаемых для передачи в аренду 280 земельных участков для индивидуального жилищного строительства, в числе которых указаны и испрашиваемые ими земельные участки, что является грубым нарушением прав инвалидов на первоочередное получение земельных участков в аренду и препятствием для осуществления данного права. Просят суд признать незаконными бездействие Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия по предоставлению им в аренду для индивидуального жилищного строительства 23 земельных участков, расположенных по адресу: г. Элиста, <...>, и действия Министерства, выразившиеся в публикации извещения о предоставлении земельных участков в аренду для индивидуального жилищного строительства, расположенных в Южном районе г. Элисты; обязать Министерство и Мэрию г. Элисты устранить допущенное нарушение их прав на первоочередное получение в аренду вышеуказанных земельных участков и предоставить в аренду испрашиваемые ими земельные участки в первоочередном порядке.
В судебном заседании истица М.О.; представитель истцов К.С., У.Н., С.А.В., О.Г.Д. - У.А.; представитель истца К.А.Н. - К.Н.; представитель истицы О.Г.Д. - К.В. поддержали исковые требования.
Истцы М.Х., К.А.А., К.А.Н., Ф., Д.Г. просили рассмотреть дело в их отсутствие в связи с невозможностью явиться в суд по состоянию здоровья.
Представитель Министерства Ш. иск не признала, пояснив, что предоставление испрашиваемых земельных участков для индивидуального жилищного строительства в данное время невозможно ввиду нахождения их в зеленой зоне. Вопрос по изменению статуса данной территории находится на рассмотрении в Мэрии г. Элисты. Представленный истцами рабочий проект не соответствует предъявляемым Градостроительным кодексом РФ требованиям, поскольку не является проектом планировки. Ввиду недостаточности выделяемых финансовых средств ответ в письменной форме был дан пятерым из одиннадцати истцов.
Представитель Мэрии г. Элисты Э. просил отказать в удовлетворении иска к Мэрии г. Элисты, не являющейся надлежащим ответчиком по данному спору.
Решением Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 16 мая 2012 года исковые требования М.Х., Ф., О.Г.Д., К.С., К.А.А., У.Н., С.А.В., Д.Г., М.О., О.Г.О., К.А.Н. удовлетворены частично. Признано незаконным бездействие Министерства, выразившееся в нерассмотрении заявлений истцов по предоставлению им в аренду земельных участков для индивидуального жилищного строительства. Признано незаконным действие Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия, выразившееся в публикации извещения о предоставлении земельных участков в аренду для индивидуального жилищного строительства. На Министерство по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия возложена обязанность по предоставлению М.Х., Ф., О.Г.Д., К.С., К.А.А., У.Н., С.А.В., Д.Г., М.О., О.Г.О., К.А.Н. в аренду испрошенных ими земельных участков.
В апелляционной жалобе представитель Министерства С.А.С. просит решение отменить и вынести новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права. В жалобе указывает на то, что предусмотренный ст. 31 Земельного кодекса РФ выбор земельного участка является первым этапом процедуры принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта. Между тем предоставление земельного участка для индивидуального жилищного строительства производится без предварительного согласования места размещения объекта и не предусматривает составления акта выбора земельного участка. Необоснованна ссылка суда на нарушение 7-дневного срока, установленного для выдачи решения или выписки из него о предоставлении земельного участка. Рассмотрение заявления о предоставлении земельного участка, по его мнению, определяется Федеральным законом "О порядке рассмотрения обращения граждан РФ". Возложив обязанность по предоставлению испрашиваемых земельных участков на Министерство, суд тем самым предрешил существо решения по вопросу, находящемуся в ведении Министерства.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав мнение сторон, судебная коллегия находит решение суда в части подлежащим оставлению без изменения, в другой части - отмене ввиду неправильного применения норм материального права.
В соответствии с п. 3 ст. 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства может осуществляться на основании заявления гражданина, заинтересованного в предоставлении земельного участка. В двухнедельный срок со дня получения заявления гражданина о предоставлении в аренду земельного участка исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления может принять решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или права на заключение договора аренды такого земельного участка либо опубликовать сообщение о приеме заявлений о предоставлении в аренду такого земельного участка с указанием местоположения земельного участка, его площади, разрешенного использования в периодическом печатном издании, определяемом соответственно уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, муниципального образования в сети "Интернет".
В силу п. 8 ст. 30 ЗК РФ решение или выписка из него о предоставлении земельного участка для строительства либо об отказе в его предоставлении выдается заявителю в семидневный срок со дня его принятия.
Таким образом, срок рассмотрения заявления гражданина о предоставлении земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства составляет 3 недели.
Как усматривается из материалов дела, октябре - ноябре 2011 г. истцы обратились в Министерство по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия с заявлениями о предоставлении им, как инвалидам, земельных участков в аренду для индивидуального жилищного строительства. Решения о предоставлении им земельных участков в аренду либо отказе в предоставлении земельных участков в установленный законом срок Министерством не приняты и заявителям не выданы. 19 марта 2012 г. на официальном сайте Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия размещено Распоряжение N 497 (498) с приложенным к нему планом проекта планировки южной части г. Элисты, включающем в себя испрашиваемые истцами земельные участки, 27 марта 2012 г. в газете "Хальмг Унн" N 50 опубликовано извещение о предстоящем предоставлении в аренду для индивидуального жилищного строительства 280 земельных участков, в числе которых указаны земельные участки, на которые претендуют истцы.
Удовлетворяя исковое заявление о признании незаконным действий (бездействия) Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия, суд руководствовался ст. 254, 255 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, ст. 72 Конституции Российской Федерации, ст. ст. 25, 29, 30, 31, 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации и исходил из того, что в установленный законом срок не были разрешены заявления обратившихся в Министерство граждан, не выданы решения либо выписки из решений об отказе в предоставлении земельных участков в аренду для индивидуального жилищного строительства либо их предоставлении; не направлены ответы заявителям в письменной форме. Поскольку таким бездействием нарушены права и законные интересы М.Х., Ф., О.Г.Д. и других, имеются основания для признания бездействия Министерства незаконным.
Также является обоснованным вывод суда о незаконности действий Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия, выразившихся в размещении 19 марта 2012 г. на официальном сайте Распоряжения N 497 (498) и опубликовании в газете "Хальмг Унн" N 50 от 27 марта 2012 г. извещения о предстоящем предоставлении 280 земельных участков в аренду для индивидуального жилищного строительства, в числе которых указаны и испрашиваемые истцами земельные участки.
Вместе с тем нельзя согласиться с выводом суда о необходимости возложения на Министерство обязанности по предоставлению истцам земельных участков в аренду для индивидуального жилищного строительства в Южном районе <...>.
Порядок и правила предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, установлены нормами статей 30 - 32 Земельного кодекса РФ.
Согласно п. 1 ст. 30 Земельного кодекса РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: 1) без предварительного согласования мест размещения объектов; 2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
В силу п. 11 вышеназванной нормы предварительное согласование места размещения объекта не проводится при размещении объекта в городском или сельском поселении в соответствии с градостроительной документацией о застройке и правилами землепользования и застройки (зонированием территорий), а также в случае предоставления земельного участка гражданину для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства.
В соответствии с п. 1 ст. 30.1 ЗК РФ земельные участки для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность или в аренду, а в случаях, установленных подпунктами 5 и 5.1 ст. 24, - в безвозмездное срочное пользование без предварительного согласования мест размещения объекта.
Из смысла приведенных норм следует, что предоставление земельных участков для жилищного строительства осуществляется без предварительного согласования мест размещения объекта.
Между тем, разрешая спор, суд в решении сослался на невозможность реализации принципа первоочередности предоставления земельных участков инвалидам в рамках ст. 30.1 Земельного кодекса РФ, предусматривающей продажу земельных участков для жилищного строительства или права на заключение договора аренды на аукционе, и необходимость применения к возникшим правоотношениям ст. 31 Земельного кодекса РФ. Поскольку инвалиды имеют право на получение земельного участка для индивидуального жилищного строительства в первоочередном порядке без проведения торгов, исполнительный орган государственной власти субъекта РФ или орган местного самоуправления обязан обеспечить обратившемуся к нему гражданину выбор земельного участка.
С учетом приведенных выше положений земельного законодательства, устанавливающих ограничения, когда порядок предоставления земельных участков с предварительным согласованием места размещения объекта применяться не может, указанный вывод суда следует признать необоснованным.
Возлагая на Министерство по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия обязанность по предоставлению земельных участков инвалидам, суд не принял во внимание специфику предоставления земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта, которая состоит в том, что при этом подразумевается проведение целого ряда мероприятий.
Так, согласно п. 4 ст. 30 ЗК РФ предоставление земельного участка без предварительного согласования места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: проведение работ по формированию земельного участка, определение разрешенного использования земельного участка; определение технических условий подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения; принятие решения о проведении торгов или предоставлении земельных участков без проведения торгов; проведение торгов по продаже земельного участка или продаже права на заключение договора аренды земельного участка или предоставление земельного участка в аренду без проведения торгов на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка. Передача земельных участков в аренду без проведения торгов допускается при условии предварительной и заблаговременной публикации сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в случае, если имеется только одна заявка.
Таким образом, для реализации права на получение в собственность или на праве аренды земельного участка для индивидуального жилищного строительства должен быть соблюден порядок его формирования и постановки на государственный кадастровый учет.
Помимо изложенного, в соответствии со ст. 7 Земельного кодекса РФ составным элементом правового режима земельного участка является разрешенное использование земельного участка, которое определяется на основании зонирования территорий (глава 4 Градостроительного кодекса РФ "Градостроительное зонирование"). В результате градостроительного зонирования определяются жилые, общественно-деловые, производственные и другие зоны, а также устанавливаются предельные размеры земельных участков и параметры разрешенного строительства.
Как видно из материалов дела, испрашиваемые истцами земельные участки не сформированы и объектами права, как того требует п. 2 ст. 6 ЗК РФ, они не являются.
Доказательств обратного в судебном заседании сторонами не было представлено.
На обстоятельства, свидетельствующие о формировании испрашиваемых истцами земельных участков для индивидуального жилищного строительства, а также предварительного проведения уполномоченными органами связанных с этим мероприятий, не было указано и в суде апелляционной инстанции.
К кругу субъектов, уполномоченных осуществлять предоставление земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, ст. 29 ЗК РФ относит исполнительные органы государственной власти субъекта РФ и органы местного самоуправления, в компетенцию которых входит проведение землеустроительных мероприятий по формированию земельного участка.
Согласно Положению о Министерстве по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия, утвержденному Постановлением Правительства Республики Калмыкия 8 ноября 2010 г. N 336, уполномоченным органом, осуществляющим в порядке, установленном действующим законодательством, управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности республики Калмыкия, а также земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в г. Элиста, является Министерство по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия.
Изложенное свидетельствует о том, что, возлагая на Министерство обязанность по предоставлению истцам в аренду земельных участков, суд не учел требования статьи 2 ГПК РФ, согласно которой задача суда состоит не в том, чтобы вмешиваться в деятельность органов власти или подменять их, а в том, чтобы устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина, если оно имело место. В связи с чем в указанной части решение подлежит отмене.
Как установлено судом и следует из материалов дела, отказывая истцам в предоставлении земельных участков, Министерство сослалось на то, что испрашиваемые земельные участки находятся в "зеленой" зоне. Однако доказательств отнесения территории, на которой запрещено индивидуальное жилищное строительство, в суде представлено не было. При этом возможность предоставления земельных участков по другим основаниям не разрешалась.
Поскольку суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда об отсутствии доказательств того, что испрашиваемые участки находятся в "зеленой" зоне, фактические обстоятельства свидетельствуют о том, что заявления истцов в установленном законом порядке рассмотрены не были.
Судебная коллегия полагает, что допущенное нарушение прав истцов должно быть устранено путем рассмотрения Министерством их заявлений по существу и принятия мотивированного решения с учетом требований действующего земельного законодательства и ст. 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия

определила:

Решение Элистинского городского суда от 16 мая 2012 года в части возложения на Министерство по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия обязанности предоставить М.Х., Ф., О.Г.Д., К.С., К.А.А., У.Н., С.А.В., Д.Г., М.О., О.Г.О., К.А.Н. в аренду для индивидуального жилищного строительства в первоочередном порядке земельные участки, испрошенные ими в заявлениях, поданных в Министерство 25 октября и 24 ноября 2011 года, отменить.
Обязать Министерство по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия рассмотреть заявления М.Х., Ф., О.Г.Д., К.С., К.А.А., У.Н., С.А.В., Д.Г., М.О., О.Г.О., К.А.Н. в соответствии с требованиями ст. ст. 30, 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации, ст. 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
В остальной части решение оставить без изменения.

Председательствующий
Т.А.ШОВГУРОВА

Судьи
В.К.ДЖУЛЬЧИГИНОВА
Н.А.БАСАНГОВ

Копия верна.
Судья
Т.А.ШОВГУРОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)