Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья Мурашко М.С.
Судебная коллегия по гражданским делам Смоленского областного суда в составе:
председательствующего: Зубаровской С.В.,
судей: Козловой А.А. и Мацкив Л.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе представителя Департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области Я. на решение Заднепровского районного суда г. Смоленска от 09 декабря 2011 года,
заслушав доклад судьи Зубаровской С.В., объяснения представителя Д. - Е., просившей в удовлетворении кассационной жалобы отказать,
установила:
Д., уточнив требования, обратилась в суд с иском к Департаменту имущественных и земельных отношений Смоленской области (далее по тексту - Департамент), администрации г. Смоленска (далее по тексту - Администрация), в котором просила обязать Департамент выдать ей разрешение на формирование земельного участка, площадью, расположенного по адресу: ..., в обоснование указав, что испрашиваемый ею земельный участок расположен в жилой зоне, рядом с ним расположена жилая застройка, он граничит с земельным участком ее сестры. При обращении в Управление архитектуры и градостроительства ... ей было дано подтверждение о виде разрешенного использования земельного участка - территориальная зона Ж4; после формирования земельного участка она намерена поставить вопрос о приобретении данного участка бесплатно в собственность для индивидуально-жилищного строительства. Ответчики необоснованно отказываются оформить ее права на земельный участок, полагая, что территория, на которой он расположен, имеет статус санитарно-защитной зоны, где не допускается размещать жилую застройку, а также территорию индивидуально-дачных и садово-огородных участков.
Дело рассмотрено в отсутствие представителей ответчиков Департамента и Администрации, извещенных о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом и представивших суду письменные возражения, в которых указали на невозможность представления истице испрашиваемого земельного участка, поскольку он подпадает под ограничение санитарно-защитной зоны предприятий; в соответствии с указанным режимом вводятся, в том числе следующие ограничения: на территории СЗЗ не допускается размещение жилой застройки, включая отдельные жилые дома.
Решением Заднепровского районного суда г. Смоленска от 09 декабря 2011 года требования Д. удовлетворены и на Департамент возложена обязанность разрешить истице формирование земельного участка для ИЖС рядом с домом ..., площадью от.
В кассационной жалобе представитель Департамента Я. просит суд решение суда отменить как незаконное и необоснованное.
Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело без участия истицы Д. и представителей ответчиков - Администрации и Департамента, которые будучи надлежащим образом извещены о явке, в заседание судебной коллегии не явились.
Проверив законность и обоснованность решения исходя из доводов жалобы и возражений на нее, судебная коллегия оснований для его отмены не находит.
В соответствии со ст. 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 28 Земельного Кодекса РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам в собственность бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов РФ.
В силу п. 4 ст. 1 Закона Смоленской области от 10.06.2003 г. N 23-з "О предоставлении земельных участков в собственность бесплатно" предоставление земельных участков, находящихся в государственной собственности Смоленской области, муниципальной собственности, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в собственность граждан, проживающих на территории Смоленской области, бесплатно осуществляется в случаях: предоставления земельных участков для индивидуального жилищного строительства, дачного строительства (за исключением земельных участков, на которых находятся объекты незавершенного строительства) родителям, воспитывающим трех и более детей в возрасте до 18 лет, инвалидам, родителям, имеющим ребенка-инвалида, гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и других радиационных аварий и катастроф, гражданам, утратившим жилые помещения в результате стихийных бедствий, гражданам, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, а также гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вынужденным переселенцам, ветеранам труда.
Материалами дела установлено, что истица проживает в г. Смоленске, имеет статус ветерана труда, в связи с чем на нее распространяется действие областного закона от 10.06.2003 г. N 23-з "О предоставлении земельных участков в собственность бесплатно".
05.07.2011 г. истица обратилась в Департамент с заявлением о бесплатном предоставлении земельного участка для ИЖС, площадью, расположенного по адресу: ..., на что ответчик ответил письменным отказом ввиду размещения испрашиваемого спорного земельного участка в санитарно-защитной зоне предприятий, где осуществление жилой застройки запрещено в соответствии с действующим законодательством.
Закон, регулирующий порядок реализации гражданами право на получение ими земельного участка в собственность бесплатно, в Смоленской области не принят.
Однако, статьей 2.1 Закона Смоленской области от 10.06.2003 г. N 23-з "О предоставлении земельных участков в собственность бесплатно" предусмотрено, что в случаях, установленных настоящим областным законом, земельные участки формируются и предоставляются с соблюдением требований, установленных Земельным кодексом Российской Федерации и Градостроительным кодексом Российской Федерации.
Из совокупности норм Земельного и Градостроительного кодексов РФ (ст. ст. 11.3, 11.9, 30 ЗК РФ, ст. ст. 41, 43, 45 ГрК РФ), в их системном толковании, придаваемом ему сложившейся правоприменительной практикой, следует, что для приобретения земельным участком статуса объекта недвижимого имущества необходимо проведение землеустроительных работ по межеванию земельного участка. Межевание включает в себя работы по определению границ земельного участка на местности, закрепления на местности местоположения этих границ межевыми знаками и определение их координат или составление иного описания местоположения этих границ объекта землеустройства. При предоставлении земельного участка для строительства (в том числе и индивидуального жилищного) без предварительного согласования места размещения объекта строительства, вначале проводятся работы по формированию земельного участка. Формирование земельного участка лицом, претендующим на его получение, производится за счет денежных средств такого лица и осуществляется организацией, полномочной производить такие действия.
Поскольку требования истицы относятся к сфере публичных правоотношений, то обязанность доказать законность отказа в предоставлении земельного участка, одним из элементом которого, как отмечено выше, является и формирование, лежит на ответчике.
Исходя из положений ст. 28 Земельного кодекса РФ, именно ответчик обязан доказать наличие хотя бы из одного обстоятельств: изъятие земельного участка из оборота; резервирование земельного участка для государственных или муниципальных нужд; наличие в отношении испрашиваемого земельного участка ограничения в обороте с одновременным запретом предоставлять его в собственность, а также отсутствие свободной территории для формирования испрашиваемого земельного участка.
Поскольку ответчиком не представлено доказательств расположения испрашиваемого земельного участка на территории, где действуют ограничения либо запреты, препятствующие его предоставлению для ИЖС, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил требование истицы о выдаче разрешения на формирование земельного участка, так как действия компетентного учреждения, которое будет осуществлять формирование земельного участка, невозможны без предварительного разрешения на такое формирование; разрешение на формирование должно быть выдано именно Департаментом, являющимся полномочным органом в сфере распоряжения земельными участками; исходя из сложившейся правоприменительной практики разрешение выдается в форме письменного сообщения.
Доводы кассационной жалобы Департамента воспроизводят доводы возражений на иск, которые получили в решении правовую оценку. Судебная коллегия находит их несостоятельными ввиду следующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 35 ГрК РФ в результате градостроительного зонирования могут определяться жилые, общественно-деловые, производственные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктур, зоны сельскохозяйственного использования, зоны рекреационного назначения, зоны особо охраняемых территорий, зоны специального назначения, зоны размещения военных объектов и иные виды территориальных зон.
В соответствии с п. 2.1 СанПин 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов", утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача от 25.09.2007 г. N 74, В целях обеспечения безопасности населения и в соответствии с Федеральным законом "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30.03.1999 N 52-ФЗ вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, устанавливается специальная территория с особым режимом использования (далее - санитарно-защитная зона (СЗЗ)), размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами, а для предприятий I и II класса опасности - как до значений, установленных гигиеническими нормативами, так и до величин приемлемого риска для здоровья населения. По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме.
Ориентировочный размер санитарно-защитной зоны должен быть обоснован проектом санитарно-защитной зоны с расчетами ожидаемого загрязнения атмосферного воздуха (с учетом фона) и уровней физического воздействия на атмосферный воздух и подтвержден результатами натурных исследований и измерений.
Как видно из материалов дела, на зону Ж4, где расположен спорный земельный участок, идет частичное наложение зоны Р3, которая также охватывает территорию со спорным земельным участком. Согласно расшифровке состава и кодировки территориальных зон, зона Р3 - производственная зона размещения производственных объектов 3 - 5 классов опасности. Однако разработка проекта санитарно-защитной зоны для объектов 1-3 класса опасности является обязательной (п. 3.11 СанПин 2.2.1/2.1.1.1200-03).
Частью 3 статьи 36 ГрК РФ установлено, что действие градостроительного регламента распространяется в равной мере на все земельные участки и объекты капитального строительства, расположенные в пределах границ территориальной зоны, обозначенной на карте градостроительного зонирования.
Из изложенного следует, что применительно к возникшей ситуации санитарно-защитная зона как специальная территория с особым режимом использования должна иметь закрепленные на карте градостроительного зонирования границы либо должен иметь место обоснованный проект такой зоны с указанием ее ориентировочного размера.
Поскольку документального подтверждения о наличии санитарно-защитной зоны в месте расположения спорного участка, с указанием конкретных или хотя бы ориентировочных границ ее сферы действия ответчиком не представлено, то доводы кассационной жалобы подлежат отклонению как голословные.
Оснований для отмены решения суда по доводам жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 361, 366 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Заднепровского районного суда г. Смоленска от 09 декабря 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу представителя Департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области Я. - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ СМОЛЕНСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 24.01.2012 ПО ДЕЛУ N 33-202
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
СМОЛЕНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 24 января 2012 г. по делу N 33-202
Судья Мурашко М.С.
Судебная коллегия по гражданским делам Смоленского областного суда в составе:
председательствующего: Зубаровской С.В.,
судей: Козловой А.А. и Мацкив Л.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе представителя Департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области Я. на решение Заднепровского районного суда г. Смоленска от 09 декабря 2011 года,
заслушав доклад судьи Зубаровской С.В., объяснения представителя Д. - Е., просившей в удовлетворении кассационной жалобы отказать,
установила:
Д., уточнив требования, обратилась в суд с иском к Департаменту имущественных и земельных отношений Смоленской области (далее по тексту - Департамент), администрации г. Смоленска (далее по тексту - Администрация), в котором просила обязать Департамент выдать ей разрешение на формирование земельного участка, площадью, расположенного по адресу: ..., в обоснование указав, что испрашиваемый ею земельный участок расположен в жилой зоне, рядом с ним расположена жилая застройка, он граничит с земельным участком ее сестры. При обращении в Управление архитектуры и градостроительства ... ей было дано подтверждение о виде разрешенного использования земельного участка - территориальная зона Ж4; после формирования земельного участка она намерена поставить вопрос о приобретении данного участка бесплатно в собственность для индивидуально-жилищного строительства. Ответчики необоснованно отказываются оформить ее права на земельный участок, полагая, что территория, на которой он расположен, имеет статус санитарно-защитной зоны, где не допускается размещать жилую застройку, а также территорию индивидуально-дачных и садово-огородных участков.
Дело рассмотрено в отсутствие представителей ответчиков Департамента и Администрации, извещенных о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом и представивших суду письменные возражения, в которых указали на невозможность представления истице испрашиваемого земельного участка, поскольку он подпадает под ограничение санитарно-защитной зоны предприятий; в соответствии с указанным режимом вводятся, в том числе следующие ограничения: на территории СЗЗ не допускается размещение жилой застройки, включая отдельные жилые дома.
Решением Заднепровского районного суда г. Смоленска от 09 декабря 2011 года требования Д. удовлетворены и на Департамент возложена обязанность разрешить истице формирование земельного участка для ИЖС рядом с домом ..., площадью от.
В кассационной жалобе представитель Департамента Я. просит суд решение суда отменить как незаконное и необоснованное.
Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело без участия истицы Д. и представителей ответчиков - Администрации и Департамента, которые будучи надлежащим образом извещены о явке, в заседание судебной коллегии не явились.
Проверив законность и обоснованность решения исходя из доводов жалобы и возражений на нее, судебная коллегия оснований для его отмены не находит.
В соответствии со ст. 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 28 Земельного Кодекса РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам в собственность бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов РФ.
В силу п. 4 ст. 1 Закона Смоленской области от 10.06.2003 г. N 23-з "О предоставлении земельных участков в собственность бесплатно" предоставление земельных участков, находящихся в государственной собственности Смоленской области, муниципальной собственности, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в собственность граждан, проживающих на территории Смоленской области, бесплатно осуществляется в случаях: предоставления земельных участков для индивидуального жилищного строительства, дачного строительства (за исключением земельных участков, на которых находятся объекты незавершенного строительства) родителям, воспитывающим трех и более детей в возрасте до 18 лет, инвалидам, родителям, имеющим ребенка-инвалида, гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и других радиационных аварий и катастроф, гражданам, утратившим жилые помещения в результате стихийных бедствий, гражданам, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, а также гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вынужденным переселенцам, ветеранам труда.
Материалами дела установлено, что истица проживает в г. Смоленске, имеет статус ветерана труда, в связи с чем на нее распространяется действие областного закона от 10.06.2003 г. N 23-з "О предоставлении земельных участков в собственность бесплатно".
05.07.2011 г. истица обратилась в Департамент с заявлением о бесплатном предоставлении земельного участка для ИЖС, площадью, расположенного по адресу: ..., на что ответчик ответил письменным отказом ввиду размещения испрашиваемого спорного земельного участка в санитарно-защитной зоне предприятий, где осуществление жилой застройки запрещено в соответствии с действующим законодательством.
Закон, регулирующий порядок реализации гражданами право на получение ими земельного участка в собственность бесплатно, в Смоленской области не принят.
Однако, статьей 2.1 Закона Смоленской области от 10.06.2003 г. N 23-з "О предоставлении земельных участков в собственность бесплатно" предусмотрено, что в случаях, установленных настоящим областным законом, земельные участки формируются и предоставляются с соблюдением требований, установленных Земельным кодексом Российской Федерации и Градостроительным кодексом Российской Федерации.
Из совокупности норм Земельного и Градостроительного кодексов РФ (ст. ст. 11.3, 11.9, 30 ЗК РФ, ст. ст. 41, 43, 45 ГрК РФ), в их системном толковании, придаваемом ему сложившейся правоприменительной практикой, следует, что для приобретения земельным участком статуса объекта недвижимого имущества необходимо проведение землеустроительных работ по межеванию земельного участка. Межевание включает в себя работы по определению границ земельного участка на местности, закрепления на местности местоположения этих границ межевыми знаками и определение их координат или составление иного описания местоположения этих границ объекта землеустройства. При предоставлении земельного участка для строительства (в том числе и индивидуального жилищного) без предварительного согласования места размещения объекта строительства, вначале проводятся работы по формированию земельного участка. Формирование земельного участка лицом, претендующим на его получение, производится за счет денежных средств такого лица и осуществляется организацией, полномочной производить такие действия.
Поскольку требования истицы относятся к сфере публичных правоотношений, то обязанность доказать законность отказа в предоставлении земельного участка, одним из элементом которого, как отмечено выше, является и формирование, лежит на ответчике.
Исходя из положений ст. 28 Земельного кодекса РФ, именно ответчик обязан доказать наличие хотя бы из одного обстоятельств: изъятие земельного участка из оборота; резервирование земельного участка для государственных или муниципальных нужд; наличие в отношении испрашиваемого земельного участка ограничения в обороте с одновременным запретом предоставлять его в собственность, а также отсутствие свободной территории для формирования испрашиваемого земельного участка.
Поскольку ответчиком не представлено доказательств расположения испрашиваемого земельного участка на территории, где действуют ограничения либо запреты, препятствующие его предоставлению для ИЖС, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил требование истицы о выдаче разрешения на формирование земельного участка, так как действия компетентного учреждения, которое будет осуществлять формирование земельного участка, невозможны без предварительного разрешения на такое формирование; разрешение на формирование должно быть выдано именно Департаментом, являющимся полномочным органом в сфере распоряжения земельными участками; исходя из сложившейся правоприменительной практики разрешение выдается в форме письменного сообщения.
Доводы кассационной жалобы Департамента воспроизводят доводы возражений на иск, которые получили в решении правовую оценку. Судебная коллегия находит их несостоятельными ввиду следующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 35 ГрК РФ в результате градостроительного зонирования могут определяться жилые, общественно-деловые, производственные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктур, зоны сельскохозяйственного использования, зоны рекреационного назначения, зоны особо охраняемых территорий, зоны специального назначения, зоны размещения военных объектов и иные виды территориальных зон.
В соответствии с п. 2.1 СанПин 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов", утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача от 25.09.2007 г. N 74, В целях обеспечения безопасности населения и в соответствии с Федеральным законом "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30.03.1999 N 52-ФЗ вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, устанавливается специальная территория с особым режимом использования (далее - санитарно-защитная зона (СЗЗ)), размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами, а для предприятий I и II класса опасности - как до значений, установленных гигиеническими нормативами, так и до величин приемлемого риска для здоровья населения. По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме.
Ориентировочный размер санитарно-защитной зоны должен быть обоснован проектом санитарно-защитной зоны с расчетами ожидаемого загрязнения атмосферного воздуха (с учетом фона) и уровней физического воздействия на атмосферный воздух и подтвержден результатами натурных исследований и измерений.
Как видно из материалов дела, на зону Ж4, где расположен спорный земельный участок, идет частичное наложение зоны Р3, которая также охватывает территорию со спорным земельным участком. Согласно расшифровке состава и кодировки территориальных зон, зона Р3 - производственная зона размещения производственных объектов 3 - 5 классов опасности. Однако разработка проекта санитарно-защитной зоны для объектов 1-3 класса опасности является обязательной (п. 3.11 СанПин 2.2.1/2.1.1.1200-03).
Частью 3 статьи 36 ГрК РФ установлено, что действие градостроительного регламента распространяется в равной мере на все земельные участки и объекты капитального строительства, расположенные в пределах границ территориальной зоны, обозначенной на карте градостроительного зонирования.
Из изложенного следует, что применительно к возникшей ситуации санитарно-защитная зона как специальная территория с особым режимом использования должна иметь закрепленные на карте градостроительного зонирования границы либо должен иметь место обоснованный проект такой зоны с указанием ее ориентировочного размера.
Поскольку документального подтверждения о наличии санитарно-защитной зоны в месте расположения спорного участка, с указанием конкретных или хотя бы ориентировочных границ ее сферы действия ответчиком не представлено, то доводы кассационной жалобы подлежат отклонению как голословные.
Оснований для отмены решения суда по доводам жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 361, 366 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Заднепровского районного суда г. Смоленска от 09 декабря 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу представителя Департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области Я. - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)