Судебные решения, арбитраж

ОПРЕДЕЛЕНИЕ КЕМЕРОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 28.09.2011 ПО ДЕЛУ N 33-10898

Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



КЕМЕРОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 28 сентября 2011 г. по делу N 33-10898


Судья: Слепцова Е.В.
Докладчик: Проценко Е.П.

Судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного суда в составе:
председательствующего Акининой Е.В.,
судей: Хомутовой И.В., Проценко Е.П.,
при секретаре П.А.,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Проценко Е.П.
гражданское дело по кассационной жалобе П.Н., в лице представителя А.А., на решение Беловского городского суда Кемеровской области от 02 июня 2011 года
по заявлению П.Н. о признании незаконными действий и бездействий государственного органа,

установила:

П.Н. обратилась в суд с заявлением о признании незаконными действий Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области по формированию в государственном земельном кадастре сведений о кадастровой стоимости земельного участка по адресу: общей площадью кв. м с кадастровым номером в размере (...) рублей 45 коп. и удельном показателе кадастровой стоимости в размере (...) рублей 50 коп.
Требования мотивировала тем, что она является собственником земельного участка с кадастровым номером по адресу:, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от года N.
В июле 2007 г. в отношении данного земельного участка была определена кадастровая стоимость в размере (...) рублей 45 коп.
В соответствии с пп. 12, 13 Кадастровой выписки о земельном участке от 19.02.2009 г. N выданной Территориальным отделом N 2 Беловского района Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Кемеровской области кадастровая стоимость всего земельного участка составляет (...) рублей 45 коп., а удельный показатель кадастровой стоимости за 1 кв. м составляет (...) рубля 50 коп.
В ноябре 2009 г. П.Н. обратилась к независимому оценщику с целью определения рыночной стоимости указанного земельного участка. В соответствии с отчетом об оценке N от 19.11.2009 года, выполненным ООО "РБ...", величина рыночной стоимости составила (...) рублей.
Анализ материалов оценки кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером привел к выводу, что при определении величины кадастровой стоимости земельного участка в 2009 году были допущены отступления от установленного нормативно-правовыми актами порядка.
Отчет об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области (Москва, 2008) по состоянию на 01.01.2007 г. выполненный Федеральным государственным унитарным предприятием "Федеральный кадастровый центр "Земля" содержит ряд нарушений законодательства.
Отчет об определении кадастровой стоимости спорного земельного участка должен быть проверен, в соответствии с п. 9.8 Административного регламента и приложением N 7, устанавливающим форму акта проверки отчета (Приказ Минэкономразвития РФ от 28.06.2007 года N 215), должностным лицом Роснедвижимости (п. 6 указанного приложения).
Однако, в акте проверки N 2, составленном в г. Москва в п. 6 указано, что проверку осуществил сотрудник ФГУП "ФКЦ "Земля" К.Д., который не является должностным лицом государственного органа - Роснедвижимости, следовательно отчет в установленном порядке не проверялся.
Приказом Минэкономразвития РФ от 15.02.2007 г. N 39 утверждены Методические указания по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов. Порядок определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов урегулирован разделом 2 Методических указаний. В соответствии с пунктом 2.2.1 расчет кадастровой стоимости земельных участков в составе видов разрешенного использования земель, указанных в подпунктах 1.2.1 - 1.2.10 настоящих Методических указаний осуществляется на основе построения статистических моделей. Однако, доказательств, свидетельствующих о том, что указанный в подпунктах 1.2.1 - 1.2.10 Методических указаний порядок построения статистической модели соблюден суду не представлено. Принадлежащий П.Н. участок отнесен к группе 3.2 для 9 вида разрешенного использования. При построении статистической модели расчета кадастровой стоимости ФГУП "ФКЦ "Земля" использовало только 6 из возможных 29 факторов для указанной группы, влияющих на данную стоимость, без указания на причину, по которой остальные факторы во внимание не приняты.
Управлением Росреестра по Кемеровской области не предоставлены данные, свидетельствующие о том, что при проведении оценки земельных участков была собрана достаточная и достоверная информация о земельных участках, необходимая для проведения государственной кадастровой оценки земель, а кадастровая оценка проведена на основании статистического анализа рыночных цен, как того требует п. 5 Постановления Правительства РФ от 08.04.2000 года N 316 утв. "Правила проведения государственной оценки земель".
В нарушение п. 6 ФСО N 3 и п. 9 ФСО N 3 отчет об оценке кадастровой стоимости не содержит даты его подписания оценщиками, которые проводили оценку и дату утверждения соответствующим лицом, не имеется сведений о наличии полномочий на подписание отчета, утвержденного и.о. генерального директора Ф.Н., в то время как сам государственный контракт и приложения к нему от имени "ФКЦ "Земля" подписаны генеральным директором К.Ю.
Раздел отчета 1.2. в нарушение п. 8 ФСО N 3 не содержат указание на проведение оценки исполнителем работ в соответствии с Федеральными стандартами оценки N 1, N 2, N 3, утвержденных Приказами Минэкономразвития N 254, 255, 256, тогда как данные стандарты являются основополагающими в области оценки и в силу данного п. 8 ФСО N 3 и должны быть отражены в отчете.
В соответствии с абз. 6 п. 19 Приказа Минэкономразвития РФ от 20.07.2007 N 256 утверждении федерального стандарта оценки "Общие понятия оценки, подходы к оценке и сования к проведению оценки (ФСО N 1)" если при проведении оценки оценщиком привлекаются специалисты (эксперты), оценщик должен указать в отчете их квалификацию и степень участия в проведении оценки, а также обосновать необходимость их привлечения. Страница отчета в разделе 3 "Соисполнители работ по ГКОЗ НП" имеет ссылку на Омский филиал ФГУП "ФКЦ "Земля", однако текст отчета и приложение к отчету не имеет каких-либо документов, подтверждающих статус данного лица, а также обосновывающих необходимость привлечения данного лица для проведения работ по государственному контракту.
В нарушение п. 10 ФСО N 3 в тексте отчета отсутствуют ссылки на достоверные источники информации, использованные в отчете, позволяющие установить авторство соответствующей информации и даты ее подготовки, не приложены копии материалов и распечаток.
Отчет об оценке рыночной стоимости гипотетических земельных участков не соответствует положениям ст. 11 Федерального закона от 29.07.1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации". В отчете отсутствует точное описание объекта оценки, в качестве объектов оценки указаны "гипотетические земельные участки". Отчет об оценке объекта не должен допускать неоднозначного толкования или вводить в заблуждение. В отчете в обязательном порядке приводятся иные сведения, которые необходимы для полного недвусмысленного толкования результатов проведения оценки объекта отраженных в отчете. Не указана последовательность определения стоимости объекта оценки.
Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером установлена на 2009 год в размере (...) рублей 45 коп. При определении данной величины кадастровой стоимости земельного участка не были учтены требования п. 3 ст. 66 Земельного кодекса РФ, где указано, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость земельного участка устанавливается в процентах от его рыночной стоимости. Размер рыночной стоимости земельного участка был определен в отчете независимого оценщика - ООО "РБ..." от 19.11.2009 года, где указано, что рыночная стоимость принадлежащего заявителю земельного участка составляет (...) рублей.
Определенная в установленном порядке, указанном выше кадастровая стоимость земельного участка согласно ст. 390 НК РФ является налоговой базой для земельного налога определяемой, как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 НК РФ. Таким образом, данные полученные от указанных органов используются налоговыми органами без каких-либо проверок и изменений в качестве основы для начисления суммы земельного налога в отношении конкретного налогоплательщика.
Впоследствии П.Н. уточнила требований и просила признать незаконными действия Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области по формированию в государственном земельном кадастре сведений о кадастровой стоимости земельного участка по адресу:, общей площадью кв. м с кадастровым номером в размере (...) рублей 45 коп. и удельном показателе кадастровой стоимости в размере (...) рубля 50 коп. за 1 кв. м.
Решением Беловского городского суда Кемеровской области от года названные требования П.Н. были удовлетворены в полном объеме.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от года указанное решение суда отменено.
При новом рассмотрении заявитель П.Н. уточнила требования и просила:
- - признать незаконными действия Управления Федеральной службы государственной регистрации. кадастра и картографии (Росреестр) по Кемеровской области правопреемника Управления Федерального кадастра объектов недвижимости Кемеровской области (Роснедвижимости), выразившиеся в осуществлении ненадлежащего контроля за ходом исполнения государственной функции по организации проведения государственной кадастровой оценки земель, ненадлежащей предварительной проверке отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области относительно земельного участка с кадастровым номером площадью кв. м, принадлежащего П.Н., расположенного по адресу:;
- - признать незаконными бездействие Управления Федеральной службы" государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) по Кемеровской области, как правопреемника Управления Федерального кадастра объектов недвижимости Кемеровской области (Роснедвижимости), выразившиеся: в отсутствие анализа данных и документов, составленных ФГУП "ФКЦ Земля" в ходе составления в 2007 - 2008 годах отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области (отсутствие проверки факторов стоимости и обоснованности их применения, отсутствие проверки значений показателей первичной информации использованной при расчете кадастровой, стоимости, отсутствие проверки отчета на соответствие Федеральным стандартам оценки) относительно земельного участка с кадастровым номером, площадью кв. м, принадлежащего П.Н., расположенного по адресу:;
- - признать незаконными действия Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) как правопреемника Федерального агентства кадастра объектов недвижимости (Роснедвижимость) выразившихся: в ненадлежащей проверке Отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области с кадастровым номером, площадью кв. м, принадлежащего П.Н., расположенного по адресу:;
- - признать незаконными бездействия Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) как правопреемника Федерального агентства кадастра объектов недвижимости (Роснедвижимость) выразившихся: в отсутствии анализа отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области (отсутствие проверки факторов стоимости и обоснованности их применения, отсутствие проверки значений показателей первично" информации использованной при расчете кадастровой стоимости, отсутствие проверки отчета на соответствие Федеральным стандартам оценки) относительно земельного участка с кадастровым номером. площадью кв. м принадлежащего П.Н., расположенного по адресу:.
Уточненные требования также мотивировала тем, что состав факторов стоимости для критериев земельных участков, к которым отнесен ее участок, является в нарушение пункта 2.2.2 Методических указаний (Приказ Минэкономразвития РФ от 15.02.2007 года N 39 "Об утверждении Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов" необоснованным.
Считает, что в нарушение пункта 9.8 Административного регламента (приказ Минэкономразвития РФ 28.06.2007 года N 215 отчет проверен лицом, не являющимся должностным лицом Роснедвижимости.
Считает, что в нарушение пункта 6 Приказа Минэкономразвития РФ от 20.07.2007 года N 254 в отчете отсутствуют подписи всех. исполнителей (на страницах 2 - 6 отчета указано 20 исполнителей физических лиц и 2 исполнителя юридических лица, в которых указаны в качестве сотрудников исполнителей работ - 9 человек, а на титульном листе., стоят подписи только 5 исполнителей).
Считает, что в отчете отсутствуют приложения, устанавливающие качественные и количественные характеристики объекта (пункт 9 ФСО N 3).
Считает, что в отчете отсутствуют ссылки на используемые стандарты оценки (пункт 8 ФСО N 3).
Считает, что нет данных о достоверных источниках информации, а именно не приложены копии материалов и распечаток, а также распечатки соответствующих страниц Интернет сайтов. Указанные в отчете об оценке рыночной стоимости земельных участков содержат адреса главной страницы Интернет-сайтов не устанавливая, критериев поиска необходимой информации (пункт 10 ФСО N 3).
Считает, что текст отчета не содержит всех необходимых исчерпывающих данных позволяющих путем проверки формул расчета, числовых значений получать указанный в итоге результат (пункт 13 ФСО N 3).
Считает, что отсутствуют расчеты удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка на 1 кв. м площади участка и пояснения к ним. Также отсутствует расчет кадастровой стоимости земельного участка (пункт 15 ФСО, пункт 9.2 Административного регламента).
Считает, что расчет удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка использован показатель "свободный член" в размере 3,68, однако отсутствует обоснование данного показателя, не указано откуда он заимствован или каким образом рассчитан. Аналогичные нарушения допущены при использовании фактора стоимости "Расстояния до ближайшей транспортной магистрали ведущих городских направлений". (пункт 4 ФСО).
Отсутствует обоснование необходимости привлечения соисполнителей: Омского филиала "ФКЦ Земля", ООО а Группа комплексных решений", 15 физических лиц. (абз. 6 п. 19 Приказа Минэкономразвития РФ от 20.07.2007 года N 256. ФСО N 1).
Заявитель П.Н. в суд не явилась.
В судебном заседании представитель заявителя А.А. уточненные исковые требования поддержало.
Представитель заинтересованного лица - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области, К.Л. с требованиями не согласилась.
Представитель заинтересованного лица - Федеральная служба государственной службы регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) в суд не явился.
Представитель заинтересованного лица ФГУП ФКЦ "Земля" в суд не явился.
Решением Беловского городского суда Кемеровской области от 02 июня 2011 года П.Н. в удовлетворении требований о признании незаконными действий бездействия государственного органа исполнительной власти отказано.
В кассационной жалобе представитель П.Н. - А.А. просит решение суда отменить, как незаконное и необоснованное.
Указывает, что Отчет об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области по состоянию на 01.01.2007 года (далее - "Отчет") был проверен неуполномоченным лицом.
В пункте 6 текста Акта проверки (л.д. 109, т. 1) указано "Сведения о должностных лицах, проводивших проверку Отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков: начальник управления оценки ФГУП "ФКЦ "Земля" К.Д.".
Нельзя делегировать полномочия государственными органами хозяйствующим субъектам (в данном случае - ФГУП "ФКЦ "Земля"), тем более что в данном случае проверялся Отчет самим его составителем (сотрудником ФГУП "ФКЦ "Земля").
Пункт 3.2.6.1. Отчета на который ссылается суд в решении содержит указание на то, что выбор факторов стоимости для каждой группы может осуществляться двумя методами: экспертным и корреляционно-регрессионным. Текст Отчета содержит описание обоих методов и ссылки на результаты проведенного анализа для построения статистически значимых моделей с перечислением наименования факторов стоимости для каждой группы, но не содержит мотивов (обоснования), по которым выбранные для данной группы факторы являются значимыми, а остальные нет.
Кроме того, в решении суда есть ссылка на выбор исполнителем именно экспертного метода, однако в тексте Отчета отсутствует ссылка на выбор именно данного метода для земельного участка принадлежащего Заявителю (группа 3.2. вид разрешенного использования 9).
Суд пришел к необоснованному выводу, что требования Федеральных стандартов оценки (N 1 - 3) принятых в 2007 году и введенных в действие с 1 января 2008 года не подлежат применению, так как ни Административный регламент, ни Методические рекомендации не предусматривают обязанности ими руководствоваться при определении кадастровой стоимости земельных участков, срок действия государственного контракта истек 31.12.2007 года.
В то же время, в соответствии с текстом раздела 5 технического задания (приложение N 1 к государственному контракту N 140 от 29 июня 2007 года) работы должны быть выполнены в соответствии с Федеральным законом "Об оценочной деятельности в РФ" и Стандартами оценки утвержденными Постановлением Правительства от 06 июля 2001 года. Соответственно, вывод суда об отсутствии обязанности исполнителя руководствоваться требованиями законодательства об оценочной деятельности противоречат письменным доказательствам содержащимся в материалах дела.
В судебном решении нет данных о проверке Отчета на соответствие требованиям указанных стандартов оценки.
Вопрос о сроке действия государственного контракта N в ходе судебного разбирательства не исследовался. В результате, суд пришел к ошибочному выводу о сроке действия договора, не приняв во внимание, что действия по составлению и проверке Отчета были произведены сторонами государственного контракта в течение всего 2008 года (составлены необходимые протоколы, акты проверки отчетов и т.п.). Судом не учтено дополнительное соглашение N 1 к государственному контракту N в пункте 1 которого указано, что срок действия договора закрепленный пунктом 11.2. устанавливается до 01 июля 2010 года; дополнительное соглашение N 2 от 30 мая 2008 года согласно пункту 4 которого срок действия контракта продлен до полного выполнения сторонами принятых на себя обязательств; дополнительное соглашение N 3 от 20 ноября 2008 года корректирующий ряд условий контракта. Наличие указанных фактических обстоятельств свидетельствует о необоснованности вывода суда о том, что срок действия государственного контракта N истек 31.12.2007 года.
Указанное противоречие вывода суда с фактическими обстоятельствами по делу повлекло необоснованный вывод суда о невозможности применения требований Федеральных стандартов оценки, введенных в действие с 01 января 2008 года, к составлению Отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков.
Ссылка суда на "специальное программное обеспечение" не основано на исследованных в судебном заседании доказательствах и материалах дела, так как данное программное обеспечение и соответствующие числовые значения, занесенные в него не были предметом судебного разбирательства. Одни лишь заявления об этом стороны по делу не могут являться доказательством соответствующих обстоятельств.
Отсутствие соответствующих расчетов делает невозможным проверку полученной в итоге суммы кадастровой стоимости земельного участка принадлежащего Заявителю, что не исключает наличие счетной ошибки, неправильную подстановку значений в соответствующую формулу, ошибки в самом алгоритме расчетов.
Суд пришел к необоснованному выводу, что наличие подписей 5 исполнителей в Отчете (на титульном листе) является достаточным, так как остальные оценщики принявшие участие в составлении Отчета являются соисполнителями.
Суд не предоставил истцу письменное возражение на иск, в нарушение ГПК РФ.
Судом фактически не разрешены в полном объеме заявленные требования, так как резолютивная часть решения не содержит исчерпывающих выводов о том, по каким требованиям отказано в удовлетворении заявления, в то время как было заявлено 4 самостоятельных требования.
Изучив материалы дела, заслушав представителя заявительницы - А.А., поддержавшего доводы кассационной жалобы и просившего решение суда отменить, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда, исходя из доводов кассационной жалобы, в соответствии с ч. 1 ст. 347 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 3 ФЗ от 24.07.2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" Кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляется федеральным органом исполнительной власти.
Указом Президента РФ от 25.12.2008 года N 1847 "О федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии" на Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии возложены функции по организации единой системы государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество м сделок с ним, а также установлено, что Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии является правопреемником Федерального агентства кадастра недвижимости, в том числе по обязательствам возникшим в результате исполнения судебных решений.
В силу статьи 65 ЗК РФ использование земли в Российской Федерации является, платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Согласно части 2 статьи 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2000 года N 316 утверждены "Правила проведения государственной кадастровой оценки земель", в соответствии с которыми государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования (пункт 4). Государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости (пункт 5). В процессе государственной кадастровой оценки земель проводится оценочное зонирование территории. Оценочной зоной признается часть земель, однородных по целевому назначению, виду функционального использования и близких по значению кадастровой стоимости земельных участков (пункт 8). Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель (пункт 10). Методические указания по государственной кадастровой оценке земель и нормативно-технические документы, необходимые для проведения государственной кадастровой оценки земель. разрабатываются и утверждаются Министерством экономического развития и торговли РФ по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти (пункт 11).
Приказом Минэкономразвития и торговли РФ от 15 февраля 2007 года N 39 утверждены Методические указания по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов (действовавшие в период проведения государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Кемеровской области), приказом от 28 июня 2007 года N 215 - Административный регламент исполнения Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель".
Согласно пункту 4 Административного регламента исполнение государственной функции по организации проведения государственной кадастровой оценки земель включает административные процедуры: подготовка документов, регламентирующих проведение государственной кадастровой оценки земель в субъекте Российской Федерации; формирование перечня подлежащих государственной кадастровой оценке земельных участков; выбор исполнителя работ по определению кадастровой стоимости земельных участков; контроль за ходом выполнения работ по определению кадастровой стоимости земельных участков; проверка результатов работ по определению кадастровой стоимости земельных участков и представление результатов государственной кадастровой оценки земель органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации на утверждение; утверждение результатов государственной кадастровой оценки земель органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом, заявитель П.Н. является собственником земельного участка с кадастровым номером по адресу:. Разрешенное использование: под производственную базу.
Кадастровая стоимость земельного участка определена в (...),45 руб. (т. 1 л.д. 11 кадастровая выписка о земельном участке) Постановлением коллегии Администрации Кемеровской области от 27.11.2008 г. N 520 "О государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов Кемеровской области" утверждена стоимость земельных участков, в том числе принадлежащего заявительнице.
Указанное Постановление заявительницей не оспорено и не признано недействующим. Именно этим Постановлением утверждена кадастровая стоимость земельного участка П.Н.
Представитель заявителя считает, что размером кадастровой стоимости определен неверно, поскольку он превышает рыночную стоимость земельного участка. Представил отчет об оценке N от 19.11.2009 г., в соответствии с которым величина рыночной стоимости земельного участка составляет (...) руб.
Судебная коллегия как и суд 1 инстанции полагает, что кадастровая стоимость земельных участков может превышать их рыночную стоимость.
Это вытекает из ст. 66 ЗК РФ от 25.01.2001 г. N 136-ФЗ (ред. от 29.12.2006), действовавшей на момент проведения проверки отчета об определении кадастровой стоимости земельного участка.
Рыночная стоимость земельного участка заявительницы, по состоянию на 01.01.2007 г. не был определен.
Согласно Федеральному стандарту, утвержденному приказом Минэкономразвития РФ от 20.07.2007 г. N 255 "Об утверждении федерального стандарта оценки "Цель оценки и виды стоимости (ФСО N 2)" (зарегистрирован в Минюсте РФ 23.08.2007 N 10045), обязательному к применению субъектами оценочной деятельности, существует рыночная стоимость объекта оценки как наиболее вероятная цена, по которой объект оценки может быть отчужден, и перечисленные в п. 5 Федерального стандарта виды стоимостей, отличные от рыночной., в том числе кадастровая стоимость объекта для целей налогообложения. То есть рыночная и кадастровая стоимость объекта не тождественны. Рыночная стоимость изменяется во времени и определяется на конкретную дату. Кадастровая стоимость - экономическая оценка, отражающая экономическую ценность территории в зависимости от целевого назначения и вида функционального использования. Рыночная стоимость объекта определена заявителем по состоянию на 19.11.2009 г., дата же определения кадастровой стоимости по отчету определена по состоянию на 01.01.2007 г.
Судебная коллегия полагает несостоятельным довод кассатора относительно того, что Отчет об определении кадастровой стоимости земельных участков был проверен неуполномоченным лицом.
Судом в решении дана оценку данному доводу, эту оценку коллегия полагает правильной. Действительно, в п. 6 Акта проверки (т. 1 л.д. 109 оборот) указано, что проверку отчета проводил начальник управления оценки ФГУП "ФКЦ Земля" К.Д. Однако это обстоятельство не свидетельствует о том, что проверка отчета не проводилась Роснедвижимостью, как на то указывает кассатор. В материалах дела представлено письмо (т. 1 л.д. 109), из которого следует, что проведение проверки отчета и подписания и подписания Акта проверки со стороны Роснедвижимости имело место.
Доводы кассатора относительно того, что текст отчета не содержит обоснований, почему были приняты во внимание одни факторы стоимости земельного участка, а другие отвергнуты, так же не влечет отмену решения суда.
Факторы стоимости земельных участков в соответствие с п. 2.2.2 Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации Приказом N 39 от 15.02.2007 г. определялись для каждого вида разрешенного использования земельных участков. Факторы стоимости согласованы на заседании межведомственной комиссии по организации работ, связанных с проведением государственной кадастровой оценки земельных участков в г. 27.07.2007 г.
В отчете об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области (т. 1 л.д. 77 оборот) в п. 3.2.6.1 указано, на основании каких факторов определена кадастровая стоимость земельного участка, выбор факторов мотивирован.
Доводы кассатора относительно того, что решение суда не содержит выводов о соответствии отчета о кадастровой стоимости земельного участка стандартам оценки, утвержденным Постановлением Правительства 06.07.2001 г. так же не влечет отмены судебного решения. Доказательств того, что Отчет не соответствует вышеуказанным стандартам оценки, заявителем и его представителем представлено не было, этот довод заявителем и его представителем в судебном заседании не заявлялся. ФГУП Федеральный кадастровый Центр "Земля" при проведении оценки руководствовался в том числе Стандартами оценки, утвержденными Постановлением Правительства РФ 06.07.2001 г. за N 519, на что указано в том числе в государственном контракте.
Доводам кассатора относительно отсутствия непосредственного расчета кадастровой стоимости земельного участка в решении дана оценка, коллегия полагает ее правильной.
Доводы кассатора об отсутствии подписей соисполнителей в Отчете, так же не влекут отмену решения суда. Приказом Роснедвижимости от 18.09.2007 г. N П\\0240 "Об утверждении формы отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов" определено, что в отчете обязательно указываются соисполнители, наименование организации контактные телефоны и т.д., однако предусмотрены подписи лишь непосредственных исполнителей и подпись руководителя.
Довод кассатора относительно того, что он не был ознакомлен с возражениями Управления Росреестра по Кемеровской области и ФГУП "ФКЦ Земля" по мнению коллегии также не влечет отмену судебного решения. Об отложении судебного разбирательства для ознакомления с возражениями заявитель и его представитель не ходатайствовали. Имели реальную возможность с ними ознакомиться. В соответствие с ч. 2 ст. 362 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации правильное по существу решение суда не может быть отменено по одним лишь формальным соображениям.
Заявленные требования изложены в мотивировочной части решения, резолютивная часть решения также не допускает различных толкований. В удовлетворении требований заявителю отказано в полном объеме.
Судебная коллегия полагает, что отчет по определению кадастровой стоимости земельных участков соответствует Методическим указаниям по государственной оценке земель населенных пунктов, утвержденным Приказом Минэкономразвития и торговли РФ от 15 февраля 2007 г. N 39.
В судебное заседание представителем заявителя было представлено Постановление Президиума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 28 июня 2011 года. Однако, коллегия полагает, что данное Постановление не имеет преюдициального значения по данному делу и не может быть положено в основу решения. Кроме того, расчет рыночной стоимости земельного участка, представленный заявителем установил стоимость участка по состоянию на 5 ноября 2009 г., по состоянию на 2007 г., на момент определения кадастровой стоимости земельного участка рыночная оценка участка заявителем не представлена.
Иные доводы кассационной жалобы направлены на переоценку установленных судом обстоятельств и не содержат оснований к отмене решения суда в обжалуемой части.
Судебная коллегия полагает, что судом установлен круг обстоятельств, подлежащих установлению для рассмотрения и разрешения дела. Выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам. Судом верно применены нормы материального и процессуального права. Доводам сторон и представленным доказательствам судом в соответствие с ст. 67 ГПК РФ дана надлежащая оценка.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 347 ч. 1, 361 ГПК РФ, судебная коллегия,

определила:

Решение Беловского городского суда Кемеровской области от 02 июня 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя заявителя П.Н. - А.А. без удовлетворения.

Председательствующий
Е.В.АКИНИНА

Судьи
И.В.ХОМУТОВА
Е.П.ПРОЦЕНКО















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)