Судебные решения, арбитраж

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ САРАТОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 19.10.2011 ПО ДЕЛУ N 33-5606

Разделы:
Приватизация земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



САРАТОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 19 октября 2011 г. по делу N 33-5606


Судья Ефимкина Ю.В.

Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе:
председательствующего Грибалевой М.Н.
судей Бугаевой Е.М., Тришкиной М.А.
при секретаре Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Бугаевой Е.М. гражданское дело по кассационной жалобе С. в лице представителя по доверенности П.М. на решение Волжского районного суда г. Саратова от 16 августа 2011 года, которым отказано в удовлетворении исковых требований С. к Комитету по землепользованию и градостроительству администрации муниципального образования "Город Саратов" о признании незаконным распоряжения, признании права собственности на земельный участок.
Заслушав доклад судьи Бугаевой Е.М., объяснения представителя истца С. - П.М. (доверенность от 15.03.2011 года), просившего удовлетворить жалобу, изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия
установила:

С. обратился в суд с иском Комитету по землепользованию и градостроительству администрации муниципального образования "Город Саратов" и, с учетом дополнений исковых требований просил признать незаконным распоряжение Комитета по землепользованию и градостроительству администрации муниципального образования "Город Саратов" от 10.02.2011 года N об отказе С. в предоставлении в собственность земельного участка, занимаемого домовладением, признать право собственности на земельный участок. В обоснование исковых требований указал, что на основании договора купли-продажи от 06.05.2010 года он стал собственником жилого дома, расположенного по адресу:. В соответствии с пунктом 4 договора купли-продажи от 06.05.2010 года он, как землепользователь, обязан был оформить земельный участок в установленном законом порядке, для чего продавец передал ему свои документы, включая и договор купли-продажи от 26.08.1997 года зарегистрированного в установленном законом порядке. Согласно пункту 2 договора купли-продажи от 26.08.1997 года продавец владел земельным участком размером 422 кв. м на праве бессрочного пользования. В соответствии с действующим законодательством были проведены соответствующие действия по фактическому формированию границ земельного участка и постановке его на государственный кадастровый учет. Руководствуясь действующим законодательством, С. подал в Комитет по землепользованию и градостроительству администрации муниципального образования "Город Саратов" полный пакет документов, необходимый для принятия решения о предоставлении ему в собственность земельного участка с кадастровым номером N. Однако распоряжением от 10.02.2011 года N Комитет по землепользованию и градостроительству администрация муниципального образования "Город Саратов" отказал С. в предоставлении в собственность земельного участка занимаемого домовладением, в связи с тем, что земельный участок расположен в границах территории общего пользования, не подлежащих приватизации. Данное решение нарушает право истца как землепользователя на приобретение бесплатно в собственность земельного участка, и создает ему препятствие для реконструкции либо строительстве индивидуального жилого дома в силу того, что имеющееся строение имеет значительную степень износа и требует капитального ремонта. Обоснование отказа, указанное в распоряжении от 10 февраля 2011 года N -р, не соответствует действующему законодательству, так как из кадастрового паспорта земельного участка от 10.12.2010 года N и технической документации на дом следует, что земельный участок огорожен забором и имеет разрешенное использование для размещения домов индивидуальной жилой застройки. Сформированным земельным участком с кадастровым номером N пользуется исключительно он и члены его семьи, на нем отсутствуют объекты общего пользования, а также отсутствует нормативно-правовой акт, что земельный участок, когда-либо был отнесен к земельным участкам общего пользования, либо произведено его резервирование для государственных или муниципальных нужд.
Судом постановлено вышеназванное решение.
В кассационной жалобе С. в лице представителя по доверенности П.М. ставится вопрос об отмене решения суда и принятии нового решения, которым исковые требования удовлетворить. В обоснование доводов кассационной жалобы указано, что в соответствии с п. 12 ст. 85 ЗК РФ не допускается приватизация земельных участков общего пользования, уже занятых площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами общего пользования, а в материалах дела отсутствуют доказательства того, что на спорном участке присутствуют такие объекты и ими беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц, таким образом, судом было дано неправильное толкование примененного законодательства. Кроме того, указано, что судом не должны были применяться Правила землепользования и застройки муниципального образования "Город Саратов", утвержденные решением Саратовской городской Думы от 29.04.2008 года N 27-280, так как они не содержат описания (ни текстового, ни в виде координат характерных точек) границ территориальных зон или земель общего пользования, и не соответствуют действующему законодательству в связи с тем, что информация и документация в виде картографического материала или текстового описания местоположения границ территориальных зон, списка координат характерных точек границ территориальных зон не была опубликована и на официальном сайте муниципального образования.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного решения в пределах доводов жалобы в соответствии с п. 1 ст. 347 ГПК РФ, судебная коллегия не находит оснований для его отмены по следующим основаниям.
Согласно ст. 1 ЗК РФ одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории разрешенного использования в соответствии с зонированием территории и требованиями законодательства.
Пунктом 2 статьи 15 ЗК РФ предусмотрено, что граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
Статьей 28 ЗК РФ предусмотрено, что земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.
Часть 4 статьи 28 ЗК РФ предусматривает, что отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, не допускается, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.
Статьей 29 ЗК РФ предусмотрено, что предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Согласно части 1 статьи 36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
В соответствии с п. п. 1 - 4, 12 ст. 85 ЗК РФ в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам: жилым; общественно-деловым; производственным; инженерных и транспортных инфраструктур; рекреационным; сельскохозяйственного использования; специального назначения; военных объектов; иным территориальным зонам. Границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне.
Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).
Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, строений, сооружений.
Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.
Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.
Земельный участок и прочно связанные с ним объекты недвижимости не соответствуют установленному градостроительному регламенту территориальных зон в случае, если: виды их использования не входят в перечень видов разрешенного использования; их размеры не соответствуют предельным значениям, установленным градостроительным регламентом.
Земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
В соответствии с положениями абз. 4 ч. 8 ст. 28 ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" отчуждению в соответствии с настоящим Федеральным законом не подлежат земельные участки в составе земель общего пользования (площади, улицы, проезды, автомобильные дороги, набережные, парки, лесопарки, скверы, сады, бульвары, водные объекты, пляжи и другие объекты).
В соответствии с определениями, данными в п. п. 6, 7, 11 ст. 1 ГрК РФ градостроительное зонирование территорий муниципальных образований осуществляется в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов.
Территориальные зоны - это зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты (перечни видов разрешенного использования земельных участков, расположенных в границах территориальных зон).
Красные линии - это линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (далее - линейные объекты).
Согласно ч. 3 ст. 8 ГрК РФ к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области градостроительной деятельности относятся: подготовка и утверждение документов территориального планирования городских округов; утверждение правил землепользования и застройки городских округов; утверждение подготовленной на основе документов территориального планирования городских округов документации по планировке территории; ведение информационных систем обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территориях городских округов; принятие решений о развитии застроенных территорий.
Согласно ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения; утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территории поселения, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений, резервирование земель и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах поселения для муниципальных нужд, осуществление земельного контроля за использованием земель поселения.
Согласно пункту ст. 22 Устава муниципального образования "Город Саратов", утвержденного решением Саратовской городской Думы от 18.12.2005 N 67-649, Саратовская городская Дума является представительным органом местного самоуправления, а администрация муниципального образования "Город Саратов" является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления.
В соответствии с п. 6 ст. 23 Устава Городская Дума по вопросам, отнесенным к ее компетенции федеральными законами, законами Саратовской области, настоящим Уставом, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории города.
Решением Саратовской городской Думы от 29 апреля 2008 года N 27-280 утверждены Правила землепользования и застройки муниципального образования "Город Саратов", которые являются муниципальным правовым актом, определяющим основные направления социально-экономического и градостроительного развития муниципального образования "Город Саратов".
В п. 13.3 Правил землепользования и застройки муниципального образования "Город Саратов" установлено, что земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности, а также государственная собственность на которые не разграничена, предоставляются гражданам и юридическим лицам администрацией муниципального образования "Город Саратов" в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами Саратовской области, Правилами и (или) муниципальным правовым актом, регулирующим данный вопрос.
Как следует из материалов дела, С. является собственником жилого дома полезной площадью 29,9 кв. м расположенного по адресу: на основании договора купли-продажи жилого дома от 06.05.2010 года, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сделана соответствующая запись регистрации (л.д.).
Как следует из содержания договора купли-продажи жилого дома от 26.08.1997 года, заключенного между П.В.Г. и с В.А.Г., В.Г.П., В.О.Л., жилой, состоящий из одного жилого одноэтажного деревянного строения общей полезной площадью 29,90 кв. м, в том числе жилой площади 21.60 кв. м с деревянным наружным сооружением, расположен на участке земли размером 422 кв. м, предоставленном в бессрочное пользование (л.д.).
10.12.2010 года спорный земельный участок был поставлен на кадастровый учет за номером N (л.д.).
Распоряжением комитета по землепользованию и градостроительству от 10.02.2011 года N С. отказано в предоставлении права собственности на земельный участок общей площадью 433 кв. м, кадастровый номер N, расположенный по адресу:, в связи с тем, что земельный участок расположен в границах территории общего пользования, следовательно, в силу положений ч. 12 ст. 85 ЗК РФ, не подлежит приватизации (л.д.).
Отказывая в удовлетворении исковых требований С. о признании незаконным указанного распоряжения Комитета по землепользованию и градостроительству администрации муниципального образования "Город Саратов" и признании права собственности на земельный участок, суд обоснованно исходил из следующего.
Как следует из ответа Комитета по архитектуре и градостроительству администрации МО "Город Саратов" от 04.07.2011 года, земельный участок площадью 433 кв. м с кадастровым номером N, занимаемый домовладением по адресу:, расположен на территории общего пользования, что подтверждается фрагментом карты градостроительного зонирования, являющейся приложением к Правилам землепользования и застройки муниципального образования "Город Саратов", в редакции решения Саратовской городской Думы от 27.04.2010 N (л.д.).
Из схемы расположения земельного участка также следует, что земельный участок, занимаемый домовладением N, находится на территории общего пользования, на который в соответствии с п. 42.1 Правил землепользования и застройки муниципального образования "Город Саратов", утвержденными Решением Саратовской городской Думы от 29.04.2008 года N 27-280 (в редакции решения Саратовской городской Думы от 27.04.2010 года N 50-595) градостроительный регламент не распространяется, участок полностью расположен в красных линиях (л.д.).
Согласно межевому плану земельного участка, расположенного по адресу:, указанный земельный участок обременен охранной зоной газопровода, и находится на землях общего пользования (л.д.), а также, согласно фрагмента карты градостроительного зонирования, совмещенного со схемой развития улично-дорожной сети, спорный земельный участок располагается на территории элементов улично-дорожной сети (л.д.).
Применяя положения указанных выше норм права, суд установил, что спорный земельный участок полностью расположен в красных линиях улицы Соколовой, то есть находится на территории общего пользования, занятой улицей, что следует из заключения Комитета по архитектуре и градостроительству (л.д.).
Согласно того же заключения, Генеральным планом г. Саратова предусмотрено превращение улицы Соколовой в магистральную улицу с односторонним движением.
На основании изложенного, суд пришел к правильному выводу о том, что Комитет по землепользованию и градостроительству администрации муниципального образования "Город Саратов" правомерно отказал С. в предоставлении в собственность земельного участка, на котором располагается принадлежащий истцу объект недвижимости, поскольку указанный земельный участок расположен в створе красных линий магистральной улицы общегородского значения, то есть относится к землям общего пользования, в связи с чем не может быть приватизирован.
Доводы кассационной жалобы о том, что Правила землепользования и застройки муниципального образования "Город Саратов", утвержденные решением Саратовской городской Думы от 29.04.2008 года N 27-280, не должны были применяться, так как не содержат описания (ни текстового, ни в виде координат характерных точек) границ территориальных зон или земель общего пользования, и не соответствуют действующему законодательству в связи с тем, что информация и документация в виде картографического материала или текстового описания местоположения границ территориальных зон, списка координат характерных точек границ территориальных зон не была опубликована и на официальном сайте муниципального образования, судебная коллегия находит несостоятельными по следующим основаниям.
В ходе рассмотрения дела комитетом по архитектуре и градостроительству администрации г. Саратова представлен фрагмент карты градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки г. Саратова, утвержденных решением городской Думы от 29.04.2008 года, из которых следует, что спорный земельный участок находится в зоне ОП - общего пользования.
Согласно Положения о Комитете по архитектуре и градостроительству, утвержденным постановлением мэра г. Саратова от 11 марта 2003 года N (с последующими изменениями), Комитет по архитектуре и градостроительству г. Саратова является отраслевым структурным подразделением администрации г. Саратова, осуществляющим регулирование архитектурной и градостроительной деятельности на территории г. Саратова.
В соответствии со ст. 1 ГрК РФ правилами землепользования и застройки является документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений.
С целью обеспечения всех участников процесса градостроительной деятельности необходимой информацией в соответствии со ст. 56 ГрК РФ действуют информационные системы обеспечения градостроительной деятельности, которые представляют собой организованный в соответствии с требованиями Кодекса систематизированный свод документированных сведений о развитии территорий, об их застройке, о земельных участках, об объектах капитального строительства и иных необходимых для осуществления градостроительной деятельности сведений.
Информационные системы обеспечения градостроительной деятельности включают в себя материалы в текстовой форме и виде карт (схем).
Целью ведения информационных систем обеспечения градостроительной деятельности является обеспечение органов государственной власти, органов местного самоуправления, физических и юридических лиц достоверными сведениями, необходимыми для осуществления градостроительной инвестиционной и иной хозяйственной деятельности, проведения землеустройства.
Органы местного самоуправления обязаны предоставлять сведения информационных систем обеспечения градостроительной деятельности по запросам органов государственной власти, органов местного самоуправления, физических и юридических лиц.
В соответствии с Решением Саратовской городской Думы от 10 июля 2009 года N 42-491 задачей комитета по архитектуре и градостроительству города является ведение информационных систем обеспечения градостроительной деятельности.
Согласно Постановления Правительства РФ от 9 июня 2006 года N 363 сведения, содержащиеся в информационной системе, предоставляются на бумажных и (или) электронных носителях в текстовой и (или) графической формах.
Анализ действующего законодательства, в частности, положения ст. 4, 34 ГрК РФ, позволяет сделать вывод о том, что ГрК РФ обязанность представительного органа отражать описание границ территориальных зон (в виде координатных точек) не предусмотрена.
Согласно ст. 34 ГрК РФ на карте градостроительного зонирования устанавливаются границы территориальных зон. Границы территориальных зон могут устанавливаться по линиям магистралей, улиц, проездов, разделяющим транспортные потоки противоположных направлений; красным линиями; границам земельных участков; границам населенных пунктов в пределах муниципальных образований; естественным границам природных объектов; иным границам.
Правила землепользования и застройки г. Саратова разработаны в полном соответствии в вышеуказанными нормами. В соответствии с положениями ст. 31 ГрК РФ границы территориальных зон были предметом обсуждения на публичных слушаниях. В ходе публичных слушаний предложений и замечаний по изменению границ территориальной зоны, в которой расположен земельный участок не поступало. Указанный нормативный акт является действующим и не отменен.
Остальные доводы кассационной жалобы сводятся к иному толкованию законодательства, аналогичны тем, на которые ссылался истец в суде первой инстанции в обоснование своих исковых требований, которые были предметом обсуждения суда первой инстанции и им дана правильная правовая оценка на основании исследования в судебном заседании всех представленных сторонами доказательств в их совокупности.
Само по себе несогласие автора жалобы с данной судом оценкой обстоятельств дела не является основанием считать решение суда неправильным.
Оснований для отмены решения суда, как о том ставится вопрос в кассационной жалобе, не усматривается.
Руководствуясь ст. ст. 361, 366 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:

решение Волжского районного суда г. Саратова от 16 августа 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)