Судебные решения, арбитраж

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ КАЛИНИНГРАДСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 19.10.2011 ПО ДЕЛУ N 33-4579/2011

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



КАЛИНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 19 октября 2011 г. по делу N 33-4579/2011


Судья Мишина Т.В.

Судебная коллегия по гражданским делам Калининградского областного суда в составе:
Председательствующего Крамаренко О.А.
судей Шевченко С.В., Поникаровской Н.В.
при секретаре М.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационным жалобам администрации городского округа "Город Калининград" и Комитета муниципального имущества и земельных ресурсов администрации ГО "Город Калининград" на решение Октябрьского районного суда г. Калининграда от 18 августа 2011 года, которым иск А. удовлетворен.
За А. признано право на первоочередное предоставление земельного участка для строительства индивидуального жилого дома, общей площадью 600 кв. м с кадастровым номером N, расположенный по адресу:.
На администрацию городского круга "Город Калининград" и Комитет муниципального имущества и земельных ресурсов администрации ГО "Город Калининград" возложена обязанность предоставить А. в первоочередном порядке в собственность на возмездной основе за 752 000 рублей без проведения торгов земельный участок с кадастровым номером N, общей площадью 600 кв. м, расположенный по адресу:, для строительства индивидуального жилого дома.
Заслушав доклад судьи Шевченко С.В., объяснения представителей администрации городского округа "Город Калининград" Ш. и Комитета муниципального имущества и земельных ресурсов администрации ГО "Город Калининград" К., поддержавших доводы поданных кассационных жалоб, возражения представителя А. Г., полагавшего решение суда правильным, судебная коллегия

установила:

А. обратилась в суд с иском к администрации ГО "Город Калининград" о признании за ней права на первоочередное предоставление земельного участка для строительства индивидуального жилого дома с кадастровым номером N, расположенного по адресу:, возложении на ответчика обязанности предоставить ей указанный земельный участок в собственность на возмездной основе за 752 000 рублей. В обоснование иска ссылается на то, что является инвалидом второй группы. В соответствии со ст. 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.
Для реализации данного права она 25 февраля 2011 года обратилась с заявлением в администрацию ГО "Город Калининград", в котором просила предоставить ей за плату земельный участок с кадастровым номером N, расположенный по адресу:, на которое получен ответ, что в отношении данного земельного участка принято решение о выставлении его на аукцион с предложением участия в этом аукционе на общих основаниях. После того, как аукцион не состоялся, А. 31 марта 2011 года повторно обратилась к ответчику с просьбой предоставления ей спорного участка в собственность за плату, получив на него аналогичный ответ.
В этой связи истица полагала, что действиями администрации ГО "Город Калининград" нарушено ее право на получение земельного участка под индивидуальное жилищное строительство в первоочередном порядке.
Рассмотрев дело, суд постановил изложенное выше решение.
В кассационной жалобе администрации городского округа "Город Калининград" ставится вопрос об отмене решения суда ввиду допущенных судом нарушений норм материального права. Не оспаривая того обстоятельства, что в силу ч. 14 ст. 17 ФЗ "О Социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалиды имеют ряд гарантий, в частности, обладают правом на первоочередное предоставление земельных участков, указывает, что согласно Правилам предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 27 июля 1996 года N 901, обеспечение земельным участком происходит в случае нуждаемости указанных лиц в улучшении жилищных условий. Однако, истицей такие данные не представлены, на учете нуждающихся истица не состоит.
В кассационной жалобе Комитет муниципального имущества и земельных ресурсов администрации городского округа "Город Калининград" просит решение суда отменить, ссылаясь на допущенные судом нарушения норм материального права. Также не оспаривая право истицы на первоочередное получение земельного участка, указывает, что спорный земельный участок с кадастровым номером N не может быть предоставлен, поскольку еще до обращения А. в орган местного самоуправления с заявлением о предоставлении ей земли в отношении данного земельного участка было принято решение о проведении торгов по его продаже. Таким образом, судьба спорного земельного участка уже была определена на день обращения А. в администрацию ГО "Город Калининград". Указывает, что право А. на первоочередное получение земельного участка не должно ущемлять права органа местного самоуправления на распоряжение земельными участками и получение денежных средств при продаже его с аукциона по наивысшей цене. Обращает внимание на то, что о существовании спорного участка истица узнала из объявления в газете, когда он уже был выставлен на торги.
На жалобы принесены возражения представителем истицы.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции с учетом положений ст. 347 ГПК РФ исходя из доводов, изложенных в кассационных жалобах, судебная коллегия находит решение подлежащим отмене с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении заявленных А. требований.
Как установлено судом и это подтверждено справкой серии МСЭ-017 N от 11.07.2003 года, А., 15 сентября 1931 года рождения, является инвалидом второй группы по общему заболеванию. Инвалидность установлена бессрочно.
25 февраля 2011 года А. обратилась к заместителю администрации ГО "Город Калининград" - председателю комитета муниципального имущества и земельных ресурсов администрации ГО "Город Калининград" с заявлением, в котором, ссылаясь на положения ст. 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", просила заключить с ней договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу:, выставляемый на торги.
Ответом Комитета муниципального имущества и земельных ресурсов администрации ГО "Город Калининград" от 23 марта 2011 года N 70-01-1617 в удовлетворении просьбы было отказано и разъяснено право участия в аукционе (торгах) по продаже этого участка.
На повторное обращение истицы 31 марта 2011 года в администрацию ГО "Город Калининград" ею получен аналогичный ответ.
Не соглашаясь с доводами органа местного самоуправления, полагая свои права нарушенными, А. обратилась в суд с иском о признании права на первоочередное предоставление земельного участка для строительства индивидуального жилого дома с возложением обязанности по предоставлению ей этого участка в собственность за плату без проведения торгов.
Разрешая заявленный спор, суд правильно исходил из того, что в силу действующего земельного законодательства, требований Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" предоставление инвалидам земельного участка для индивидуального жилищного строительства должно осуществляться на возмездной основе и без проведения торгов.
Позиция органа местного самоуправления об обратном, о необходимости в этой ситуации проведения торгов правильно признана судом несостоятельной.
В тот же время, принимая решение об удовлетворении иска и возлагая на орган местного самоуправления обязанность предоставить А. земельный участок по для строительства индивидуального жилого дома, суд не учел и не дал надлежащей правовой оценки обстоятельствам, приводимым администрацией ГО "Город Калининграда", связанным с нуждаемостью истицы в улучшении жилищных условий.
С такой позицией суда согласиться нельзя в силу следующего.
Государственная политика Российской Федерации в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, а также вопросы применения мер социальной поддержки инвалидов определены Федеральным законом от 24 ноября 1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (с последующими изменениями и дополнениями).
Согласно ст. 2 названного Федерального закона социальная поддержка инвалидов включает систему мер, обеспечивающих социальные гарантии инвалидам.
К числу таких гарантий в жилищной сфере относятся положения статьи 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", закрепляющие как право инвалидов и семьей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, быть обеспеченными жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, так и право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.
Во исполнение установленных законом мер социальной поддержки инвалидов Постановлением Правительством Российской Федерации от 27 июля 1996 года N 901 были утверждены Правила предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей - инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг.
Пунктом 1 названных Правил предусмотрено, что инвалиды и семьи, имеющие детей - инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями с учетом льгот, установленных Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", по обеспечению жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, по получению земельных участков для индивидуального жилищного строительства, а также ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства в соответствии с установленным порядком и положениями указанных Правил.
Определены Правилами основания признания названной категории лиц нуждающимися в улучшении жилищных условий для принятия их на учет, а также порядок ведения такого учета (п. п. 2, 3, 4 Правил).
Согласно пункту 17 Правил обеспечение инвалидов в первоочередном порядке земельным участком, предназначенным для индивидуального жилищного строительства, осуществляется органом местного самоуправления и реализуется посредством подачи соответствующего заявления с приложением справки, подтверждающей факт установления инвалидности, выданной учреждением государственной службы медико-социальной экспертизы.
Поскольку предоставление земельного участка для индивидуального жилищного строительства является одной из гарантий в жилищной сфере, направлено на улучшение жилищных условий инвалида в целях повышения уровня его социальной защищенности и фактически выступает одной из форм обеспечения жильем, то при реализации такой меры социальной поддержки учитывается нуждаемость указанной категории лиц в улучшении жилья.
Приведенные выше положения Федерального закона от 24 ноября 1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" во взаимосвязи с Правилами предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей - инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг право на реализацию льгот в виде обеспечения земельным участок для жилищного строительства не свидетельствуют, что право инвалида на первоочередное предоставление земельного участка является абсолютным, оно подлежит реализации с учетом обстоятельств, связанных с обеспеченностью инвалида жильем.
Таким образом, из системного толкования приведенных выше норм материального права, следует, что для первоочередного предоставления инвалиду земельного участка для индивидуального жилищного строительства в соответствии со ст. 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалид должен состоять на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.
Однако, согласно представленным Управлением учета и найма жилья администрации ГО "Город Калининград" сведениям, А. на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, не состоит.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения иска А. у суда не имелось.
То обстоятельство, указываемое представителем истицы, что А. проживает в квартире по жилой площадью 31,9 кв. м, принадлежащей на праве собственности ее дочери, вместе с зятем и внучкой, достаточным основанием для вывода о нуждаемости признано быть не может.
В установленном законом порядке А. нуждающейся в улучшении жилищных условий не признавалась, на соответствующий учет не принималась.
С учетом изложенного решение суда нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении заявленного А. иска.
Руководствуясь ст. ст. 361, 366 ГПК РФ, кассационная инстанция

определила:

Решение Октябрьского районного суда г. Калининграда от 18 августа 2011 года отменить и вынести новое решение, которым А. в удовлетворении иска к администрации городского округа "Город Калининград" и Комитету муниципального имущества и земельных ресурсов администрации "Город Калининград" о признании права на первоочередное предоставление земельного участка для строительства индивидуального жилого дома, возложении обязанности по предоставлению на возмездной основе земельного участка с кадастровым номером N по отказать.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)