Судебные решения, арбитраж
Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья Савела Н.И.
Судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда в составе:
председательствующего Нестеровой М.В.
судей Герман М.В., Озерова С.А.
при секретаре Л.
рассмотрела в судебном заседании дело по апелляционному представлению Ленинградского межрайонного природоохранного прокурора на решение Кировского городского суда Ленинградской области от 12 апреля 2012 года.
Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда Озерова С.А., объяснения представителя Ленинградской межрайонной природоохранной прокуратуры Рыбина С.В. и представителя администрации МО Кировское городское поселение С.Ю. поддержавших доводы представления, возражения представителя Комитета по природным ресурсам Администрации Ленинградской области и ЛОГКУ <Л.> С.С.,
установила:
Ленинградский межрайонный природоохранный прокурор обратился в Кировский городской суд с иском к администрации МО Кировское городское поселение об обязании организовать надлежащим образом процесс сбора и вывоза отходов производства и потребления, путем вывоза отходов производства и потребления, незаконно размещенных в границах муниципального образования Кировское городское поселение Кировского муниципального района, при движении из г. Кировск в направлении п. Павлово по автодороге "Н-135" примерно в 1 км от г. Кировск с левой стороны дороги по ходу движения на грунтовой дороге, ведущей в сторону лесного массива, напротив мемориала "Невский пятачок", специализированным транспортом и организацией, имеющей лицензию на право обращения с отходами, на санкционированный полигон твердых бытовых отходов.
Определением суда от 13.01.2012 г. к участию в деле в качестве соответчика привлечено ООО <Т.Л.>
Определением суда от 06.02.2012 г. администрация МО Кировское городское поселение исключена из участия в деле в качестве ответчика.
Заочным решением Кировского городского суда от 06.02.2012 г. удовлетворены требования прокурора к ООО <Т.Л.>
Определением суда от 24.02.2012 г. заочное решение отменено.
Определениями суда от 02.03.2012 г. и 05.04.2012 г. к участию в деле в качестве соответчиков привлечены: администрация МО Кировское городское поселение, Комитет по природным ресурсам Администрации Ленинградской области и ЛОГКУ <Л.>
В обоснование требований прокурор указал, что отходы производства и потребления находятся на арендованном ООО <Т.Л.> земельном участке, которое ненадлежащим образом выполняет требования Федерального закона "Об охране окружающей среды", уточнив их место размещения: в границах муниципального образования Кировское городское поселение Кировского муниципального района Ленинградской области, при движении из г. Кировск в направлении п. Павлово по автодороге "Н-135" примерно в 200 м от г. Кировск с левой стороны дороги по ходу движения на грунтовой дороге, ведущей в сторону лесного массива, напротив мемориала "Невский пятачок".
В суде прокурор поддержал заявленные к ООО <Т.Л.> требования по основаниям указанным в иске.
Представители ООО <Т.Л.> администрации МО Кировское городское поселение, Комитета по природным ресурсам Администрации Ленинградской области и ЛОГКУ <Л.> в суде иск не признали.
Решением Кировского городского суда от 12.04.2012 г. удовлетворены требования прокурора к администрации МО Кировское городское поселение. В удовлетворении требований к ООО <Т.Л.> Комитету по природным ресурсам Администрации Ленинградской области и ЛОГКУ <Л.> отказано.
Ленинградский межрайонный природоохранный прокурор не согласившись с законностью и обоснованностью решения суда, подал на него представление, в котором просит решение отменить, в обоснование указав, что требования прокурора были адресованы исключительно к ООО <Т.Л.>. Вопросы по охране, защите лесов от вредного воздействия несанкционированно размещенных отходов путем проведения санитарно-оздоровительных мероприятий, осуществляются арендаторами лесных участков.
Проверив дело, обсудив доводы жалобы, заслушав объяснения явившихся в судебное заседание лиц, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда признает необходимым отменить решение суда в части и принять по делу новое решение.
Из материалов дела следует, что по договору аренды от 17.09.2011 г., часть лесного участка Кировского лесничества, находящегося в федеральной собственности (земли лесного фонда), передана во временное пользование ООО <Т.Л.> на срок 49 лет.
По условиям договора аренды ООО <Т.Л.> обязалось использовать лесной участок в соответствии с лесным законодательством и иными нормативными правовыми актами РФ, выполнять требования Санитарных правил в лесах РФ.
Согласно акту осмотра от ДД.ММ.ГГГГ территории, на указанном лесном участке обнаружены отходы производства и потребления. Определить принадлежность отходов какому-либо собственнику не представилось возможным.
Материалами дела подтверждается, что лесной участок предоставлен в аренду ООО <Т.Л.> том числе в соответствии с проектом освоения лесов, прошедшим государственную экспертизу, утвержденную распоряжением Комитета по природным ресурсам Ленинградской области 17.12.2010 г.
Лесная декларация для использования ООО <Т.Л.> лесов для заготовки древесины выдана Комитетом по природным ресурсам Ленинградской области 01.06.2011 г.
Из материалов дела следует, что лесной участок расположен на территории МО Кировское городское поселение, однако находится не в границах территории какого-либо населенного пункта и не является территорией зон отдыха населения (рекреационной).
Удовлетворяя исковые требования и обязывая администрацию МО Кировское городское поселение организовать надлежащим образом процесс сбора и вывоза отходов, суд первой инстанции пришел к выводу об обязанности органов местного самоуправления исполнять полномочия по вопросам организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора и организации очистки территории поселения от отходов на всей территории муниципального образования, в том числе и на землях лесного фонда, входящих в территорию поселения, независимо от того, переданы ли соответствующие территории в аренду каким-либо юридическим лицам.
При этом суд первой инстанции пришел к выводу, что ООО <Т.Л.> на дату обнаружения свалки не вправе было пользоваться участком лесного фонда, по основаниям, предусмотренным Лесным кодексом РФ.
Однако соответствующие выводы суда первой инстанции, изложенные в решении, основаны на неправильном применении норм материального права.
Согласно ст. 51 ФЗ от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", части 1 ст. 22 ФЗ от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", отходы потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для здоровья населения и окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Сброс отходов на почву запрещается.
В соответствии с п. п. 3.1, 3.2 СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест", утвержденных Минздравом СССР 5 августа 1988 года N 4690-88, обезвреживание твердых и жидких бытовых отходов производится на специально отведенных участках или специальных сооружениях по обезвреживанию и переработке. Запрещается вывозить отходы на другие, не предназначенные для этого места, а также закапывать на сельскохозяйственных полях. Твердые бытовые отходы следует вывозить на полигоны (усовершенствованные свалки), поля компостирования, перерабатывающие и сжигательные заводы.
При этом положения ст. 13 Земельного кодекса РФ обязывают собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков проводить мероприятия по сохранению почв и их плодородия; защите земель от захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель; ликвидации последствий загрязнения земель.
В соответствии со ст. 42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны осуществлять мероприятия по охране земель, соблюдать порядок пользования лесами, водными и другими природными объектами; соблюдать требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий.
В соответствии с ч. 2 ст. 55 Лесного кодекса РФ, подпунктом "г" пункта 2 и пунктом 4 Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.06.2007 г. N 414, на лесных участках, предоставленных в аренду, санитарно-оздоровительные мероприятия осуществляются арендаторами этих участков на основании проекта освоения лесов.
Согласно положениям п. 28 указанных Правил, санитарно-оздоровительными мероприятиями являются вырубка погибших и поврежденных лесных насаждений, очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия.
В соответствии со ст. 616 ГК РФ арендатор обязан поддерживать переданное в аренду имущество в исправном состоянии, производить за свой счет текущий ремонт и нести расходы на содержание имущества, если иное не установлено законом иными правовыми актами или договором аренды.
Обязанность арендатора по осуществлению санитарно-оздоровительных мероприятий на арендуемом лесном участке установлена как законом (часть 2 статьи 616 ГК РФ, часть 2 статьи 55 Лесного кодекса РФ), так и иными правовыми актами (пункт 4 Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.06.2007 г. N 414).
Содержащееся в названных нормах указание на то, что санитарно-оздоровительные мероприятия осуществляются на основании Проекта освоения лесов, не изменяет установленной этими нормами обязанности, а лишь указывает на необходимость включения санитарно-оздоровительных мероприятий в Проект освоения лесов. В силу императивности перечисленных норм, проект не может противоречить им и ставить обязанность арендатора по проведению санитарно-оздоровительных мероприятий под условие о наличии прямого указания в Проекте освоения лесов на проведение арендатором очистки лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия.
Таким образом, исходя из системного толкования вышеуказанных положений закона, поскольку зафиксированная несанкционированная свалка расположена на территории, арендуемой ответчиком, она подлежит ликвидации в рамках санитарно-оздоровительных мероприятий очистки леса проводимых ООО <Т.Л.>
При этом в данном случае определяются не меры гражданско-правовой ответственности арендатора за причинение вреда, непременным условием которой является наличие вины, а выполнение им установленной законом обязанности по содержанию арендованного лесного участка.
Изложенное также подтверждается положениями ст. 14 Закона Ленинградской области от 04 марта 2010 года N 7-оз "Об обращении с отходами в Ленинградской области", которой установлены требования к обращению с отходами на территориях муниципальных образований Ленинградской области.
Так, согласно ст. 14 указанного Закона органы местного самоуправления городских, сельских поселений и городского округа обязаны предпринимать меры по защите земель от загрязнения, захламления отходами производства и потребления, по недопущению организации свалок отходов, а также по ликвидации последствий загрязнения и захламления земель в границах земельных участков, находящихся в собственности соответствующих муниципальных образований и не переданных в собственность, владение, пользование (аренду) иным лицам. В иных случаях обязанности по защите земель от загрязнения, захламления отходами производства и потребления, по недопущению организации свалок отходов, а также по ликвидации последствий загрязнения и захламления земель возлагаются на собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков. Собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков, расположенных в границах соответствующих муниципальных образований, обязаны: нести бремя содержания земельного участка и бремя ответственности за нарушение требований в области обращения с отходами; предпринимать меры по защите земель от загрязнения, захламления отходами производства и потребления, по недопущению организации свалок отходов, а также по ликвидации последствий загрязнения и захламления земель в границах соответствующих земельных участков; обеспечивать своевременный сбор и вывоз отходов с земельных участков в места, предназначенные для сбора, временного хранения, размещения отходов (в том числе путем заключения договоров на сбор и вывоз отходов со специализированными организациями). В случае обнаружения на земельном участке брошенных (иным образом оставленных в целях отказа от права собственности на них) отходов, собственник которых не установлен, лицо, в собственности, владении или пользовании которого находится земельный участок, может обратить указанные отходы в свою собственность либо принимает меры к перемещению указанных отходов в санкционированные места размещения.
Лесная декларация, выданная 01.06.2011 г., предоставляет ООО <Т.Л.> право с указанного времени осуществлять изъятие лесных ресурсов (лесов для заготовки древесины) на арендованном участке и не освобождает до указанного времени от обязанности осуществления санитарно-оздоровительных мероприятий на арендуемом лесном участке с момента передачи его по договору аренды от 17.09.2011 г.
В то же время администрация МО Кировское городское поселение не наделена отдельными государственными полномочиями в области использования, охраны, защиты, лесов в порядке, установленном законодательством РФ в отношении данного земельного участка лесного фонда.
Относимых, допустимых, достаточных и достоверных доказательств подтверждающих то, что несанкционированная свалка образовалась в результате сброса твердых бытовых отходов, полученных в результате деятельности администрации МО Кировское городское поселение как юридического лица, суду не представлено, как и доказательств того, что указанная несанкционированная свалка отходов образовалась в результате ненадлежащего исполнения администрацией МО Кировское городское поселение, возложенных на нее законом обязанностей по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора на территории муниципального образования.
Таким образом, предусмотренных законом оснований для возложения на администрацию МО Кировское городское поселение обязанности организовать надлежащим образом процесс сбора и вывоза отходов производства и потребления на лесном участке, не имелось.
Учитывая изложенное судебная коллегия признает необходимым решение суда в указанной части, как принятое с нарушением норм материального права отменить и руководствуясь, в том числе требованиями п. 2 ст. 206 ГПК РФ, принять по делу новое решение, об обязании ООО <Т.Л.> в течение тридцати дней организовать надлежащим образом процесс сбора и вывоза отходов, с отказом в удовлетворении требований предъявленных к администрации МО Кировское городское поселение.
Судебная коллегия приходит к выводу о том, что в остальной части при принятии решения судом правильно установлены юридически значимые для дела обстоятельства, произведена полная и всесторонняя оценка исследованным в судебном заседании доказательствам по правилам ст. 67 ГПК РФ, применены нормы материального права, подлежащие применению к возникшим спорным правоотношениям, и постановлено законное и обоснованное решение в соответствии с требованиями гражданского процессуального законодательства.
Оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ для отмены или изменения решения суда в иной части не имеется, решение суда является законным и обоснованным.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда,
определила:
решение Кировского городского суда Ленинградской области от 12 апреля 2012 года отменить в части и принять по делу новое решение.
Обязать общество с ограниченной ответственностью <Т.Л.> организовать надлежащим образом процесс сбора и вывоза отходов производства и потребления, незаконно размещенных в границах муниципального образования Кировское городское поселение Кировского муниципального района Ленинградской области, при движении из г. Кировск в направлении п. Павлово по автодороге "Н-135" примерно в 200 м от г. Кировск с левой стороны дороги по ходу движения на грунтовой дороге, ведущей в сторону лесного массива, напротив мемориала "Невский пятачок", специализированным транспортом и организацией, имеющей лицензию на право обращения с отходами, на санкционированный полигон твердых бытовых отходов, в течение тридцати дней со дня вынесения определения.
В иске к администрации муниципального образования Кировское городское поселение Кировского муниципального района Ленинградской области отказать.
В остальной части решение Кировского городского суда Ленинградской области от 12 апреля 2012 года оставить без изменения, а представление Ленинградского межрайонного природоохранного прокурора - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЛЕНИНГРАДСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 20.06.2012 N 33А-2818/2012
Разделы:Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ЛЕНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 20 июня 2012 г. N 33а-2818/2012
Судья Савела Н.И.
Судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда в составе:
председательствующего Нестеровой М.В.
судей Герман М.В., Озерова С.А.
при секретаре Л.
рассмотрела в судебном заседании дело по апелляционному представлению Ленинградского межрайонного природоохранного прокурора на решение Кировского городского суда Ленинградской области от 12 апреля 2012 года.
Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда Озерова С.А., объяснения представителя Ленинградской межрайонной природоохранной прокуратуры Рыбина С.В. и представителя администрации МО Кировское городское поселение С.Ю. поддержавших доводы представления, возражения представителя Комитета по природным ресурсам Администрации Ленинградской области и ЛОГКУ <Л.> С.С.,
установила:
Ленинградский межрайонный природоохранный прокурор обратился в Кировский городской суд с иском к администрации МО Кировское городское поселение об обязании организовать надлежащим образом процесс сбора и вывоза отходов производства и потребления, путем вывоза отходов производства и потребления, незаконно размещенных в границах муниципального образования Кировское городское поселение Кировского муниципального района, при движении из г. Кировск в направлении п. Павлово по автодороге "Н-135" примерно в 1 км от г. Кировск с левой стороны дороги по ходу движения на грунтовой дороге, ведущей в сторону лесного массива, напротив мемориала "Невский пятачок", специализированным транспортом и организацией, имеющей лицензию на право обращения с отходами, на санкционированный полигон твердых бытовых отходов.
Определением суда от 13.01.2012 г. к участию в деле в качестве соответчика привлечено ООО <Т.Л.>
Определением суда от 06.02.2012 г. администрация МО Кировское городское поселение исключена из участия в деле в качестве ответчика.
Заочным решением Кировского городского суда от 06.02.2012 г. удовлетворены требования прокурора к ООО <Т.Л.>
Определением суда от 24.02.2012 г. заочное решение отменено.
Определениями суда от 02.03.2012 г. и 05.04.2012 г. к участию в деле в качестве соответчиков привлечены: администрация МО Кировское городское поселение, Комитет по природным ресурсам Администрации Ленинградской области и ЛОГКУ <Л.>
В обоснование требований прокурор указал, что отходы производства и потребления находятся на арендованном ООО <Т.Л.> земельном участке, которое ненадлежащим образом выполняет требования Федерального закона "Об охране окружающей среды", уточнив их место размещения: в границах муниципального образования Кировское городское поселение Кировского муниципального района Ленинградской области, при движении из г. Кировск в направлении п. Павлово по автодороге "Н-135" примерно в 200 м от г. Кировск с левой стороны дороги по ходу движения на грунтовой дороге, ведущей в сторону лесного массива, напротив мемориала "Невский пятачок".
В суде прокурор поддержал заявленные к ООО <Т.Л.> требования по основаниям указанным в иске.
Представители ООО <Т.Л.> администрации МО Кировское городское поселение, Комитета по природным ресурсам Администрации Ленинградской области и ЛОГКУ <Л.> в суде иск не признали.
Решением Кировского городского суда от 12.04.2012 г. удовлетворены требования прокурора к администрации МО Кировское городское поселение. В удовлетворении требований к ООО <Т.Л.> Комитету по природным ресурсам Администрации Ленинградской области и ЛОГКУ <Л.> отказано.
Ленинградский межрайонный природоохранный прокурор не согласившись с законностью и обоснованностью решения суда, подал на него представление, в котором просит решение отменить, в обоснование указав, что требования прокурора были адресованы исключительно к ООО <Т.Л.>. Вопросы по охране, защите лесов от вредного воздействия несанкционированно размещенных отходов путем проведения санитарно-оздоровительных мероприятий, осуществляются арендаторами лесных участков.
Проверив дело, обсудив доводы жалобы, заслушав объяснения явившихся в судебное заседание лиц, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда признает необходимым отменить решение суда в части и принять по делу новое решение.
Из материалов дела следует, что по договору аренды от 17.09.2011 г., часть лесного участка Кировского лесничества, находящегося в федеральной собственности (земли лесного фонда), передана во временное пользование ООО <Т.Л.> на срок 49 лет.
По условиям договора аренды ООО <Т.Л.> обязалось использовать лесной участок в соответствии с лесным законодательством и иными нормативными правовыми актами РФ, выполнять требования Санитарных правил в лесах РФ.
Согласно акту осмотра от ДД.ММ.ГГГГ территории, на указанном лесном участке обнаружены отходы производства и потребления. Определить принадлежность отходов какому-либо собственнику не представилось возможным.
Материалами дела подтверждается, что лесной участок предоставлен в аренду ООО <Т.Л.> том числе в соответствии с проектом освоения лесов, прошедшим государственную экспертизу, утвержденную распоряжением Комитета по природным ресурсам Ленинградской области 17.12.2010 г.
Лесная декларация для использования ООО <Т.Л.> лесов для заготовки древесины выдана Комитетом по природным ресурсам Ленинградской области 01.06.2011 г.
Из материалов дела следует, что лесной участок расположен на территории МО Кировское городское поселение, однако находится не в границах территории какого-либо населенного пункта и не является территорией зон отдыха населения (рекреационной).
Удовлетворяя исковые требования и обязывая администрацию МО Кировское городское поселение организовать надлежащим образом процесс сбора и вывоза отходов, суд первой инстанции пришел к выводу об обязанности органов местного самоуправления исполнять полномочия по вопросам организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора и организации очистки территории поселения от отходов на всей территории муниципального образования, в том числе и на землях лесного фонда, входящих в территорию поселения, независимо от того, переданы ли соответствующие территории в аренду каким-либо юридическим лицам.
При этом суд первой инстанции пришел к выводу, что ООО <Т.Л.> на дату обнаружения свалки не вправе было пользоваться участком лесного фонда, по основаниям, предусмотренным Лесным кодексом РФ.
Однако соответствующие выводы суда первой инстанции, изложенные в решении, основаны на неправильном применении норм материального права.
Согласно ст. 51 ФЗ от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", части 1 ст. 22 ФЗ от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", отходы потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для здоровья населения и окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Сброс отходов на почву запрещается.
В соответствии с п. п. 3.1, 3.2 СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест", утвержденных Минздравом СССР 5 августа 1988 года N 4690-88, обезвреживание твердых и жидких бытовых отходов производится на специально отведенных участках или специальных сооружениях по обезвреживанию и переработке. Запрещается вывозить отходы на другие, не предназначенные для этого места, а также закапывать на сельскохозяйственных полях. Твердые бытовые отходы следует вывозить на полигоны (усовершенствованные свалки), поля компостирования, перерабатывающие и сжигательные заводы.
При этом положения ст. 13 Земельного кодекса РФ обязывают собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков проводить мероприятия по сохранению почв и их плодородия; защите земель от захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель; ликвидации последствий загрязнения земель.
В соответствии со ст. 42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны осуществлять мероприятия по охране земель, соблюдать порядок пользования лесами, водными и другими природными объектами; соблюдать требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий.
В соответствии с ч. 2 ст. 55 Лесного кодекса РФ, подпунктом "г" пункта 2 и пунктом 4 Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.06.2007 г. N 414, на лесных участках, предоставленных в аренду, санитарно-оздоровительные мероприятия осуществляются арендаторами этих участков на основании проекта освоения лесов.
Согласно положениям п. 28 указанных Правил, санитарно-оздоровительными мероприятиями являются вырубка погибших и поврежденных лесных насаждений, очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия.
В соответствии со ст. 616 ГК РФ арендатор обязан поддерживать переданное в аренду имущество в исправном состоянии, производить за свой счет текущий ремонт и нести расходы на содержание имущества, если иное не установлено законом иными правовыми актами или договором аренды.
Обязанность арендатора по осуществлению санитарно-оздоровительных мероприятий на арендуемом лесном участке установлена как законом (часть 2 статьи 616 ГК РФ, часть 2 статьи 55 Лесного кодекса РФ), так и иными правовыми актами (пункт 4 Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.06.2007 г. N 414).
Содержащееся в названных нормах указание на то, что санитарно-оздоровительные мероприятия осуществляются на основании Проекта освоения лесов, не изменяет установленной этими нормами обязанности, а лишь указывает на необходимость включения санитарно-оздоровительных мероприятий в Проект освоения лесов. В силу императивности перечисленных норм, проект не может противоречить им и ставить обязанность арендатора по проведению санитарно-оздоровительных мероприятий под условие о наличии прямого указания в Проекте освоения лесов на проведение арендатором очистки лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия.
Таким образом, исходя из системного толкования вышеуказанных положений закона, поскольку зафиксированная несанкционированная свалка расположена на территории, арендуемой ответчиком, она подлежит ликвидации в рамках санитарно-оздоровительных мероприятий очистки леса проводимых ООО <Т.Л.>
При этом в данном случае определяются не меры гражданско-правовой ответственности арендатора за причинение вреда, непременным условием которой является наличие вины, а выполнение им установленной законом обязанности по содержанию арендованного лесного участка.
Изложенное также подтверждается положениями ст. 14 Закона Ленинградской области от 04 марта 2010 года N 7-оз "Об обращении с отходами в Ленинградской области", которой установлены требования к обращению с отходами на территориях муниципальных образований Ленинградской области.
Так, согласно ст. 14 указанного Закона органы местного самоуправления городских, сельских поселений и городского округа обязаны предпринимать меры по защите земель от загрязнения, захламления отходами производства и потребления, по недопущению организации свалок отходов, а также по ликвидации последствий загрязнения и захламления земель в границах земельных участков, находящихся в собственности соответствующих муниципальных образований и не переданных в собственность, владение, пользование (аренду) иным лицам. В иных случаях обязанности по защите земель от загрязнения, захламления отходами производства и потребления, по недопущению организации свалок отходов, а также по ликвидации последствий загрязнения и захламления земель возлагаются на собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков. Собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков, расположенных в границах соответствующих муниципальных образований, обязаны: нести бремя содержания земельного участка и бремя ответственности за нарушение требований в области обращения с отходами; предпринимать меры по защите земель от загрязнения, захламления отходами производства и потребления, по недопущению организации свалок отходов, а также по ликвидации последствий загрязнения и захламления земель в границах соответствующих земельных участков; обеспечивать своевременный сбор и вывоз отходов с земельных участков в места, предназначенные для сбора, временного хранения, размещения отходов (в том числе путем заключения договоров на сбор и вывоз отходов со специализированными организациями). В случае обнаружения на земельном участке брошенных (иным образом оставленных в целях отказа от права собственности на них) отходов, собственник которых не установлен, лицо, в собственности, владении или пользовании которого находится земельный участок, может обратить указанные отходы в свою собственность либо принимает меры к перемещению указанных отходов в санкционированные места размещения.
Лесная декларация, выданная 01.06.2011 г., предоставляет ООО <Т.Л.> право с указанного времени осуществлять изъятие лесных ресурсов (лесов для заготовки древесины) на арендованном участке и не освобождает до указанного времени от обязанности осуществления санитарно-оздоровительных мероприятий на арендуемом лесном участке с момента передачи его по договору аренды от 17.09.2011 г.
В то же время администрация МО Кировское городское поселение не наделена отдельными государственными полномочиями в области использования, охраны, защиты, лесов в порядке, установленном законодательством РФ в отношении данного земельного участка лесного фонда.
Относимых, допустимых, достаточных и достоверных доказательств подтверждающих то, что несанкционированная свалка образовалась в результате сброса твердых бытовых отходов, полученных в результате деятельности администрации МО Кировское городское поселение как юридического лица, суду не представлено, как и доказательств того, что указанная несанкционированная свалка отходов образовалась в результате ненадлежащего исполнения администрацией МО Кировское городское поселение, возложенных на нее законом обязанностей по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора на территории муниципального образования.
Таким образом, предусмотренных законом оснований для возложения на администрацию МО Кировское городское поселение обязанности организовать надлежащим образом процесс сбора и вывоза отходов производства и потребления на лесном участке, не имелось.
Учитывая изложенное судебная коллегия признает необходимым решение суда в указанной части, как принятое с нарушением норм материального права отменить и руководствуясь, в том числе требованиями п. 2 ст. 206 ГПК РФ, принять по делу новое решение, об обязании ООО <Т.Л.> в течение тридцати дней организовать надлежащим образом процесс сбора и вывоза отходов, с отказом в удовлетворении требований предъявленных к администрации МО Кировское городское поселение.
Судебная коллегия приходит к выводу о том, что в остальной части при принятии решения судом правильно установлены юридически значимые для дела обстоятельства, произведена полная и всесторонняя оценка исследованным в судебном заседании доказательствам по правилам ст. 67 ГПК РФ, применены нормы материального права, подлежащие применению к возникшим спорным правоотношениям, и постановлено законное и обоснованное решение в соответствии с требованиями гражданского процессуального законодательства.
Оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ для отмены или изменения решения суда в иной части не имеется, решение суда является законным и обоснованным.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда,
определила:
решение Кировского городского суда Ленинградской области от 12 апреля 2012 года отменить в части и принять по делу новое решение.
Обязать общество с ограниченной ответственностью <Т.Л.> организовать надлежащим образом процесс сбора и вывоза отходов производства и потребления, незаконно размещенных в границах муниципального образования Кировское городское поселение Кировского муниципального района Ленинградской области, при движении из г. Кировск в направлении п. Павлово по автодороге "Н-135" примерно в 200 м от г. Кировск с левой стороны дороги по ходу движения на грунтовой дороге, ведущей в сторону лесного массива, напротив мемориала "Невский пятачок", специализированным транспортом и организацией, имеющей лицензию на право обращения с отходами, на санкционированный полигон твердых бытовых отходов, в течение тридцати дней со дня вынесения определения.
В иске к администрации муниципального образования Кировское городское поселение Кировского муниципального района Ленинградской области отказать.
В остальной части решение Кировского городского суда Ленинградской области от 12 апреля 2012 года оставить без изменения, а представление Ленинградского межрайонного природоохранного прокурора - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)