Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ХАБАРОВСКОГО КРАЕВОГО СУДА ОТ 11.04.2012 ПО ДЕЛУ N 33-2153

Разделы:
Права на землю: собственность, аренда, безвозмездное срочное пользование, сервитут ...; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ХАБАРОВСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 11 апреля 2012 г. по делу N 33-2153


Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда в составе:
председательствующего Д.В.Кулигина,
судей И.Г.Мороз, О.В.Герасимовой,
при секретаре Г.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "А" об оспаривании постановления и.о. мэра города Хабаровска в части установления публичного сервитута по апелляционной жалобе ООО "А" на решение Центрального районного суда города Хабаровска от 26 января 2012 года.
Заслушав доклад судьи Д.В.Кулигина, пояснения представителя ООО "А", действующей на основании доверенности, представителя администрации города Хабаровска в лице мэра города Хабаровска, судебная коллегия
установила:

ООО "А" обратилось в суд с заявлением о признании недействующим пункта 2 постановления и.о. мэра города Хабаровска от 25 августа 2008 года N 2579 в части установления публичного сервитута в границах земельного участка, принадлежащего ООО "А", взыскании расходов по оплате государственной пошлины.
В обоснование заявленных требований ООО "А" указало на то, что 25 августа 2008 года и.о. мэра города Хабаровска было принято постановление N 2579 "Об утверждении документации по планировке территории и об установлении публичных сервитутов в границах улицы Тургенева - Амурский бульвар - улицы Комсомольской в Центральном районе города Хабаровска. Пунктом 2 данного постановления были установлены постоянные публичные сервитуты для проезда, прохода через земельные участки в границах зон действия, установленных в документации указанной в пункте 1 данного постановления. Заявитель считает пункт 2 названного постановления недействительным, так как он не соответствует действующему законодательству и нарушает права и интересы Общества. ООО "А" на праве собственности принадлежит нежилое здание общей площадью 1635.7 кв.м., расположенное по адресу: <...>, и земельный участок общей площадью 1176.9 кв.м., расположенный по указанному адресу. Оспариваемым постановлением был установлен публичный сервитут для проезда, прохода через земельный участок, принадлежащий Обществу на праве собственности. Заявитель считает, что оснований, предусмотренных законодательством для установления публичного сервитута для проезда и прохода через земельный участок Общества не имеется, поскольку сквозной проезд на улицу Тургенева отсутствует, существующий проход предназначен для эксплуатации здания гостиницы "С", принадлежащего на праве собственности заявителю. Таким образом, у иных лиц отсутствует необходимость прохода, проезда по земельному участку Общества. Кроме того, ООО "А" не извещалось о проведении слушаний по вопросу установления публичного сервитута, в результате чего Общество было лишено возможности присутствовать на слушаниях и высказывать свою позицию. Порядок подготовки документации по планировке территории, регламентированный статье 46 Градостроительного кодекса РФ, органом местного самоуправления соблюден не был.
Решением Центрального районного суда города Хабаровска от 26 января 2012 года в удовлетворении требований ООО "А" отказано.
В апелляционной жалобе представитель ООО "А" просит решение суда отменить и принять новое решение об удовлетворении требований, указывая на нарушение судом норм материального права, не соответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
Проверив законность и обоснованность принятого судом решения в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе (часть 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ), судебная коллегия не находит оснований для его отмены по этим доводам.
Из материалов дела следует, что земельный участок с кадастровым номером N общей площадью 1176.9 кв.м., расположенный по адресу: <...>, с разрешенным использованием для обслуживания гостиницы, принадлежат на праве собственности ООО "А".
Разрешая заявленное требование о признании недействующим пункта 2 постановления и.о. мэра города Хабаровска от 25 августа 2008 года N 2579 в части установления публичного сервитута в границах земельного участка, принадлежащего ООО "А", суд пришел к правильному выводу о необоснованности данного требования.
Судебная коллегия находит решение суда по существу соответствующим установленным по делу обстоятельствам и основанным на правильном применении действующего законодательства.
Согласно части 1 статьи 7, пункту 26 части 1 статьи 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты. К числу вопросов местного значения городского округа отнесено, в том числе, утверждение документации по планировке территории.
В силу пункта 2 статьи 23 Земельного кодекса РФ публичный сервитут устанавливается законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации, нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, нормативным правовым актом органа местного самоуправления в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, без изъятия земельных участков. Установление публичного сервитута осуществляется с учетом результатов общественных слушаний.
Пунктом 3 названной правовой нормы предусмотрено, что могут устанавливаться публичные сервитуты для прохода или проезда через земельный участок.
В соответствии с частью 1 статьи 46 Градостроительного кодекса РФ решение о подготовке документации по планировке территории принимается органом местного самоуправления поселения или органом местного самоуправления городского округа по инициативе указанных органов либо на основании предложений физических или юридических лиц о подготовке документации по планировке территории, а также на основании заявлений о принятии решений о подготовке документации по планировке территории от лиц, указанных в части 8.1 статьи 45 данного Кодекса.
Указанное в части 1 названной статьи решение подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, в течение трех дней со дня принятия такого решения и размещается на официальном сайте поселения (при наличии официального сайта поселения) или на официальном сайте городского округа (при наличии официального сайта городского округа) в сети "Интернет" (часть 2 статьи 46 Градостроительного кодекса РФ).
Частью 3 названной правовой нормы предусмотрено, что со дня опубликования решения о подготовке документации по планировке территории физические или юридические лица вправе представить в орган местного самоуправления поселения или орган местного самоуправления городского округа свои предложения о порядке, сроках подготовки и содержании документации по планировке территории.
Орган местного самоуправления поселения или орган местного самоуправления городского округа осуществляет проверку документации по планировке территории на соответствие требованиям, установленным частью 10 статьи 45 данного Кодекса. По результатам проверки указанные органы принимают соответствующее решение о направлении документации по планировке территории главе поселения, главе городского округа или об отклонении такой документации и о направлении ее на доработку (часть 4 указанной правовой нормы).
В силу части 5 статьи 46 Градостроительного кодекса РФ проекты планировки территории и проекты межевания территории, подготовленные в составе документации по планировке территории на основании решения органа местного самоуправления поселения или органа местного самоуправления городского округа, до их утверждения подлежат обязательному рассмотрению на публичных слушаниях.
Порядок организации и проведения публичных слушаний по проекту планировки территории и проекту межевания территории определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений настоящей статьи (часть 6 статьи 46 Градостроительного кодекса РФ).
В соответствии с частью 10 статьи 46 Градостроительного кодекса РФ заключение о результатах публичных слушаний по проекту планировки территории и проекту межевания территории подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещается на официальном сайте поселения (при наличии официального сайта поселения) или на официальном сайте городского округа (при наличии официального сайта городского округа) в сети "Интернет".
Утвержденная документация по планировке территории (проекты планировки территории и проекты межевания территории) подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, в течение семи дней со дня утверждения указанной документации и размещается на официальном сайте муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети "Интернет" (часть 14 статьи 46 Градостроительного кодекса РФ).
Согласно пункту 4 статьи 14 Устава городского округа "Город Хабаровск" порядок организации и проведения публичных слушаний определяется Положением о публичных слушаниях, утверждаемым Хабаровской городской Думой.
В соответствии со статьей 20 Положения о публичных слушаниях в городском округе "Город Хабаровск", утвержденного решением Хабаровской городской Думы от 22 ноября 2005 года N 181 (в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого акта), слушания по проектам муниципальных правовых актов назначаются мэром города.
Постановлением мэра города Хабаровска от 30 июня 2008 года N 1654 назначены публичные слушания по документации по планировке территории и по установлению публичных сервитутов в границах улиц Тургенева - Амурского бульвара - улицы Комсомольской - улицы Муравьева-Амурского в Центральном районе города Хабаровска на 23 июля 2008 года на 18 часов в актовом зале департамента архитектуры, строительства и землепользования по улице Дикопольцева - 17. Данное постановление было опубликовано в газете "Хабаровские вести" от 4 июля 2008 года N 74.
23 июля 2008 года были проведены публичные слушания по проекту планировки указанной территории, в которых приняли участие желающие граждане, что подтверждается протоколом от 23 июля 2008 года N 35. Согласно данному протоколу решено после доработки по поступившим замечаниям и предложениям направить документацию по планировке территории мэру города для принятия решения об утверждении документации по планировке территории или о ее отклонении, рекомендовать мэру города установить публичные сервитуты для целей проезда или прохода в границах зон действия, указанных в составе документации по планировке территории.
Составленное по итогам публичных слушаний 23 июля 2008 года заключение было опубликовано в газете "Хабаровские вести" 12 августа 2008 года N 90.
Постановлением и.о. мэра города Хабаровска от 25 августа 2008 года N 2579 на основании протокола публичных слушаний по проекту планировки с проектом межевания от 23 июля 2008 года N 35, указанного заключения о результатах публичных слушаний утверждена документация по планировке территории в границах улиц Тургенева-Амурского бульвара - улицы Комсомольской в Центральном районе города Хабаровска (пункт 1). Пунктом 2 данного постановления установлены публичные сервитуты для проезда, прохода через земельные участки в границах зон действия, установленных в документации, указанной в пункте 1 постановления. Пункт 2 данного постановления вступает в силу с момента опубликования постановления (пункт 4).
В соответствии с требованиями части 14 статьи 46 Градостроительного кодекса РФ указанное постановление было опубликовано в газете "Хабаровские вести от 29 августа 2008 года N 98.
Изучив и оценив представленные сторонами доказательства, суд первой инстанции верно установил, что оспариваемое постановление от 25 августа 2008 года N 2579 принято уполномоченным органом в пределах его компетенции, порядок и процедура принятия данного постановления были соблюдены, в связи с чем оснований для признания его недействующим не имеется.
Довод заявителя о том, что ООО "А" не извещалось о проведении слушаний по вопросу установления публичного сервитута, не может повлечь недействительность оспариваемого постановления, поскольку действующим законодательством не предусмотрено персональное уведомление заинтересованных лиц о проведении публичных слушаний. Как подтверждается материалами дела, заинтересованные лица были извещены о проведении публичных слушаний в установленном порядке - путем официального опубликования в средствах массовой информации.
Судом первой инстанции обоснованно не приняты во внимание доводы заявителя об отсутствии оснований для установления публичного сервитута ввиду отсутствия общественных нужд.
Как указал суд первой инстанции публичный сервитут, установленный на земельном участке ООО "А", предназначен для проезда и прохода к земельному участку, расположенному по адресу: <...>, на котором располагается здание, используемое под ресторан и которое располагается в полузамкнутом дворе. Использование здания под ресторан предполагает пребывание в нем неопределенного круга граждан, в связи с чем обеспечение вопросов пожарной безопасности, создание условий для защиты жизни и здоровья граждан является публичным интересом.
Судебная коллегия находит данный вывод суда первой инстанции правильным, соответствующими обстоятельствам дела и требованиям закона.
Довод апелляционной жалобы о том, что суд не учел заключенного 21 декабря 2011 года между ФГУП ГУСС "Д", ООО "А" и ООО "С" соглашения, согласно которому ФГУП ГУСС "Д" обязуется в период осуществления строительства на земельном участке с кадастровым номером N обеспечить ООО "А", ООО "С" беспрепятственный доступ к административному зданию, расположенному по улице <...>, не может повлечь отмену состоявшегося по делу решения.
В соответствии с Гражданским кодексом РФ, Земельным кодексом РФ в случае изменения обстоятельств, при которых был установлен сервитут, он может быть изменен принятием органом местного самоуправления нормативного правового акта, изменяющего нормативный правовой акт, которым сервитут был установлен.
Из материалов дела следует, что ни ООО "А", ни ФГУП ГУСС "Д", которые являются сторонами вышеуказанного соглашения с заявлением в администрацию города Хабаровска об изменении нормативного правового акта, которым сервитут был установлен, не обращались. Кроме того вышеупомянутое соглашение заключенное 21 декабря 2011 года между ФГУП ГУСС "Д" и ООО "А" не соответствует требованиям статьи 274 Гражданского кодекса РФ.
Иные доводы апелляционной жалобы не содержат правовых оснований к отмене обжалуемого решения, поскольку не опровергают выводы суда, а сводятся к изложению правовой позиции заявителя, выраженной им в суде первой инстанции, являвшейся предметом исследования и нашедшей верное отражение и правильную оценку в решении суда.
Оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
определила:

Решение Центрального районного суда города Хабаровска от 26 января 2012 года по гражданскому делу по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "А" об оспаривании постановления и.о. мэра города Хабаровска в части установления публичного сервитута оставить без изменения, а апелляционную жалобу ООО "А" - без удовлетворения.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)