Судебные решения, арбитраж

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ ОТ 03.08.2012 ПО ДЕЛУ N 33-2253/2012

Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 3 августа 2012 г. по делу N 33-2253/2012


Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия в составе
председательствующего Соляникова Р.В.,
судей Коваленко С.В., Стыцюн С.А.
при секретаре Т.К.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе заявителя на решение Петрозаводского городского суда от 1 июня 2012 г. по заявлению Л.Ю.П. о признании незаконным отказа Администрации Петрозаводского городского округа в предоставлении в аренду земельного участка для индивидуального жилищного строительства и утверждении схемы расположения земельного участка.
Заслушав доклад председательствующего, судебная коллегия
установила:

заявитель обратился в суд по тем основаниям, что <...> он подал в администрацию Петрозаводского городского округа заявление об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории для индивидуального жилищного строительства площадью <...> кв. м, расположенного в г. Петрозаводске <...>, кадастровый квартал <...>, для последующего предоставления в аренду. <...> письмом N <...> Глава Петрозаводского городского округа в удовлетворении заявления отказал, ссылаясь на то, что испрашиваемый земельный участок находится в зоне городских лесов, а индивидуальное жилищное строительство в данной зоне не предусмотрено. Заявитель полагал данный отказ незаконным, т.к. доказательств нахождения земельного участка в зоне городских лесов не представлено, поскольку ни текстовая, ни графическая части Правил землепользования и застройки города Петрозаводска не содержат описания границы территориальной зоны городских лесов в соответствии с ч. 2 ст. 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации. В государственном кадастре недвижимости сведения о территориальной зоне городских лесов в кадастровом квартале <...> отсутствуют. Сведения о координатах зонирования в государственном кадастре недвижимости не содержатся, границы зоны городских лесов не установлены и определить, относится ли испрашиваемый заявителем земельный участок к такой зоне, не представляется возможным. При этом спорный участок находится в кадастровом квартале на землях населенных пунктов, на которых в силу ст. ст. 83, 85 ЗК РФ допускается индивидуальное жилищное строительство. Земельный участок с кадастровым номером <...>, расположенный рядом с испрашиваемым заявителем земельным участком, в настоящее время является сформированным и предоставлен для индивидуального жилищного строительства. В соответствии со ст. 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства. Ссылаясь на указанные обстоятельства, заявитель просил признать незаконным решение администрации Петрозаводского городского округа, оформленное письмом Главы администрации от <...> N <...>, обязать Администрацию Петрозаводского городского округа устранить допущенные нарушения и утвердить и выдать Л.Ю.П. схему расположения земельного участка на кадастровом плане (кадастровый план территории от <...> N <...>) по адресу: Республика Карелия, г. Петрозаводск, <...>, кадастровый квартал <...>, площадью <...> кв. м, цель использования: для индивидуального жилищного строительства, категория земель: земли населенных пунктов.
Решением суда в удовлетворении заявления отказано.
В апелляционной жалобе заявитель просит отменить решение суда. В обоснование жалобы указывает, что в нарушение ст. 10 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" сведения о границах зоны городских лесов в государственный кадастр недвижимости не внесены. Доказательствами установления границы территориальной зоны являются плоские прямоугольные координаты характерных точек такой границы, сведения о которой внесены в государственный кадастр недвижимости. Вывод суда о том, что территориальная зона застройки блокированными жилыми домами (Жи) отграничена от территориальной зоны городских лесов (Рл) по границе сформированных земельных участков с кадастровыми номерами <...>, <...>, несостоятелен, так как в материалах дела отсутствуют сведения о координатах характерных точек границы территориальной зоны городских лесов (Рл), такая граница никогда и никем не устанавливалась, координаты характерных точек такой границы не определялись. "Выкопировка" из правил землепользования и застройки является недопустимым доказательством, поскольку не предусмотрена действующим законодательством, и не содержит сведений о координатах характерных точек границы территориальной зоны. Надлежащим доказательством определенного местоположения границы территориальной зоны является карта (план) объекта землеустройства, составленная в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2009 N 621 "Об утверждении формы карты (плана) объекта землеустройства и требований к ее составлению". Из текста заявления в адрес администрации следует, что волеизъявление обратившегося лица направлено на предоставление земельного участка в аренду.
В суде апелляционной инстанции представители заявителя П.И.Н., К.Б.В. поддержали доводы апелляционной жалобы.
Остальные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом.
Изучив доводы апелляционной жалобы и материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
Как следует из материалов дела, <...> в Администрацию Петрозаводского городского округа поступило заявление от Л.Ю.П., в котором он просил утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории для индивидуального жилищного строительства для последующего предоставления его в аренду.
Поскольку в соответствии с п. 4 ст. 30 ЗК РФ одним из начальных этапов формирования земельного участка является определение его разрешенного использования, орган местного самоуправления был обязан исходить из возможности использования земельного участка в испрашиваемых целях.
Пунктом 8 ч. 1 ст. 1 ЗК РФ установлен принцип, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
В соответствии с ч. 2 ст. 7 ЗК РФ земли населенных пунктов используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Статьей 85 ЗК РФ предусмотрено, что в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами, в частности, к рекреационным территориальным зонам. Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков). Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки. Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.
Таким образом, разрешенное использование земельных участков определяется в соответствии с зонированием территорий, осуществляемым в порядке главы 4 Градостроительного кодекса Российской Федерации, - посредством издания соответствующим органом местного самоуправления правил землепользования и застройки.
Правила землепользования и застройки города Петрозаводска в границах территории Петрозаводского городского округа утверждены решением Петрозаводского городского совета от 11.03.2010 N 26738-771.
Согласно карте градостроительного зонирования, являющейся частью названных Правил, испрашиваемый заявителем земельный участок расположен в зоне городских лесов.
Градостроительный регламент данной территориальной зоны, установленный в ст. 61 Правил, предусматривает, что разрешенными видами использования земельных участков, находящихся в зоне городских лесов, являются: городские леса, лесопитомники, лесные тропы.
Установив данные обстоятельства, суд пришел к обоснованному выводу о том, что разрешенное использование спорного земельного участка не допускает осуществление на нем жилищного строительства, в связи с чем формирование его для этих целей не допускается.
По изложенным мотивам отказ Администрации Петрозаводского городского округа в утверждении схемы расположения земельного участка является законным.
Доводы апелляционной жалобы о том, что единственным доказательством отнесения спорного земельного участка к соответствующей территориальной зоне являются сведения, содержащиеся в государственном кадастре недвижимости, несостоятельны.
Частью 2 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" предусмотрено, что государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, а также сведений о прохождении Государственной границы Российской Федерации, о границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий, иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений. Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом.
Поскольку государственный кадастр недвижимости представляет собой свод сведений (информационный ресурс), правоустанавливающего значения в отношении прав на недвижимое имущество, в отличие от Правил землепользования и застройки города Петрозаводска в границах территории Петрозаводского городского округа, он не имеет. Названные же Правила в настоящее время являются действующими, в установленном законом порядке не оспорены.
Неисполнение органом местного самоуправления предусмотренной ч. 6 ст. 15 Федерального закона от 24.07.2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" обязанности по представлению в органы кадастрового учета сведений об установлении территориальной зоны, само по себе не влечет возможность выделения земельных участков под индивидуальное жилищное строительство в зонах рекреационного использования.
Тот факт, что границы территориальной зоны не определены в соответствии с требованиями описания местоположения границ объектов землеустройства, не препятствует установлению принадлежности спорного участка к той или иной зоне, поскольку сопоставление представленной Администрацией Петрозаводского городского округа выкопировки из Правил землепользования и застройки города Петрозаводска в границах территории Петрозаводского городского округа (л.д. 60) с выкопировкой из Генерального плана города Петрозаводска в границах территории Петрозаводского городского округа (л.д. 70), а также планом земельных участков, расположенных в кадастровом квартале <...> (л.д. 120), с очевидностью свидетельствует о том, что испрашиваемый заявителем участок находится в зоне городских лесов.
Довод апелляционной жалобы о том, что единственным надлежащим доказательством определенного местоположения границы территориальной зоны является карта (план) объекта землеустройства, составленная в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2009 N 621 "Об утверждении формы карты (плана) объекта землеустройства и требований к ее составлению", основан на ошибочном понимании приведенных выше норм действующего законодательства и ст. 55 ГПК РФ.
По изложенным мотивам решение суда, вынесенное по настоящему делу, является законным, оснований для его отмены в апелляционном порядке не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия,
определила:

решение Петрозаводского городского суда от 1 июня 2012 г. по настоящему делу оставить без изменения, а апелляционную жалобу заявителя - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)