Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ РОСТОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 09.08.2012 ПО ДЕЛУ N 33-8933

Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



РОСТОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 9 августа 2012 г. по делу N 33-8933


Судья: Прохорова И.Г.

Судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда в составе: председательствующего судьи Порутчикова И.В.,
судей Сачкова А.Н., Шикуля Е.В.,
при секретаре М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Сачкова А.Н. гражданское дело по апелляционной жалобе Администрации Большемечетновского сельского поселения Семикаракорского района Ростовской области на решение Семикаракорского районного суда Ростовской области от 21 мая 2012 г.,

установила:

Прокурор Семикаракорского района обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к Администрации Большемечетновского сельского поселения Семикаракорского района РО об обязании устранить выявленные нарушения требований пожарной безопасности.
В обоснование требований истец указал, что прокуратурой проведена проверка исполнения ОМСУ законодательства о пожарной безопасности в населенных пунктах, лесах и других территориях Семикаракорского района. В ходе проверки установлено, что на территории сельского поселения расположены следующие населенные пункты: ...... В нарушение п. 31 ППБ 01-03 в указанных населенных пунктах отсутствуют пожарные мотопомпы, предназначенные для целей пожаротушения. Истец полагает, что бездействие Администрации, выразившееся в неприобретении пожарных мотопомп, нарушает права местных жителей на пожарную безопасность и затрагивает право неопределенного круга на получение необходимой защиты от пожара, защиту жизни и здоровья, а также личного имущества от пожара. С учетом уточненных требований, истец просит суд обязать Администрацию Большемечетновского сельского поселения Семикаракорского района РО устранить нарушения законодательства РФ о пожарной безопасности, оснастив ...... прицепной пожарной мотопомпой, ...... прицепной пожарной мотопомпой, ...... прицепной пожарной мотопомпой, ...... переносной пожарной мотопомпой в течение трех месяцев с момента вступления решения в законную силу.
Решением Семикаракорского районного суда Ростовской области от 21.05.2012 г. суд признал незаконными допущенные Администрацией Большемечетновского сельского поселения нарушения прав граждан на пожарную безопасность, выразившиеся в отсутствии в ...... прицепных пожарных мотопомп, в ...... - переносной пожарной мотопомпы. Суд обязал Администрацию Большемечетновского сельского поселения Семикаракорского района Ростовской области в течение 3 месяцев с момента вступления решения в законную силу устранить нарушения законодательства РФ о пожарной безопасности, оснастив ...... прицепной пожарной мотопомпой, ...... прицепной пожарной мотопомпой, ...... прицепной пожарной мотопомпой, ...... переносной пожарной мотопомпой.
В апелляционной жалобе Администрация Большемечетновского сельского поселения Семикаракорского района РО просит решение суда от 21.05.2012 г. отменить. В обоснование доводов апеллятор указал, что выводы суда основаны на ППБ 01-03, которые с 15.05.2012 г. отменены в связи с вступлением в силу Постановления Правительства РФ от 25.04.2012 г. N 390 "Правила противопожарного режима в Российской Федерации". Кроме того, апеллятор указал, что пожарные мотопомпы не относятся к первичным средствам тушения пожаров и, следовательно, не должны приобретаться органами местного самоуправления.
Выслушав лиц, участвовавших при апелляционном рассмотрении дела, изучив материалы гражданского дела, доводы жалобы и проверив обжалуемое решение суда на предмет законности и обоснованности, судебная коллегия полагает, что имеются основания для отмены постановленного по делу судебного акта.
В силу п. 9 ч. 1 ст. 14 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления в сфере обеспечения пожарной безопасности, в том числе относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений.
Удовлетворяя требования прокурора, суд первой инстанции установил, что в рассматриваемом случае со стороны ответчика имеет место нарушение положений п. 9 ч. 1 ст. 14 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ст. 1, ст. 19 ФЗ "О пожарной безопасности", ч. 1 ст. 63 ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" и применимых на день рассмотрения дела по существу требований п. 31 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных Приказом МЧС РФ от 18.06.2003 N 313, выразившееся в невыполнении обязанности по материально-техническому обеспечению пожарной безопасности муниципального образования.
Вместе с тем, судебная коллегия не может согласиться с выводом суда первой инстанции о наличии достаточных оснований для удовлетворения требований истца.
В ст. 1 ФЗ "О пожарной безопасности" указано, что первичные меры пожарной безопасности включают в себя реализацию принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров.
Согласно ст. 63 ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" первичные меры пожарной безопасности включают в себя реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования.
Из материалов дела следует, что на территории Большемечетновского сельского поселения расположены следующие населенные пункты: ....... В указанных населенных пунктах отсутствуют пожарные мотопомпы.
Из сообщения ответчика в суд следует, что на территории поселения расположены хозяйствующие субъекты, техника и другие средства которых привлекаются для тушения пожара.
Согласно сообщению начальника ФГКУ "15 отряд ФПС по РО", населенные пункты сельского поселения расположены в границах выезда 74 пожарной части, расположенной в г. Семикаракорске, и 133 пожарной части, расположенной в ст. Задонокагальницкой. Расчетное время прибытия первого подразделения в населенные пункты составляет 20 - 30 мин.
Эти обстоятельства являются существенными для правильного рассмотрения дела. Вместе с тем, суд первой инстанции в порядке ч. 2 ст. 56 ГПК РФ их не выяснил и не исследовал.
Из оценки доказательств по этим обстоятельствам дела не усматривается оснований полагать, что ОМСУ не обеспечены первичные меры пожарной безопасности в границах населенных пунктов сельского поселения.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции не исследовал вопрос о необходимости оснащения хуторов и поселка пожарными мотопомпами.
Следовательно, судом не установлены существенные обстоятельства, имеющие значение для дела, что является основанием для отмены решения суда.
Согласно "ГОСТ Р 53332-2009. Техника пожарная. Мотопомпы пожарные. Основные параметры. Общие технические требования. Методы испытаний" (утв. Приказом Ростехрегулирования от 18.02.2009 N 108-ст) мотопомпа пожарная (мотопомпа) - это насосный агрегат с двигателем внутреннего сгорания, укомплектованный пожарно-техническим оборудованием. Прицепные - это мотопомпы, установленные на прицепе (полуприцепе) и доставляемые к месту применения автомобильным транспортом.
При непосредственном исследовании доказательств по делу установлено, что для тушения пожаров с помощью пожарной мотопомпы ОМСУ следует выполнить комплекс мероприятий организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования, в том числе: приобрести в установленном законом порядке мотопомпу; организовать закрепление моториста, прошедшего специальную подготовку для работы на указанной технике; приобрести и обеспечить хранение, эксплуатацию соответствующего автотранспорта (для прицепной мотопомпы); оборудовать места водозабора и т.д.
Вместе с тем, из материалов дела следует, что администрация сельского поселения не имеет на балансе грузовых транспортных средств, на территории поселения не имеется подъездных путей с твердым покрытием к источникам наружного противопожарного водоснабжения, и местом забора воды пожарными машинами являются естественные водоемы. Данные обстоятельства истцом не опровергнуты.
Установлено, что суд эти существенные обстоятельства не выяснял и не исследовал, что привело к неправильному выводу об обоснованности требований истца, основанных на формальных доводах о невыполнении ответчиком пункта 31 ППБ 01-03.
При таких обстоятельствах, само по себе оснащение хуторов прицепными пожарными мотопомпами и поселка - переносной мотопомпой фактически не приведет к обеспечению пожарной безопасности населенных пунктов муниципального образования, к реальному восстановлению прав местного населения на пожарную безопасность.
Оснащение населенных пунктов пожарными мотопомпами предусмотрено пунктом 31 ППБ 01-03: сельские населенные пункты с количеством усадеб (участков) не более 300 для целей пожаротушения должны иметь переносную пожарную мотопомпу, с количеством усадеб (участков) от 300 до 1000 - прицепную пожарную мотопомпу.
Однако Приказом Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 31 мая 2012 г. N 306 признан утратившим силу приказ МЧС России от 18.06.2003 N 313 "Об утверждении Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03)". Данный приказ вступил в силу с 22 июля 2012 г.
Следовательно, в настоящее время обязанность ОМСУ иметь прицепные пожарные мотопомпы отсутствует. С учетом этого, требования истца о возложении на ответчика обязанности по оснащению населенных пунктов мотопомпами нельзя признать правомерными.
Исходя из вышеизложенного и руководствуясь нормами ст. 330 ГПК РФ, судебная коллегия считает необходимым полностью отменить решение суда. Принимая по делу новое решение, судебная коллегия приходит к выводу, что не имеется оснований для удовлетворения требований истца. Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Семикаракорского районного суда Ростовской области от 21 мая 2012 г. отменить.
Вынести по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении требований прокурора Семикаракорского района Ростовской области к Администрации Большемечетновского сельского поселения.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)