Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Районный судья: Боровкова Л.В.
Кассация: предс. Непомнящий Н.А.,
докл. Абрамович В.В.
Президиум Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего - Кулябова А.А.,
и членов президиума - Астапова А.М., Войты И.В.,
Еремеевой В.Г.,
Меркушевой Т.Ф., Фуги Н.В.,
по докладу судьи краевого суда - Бугаенко Н.В.,
рассмотрев гражданское дело по исковому заявлению Ж. к администрации г. Дивногорска о возложении обязанности принять решение о предоставлении земельного участка в собственность за плату,
по надзорной жалобе представителя Ж. - Е. на решение Дивногорского городского суда Красноярского края от 14 мая 2010 г. и кассационное определение Судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 21 июля 2010 г.,
на основании определения судьи Красноярского краевого суда Соснина Ю.А. от 23 ноября 2010 г.,
установил:
Ж. обратился в суд с иском к администрации г. Дивногорска о возложении обязанности принять решение о предоставлении в собственность за плату земельного участка. Требования мотивировал тем, что он является собственником квартиры, находящейся по адресу:, и земельного участка, прилегающего к дому, площадью кв. м с разрешенным использованием - для личного подсобного хозяйства. Поскольку часть земли, огороженная единым забором с землей, находящейся в его собственности, ему не принадлежит, в связи с отсутствием надлежащего оформления прежними собственниками квартиры соответствующих документов, он обратился с заявлением в администрацию г. Дивногорска о формировании указанного земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства с целью присоединения к участку, уже находящемуся в его собственности. За свой счет им были проведены работы по межеванию спорного земельного участка, оформлен кадастровый паспорт на участок. Однако в январе 2010 г. он получил письмо администрации, согласно которому решение о предоставлении данного земельного участка в собственность гражданам будет принято путем предварительного рассмотрения заявок всех желающих приобрести право собственности на указанный участок и последующего проведения торгов. Считая отказ администрации в предоставлении спорного земельного участка в собственность без проведения торгов неправомерным, Ж. обратился с настоящим иском в суд.
Решением Дивногорского городского суда Красноярского края от 14 мая 2010 г., оставленным без изменения кассационным определением Судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 21 июля 2010 г., в удовлетворении исковых требований отказано.
В надзорной жалобе, поступившей в Красноярский краевой суд 09 сентября 2010 г., представитель Ж. - Е. просит отменить состоявшиеся по делу судебные постановления, ссылаясь на нарушение норм материального права.
Выслушав представителя Ж. - Е., проверив материалы дела, обсудив доводы надзорной жалобы, президиум Красноярского краевого суда находит обжалуемые судебные постановления подлежащими отмене.
В соответствии со статьей 387 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в порядке надзора являются существенные нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Такие нарушения были допущены судами первой и кассационной инстанций при рассмотрении настоящего дела.
Отказывая Ж. в удовлетворении исковых требований, суды исходили из того, что действующее земельное законодательство предусматривает определенный порядок передачи земельных участков в собственность граждан, состоящий, в том числе, из такой стадии как проведение торгов в случае поступления нескольких заявок, поданных в установленный срок после опубликования информации. Поскольку на спорный земельный участок поступила заявка от Ц., то, по мнению судов, администрации г. Дивногорска была не вправе предоставить Ж. земельный участок в собственность без проведения торгов.
Однако с указанными выводами судов нижестоящих инстанций нельзя согласиться.
Порядок предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, в том числе и для ведения личного подсобного хозяйства, установлен ст. 34 ЗК РФ.
В соответствии с п. п. 2, 3 ст. 34 ЗК РФ граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса. В указанном заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю.
Согласно п. п. 4, 5 ст. 34 ЗК РФ орган местного самоуправления на основании указанного заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Из приведенных положений земельного законодательства следует, что в случае, когда инициатором предоставления земельного участка является гражданин, который за счет собственных средств осуществляет выполнение кадастровых работ, проведение торгов или аукциона при предоставлении земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства не требуется.
Положением о порядке предоставления гражданам земельных участков для целей, не связанных со строительством, утвержденным решением Дивногорского городского Совета от 25 апреля 2003 г., действовавшим на момент подачи Ж. заявления в администрацию г. Дивногорска, также не было предусмотрено проведение торгов или аукциона для предоставления земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства.
Предоставление земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства путем проведения торгов или аукциона возможно в том случае, если орган местного самоуправления принял нормативный акт, устанавливающий соответствующую процедуру, земельный участок предварительно сформирован и поставлен на кадастровый учет.
Из материалов дела следует, что 9 апреля 2009 г. Ж. обратился с заявлением в администрацию г. Дивногорска о формировании спорного земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, для ведения личного подсобного хозяйства. На основании поданного Ж. заявления администрацией г. Дивногорска была подготовлена схема расположения данного участка на кадастровом плане территории, составлен акт согласования местоположения границы земельного участка (л.д. 10, 22). Указанный акт был предоставлен Ж. для дальнейшего оформления документов на спорный земельный участок.
30 июля 2009 г. между Ж. и МУП "З." заключен договор на выполнение кадастровых работ в отношении земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства, расположенного по адресу: с целью изготовления межевого плана (л.д. 11).
После проведения процедуры межевания спорный земельный участок поставлен Ж. на кадастровый учет под N, оформлен кадастровый паспорт земельного участка N от 7 декабря 2009 г. (л.д. 31), определена рыночная цена участка, которая составила 346 475 руб. (л.д. 42). В декабре 2009 года кадастровый паспорт на испрашиваемый земельный участок был представлен Ж. в администрацию г. Дивногорска.
6 марта 2010 г. в газете "О." N была опубликована информация о предоставлении в собственность спорного земельного участка с разрешенным использованием для личного подсобного хозяйства.
10 марта 2010 г. с заявлением о предоставлении в собственность спорного земельного участка обратился Ц., после чего Ж. был извещен о необходимости проведения торгов в отношении земельного участка.
Между тем, в статье 34 Земельного кодекса РФ, прописано, что орган местного самоуправления в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность заявителю, обеспечившему за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ.
Учитывая, что истец на основании выданной администрацией схемы расположения участка за свой счет обеспечил выполнение в отношении указанного объекта недвижимости работы по межеванию, обеспечил постановку земельного участка на кадастровый учет, дальнейшие действия администрации по передаче спорного земельного участка в собственность гражданам путем предварительного рассмотрения заявок всех желающих приобрести право собственности на указанный участок и последующего проведения торгов, противоречат положениям ст. 34 ЗК РФ.
При таких обстоятельствах обжалуемые судебные постановления нельзя признать законными, они подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции. При новом рассмотрении дела суду следует привлечь к участию в деле в качестве третьего лица Ц., на права и обязанности которого может повлиять принятое судом решение.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 390 ГПК РФ, президиум
постановил:
Решение Дивногорского городского суда Красноярского края от 14 мая 2010 г. и кассационное определение Судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 21 июля 2010 г. отменить, направить дело на новое рассмотрение в тот же районный суд.
Председательствующий
А.А.КУЛЯБОВ
Судья
краевого суда
Н.В.БУГАЕНКО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРЕЗИДИУМА КРАСНОЯРСКОГО КРАЕВОГО СУДА ОТ 21.12.2010 N 44Г-78/2010
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПРЕЗИДИУМ КРАСНОЯРСКОГО КРАЕВОГО СУДА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 декабря 2010 г. N 44Г-78/2010
Районный судья: Боровкова Л.В.
Кассация: предс. Непомнящий Н.А.,
докл. Абрамович В.В.
Президиум Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего - Кулябова А.А.,
и членов президиума - Астапова А.М., Войты И.В.,
Еремеевой В.Г.,
Меркушевой Т.Ф., Фуги Н.В.,
по докладу судьи краевого суда - Бугаенко Н.В.,
рассмотрев гражданское дело по исковому заявлению Ж. к администрации г. Дивногорска о возложении обязанности принять решение о предоставлении земельного участка в собственность за плату,
по надзорной жалобе представителя Ж. - Е. на решение Дивногорского городского суда Красноярского края от 14 мая 2010 г. и кассационное определение Судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 21 июля 2010 г.,
на основании определения судьи Красноярского краевого суда Соснина Ю.А. от 23 ноября 2010 г.,
установил:
Ж. обратился в суд с иском к администрации г. Дивногорска о возложении обязанности принять решение о предоставлении в собственность за плату земельного участка. Требования мотивировал тем, что он является собственником квартиры, находящейся по адресу:, и земельного участка, прилегающего к дому, площадью кв. м с разрешенным использованием - для личного подсобного хозяйства. Поскольку часть земли, огороженная единым забором с землей, находящейся в его собственности, ему не принадлежит, в связи с отсутствием надлежащего оформления прежними собственниками квартиры соответствующих документов, он обратился с заявлением в администрацию г. Дивногорска о формировании указанного земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства с целью присоединения к участку, уже находящемуся в его собственности. За свой счет им были проведены работы по межеванию спорного земельного участка, оформлен кадастровый паспорт на участок. Однако в январе 2010 г. он получил письмо администрации, согласно которому решение о предоставлении данного земельного участка в собственность гражданам будет принято путем предварительного рассмотрения заявок всех желающих приобрести право собственности на указанный участок и последующего проведения торгов. Считая отказ администрации в предоставлении спорного земельного участка в собственность без проведения торгов неправомерным, Ж. обратился с настоящим иском в суд.
Решением Дивногорского городского суда Красноярского края от 14 мая 2010 г., оставленным без изменения кассационным определением Судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 21 июля 2010 г., в удовлетворении исковых требований отказано.
В надзорной жалобе, поступившей в Красноярский краевой суд 09 сентября 2010 г., представитель Ж. - Е. просит отменить состоявшиеся по делу судебные постановления, ссылаясь на нарушение норм материального права.
Выслушав представителя Ж. - Е., проверив материалы дела, обсудив доводы надзорной жалобы, президиум Красноярского краевого суда находит обжалуемые судебные постановления подлежащими отмене.
В соответствии со статьей 387 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в порядке надзора являются существенные нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Такие нарушения были допущены судами первой и кассационной инстанций при рассмотрении настоящего дела.
Отказывая Ж. в удовлетворении исковых требований, суды исходили из того, что действующее земельное законодательство предусматривает определенный порядок передачи земельных участков в собственность граждан, состоящий, в том числе, из такой стадии как проведение торгов в случае поступления нескольких заявок, поданных в установленный срок после опубликования информации. Поскольку на спорный земельный участок поступила заявка от Ц., то, по мнению судов, администрации г. Дивногорска была не вправе предоставить Ж. земельный участок в собственность без проведения торгов.
Однако с указанными выводами судов нижестоящих инстанций нельзя согласиться.
Порядок предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, в том числе и для ведения личного подсобного хозяйства, установлен ст. 34 ЗК РФ.
В соответствии с п. п. 2, 3 ст. 34 ЗК РФ граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса. В указанном заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю.
Согласно п. п. 4, 5 ст. 34 ЗК РФ орган местного самоуправления на основании указанного заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Из приведенных положений земельного законодательства следует, что в случае, когда инициатором предоставления земельного участка является гражданин, который за счет собственных средств осуществляет выполнение кадастровых работ, проведение торгов или аукциона при предоставлении земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства не требуется.
Положением о порядке предоставления гражданам земельных участков для целей, не связанных со строительством, утвержденным решением Дивногорского городского Совета от 25 апреля 2003 г., действовавшим на момент подачи Ж. заявления в администрацию г. Дивногорска, также не было предусмотрено проведение торгов или аукциона для предоставления земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства.
Предоставление земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства путем проведения торгов или аукциона возможно в том случае, если орган местного самоуправления принял нормативный акт, устанавливающий соответствующую процедуру, земельный участок предварительно сформирован и поставлен на кадастровый учет.
Из материалов дела следует, что 9 апреля 2009 г. Ж. обратился с заявлением в администрацию г. Дивногорска о формировании спорного земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, для ведения личного подсобного хозяйства. На основании поданного Ж. заявления администрацией г. Дивногорска была подготовлена схема расположения данного участка на кадастровом плане территории, составлен акт согласования местоположения границы земельного участка (л.д. 10, 22). Указанный акт был предоставлен Ж. для дальнейшего оформления документов на спорный земельный участок.
30 июля 2009 г. между Ж. и МУП "З." заключен договор на выполнение кадастровых работ в отношении земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства, расположенного по адресу: с целью изготовления межевого плана (л.д. 11).
После проведения процедуры межевания спорный земельный участок поставлен Ж. на кадастровый учет под N, оформлен кадастровый паспорт земельного участка N от 7 декабря 2009 г. (л.д. 31), определена рыночная цена участка, которая составила 346 475 руб. (л.д. 42). В декабре 2009 года кадастровый паспорт на испрашиваемый земельный участок был представлен Ж. в администрацию г. Дивногорска.
6 марта 2010 г. в газете "О." N была опубликована информация о предоставлении в собственность спорного земельного участка с разрешенным использованием для личного подсобного хозяйства.
10 марта 2010 г. с заявлением о предоставлении в собственность спорного земельного участка обратился Ц., после чего Ж. был извещен о необходимости проведения торгов в отношении земельного участка.
Между тем, в статье 34 Земельного кодекса РФ, прописано, что орган местного самоуправления в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность заявителю, обеспечившему за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ.
Учитывая, что истец на основании выданной администрацией схемы расположения участка за свой счет обеспечил выполнение в отношении указанного объекта недвижимости работы по межеванию, обеспечил постановку земельного участка на кадастровый учет, дальнейшие действия администрации по передаче спорного земельного участка в собственность гражданам путем предварительного рассмотрения заявок всех желающих приобрести право собственности на указанный участок и последующего проведения торгов, противоречат положениям ст. 34 ЗК РФ.
При таких обстоятельствах обжалуемые судебные постановления нельзя признать законными, они подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции. При новом рассмотрении дела суду следует привлечь к участию в деле в качестве третьего лица Ц., на права и обязанности которого может повлиять принятое судом решение.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 390 ГПК РФ, президиум
постановил:
Решение Дивногорского городского суда Красноярского края от 14 мая 2010 г. и кассационное определение Судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 21 июля 2010 г. отменить, направить дело на новое рассмотрение в тот же районный суд.
Председательствующий
А.А.КУЛЯБОВ
Судья
краевого суда
Н.В.БУГАЕНКО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)