Судебные решения, арбитраж
Формирование и государственная регистрация земельного участка и сделок с ним; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья С.М. Федонин
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Р.В. Шакирьянова,
судей Р.С. Ибрагимова, Р.Э. Курмашевой
при секретаре С.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Р.Э. Курмашевой гражданское дело по апелляционной жалобе представителя ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Татарстан С.Р. на решение Спасского районного суда Республики Татарстан от 31 мая 2012 года.
Этим решением постановлено:
заявление И., С.Р. удовлетворить.
Признать решение отдела по Спасскому району филиала ФГУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по РТ .... от не соответствующим закону.
Обязать филиал ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Татарстан и отдел по Спасскому району филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Татарстан поставить на государственный кадастровый учет путем выдела в счет долей в праве общей собственности на земельный участок с кадастровым" номером ..., расположенный на территории Чэчэклинского сельского поселения Спасского муниципального района РТ, земельный участок, принадлежащий С.Р., С.И., С.З., С.Г., на основании межевого плана и проекта межевания, представленных И..
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы представителя ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Татарстан С.Р., заслушав представителя ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Ш., третье лицо С.Р., судебная коллегия
установила:
И., С.Р. обратились в суд с заявлением об оспаривании решения отдела по Спасскому району филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Татарстан (далее по тексту - Кадастровая палата) об отказе в осуществлении кадастрового учета земельного участка.
В обоснование заявленных требований указано, что 05 апреля 2012 года ими было подано заявление о постановке на государственный кадастровый учет земельного участка в соответствии с приложенными документами. Решением Кадастровой Палаты от 25 апреля 2012 года в осуществлении кадастрового учета было отказано по тем основаниям, что межевой план по форме и содержанию не соответствует требованиям Приказа Минэкономразвития России .... от 24 ноября 2008 года, отсутствует акт согласования местоположения границ земельного участка, а также неверно заполнен раздел "Сведения о земельных участках, посредством которых обеспечивается доступ к образуемым или измененным земельным участкам" - доступ к вновь образуемому и исходному земельным участкам обеспечен через земельный участок с кадастровым номером ...., что не соответствует сведениям государственного кадастра недвижимости.
Полагая, что Кадастровая палата необоснованно применила статью 39 ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", регулирующую порядок согласования местоположения границ земельных участков, без учета иного правового регулирования вопроса положениями Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", истцы просили признать указанное выше решение ответчика незаконным и обязать его осуществить государственный кадастровый учет объекта недвижимости на основании представленных документов.
В судебном заседании заявители И. и С.Р. заявленные требования поддержали.
Представитель Кадастровой палаты С.Р. исковые требования не признала. При этом пояснила, что при поступлении заявления о постановке на государственный кадастровый учет было выявлено, что земельный участок образуется из не уточненного земельного участка, находящегося в долевой собственности. Кроме того, в межевом плане доступ к участку указан через земельные участки общего пользования и участок ...., представляющий собой земли паевого фонда. Считает вынесенное решение об отказе заявителям в осуществлении кадастрового учета законным и обоснованным.
Суд вынес решение в вышеприведенной формулировке.
В апелляционной жалобе представителя ФГУБ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Татарстан С.Р. ставится вопрос об отмене решения суда. При этом указывается, что судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, и выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ФГТУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Татарстан Ш. жалобу поддержала по изложенным ней доводам.
Третье лицо С.Р. с жалобой не согласился, пояснив, что межевой план по форме и содержанию соответствует требованиям закона.
Судебная коллегия считает решение суда законным и обоснованным.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 22 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости", если иное не следует из настоящего Федерального закона, необходимые для кадастрового учета документы представляются заявителем вместе с заявлением. Необходимыми для кадастрового учета документами среди прочего является межевой план (при постановке на учет земельного участка, учете части земельного участка или кадастровом учете в связи с изменением уникальных характеристик земельного участка), а также копия документа, подтверждающего разрешение земельного спора о согласовании местоположения границ земельного участка в установленном земельным законодательством порядке (если в соответствии со статьей 38 настоящего Федерального закона местоположение таких границ подлежит обязательному согласованию и представленный с учетом настоящего пункта межевой план не содержит сведений о состоявшемся согласовании местоположения таких границ).
Пунктом 4 статьи 21 вышеуказанного Федерального закона предусмотрено, что орган кадастрового учета не вправе требовать от заявителя или его представителя представлять документы, не установленные настоящим Федеральным законом, а также документы, которые в соответствии со статьей 22 настоящего Федерального закона запрашиваются в порядке межведомственного информационного взаимодействия.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 27 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении кадастрового учета в случае, если заявление о кадастровом учете или необходимые для кадастрового учета документы по форме либо содержанию не соответствуют требованиям настоящего Федерального закона.
Пунктом 12 статья 38 названного выше Федерального закона установлено, что форма межевого плана и требования к его подготовке устанавливаются органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.
Из пункта 10 этой же статьи следует, что образуемые земельные участки должны соответствовать требованиям гражданского законодательства, земельного законодательства, лесного законодательства, водного законодательства, градостроительного законодательства и иным установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации требованиям к земельным участкам. Если в соответствии с федеральным законом образование земельных участков должно осуществляться с учетом проекта межевания территории или иного предусмотренного федеральным законом документа, местоположение границ данных земельных участков определяется с учетом такого документа.
Согласно пункту 24 "Требований к подготовке межевого плана", утвержденных приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 24.11.2008 г. N 412, при выполнении кадастровых работ по выделу земельных участков в счет доли (долей) в праве общей собственности на земельный участок из состава земель сельскохозяйственного назначения межевой план подготавливается с учетом требований Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" на основе, в частности, протокола общего собрания участников долевой собственности на земельный участок из состава земель сельскохозяйственного назначения об утвержден границ части такого земельного участка, предназначенной для выделения земельных участков в счет земельных долей, в том числе для выделения в первоочередном порядке.
Согласно статье 13 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" участник или участники долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения вправе выделить земельный участок в счет своей земельной доли или своих земельных долей, если это не противоречит требованиям к образованию земельных участков, установленным Земельным кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом. Земельный участок образуется путем выдела в счет земельной доли или земельных долей на основании решения общего собрания участников долевой собственности или путем выдела земельного участка. Земельный участок может быть образован на основании решения общего собрания участников долевой собственности в случае, если данным решением утверждены проект межевания земельных участков, перечень собственников образуемых земельных участков и размер их долей в праве общей собственности на образуемые земельные участки. Если земельный участок образуется на основании решения общего собрания участников долевой собственности и в соответствии с утвержденным этим собранием проектом межевания, дополнительное согласование размера и местоположения границ образуемого земельного участка не требуется. Если решение общего собрания участников долевой собственности отсутствует, собственник земельной доли или земельных долей для выдела земельного участка в счет земельной доли или земельных долей заключает договор с кадастровым инженером, который подготавливает проект межевания земельного участка для выдела земельного участка в счет земельной доли или земельных долей. Размер земельного участка, выделяемого в счет земельной доли или земельных долей, определяется на основании данных, указанных в документах, удостоверяющих право на эту земельную долю или эти земельные доли. При этом площадь выделяемого в счет земельной доли или земельных долей земельного участка может быть больше или меньше площади, указанной в документах, удостоверяющих право на земельную долю или земельные доли, если увеличение или уменьшение площади выделяемого в счет земельной доли или земельных долей земельного участка осуществляется с учетом состояния и свойств почвы выделяемого земельного участка и земельного участка, из которого он образуется.
В соответствии с пунктом 3 статьи 25 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" кадастровый учет в связи с изменением площади земельного участка и (или) изменением описания местоположения его границ, за исключением случаев образования земельного участка при выделе из земельного участка или разделе земельного участка, при которых преобразуемый земельный участок сохраняется в измененных границах, осуществляется при условии, если такие изменения связаны с уточнением описания местоположения границ земельного участка, кадастровые сведения о котором не соответствуют установленным на основании настоящего Федерального закона требованиям к описанию местоположения границ земельных участков (далее - уточнение границ земельного участка). При кадастровом учете в связи с уточнением части границ земельного участка, которая одновременно является частью границ другого земельного участка (далее - смежный земельный участок), орган кадастрового учета одновременно вносит соответствующие изменения во внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения о местоположении границ такого смежного земельного участка.
Из статьи 39 того же Закона следует, что местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию, в частности, в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости.
Из пункта 64 "Требований к подготовке межевого плана", утвержденных приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 24.11.2008 г. N 412, следует, что сведения об обеспечении образуемых (измененных) земельных участков доступом к земельным участкам общего пользования посредством ограничения прав правообладателей смежных земельных участков включаются в межевой план на основании соответствующих договоров либо соглашений, заключаемых между собственниками земельных участков, либо лицами, которым такие земельные участки предоставлены на праве пожизненного наследуемого владения или праве постоянного (бессрочного) пользования. Копии таких документов, заверенные кадастровым инженером, включаются в Приложение. В случае, если исходный (измененный) земельный участок находится в государственной или муниципальной собственности или земельный участок образуется из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, либо смежный земельный участок, посредством которого обеспечивается доступ к землям (земельным участкам) общего пользования, находится в государственной или муниципальной собственности, сведения об обеспечении образуемых (измененных) земельных участков доступом к земельным участкам общего пользования в межевой план вносятся на основании соответствующего акта органа государственной власти или органа местного самоуправления. Копии таких документов, заверенные кадастровым инженером, включаются в Приложение.
Из материалов дела следует, что С.Р., С.Г., С.З., С.И. являются участниками общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером ...., расположенный в границах Чэчэклинского сельского поселения Спасского района Республики Татарстан, категория земель сельскохозяйственного назначения.
В целях выдела земельных долей кадастровым инженером С.Р. по заказу С.Р. был сформирован проект межевания земельного участка .... площадью 192020 кв. м, выделяемого в счет долей указанных выше лиц.
Данный проект был утвержден выделяющимися собственниками земельных долей. Другие участники общей долевой собственности в целях утверждения границ части находящегося в долевой собственности земельного участка, предназначенной для выделения в первоочередном порядке, были уведомлены о проведении общего собрания участников долевой собственности в соответствии с требованиями статьи 13 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
В связи с тем, что общее собрание участников долевой собственности не состоялось, извещение о выделе земельных долей собственниками Сабировыми было опубликовано в районной газете 23 сентября 2011 года. 06 января 2012 в том же средстве массовой информации было опубликовано извещение о проведении кадастровых работ кадастровым инженером С.Р. с указанием всех сведений, предусмотренных законом. Каких-либо возражений от участников общей долевой собственности относительно проекта межевания земельных участков не поступило.
05 апреля 2012 года И. обратился в отдел по Спасскому району филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Татарстан с заявлением о постановке на государственный кадастровый учет вышеуказанного земельного участка с приложением необходимых документов, в частности проекта межевания земельных участков и межевого плана.
Решением отдела по Спасскому району филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по РТ .... от 25 апреля 2012 года в осуществлении государственного кадастрового учета вышеуказанного земельного участка отказано на основании подпункта 2 пункта 2 статьи 27 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости". В обоснование принятого решения указано, что межевой план по содержанию не соответствует требованиям приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 24 ноября 2008 года N 412: в составе межевого плана отсутствует акт согласования местоположения границ земельного участка; неверно заполнен раздел "Сведения о земельных участках, посредством которых обеспечивается доступ к образуемым или измененным земельным участкам" - доступ к вновь образуемому и исходному земельным участкам обеспечен через земельный участок с кадастровым номером ...., что не соответствует сведениям государственного кадастра недвижимости.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что представленные истцами в Кадастровую палату документы, необходимые для постановки земельного участка на кадастровый учет, оформлены в соответствии с требованиями действующего законодательства, а потому оснований для отказа в осуществлении кадастрового учета не имелось. При этом суд правильно исходил из того, что выделение Сабировыми земельного участка в счет земельных долей проведено в соответствии с требованиями Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
Правовое регулирование вопросов, связанных с постановкой на кадастровый учет земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, образованных путем выдела в счет земельных долей, имеет особенности, вытекающие из регламентированной вышеуказанным Федеральным законом процедуры выдела. Предоставление акта согласования границ земельного участка в данном случае не требуется.
Доводам Кадастровой палаты об отсутствии надлежащего доступа к образуемому и исходному земельным участкам судом дана надлежащая правовая оценка. Так, из межевого плана и кадастровой карты видно, что в представленном межевом плане обозначены земельные участки, посредством которых обеспечивается доступ и к вновь образуемому, и к первоначальному земельным участкам: через участок с кадастровым номером .... (земли общего пользования). Соответствующие распоряжения исполнительного комитета Чэчэклинского сельского поселения Спасского муниципального района Республики Татарстан, принятые в пределах предоставленных органу местного самоуправления полномочий, в составе проекта межевания и межевого плана имеются.
Таким образом, юридически значимые обстоятельства по данному делу судом установлены правильно, выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Обжалуемое судебное постановление вынесено с соблюдением норм материального и процессуального права на основании имеющихся в деле доказательств, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Апелляционная жалоба не содержит доводов, которые могли бы опровергнуть выводы суда по вышеизложенным обстоятельствам.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 199, 327 - 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Спасского районного суда Республики Татарстан от 31 мая 2012 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Татарстан С.Р. - без удовлетворения. Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационную инстанцию Верховного Суда Республики Татарстан.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН ОТ 26.07.2012 ПО ДЕЛУ N 33-7567/2012
Разделы:Формирование и государственная регистрация земельного участка и сделок с ним; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 26 июля 2012 г. по делу N 33-7567/2012
Судья С.М. Федонин
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Р.В. Шакирьянова,
судей Р.С. Ибрагимова, Р.Э. Курмашевой
при секретаре С.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Р.Э. Курмашевой гражданское дело по апелляционной жалобе представителя ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Татарстан С.Р. на решение Спасского районного суда Республики Татарстан от 31 мая 2012 года.
Этим решением постановлено:
заявление И., С.Р. удовлетворить.
Признать решение отдела по Спасскому району филиала ФГУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по РТ .... от не соответствующим закону.
Обязать филиал ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Татарстан и отдел по Спасскому району филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Татарстан поставить на государственный кадастровый учет путем выдела в счет долей в праве общей собственности на земельный участок с кадастровым" номером ..., расположенный на территории Чэчэклинского сельского поселения Спасского муниципального района РТ, земельный участок, принадлежащий С.Р., С.И., С.З., С.Г., на основании межевого плана и проекта межевания, представленных И..
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы представителя ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Татарстан С.Р., заслушав представителя ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Ш., третье лицо С.Р., судебная коллегия
установила:
И., С.Р. обратились в суд с заявлением об оспаривании решения отдела по Спасскому району филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Татарстан (далее по тексту - Кадастровая палата) об отказе в осуществлении кадастрового учета земельного участка.
В обоснование заявленных требований указано, что 05 апреля 2012 года ими было подано заявление о постановке на государственный кадастровый учет земельного участка в соответствии с приложенными документами. Решением Кадастровой Палаты от 25 апреля 2012 года в осуществлении кадастрового учета было отказано по тем основаниям, что межевой план по форме и содержанию не соответствует требованиям Приказа Минэкономразвития России .... от 24 ноября 2008 года, отсутствует акт согласования местоположения границ земельного участка, а также неверно заполнен раздел "Сведения о земельных участках, посредством которых обеспечивается доступ к образуемым или измененным земельным участкам" - доступ к вновь образуемому и исходному земельным участкам обеспечен через земельный участок с кадастровым номером ...., что не соответствует сведениям государственного кадастра недвижимости.
Полагая, что Кадастровая палата необоснованно применила статью 39 ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", регулирующую порядок согласования местоположения границ земельных участков, без учета иного правового регулирования вопроса положениями Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", истцы просили признать указанное выше решение ответчика незаконным и обязать его осуществить государственный кадастровый учет объекта недвижимости на основании представленных документов.
В судебном заседании заявители И. и С.Р. заявленные требования поддержали.
Представитель Кадастровой палаты С.Р. исковые требования не признала. При этом пояснила, что при поступлении заявления о постановке на государственный кадастровый учет было выявлено, что земельный участок образуется из не уточненного земельного участка, находящегося в долевой собственности. Кроме того, в межевом плане доступ к участку указан через земельные участки общего пользования и участок ...., представляющий собой земли паевого фонда. Считает вынесенное решение об отказе заявителям в осуществлении кадастрового учета законным и обоснованным.
Суд вынес решение в вышеприведенной формулировке.
В апелляционной жалобе представителя ФГУБ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Татарстан С.Р. ставится вопрос об отмене решения суда. При этом указывается, что судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, и выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ФГТУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Татарстан Ш. жалобу поддержала по изложенным ней доводам.
Третье лицо С.Р. с жалобой не согласился, пояснив, что межевой план по форме и содержанию соответствует требованиям закона.
Судебная коллегия считает решение суда законным и обоснованным.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 22 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости", если иное не следует из настоящего Федерального закона, необходимые для кадастрового учета документы представляются заявителем вместе с заявлением. Необходимыми для кадастрового учета документами среди прочего является межевой план (при постановке на учет земельного участка, учете части земельного участка или кадастровом учете в связи с изменением уникальных характеристик земельного участка), а также копия документа, подтверждающего разрешение земельного спора о согласовании местоположения границ земельного участка в установленном земельным законодательством порядке (если в соответствии со статьей 38 настоящего Федерального закона местоположение таких границ подлежит обязательному согласованию и представленный с учетом настоящего пункта межевой план не содержит сведений о состоявшемся согласовании местоположения таких границ).
Пунктом 4 статьи 21 вышеуказанного Федерального закона предусмотрено, что орган кадастрового учета не вправе требовать от заявителя или его представителя представлять документы, не установленные настоящим Федеральным законом, а также документы, которые в соответствии со статьей 22 настоящего Федерального закона запрашиваются в порядке межведомственного информационного взаимодействия.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 27 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении кадастрового учета в случае, если заявление о кадастровом учете или необходимые для кадастрового учета документы по форме либо содержанию не соответствуют требованиям настоящего Федерального закона.
Пунктом 12 статья 38 названного выше Федерального закона установлено, что форма межевого плана и требования к его подготовке устанавливаются органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.
Из пункта 10 этой же статьи следует, что образуемые земельные участки должны соответствовать требованиям гражданского законодательства, земельного законодательства, лесного законодательства, водного законодательства, градостроительного законодательства и иным установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации требованиям к земельным участкам. Если в соответствии с федеральным законом образование земельных участков должно осуществляться с учетом проекта межевания территории или иного предусмотренного федеральным законом документа, местоположение границ данных земельных участков определяется с учетом такого документа.
Согласно пункту 24 "Требований к подготовке межевого плана", утвержденных приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 24.11.2008 г. N 412, при выполнении кадастровых работ по выделу земельных участков в счет доли (долей) в праве общей собственности на земельный участок из состава земель сельскохозяйственного назначения межевой план подготавливается с учетом требований Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" на основе, в частности, протокола общего собрания участников долевой собственности на земельный участок из состава земель сельскохозяйственного назначения об утвержден границ части такого земельного участка, предназначенной для выделения земельных участков в счет земельных долей, в том числе для выделения в первоочередном порядке.
Согласно статье 13 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" участник или участники долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения вправе выделить земельный участок в счет своей земельной доли или своих земельных долей, если это не противоречит требованиям к образованию земельных участков, установленным Земельным кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом. Земельный участок образуется путем выдела в счет земельной доли или земельных долей на основании решения общего собрания участников долевой собственности или путем выдела земельного участка. Земельный участок может быть образован на основании решения общего собрания участников долевой собственности в случае, если данным решением утверждены проект межевания земельных участков, перечень собственников образуемых земельных участков и размер их долей в праве общей собственности на образуемые земельные участки. Если земельный участок образуется на основании решения общего собрания участников долевой собственности и в соответствии с утвержденным этим собранием проектом межевания, дополнительное согласование размера и местоположения границ образуемого земельного участка не требуется. Если решение общего собрания участников долевой собственности отсутствует, собственник земельной доли или земельных долей для выдела земельного участка в счет земельной доли или земельных долей заключает договор с кадастровым инженером, который подготавливает проект межевания земельного участка для выдела земельного участка в счет земельной доли или земельных долей. Размер земельного участка, выделяемого в счет земельной доли или земельных долей, определяется на основании данных, указанных в документах, удостоверяющих право на эту земельную долю или эти земельные доли. При этом площадь выделяемого в счет земельной доли или земельных долей земельного участка может быть больше или меньше площади, указанной в документах, удостоверяющих право на земельную долю или земельные доли, если увеличение или уменьшение площади выделяемого в счет земельной доли или земельных долей земельного участка осуществляется с учетом состояния и свойств почвы выделяемого земельного участка и земельного участка, из которого он образуется.
В соответствии с пунктом 3 статьи 25 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" кадастровый учет в связи с изменением площади земельного участка и (или) изменением описания местоположения его границ, за исключением случаев образования земельного участка при выделе из земельного участка или разделе земельного участка, при которых преобразуемый земельный участок сохраняется в измененных границах, осуществляется при условии, если такие изменения связаны с уточнением описания местоположения границ земельного участка, кадастровые сведения о котором не соответствуют установленным на основании настоящего Федерального закона требованиям к описанию местоположения границ земельных участков (далее - уточнение границ земельного участка). При кадастровом учете в связи с уточнением части границ земельного участка, которая одновременно является частью границ другого земельного участка (далее - смежный земельный участок), орган кадастрового учета одновременно вносит соответствующие изменения во внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения о местоположении границ такого смежного земельного участка.
Из статьи 39 того же Закона следует, что местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию, в частности, в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости.
Из пункта 64 "Требований к подготовке межевого плана", утвержденных приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 24.11.2008 г. N 412, следует, что сведения об обеспечении образуемых (измененных) земельных участков доступом к земельным участкам общего пользования посредством ограничения прав правообладателей смежных земельных участков включаются в межевой план на основании соответствующих договоров либо соглашений, заключаемых между собственниками земельных участков, либо лицами, которым такие земельные участки предоставлены на праве пожизненного наследуемого владения или праве постоянного (бессрочного) пользования. Копии таких документов, заверенные кадастровым инженером, включаются в Приложение. В случае, если исходный (измененный) земельный участок находится в государственной или муниципальной собственности или земельный участок образуется из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, либо смежный земельный участок, посредством которого обеспечивается доступ к землям (земельным участкам) общего пользования, находится в государственной или муниципальной собственности, сведения об обеспечении образуемых (измененных) земельных участков доступом к земельным участкам общего пользования в межевой план вносятся на основании соответствующего акта органа государственной власти или органа местного самоуправления. Копии таких документов, заверенные кадастровым инженером, включаются в Приложение.
Из материалов дела следует, что С.Р., С.Г., С.З., С.И. являются участниками общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером ...., расположенный в границах Чэчэклинского сельского поселения Спасского района Республики Татарстан, категория земель сельскохозяйственного назначения.
В целях выдела земельных долей кадастровым инженером С.Р. по заказу С.Р. был сформирован проект межевания земельного участка .... площадью 192020 кв. м, выделяемого в счет долей указанных выше лиц.
Данный проект был утвержден выделяющимися собственниками земельных долей. Другие участники общей долевой собственности в целях утверждения границ части находящегося в долевой собственности земельного участка, предназначенной для выделения в первоочередном порядке, были уведомлены о проведении общего собрания участников долевой собственности в соответствии с требованиями статьи 13 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
В связи с тем, что общее собрание участников долевой собственности не состоялось, извещение о выделе земельных долей собственниками Сабировыми было опубликовано в районной газете 23 сентября 2011 года. 06 января 2012 в том же средстве массовой информации было опубликовано извещение о проведении кадастровых работ кадастровым инженером С.Р. с указанием всех сведений, предусмотренных законом. Каких-либо возражений от участников общей долевой собственности относительно проекта межевания земельных участков не поступило.
05 апреля 2012 года И. обратился в отдел по Спасскому району филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Татарстан с заявлением о постановке на государственный кадастровый учет вышеуказанного земельного участка с приложением необходимых документов, в частности проекта межевания земельных участков и межевого плана.
Решением отдела по Спасскому району филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по РТ .... от 25 апреля 2012 года в осуществлении государственного кадастрового учета вышеуказанного земельного участка отказано на основании подпункта 2 пункта 2 статьи 27 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости". В обоснование принятого решения указано, что межевой план по содержанию не соответствует требованиям приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 24 ноября 2008 года N 412: в составе межевого плана отсутствует акт согласования местоположения границ земельного участка; неверно заполнен раздел "Сведения о земельных участках, посредством которых обеспечивается доступ к образуемым или измененным земельным участкам" - доступ к вновь образуемому и исходному земельным участкам обеспечен через земельный участок с кадастровым номером ...., что не соответствует сведениям государственного кадастра недвижимости.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что представленные истцами в Кадастровую палату документы, необходимые для постановки земельного участка на кадастровый учет, оформлены в соответствии с требованиями действующего законодательства, а потому оснований для отказа в осуществлении кадастрового учета не имелось. При этом суд правильно исходил из того, что выделение Сабировыми земельного участка в счет земельных долей проведено в соответствии с требованиями Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
Правовое регулирование вопросов, связанных с постановкой на кадастровый учет земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, образованных путем выдела в счет земельных долей, имеет особенности, вытекающие из регламентированной вышеуказанным Федеральным законом процедуры выдела. Предоставление акта согласования границ земельного участка в данном случае не требуется.
Доводам Кадастровой палаты об отсутствии надлежащего доступа к образуемому и исходному земельным участкам судом дана надлежащая правовая оценка. Так, из межевого плана и кадастровой карты видно, что в представленном межевом плане обозначены земельные участки, посредством которых обеспечивается доступ и к вновь образуемому, и к первоначальному земельным участкам: через участок с кадастровым номером .... (земли общего пользования). Соответствующие распоряжения исполнительного комитета Чэчэклинского сельского поселения Спасского муниципального района Республики Татарстан, принятые в пределах предоставленных органу местного самоуправления полномочий, в составе проекта межевания и межевого плана имеются.
Таким образом, юридически значимые обстоятельства по данному делу судом установлены правильно, выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Обжалуемое судебное постановление вынесено с соблюдением норм материального и процессуального права на основании имеющихся в деле доказательств, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Апелляционная жалоба не содержит доводов, которые могли бы опровергнуть выводы суда по вышеизложенным обстоятельствам.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 199, 327 - 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Спасского районного суда Республики Татарстан от 31 мая 2012 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Татарстан С.Р. - без удовлетворения. Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационную инстанцию Верховного Суда Республики Татарстан.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)