Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья Рязанов Г.В.
Судебная коллегия по гражданским делам Смоленского областного суда в составе:
председательствующего судьи Пудова А.В.,
судей Дмитриевой Г.И. и Яворского В.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе Администрации МО "..." Смоленской области на решение Гагаринского районного суда Смоленской области от 30 июня 2011 года.
Заслушав доклад судьи Пудова А.В., объяснения прокурора Поповой Е.В., судебная коллегия
установила:
... межрайонный прокурор обратился в Гагаринский районный суд Смоленской области с заявлением к Администрации МО "..." Смоленской области и МУП "Горводоканал" о возложении обязанностей по устранению выявленных нарушений законодательства о пожарной безопасности, сославшись на то, что установленный по адресу: ... пожарный гидрант находится в неисправном состоянии: не ставится пожарная колонка, сам гидрант смещен, отсутствует указатель гидранта. Допущенные нарушения создают угрозу жизни и здоровью граждан и их имуществу, так как в случае возгорания гидрант не сможет обеспечить подачу огнетушащих веществ к месту пожара.
Администрация МО "..." Смоленской области возражала против удовлетворения требований прокурора. Ее представитель Д. пояснила, что в соответствии со статьей 63 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" и статьей 19 Федерального закона от 21.12.1994 N 63-ФЗ "О пожарной безопасности" к полномочиям органов местного самоуправления в области противопожарной безопасности относится решение вопросов организационного характера. Обязанность же по содержанию средств пожаротушения в исправном состоянии лежит на их собственниках. МО "..." создано в 2005 году на территории МО "...", однако в его собственность до настоящего времени не передана часть имущества Гагаринского района, необходимого для решения вопросов местного значения, в том числе имущество, предназначенное для обеспечения первичных мер пожарной безопасности. Пожарный гидрант по адресу:... находится на балансе МУП "Горводоканал", собственником имущества которого продолжает оставаться МО "...".
МУП "Горводоканал" требования прокурора в части возложения обязанности по установке указателей пожарного гидранта признало.
Обжалуемым решением заявление прокурора было удовлетворено.
Суд обязал:
- - Администрацию МО "..." привести пожарный гидрант по адресу: ... в исправное состояние;
- - МУП "Горводоканал" установить указатель данного пожарного гидранта.
В рассматриваемой кассационной жалобе Администрация МО "..." Смоленской области просит отменить решение, полагая, что судом неправильно определены юридически значимые обстоятельства и неправильно применены нормы материального права.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов кассационной жалобы и возражений прокурора относительно жалобы, судебная коллегия находит указанное решение правильным.
В соответствии с частью 1 статьи 45 ГПК РФ вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Из дела видно, что в ходе проверки состояния пожарных гидрантов, проведенной сотрудниками ПЧ-21 (...), было установлено, что пожарный гидрант по адресу:... находится в неисправном состоянии (не ставится пожарная колонка, ПГ смещен). Кроме того, отсутствует указатель пожарного гидранта.
В силу части 4 статьи 6 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Закон N 123-ФЗ) пожарная безопасность городских и сельских поселений, городских округов и закрытых административно-территориальных образований обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления в соответствии со статьей 63 этого Закона.
Согласно пункту 9 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления" (далее - Закон N 131-ФЗ) к вопросам местного значения поселения относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения, а пунктом 10 части 1 статьи 16 этого же Закона установлено, что к вопросам местного значения городского округа относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон N 69-ФЗ) под первичными мерами пожарной безопасности понимается реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров.
Статьей 19 Закона N 69-ФЗ предусмотрено, что к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относится, в том числе: создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях; оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем.
В силу статьи 10 Закона N 69-ФЗ финансовое обеспечение мер первичной пожарной безопасности в границах муниципального образования, в том числе добровольной пожарной охраны, в соответствии с данным Федеральным законом является расходным обязательством муниципального образования.
Согласно статье 63 Закона N 123-ФЗ первичные меры пожарной безопасности включают в себя, в частности, реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования; разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности; разработку и организацию выполнения муниципальных целевых программ по вопросам обеспечения пожарной безопасности; обеспечение беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара.
Статьей 62 Закона N 123-ФЗ установлено, что здания, сооружения и строения, а также территории организаций и населенных пунктов должны иметь источники противопожарного водоснабжения для тушения пожаров (часть 1); в качестве источников противопожарного водоснабжения могут использоваться естественные и искусственные водоемы, а также внутренний и наружный водопроводы (в том числе питьевые, хозяйственно-питьевые, хозяйственные и противопожарные) (часть 2); необходимость устройства искусственных водоемов, использования естественных водоемов и устройства противопожарного водопровода, а также их параметры определяются настоящим Федеральным законом (часть 3).
В соответствии со статьей 68 Закона N 123-ФЗ на территориях поселений и городских округов должны быть источники наружного или внутреннего противопожарного водоснабжения (часть 1). К источникам наружного противопожарного водоснабжения относятся: 1) наружные водопроводные сети с пожарными гидрантами; 2) водные объекты, используемые для целей пожаротушения в соответствии с законодательством Российской Федерации (часть 2). Поселения и городские округа должны быть оборудованы противопожарным водопроводом. При этом противопожарный водопровод допускается объединять с хозяйственно-питьевым или производственным водопроводом (часть 3).
Приказом МЧС России от 18.06.2003 N 313 утверждены Правила пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), согласно пункту 90 которых у гидрантов и водоемов (водоисточников), а также по направлению движения к ним должны быть установлены соответствующие указатели (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий). На них должны быть четко нанесены цифры, указывающие расстояние до водоисточника. Поддержание в постоянной готовности искусственных водоемов, подъездов к водоисточникам и водозаборных устройств возлагается на соответствующие организации (в населенных пунктах - на органы местного самоуправления).
Установленные в ходе проверки факты неисправного состояния пожарного гидранта, расположенного на территории МО "..." (...), представителем Администрации данного поселения не отрицались и подтверждаются материалами дела.
При таких обстоятельствах суд обоснованно возложил на Администрацию МО "..." обязанность привести указанный пожарный гидрант в исправное состояние.
С доводами жалобы согласиться нельзя.
Из вышеприведенных положений Законов N 69-ФЗ, N 123-ФЗ, N 131-ФЗ и Правил пожарной безопасности следует, что поддержание находящихся на территории поселений средств пожаротушения в исправном состоянии является публично-правовой обязанностью соответствующих органов местного самоуправления, поэтому ссылка в жалобе на статью 210 ГК РФ (содержание права собственности), регулирующую гражданские (частноправовые) отношения, в данном случае несостоятельна.
Исполнение органом местного самоуправления обязанности по соблюдению требований пожарной безопасности не может быть поставлено также в зависимость от наличия у него в собственности необходимого имущества или достаточности бюджетного финансирования, хотя и не лишает указанный орган права требовать от собственника имущества возмещения расходов, понесенных в связи с приведением такого имущества в исправное состояние.
По существу доводы жалобы тождественны доводам возражений против требований прокурора, которым судом первой инстанции дана надлежащая оценка, поэтому оснований для отмены или изменения решения по доводам жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 361, 366 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Гагаринского районного суда Смоленской области от 30 июня 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Администрации МО "..." Смоленской области - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ СМОЛЕНСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 13.09.2011 ПО ДЕЛУ N 33-2931
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
СМОЛЕНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 13 сентября 2011 г. по делу N 33-2931
Судья Рязанов Г.В.
Судебная коллегия по гражданским делам Смоленского областного суда в составе:
председательствующего судьи Пудова А.В.,
судей Дмитриевой Г.И. и Яворского В.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе Администрации МО "..." Смоленской области на решение Гагаринского районного суда Смоленской области от 30 июня 2011 года.
Заслушав доклад судьи Пудова А.В., объяснения прокурора Поповой Е.В., судебная коллегия
установила:
... межрайонный прокурор обратился в Гагаринский районный суд Смоленской области с заявлением к Администрации МО "..." Смоленской области и МУП "Горводоканал" о возложении обязанностей по устранению выявленных нарушений законодательства о пожарной безопасности, сославшись на то, что установленный по адресу: ... пожарный гидрант находится в неисправном состоянии: не ставится пожарная колонка, сам гидрант смещен, отсутствует указатель гидранта. Допущенные нарушения создают угрозу жизни и здоровью граждан и их имуществу, так как в случае возгорания гидрант не сможет обеспечить подачу огнетушащих веществ к месту пожара.
Администрация МО "..." Смоленской области возражала против удовлетворения требований прокурора. Ее представитель Д. пояснила, что в соответствии со статьей 63 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" и статьей 19 Федерального закона от 21.12.1994 N 63-ФЗ "О пожарной безопасности" к полномочиям органов местного самоуправления в области противопожарной безопасности относится решение вопросов организационного характера. Обязанность же по содержанию средств пожаротушения в исправном состоянии лежит на их собственниках. МО "..." создано в 2005 году на территории МО "...", однако в его собственность до настоящего времени не передана часть имущества Гагаринского района, необходимого для решения вопросов местного значения, в том числе имущество, предназначенное для обеспечения первичных мер пожарной безопасности. Пожарный гидрант по адресу:... находится на балансе МУП "Горводоканал", собственником имущества которого продолжает оставаться МО "...".
МУП "Горводоканал" требования прокурора в части возложения обязанности по установке указателей пожарного гидранта признало.
Обжалуемым решением заявление прокурора было удовлетворено.
Суд обязал:
- - Администрацию МО "..." привести пожарный гидрант по адресу: ... в исправное состояние;
- - МУП "Горводоканал" установить указатель данного пожарного гидранта.
В рассматриваемой кассационной жалобе Администрация МО "..." Смоленской области просит отменить решение, полагая, что судом неправильно определены юридически значимые обстоятельства и неправильно применены нормы материального права.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов кассационной жалобы и возражений прокурора относительно жалобы, судебная коллегия находит указанное решение правильным.
В соответствии с частью 1 статьи 45 ГПК РФ вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Из дела видно, что в ходе проверки состояния пожарных гидрантов, проведенной сотрудниками ПЧ-21 (...), было установлено, что пожарный гидрант по адресу:... находится в неисправном состоянии (не ставится пожарная колонка, ПГ смещен). Кроме того, отсутствует указатель пожарного гидранта.
В силу части 4 статьи 6 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Закон N 123-ФЗ) пожарная безопасность городских и сельских поселений, городских округов и закрытых административно-территориальных образований обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления в соответствии со статьей 63 этого Закона.
Согласно пункту 9 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления" (далее - Закон N 131-ФЗ) к вопросам местного значения поселения относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения, а пунктом 10 части 1 статьи 16 этого же Закона установлено, что к вопросам местного значения городского округа относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон N 69-ФЗ) под первичными мерами пожарной безопасности понимается реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров.
Статьей 19 Закона N 69-ФЗ предусмотрено, что к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относится, в том числе: создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях; оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем.
В силу статьи 10 Закона N 69-ФЗ финансовое обеспечение мер первичной пожарной безопасности в границах муниципального образования, в том числе добровольной пожарной охраны, в соответствии с данным Федеральным законом является расходным обязательством муниципального образования.
Согласно статье 63 Закона N 123-ФЗ первичные меры пожарной безопасности включают в себя, в частности, реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования; разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности; разработку и организацию выполнения муниципальных целевых программ по вопросам обеспечения пожарной безопасности; обеспечение беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара.
Статьей 62 Закона N 123-ФЗ установлено, что здания, сооружения и строения, а также территории организаций и населенных пунктов должны иметь источники противопожарного водоснабжения для тушения пожаров (часть 1); в качестве источников противопожарного водоснабжения могут использоваться естественные и искусственные водоемы, а также внутренний и наружный водопроводы (в том числе питьевые, хозяйственно-питьевые, хозяйственные и противопожарные) (часть 2); необходимость устройства искусственных водоемов, использования естественных водоемов и устройства противопожарного водопровода, а также их параметры определяются настоящим Федеральным законом (часть 3).
В соответствии со статьей 68 Закона N 123-ФЗ на территориях поселений и городских округов должны быть источники наружного или внутреннего противопожарного водоснабжения (часть 1). К источникам наружного противопожарного водоснабжения относятся: 1) наружные водопроводные сети с пожарными гидрантами; 2) водные объекты, используемые для целей пожаротушения в соответствии с законодательством Российской Федерации (часть 2). Поселения и городские округа должны быть оборудованы противопожарным водопроводом. При этом противопожарный водопровод допускается объединять с хозяйственно-питьевым или производственным водопроводом (часть 3).
Приказом МЧС России от 18.06.2003 N 313 утверждены Правила пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), согласно пункту 90 которых у гидрантов и водоемов (водоисточников), а также по направлению движения к ним должны быть установлены соответствующие указатели (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий). На них должны быть четко нанесены цифры, указывающие расстояние до водоисточника. Поддержание в постоянной готовности искусственных водоемов, подъездов к водоисточникам и водозаборных устройств возлагается на соответствующие организации (в населенных пунктах - на органы местного самоуправления).
Установленные в ходе проверки факты неисправного состояния пожарного гидранта, расположенного на территории МО "..." (...), представителем Администрации данного поселения не отрицались и подтверждаются материалами дела.
При таких обстоятельствах суд обоснованно возложил на Администрацию МО "..." обязанность привести указанный пожарный гидрант в исправное состояние.
С доводами жалобы согласиться нельзя.
Из вышеприведенных положений Законов N 69-ФЗ, N 123-ФЗ, N 131-ФЗ и Правил пожарной безопасности следует, что поддержание находящихся на территории поселений средств пожаротушения в исправном состоянии является публично-правовой обязанностью соответствующих органов местного самоуправления, поэтому ссылка в жалобе на статью 210 ГК РФ (содержание права собственности), регулирующую гражданские (частноправовые) отношения, в данном случае несостоятельна.
Исполнение органом местного самоуправления обязанности по соблюдению требований пожарной безопасности не может быть поставлено также в зависимость от наличия у него в собственности необходимого имущества или достаточности бюджетного финансирования, хотя и не лишает указанный орган права требовать от собственника имущества возмещения расходов, понесенных в связи с приведением такого имущества в исправное состояние.
По существу доводы жалобы тождественны доводам возражений против требований прокурора, которым судом первой инстанции дана надлежащая оценка, поэтому оснований для отмены или изменения решения по доводам жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 361, 366 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Гагаринского районного суда Смоленской области от 30 июня 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Администрации МО "..." Смоленской области - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)