Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ КРАСНОДАРСКОГО КРАЕВОГО СУДА ОТ 05.06.2012 ПО ДЕЛУ N 33-8801/12

Разделы:
Землепользование (аренда земли); Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



КРАСНОДАРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 5 июня 2012 г. по делу N 33-8801/12


Судья: Медоева Е.Н.

Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе: председательствующего Агибаловой В.О.,
судей: Диденко И.А., Башинского Д.А.
по докладу судьи краевого суда А.
слушала в открытом судебном заседании дело по апелляционным жалобам представителя администрации МО г. Краснодар С.А.Ю. и и.о. директора департамента муниципальной собственности и городских земель администрации МО г. Краснодар С.А.И. на решение Первомайского районного суда г. Краснодара от 14 марта 2012 г.
Заслушав доклад судьи, судебная коллегия

установила:

Ш. обратился в суд с заявлением об обжаловании отказа администрации муниципального образования г. Краснодар и департамента муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования г. Краснодар.
В обоснование требований указано, что 30.11.2011 г. она обратилась в администрацию муниципального образования город Краснодар с заявлением о предоставлении земельного участка площадью кв. м в аренду (без проведения аукциона по продаже права на заключение договора аренды земельного участка) сроком на семь лет под индивидуальное жилищное строительство, расположенного по адресу:, ссылаясь на статью 17 ФЗ "О социальной защите инвалидов". Также она указала, что является инвалидом, однако письмом департамента муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования города Краснодар N 1894 ж от 26.12.2011 г. ей отказано в предоставлении испрашиваемого земельного участка в аренду без проведения аукциона по продаже права на заключение договора аренды земельного участка. Считает данный отказ незаконным, поскольку реализация инвалидом права на первоочередное получение земельного участка под индивидуальное жилищное строительство предусматривает заключение договора купли-продажи или договора аренды без проведения торгов. В связи с чем, просит суд признать действия администрации муниципального образования город Краснодар и департамента муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования город Краснодар, выразившиеся в отказе в предоставлении Ш. в аренду сроком на семь лет земельного участка площадью кв. м, расположенного по улице для индивидуального жилищного строительства - незаконными. Обязать администрацию муниципального образования г. Краснодар и департамент муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования город Краснодар предоставить Ш. в аренду сроком на семь лет земельный участок площадью кв. м, расположенный по для индивидуального жилищного строительства.
Представитель администрации муниципального образования г. Краснодар К. и представитель департамента муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования г. Краснодар М. в судебном заседании с заявлением не согласились.
Обжалуемым решением суд признал действия администрации муниципального образования город Краснодар и департамента муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования город Краснодар, выразившиеся в отказе в предоставлении Ш. земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства, незаконными. Обязал администрацию муниципального образования город Краснодар и департамент муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования город Краснодар устранить допущенные нарушения прав Ш. путем принятия решения о предоставлении ей земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства в границах населенного пункта город Краснодар и направления проекта договора аренды земельного участка.
В апелляционных жалобах представитель администрации МО г. Краснодар С.А.Ю. и и.о. директора департамента муниципальной собственности и городских земель администрации МО г. Краснодар С.А.И. просят судебную коллегию отменить решение суда, как незаконное и необоснованное.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия полагает решение суда оставить без изменения по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, согласно справке ВТЭ - 195 N 024418 от 04.05.1983 г., Ш. является инвалидом группы с детства.
Ш. обратилась в администрацию муниципального образования город Краснодар с заявлением о предоставлении земельного участка площадью кв. м в аренду (без проведения аукциона по продаже права на заключение договора аренды земельного участка) сроком на семь лет под индивидуальное жилищное строительство, расположенного по адресу:.
Однако письмом департамента муниципальной собственности и городских земель г. Краснодара администрации МО г. Краснодар от 30.11.2011 г. в предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства в первоочередном порядке отказано, поскольку инвалиды третьей группы не входят в список льготных категорий граждан, и разъяснено, что предоставление земельных участков для индивидуального жилищного строительства возможно исключительно путем проведения торгов (л.д. 10).
В соответствии с положениями ст. 254 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы.
В соответствии с требованиями ст. 17 Федерального закона РФ от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (с последующими изменениями и дополнениями) инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.
Определением Конституционного Суда РФ от 13.10.2009 N 1127-О-О, разъяснено, что статья 7 Конституции РФ, провозглашая Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие каждого человека, возлагает на государство обязанность обеспечивать государственную поддержку инвалидов, развивать систему социальных служб, устанавливать государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
К числу таких гарантий относится и положение ч. 14 ст. 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", закрепляющее право для инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 20 ноября 1998 года N 155-О, конституционный принцип равенства перед законом должен сопрягаться с социальным характером государства, что находит отражение в создании более благоприятных условий для лиц, нуждающихся в социальной поддержке.
Исходя из анализа представленных заявительницей документов, учитывая, что она проживает на территории муниципального образования г. Краснодар с 1975 года, собственником земельных участков на его территории не является (л.д. 15), суд пришел к правильному выводу о том, что Ш. в соответствии с положениями Федерального закона РФ от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" обладает безусловным правом на первоочередное предоставление земельного участка для индивидуального жилищного строительства.
В соответствии с ч. 3 ст. 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены только федеральным законом и только в то мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Особенности предоставления земельных участков для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, содержатся в статье 30.1 Земельного кодекса РФ.
Согласно ч. 2 ст. 30.1 ЗК РФ продажа земельных участков для жилищного строительства или продажа права на заключение договоров аренды земельных участков для жилищного строительства осуществляется на аукционах, за исключением случая, установленного п. 27 ст. 38.1 ЗК РФ (если аукцион признан не состоявшимся по причине участия в нем менее двух участников).
Аукцион представляет собой продажу, в частности имущества, с публичных торгов, при которой продаваемое имущество приобретается лицом, предложившим наивысшую цену, тогда как право на первоочередное получение чего-либо предполагает безусловное предоставление при отсутствии торгов. Действующим законодательством не предусмотрены какие-либо льготы для лиц, участвующих в аукционе.
Таким образом, в рамках аукциона, проведение которого предполагает соблюдение определенных условий (внесение задатка, "шаг аукциона" и т.д.), а также обязательное участие нескольких лиц, невозможна реализация принципа первоочередности предоставления гражданам земельных участков, права на которое предусмотрено ст. 17 Федерального закона N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
Реализация инвалидом права на первоочередное получение земельного участка под индивидуальное жилищное строительство предусматривает заключение договора купли-продажи или договора аренды без проведения торгов.
Данная позиция суда согласуется с Обзором законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2008 года, утвержденным Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 17.09.08 г.
Кроме этого, ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" установлено право инвалида на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства без отнесения его к какой-либо группе инвалидности.
Таким образом, п. 21 Решения городской Думы Краснодара от 24.09.2009 N 61 п. 26 "Об утверждении Порядка распоряжения земельными участками на территории муниципального образования город Краснодар", устанавливающий соответствующую льготу только для инвалидов 1 группы и инвалидов с детства противоречит Федеральному закону "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", имеющему большую юридическую силу.
При таких обстоятельствах, учитывая положения ст. 36 ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", согласно которой до приведения законов и иных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, в соответствие с указанным Федеральным законом законы и иные нормативные правовые акты применяются в части, не противоречащей данному Закону, положения решения городской Думы Краснодара от 24.09.2009 N 61 п. 26, в части действия льгот только на инвалидов 1 группы и инвалидов детства не могут быть применены к спорным правоотношениям. В данном случае подлежит применению специальный закон - ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
Более того, согласно справке ВТЭ - 195 N 024418 от 04.05.1983 г., Ш. является инвалидом с детства (л.д. 18).
В соответствии с ч. 1 ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
В силу п. 10 ст. 30 Земельного кодекса РФ в случае признания судом недействительным отказа в предоставлении земельного участка для строительства суд в своем решении обязывает исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, предоставить земельный участок с указанием срока и условий его предоставления.
Таким образом, суд пришел к правильному выводу о признании действий администрации муниципального образования город Краснодар и департамента муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования город Краснодар, выразившихся в отказе в предоставлении Ш. земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства, незаконными и обязал администрацию муниципального образования город Краснодар и департамент муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования город Краснодар устранить допущенные нарушения прав Ш. путем принятия решения о предоставлении ей земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства в границах населенного пункта город Краснодар и направления проекта договора аренды земельного участка.
Доводы апелляционных жалоб не содержат оснований, влекущих отмену решения суда.
Учитывая изложенное, судебная коллегия полагает решение Первомайского районного суда г. Краснодара от 14 марта 2012 г. законным, обоснованным, не подлежащим изменению, отмене.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Первомайского районного суда г. Краснодара от 14 марта 2012 г. оставить без изменения, а апелляционные жалобы представителя администрации МО г. Краснодар С.А.Ю. и и.о. директора департамента муниципальной собственности и городских земель администрации МО г. Краснодар С.А.И. - без удовлетворения.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)