Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья - Журба Н.Г.
Судебная коллегия по гражданским делам Новгородского областного суда в составе:
председательствующего - Бабкова В.В.,
судей областного суда - Соколова С.Б. и Есаковой С.В.,
при секретаре - Ф.,
с участием прокурора - Грачевой В.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 25 июля 2012 года по докладу судьи Есаковой С.В. гражданское дело по апелляционной жалобе Администрации Старорусского муниципального района на решение Старорусского районного суда Новгородской области от 16 мая 2012 года, которым иск Старорусского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц удовлетворен и постановлено обязать Администрацию Старорусского муниципального района в срок до года произвести паспортизацию следующих автомобильных дорог общего пользования на территории Старорусского муниципального района:,
установила:
Старорусский межрайонный прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Администрации Старорусского муниципального района Новгородской области (далее по тексту - Администрация) об обязании произвести паспортизацию автомобильных дорог общего пользования, указав в обоснование, что действующим законодательством предусмотрен государственный учет автомобильных дорог с целью получения данных о наличии дорог и дорожных сооружений, их протяженности, техническом состоянии для рационального планирования дорог по строительству, реконструкции, ремонту и содержанию дорог. В нарушение действующего законодательства паспортизация автомобильных дорог Старорусского муниципального района произведена не в полном объеме. Произведена паспортизация лишь нескольких автомобильных дорог, остальные не имеют паспортов, определяющих их фактическое состояние, необходимое для обеспечения безопасности дорожного движения. Безопасность дорожного движения затрагивает интересы граждан, проживающих на территории поселения, а равно других лиц, круг которых определить невозможно. На основании изложенного прокурор просил суд обязать Администрацию произвести паспортизацию дорог общего пользования.
Судом по делу постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе Администрация Старорусского муниципального района выражает несогласие с судебным решением, ссылаясь на нарушение судом норм материального права и неправильное определение юридически значимых обстоятельств, просит его отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении иска. Считает, что суд не принял во внимание утвержденный Постановлением Администрации Старорусского муниципального района от года N Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения муниципального района, в котором содержится техническая характеристика каждой дороги. Кроме того, действующее законодательство не устанавливает в отношении органов местного самоуправления обязанности по проведению паспортизации автомобильных дорог.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции представитель Администрации Старорусского муниципального района, надлежащим образом извещенный о месте и времени слушания дела, не явился. Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие представителя Администрации.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений прокурора на апелляционную жалобу Администрации, выслушав прокурора, возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия считает, что решение суда отмене не подлежит по следующим основаниям.
В силу п. 8 ст. 6 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ" к собственности поселения относятся автомобильные дороги общего и не общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
В соответствии с п. 9 ст. 5 указанного Федерального закона автомобильными дорогами общего пользования местного значения поселения являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения поселения может утверждаться органом местного самоуправления поселения.
Согласно действующему законодательству автомобильные дороги подлежат обязательному государственному учету в порядке, установленном Правительством Российской Федерации и субъектами Российской Федерации. Государственный учет производится с целью получения данных о наличии дорог и дорожных сооружений, их протяженности, транспортно-эксплуатационном состоянии, интенсивности движения, оптимального выбора и реализации технически необходимых и экономически целесообразных управленческих решений при планировании развития сети автомобильных дорог, а также при планировании социально-экономического и градостроительного развития территорий. Учет дорожной сети предусматривает, в том числе и ведение технических паспортов с данными о наличии и типе покрытия дорог, иной информацией, необходимой для планирования развития и эксплуатации, автомобильных дорог. К муниципальным автомобильным дорогам относятся улицы, проезды, линии общественного транспорта, дороги местного значения и иные автомобильные дороги, относящиеся к муниципальной собственности и находящиеся в границах муниципальных образований.
Типовой инструкцией по техническому учету и паспортизации автомобильных дорог общего пользования (ВСН 1-83) определено, что паспортизация автомобильных дорог производится с целью получения данных о наличии дорог и дорожных сооружений, их протяженности, техническом состоянии для рационального планирования работ по строительству, реконструкции, ремонту и содержанию. Паспортизации подлежат все автомобильные дороги общего пользования. Паспортизацию проводят по каждой автомобильной дороге в отдельности.
Пунктом 3 Порядка проведения оценки технического состояния автомобильных дорог, утвержденного Приказом Минтранса России от 27 августа 2009 года N 150, оценка технического состояния автомобильных дорог в отношении автомобильных дорог общего пользования местного значения проводится органом местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности.
Из материалов дела следует, что Постановлением Администрации Старорусского муниципального района от 19 января 2010 года N 49 утвержден Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения Старорусского муниципального района.
В судебном заседании достоверно установлено, что на территории Старорусского муниципального района не произведена паспортизация дорог общего пользования: подъезд к
Согласно п. 5 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и пп. 5 п. 1 ст. 5 Устава Старорусского муниципального района дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах Старорусского муниципального района, обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации относится к вопросам местного значения Старорусского муниципального района.
В соответствии со ст. 12 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения.
Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследованием дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.
Статья 17 Федерального закона "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации" предусматривает, что содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог. Классификация работ по содержанию автомобильных дорог устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере дорожного хозяйства.
Во исполнение данной нормы приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 12 ноября 2007 года N 160 утверждена Классификация работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования и искусственных сооружений на них.
В п.п. 4 п. 15 Классификации работ определено, что паспортизация автомобильных дорог и искусственных сооружений входит в работы по содержанию дорог.
Из анализа данных норм права следует, что поскольку в силу прямого указания в законе содержание автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов относится к вопросам местного значения муниципального района, работы по паспортизации дорог должны проводиться администрацией района, в административных границах которого имеются автомобильные дороги местного значения.
Кроме того, согласно ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, если иное прямо не предусмотрено законом, бремя содержания принадлежащего ему имущества несет собственник. Данная норма права также указывает на обязанность органа местного самоуправления, как собственника дорог местного значения, нести расходы на паспортизацию дорог за счет ассигнований, выделяемых на их ремонт и содержание.
Ссылка представителя Администрации на то, что Типовой инструкцией по техническому учету и паспортизации автомобильных дорог общего пользования обязанность произвести паспортизацию дорог местного значения возложена на организации и подразделения, подведомственные дорожным управлениям, несостоятельна. Данная Инструкция (ВСН 1-83) была утверждена Минавтодором в 1983 году, когда все автомобильные дороги являлись государственной собственностью, и обязанность по проведению паспортизации возлагалась на дорожные управления министерства, в чьем ведении находились все автомобильные дороги государства. С возникновением института местного самоуправления произошло разграничение собственности в отношении автомобильных дорог. При этом названная инструкция не отменена, она регламентирует порядок технического учета и паспортизации автомобильных дорог общего пользования.
Суд с учетом изложенных обстоятельств правомерно указал, что безопасность дорожного движения зависит, в том числе, и от содержания автомобильных дорог общего пользования, в связи с чем правильно счел необоснованными ссылки представителя ответчика на то, что паспортизация автомобильных дорог общего пользования не является обязанностью органа местного самоуправления.
Таким образом, на основании анализа и верного юридического толкования приведенных законоположений, с учетом фактических обстоятельств дела, суд первой инстанции правомерно возложил на Администрацию обязанность по проведению паспортизации дорог общего пользования на территории Старорусского муниципального района.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы подлежат отклонению, как основанные на ошибочном толковании норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.
Таким образом, решение суда об удовлетворении исковых требований прокурора является законным и обоснованным. Судебная коллегия оснований для его отмены и удовлетворения апелляционной жалобы не установила.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 327 - 330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Старорусского районного суда Новгородской области от 16 мая 2012 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Администрации Старорусского муниципального района - без удовлетворения.
Председательствующий
В.В.БАБКОВ
Судьи
С.Б.СОКОЛОВ
С.В.ЕСАКОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ НОВГОРОДСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 25.07.2012 ПО ДЕЛУ N 2-593-33-1077
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
НОВГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 25 июля 2012 г. по делу N 2-593-33-1077
Судья - Журба Н.Г.
Судебная коллегия по гражданским делам Новгородского областного суда в составе:
председательствующего - Бабкова В.В.,
судей областного суда - Соколова С.Б. и Есаковой С.В.,
при секретаре - Ф.,
с участием прокурора - Грачевой В.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 25 июля 2012 года по докладу судьи Есаковой С.В. гражданское дело по апелляционной жалобе Администрации Старорусского муниципального района на решение Старорусского районного суда Новгородской области от 16 мая 2012 года, которым иск Старорусского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц удовлетворен и постановлено обязать Администрацию Старорусского муниципального района в срок до года произвести паспортизацию следующих автомобильных дорог общего пользования на территории Старорусского муниципального района:,
установила:
Старорусский межрайонный прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Администрации Старорусского муниципального района Новгородской области (далее по тексту - Администрация) об обязании произвести паспортизацию автомобильных дорог общего пользования, указав в обоснование, что действующим законодательством предусмотрен государственный учет автомобильных дорог с целью получения данных о наличии дорог и дорожных сооружений, их протяженности, техническом состоянии для рационального планирования дорог по строительству, реконструкции, ремонту и содержанию дорог. В нарушение действующего законодательства паспортизация автомобильных дорог Старорусского муниципального района произведена не в полном объеме. Произведена паспортизация лишь нескольких автомобильных дорог, остальные не имеют паспортов, определяющих их фактическое состояние, необходимое для обеспечения безопасности дорожного движения. Безопасность дорожного движения затрагивает интересы граждан, проживающих на территории поселения, а равно других лиц, круг которых определить невозможно. На основании изложенного прокурор просил суд обязать Администрацию произвести паспортизацию дорог общего пользования.
Судом по делу постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе Администрация Старорусского муниципального района выражает несогласие с судебным решением, ссылаясь на нарушение судом норм материального права и неправильное определение юридически значимых обстоятельств, просит его отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении иска. Считает, что суд не принял во внимание утвержденный Постановлением Администрации Старорусского муниципального района от года N Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения муниципального района, в котором содержится техническая характеристика каждой дороги. Кроме того, действующее законодательство не устанавливает в отношении органов местного самоуправления обязанности по проведению паспортизации автомобильных дорог.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции представитель Администрации Старорусского муниципального района, надлежащим образом извещенный о месте и времени слушания дела, не явился. Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие представителя Администрации.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений прокурора на апелляционную жалобу Администрации, выслушав прокурора, возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия считает, что решение суда отмене не подлежит по следующим основаниям.
В силу п. 8 ст. 6 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ" к собственности поселения относятся автомобильные дороги общего и не общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
В соответствии с п. 9 ст. 5 указанного Федерального закона автомобильными дорогами общего пользования местного значения поселения являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения поселения может утверждаться органом местного самоуправления поселения.
Согласно действующему законодательству автомобильные дороги подлежат обязательному государственному учету в порядке, установленном Правительством Российской Федерации и субъектами Российской Федерации. Государственный учет производится с целью получения данных о наличии дорог и дорожных сооружений, их протяженности, транспортно-эксплуатационном состоянии, интенсивности движения, оптимального выбора и реализации технически необходимых и экономически целесообразных управленческих решений при планировании развития сети автомобильных дорог, а также при планировании социально-экономического и градостроительного развития территорий. Учет дорожной сети предусматривает, в том числе и ведение технических паспортов с данными о наличии и типе покрытия дорог, иной информацией, необходимой для планирования развития и эксплуатации, автомобильных дорог. К муниципальным автомобильным дорогам относятся улицы, проезды, линии общественного транспорта, дороги местного значения и иные автомобильные дороги, относящиеся к муниципальной собственности и находящиеся в границах муниципальных образований.
Типовой инструкцией по техническому учету и паспортизации автомобильных дорог общего пользования (ВСН 1-83) определено, что паспортизация автомобильных дорог производится с целью получения данных о наличии дорог и дорожных сооружений, их протяженности, техническом состоянии для рационального планирования работ по строительству, реконструкции, ремонту и содержанию. Паспортизации подлежат все автомобильные дороги общего пользования. Паспортизацию проводят по каждой автомобильной дороге в отдельности.
Пунктом 3 Порядка проведения оценки технического состояния автомобильных дорог, утвержденного Приказом Минтранса России от 27 августа 2009 года N 150, оценка технического состояния автомобильных дорог в отношении автомобильных дорог общего пользования местного значения проводится органом местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности.
Из материалов дела следует, что Постановлением Администрации Старорусского муниципального района от 19 января 2010 года N 49 утвержден Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения Старорусского муниципального района.
В судебном заседании достоверно установлено, что на территории Старорусского муниципального района не произведена паспортизация дорог общего пользования: подъезд к
Согласно п. 5 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и пп. 5 п. 1 ст. 5 Устава Старорусского муниципального района дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах Старорусского муниципального района, обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации относится к вопросам местного значения Старорусского муниципального района.
В соответствии со ст. 12 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения.
Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследованием дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.
Статья 17 Федерального закона "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации" предусматривает, что содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог. Классификация работ по содержанию автомобильных дорог устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере дорожного хозяйства.
Во исполнение данной нормы приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 12 ноября 2007 года N 160 утверждена Классификация работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования и искусственных сооружений на них.
В п.п. 4 п. 15 Классификации работ определено, что паспортизация автомобильных дорог и искусственных сооружений входит в работы по содержанию дорог.
Из анализа данных норм права следует, что поскольку в силу прямого указания в законе содержание автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов относится к вопросам местного значения муниципального района, работы по паспортизации дорог должны проводиться администрацией района, в административных границах которого имеются автомобильные дороги местного значения.
Кроме того, согласно ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, если иное прямо не предусмотрено законом, бремя содержания принадлежащего ему имущества несет собственник. Данная норма права также указывает на обязанность органа местного самоуправления, как собственника дорог местного значения, нести расходы на паспортизацию дорог за счет ассигнований, выделяемых на их ремонт и содержание.
Ссылка представителя Администрации на то, что Типовой инструкцией по техническому учету и паспортизации автомобильных дорог общего пользования обязанность произвести паспортизацию дорог местного значения возложена на организации и подразделения, подведомственные дорожным управлениям, несостоятельна. Данная Инструкция (ВСН 1-83) была утверждена Минавтодором в 1983 году, когда все автомобильные дороги являлись государственной собственностью, и обязанность по проведению паспортизации возлагалась на дорожные управления министерства, в чьем ведении находились все автомобильные дороги государства. С возникновением института местного самоуправления произошло разграничение собственности в отношении автомобильных дорог. При этом названная инструкция не отменена, она регламентирует порядок технического учета и паспортизации автомобильных дорог общего пользования.
Суд с учетом изложенных обстоятельств правомерно указал, что безопасность дорожного движения зависит, в том числе, и от содержания автомобильных дорог общего пользования, в связи с чем правильно счел необоснованными ссылки представителя ответчика на то, что паспортизация автомобильных дорог общего пользования не является обязанностью органа местного самоуправления.
Таким образом, на основании анализа и верного юридического толкования приведенных законоположений, с учетом фактических обстоятельств дела, суд первой инстанции правомерно возложил на Администрацию обязанность по проведению паспортизации дорог общего пользования на территории Старорусского муниципального района.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы подлежат отклонению, как основанные на ошибочном толковании норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.
Таким образом, решение суда об удовлетворении исковых требований прокурора является законным и обоснованным. Судебная коллегия оснований для его отмены и удовлетворения апелляционной жалобы не установила.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 327 - 330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Старорусского районного суда Новгородской области от 16 мая 2012 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Администрации Старорусского муниципального района - без удовлетворения.
Председательствующий
В.В.БАБКОВ
Судьи
С.Б.СОКОЛОВ
С.В.ЕСАКОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)