Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 18 февраля 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 25 февраля 2013 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Засыпкиной Т.С.,
судей Марчик Н.Ю., Холодной С.Т.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Макаровым С.С.,
с участием:
- от заявителя - извещен, не явился;
- от Министерства имущественных отношений Самарской области - извещен, не явился,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по апелляционной жалобе
индивидуального предпринимателя Шалтыкова Вадима Ивановича, г. Самара,
на решение Арбитражного суда Самарской области от 19 декабря 2012 г.
по делу N А55-27486/2012 (судья Стенина А.В.),
по заявлению индивидуального предпринимателя Шалтыкова Вадима Ивановича (ИНН 631900841123, ОГРНИП 307631908000032), г. Самара,
к Министерству имущественных отношений Самарской области, г. Самара,
о признании незаконным решения, обязании совершить определенные действия,
установил:
Индивидуальный предприниматель Шалтыков Вадим Иванович (далее - заявитель) обратился в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным решения Министерства имущественных отношений Самарской области (далее - Министерство) от 29 августа 2012 г. об отказе в предоставлении в собственность за выкуп земельного участка площадью 78,80 кв. м, расположенного по адресу: г. Самара, Железнодорожный район, ул. Гагарина, 23.
При этом заявитель просил обязать Министерство имущественных отношений Самарской области по вступлении решения суда в законную силу принять решение о предоставлении земельного участка площадью 78,80 кв. м, расположенного по адресу: г. Самара, Железнодорожный район, ул. Гагарина, 23, в собственность за плату на основании договора купли-продажи, заключаемого по рыночной стоимости испрашиваемого земельного участка; обязать Министерство имущественных отношений Самарской области в двухнедельный срок со дня принятия решения о предоставлении в собственность за выкуп земельного участка направить в адрес индивидуального предпринимателя Шалтыкова В.И. проект договора купли-продажи земельного участка площадью 78,80 кв. м, расположенного по адресу: г. Самара, Железнодорожный район, ул. Гагарина, 23.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 19 декабря 2012 г. в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с выводами суда, заявитель подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
В апелляционной жалобе указывает, что предприниматель обратился в министерство имущественных отношений Самарской области с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка, расположенного по адресу: г. Самара, Железнодорожный район, ул. Гагарина, 23, площадью 78,80 кв. м, 13 июня 2012 г. Таким образом, решение о предоставлении земельного участка ответчиком должно приниматься в соответствии с редакцией постановления Правительства Самарской области от 21 июня 2006 г. N 74, действовавшей до 01 июля 2012 г.
В судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, не явились, о дне и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
В силу ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрение дела проводится в отсутствие их представителей.
В соответствии со ст. 163 АПК РФ по делу объявлялся перерыв с 11 февраля 2013 г. до 12 час. 40 мин. 18 февраля 2013 г.
Проверив материалы дела, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что 13 июня 2012 г. ИП Шалтыков В.И. обратился в Министерство с заявлением N 12-4/0374/12-с о предоставлении в собственность земельного участка, занимаемого временным магазином, расположенного по адресу: г. Самара, Железнодорожный район, ул. Гагарина, 23, площадью 78,80 кв. м.
Министерство письмом от 29 августа 2012 г. N 12-4/0374/12-с отказало заявителю в предоставлении в собственность земельного участка.
Основанием для отказа послужили следующие обстоятельства: Министерством не выражена воля на продажу земельного участка в собственность; в случае продажи земельного участка, находящегося в аренде, бюджет Самарской области будет лишен источника формирования в виде арендных платежей; у заявителя отсутствует исключительное право на приватизацию земельных участков (ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), поскольку на указанном земельном участке отсутствуют объекты недвижимости, принадлежащие заявителю на праве собственности.
Полагая отказ в предоставлении земельного участка незаконным и нарушающим его права и законные интересы, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящими требованиями.
При принятии судебного акта об отказе в удовлетворении заявленных требований суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Согласно ч. 1 ст. 198, ч. 4 ст. 200 и ч. 3 ст. 201 АПК РФ основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Исходя из положений пунктов 1, 2 ст. 28 ЗК РФ, земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 указанного Кодекса, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных п. 1 ст. 24 указанного Кодекса.
Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату.
В силу п. 1 ст. 34 ЗК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны: принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом; уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган; обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
На основании постановления Правительства Самарской области от 13 июня 2006 г. N 67 "Об органах исполнительной власти Самарской области, уполномоченных на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара" полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, а также земельными участками, необходимыми для установки временных объектов, не предусматривающих наличие фундамента и не являющихся объектами недвижимого имущества, возложены на Министерство имущественных отношений Самарской области.
Постановлением Правительства Самарской области от 21 июня 2006 г. N 74 утвержден Порядок предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством (далее - Порядок).
В соответствии с п. 2.1 Порядка граждане и юридические лица, заинтересованные в предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством, подают в Министерство имущественных отношений Самарской области заявление о предоставлении земельного участка по форме, указанной в приложении N 1 к настоящему Порядку.
В п. 2.2 Порядка предусмотрено, что к заявлению, указанному в п. 2.1 настоящего Порядка, прилагаются документы, указанные в приложении N 2 к настоящему Порядку. Документы должны быть надлежащим образом оформлены. Тексты документов должны быть читаемы, не должны содержать подчисток либо приписок, зачеркнутых слов и иных не оговоренных в них исправлений.
Согласно п. 2.3 Порядка Министерство не позднее следующего дня с даты поступления документов, указанных в пунктах 2.1 и 2.2 настоящего Порядка, проводит их проверку на соответствие установленным требованиям.
Несоблюдение установленных требований является основанием для возвращения заявления о предоставлении земельного участка со всеми прилагаемыми документами заявителю.
Пунктом 2.4 Порядка установлено, что в двухнедельный срок, начиная с даты принятия заявления о предоставлении земельного участка Министерство направляет запросы в органы, осуществляющие ведение государственного кадастра недвижимости, государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, ведение водного и лесного реестров, а также в иные органы государственной власти и органы местного самоуправления с целью сбора информации об испрашиваемом земельном участке, позволяющей сделать вывод о наличии либо отсутствии правовых оснований для предоставления земельного участка, а также о наличии прав третьих лиц на испрашиваемый земельный участок.
При выявлении на основании указанной информации препятствий для предоставления земельного участка Министерство в двухнедельный срок направляет отказ в предоставлении земельного участка в адрес заявителя с указанием причин невозможности его предоставления.
В случае, если испрашиваемый земельный участок состоит на государственном кадастровом учете, а также в случае, если в порядке, установленном действующим законодательством, ранее был утвержден проект его границ, обращение об утверждении схемы расположения земельного участка Министерством не направляется.
Пунктом 2.7 настоящего Порядка предусмотрена обязанность Министерства обеспечения публикации информации о предоставлении земельного участка на определенном праве в газете "Волжская коммуна" и размещения указанной информации на официальном сайте Правительства Самарской области.
Пунктами 2.9 - 2.13 Порядка определен порядок проведения торгов в форме аукциона по продаже земельного участка либо права на заключение договора аренды земельного участка.
Пунктом 3.1 Порядка определены случаи, когда положения пунктов 2.7, 2.9 - 2.13 настоящего Порядка не применяются.
С заявлением о выкупе земельного участка под временным объектом заявитель обратился 13 июня 2012 г.
На момент обращения заявителя в Министерство действовала редакция абзаца 7 п. 3.1 Порядка в редакции постановления Правительства Самарской области от 06 октября 2010 г. N 484, согласно которой положения пунктов 2.7, 2.9 - 2.13 настоящего Порядка не применяются в случае, если на испрашиваемом заявителем земельном участке располагаются строения, сооружения, не подлежащие постановке на технический учет в качестве объектов капитального строительства (далее - временные объекты), имеется акт уполномоченного органа государственной власти или органа местного самоуправления о предоставлении испрашиваемого земельного участка для размещения временного объекта, принятый до 01 июля 2006 г., или акт принятия в эксплуатацию временного объекта, выданный уполномоченным органом местного самоуправления после предоставления в установленном законодательством порядке земельного участка, на котором расположен временный объект. Правила, предусмотренные настоящим абзацем, применяются в том числе в случае если с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, права которого на временный объект возникли на основании сделок или по иным основаниям, предусмотренным действующим законодательством.
Как установлено судом первой инстанции, заявитель отвечает всем вышеперечисленным условиям, что подтверждается распоряжением администрации Железнодорожного района г. Самары от 27 августа 2003 г. N 817, распоряжением администрации Железнодорожного района г. Самары от 26 декабря 2003 г. N 1306, договором аренды от 11 декабря 2003 г. N 014178з, договором купли-продажи временного магазина от 17 сентября 2009 г.
Между тем с 01 июля 2012 г. абзац 7 п. 3.1 Порядка действует в редакции постановления Правительства Самарской области от 13 апреля 2012 г. N 198, согласно которой положения пунктов 2.11 - 2.13 настоящего Порядка не применяются в случае, если земельный участок испрашивается заявителем в аренду для использования под временный (некапитальный) объект и имеется акт уполномоченного органа государственной власти или органа местного самоуправления о предоставлении испрашиваемого земельного участка в аренду с заявленной целью использования, принятый до 01 июля 2006 г. в соответствии с законодательством, действовавшим на момент его издания, правила, предусмотренные настоящим абзацем, применяются в том числе в случае, если с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, права которого на временный (некапитальный) объект возникли на основании сделок или по иным основаниям, предусмотренным действующим законодательством. Данное правило не распространяется на отношения, возникшие после заключения договора аренды.
Как правильно указал суд первой инстанции, действующая редакция абзаца 7 п. 3.1 Порядка содержит указание на конкретное право - право аренды земельного участка.
Таким образом, данная норма Порядка устанавливает основания для предоставления земельных участков, занятых временными объектами, в аренду ввиду наличия у владельца временного объекта, расположенного на испрашиваемом земельном участке, преимущественного перед другими лицами права на заключение договора (при наличии акта уполномоченного органа власти о предоставлении земельного участка в аренду при отсутствии заключенного договора аренды), а не исключительного права на приватизацию испрашиваемого земельного участка.
Поскольку на момент вынесения Министерством оспариваемого акта от 29 августа 2012 г. постановление Правительства Самарской области N 74 действовало в редакции постановления Правительства Самарской области от 13 апреля 2012 г. N 198, которым изменен порядок предоставления земельных участков, а новый порядок не предусматривает исключительное право граждан и юридических лиц приобретения земельных участков в собственность под временными объектами без проведения аукциона, то отказ Министерства в предоставлении земельного участка в собственность является законным.
Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 11 октября 2012 г. по делу N А55-8190/2012.
С учетом изложенного оснований для отмены или изменения решения суда не имеется.
Расходы по государственной пошлине распределяются между лицами, участвующими в деле, в соответствии со ст. 110 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 101, 110, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 19 декабря 2012 г. по делу N А55-27486/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий
Т.С.ЗАСЫПКИНА
Судьи
Н.Ю.МАРЧИК
С.Т.ХОЛОДНАЯ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 25.02.2013 ПО ДЕЛУ N А55-27486/2012
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 февраля 2013 г. по делу N А55-27486/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 18 февраля 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 25 февраля 2013 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Засыпкиной Т.С.,
судей Марчик Н.Ю., Холодной С.Т.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Макаровым С.С.,
с участием:
- от заявителя - извещен, не явился;
- от Министерства имущественных отношений Самарской области - извещен, не явился,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по апелляционной жалобе
индивидуального предпринимателя Шалтыкова Вадима Ивановича, г. Самара,
на решение Арбитражного суда Самарской области от 19 декабря 2012 г.
по делу N А55-27486/2012 (судья Стенина А.В.),
по заявлению индивидуального предпринимателя Шалтыкова Вадима Ивановича (ИНН 631900841123, ОГРНИП 307631908000032), г. Самара,
к Министерству имущественных отношений Самарской области, г. Самара,
о признании незаконным решения, обязании совершить определенные действия,
установил:
Индивидуальный предприниматель Шалтыков Вадим Иванович (далее - заявитель) обратился в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным решения Министерства имущественных отношений Самарской области (далее - Министерство) от 29 августа 2012 г. об отказе в предоставлении в собственность за выкуп земельного участка площадью 78,80 кв. м, расположенного по адресу: г. Самара, Железнодорожный район, ул. Гагарина, 23.
При этом заявитель просил обязать Министерство имущественных отношений Самарской области по вступлении решения суда в законную силу принять решение о предоставлении земельного участка площадью 78,80 кв. м, расположенного по адресу: г. Самара, Железнодорожный район, ул. Гагарина, 23, в собственность за плату на основании договора купли-продажи, заключаемого по рыночной стоимости испрашиваемого земельного участка; обязать Министерство имущественных отношений Самарской области в двухнедельный срок со дня принятия решения о предоставлении в собственность за выкуп земельного участка направить в адрес индивидуального предпринимателя Шалтыкова В.И. проект договора купли-продажи земельного участка площадью 78,80 кв. м, расположенного по адресу: г. Самара, Железнодорожный район, ул. Гагарина, 23.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 19 декабря 2012 г. в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с выводами суда, заявитель подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
В апелляционной жалобе указывает, что предприниматель обратился в министерство имущественных отношений Самарской области с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка, расположенного по адресу: г. Самара, Железнодорожный район, ул. Гагарина, 23, площадью 78,80 кв. м, 13 июня 2012 г. Таким образом, решение о предоставлении земельного участка ответчиком должно приниматься в соответствии с редакцией постановления Правительства Самарской области от 21 июня 2006 г. N 74, действовавшей до 01 июля 2012 г.
В судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, не явились, о дне и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
В силу ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрение дела проводится в отсутствие их представителей.
В соответствии со ст. 163 АПК РФ по делу объявлялся перерыв с 11 февраля 2013 г. до 12 час. 40 мин. 18 февраля 2013 г.
Проверив материалы дела, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что 13 июня 2012 г. ИП Шалтыков В.И. обратился в Министерство с заявлением N 12-4/0374/12-с о предоставлении в собственность земельного участка, занимаемого временным магазином, расположенного по адресу: г. Самара, Железнодорожный район, ул. Гагарина, 23, площадью 78,80 кв. м.
Министерство письмом от 29 августа 2012 г. N 12-4/0374/12-с отказало заявителю в предоставлении в собственность земельного участка.
Основанием для отказа послужили следующие обстоятельства: Министерством не выражена воля на продажу земельного участка в собственность; в случае продажи земельного участка, находящегося в аренде, бюджет Самарской области будет лишен источника формирования в виде арендных платежей; у заявителя отсутствует исключительное право на приватизацию земельных участков (ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), поскольку на указанном земельном участке отсутствуют объекты недвижимости, принадлежащие заявителю на праве собственности.
Полагая отказ в предоставлении земельного участка незаконным и нарушающим его права и законные интересы, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящими требованиями.
При принятии судебного акта об отказе в удовлетворении заявленных требований суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Согласно ч. 1 ст. 198, ч. 4 ст. 200 и ч. 3 ст. 201 АПК РФ основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Исходя из положений пунктов 1, 2 ст. 28 ЗК РФ, земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 указанного Кодекса, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных п. 1 ст. 24 указанного Кодекса.
Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату.
В силу п. 1 ст. 34 ЗК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны: принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом; уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган; обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
На основании постановления Правительства Самарской области от 13 июня 2006 г. N 67 "Об органах исполнительной власти Самарской области, уполномоченных на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара" полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, а также земельными участками, необходимыми для установки временных объектов, не предусматривающих наличие фундамента и не являющихся объектами недвижимого имущества, возложены на Министерство имущественных отношений Самарской области.
Постановлением Правительства Самарской области от 21 июня 2006 г. N 74 утвержден Порядок предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством (далее - Порядок).
В соответствии с п. 2.1 Порядка граждане и юридические лица, заинтересованные в предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством, подают в Министерство имущественных отношений Самарской области заявление о предоставлении земельного участка по форме, указанной в приложении N 1 к настоящему Порядку.
В п. 2.2 Порядка предусмотрено, что к заявлению, указанному в п. 2.1 настоящего Порядка, прилагаются документы, указанные в приложении N 2 к настоящему Порядку. Документы должны быть надлежащим образом оформлены. Тексты документов должны быть читаемы, не должны содержать подчисток либо приписок, зачеркнутых слов и иных не оговоренных в них исправлений.
Согласно п. 2.3 Порядка Министерство не позднее следующего дня с даты поступления документов, указанных в пунктах 2.1 и 2.2 настоящего Порядка, проводит их проверку на соответствие установленным требованиям.
Несоблюдение установленных требований является основанием для возвращения заявления о предоставлении земельного участка со всеми прилагаемыми документами заявителю.
Пунктом 2.4 Порядка установлено, что в двухнедельный срок, начиная с даты принятия заявления о предоставлении земельного участка Министерство направляет запросы в органы, осуществляющие ведение государственного кадастра недвижимости, государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, ведение водного и лесного реестров, а также в иные органы государственной власти и органы местного самоуправления с целью сбора информации об испрашиваемом земельном участке, позволяющей сделать вывод о наличии либо отсутствии правовых оснований для предоставления земельного участка, а также о наличии прав третьих лиц на испрашиваемый земельный участок.
При выявлении на основании указанной информации препятствий для предоставления земельного участка Министерство в двухнедельный срок направляет отказ в предоставлении земельного участка в адрес заявителя с указанием причин невозможности его предоставления.
В случае, если испрашиваемый земельный участок состоит на государственном кадастровом учете, а также в случае, если в порядке, установленном действующим законодательством, ранее был утвержден проект его границ, обращение об утверждении схемы расположения земельного участка Министерством не направляется.
Пунктом 2.7 настоящего Порядка предусмотрена обязанность Министерства обеспечения публикации информации о предоставлении земельного участка на определенном праве в газете "Волжская коммуна" и размещения указанной информации на официальном сайте Правительства Самарской области.
Пунктами 2.9 - 2.13 Порядка определен порядок проведения торгов в форме аукциона по продаже земельного участка либо права на заключение договора аренды земельного участка.
Пунктом 3.1 Порядка определены случаи, когда положения пунктов 2.7, 2.9 - 2.13 настоящего Порядка не применяются.
С заявлением о выкупе земельного участка под временным объектом заявитель обратился 13 июня 2012 г.
На момент обращения заявителя в Министерство действовала редакция абзаца 7 п. 3.1 Порядка в редакции постановления Правительства Самарской области от 06 октября 2010 г. N 484, согласно которой положения пунктов 2.7, 2.9 - 2.13 настоящего Порядка не применяются в случае, если на испрашиваемом заявителем земельном участке располагаются строения, сооружения, не подлежащие постановке на технический учет в качестве объектов капитального строительства (далее - временные объекты), имеется акт уполномоченного органа государственной власти или органа местного самоуправления о предоставлении испрашиваемого земельного участка для размещения временного объекта, принятый до 01 июля 2006 г., или акт принятия в эксплуатацию временного объекта, выданный уполномоченным органом местного самоуправления после предоставления в установленном законодательством порядке земельного участка, на котором расположен временный объект. Правила, предусмотренные настоящим абзацем, применяются в том числе в случае если с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, права которого на временный объект возникли на основании сделок или по иным основаниям, предусмотренным действующим законодательством.
Как установлено судом первой инстанции, заявитель отвечает всем вышеперечисленным условиям, что подтверждается распоряжением администрации Железнодорожного района г. Самары от 27 августа 2003 г. N 817, распоряжением администрации Железнодорожного района г. Самары от 26 декабря 2003 г. N 1306, договором аренды от 11 декабря 2003 г. N 014178з, договором купли-продажи временного магазина от 17 сентября 2009 г.
Между тем с 01 июля 2012 г. абзац 7 п. 3.1 Порядка действует в редакции постановления Правительства Самарской области от 13 апреля 2012 г. N 198, согласно которой положения пунктов 2.11 - 2.13 настоящего Порядка не применяются в случае, если земельный участок испрашивается заявителем в аренду для использования под временный (некапитальный) объект и имеется акт уполномоченного органа государственной власти или органа местного самоуправления о предоставлении испрашиваемого земельного участка в аренду с заявленной целью использования, принятый до 01 июля 2006 г. в соответствии с законодательством, действовавшим на момент его издания, правила, предусмотренные настоящим абзацем, применяются в том числе в случае, если с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, права которого на временный (некапитальный) объект возникли на основании сделок или по иным основаниям, предусмотренным действующим законодательством. Данное правило не распространяется на отношения, возникшие после заключения договора аренды.
Как правильно указал суд первой инстанции, действующая редакция абзаца 7 п. 3.1 Порядка содержит указание на конкретное право - право аренды земельного участка.
Таким образом, данная норма Порядка устанавливает основания для предоставления земельных участков, занятых временными объектами, в аренду ввиду наличия у владельца временного объекта, расположенного на испрашиваемом земельном участке, преимущественного перед другими лицами права на заключение договора (при наличии акта уполномоченного органа власти о предоставлении земельного участка в аренду при отсутствии заключенного договора аренды), а не исключительного права на приватизацию испрашиваемого земельного участка.
Поскольку на момент вынесения Министерством оспариваемого акта от 29 августа 2012 г. постановление Правительства Самарской области N 74 действовало в редакции постановления Правительства Самарской области от 13 апреля 2012 г. N 198, которым изменен порядок предоставления земельных участков, а новый порядок не предусматривает исключительное право граждан и юридических лиц приобретения земельных участков в собственность под временными объектами без проведения аукциона, то отказ Министерства в предоставлении земельного участка в собственность является законным.
Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 11 октября 2012 г. по делу N А55-8190/2012.
С учетом изложенного оснований для отмены или изменения решения суда не имеется.
Расходы по государственной пошлине распределяются между лицами, участвующими в деле, в соответствии со ст. 110 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 101, 110, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 19 декабря 2012 г. по делу N А55-27486/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий
Т.С.ЗАСЫПКИНА
Судьи
Н.Ю.МАРЧИК
С.Т.ХОЛОДНАЯ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)