Судебные решения, арбитраж
Формирование и государственная регистрация земельного участка и сделок с ним; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 25 января 2012 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 01 февраля 2012 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Голубцовой Ю.А.,
судей Зелениной Т.Л., Усцова Л.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Шилонцевой В.А.,
при участии:
от заявителя - до перерыва: Любезнова Ю.А., доверенность от 26.12.2011; Трясцына Э.Р., доверенность от 26.12.2011,
от ответчика - не явились,
от третьего лица не явились,
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика Федерального бюджетного учреждения "Кадастровая палата" по Свердловской области
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 08 ноября 2011 года
по делу N А60-28507/2011,
вынесенное судьей Италмасовой Е.Г.,
по заявлению Администрации города Екатеринбурга
к Федеральному государственному учреждению "Земельная кадастровая палата" по Свердловской области (в настоящее время - Федеральное бюджетное учреждение "Кадастровая палата" по Свердловской области),
третье лицо общество с ограниченной ответственностью "Кадастр" (ОГРН 1026604959831, ИНН 6660003680),
о признании отказа незаконным,
установил:
Администрация города Екатеринбурга (далее - заявитель, Администрация) обратилась в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконным отказа Федерального государственного учреждения "Земельная кадастровая палата" по Свердловской области (далее - ответчик, ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Свердловской области) от 12.05.2011 N 66/11-12881 в осуществлении кадастрового учета земельного участка площадью 7142 кв. м под многоквартирными жилыми домами по адресам: ул. Александра Викулова, 28а, ул. Александра Викулова, 28б, обязании в десятидневный срок устранить допущенные нарушения путем постановки на государственный кадастровый учет указанного земельного участка, в соответствии с представленным межевым планом от 13.04.2011 N 6641/03/11-1862.
Определением суда от 19.08.2011 согласно ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Кадастр" (далее - ООО "Кадастр").
Решением суда от 08.11.2011 заявленные требования удовлетворены, отказ в осуществлении кадастрового учета ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Свердловской области от 12.05.2011 N 66/11-12881 признан недействительным, на ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Свердловской области возложена обязанность в десятидневный срок устранить допущенные нарушения, путем постановки на государственный кадастровый учет земельного участка площадью 7142 кв. м под многоквартирными жилыми домами по адресам: ул. Александра Викулова, 28а, ул. Александра Викулова, 28б, в соответствии с представленным межевым планом от 13.04.2011 N 6641/03/11-1862.
Не согласившись с принятым судебным актом, ответчик обратился в суд с апелляционной жалобой, в которой просил решение суда от 08.11.2011 отменить. Ответчик считает, что оснований для осуществления кадастрового учета земельного участков не имелось, поскольку межевой план, представленный для постановки земельного участка на кадастровый учет, подготовлен с нарушением 2требований п.п. 8, 20 Приказа Минэкономразвития России от 24.11.2008 N 412 "Об утверждении формы межевого плана и требований по его подготовке, примерной формы извещения о проведении собрания о согласовании местоположения границ земельных участков" (далее - Приказ Минэкономразвития России от 24.11.2008 N 412). Ответчик считает, что в данном случае проводились работы по образованию земельных участков с уточнением месторасположения границ смежных земельных участков, поскольку на обороте чертежа имеется акт согласования (п. 83), поэтому подлежал оформлению межевой план по уточнению месторасположения границ земельного участка и межевой план по образованию земельных участков.
По мнению ответчика, судом не учтены положения п.п. 73, 83 Приказа Минэкономразвития России от 24.11.2008 N 412, согласно которым графическая часть межевого плана оформляется в отношении всех одновременно образуемых земельных участков и частей земельных участков
Ответчик указал, что при подготовке межевого плана использованы кадастровые выписки от 18.01.2011 N 6641/205/11-21 и от 18.01.2011 N 6641/205/11-22, которые содержат сведения о земельных участках с кадастровым номером 66:41:0303064:52 и с кадастровым номером 66:41:0303064:53, сведений о земельном участке с кадастровым номером 66:41:0303064:47 не содержат.
По мнению заявителя апелляционной жалобы, суд необоснованно отклонил довод ответчика о том, что исходные земельные участки являются ранее учтенными. Поскольку исходные земельные участки являются ранее учтенными, при разделе данных земельных участков местоположение их границ подлежит уточнению.
Кроме того, в соответствии со ст. 4 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" истечение определенного периода со дня завершения кадастрового учета объекта недвижимости, изменение требований к точности или способам определения подлежащих внесению в государственный кадастр недвижимости сведений об объектах недвижимости либо изменение геодезической и картографической основы государственного кадастра недвижимости, в том числе систем координат, используемых для его ведения не является основанием для признания сведений об объекте недвижимости неактуальными и (или) подлежащими уточнению.
Ответчик в суд апелляционной инстанции не явился.
Администрация в суде апелляционной инстанции с доводами апелляционной жалобы не согласилась по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу, просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. Администрация считает, что заявителем соблюдены требования, предъявляемые к форме и содержанию межевого плана. Администрация считает верным вывод суда о том, что исходные земельные участки не являются учтенными в соответствии с требованиями действующего законодательства, поскольку в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о координатах характерных точек границ исходных земельных участков, а также в отсутствие доказательств выноса в натуру границ исходных земельных участков. Поэтому к исходным земельным участкам не могут быть применимы требования по оформлению отдельных межевых планов.
Третье лицо в суд апелляционной инстанции не явилось, отзыв на апелляционную жалобу в суд не представило.
В соответствии со ст. 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации 23.01.2012 в судебном заседании объявлен перерыв до 25.01.2012.
Законность и обоснованность решения проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что на основании постановления главы города Екатеринбурга от 24.03.2010 N 1374 "Об утверждении проекта межевания территории в квартале улиц Венгерских коммунаров - Александра Викулова - Крауля - Рабочих" с учетом результатов публичных слушаний, проведенных 16.10.2009, документов, представленных Главархитектурой администрации города Екатеринбурга, постановлением Администрации города Екатеринбурга от 08.12.2010 N 44 утверждена подготовленная Главархитектурой Администрации города Екатеринбурга схема расположения земельного участка N 46996 из земель населенных пунктов площадью 7141 кв. м на кадастром плане территории (кадастровый квартал N 66:41:0303064) по адресам: г. Екатеринбург, ул. Александра Викулова, 28а, ул. Александра Викулова, 28б, под многоквартирные дома.
13.04.2010 Администрация города Екатеринбурга обратилась к ответчику с заявлением о постановке на кадастровый учет земельного участка площадью 7141 кв. м под многоквартирными жилыми домами по адресам: ул. Александра Викулова, 28а, ул. Александра Викулова, 28б и о выдаче кадастрового паспорта указанного объекта. К заявлению приложен межевой план, подготовленный ООО "Кадастр".
12.05.2011 ответчиком принято решение N 66/11-18821 об отказе в осуществлении кадастрового учета указанного земельного участка на основании п. 2 ч. 2 ст. 27 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости".
В обоснование отказа от 12.05.2011 N 66/11-18821 ответчик указал на то, что нарушение ст. 38 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" представленный межевой план не соответствует требованиям п.п. 8, 20, 30 Приказа Минэкономразвития России от 24.11.2008 N 412; имеются противоречия между сведениями об объекте недвижимости, содержащимися в представленных заявителем документах, и кадастровыми сведениями о данном объекте недвижимости: сумма площадей исходных земельных участков с кадастровыми номерами 66:41:0303064:52, 66:41:0303064:53, 66:41:0303064:47 не соответствует по сведениям государственного кадастра недвижимости площади вновь образуемого земельного участка.
Считая, что указанный отказ органа государственного кадастрового учета является незаконным, нарушает права и законные интересы заявителя, заявитель обратился в суд с рассматриваемыми требованиями.
Для признания ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (п. 1 ст. 198, п. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Согласно п. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания законности оспариваемого решения, действия (бездействия) возлагается на орган или лицо, которые его осуществили.
В статье 16 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" предусмотрены основания государственного кадастрового учета. Кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7 - 21 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости. Сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Федеральным законом порядке документов, если иное не установлено законом (пункт 5 статьи 4 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости")
Согласно п. 2 ст. 16 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" постановка на учет и снятие с учета объекта недвижимости осуществляются, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, на основании представляемых в орган кадастрового учета заявления о кадастровом учете и необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом для осуществления такого учета документов. Форма указанного заявления устанавливается органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.
В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 27 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении кадастрового учета в случае, если заявление о кадастровом учете или необходимые для кадастрового учета документы по форме либо содержанию не соответствуют требованиям настоящего Федерального закона.
Согласно п. 2 ч. 1 статьи 22 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" в состав необходимых для кадастрового учета документов входит межевой план (при постановке на учет земельного участка, учете части земельного участка или кадастровом учете в связи с изменением уникальных характеристик земельного участка).
Согласно п. 1 ст. 38 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или кадастровой выписки о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках. В межевом плане указываются сведения об образуемых земельном участке или земельных участках в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления о постановке на учет земельного участка (ч. 2 ст. 38 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости").
В графической части межевого плана воспроизводятся сведения кадастрового плана соответствующей территории или кадастровой выписки о соответствующем земельном участке, а также указываются местоположение границ образуемых земельного участка или земельных участков, либо границ части или частей земельного участка, либо уточняемых границ земельных участков, доступ к образуемым или измененным земельным участкам (проход или проезд от земельных участков общего пользования), в том числе путем установления сервитута (ч. 5 той же статьи).
В текстовой части межевого плана указываются необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках в объеме, установленном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, а также в установленном ч. 1 ст. 39 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" случае сведения о согласовании местоположения границ земельных участков в форме акта согласования местоположения таких границ (ч. 6 той же статьи).
На основании п. 2 ч. 1 ст. 22, ч. 12 ст. 38 названного Закона форма и требования к подготовке межевого плана установлены уполномоченным органом.
Приказом Минэкономразвития России от 24.11.2008 N 412 утверждены форма межевого плана и требования к его подготовке.
Установив, что работы по формированию границ земельного участка, проведенные Администрацией города Екатеринбурга, соответствуют требованиям действующего земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности, требования к форме и содержанию заявления о кадастровом учете и приложенных к нему документов, соблюдены, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что оспариваемый отказ в постановке на кадастровый учет земельного участка является незаконным, нарушает права и законные интересы заявителя, удовлетворил заявленные требования.
Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, подтверждающим данные обстоятельства доказательствам, основаны на правильном применении норм материального права.
Довод ответчика о том, что представленный для постановки земельного участка на кадастровый учет межевой план не соответствует требованиям п.п. 8, 20, 30 Приказа Минэкономразвития России от 24.11.2008 N 412 подлежит отклонению.
Пунктом 5 Требований к межевому плану предусмотрено, что к текстовой части межевого плана относятся следующие разделы: исходные данные; сведения о выполненных измерениях и расчетах; сведения об образуемых земельных участках и их частях; сведения об измененных земельных участках и их частях; сведения о земельных участках, посредством которых обеспечивается доступ к образуемым или измененным земельным участкам; сведения об уточняемых земельных участках и их частях; сведения об образуемых частях земельного участка; заключение кадастрового инженера и акт согласования местоположения границы земельного участка.
Согласно п. 8 указанного Приказа в состав межевого плана, подготавливаемого в результате кадастровых работ по образованию земельного участка путем объединения земельных участков, включаются следующие разделы "Исходные данные", "Сведения об образуемых земельных участках и их частях", "Сведения о земельных участках, посредством которых обеспечивается доступ к образуемым или измененным земельным участкам" и Чертеж.
Пунктом 20 Приказа плана предусмотрено, что, если образование земельных участков сопровождалось проведением кадастровых работ по уточнению местоположения границы исходного (измененного) земельного участка, оформляются: межевой план по уточнению местоположения границы земельного участка и межевой план по образованию земельных участков.
Согласно п. 30 Приказа Минэкономразвития России от 24.11.2008 N 412 виды выполненных кадастровых работ на титульном листе межевого плана приводятся в виде связного текста.
Из межевого плана следует, что межевой план подготовлен в результате выполнения кадастровых работ по образованию земельного участка из земельных участков с кадастровыми номерами 66:41:0303064:47, 66:41:0303064:52 и 66:41:0303064:53, что соответствует требованию п. 30 Приказа.
Согласно п. 22 указанного Приказа межевой план составляется на основе сведений государственного кадастра недвижимости об определенном земельном участке (кадастровой выписки). В соответствии с п. 23 Приказа Минэкономразвития России от 24.11.2008 N 412 для подготовки межевого плана используются, в том числе, утвержденные органами местного самоуправления схемы расположения земельных участков на кадастровых планах или кадастровых картах соответствующих территорий.
Для подготовки межевого плана была использована утвержденная органом местного самоуправления схема расположения рассматриваемого земельного участка на кадастровом плане территории соответствующего кадастрового квартала. Возможность использования данного документа для подготовки межевого плана предусмотрена п.п. 4 п. 23 Приказа Минэкономразвития России от 24.11.2008 N 412.
Спорный земельный участок сформирован из земель, не разграниченных по уровням собственности.
В соответствии с выписками из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним сведения о государственной регистрации прав и каких-либо ограничений (обременении) в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 66:41:0303064:47, 66:41:0303064:52, 66:41:0303064:53 отсутствуют.
Сведения о земельных участках с кадастровыми номерами 66:41:0303064:47, 66:41:0303064:52, 66:41:0303064:53 внесены в государственный кадастр по результатам работ по инвентаризации земель.
Для подготовки межевого плана использованы сведения из государственного кадастра недвижимости, содержащиеся в выписках из государственного кадастра недвижимости от 18.01.2011 N 6641/205/11-22, от 18.01.2011 N 6641/205/11-21, согласно которым земельные участки с кадастровыми номерами 66:41:0303064:47, 66:41:0303064:52, 66:41:0303064:53 относятся к категории земель населенных пунктов, с разрешенным использованием - жилая застройка, сведения в отношении которых о регистрации прав отсутствуют, границы земельных участков не установлены в соответствии с требованиями действующего земельного законодательства.
В виду отсутствия таких характеристик исходных земельных участков, как описание местоположения границ и площади, определенной с учетом требований действующего законодательства, в разделы межевого плана "схема расположения земельных участков" и "чертеж земельных участков и их частей" внесены сведения об исходных земельных участков, с указанием на то, что границы данных земельных участков включены в государственный кадастр недвижимости декларативно.
Также с учетом изложенного отсутствовала необходимость оформления межевого плана по уточнению местоположения границы земельного участка и межевого плана по образованию земельных участков, помимо межевого плана, представленного с заявлением в орган кадастрового учета.
В соответствии с п. 1 ст. 45 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" государственный кадастровый учет или государственный учет объектов недвижимости, в том числе технический учет, осуществленные в установленном законодательством порядке до дня вступления в силу настоящего Федерального закона или в переходный период его применения с учетом определенных ст. 43 настоящего Федерального закона особенностей, признается юридически действительным, и такие объекты считаются объектами недвижимости, учтенными в соответствии с настоящим Федеральным законом. При этом объекты недвижимости, государственный кадастровый учет или государственный учет, в том числе технический учет, которых не осуществлен, но права на которые зарегистрированы и не прекращены и которым присвоены органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, условные номера в порядке, установленном в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", также считаются ранее учтенными объектами недвижимости.
Статьей 1 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" установлено, что государственным кадастровым учетом недвижимого имущества (далее - кадастровый учет) признаются действия уполномоченного органа по внесении в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе". При этом согласно ст. 7 указанного Федерального закона уникальными характеристиками такого объекта как земельный участок являются: вид объекта недвижимости (земельный участок); кадастровый номер и дата внесения данного кадастрового номера в государственный кадастр недвижимости; описание местоположения границ объекта недвижимости, если объектом недвижимости является земельный участок; площадь, определенная с учетом установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований, если объектом недвижимости является земельный участок, здание или помещение.
Поскольку исходные земельные участки не обладают необходимыми уникальными характеристиками, права на исходные земельные участки не зарегистрированы, постольку подлежит отклонению довод заявителя апелляционной жалобы о том, что исходные земельные участки являются ранее учтенными в установленном законодательством порядке, и при подготовке межевого плана местоположение их границ подлежит уточнению.
Данный довод ответчика получил надлежащую оценку арбитражного суда первой инстанции, оснований для иного вывода у суда апелляционной инстанции не имеется.
Учитывая, что в орган государственного кадастрового учета заявитель представил все необходимые, предусмотренные законом документы, оснований для отказа в постановке на государственный кадастровый учет земельного участка у ответчика не имелось.
Заявленные требования удовлетворены судом правомерно.
Доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению судом апелляционной инстанции в силу вышеизложенного.
Оснований для отмены (изменения) решения суда от 08.11.2011 не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Согласно подпункту 1.1 п. 1 ст. 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Федеральное бюджетное учреждение "Кадастровая палата" по Свердловской области освобождено от уплаты государственной пошлины по апелляционной жалобе.
На основании и, руководствуясь статьями 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 08 ноября 2011 года по делу N А60-28507/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий
Ю.А.ГОЛУБЦОВА
Судьи
Т.Л.ЗЕЛЕНИНА
Л.А.УСЦОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 01.02.2012 N 17АП-13751/2011-ГК ПО ДЕЛУ N А60-28507/2011
Разделы:Формирование и государственная регистрация земельного участка и сделок с ним; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 1 февраля 2012 г. N 17АП-13751/2011-ГК
Дело N А60-28507/2011
Резолютивная часть постановления объявлена 25 января 2012 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 01 февраля 2012 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Голубцовой Ю.А.,
судей Зелениной Т.Л., Усцова Л.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Шилонцевой В.А.,
при участии:
от заявителя - до перерыва: Любезнова Ю.А., доверенность от 26.12.2011; Трясцына Э.Р., доверенность от 26.12.2011,
от ответчика - не явились,
от третьего лица не явились,
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика Федерального бюджетного учреждения "Кадастровая палата" по Свердловской области
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 08 ноября 2011 года
по делу N А60-28507/2011,
вынесенное судьей Италмасовой Е.Г.,
по заявлению Администрации города Екатеринбурга
к Федеральному государственному учреждению "Земельная кадастровая палата" по Свердловской области (в настоящее время - Федеральное бюджетное учреждение "Кадастровая палата" по Свердловской области),
третье лицо общество с ограниченной ответственностью "Кадастр" (ОГРН 1026604959831, ИНН 6660003680),
о признании отказа незаконным,
установил:
Администрация города Екатеринбурга (далее - заявитель, Администрация) обратилась в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконным отказа Федерального государственного учреждения "Земельная кадастровая палата" по Свердловской области (далее - ответчик, ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Свердловской области) от 12.05.2011 N 66/11-12881 в осуществлении кадастрового учета земельного участка площадью 7142 кв. м под многоквартирными жилыми домами по адресам: ул. Александра Викулова, 28а, ул. Александра Викулова, 28б, обязании в десятидневный срок устранить допущенные нарушения путем постановки на государственный кадастровый учет указанного земельного участка, в соответствии с представленным межевым планом от 13.04.2011 N 6641/03/11-1862.
Определением суда от 19.08.2011 согласно ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Кадастр" (далее - ООО "Кадастр").
Решением суда от 08.11.2011 заявленные требования удовлетворены, отказ в осуществлении кадастрового учета ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Свердловской области от 12.05.2011 N 66/11-12881 признан недействительным, на ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Свердловской области возложена обязанность в десятидневный срок устранить допущенные нарушения, путем постановки на государственный кадастровый учет земельного участка площадью 7142 кв. м под многоквартирными жилыми домами по адресам: ул. Александра Викулова, 28а, ул. Александра Викулова, 28б, в соответствии с представленным межевым планом от 13.04.2011 N 6641/03/11-1862.
Не согласившись с принятым судебным актом, ответчик обратился в суд с апелляционной жалобой, в которой просил решение суда от 08.11.2011 отменить. Ответчик считает, что оснований для осуществления кадастрового учета земельного участков не имелось, поскольку межевой план, представленный для постановки земельного участка на кадастровый учет, подготовлен с нарушением 2требований п.п. 8, 20 Приказа Минэкономразвития России от 24.11.2008 N 412 "Об утверждении формы межевого плана и требований по его подготовке, примерной формы извещения о проведении собрания о согласовании местоположения границ земельных участков" (далее - Приказ Минэкономразвития России от 24.11.2008 N 412). Ответчик считает, что в данном случае проводились работы по образованию земельных участков с уточнением месторасположения границ смежных земельных участков, поскольку на обороте чертежа имеется акт согласования (п. 83), поэтому подлежал оформлению межевой план по уточнению месторасположения границ земельного участка и межевой план по образованию земельных участков.
По мнению ответчика, судом не учтены положения п.п. 73, 83 Приказа Минэкономразвития России от 24.11.2008 N 412, согласно которым графическая часть межевого плана оформляется в отношении всех одновременно образуемых земельных участков и частей земельных участков
Ответчик указал, что при подготовке межевого плана использованы кадастровые выписки от 18.01.2011 N 6641/205/11-21 и от 18.01.2011 N 6641/205/11-22, которые содержат сведения о земельных участках с кадастровым номером 66:41:0303064:52 и с кадастровым номером 66:41:0303064:53, сведений о земельном участке с кадастровым номером 66:41:0303064:47 не содержат.
По мнению заявителя апелляционной жалобы, суд необоснованно отклонил довод ответчика о том, что исходные земельные участки являются ранее учтенными. Поскольку исходные земельные участки являются ранее учтенными, при разделе данных земельных участков местоположение их границ подлежит уточнению.
Кроме того, в соответствии со ст. 4 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" истечение определенного периода со дня завершения кадастрового учета объекта недвижимости, изменение требований к точности или способам определения подлежащих внесению в государственный кадастр недвижимости сведений об объектах недвижимости либо изменение геодезической и картографической основы государственного кадастра недвижимости, в том числе систем координат, используемых для его ведения не является основанием для признания сведений об объекте недвижимости неактуальными и (или) подлежащими уточнению.
Ответчик в суд апелляционной инстанции не явился.
Администрация в суде апелляционной инстанции с доводами апелляционной жалобы не согласилась по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу, просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. Администрация считает, что заявителем соблюдены требования, предъявляемые к форме и содержанию межевого плана. Администрация считает верным вывод суда о том, что исходные земельные участки не являются учтенными в соответствии с требованиями действующего законодательства, поскольку в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о координатах характерных точек границ исходных земельных участков, а также в отсутствие доказательств выноса в натуру границ исходных земельных участков. Поэтому к исходным земельным участкам не могут быть применимы требования по оформлению отдельных межевых планов.
Третье лицо в суд апелляционной инстанции не явилось, отзыв на апелляционную жалобу в суд не представило.
В соответствии со ст. 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации 23.01.2012 в судебном заседании объявлен перерыв до 25.01.2012.
Законность и обоснованность решения проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что на основании постановления главы города Екатеринбурга от 24.03.2010 N 1374 "Об утверждении проекта межевания территории в квартале улиц Венгерских коммунаров - Александра Викулова - Крауля - Рабочих" с учетом результатов публичных слушаний, проведенных 16.10.2009, документов, представленных Главархитектурой администрации города Екатеринбурга, постановлением Администрации города Екатеринбурга от 08.12.2010 N 44 утверждена подготовленная Главархитектурой Администрации города Екатеринбурга схема расположения земельного участка N 46996 из земель населенных пунктов площадью 7141 кв. м на кадастром плане территории (кадастровый квартал N 66:41:0303064) по адресам: г. Екатеринбург, ул. Александра Викулова, 28а, ул. Александра Викулова, 28б, под многоквартирные дома.
13.04.2010 Администрация города Екатеринбурга обратилась к ответчику с заявлением о постановке на кадастровый учет земельного участка площадью 7141 кв. м под многоквартирными жилыми домами по адресам: ул. Александра Викулова, 28а, ул. Александра Викулова, 28б и о выдаче кадастрового паспорта указанного объекта. К заявлению приложен межевой план, подготовленный ООО "Кадастр".
12.05.2011 ответчиком принято решение N 66/11-18821 об отказе в осуществлении кадастрового учета указанного земельного участка на основании п. 2 ч. 2 ст. 27 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости".
В обоснование отказа от 12.05.2011 N 66/11-18821 ответчик указал на то, что нарушение ст. 38 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" представленный межевой план не соответствует требованиям п.п. 8, 20, 30 Приказа Минэкономразвития России от 24.11.2008 N 412; имеются противоречия между сведениями об объекте недвижимости, содержащимися в представленных заявителем документах, и кадастровыми сведениями о данном объекте недвижимости: сумма площадей исходных земельных участков с кадастровыми номерами 66:41:0303064:52, 66:41:0303064:53, 66:41:0303064:47 не соответствует по сведениям государственного кадастра недвижимости площади вновь образуемого земельного участка.
Считая, что указанный отказ органа государственного кадастрового учета является незаконным, нарушает права и законные интересы заявителя, заявитель обратился в суд с рассматриваемыми требованиями.
Для признания ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (п. 1 ст. 198, п. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Согласно п. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания законности оспариваемого решения, действия (бездействия) возлагается на орган или лицо, которые его осуществили.
В статье 16 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" предусмотрены основания государственного кадастрового учета. Кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7 - 21 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости. Сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Федеральным законом порядке документов, если иное не установлено законом (пункт 5 статьи 4 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости")
Согласно п. 2 ст. 16 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" постановка на учет и снятие с учета объекта недвижимости осуществляются, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, на основании представляемых в орган кадастрового учета заявления о кадастровом учете и необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом для осуществления такого учета документов. Форма указанного заявления устанавливается органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.
В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 27 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении кадастрового учета в случае, если заявление о кадастровом учете или необходимые для кадастрового учета документы по форме либо содержанию не соответствуют требованиям настоящего Федерального закона.
Согласно п. 2 ч. 1 статьи 22 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" в состав необходимых для кадастрового учета документов входит межевой план (при постановке на учет земельного участка, учете части земельного участка или кадастровом учете в связи с изменением уникальных характеристик земельного участка).
Согласно п. 1 ст. 38 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или кадастровой выписки о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках. В межевом плане указываются сведения об образуемых земельном участке или земельных участках в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления о постановке на учет земельного участка (ч. 2 ст. 38 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости").
В графической части межевого плана воспроизводятся сведения кадастрового плана соответствующей территории или кадастровой выписки о соответствующем земельном участке, а также указываются местоположение границ образуемых земельного участка или земельных участков, либо границ части или частей земельного участка, либо уточняемых границ земельных участков, доступ к образуемым или измененным земельным участкам (проход или проезд от земельных участков общего пользования), в том числе путем установления сервитута (ч. 5 той же статьи).
В текстовой части межевого плана указываются необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках в объеме, установленном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, а также в установленном ч. 1 ст. 39 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" случае сведения о согласовании местоположения границ земельных участков в форме акта согласования местоположения таких границ (ч. 6 той же статьи).
На основании п. 2 ч. 1 ст. 22, ч. 12 ст. 38 названного Закона форма и требования к подготовке межевого плана установлены уполномоченным органом.
Приказом Минэкономразвития России от 24.11.2008 N 412 утверждены форма межевого плана и требования к его подготовке.
Установив, что работы по формированию границ земельного участка, проведенные Администрацией города Екатеринбурга, соответствуют требованиям действующего земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности, требования к форме и содержанию заявления о кадастровом учете и приложенных к нему документов, соблюдены, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что оспариваемый отказ в постановке на кадастровый учет земельного участка является незаконным, нарушает права и законные интересы заявителя, удовлетворил заявленные требования.
Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, подтверждающим данные обстоятельства доказательствам, основаны на правильном применении норм материального права.
Довод ответчика о том, что представленный для постановки земельного участка на кадастровый учет межевой план не соответствует требованиям п.п. 8, 20, 30 Приказа Минэкономразвития России от 24.11.2008 N 412 подлежит отклонению.
Пунктом 5 Требований к межевому плану предусмотрено, что к текстовой части межевого плана относятся следующие разделы: исходные данные; сведения о выполненных измерениях и расчетах; сведения об образуемых земельных участках и их частях; сведения об измененных земельных участках и их частях; сведения о земельных участках, посредством которых обеспечивается доступ к образуемым или измененным земельным участкам; сведения об уточняемых земельных участках и их частях; сведения об образуемых частях земельного участка; заключение кадастрового инженера и акт согласования местоположения границы земельного участка.
Согласно п. 8 указанного Приказа в состав межевого плана, подготавливаемого в результате кадастровых работ по образованию земельного участка путем объединения земельных участков, включаются следующие разделы "Исходные данные", "Сведения об образуемых земельных участках и их частях", "Сведения о земельных участках, посредством которых обеспечивается доступ к образуемым или измененным земельным участкам" и Чертеж.
Пунктом 20 Приказа плана предусмотрено, что, если образование земельных участков сопровождалось проведением кадастровых работ по уточнению местоположения границы исходного (измененного) земельного участка, оформляются: межевой план по уточнению местоположения границы земельного участка и межевой план по образованию земельных участков.
Согласно п. 30 Приказа Минэкономразвития России от 24.11.2008 N 412 виды выполненных кадастровых работ на титульном листе межевого плана приводятся в виде связного текста.
Из межевого плана следует, что межевой план подготовлен в результате выполнения кадастровых работ по образованию земельного участка из земельных участков с кадастровыми номерами 66:41:0303064:47, 66:41:0303064:52 и 66:41:0303064:53, что соответствует требованию п. 30 Приказа.
Согласно п. 22 указанного Приказа межевой план составляется на основе сведений государственного кадастра недвижимости об определенном земельном участке (кадастровой выписки). В соответствии с п. 23 Приказа Минэкономразвития России от 24.11.2008 N 412 для подготовки межевого плана используются, в том числе, утвержденные органами местного самоуправления схемы расположения земельных участков на кадастровых планах или кадастровых картах соответствующих территорий.
Для подготовки межевого плана была использована утвержденная органом местного самоуправления схема расположения рассматриваемого земельного участка на кадастровом плане территории соответствующего кадастрового квартала. Возможность использования данного документа для подготовки межевого плана предусмотрена п.п. 4 п. 23 Приказа Минэкономразвития России от 24.11.2008 N 412.
Спорный земельный участок сформирован из земель, не разграниченных по уровням собственности.
В соответствии с выписками из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним сведения о государственной регистрации прав и каких-либо ограничений (обременении) в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 66:41:0303064:47, 66:41:0303064:52, 66:41:0303064:53 отсутствуют.
Сведения о земельных участках с кадастровыми номерами 66:41:0303064:47, 66:41:0303064:52, 66:41:0303064:53 внесены в государственный кадастр по результатам работ по инвентаризации земель.
Для подготовки межевого плана использованы сведения из государственного кадастра недвижимости, содержащиеся в выписках из государственного кадастра недвижимости от 18.01.2011 N 6641/205/11-22, от 18.01.2011 N 6641/205/11-21, согласно которым земельные участки с кадастровыми номерами 66:41:0303064:47, 66:41:0303064:52, 66:41:0303064:53 относятся к категории земель населенных пунктов, с разрешенным использованием - жилая застройка, сведения в отношении которых о регистрации прав отсутствуют, границы земельных участков не установлены в соответствии с требованиями действующего земельного законодательства.
В виду отсутствия таких характеристик исходных земельных участков, как описание местоположения границ и площади, определенной с учетом требований действующего законодательства, в разделы межевого плана "схема расположения земельных участков" и "чертеж земельных участков и их частей" внесены сведения об исходных земельных участков, с указанием на то, что границы данных земельных участков включены в государственный кадастр недвижимости декларативно.
Также с учетом изложенного отсутствовала необходимость оформления межевого плана по уточнению местоположения границы земельного участка и межевого плана по образованию земельных участков, помимо межевого плана, представленного с заявлением в орган кадастрового учета.
В соответствии с п. 1 ст. 45 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" государственный кадастровый учет или государственный учет объектов недвижимости, в том числе технический учет, осуществленные в установленном законодательством порядке до дня вступления в силу настоящего Федерального закона или в переходный период его применения с учетом определенных ст. 43 настоящего Федерального закона особенностей, признается юридически действительным, и такие объекты считаются объектами недвижимости, учтенными в соответствии с настоящим Федеральным законом. При этом объекты недвижимости, государственный кадастровый учет или государственный учет, в том числе технический учет, которых не осуществлен, но права на которые зарегистрированы и не прекращены и которым присвоены органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, условные номера в порядке, установленном в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", также считаются ранее учтенными объектами недвижимости.
Статьей 1 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" установлено, что государственным кадастровым учетом недвижимого имущества (далее - кадастровый учет) признаются действия уполномоченного органа по внесении в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе". При этом согласно ст. 7 указанного Федерального закона уникальными характеристиками такого объекта как земельный участок являются: вид объекта недвижимости (земельный участок); кадастровый номер и дата внесения данного кадастрового номера в государственный кадастр недвижимости; описание местоположения границ объекта недвижимости, если объектом недвижимости является земельный участок; площадь, определенная с учетом установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований, если объектом недвижимости является земельный участок, здание или помещение.
Поскольку исходные земельные участки не обладают необходимыми уникальными характеристиками, права на исходные земельные участки не зарегистрированы, постольку подлежит отклонению довод заявителя апелляционной жалобы о том, что исходные земельные участки являются ранее учтенными в установленном законодательством порядке, и при подготовке межевого плана местоположение их границ подлежит уточнению.
Данный довод ответчика получил надлежащую оценку арбитражного суда первой инстанции, оснований для иного вывода у суда апелляционной инстанции не имеется.
Учитывая, что в орган государственного кадастрового учета заявитель представил все необходимые, предусмотренные законом документы, оснований для отказа в постановке на государственный кадастровый учет земельного участка у ответчика не имелось.
Заявленные требования удовлетворены судом правомерно.
Доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению судом апелляционной инстанции в силу вышеизложенного.
Оснований для отмены (изменения) решения суда от 08.11.2011 не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Согласно подпункту 1.1 п. 1 ст. 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Федеральное бюджетное учреждение "Кадастровая палата" по Свердловской области освобождено от уплаты государственной пошлины по апелляционной жалобе.
На основании и, руководствуясь статьями 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 08 ноября 2011 года по делу N А60-28507/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий
Ю.А.ГОЛУБЦОВА
Судьи
Т.Л.ЗЕЛЕНИНА
Л.А.УСЦОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)