Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА ОТ 25.12.2013 ПО ДЕЛУ N А56-14587/2013

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 декабря 2013 г. по делу N А56-14587/2013


Резолютивная часть постановления объявлена 18 декабря 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 декабря 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Гафиатуллиной Т.С., судей Захаровой М.В., Рудницкого Г.М., при участии от общества с ограниченной ответственностью "Донк" Козиной Н.М. (доверенность от 10.01.2013 N 35/13), Пьянковой А.С. (доверенность от 08.10.2013 N 191/13), от правительства Санкт-Петербурга Мануйловой О.П. (доверенность от 18.03.2013 N 07-125/270), от Комитета по строительству Мануйловой О.П. (доверенность от 11.09.2013 N 11489/13), рассмотрев 18.12.2013 в открытом судебном заседании кассационную жалобу правительства Санкт-Петербурга и Комитета по строительству на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 30.05.2013 (судья Балакир М.В.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.09.2013 (судьи Полубехина Н.С., Жиляева Е.В., Серикова И.А.) по делу N А56-14587/2013,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Донк", место нахождения: 198261, Санкт-Петербург, пр. Ветеранов, д. 101, ОГРН 1027802730317 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным бездействия правительства Санкт-Петербурга, место нахождения: 191060, Санкт-Петербург, Смольный, ОГРН 1027809257178 (далее - Правительство), выразившегося в непринятии решения о предоставлении заявителю в аренду земельных участков для проектирования и строительства подземного и надземного пешеходных переходов, гостиницы и коммерческого объекта; об обязании Правительства принять решение о предоставлении Обществу в аренду испрашиваемых земельных участков.
К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен Комитет по строительству, место нахождения: 190000, Санкт-Петербург, наб. реки Мойки, д. 76, ОГРН 1027810279397 (далее - Комитет).
Решением от 30.05.2013, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 09.09.2013, заявление удовлетворено.
В кассационной жалобе Правительство и Комитет, ссылаясь на нарушение судами норм материального права и несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просят принятые судебные акты отменить, в удовлетворении заявления отказать.
Как указывают податели жалобы, судами не учтен факт отсутствия бездействия Правительства, поскольку на его рассмотрение проект постановления не поступал; у Правительства как у собственника земельных участков нет закрепленной законом обязанности по предоставлению земельных участков под строительство.
В отзыве на кассационную жалобу Общество просит оставить решение от 30.05.2013 и постановление от 09.09.2013 без изменения, считая их законными и обоснованными.
В судебном заседании представитель Правительства и Комитета поддержал доводы жалобы, а представитель Общества против удовлетворения жалобы возражал.
Законность принятых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, 22.08.2007 Общество обратилось в Санкт-Петербургское государственное учреждение "Управление инвестиций" с заявлением о предоставлении земельных участков по адресам: Невский район, пр. Большевиков (участки 1, 3, 4, 6, 7 (на пересечении с ул. Коллонтай)); участок 1 (юго-восточнее пересечения с ул. Коллонтай), ул. Коллонтай (участки 1, 2, 3, 4 (северо-восточнее пересечения с пр. Большевиков)), ул. Коллонтай (участки 1, 2, (юго-западнее пересечения с пр. Большевиков)), ул. Коллонтай (участок 1 (юго-восточнее дома N 20 лит. А по ул. Коллонтай)) для проектирования и строительства подземного и надземного пешеходных переходов; пр. Большевиков (участок 2 (на пересечении с ул. Коллонтай)) для проектирования и строительства гостиницы, пр. Большевиков (участок 5 (на пересечении с ул. Коллонтай)) для проектирования и строительства коммерческого объекта, не связанного с проживанием населения.
Правительство приняло постановление от 17.03.2009 N 279 о проведении изыскательных работ на испрашиваемых земельных участках, на основании которого с Обществом был заключен договор аренды земельных участков от 04.05.2009 N 13/ЗКИ-04667.
Общество провело изыскательские работы на земельных участках с целью определения возможности проектирования и строительства названных объектов.
Распоряжением Комитета по градостроительству и архитектуре (далее - КГА) от 19.02.2010 N 489 "Об утверждении проекта границ земельного участка" утвержден проект границ указанных земельных участков для строительства объектов.
КГА 19.03.2010 утверждены акты выбора земельных участков для строительства; заявителем осуществлен кадастровый учет этих земельных участков.
Общество 11.12.2012 обратилось в Комитет по строительству с заявлением о подготовке проекта постановления Правительства о предоставлении земельных участков для строительства.
Правительство проект постановления не рассмотрело и соответствующего решения не приняло.
Общество, посчитав указанное бездействие Правительства не соответствующим закону и нарушающим его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, обратилось в суд с настоящим заявлением.
Суды удовлетворили заявленные требования, признали бездействие Правительства незаконным и обязали его принять решение о предоставлении Обществу спорных земельных участков.
Кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения жалобы с учетом следующего.
Как правильно указали суды, спорные земельные участки были предоставлены Обществу с предварительным согласованием места размещения объекта в соответствии с пунктом 5 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ). Общество получило все необходимые разрешения и согласования, провело работы по формированию земельных участков и постановке их на кадастровый учет.
В силу абзаца первого пункта 8 статьи 31 ЗК РФ решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием для последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.
Общество обратилось в орган, уполномоченный Правительством, с заявлением о предоставлении земельных участков для строительства объектов, место размещения которых было предварительно согласовано, до истечения трехлетнего срока действия решения о предварительном согласовании места размещения объекта.
Пунктом 2 статьи 32 ЗК РФ предусмотрена обязанность исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, указанных в статье 29 этого же Кодекса, в двухнедельный срок принять решение о предоставлении земельного участка для строительства на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства.
В сроки, предусмотренные пунктом 2 статьи 32 ЗК РФ и Положением о порядке взаимодействия исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга при подготовке и принятии решений о предоставлении объектов недвижимости для строительства, реконструкции, приспособления для современного использования, утвержденным постановлением Правительства от 30.12.2010 N 1813, Правительство не приняло никакого решения по заявлению Общества, что нарушило права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Поскольку Правительство в ходе судебного разбирательства не доказало наличия оснований для отказа в предоставлении Обществу земельных участков для строительства объектов, место размещения которых было ранее согласовано уполномоченными органами, суд обоснованно признал незаконным оспариваемое бездействие и обязал Правительство устранить нарушение прав Общества.
Довод жалобы о том, что у Правительства как у собственника земельных участков отсутствует закрепленная законом обязанность по их предоставлению под строительство, основан на неверном толковании норм права.
При таких обстоятельствах кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
В связи с принятием настоящего постановления и окончанием производства по кассационной жалобе подлежит отмене приостановление исполнения решения от 30.05.2013, принятое определением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 22.11.2013.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

постановил:

решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 30.05.2013 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.09.2013 по делу N А56-14587/2013 оставить без изменения, а кассационную жалобу правительства Санкт-Петербурга и Комитета по строительству - без удовлетворения.
Приостановление исполнения решения от 30.05.2013 отменить.

Председательствующий
Т.С.ГАФИАТУЛЛИНА

Судьи
М.В.ЗАХАРОВА
Г.М.РУДНИЦКИЙ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)