Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 14.10.2013 N 17АП-10734/2013-ГК ПО ДЕЛУ N А50-7458/2013

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 14 октября 2013 г. N 17АП-10734/2013-ГК

Дело N А50-7458/2013

Резолютивная часть постановления объявлена 08 октября 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 14 октября 2013 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Голубцовой Ю.А.,
судей Виноградовой Л.Ф., Скромовой Ю.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Коржевой В.А.,
при участии:
от заявителя - директор Константинова Е.В., выписка из Единого государственного реестра юридических лиц в отношении ООО "Константа" от 23.04.2013,
от иных лиц, участвующие в деле не явились,
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика Департамента земельных отношений администрации города Перми
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 22 июля 2013 года
по делу N А50-7458/2013,
вынесенное судьей Лядовой Г.В.,
по заявлению ООО "Константа" (ОГРН 1095903002557, ИНН 5903094418)
к Департаменту земельных отношений администрации города Перми,
заинтересованное лицо Департамент культуры и молодежной политики администрации города Перми,
о признании отказа незаконным, обязании устранить допущенные нарушения,

установил:

ООО "Константа" (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании незаконным решения Департамента земельных отношений администрации города Перми (далее - ответчик, Департамент) от 01.04.2013 N И-21-01-09-5612 об отказе в оформлении акта о выборе земельного участка примерной площадью 2455 кв. м, расположенного по адресу: г. Пермь, Свердловский район, севернее ул. 4-я Липогорская, 19, для строительства объекта социально-культурного назначения (выставочного зала) незаконным; обязании ответчика устранить допущенное нарушение прав и законных интересов заявителя путем вынесения решения о возможности оформления акта о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта примерной площадью 2455 кв. м, расположенного по адресу: г. Пермь, Свердловский район, севернее ул. 4-я Липогорская, 19.
Определением суда от 30.04.2013 в соответствии со ст. 51, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен Департамент культуры и молодежной политики администрации города Перми.
Решением суда от 22.07.2013 заявленные требования удовлетворены. Отказ Департамента, выраженный в письме от 01.04.2013 N И-21-01-09-5612, признан незаконным. Суд обязал Департамент устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Ответчик с решением суда от 22.07.2013 не согласен, в апелляционной жалобе просит решение суда отменить, в удовлетворении требований отказать. Ответчик указывает, что оснований для оформления акта о выборе земельного участка не имеется, поскольку по результатам рассмотрения заявления ООО "Константа", с учетом отрицательного заключения Департамента культуры и молодежной политики администрации города Перми принято решение о невозможности размещения объекта на спорном земельном участке.
Ответчик в суд апелляционной инстанции не явился.
Заявитель в суде апелляционной инстанции с доводами апелляционной жалобы не согласился по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу, считает решение суда не подлежащим отмене, поскольку в заявлении общества отражено общественное значение объекта, к заявлению приложено технико-техническое обоснование.
Заинтересованное лицо в суд апелляционной инстанции не явилось, отзыв на апелляционную жалобу не представило.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 28.02.2013 заявитель обратился в Департамент с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта - социально-культурного назначения (строительство выставочного зала) на земельном участке, расположенном по адресу: г. Пермь, Свердловский район, севернее ул. 4-я Липогорская, 19, предполагаемой площадью 2 455 кв. м (л.д. 21).
Письмом от 01.04.2013 N И-21-01-09-5612 Департамент отказал заявителю в выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта со ссылкой на отрицательное заключение Департамента культуры и молодежной политики администрации города Перми (л.д. 9).
Полагая, что отказ в выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта является незаконным, нарушает права и законные интересы заявителя, предприниматель обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Частью 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания арбитражным судом ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: без предварительного согласования мест размещения объектов; с предварительным согласованием мест размещения объектов.
В соответствии с п. 5 ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации первым этапом процедуры предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта является выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта.
В силу п. 1 ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 Земельного кодекса Российской Федерации, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
Согласно п. 2 ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями. Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора (п. 5 ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации). Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта (п. 6 ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации). Копия решения о предварительном согласовании места размещения объекта с приложением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории либо об отказе в размещении объекта выдается заявителю исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными ст. 29 настоящего Кодекса, в семидневный срок со дня утверждения указанного решения. В случае обращения заявителя через многофункциональный центр копия указанного решения выдается через многофункциональный центр (п. 7 ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации).
Условия предоставления земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, гражданам и юридическим лицам на определенном виде права для целей, связанных со строительством, единые на территории города Перми определены Положением о предоставлении земельных участков для строительства и иных целей на территории города Перми, утвержденным решением Пермской городской Думы от 28.10.2008 N 315.
Согласно п. 4.2. названного Положения предварительное согласование места размещения объектов осуществляется: для строительства объектов социально-культурного назначения (объекты образования, здравоохранения, культуры, физкультуры и массового спорта), имеющих общественное значение для городского округа.
Регламентом взаимодействия Департамента земельных отношений администрации города Перми с функциональными и территориальными органами администрации города Перми при предоставлении земельных участков для строительства с предварительным согласованием места размещения объектов, утвержденным Постановлением Администрации города Перми от 12.11.2009 N 857, регулируются процедуры, связанные с рассмотрением соответствующих заявлений заинтересованных лиц о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.
Пунктом 4.2 Регламента предусмотрено, что ответ об отказе в выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта подготавливается при невозможности размещения объекта согласно выводам, содержащимся в заключениях, представленных в соответствии с пунктами 3.2 и 3.3. Регламента.
В п. 3.2 Регламента указаны следующие органы: УЭиП (управление по экологии и природопользованию администрации города Перми), ДГА (департамент градостроительства и архитектуры администрации г. Перми), УВБ, (управление внешнего благоустройства администрации г. Перми) территориального органа, на территории которого находится земельный участок.
В соответствии с п. 3.1.3. Регламента наряду с функциональными и территориальными органами администрации города Перми, указанными в п. 3.1.2. настоящего Регламента, в течение 5 календарных дней с даты регистрации заявления направляет запросы с копиями заявления и документов, приложенных к нему, для подготовки заключений в департамент культуры и молодежной политики администрации города Перми в случае выбора земельного участка для строительства объектов культуры, имеющих общественное значение для городского округа
В обоснование отказа в осуществлении выбора земельного участка Департамент ссылается на заключение Департамента культуры и молодежной политики администрации города Перми, который указал на отдаленность испрашиваемого земельного участка от транспортной инфраструктуры, что приведет к недостатку спроса объекта социально-культурного назначения (выставочного зала).
Между тем, в нарушение п. 3.4. Регламента заключение Департамента культуры и молодежной политики администрации города Перми не содержит указание на нормы действующего законодательства, которым противоречит размещение объекта.
Ответчик не доказал, что заявленная цель использования земельного участка - строительство выставочного зала не соответствует п. 4.2. Положения.
Как правильно установлено судом первой инстанции, испрашиваемый земельный участок расположен в зоне Ц-2 (зона обслуживания и деловой активности местного значения, выделена для обеспечения правовых условий формирования местных (локальных) центров городских районов и центров вдоль улиц с широким спектром коммерческих и обслуживающих функций, ориентированных на удовлетворение повседневных и периодических потребностей населения).
К основным видам разрешенного использования земельных участков в указанной зоне согласно Правилам землепользования и застройки города Перми относятся, том числе выставочные залы.
Таким образом, заключение Департамента культуры и молодежной политики администрации города Перми, не может быть принято во внимание.
Надлежащих доказательств невозможности осуществления строительства заявленного объекта с учетом нормативов градостроительного проектирования и технических регламентов суду не представлено.
При наличии положительных заключений функциональных и территориальных органов, отказ ответчика в осуществлении процедуры выбора земельного участка и предварительном согласовании объекта признается судом апелляционной инстанции незаконным.
Довод апелляционной жалобы об отсутствии на момент обращения к ответчику с заявлением о выборе земельного участка, сведений о наличии общественного значения объекта, отклонен судом апелляционной инстанции, поскольку основанием оспариваемого отказа не являлся.
Возложение на ответчика обязанности по устранению нарушения прав и законных интересов заявителя не противоречит п. 3 ч. 4 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Учитывая изложенное, оснований для отмены (изменения) решения суда от 22.07.2013 не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Согласно подпункту 1.1 п. 1 ст. 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Департамент земельных отношений администрации г. Перми освобожден от уплаты государственной пошлины по апелляционной жалобе.
На основании и руководствуясь статьями 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Пермского края от 22 июля 2013 года по делу N А50-7458/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.

Председательствующий
Ю.А.ГОЛУБЦОВА

Судьи
Л.Ф.ВИНОГРАДОВА
Ю.В.СКРОМОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)