Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 16.04.2013
Постановление изготовлено в полном объеме 17.04.2013
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Волковой Ю.А., судей Капустиной Л.А. и Рыжовой Е.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем Никишкиной И.Ю., при участии от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Акватика" (г. Тула, ОГРН 1087154025089) - представителя Зимакиной О.В. (доверенность от 21.03.2013 N 2), от ответчика - администрации г. Тулы (г. Тула, ОГРН 1037101133552) - представителя Паршутиной Н.В. (доверенность от 31.01.2013 N 9); в отсутствие третьего лица - Министерства имущественных и земельных отношений Тульской области (г. Тула, ОГРН 1087154003518), надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания, рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу администрации города Тулы на решение Арбитражного суда Тульской области от 11.02.2013 по делу N А68-9710/2012 (судья Косоухова С.В.), установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "Акватика" (далее - ООО "Акватика", общество) обратилось в Арбитражный суд Тульской области с заявлением о признании незаконным бездействия администрации города Тулы (далее - администрация), выразившееся в непринятии решения об утверждении схемы расположения земельного участка, расположенного по адресу: г. Тула, Пролетарский район, ул. Приупская, на кадастровой карте (территории) и подготовки акта выбора земельного участка; о возложении обязанности на администрацию города Тулы утвердить схему данного земельного участка на кадастровой карте (плане) территории, подготовить акт выбора земельного участка.
В порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство имущественных и земельных отношений Тульской области (далее - министерство).
Решением Арбитражного суда Тульской области от 11.02.2013 требования ООО "Акватика"удовлетворены: признано незаконным бездействие администрации, выразившееся в непринятии решения об утверждении схемы расположения земельного участка, расположенного по адресу: г. Тула, Пролетарский район, ул. Приупская, на кадастровой карте (территории) и подготовки акта выбора земельного участка, как не соответствующее статьям 30, 31 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ).
Администрация обязана обеспечить выбор земельного участка, расположенного по адресу: г. Тула, Пролетарский район, ул. Приупская, ООО "Акватика" для строительства, оформить акт о выборе земельного участка, утвердить схему расположения данного земельного участка на кадастровой карте (плане) территории в месячный срок со дня вступления решения в законную силу.
Также с администрации взыскано 2 тыс. рублей в пользу ООО "Акватика" в возмещение судебных расходов по уплате государственной пошлины.
Не согласившись с принятым решением администрация обратилась в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Тульской области от 11.02.2013 отменить.
Заявитель жалобы, ссылаясь на Закон Тульской области от 10.12.2008 N 1168-ЗТО "О распоряжении земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Тульской области - городе Туле", считает, что осуществлять действия, предусмотренные статьей 31 ЗК РФ, по рассмотрению заявления ООО "Акватика" о выборе земельного участка и предварительном согласовании мест размещения объекта обязан Департамент имущественных и земельных отношений Тульской области.
Указывает, что в настоящее время администрация не является органом, который уполномочен распоряжаться земельными участками, ее действия по несоставлению (неоформлению) акта выбора земельного участка не нарушают права заявителя.
По мнению заявителя апелляционной жалобы, у администрации не имелось правовых оснований для оформления акта выбора земельного участка ООО "Акватика", так как его заявление было отозвано уполномоченным органом по распоряжению земельными участками.
Заявитель апелляционной жалобы полагает, что истцом не доказан факт нарушения его прав и законных интересов в предпринимательской и иной экономической деятельности действиями (бездействием) ответчика.
ООО "Акватика" и третье лицо письменные отзывы на апелляционную жалобу не представили.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение Арбитражного суда Тульской области от 11.02.2013 отменить и принять по делу новый судебный акт, отказав в удовлетворении заявленных требований.
Представитель ООО "Акватика" возражал против доводов апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменений, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены апелляционной инстанцией в порядке статей 266, 268 АПК РФ.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения представителей заявителя и ответчика, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных статьей 270 АПК РФ, для отмены или изменения судебного акта в силу следующего.
Как следует из материалов дела, ООО "Акватика" обратилось с заявлением от 13.04.2009 к Губернатору Тульской области о выборе земельного участка для размещения автомойки по адресу: г. Тула, Пролетарский район, ул. Приупская, д. 1 (т. 1, л.д. 14).
Департамент имущественных и земельных отношений 19.05.2009 в адрес администрации МО г. Тулы направил письмо с просьбой обеспечить выбор земельного участка для строительства автомобильной мойки (т. 1, л.д. 13).
Письмом от 24.06.2009 N 5350к управление градостроительства и архитектуры г. Тулы сообщило заявителю, что размещение автомобильной мойки в районе трамвайного депо по адресу: г. Тула, Пролетарский район, ул. Приупская, д. 1 возможно при условии внесения в генеральный план муниципального образования г. Тула в порядке, установленном частями 2 - 14 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации, на основании соответствующего решения главы администрации г. Тулы. ООО "Акватика" необходимо подать заявку на имя главы администрации г. Тулы для внесения изменения в генеральный план г. Тулы и представить градостроительное обоснование по изменению зонирования участка (т. 1, л.д. 12).
Выполняя данные указания, ООО "Акватика" обратилось в управление градостроительства и архитектуры г. Тулы с заявлением о внесении изменений в генеральный план г. Тулы на территории по данному участку на основании представленного градостроительного обоснования по изменению зонирования участка.
Решением Тульской городской Думы 4-го созыва от 27.04.2011 N 24/484 "О внесении изменений в генеральный план МО г. Тула" была изменена функциональная зона в районе трамвайного депо N 2 в Пролетарском районе г. Тулы с рекреационной зоны (городские парки, скверы, бульвары) на общественно-деловую зону (зона обслуживания объектов, необходимых для осуществления производственной и предпринимательской деятельности) (т. 1, л.д. 53).
Решением Тульской городской Думы 4-го созыва от 29.06.2011 N 27/580 "О внесении изменений в правила землепользования и застройки МО г. Тулы" была изменена территориальная зона в районе трамвайного депо N 2 в Пролетарском районе г. Тулы с зоны городских парков, скверов, бульваров на зону обслуживания объектов, необходимых для осуществления производственной и предпринимательской деятельности) (т. 1, л.д. 55-57).
Общество 06.07.2011 направило в адрес Управления градостроительства и архитектуры г. Тулы письмо, в котором сообщило о том, что обществом выполнены все требования по внесению изменений в генеральный план МО г. Тулы на территории испрашиваемого участка и изменению его зонирования (т. 1, л.д. 60).
Администрация г. Тулы 26.07.2011 сообщила заявителю о необходимости представить заказчику - застройщику дополнительные документы: выписку из государственного кадастра недвижимости на земельный участок; топографическую съемку земельного участка; разработать проектную документацию предприятия сервисного обслуживания и заключения соответствующих служб, а также документы, подтверждающие информирование населения г. Тулы о предполагаемом размещении объекта путем публикации в местах средств массовой информации необходимой информации.
Выполняя данные указания, общество получило выписку из государственного кадастра недвижимости на земельный участок, выполнило топографическую съемку участка, получило согласования схемы генерального плана земельного участка по адресу: г. Тула, Пролетарский район в районе трамвайного депо N 2, уведомление из Федерального бюджетного учреждения "Кадастровая палата по Тульской области" об отсутствии в государственном кадастре недвижимости запрашиваемых сведений.
В газете "Тульские известия" заявителем размещена информация о предполагаемом строительстве объекта сервисного обслуживания по ул. Приупской Пролетарского района г. Тулы (т. 1, л.д. 38).
Общество в дополнение к заявлению от 13.04.2009 передало 27.02.2012 в администрацию МО г. Тулы схему расположения земельного участка на кадастровой карте (плане) территории для согласования (т. 1, л.д. 39-46).
Администрация МО г. Тулы 03.04.2012 сообщила заявителю, что письмами Министерства имущественных и земельных отношений Тульской области от 19.01.2012 N 20-01-19/990, от 31.02.2012 N 20-01-19/2304 были отозваны ранее направленные обращения об обеспечении выбора земельных участков для строительства, в связи с чем на основании постановления Правительства Тульской области от 21.02.2012 N 81 данный земельный участок может быть предоставлен исключительно на торгах.
Ссылаясь на данные обстоятельства, управление градостроительства и архитектуры администрации г. Тулы оставило без рассмотрения схему расположения спорного земельного участка на кадастровой карте (плане) территории. Одновременно управлением градостроительства и архитектуры администрации г. Тулы направлен запрос в Министерство имущественных и земельных отношений Тульской области о возможности дальнейшего оформления указанного выше земельного участка в соответствии со статьей 31 ЗК РФ (т. 1, л.д. 47, 48).
Министерство имущественных и земельных отношений Тульской области 27.04.2012 сообщило администрации г. Тулы, что направить обращение о выборе земельного участка расположенного по адресу: г. Тула, Пролетарский район, ул. Приупская не представляется возможным, поскольку в соответствии с постановлением Правительства Тульской области от 21.02.2012 N 81 "Об особенностях предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена в административном центре Тульской области - городе Туле" предоставление земельных участков для строительства объектов технического обслуживания осуществляется на торгах после рассмотрения данного вопроса на заседании градостроительно-земельного совета Тульской области (т. 1, л.д. 49).
Ссылаясь на то обстоятельство, что администрацией не обеспечен выбор земельного участка, не оформлен акт о выборе, не утверждена схема расположения земельного участка, общество обратилось в Арбитражный суд Тульской области с заявлением о защите своих прав и законных интересов.
Суд первой инстанции, рассмотрев заявленные требования, правомерно удовлетворил их в полном объеме, исходя из следующего.
Пунктом 5 статьи 30 ЗК РФ установлен порядок предоставления земельных участков для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта, которым предусмотрен: выбор земельного участка и принятие решения о предварительном согласовании места размещения объекта; выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 ЗК РФ.
В соответствии со статьей 31 ЗК РФ гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.
Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 указанного Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 названного Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
Пунктом 2 положения о порядке рассмотрения заявлений и принятия решений о предоставлении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Тульской области - городе Туле, утвержденного постановлением администрации Тульской области от 01.06.2010 N 430 (далее - положение о порядке рассмотрения заявлений и принятия решений о предоставлении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Тульской области - городе Туле), установлено, что решения, связанные с предоставлением земельных участков для строительства, в том числе о предварительном согласовании места размещения объекта, о предоставлении земельных участков, о проведении торгов по продаже земельного участка или продаже права на заключение договора аренды земельного участка, принимаются Правительством Тульской области.
Заявления, связанные с предоставлением земельных участков для строительства, принимаются и рассматриваются министерством.
В соответствии с пунктами 24, 25, 26 положения о порядке рассмотрения заявлений и принятия решений о предоставлении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Тульской области - городе Туле гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в министерство с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.
В заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению может прилагаться технико-экономическое обоснование проекта. Заявление о предоставлении земельного участка возвращается заявителю без рассмотрения, если оно не соответствует указанному положению.
Министерство направляет в администрацию обращение об обеспечении выбора земельного участка в порядке, установленном статьей 31 ЗК РФ.
В двухнедельный срок со дня получения из администрации акта о выборе земельного участка с приложением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории министерство осуществляет подготовку проекта постановления Правительства Тульской области о предварительном согласовании места размещения объекта.
В случае невозможности размещения объекта на земельном участке министерство направляет заинтересованному лицу мотивированный отказ.
Пунктом 27 положения о порядке рассмотрения заявлений и принятия решений о предоставлении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Тульской области - городе Туле установлено, что решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка для строительства, принимается Правительством Тульской области.
Как правильно отмечено судом первой инстанции, в случае соответствия заявления, поданного заинтересованным лицом, установленным требованиям, уполномоченный орган обязан обратиться в орган местного самоуправления по вопросу выбора земельного участка для строительства, поскольку вопросы выбора земельного участка относятся исключительно к компетенции органа местного самоуправления, который на основании такого обращения обеспечивает выбор земельного участка.
Мотивированный отказ в предварительном согласовании места размещения объекта может быть вынесен уполномоченным органом только после получения от органа местного самоуправления данных об отсутствии вариантов размещения объекта.
При таких обстоятельствах Арбитражный суд Тульской области пришел к правильному выводу о том, что обязанность органа местного самоуправления обеспечить выбор земельного участка прямо предусмотрена требованиями действующего законодательства.
Частью 1 статьи 198 АПК РФ установлено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 4 статьи 200 АПК РФ и пункта 6 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов необходимо наличие двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Согласно части 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Как правильно установлено судом первой инстанции, ООО "Акватика" был соблюден порядок, предусмотренный статьями 30, 31 ЗК РФ и положением о порядке рассмотрения заявлений и принятия решений о предоставлении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Тульской области - городе Туле.
Вместе с тем, администрация не осуществила выбор испрашиваемого ООО "Акватика" земельного участка, не оформила акт выбора и не утвердила схему расположения спорного земельного участка, что свидетельствует о бездействии органа местного самоуправления.
Доказательства невозможности обеспечить выбор земельного участка администрацией ни в суд первой, ни в суд апелляционной инстанций не были представлены.
Таким образом, с учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что оспариваемое бездействие администрации города Тулы является незаконным, поскольку не соответствует положениям действующего законодательства и нарушает права и законные интересы ООО "Акватика".
Также арбитражный суд первой инстанции правомерно посчитал, что в целях устранения нарушения прав и законных интересов заявителя администрации надлежит обеспечить выбор земельного участка, расположенного по адресу: г. Тула, Пролетарский район, ул. Приупская, д. 1, ООО "Акватика" для строительства, оформить акт о выборе земельного участка, утвердить схему расположения данного земельного участка на кадастровой карте (плане) территории.
Судом области в полной мере исследованы все обстоятельства, имеющие правовое значение для настоящего дела, отношениям сторон дана правильная правовая квалификация.
Доводы апелляционной жалобы изучены судом апелляционной инстанции, однако они подлежат отклонению, так как не опровергают выводы суда первой инстанции, изложенные в обжалуемом решении суда, а выражают лишь несогласие с ними, что не является основанием для отмены законного и обоснованного решения суда первой инстанции.
Обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, исследованным судом первой инстанции, дана надлежащая правовая оценка по правилам, установленным статьей 71 АПК РФ, выводы суда первой инстанции соответствуют материалам дела и действующему законодательству.
Нарушений норм процессуального и материального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ основанием для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии с пунктом 3 статьи 271 АПК РФ в постановлении арбитражного суда апелляционной инстанции указывается на распределение судебных расходов, в том числе расходов, понесенных в связи с подачей апелляционной жалобы.
В силу статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Однако, согласно подпункту 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков.
Руководствуясь статьями 110, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Тульской области от 11.02.2013 по делу N А68-9710/2012 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с пунктом 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через суд первой инстанции.
Председательствующий судья
Ю.А.ВОЛКОВА
Судьи
Л.А.КАПУСТИНА
Е.В.РЫЖОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 17.04.2013 ПО ДЕЛУ N А68-9710/2012
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 апреля 2013 г. по делу N А68-9710/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 16.04.2013
Постановление изготовлено в полном объеме 17.04.2013
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Волковой Ю.А., судей Капустиной Л.А. и Рыжовой Е.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем Никишкиной И.Ю., при участии от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Акватика" (г. Тула, ОГРН 1087154025089) - представителя Зимакиной О.В. (доверенность от 21.03.2013 N 2), от ответчика - администрации г. Тулы (г. Тула, ОГРН 1037101133552) - представителя Паршутиной Н.В. (доверенность от 31.01.2013 N 9); в отсутствие третьего лица - Министерства имущественных и земельных отношений Тульской области (г. Тула, ОГРН 1087154003518), надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания, рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу администрации города Тулы на решение Арбитражного суда Тульской области от 11.02.2013 по делу N А68-9710/2012 (судья Косоухова С.В.), установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "Акватика" (далее - ООО "Акватика", общество) обратилось в Арбитражный суд Тульской области с заявлением о признании незаконным бездействия администрации города Тулы (далее - администрация), выразившееся в непринятии решения об утверждении схемы расположения земельного участка, расположенного по адресу: г. Тула, Пролетарский район, ул. Приупская, на кадастровой карте (территории) и подготовки акта выбора земельного участка; о возложении обязанности на администрацию города Тулы утвердить схему данного земельного участка на кадастровой карте (плане) территории, подготовить акт выбора земельного участка.
В порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство имущественных и земельных отношений Тульской области (далее - министерство).
Решением Арбитражного суда Тульской области от 11.02.2013 требования ООО "Акватика"удовлетворены: признано незаконным бездействие администрации, выразившееся в непринятии решения об утверждении схемы расположения земельного участка, расположенного по адресу: г. Тула, Пролетарский район, ул. Приупская, на кадастровой карте (территории) и подготовки акта выбора земельного участка, как не соответствующее статьям 30, 31 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ).
Администрация обязана обеспечить выбор земельного участка, расположенного по адресу: г. Тула, Пролетарский район, ул. Приупская, ООО "Акватика" для строительства, оформить акт о выборе земельного участка, утвердить схему расположения данного земельного участка на кадастровой карте (плане) территории в месячный срок со дня вступления решения в законную силу.
Также с администрации взыскано 2 тыс. рублей в пользу ООО "Акватика" в возмещение судебных расходов по уплате государственной пошлины.
Не согласившись с принятым решением администрация обратилась в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Тульской области от 11.02.2013 отменить.
Заявитель жалобы, ссылаясь на Закон Тульской области от 10.12.2008 N 1168-ЗТО "О распоряжении земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Тульской области - городе Туле", считает, что осуществлять действия, предусмотренные статьей 31 ЗК РФ, по рассмотрению заявления ООО "Акватика" о выборе земельного участка и предварительном согласовании мест размещения объекта обязан Департамент имущественных и земельных отношений Тульской области.
Указывает, что в настоящее время администрация не является органом, который уполномочен распоряжаться земельными участками, ее действия по несоставлению (неоформлению) акта выбора земельного участка не нарушают права заявителя.
По мнению заявителя апелляционной жалобы, у администрации не имелось правовых оснований для оформления акта выбора земельного участка ООО "Акватика", так как его заявление было отозвано уполномоченным органом по распоряжению земельными участками.
Заявитель апелляционной жалобы полагает, что истцом не доказан факт нарушения его прав и законных интересов в предпринимательской и иной экономической деятельности действиями (бездействием) ответчика.
ООО "Акватика" и третье лицо письменные отзывы на апелляционную жалобу не представили.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение Арбитражного суда Тульской области от 11.02.2013 отменить и принять по делу новый судебный акт, отказав в удовлетворении заявленных требований.
Представитель ООО "Акватика" возражал против доводов апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменений, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены апелляционной инстанцией в порядке статей 266, 268 АПК РФ.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения представителей заявителя и ответчика, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных статьей 270 АПК РФ, для отмены или изменения судебного акта в силу следующего.
Как следует из материалов дела, ООО "Акватика" обратилось с заявлением от 13.04.2009 к Губернатору Тульской области о выборе земельного участка для размещения автомойки по адресу: г. Тула, Пролетарский район, ул. Приупская, д. 1 (т. 1, л.д. 14).
Департамент имущественных и земельных отношений 19.05.2009 в адрес администрации МО г. Тулы направил письмо с просьбой обеспечить выбор земельного участка для строительства автомобильной мойки (т. 1, л.д. 13).
Письмом от 24.06.2009 N 5350к управление градостроительства и архитектуры г. Тулы сообщило заявителю, что размещение автомобильной мойки в районе трамвайного депо по адресу: г. Тула, Пролетарский район, ул. Приупская, д. 1 возможно при условии внесения в генеральный план муниципального образования г. Тула в порядке, установленном частями 2 - 14 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации, на основании соответствующего решения главы администрации г. Тулы. ООО "Акватика" необходимо подать заявку на имя главы администрации г. Тулы для внесения изменения в генеральный план г. Тулы и представить градостроительное обоснование по изменению зонирования участка (т. 1, л.д. 12).
Выполняя данные указания, ООО "Акватика" обратилось в управление градостроительства и архитектуры г. Тулы с заявлением о внесении изменений в генеральный план г. Тулы на территории по данному участку на основании представленного градостроительного обоснования по изменению зонирования участка.
Решением Тульской городской Думы 4-го созыва от 27.04.2011 N 24/484 "О внесении изменений в генеральный план МО г. Тула" была изменена функциональная зона в районе трамвайного депо N 2 в Пролетарском районе г. Тулы с рекреационной зоны (городские парки, скверы, бульвары) на общественно-деловую зону (зона обслуживания объектов, необходимых для осуществления производственной и предпринимательской деятельности) (т. 1, л.д. 53).
Решением Тульской городской Думы 4-го созыва от 29.06.2011 N 27/580 "О внесении изменений в правила землепользования и застройки МО г. Тулы" была изменена территориальная зона в районе трамвайного депо N 2 в Пролетарском районе г. Тулы с зоны городских парков, скверов, бульваров на зону обслуживания объектов, необходимых для осуществления производственной и предпринимательской деятельности) (т. 1, л.д. 55-57).
Общество 06.07.2011 направило в адрес Управления градостроительства и архитектуры г. Тулы письмо, в котором сообщило о том, что обществом выполнены все требования по внесению изменений в генеральный план МО г. Тулы на территории испрашиваемого участка и изменению его зонирования (т. 1, л.д. 60).
Администрация г. Тулы 26.07.2011 сообщила заявителю о необходимости представить заказчику - застройщику дополнительные документы: выписку из государственного кадастра недвижимости на земельный участок; топографическую съемку земельного участка; разработать проектную документацию предприятия сервисного обслуживания и заключения соответствующих служб, а также документы, подтверждающие информирование населения г. Тулы о предполагаемом размещении объекта путем публикации в местах средств массовой информации необходимой информации.
Выполняя данные указания, общество получило выписку из государственного кадастра недвижимости на земельный участок, выполнило топографическую съемку участка, получило согласования схемы генерального плана земельного участка по адресу: г. Тула, Пролетарский район в районе трамвайного депо N 2, уведомление из Федерального бюджетного учреждения "Кадастровая палата по Тульской области" об отсутствии в государственном кадастре недвижимости запрашиваемых сведений.
В газете "Тульские известия" заявителем размещена информация о предполагаемом строительстве объекта сервисного обслуживания по ул. Приупской Пролетарского района г. Тулы (т. 1, л.д. 38).
Общество в дополнение к заявлению от 13.04.2009 передало 27.02.2012 в администрацию МО г. Тулы схему расположения земельного участка на кадастровой карте (плане) территории для согласования (т. 1, л.д. 39-46).
Администрация МО г. Тулы 03.04.2012 сообщила заявителю, что письмами Министерства имущественных и земельных отношений Тульской области от 19.01.2012 N 20-01-19/990, от 31.02.2012 N 20-01-19/2304 были отозваны ранее направленные обращения об обеспечении выбора земельных участков для строительства, в связи с чем на основании постановления Правительства Тульской области от 21.02.2012 N 81 данный земельный участок может быть предоставлен исключительно на торгах.
Ссылаясь на данные обстоятельства, управление градостроительства и архитектуры администрации г. Тулы оставило без рассмотрения схему расположения спорного земельного участка на кадастровой карте (плане) территории. Одновременно управлением градостроительства и архитектуры администрации г. Тулы направлен запрос в Министерство имущественных и земельных отношений Тульской области о возможности дальнейшего оформления указанного выше земельного участка в соответствии со статьей 31 ЗК РФ (т. 1, л.д. 47, 48).
Министерство имущественных и земельных отношений Тульской области 27.04.2012 сообщило администрации г. Тулы, что направить обращение о выборе земельного участка расположенного по адресу: г. Тула, Пролетарский район, ул. Приупская не представляется возможным, поскольку в соответствии с постановлением Правительства Тульской области от 21.02.2012 N 81 "Об особенностях предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена в административном центре Тульской области - городе Туле" предоставление земельных участков для строительства объектов технического обслуживания осуществляется на торгах после рассмотрения данного вопроса на заседании градостроительно-земельного совета Тульской области (т. 1, л.д. 49).
Ссылаясь на то обстоятельство, что администрацией не обеспечен выбор земельного участка, не оформлен акт о выборе, не утверждена схема расположения земельного участка, общество обратилось в Арбитражный суд Тульской области с заявлением о защите своих прав и законных интересов.
Суд первой инстанции, рассмотрев заявленные требования, правомерно удовлетворил их в полном объеме, исходя из следующего.
Пунктом 5 статьи 30 ЗК РФ установлен порядок предоставления земельных участков для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта, которым предусмотрен: выбор земельного участка и принятие решения о предварительном согласовании места размещения объекта; выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 ЗК РФ.
В соответствии со статьей 31 ЗК РФ гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.
Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 указанного Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 названного Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
Пунктом 2 положения о порядке рассмотрения заявлений и принятия решений о предоставлении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Тульской области - городе Туле, утвержденного постановлением администрации Тульской области от 01.06.2010 N 430 (далее - положение о порядке рассмотрения заявлений и принятия решений о предоставлении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Тульской области - городе Туле), установлено, что решения, связанные с предоставлением земельных участков для строительства, в том числе о предварительном согласовании места размещения объекта, о предоставлении земельных участков, о проведении торгов по продаже земельного участка или продаже права на заключение договора аренды земельного участка, принимаются Правительством Тульской области.
Заявления, связанные с предоставлением земельных участков для строительства, принимаются и рассматриваются министерством.
В соответствии с пунктами 24, 25, 26 положения о порядке рассмотрения заявлений и принятия решений о предоставлении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Тульской области - городе Туле гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в министерство с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.
В заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению может прилагаться технико-экономическое обоснование проекта. Заявление о предоставлении земельного участка возвращается заявителю без рассмотрения, если оно не соответствует указанному положению.
Министерство направляет в администрацию обращение об обеспечении выбора земельного участка в порядке, установленном статьей 31 ЗК РФ.
В двухнедельный срок со дня получения из администрации акта о выборе земельного участка с приложением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории министерство осуществляет подготовку проекта постановления Правительства Тульской области о предварительном согласовании места размещения объекта.
В случае невозможности размещения объекта на земельном участке министерство направляет заинтересованному лицу мотивированный отказ.
Пунктом 27 положения о порядке рассмотрения заявлений и принятия решений о предоставлении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Тульской области - городе Туле установлено, что решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка для строительства, принимается Правительством Тульской области.
Как правильно отмечено судом первой инстанции, в случае соответствия заявления, поданного заинтересованным лицом, установленным требованиям, уполномоченный орган обязан обратиться в орган местного самоуправления по вопросу выбора земельного участка для строительства, поскольку вопросы выбора земельного участка относятся исключительно к компетенции органа местного самоуправления, который на основании такого обращения обеспечивает выбор земельного участка.
Мотивированный отказ в предварительном согласовании места размещения объекта может быть вынесен уполномоченным органом только после получения от органа местного самоуправления данных об отсутствии вариантов размещения объекта.
При таких обстоятельствах Арбитражный суд Тульской области пришел к правильному выводу о том, что обязанность органа местного самоуправления обеспечить выбор земельного участка прямо предусмотрена требованиями действующего законодательства.
Частью 1 статьи 198 АПК РФ установлено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 4 статьи 200 АПК РФ и пункта 6 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов необходимо наличие двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Согласно части 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Как правильно установлено судом первой инстанции, ООО "Акватика" был соблюден порядок, предусмотренный статьями 30, 31 ЗК РФ и положением о порядке рассмотрения заявлений и принятия решений о предоставлении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Тульской области - городе Туле.
Вместе с тем, администрация не осуществила выбор испрашиваемого ООО "Акватика" земельного участка, не оформила акт выбора и не утвердила схему расположения спорного земельного участка, что свидетельствует о бездействии органа местного самоуправления.
Доказательства невозможности обеспечить выбор земельного участка администрацией ни в суд первой, ни в суд апелляционной инстанций не были представлены.
Таким образом, с учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что оспариваемое бездействие администрации города Тулы является незаконным, поскольку не соответствует положениям действующего законодательства и нарушает права и законные интересы ООО "Акватика".
Также арбитражный суд первой инстанции правомерно посчитал, что в целях устранения нарушения прав и законных интересов заявителя администрации надлежит обеспечить выбор земельного участка, расположенного по адресу: г. Тула, Пролетарский район, ул. Приупская, д. 1, ООО "Акватика" для строительства, оформить акт о выборе земельного участка, утвердить схему расположения данного земельного участка на кадастровой карте (плане) территории.
Судом области в полной мере исследованы все обстоятельства, имеющие правовое значение для настоящего дела, отношениям сторон дана правильная правовая квалификация.
Доводы апелляционной жалобы изучены судом апелляционной инстанции, однако они подлежат отклонению, так как не опровергают выводы суда первой инстанции, изложенные в обжалуемом решении суда, а выражают лишь несогласие с ними, что не является основанием для отмены законного и обоснованного решения суда первой инстанции.
Обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, исследованным судом первой инстанции, дана надлежащая правовая оценка по правилам, установленным статьей 71 АПК РФ, выводы суда первой инстанции соответствуют материалам дела и действующему законодательству.
Нарушений норм процессуального и материального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ основанием для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии с пунктом 3 статьи 271 АПК РФ в постановлении арбитражного суда апелляционной инстанции указывается на распределение судебных расходов, в том числе расходов, понесенных в связи с подачей апелляционной жалобы.
В силу статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Однако, согласно подпункту 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков.
Руководствуясь статьями 110, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Тульской области от 11.02.2013 по делу N А68-9710/2012 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с пунктом 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через суд первой инстанции.
Председательствующий судья
Ю.А.ВОЛКОВА
Судьи
Л.А.КАПУСТИНА
Е.В.РЫЖОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)