Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ ОТ 23.07.2013 ПО ДЕЛУ N 33-1262

Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 23 июля 2013 г. по делу N 33-1262


Судья: Яшметова Е.В.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Марий Эл в составе:
председательствующего: Попова Г.В.,
судей: Братухина В.В. и Медведевой И.А.,
при секретаре В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Марий Эл на решение Советского районного суда Республики Марий Эл от 30 апреля 2013 года, которым постановлено:
исковые требования М.М.А. и М.А.М. удовлетворить частично.
признать за М.М.А., М.А.М. в порядке приватизации право общей совместной собственности на земельный участок, ....
В остальной части в удовлетворении исковых требований отказать.
Заслушав доклад судьи Верховного суда Республики Марий Эл Братухина В.В., судебная коллегия

установила:

М.М.А. и М.А.М. обратились в Советский районный суд с иском к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Марий Эл (далее Территориальное управление Росимущества в Республике Марий Эл), которым просили признать за ними право общей совместной собственности на земельный участок ..., ссылаясь на то, что они являются собственниками жилого дома по указанному адресу, который был им предоставлен КЭЧ Йошкар-Олинского района, а затем приватизирован по договору N ... от <дата>, заключенному с ДУ-1 КЭЧ Йошкар-Олинского района. Дом расположен на земельном участке площадью ... кв. м и относится к категории земель - земли населенных пунктов. В настоящее время данный земельный участок находится в государственной собственности. Они обращались в Территориальное управление Росимущества в Республике Марий Эл с заявлением о приватизации земельного участка, на котором расположен их дом, приложив к нему все необходимые документы, но им отказали в принятии заявления и в устной форме сообщили о необходимости выкупа земельного участка по кадастровой стоимости.
Определением суда от 21 марта 2013 года к участию в деле в качестве третьего лица привлечено ФГКУ "Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений Министерства обороны РФ".
Судом принято вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе Территориальное управление Росимущества в Республике Марий Эл просит решение отменить, указав, что ответчиком по данному делу должно быть Министерство обороны РФ. Решение вынесено без учета порядка приватизации земельных участков, установленного ст. ст. 29, 36 Земельного кодекса РФ, ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 2001 года N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества".
В возражениях на апелляционную жалобу М.М.А. и М.А.М. просят жалобу оставить без удовлетворения и приводят доводы в пользу решения суда.
М.М.А. и М.А.М., представитель ФГКУ "Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений Министерства обороны РФ" в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили, об отложении рассмотрения дела не просили, поэтому судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Заслушав объяснения представителя Территориального управления Росимущества в Республике Марий Эл Х., просившей решение суда отменить, представителей М.М.А. и М.А.М. М.Т. и К., просивших решение оставить без изменения, обсудив доводы жалобы и возражений, исследовав материалы дела, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене на основании п. 4 ч. 1 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса РФ, как постановленное с нарушением норм материального и процессуального права.
В соответствии с ч. 1 ст. 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
Судом первой инстанции установлено, что согласно решению исполкома... N ... от <дата> КЭЧ Йошкар-Олинского района выделен пустующий приусадебный земельный участок площадью ... га в деревне М. для строительства жилого дома КЭЧ Йошкар-Олинского района.
Согласно договору N ... на передачу и продажу квартир Йошкар-Олинским КЭЧ в лице начальника ДУ-1 КЭЧ в собственность граждан от <дата> истцам М.М.А. и М.А. передан в собственность жилой дом, расположенный по адресу: с правом владения, использования и реализации. Указанный договор зарегистрирован в БТИ <дата> под N ... в книге N ....
В соответствии со свидетельством о государственной регистрации права серии <номер> от <дата> в отношении землепользования по адресу: Республика, на котором расположен вышеназванный жилой дом, зарегистрировано право собственности Российской Федерации на основании выписки из реестра федерального имущества N ... от <дата>, выданной Территориальным управлением Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Республике Марий Эл. Землепользование относится к категории земель - земли населенных пунктов, его площадь составляет ... кв. м.
В выписке из реестра федерального имущества от <дата> N ..., выданной Территориальным управлением Росимущества в Республике Марий Эл указано на наличие в отношении указанного земельного участка права постоянного (бессрочного) пользования, правообладателем указана Йошкар-Олинская КЭЧ района МО РФ.
Таким образом, спорный земельный участок находится в ведении Министерства обороны РФ, согласно содержанию кадастровой выписки о земельном участке от <дата> N ... фактически используется для нужд обороны (дом лесника) и на каком-либо праве истцам не предоставлялся.
Судебная коллегия полагает обоснованными доводы апелляционной жалобы о том, что ответчиком по данному делу должно быть Министерство обороны РФ.
Согласно п. 1 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 05 июня 2008 года N 432 (ред. от 22.05.2013) Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом (за исключением случаев, когда указанные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляют иные федеральные органы исполнительной власти), функции по организации продажи приватизируемого федерального имущества, реализации имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, функции по реализации конфискованного, движимого бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации, функции по оказанию государственных услуг и правоприменительные функции в сфере имущественных и земельных отношений.
Между тем, в соответствии с пп. 71 п. 7 Положения о Министерстве обороны РФ, утвержденного Указом Президента РФ от 16 августа 2004 года N 1082, 71), Министерство обороны РФ осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными Силами, а также правомочия в отношении земель, лесов, вод и других природных ресурсов, предоставленных в пользование Вооруженным Силам.
Подпунктом "а" п. 2 Постановления Правительства РФ от 29 декабря 2008 года N 1053 (ред. от 27.01.2012) "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом" установлено, что Министерство обороны РФ в целях управления имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций осуществляет в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, следующие основные функции: осуществляет от имени Российской Федерации юридические действия по защите имущественных и иных прав и законных интересов Российской Федерации при управлении имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций и его приватизации.
Однако в ходе рассмотрения дела требования к Министерству обороны РФ истцами не заявлялись, министерство в лице ФГКУ "Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений Министерства обороны РФ" было привлечено судом к участию в деле в качестве третьего лица.
Судебная коллегия также полагает необходимым указать следующее.
В соответствие с п. 1 ст. 36 Земельного кодекса РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 2001 года N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" под приватизацией государственного и муниципального имущества понимается возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации (далее - федеральное имущество), субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц.
Принцип платности предоставления земельных участков в собственность граждан также закреплен в п. 2 ст. 28 Земельного кодекса РФ, в соответствии с которым предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
На обстоятельства, свидетельствующие о праве на получение земельного участка в собственность бесплатно в соответствие с настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, истцы в ходе рассмотрения дела не ссылались, земельный участок им ранее не предоставлялся.
Кроме того, в соответствии с действующим земельным законодательством право на приватизацию земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, собственниками зданий, строений, сооружений, расположенных на этих земельных участках, может быть реализовано с соблюдением определенных административных процедур, связанных с принятием уполномоченным органом государственной власти или местного самоуправления решения о передаче такого земельного участка в собственность.
Пунктами 5, 6 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в данной статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 Кодекса, с заявлением о приобретении права на земельный участок с приложением необходимых документов.
В месячный срок со дня поступления указанного в п. 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в п. 1 ст. 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Между тем, отвечающих требованиям ст. ст. 59 и 60 ГПК РФ доказательств, подтверждающих факт обращения М.М.А. и М.А.М. в компетентный орган с заявлением о приватизации (передаче в собственность) земельного участка истцами суду не представлено.
Ссылка суда в решении на возможность применения к правоотношениям сторон упрощенного порядка бесплатного приобретения гражданами в собственность земельного участка является неправильной, поскольку согласно материалам дела истцы не обращались с заявлением о государственной регистрации права собственности на земельный участок в порядке, установленном п. 9.1 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса РФ", ст. 25.2 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
При таких обстоятельствах решение суда нельзя признать законным и обоснованным и оно подлежит отмене в соответствие с п. 2 ст. 328 ГПК РФ с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований М.М.А. и М.А.М. в полном объеме.
В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ законность и обоснованность решения суда проверены исходя из доводов апелляционной жалобы и возражений на нее.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Советского районного суда Республики Марий Эл от 30 апреля 2013 года отменить.
Вынести по делу новое решение, которым в удовлетворении иска М.М.А. и М.А.М. к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Марий Эл о признании права общей совместной собственности на земельный участок ... отказать в полном объеме.

Председательствующий
Г.В.ПОПОВ

Судьи
В.В.БРАТУХИН
И.А.МЕДВЕДЕВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)