Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 28 января 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 30 января 2013 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Филипповой Е.Г., судей Юдкина А.А., Поповой Е.Г.,
при ведении протокола судебного заседания Лещенко А.В., с участием:
от исполнительного комитета Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан - представитель не явился, извещен,
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан - представителя Латыповой А.Х. (доверенность от 29 декабря 2012 года N АГ-02/18050),
от третьих лиц: муниципального казенного учреждения "Управление земельных и имущественных отношений Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан"- представитель не явился, извещено,
Ахметвалиев Р.З. - не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании 28 января 2013 года апелляционную жалобу исполнительного комитета Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 04 декабря 2012 года по делу N А65-24374/2012 (судья Насыров А.Р.), принятое по заявлению исполнительного комитета Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан, Республика Татарстан, г. Нижнекамск, к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан, г. Казань, третьи лица: муниципальное казенное учреждение "Управление земельных и имущественных отношений Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан", Республика Татарстан, г. Нижнекамск, Ахметвалиев Р.З., Республика Татарстан, Нижнекамский район, с. Туба,
о признании недействительными решения и предписания по делу N 06-91/2012 от 01 августа 2012 года,
установил:
Исполнительный комитет Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан (далее - исполнительный комитет, заявитель) обратился в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о признании недействительными решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (далее - УФАС России по Республике Татарстан, антимонопольный орган) по делу N 06-91/2012 от 01 августа 2012 года.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены муниципальное казенное учреждение "Управление земельных и имущественных отношений Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан", Ахметвалиев Р.З.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 04 декабря 2012 года в удовлетворении заявления исполнительного комитета Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан отказано.
В апелляционной жалобе исполнительный комитет Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт, заявленные требования удовлетворить, ссылаясь на то, что требования федерального законодательства о предварительном и заблаговременном опубликовании сообщения о наличии предлагаемых для передачи земельных участков заявителем было выполнено.
Дело рассмотрено в соответствии с требованиями ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей заявителя и третьих лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
В судебном заседании представитель антимонопольного органа возражал против удовлетворения апелляционной жалобы и просил оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на законность и обоснованность обжалуемого решения суда.
Проверив материалы дела, выслушав пояснения представителя антимонопольного органа, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, на основании приказа от 16 августа 2011 года N 01/645-пр УФАС России по Республике Татарстан была проведена плановая проверка в исполнительном комитете Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан. По результатам планового контрольного мероприятия УФАС России по Республике Татарстан составлен акт N 43/06 от 30 сентября 2011 года, с выявленными признаками нарушения Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции). В ходе изучения постановлений исполнительного комитета, касающихся аренды земельных участков, УФАС России по Республике Татарстан установлено следующее:
Исполнительным комитетом принято постановление от 08 июля 2011 года N 780 "О предоставлении земельного участка на праве аренды Ахметвалиеву Р.З.". При этом установлено, что извещения о предоставлении земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения публикуются только в татароязычном экземпляре газеты.
Усмотрев в действиях исполнительного комитета признаки нарушения антимонопольного законодательства, антимонопольным органом было возбуждено дело N 06-91/2012 по признакам нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
По результатам рассмотрения дела антимонопольным органом 01 августа 2012 года было принято решение N А06-91/2012, которым действия исполнительного комитета признаны нарушающим часть 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции. Нарушение выразилось в вынесении постановления от 08 июля 2011 года N 780 "О предоставлении земельного участка на праве аренды Ахметвалиеву Р.З." без надлежащего опубликования сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в средствах массовой информации, что могло привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
В тот же день заявителю было выдано предписание по делу N А06-91/2012 которым предписано прекратить нарушение ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" и отменить постановление исполнительного комитета от 08 июля 2011 года N 780 "О предоставлении земельного участка на праве аренды Ахметвалиеву Р.З.".
В соответствии с ч. 2 ст. 10 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Федеральный закон N 101-ФЗ) передача в аренду находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения осуществляется в порядке, установленном статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации, в случае, если имеется только одно заявление о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, при условии предварительного и заблаговременного опубликования сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации. При этом принятие решения о передаче земельных участков в аренду допускается при условии, что в течение месяца с момента опубликования сообщения не поступили иные заявления.
Согласно ч. 1 ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации, органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны: принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом; уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган; обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
Постановлением КМ РТ от 02 апреля 2004 года N 161 "Об утверждении перечня средств массовой информации для опубликования обязательных сообщений по вопросам владения, пользования и распоряжения земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения" установлено, что средствами массовой информации для опубликования обязательных сообщений по вопросам владения, пользования и распоряжения земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения являются "Нижнекамская правда", "Туган Як", "Нижнекамское время".
УФАС России по Республике Татарстан было установлено, что извещения о предоставлении земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения публикуются только в татароязычном экземпляре газеты.
Согласно ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям запрещается принимать акты (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Таким образом, по мнению антимонопольного органа, действия исполнительного комитета привели к нарушению статьи 15 Закона о защите конкуренции, выразившемуся в вынесении постановления от 08 июля 2011 года N 780 "О предоставлении земельного участка на праве аренды Ахметвалиеву Р.З.", что приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
В обоснование заявленных требований заявитель ссылается на следующие обстоятельства:
В соответствии п. 2 ст. 10 Федерального закона N 101-ФЗ передача в аренду находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения осуществляется в порядке, установленном статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации, в случае, если имеется только одно заявление о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, при условии предварительного и заблаговременного опубликования сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации.
Согласно статьи 19.1 данного Закона в случае, если на день вступления в силу настоящего Федерального закона субъектом Российской Федерации не принят закон, обеспечивающий реализацию настоящего Федерального закона, на территории такого субъекта Российской Федерации применяются следующие правила: средствами массовой информации, в которых в соответствии с пунктом 2 статьи 10, пунктом 2 статьи 12, пунктом 1 статьи 13 и статьей 14 настоящего Федерального закона предусмотрено опубликование сообщений, являются источник официального опубликования нормативных правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации и (или) источник официального опубликования нормативных правовых актов органов местного самоуправления по месту нахождения земельного участка.
В силу статьи 45 Земельного кодекса Республики Татарстан в средствах массовой информации, определяемых Кабинетом Министров Республики Татарстан, публикуются сообщения по вопросу наличия предлагаемых для передачи в аренду земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в собственности Республики Татарстан.
В рамках полномочий установленных Земельным кодексом Республики Татарстан постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 02 апреля 2004 года N 161 утвержден перечень средств массовой информации для опубликования обязательных сообщений по вопросам владения, пользования и распоряжения земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения.
В соответствии со статьей 19 Земельного кодекса Республики Татарстан в собственности Республики Татарстан находятся земельные участки: которые признаны таковыми федеральными законами; право собственности Республики Татарстан на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены Республикой Татарстан по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
Как указано в письме Министерства экономического развития РФ от 16 марта 2010 года N Д23-867 "О распоряжении земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена", согласно п. 10 ст. 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности. Пункт 3 статьи 19 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон о местном самоуправлении) также устанавливает, что отдельные государственные полномочия, передаваемые для осуществления органам местного самоуправления, осуществляются органами местного самоуправления муниципальных районов и органами местного самоуправления городских округов, если иное не установлено федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации. По соглашению с органами местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, возможна передача только тех полномочий органов местного самоуправления муниципального района, которые установлены статьей 15 Закона о местном самоуправлении.
Государственная собственность на земельный участок площадью 10 000 кв. м, предоставленный постановлением от 08 июля 2011 года N 780, не разграничена, о чем свидетельствует публичная кадастровая карта, распечатанная из сайта в сети интернет. В этой связи подлежит применению норма статьи 19.1 Федерального закона N 101-ФЗ о необходимости публикации извещений в источнике официального опубликования нормативных правовых актов органов местного самоуправления по месту нахождения земельного участка.
Решением Совета Нижнекамского муниципального района N 48 от 23 октября 2007 года официальными печатными изданиями для опубликования текстов муниципальных правовых актов определены газеты "Ленинская правда" и "Туган як".
Согласно ст. 4 Федерального закона РФ от 14 июня 1994 года N 5-ФЗ "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального собрания", нормы которого могут быть применены по аналогии в данном случае, устанавливает, что официальным опубликованием законов считается первая публикация полного текста в одном из средств массовой информации. Извещение о предоставлении земельного участка площадью 10 000 кв. м было опубликовано в газете "Туган як" от 22 марта 2011 года.
Таким образом, заявитель считает, что решение комиссии о признании заявителя нарушившим часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившегося в вынесении постановления от 08 июля 2011 года N 780 "О предоставлении земельного участка на праве аренды Ахметвалиеву Р.З.", в связи с этим является незаконным и необоснованным.
Однако данную позицию заявителя о применении по аналогии ст. 4 Федерального закона РФ от 14 июня 1994 года N 5-ФЗ суд первой инстанции обоснованно признал ошибочной, поскольку положения данной нормы Федерального закона, при наличии специальных норм, определяющих порядок опубликования в средствах массовой информации обязательных сообщений по вопросам владения, пользования и распоряжения земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, применению не подлежат.
Действительно, как правильно отметил заявитель, государственная собственность на земельный участок площадью 10 000 кв. м, предоставленный постановлением от 08 июля 2011 года N 780, не разграничена, в связи с чем подлежат применению нормы статьи 19.1 Федерального закона N 101-ФЗ о необходимости публикации извещений в источнике официального опубликования нормативных правовых актов органов местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, то есть "Ленинская правда" и "Туган як" (решение Совета Нижнекамского муниципального района N 48 от 23 октября 2007 года).
Однако судом установлено, что несмотря на то, что официальными печатными изданиями для опубликования текстов муниципальных правовых актов в Нижнекамском районе определены газеты "Ленинская правда" и "Туган як", заявителем извещение о предоставлении земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения было опубликовано только в газете "Туган як" от 22 марта 2011 года, татароязычном экземпляре газеты, что и не оспаривается самим заявителем.
Указанное обстоятельство является существенным нарушением процедуры предоставления земельных участков.
Данный факт также свидетельствует о несоблюдении принципов публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления земельных участков, что приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Таким образом, действия исполнительного комитета привели к нарушению статьи 15 Закона защите конкуренции.
Данный вывод суда первой инстанции согласуется со сложившейся судебной практикой рассмотрения подобных споров (постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 04 сентября 2012 года N А65-642/2012).
Довод заявителя о том, что принятое постановление относится к внутренним распорядительным актам исполнительного комитета, и основанием возникновения права аренды является договор аренды, а не оспариваемое постановление, требования антимонопольного органа должны быть направлены не на отмену постановления, а на признание заключенного с Ахметвалиевым Р.З. договора аренды земельного участка не соответствующим закону, и сама по себе отмена постановления не повлечет прекращение арендных отношений с Ахметвалиевым Р.З., судом обоснованно отклонены. Договор N 01-11-267 аренды земельного участка кадастровый N 16:30:021901:63 от 23 сентября 2011 года был заключен между муниципальным казенным учреждением "Управление земельных и имущественных отношений Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан" и Ахметвалиевым Р.З. на основании и во исполнение постановления от 08 июля 2011 года N 780, в связи с чем в целях устранения последствий нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган правомерно в рамках своей компетенции выдал комитету (органу, издавшему постановление N 780) предписание от 01 августа 2012 года о совершении действий, направленных на возврат земельного участка.
Таким образом, УФАС России по Республике Татарстан устанавливалась причинно-следственная связь между принятым постановлением от 08 июля 2011 года N 780 и возникшим ограничением конкуренции.
На основании изложенного суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что оспариваемое решение и предписание вынесены антимонопольным органом на соответствуют закону и не нарушают права и законные интересы заявителя.
Вопреки требованиям ч. 1 ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации исполнительный комитет не доказал обстоятельства, на которые ссылается в апелляционной жалобе как на основание своих требований, в том числе соблюдение им требований федерального законодательства об опубликовании сообщения о наличии предлагаемых для передачи земельных участков сельхозназначения в средствах массовой информации.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, не опровергают выводов суда первой инстанции и не свидетельствуют о наличии предусмотренных ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
При таких обстоятельствах арбитражный апелляционный суд выводы суда первой инстанции признает законными и обоснованными.
На основании изложенного решение суда от 04 декабря 2012 года следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу заявителя - без удовлетворения.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на исполнительный комитет Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан, однако взысканию не подлежат на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 04 декабря 2012 года по делу N А65-24374/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий
Е.Г.ФИЛИППОВА
Судьи
А.А.ЮДКИН
Е.Г.ПОПОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 30.01.2013 ПО ДЕЛУ N А65-24374/2012
Разделы:Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 января 2013 г. по делу N А65-24374/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 28 января 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 30 января 2013 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Филипповой Е.Г., судей Юдкина А.А., Поповой Е.Г.,
при ведении протокола судебного заседания Лещенко А.В., с участием:
от исполнительного комитета Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан - представитель не явился, извещен,
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан - представителя Латыповой А.Х. (доверенность от 29 декабря 2012 года N АГ-02/18050),
от третьих лиц: муниципального казенного учреждения "Управление земельных и имущественных отношений Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан"- представитель не явился, извещено,
Ахметвалиев Р.З. - не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании 28 января 2013 года апелляционную жалобу исполнительного комитета Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 04 декабря 2012 года по делу N А65-24374/2012 (судья Насыров А.Р.), принятое по заявлению исполнительного комитета Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан, Республика Татарстан, г. Нижнекамск, к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан, г. Казань, третьи лица: муниципальное казенное учреждение "Управление земельных и имущественных отношений Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан", Республика Татарстан, г. Нижнекамск, Ахметвалиев Р.З., Республика Татарстан, Нижнекамский район, с. Туба,
о признании недействительными решения и предписания по делу N 06-91/2012 от 01 августа 2012 года,
установил:
Исполнительный комитет Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан (далее - исполнительный комитет, заявитель) обратился в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о признании недействительными решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (далее - УФАС России по Республике Татарстан, антимонопольный орган) по делу N 06-91/2012 от 01 августа 2012 года.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены муниципальное казенное учреждение "Управление земельных и имущественных отношений Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан", Ахметвалиев Р.З.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 04 декабря 2012 года в удовлетворении заявления исполнительного комитета Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан отказано.
В апелляционной жалобе исполнительный комитет Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт, заявленные требования удовлетворить, ссылаясь на то, что требования федерального законодательства о предварительном и заблаговременном опубликовании сообщения о наличии предлагаемых для передачи земельных участков заявителем было выполнено.
Дело рассмотрено в соответствии с требованиями ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей заявителя и третьих лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
В судебном заседании представитель антимонопольного органа возражал против удовлетворения апелляционной жалобы и просил оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на законность и обоснованность обжалуемого решения суда.
Проверив материалы дела, выслушав пояснения представителя антимонопольного органа, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, на основании приказа от 16 августа 2011 года N 01/645-пр УФАС России по Республике Татарстан была проведена плановая проверка в исполнительном комитете Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан. По результатам планового контрольного мероприятия УФАС России по Республике Татарстан составлен акт N 43/06 от 30 сентября 2011 года, с выявленными признаками нарушения Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции). В ходе изучения постановлений исполнительного комитета, касающихся аренды земельных участков, УФАС России по Республике Татарстан установлено следующее:
Исполнительным комитетом принято постановление от 08 июля 2011 года N 780 "О предоставлении земельного участка на праве аренды Ахметвалиеву Р.З.". При этом установлено, что извещения о предоставлении земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения публикуются только в татароязычном экземпляре газеты.
Усмотрев в действиях исполнительного комитета признаки нарушения антимонопольного законодательства, антимонопольным органом было возбуждено дело N 06-91/2012 по признакам нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
По результатам рассмотрения дела антимонопольным органом 01 августа 2012 года было принято решение N А06-91/2012, которым действия исполнительного комитета признаны нарушающим часть 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции. Нарушение выразилось в вынесении постановления от 08 июля 2011 года N 780 "О предоставлении земельного участка на праве аренды Ахметвалиеву Р.З." без надлежащего опубликования сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в средствах массовой информации, что могло привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
В тот же день заявителю было выдано предписание по делу N А06-91/2012 которым предписано прекратить нарушение ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" и отменить постановление исполнительного комитета от 08 июля 2011 года N 780 "О предоставлении земельного участка на праве аренды Ахметвалиеву Р.З.".
В соответствии с ч. 2 ст. 10 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Федеральный закон N 101-ФЗ) передача в аренду находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения осуществляется в порядке, установленном статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации, в случае, если имеется только одно заявление о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, при условии предварительного и заблаговременного опубликования сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации. При этом принятие решения о передаче земельных участков в аренду допускается при условии, что в течение месяца с момента опубликования сообщения не поступили иные заявления.
Согласно ч. 1 ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации, органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны: принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом; уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган; обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
Постановлением КМ РТ от 02 апреля 2004 года N 161 "Об утверждении перечня средств массовой информации для опубликования обязательных сообщений по вопросам владения, пользования и распоряжения земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения" установлено, что средствами массовой информации для опубликования обязательных сообщений по вопросам владения, пользования и распоряжения земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения являются "Нижнекамская правда", "Туган Як", "Нижнекамское время".
УФАС России по Республике Татарстан было установлено, что извещения о предоставлении земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения публикуются только в татароязычном экземпляре газеты.
Согласно ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям запрещается принимать акты (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Таким образом, по мнению антимонопольного органа, действия исполнительного комитета привели к нарушению статьи 15 Закона о защите конкуренции, выразившемуся в вынесении постановления от 08 июля 2011 года N 780 "О предоставлении земельного участка на праве аренды Ахметвалиеву Р.З.", что приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
В обоснование заявленных требований заявитель ссылается на следующие обстоятельства:
В соответствии п. 2 ст. 10 Федерального закона N 101-ФЗ передача в аренду находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения осуществляется в порядке, установленном статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации, в случае, если имеется только одно заявление о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, при условии предварительного и заблаговременного опубликования сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации.
Согласно статьи 19.1 данного Закона в случае, если на день вступления в силу настоящего Федерального закона субъектом Российской Федерации не принят закон, обеспечивающий реализацию настоящего Федерального закона, на территории такого субъекта Российской Федерации применяются следующие правила: средствами массовой информации, в которых в соответствии с пунктом 2 статьи 10, пунктом 2 статьи 12, пунктом 1 статьи 13 и статьей 14 настоящего Федерального закона предусмотрено опубликование сообщений, являются источник официального опубликования нормативных правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации и (или) источник официального опубликования нормативных правовых актов органов местного самоуправления по месту нахождения земельного участка.
В силу статьи 45 Земельного кодекса Республики Татарстан в средствах массовой информации, определяемых Кабинетом Министров Республики Татарстан, публикуются сообщения по вопросу наличия предлагаемых для передачи в аренду земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в собственности Республики Татарстан.
В рамках полномочий установленных Земельным кодексом Республики Татарстан постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 02 апреля 2004 года N 161 утвержден перечень средств массовой информации для опубликования обязательных сообщений по вопросам владения, пользования и распоряжения земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения.
В соответствии со статьей 19 Земельного кодекса Республики Татарстан в собственности Республики Татарстан находятся земельные участки: которые признаны таковыми федеральными законами; право собственности Республики Татарстан на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены Республикой Татарстан по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
Как указано в письме Министерства экономического развития РФ от 16 марта 2010 года N Д23-867 "О распоряжении земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена", согласно п. 10 ст. 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности. Пункт 3 статьи 19 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон о местном самоуправлении) также устанавливает, что отдельные государственные полномочия, передаваемые для осуществления органам местного самоуправления, осуществляются органами местного самоуправления муниципальных районов и органами местного самоуправления городских округов, если иное не установлено федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации. По соглашению с органами местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, возможна передача только тех полномочий органов местного самоуправления муниципального района, которые установлены статьей 15 Закона о местном самоуправлении.
Государственная собственность на земельный участок площадью 10 000 кв. м, предоставленный постановлением от 08 июля 2011 года N 780, не разграничена, о чем свидетельствует публичная кадастровая карта, распечатанная из сайта в сети интернет. В этой связи подлежит применению норма статьи 19.1 Федерального закона N 101-ФЗ о необходимости публикации извещений в источнике официального опубликования нормативных правовых актов органов местного самоуправления по месту нахождения земельного участка.
Решением Совета Нижнекамского муниципального района N 48 от 23 октября 2007 года официальными печатными изданиями для опубликования текстов муниципальных правовых актов определены газеты "Ленинская правда" и "Туган як".
Согласно ст. 4 Федерального закона РФ от 14 июня 1994 года N 5-ФЗ "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального собрания", нормы которого могут быть применены по аналогии в данном случае, устанавливает, что официальным опубликованием законов считается первая публикация полного текста в одном из средств массовой информации. Извещение о предоставлении земельного участка площадью 10 000 кв. м было опубликовано в газете "Туган як" от 22 марта 2011 года.
Таким образом, заявитель считает, что решение комиссии о признании заявителя нарушившим часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившегося в вынесении постановления от 08 июля 2011 года N 780 "О предоставлении земельного участка на праве аренды Ахметвалиеву Р.З.", в связи с этим является незаконным и необоснованным.
Однако данную позицию заявителя о применении по аналогии ст. 4 Федерального закона РФ от 14 июня 1994 года N 5-ФЗ суд первой инстанции обоснованно признал ошибочной, поскольку положения данной нормы Федерального закона, при наличии специальных норм, определяющих порядок опубликования в средствах массовой информации обязательных сообщений по вопросам владения, пользования и распоряжения земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, применению не подлежат.
Действительно, как правильно отметил заявитель, государственная собственность на земельный участок площадью 10 000 кв. м, предоставленный постановлением от 08 июля 2011 года N 780, не разграничена, в связи с чем подлежат применению нормы статьи 19.1 Федерального закона N 101-ФЗ о необходимости публикации извещений в источнике официального опубликования нормативных правовых актов органов местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, то есть "Ленинская правда" и "Туган як" (решение Совета Нижнекамского муниципального района N 48 от 23 октября 2007 года).
Однако судом установлено, что несмотря на то, что официальными печатными изданиями для опубликования текстов муниципальных правовых актов в Нижнекамском районе определены газеты "Ленинская правда" и "Туган як", заявителем извещение о предоставлении земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения было опубликовано только в газете "Туган як" от 22 марта 2011 года, татароязычном экземпляре газеты, что и не оспаривается самим заявителем.
Указанное обстоятельство является существенным нарушением процедуры предоставления земельных участков.
Данный факт также свидетельствует о несоблюдении принципов публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления земельных участков, что приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Таким образом, действия исполнительного комитета привели к нарушению статьи 15 Закона защите конкуренции.
Данный вывод суда первой инстанции согласуется со сложившейся судебной практикой рассмотрения подобных споров (постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 04 сентября 2012 года N А65-642/2012).
Довод заявителя о том, что принятое постановление относится к внутренним распорядительным актам исполнительного комитета, и основанием возникновения права аренды является договор аренды, а не оспариваемое постановление, требования антимонопольного органа должны быть направлены не на отмену постановления, а на признание заключенного с Ахметвалиевым Р.З. договора аренды земельного участка не соответствующим закону, и сама по себе отмена постановления не повлечет прекращение арендных отношений с Ахметвалиевым Р.З., судом обоснованно отклонены. Договор N 01-11-267 аренды земельного участка кадастровый N 16:30:021901:63 от 23 сентября 2011 года был заключен между муниципальным казенным учреждением "Управление земельных и имущественных отношений Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан" и Ахметвалиевым Р.З. на основании и во исполнение постановления от 08 июля 2011 года N 780, в связи с чем в целях устранения последствий нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган правомерно в рамках своей компетенции выдал комитету (органу, издавшему постановление N 780) предписание от 01 августа 2012 года о совершении действий, направленных на возврат земельного участка.
Таким образом, УФАС России по Республике Татарстан устанавливалась причинно-следственная связь между принятым постановлением от 08 июля 2011 года N 780 и возникшим ограничением конкуренции.
На основании изложенного суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что оспариваемое решение и предписание вынесены антимонопольным органом на соответствуют закону и не нарушают права и законные интересы заявителя.
Вопреки требованиям ч. 1 ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации исполнительный комитет не доказал обстоятельства, на которые ссылается в апелляционной жалобе как на основание своих требований, в том числе соблюдение им требований федерального законодательства об опубликовании сообщения о наличии предлагаемых для передачи земельных участков сельхозназначения в средствах массовой информации.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, не опровергают выводов суда первой инстанции и не свидетельствуют о наличии предусмотренных ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
При таких обстоятельствах арбитражный апелляционный суд выводы суда первой инстанции признает законными и обоснованными.
На основании изложенного решение суда от 04 декабря 2012 года следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу заявителя - без удовлетворения.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на исполнительный комитет Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан, однако взысканию не подлежат на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 04 декабря 2012 года по делу N А65-24374/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий
Е.Г.ФИЛИППОВА
Судьи
А.А.ЮДКИН
Е.Г.ПОПОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)