Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 17.06.2013 ПО ДЕЛУ N А65-26894/2012

Разделы:
Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 июня 2013 г. по делу N А65-26894/2012


Резолютивная часть постановления объявлена 10 июня 2013 года
Постановление в полном объеме изготовлено 17 июня 2013 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Марчик Н.Ю.,
судей Кузнецова В.В., Холодной С.Т.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Максимовым С.С.,
с участием:
от заявителя - Козловская Т.А., доверенность от 08.06.2012 г. N 4588/ИК,
от ответчиков:
Министерства лесного хозяйства Республики Татарстан, Республика Татарстан - не явился, извещен,
Государственного казенного учреждения "Пригородное лесничество" - не явился, извещен,
от третьих лиц:
Российской Федерации в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Республике Татарстан - не явился, извещен,
Касаткиной О.А. - не явился, извещен,
Казанского филиала Федерального государственного унитарного предприятия "Рослесинфорг" Федерального агентства лесного хозяйства - не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании 10 июня 2013 года в помещении суда, в зале N 7, апелляционную жалобу Исполнительного комитета муниципального образования города Казани
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 12.03.2013 г. по делу N А65-26894/2012 (судья Воробьев Р.М.)
по заявлению Исполнительного комитета муниципального образования города Казани, Республика Татарстан, г. Казань,
к Министерству лесного хозяйства Республики Татарстан, Республика Татарстан, г. Казань,
Государственному казенному учреждению "Пригородное лесничество", Республика Татарстан, г. Казань,
с участием третьих лиц:
Российской Федерации в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Республике Татарстан, Республика Татарстан, г. Казань,
Касаткина О.А., Республика Татарстан, г. Казань,
Казанский филиал Федерального государственного унитарного предприятия "Рослесинфорг" Федерального агентства лесного хозяйства, Республика Татарстан, г. Казань,
о признании незаконными ненормативных актов,

установил:

Исполнительный комитет муниципального образования города Казани (далее - заявитель, Исполнительный комитет) обратился в Арбитражный суд Республики Татарстана к Министерству лесного хозяйства Республики Татарстан (далее - первый ответчик, Министерство лесного хозяйства), Государственному казенному учреждению "Пригородное лесничество" (далее - второй ответчик, ГКУ "Пригородное лесничество") с заявлением, с учетом принятого в порядке ст. 49 АПК РФ уточнения, о признании незаконными результатов лесоустройства, проведенного в 2001 году, в части отнесения земель г. Казани, описанных и утвержденных постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 20.11.2000 г. N 781, к землям лесного фонда Лаишевского района.
Решением суда первой инстанции от 12.03.2013 г. в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, Исполнительный комитет обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неправильное применение норм материального и процессуального права.
В отзывах на апелляционную жалобу Министерство лесного хозяйства и третье лицо - Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан (далее - ТУ Росимущества в Республике Татарстан), считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным, просят оставить его без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представитель заявителя в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представители иных лиц, участвующих в деле, в судебное заседание не явились.
В соответствии со ст. 156 АПК РФ дело по апелляционной жалобе рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей иных лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
В судебном заседании 03.06.2013 г. объявлялся перерыв в соответствии со статьей 163 АПК РФ до 12 часов 05 минут 10.06.2013 г.
Проверив материалы дела, выслушав представителя заявителя, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что за Российской Федерацией зарегистрировано право собственности на лесной участок, категория земель: земли лесного фонда, общей площадью 2349,252 га, расположенный по адресу: Республика Татарстан (Татарстан), Лаишевский район, Матюшинское участковое лесничество, ГБУ "Пригородное лесничество", что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 11.01.2010 г. серии 16-АС N 536087. Основанием для регистрации послужил Лесной кодекс Российской Федерации 2006 года N 200-ФЗ (л.д. 18).
В соответствии с материалами лесоустройства 2001 года ГКУ "Пригородное лесничество" вышеуказанный лесной участок отнесен к землям лесного фонда.
Оспаривая результаты лесоустройства 2001 года в части отнесения земель г. Казани к землям лесного фонда Лаишевского района, заявитель свои требования основывает на положениях ст. 72 Земельного кодекса РСФСР, ст. 21 Земельного кодекса Республики Татарстан 1998 года, ст. 10 Лесного кодекса РСФСР, п. 2 ст. 101 Земельного кодекса Российской Федерации и мотивирует тем, что постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 20.11.2000 г. N 781 "Об утверждении черты города Казани" населенный пункт Петровский Лаишевского район включен в границы Приволжского района города Казани. По мнению заявителя, включение указанного лесного участка в городскую черту Казани исключает его отнесение к лесным участкам в составе земель лесного фонда, поскольку он приобретает категорию: земли населенных пунктов и находится в ведении органов местного самоуправления города Казани.
Согласно ст. 7 Лесного кодекса Российской Федерации 1997 года все леса, за исключением лесов, расположенных на землях обороны и землях населенных пунктов (поселений), а также земли лесного фонда, не покрытые лесной растительностью (лесные земли и нелесные земли), образуют лесной фонд.
Границы лесного фонда определяются путем отграничения земель лесного фонда от иных земель.
Включение земель в состав лесного фонда и их изъятие из него осуществляются в порядке, установленном лесным и земельным законодательством Российской Федерации.
В силу ст. 72 Лесного кодекса Российской Федерации 1997 года лесоустройство включает в себя систему мероприятий по обеспечению рационального использования лесного фонда, повышению эффективности ведения лесного хозяйства и осуществлению единой научно-технической политики в лесном хозяйстве.
При лесоустройстве осуществляются:
- определение в установленном порядке границ участков лесного фонда и внутрихозяйственная организация территорий лесного фонда, лесхозов федерального органа управления лесным хозяйством, национальных парков федерального органа управления лесным хозяйством, государственных природных заповедников, лесхозов образовательных учреждений высшего профессионального образования;
- выполнение топографо-геодезических работ и специальное картографирование лесного фонда;
- инвентаризация лесного фонда с определением породного и возрастного составов лесов, их состояния, а также определение качественных и количественных характеристик лесных ресурсов;
- выявление реликтовой лесной растительности и особо защитных участков лесов;
- выявление участков лесного фонда, нуждающихся в проведении рубок главного пользования, рубок промежуточного пользования, мероприятий по восстановлению лесов и лесоразведению, мелиорации, охране и защите лесов и других лесохозяйственных мероприятий, а также определение порядка и способов их проведения;
- обоснование отнесения лесов к группам и категориям защитности лесов первой группы, подготовка предложений по переводу лесов из одной группы или категории защитности лесов первой группы соответственно в другую группу или категорию, перевод не покрытых лесом земель в покрытые лесом земли, нелесных земель в лесные земли;
- определение расчетных лесосек, размеров рубок промежуточного пользования;
- определение объема мероприятий по восстановлению лесов и лесоразведению, охране и защите лесов, а также объема других лесохозяйственных мероприятий;
- определение размеров побочного лесопользования и заготовки второстепенных лесных ресурсов, размера пользования лесным фондом для нужд охотничьего хозяйства и культурно-оздоровительных, туристических и спортивных целей;
- лесобиологические и другие специальные обследования;
- надзор за осуществлением лесоустроительных проектов;
- иные лесоустроительные действия.
Во исполнение Лесного кодекса 1997 года приказом Рослесхоза от 15.12.1994 г. N 265 утверждена Инструкция по проведению лесоустройства в лесном фонде России.
Как следует из материалов дела, в соответствии с материалами лесоустройства как от 1971, 1981, 1991 годов, так 2001 года ГКУ "Пригородное лесничество" весь лесной участок площадью 2349,252 га отнесен к землям лесного фонда.
Доказательств того, что лесоустройство в 2001 году проведено в нарушение положений Лесного кодекса РСФСР 1997 года и Инструкции по проведению лесоустройства в лесном фонде России, в материалы дела не представлено, как и не представлено доказательств нарушения результатами лесоустройства, проведенного в 2001 году прав и законных интересов Исполнительного комитета.
Согласно ст. 63 Лесного кодекса Российской Федерации 1997 года перевод лесных земель в нелесные земли для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства, пользованием лесным фондом, и (или) изъятие земель лесного фонда осуществляются:
- в лесах первой группы - Правительством Российской Федерации по представлению органа государственной власти субъекта Российской Федерации, согласованному с федеральным органом управления лесным хозяйством;
- в лесах второй и третьей групп - органом государственной власти субъекта Российской Федерации по представлению соответствующего территориального органа федерального органа управления лесным хозяйством.
Порядок перевода лесных земель в нелесные земли для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства, пользованием лесным фондом, и (или) порядок изъятия земель лесного фонда устанавливаются Правительством Российской Федерации.
При этом указанные нормы не предусматривают возможности без соблюдения надлежащей правовой процедуры перевода земель лесного фонда в земли населенных пунктов в случае изменения городской черты.
В данном случае не представлены доказательства соблюдения надлежащей правовой процедуры перевода земель лесного фонда в земли населенных пунктов в связи с изменением городской черты постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 20.11.2000 г. N 781 "Об утверждении черты города Казани".
При таких обстоятельствах судом первой инстанции правомерно, в соответствии с ч. 3 ст. 201 АПК РФ, принято решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Кроме того, суд первой инстанции обоснованно признал, что заявителем пропущен трехмесячный срок на подачу заявления, установленный ч. 4 ст. 198 АПК РФ.
Согласно ч. 4 ст. 198 АПК РФ заявление о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Заявитель в качестве уважительной причины пропуска срока для подачи настоящего заявления указал на то, что о наличии материалов лесоустройства узнал только в судебном заседании 20.07.2012 г.
Между тем, как установлено судом первой инстанции, в материалах дела имеются решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 26.03.2012 г. по делу N А65-34299/2011, исковое заявление прокурора Приволжского района г. Казани и судебная повестка о рассмотрение дела, назначенного на 19.05.2011 г., согласно которым Исполнительный комитет является ответчиком. Следовательно, заявителю о наличии материалов лесоустройства 2001 года было известно уже в мае 2011 года.
Однако заявление об оспаривании результатов лесоустройства 2001 года подано заявителем в суд первой инстанции 22.10.2012 г. г., то есть после истечения трехмесячного срока, установленного ч. 4 ст. 198 АПК РФ.
Доказательств наличия уважительных причин пропуска указанного срока заявителем не представлено.
Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной, в постановлениях Президиума от 19.04.2006 N 16228/05, от 06.11.2007 г. N 8673/07, пропуск заявителем без уважительных причин срока, установленного ч. 4 ст. 198 АПК РФ, обстоятельство, которое является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленного требования.
Доводы, приведенные Исполнительным комитетом в апелляционной жалобе, основаны на ошибочном толковании закона и не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, и, соответственно, не влияют на законность принятого судом решения.
Таким образом, фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального и процессуального права не нарушены, в связи с чем суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены принятого судебного акта.
Руководствуясь ст. ст. 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 12.03.2013 г. по делу N А65-26894/2012 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.

Председательствующий
Н.Ю.МАРЧИК

Судьи
В.В.КУЗНЕЦОВ
С.Т.ХОЛОДНАЯ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)