Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 11.06.2013 ПО ДЕЛУ N А12-19012/2012

Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 июня 2013 г. по делу N А12-19012/2012


Резолютивная часть постановления объявлена 04 июня 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 июня 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Федоровой Т.Н.,
судей Афанасьева И.Н., Хайбулова А.А.,
в отсутствие:
истца - извещен надлежащим образом,
ответчика - извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Сибирско-Уральская Алюминиевая компания" в лице филиала "Волгоградский алюминиевый завод Сибирско-Уральской Алюминиевой компании"
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 16.10.2012 (судья Сотникова М.С.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.02.2013 (председательствующий судья Шалкин В.Б., судьи Антонова О.И., Дубровина О.А.)
по делу N А12-19012/2012
по исковому заявлению муниципального унитарного предприятия "Городской водоканал г. Волгограда" (ИНН 3446002106, ОГРН 1033400546156) к обществу с ограниченной ответственностью "Сибирско-Уральская Алюминиевая компания" в лице филиала "Волгоградский алюминиевый завод Сибирско-Уральской Алюминиевой компании" (ИНН 6612005052, ОГРН 1026600931180) о взыскании задолженности и процентов за пользование чужими денежными средствами,

установил:

муниципальное унитарное предприятие "Городской водоканал г. Волгограда" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с иском к открытому акционерному обществу "Сибирско-Уральская Алюминиевая компания" в лице филиала "Волгоградский алюминиевый завод Сибирско-Уральской Алюминиевой компании" (далее - ответчик, общество) о взыскании задолженности по договору на отпуск воды и прием сточных вод от 01.06.2009 N 002687 за сверхнормативный сброс загрязняющих веществ в размере 83 192,01 руб. и процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 1608,38 руб., а также судебные издержки в размере 28,50 руб.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 16.10.2012 исковые требования удовлетворены.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.02.2013 решение суда первой инстанции от 16.10.2012 оставлено без изменения.
Не согласившись с вынесенными судебными актами, общество обратилось с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований в части взыскания задолженности за сверхнормативный сброс загрязняющих веществ (марганец) в размере 7590,28 руб. и процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 146,75 руб., в остальной части иска просит отказать.
Заявитель кассационной жалобы считает, что расчет задолженности за сверхнормативный сброс загрязняющих веществ за первый квартал 2012 года неправомерен ввиду отсутствия между сторонами соглашения относительно даты принятия изменений в договоре.
Кроме того, указывает, что расчет платы за сверхнормативный сброс загрязняющих веществ должен быть основан на приложении N 4 к договору в прежней редакции и составлять: марганец - 6432,44 руб., СПАВ (анионогенные) - 0,00 руб., фториды - 0,00 руб., ХПК - 0,00 руб., а всего 6432,44 руб. + 18% НДС = 7590,28 руб.
Расчет процентов за пользование чужими денежными средствами составлять: 7590,28 руб. * 8% / 360 дней * 87 дней = 146,75 руб.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов исходя из следующего.
Из материалов дела видно, что 01.06.2009 между истцом (предприятие) и ответчиком (абонент) заключен договор N 002687 на отпуск воды и прием сточных вод (далее - договор), в соответствии с условиями которого истец обязался обеспечивать абонента питьевой (технической) водой в соответствии с имеющимися производственными мощностями предприятия; принимать от абонента сточные воды в соответствии с расчетом водохозяйственного баланса, техническими условиями; контролировать соблюдение абонентом нормативов водоотведения по составу сточных вод путем выполнения анализов проб сточных вод, отбираемых в контрольных канализационных колодцах в любое время без предварительного уведомления абонента, но не реже 1 раза в 3 месяца, а абонент обязался своевременно производить оплату истцу за полученную воду, сброшенные сточные воды и сброс загрязняющих веществ в систему канализации.
В соответствии с пунктом 4.1 договора за превышение нормативов сброса загрязняющих веществ (устанавливаются "условиями приема" на основе Постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.1995 N 1310 и постановления главы администрации Волгоградской области от 05.11.1996 N 606) в систему канализации с абонента взимается повышенная плата. Сумма платы определяется исходя из объема общего водоотведения и фактических концентраций загрязняющих веществ, количества превышений (кратности), определяемых путем выполнения анализов проб сточных вод.
В соответствии с постановлением администрации Волгоградской области от 05.11.1996 N 606 "Об утверждении порядка приема сточных вод и взимания с предприятий (организаций) платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов Волгоградской области" сумма платы за превышение лимита сброса сточных вод определяется повышением в 2-х кратном размере тарифа за каждый кубометр сбрасываемых сточных вод (пункт 4.3 договора).
Факт отбора проб удостоверяется актом, который подписывается представителями предприятия и абонента. В случае невыделения абонентом представителя или отказа от подписания акта отбора сточных вод проба считается действительной в одностороннем порядке до следующего отбора. При отборе представителем предприятия контрольной пробы абонент может одновременно, в присутствии представителя предприятия, отобрать параллельную пробу и провести ее анализ в аттестованной и (или) аккредитованной организации (лаборатории) за счет собственных средств (пункт 2.1.3).
25.01.2012 истцом, в присутствии представителя абонента - Гейдонас Т.А., проведен отбор проб сточной воды в контрольно канализационном колодце ответчика, что подтверждается актом от 25.01.2012 N 37.
По результатам отбора проведен количественный химический анализ сточной воды, в результате которого обнаружено превышение допустимых концентраций загрязняющих веществ по следующим показателям: марганец, СПАВ (анионогенные), фториды и ХПК, что подтверждается протоколом количественного химического анализа сточных вод от 06.02.2012 N 36, о результатах которого ответчик был уведомлен телефонограммой 13.02.2012.
В соответствии с расчетом от 10.04.2012 N 95 плата за сверхнормативный сброс загрязняющих веществ за период с 01.01.2012 по 31.03.2012 составила 83 192,01 руб., в связи с чем 17.04.2012 истцом в адрес ответчика направлен счет от 12.04.2012 N 3.12.04.12.0012 на оплату с требованием погасить образовавшуюся задолженность в 7-дневный срок.
Неисполнение ответчиком в установленные сроки обязанности по оплате за сверхнормативный сброс загрязняющих веществ послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя заявленные исковые требования, суды предыдущих инстанций правомерно исходили из следующего.
В соответствии со статьей 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
В соответствии со статьей 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Согласно статье 548 Гражданского кодекса Российской Федерации правила, предусмотренные статьями 539 - 547 Гражданского кодекса Российской Федерации, применяются к отношениям, связанным, в том числе, со снабжением через присоединенную сеть газом, водой и др., если иное не установлено законом.
Согласно пункту 11 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 N 167 (далее - Правила N 167) отпуск (получение) питьевой воды и прием (сброс) сточных вод осуществляются на основании договора энергоснабжения, относящегося к публичным договорам, заключаемого абонентом (заказчиком) с организацией водопроводно-канализационного хозяйства.
Правовая природа повышенной платы за сброшенные в сточные воды загрязняющие вещества является мерой экономического воздействия на хозяйствующий субъект за факт сброса им в систему канализации вредных загрязняющих веществ сверх нормативов, определенных в установленном порядке.
В соответствии с пунктом 65 Правил N 167 контроль за соблюдением абонентом нормативов водоотведения по составу сточных вод осуществляется организацией водопроводно-канализационного хозяйства путем выполнения анализов проб сточных вод абонента, отбираемых в контрольных канализационных колодцах.
В пункте 70 Правил N 167 установлено, что расчеты абонентов с организацией водопроводно-канализационного хозяйства за отпуск (получение) питьевой воды и прием (сброс) сточных вод и загрязняющих веществ в пределах и сверх установленных лимитов водопотребления и нормативов водоотведения и сброса загрязняющих веществ производятся в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 88 Правил N 167 абонент обязан осуществлять контроль за составом и свойствами сбрасываемых в систему канализации сточных вод, включая сточные воды субабонентов, и предоставлять организации водопроводно-канализационного хозяйства сведения о результатах такого контроля; соблюдать установленные ему условия и режимы водопотребления и сброса сточных вод и загрязняющих веществ, не допускать сброс веществ, указанных в пункте 63 Правил N 167; своевременно производить оплату организации водопроводно-канализационного хозяйства за сброшенные сточные воды и загрязняющие вещества.
Пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.1995 N 1310 "О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов" предусмотрено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации определяют порядок взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов с предприятий и организаций, отводящих сточные воды и загрязняющие вещества в системы канализации населенных пунктов, предусматривая меры экономического воздействия за ущерб, наносимый системам канализации и окружающей среде, в том числе за превышение нормативов сброса сточных вод и загрязняющих веществ.
Во исполнение вышеуказанного администрацией Волгоградской области принято постановление от 05.11.1996 N 606 "Об утверждении порядка приема сточных вод и взимания с предприятий (организаций) платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации пунктов Волгоградской области" (далее - Порядок).
Порядок регулирует механизм взимания платы организациями водопроводно-канализационного хозяйства за фактический прием (сброс) сточных вод и загрязняющих веществ абонентов в системы канализации населенных пунктов.
В соответствии с утвержденным Порядком фактический прием (сброс) сточных вод и загрязняющих веществ абонентов в системы канализации населенных пунктов включает в себя: услуги по приему сточных вод и загрязняющих веществ, соответствующих установленным нормативам водоотведения; прием загрязняющих веществ по льготным условиям приема, стимулирующим водоохранную деятельность абонентов; сверхнормативный сброс сточных вод и загрязняющих веществ (статья 1 Порядка).
При этом нормативами водоотведения по качеству являются допустимые сбросы загрязняющих веществ в сточных водах абонентов, устанавливаются исходя из условий приема загрязняющих веществ в сточных водах, отводимых абонентами в системы канализации населенных пунктов, утвержденных органами местного самоуправления (статья 2 Порядка).
Во исполнение постановления администрации Волгоградской области от 05.11.1996 N 606 "Об утверждении Порядка приема сточных вод и взимания с предприятий (организаций) платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов Волгоградской области" администрацией Волгограда принято постановление от 24.10.2011 N 3229 "Об утверждении условий приема загрязняющих веществ в сточных водах, отводимых абонентами в системы канализации Волгограда" (опубликовано 27.10.2011), которым признано утратившим силу постановление администрации Волгограда от 26.02.2002 N 141 "Об условиях приема загрязняющих веществ в сточных водах, отводимых абонентами в системы канализации Волгограда" и утверждены новые "Условия приема загрязняющих веществ в сточных водах, отводимых абонентами в системы канализации Волгограда".
Разделом 3 Условий, утвержденных постановлением администрации Волгограда от 24.10.2011 N 3229, установлен перечень и нормативы допустимых концентраций загрязняющих веществ, принимаемых в системы канализации Волгограда.
Размер платы за сверхнормативный сброс загрязняющих веществ произведен истцом исходя из условий пунктов 4.1, 4.3 договора, Постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.1995 N 1310, постановления главы администрации Волгоградской области от 05.11.1996 N 606, постановления администрации Волгограда от 24.10.2011 N 3229.
Довод заявителя кассационной жалобы о том, что на момент заключения спорного договора между сторонами было утверждено приложение N 4, которым были установлены перечень и нормативы допустимых концентраций, и на момент отбора проб не было заключено соответствующее дополнительное соглашение, изменяющее условия договора в части перечня и нормативов загрязняющих веществ, в связи с принятием новых локальных правовых актов, регулирующих спорные правоотношения, судебной коллегией не принимаются в силу следующего.
Подлежащие применению нормативы допустимых концентраций загрязняющих веществ в сточных водах, согласованные сторонами в приложении N 4 к договору, установленные постановлением администрации Волгограда от 26.02.2002 N 141 "Об утверждении условий приема загрязняющих веществ в сточных водах, отводимых абонентами в системы канализации Волгограда", утратили силу в связи с изданием постановления администрации Волгограда от 24.10.2011 N 3229, в связи с чем довод общества о том, что расчет должен быть основан на данных допустимых концентраций загрязняющих веществ, указанных в приложении N 4 к договору в прежней редакции, не правомерен.
Ответчик не воспользовался правом отбора параллельных проб сточных вод и проведения ее анализа в аттестованной (аккредитованной) организации на содержание допустимых концентраций загрязняющих веществ в силу положений пункта 2.1.3 договора. Обязанность по предоставлению организацией водопроводно-канализационного хозяйства сведений о фоновых концентрациях загрязняющих веществ при отпуске питьевой воды абоненту нормативными документами не предусмотрена. Надлежащих доказательств, опровергающих результаты анализов по фоновым концентрациям за январь 2012, ответчик не представил.
На основании изложенного судебная коллегия считает правильным вывод судов предыдущих инстанций о том, что требование истца о взыскании задолженности по договору на отпуск воды и прием сточных вод от 01.06.2009 N 002687 за сверхнормативный сброс загрязняющих веществ в размере 83 192,01 руб. является доказанным и подлежащим удовлетворению. При этом требование о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами подтверждается материалами дела и подлежит удовлетворению. Расчет процентов произведен в соответствии с условиями договора за период с 01.05.2012 по 27.07.2012, соразмерен долгу и составляет 1608,38 руб.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, аналогичны ранее приведенным доводам, надлежащая оценка которым дана судами первой и апелляционной инстанций.
Доводы заявителя кассационной жалобы о том, что судами первой и апелляционной инстанций дана ненадлежащая оценка представленным по делу доказательствам, а выводы суда, положенные в основу оспариваемых судебных актов, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нарушают действующие нормы права, не нашли своего подтверждения.
С учетом того, что нормы материального права, регулирующие спорные отношения, судами предыдущих инстанций применены правильно, процессуальных нарушений не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения принятых по делу судебных актов.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Волгоградской области от 16.10.2012 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.02.2013 по делу N А12-19012/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий судья
Т.Н.ФЕДОРОВА

Судьи
И.Н.АФАНАСЬЕВ
А.А.ХАЙБУЛОВ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)