Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРИНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 12.08.2013 ПО ДЕЛУ N А26-5147/2012

Разделы:
Приватизация земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12 августа 2013 г. по делу N А26-5147/2012


Резолютивная часть постановления объявлена 05 августа 2013 года
Постановление изготовлено в полном объеме 12 августа 2013 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Старовойтовой О.Р.
судей Баркановой Я.В., Сериковой И.А.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Колокольцевой О.С.
при участии:
от заявителя: Пеккоева Н.В. доверенность от 01.01.2013 г.
от заинтересованного лица: не явился, извещен
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-14824/2013) Закрытого акционерного общества "Карелиянефтепродукт" на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 15.05.2013 г. по делу N А26-5147/2012 (судья Левичева Е.И.), принятое
по заявлению Закрытого акционерного общества "Карелиянефтепродукт"
заинтересованное лицо: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Карелия
о признании незаконным отказа, в предоставлении в собственность земельного участка, оформленного письмом от 21.02.2012 г.

установил:

Закрытое акционерное общество "Карелиянефтепродукт", место нахождения: 185005, Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Володарского, д. 6, ОГРН 1021000509650 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о признании незаконным отказа Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Карелия, место нахождения: 185000, Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Анохина, д. 29а, ОГРН 1091001009285 (далее - Управление Росимущества), оформленного письмом от 21.02.2012 г., в предоставлении в собственность заявителя за плату земельного участка общей площадью 20 153,28 кв. м с кадастровым номером 10:14:0060201:5, расположенного по адресу: Республика Карелия, Олонецкий р-н, юго-восточная часть кадастрового квартала 10:14:060201, а также об обязании Управления Росимущества принять решение о предоставлении Обществу в собственность названного земельного участка по цене, определенной в размере 2,5% его кадастровой стоимости.
Решением от 11.07.2012 г., оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 10.10.2012 г., в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 29.01.2013 г. решение Арбитражного суда Республики Карелия от 11.07.2012 г. и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.10.2012 г. по делу N А26-5147/2012 отменены; дело передано на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Карелия.
Решением суда от 15.05.2013 г. в удовлетворении заявления отказано.
На решение суда подана апелляционная жалоба, в которой Общество просит решение от 15.05.2013 г. отменить, заявление Общества удовлетворить, не соглашаясь с выводом суда первой инстанции о необоснованности размера испрашиваемого Обществом земельного участка ввиду предоставления правоустанавливающих документов только на два объекта недвижимости площадью 62 кв. м и 49,2 кв. м.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы апелляционной жалобы.
Извещенное надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства Управление Росимущества своего представителя в судебное заседание не направило, поэтому апелляционная жалоба рассмотрена в его отсутствие.
В письменном отзыве на апелляционную жалобу Управление Росимущества просит решение от 15.05.2013 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Общества - без удовлетворения.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в апелляционном порядке.
На основании материалов дела судом установлены следующие обстоятельства.
Комплекс АЗС N 2 с оборудованием, расположенный в деревне Верховье Олонецкого района в Республике Карелия, построенный в 1993 году, внесен в уставный капитал Общества его учредителем в 1998 году. Ранее комплекс АЗС N 2 находился в федеральной собственности и перешел в частную собственность в результате приватизации в 1993 году государственного предприятия по обеспечению нефтепродуктами "Карелнефтепродукт" (план приватизации на л.д. 25 - 43 в т. 1).
Общество зарегистрировало право собственности на здание АЗС N 2 площадью 62 кв. м и здание склада площадью 49,2 кв. м, расположенные по указанному адресу.
Постановлением главы администрации местного самоуправления Олонецкого района (далее - администрация района) от 18.08.2000 г. N 393 Обществу предоставлен в аренду на 5 лет земельный участок площадью 20 000 кв. м для размещения и обслуживания АЗС N 2. На основания данного постановления администрация района и Общество 14.09.2000 г. заключили договор аренды земельного участка указанной площади с кадастровым номером 10:14:071501:001.
В последующем в связи с образованием на территории Республики Карелия Территориального управления Министерства имущественных отношений Российской Федерации по Республике Карелия, правопреемником которого является Управление Росимущества, с Обществом был заключен новый договор от 21.10.2004 N 120 аренды земельного участка площадью 20 153 кв. м с кадастровым номером 10:14:0060201:5, находящегося в федеральной собственности, относящегося к категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения, имеющего вид разрешенного использования "для обслуживания автозаправочной станции", на срок по 24.05.2053 г.
Общество 24.11.2010 г. обратилось в Управление Росимущества с заявлением о предоставлении ему в собственность за плату в порядке статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации арендуемого земельного участка, на котором расположен принадлежащий заявителю комплекс АЗС N 2.
Управление Росимущества в письме от 02.12.2010 г. N 03/7228 указало Обществу на необходимость представить выписку из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП) на здание склада, справки из государственного унитарного предприятия Республики Карелия "Недвижимость" (далее - ГУП РК "Недвижимость"), подтверждающие, что здание АЗС N 2 и здание склада расположены на испрашиваемом земельном участке и что на нем нет объектов недвижимости, принадлежащих другим лицам. Кроме того, Управление Росимущества сообщило, что может принимать решения о предоставлении земельных участков, являющихся федеральной собственностью, гражданам и юридическим лицам только по поручению Федерального агентства по управлению государственным имуществом (далее - Росимущество).
Общество письмом от 16.08.2011 г. N 10-01/16182 направило в Управление Росимущества испрашиваемые справки из ГУП РК "Недвижимость", выписку из ЕГРП о праве собственности на здание склада, технические паспорта на объекты. Управление Росимущества направило пакет документов Общества в Росимущество.
Росимущество в письме от 16.02.2012 г. N ПП-10/3856 сообщило Управлению Росимущества о том, что испрашиваемый земельный участок не может быть предоставлен в собственность Общества, поскольку он относится к землям транспорта и в силу статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации ограничен в обороте.
Управление Росимущества в письме от 21.02.2012 г. N 03/872 отказало Обществу в приватизации земельного участка, сославшись на мотивы, приведенные в письме Росимущества от 16.02.2012 г.
Общество обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд, считая, что Управление Росимущества незаконно отказало ему в приватизации спорного земельного участка.
Суд первой инстанции, проанализировав указанные Управлением Росимущества основания для отказа, исследовав представленные в дело доказательства, пришел к выводу о несоответствии отказа нормам земельного законодательства, поскольку Общество не является организацией транспорта, спорный земельный участок не испрашивается для нужд организаций транспорта, не находится в полосе отвода автомобильной дороги "Кола", отсутствует законодательная необходимость получения поручения Росимущества для принятия решения о предоставлении земельного участка, вместе с тем усмотрел иное основание, препятствующее принятию решения о выкупе, указав, что испрашивая для предоставления в собственность земельный участок площадью 20153 кв. м, Общество представило в Управление правоустанавливающие документы только на объекты недвижимости площадью 62 кв. м и 49,2 кв. м, других документов заявителем не представлено, в настоящее время производится изготовление технического паспорта на комплекс АЗС; суд считает, что оспариваемый отказ не нарушает прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а, следовательно, заявление Общества является неправомерным, в его удовлетворении следует отказать.
Апелляционный суд не соглашается с данным выводом суда первой инстанции в силу следующего.
Согласно пункту 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений и сооружений в порядке и на условиях, которые установлены данным Кодексом и федеральными законами.
Согласно пункту 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации для приобретения прав на земельный участок граждане и юридические лица обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта.
Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя предоставление дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем. Перечень документов, прикладываемых к заявлению о приобретении земельного участка в собственность, на момент обращения Общества с заявлением был утвержден Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 30.10.2007 г. N 370.
Материалами дела подтверждено, что заявитель, имеющий как собственник недвижимого имущества право на выкуп спорного земельного участка, выполняя требования пункта 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, предоставил Управлению Росимущества пакет документов, предусмотренных Перечнем документов, прикладываемых к заявлению о приобретении земельного участка в собственность, утвержденным приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 30.10.2007 г. N 370.
Каких-либо замечаний к представленным заявителем документам по их содержанию и оформлению со стороны Управления Росимущества не возникло.
Площадь испрашиваемого земельного участка определяется в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства и с учетом фактического землепользования (пункт 7 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации).
Исследовав имеющиеся в деле доказательства, апелляционный суд установил, что на спорном земельном участке кроме зданий АЗС N 2 и склада отсутствуют иные объекты недвижимости, не принадлежащие Обществу, что подтверждается справкой ГУП РК "Недвижимость" от 02.08.2010 г. N 25121 (л.д. 158 том 1, л.д. 131 том 2).
Фактическое землепользование Общества участком испрашиваемой площади и местоположения подтверждается договорами аренды в отношении этого участка, предоставленного именно для размещения (обслуживания) автозаправочной станции.
При этом спорный земельный участок в целях предоставления для размещения АЗС был сформирован в установленном порядке с соблюдением всех необходимых нормативных требований по заявлению Министерства госсобственности Республики Карелия (л.д. 70 - 85 том 2). Необходимая для размещения имущественного комплекса АЗС площадь земельного участка 2, 2 га была подтверждена еще на момент ее строительства Планом приватизации ГП "Карелнефтепродукт" (л.д. 25 - 43 том 1).
По результатам проведенной Управлением Росимущества проверки использования земельного участка с кадастровым номером 10:14:0060201:5 сделан вывод об использовании этого земельного участка общей площадью 20153,28 кв. м по назначению под имущественный комплекс автозаправочной станции, принадлежащей ЗАО "Карелиянефтепродукт", неиспользуемых площадей не выявлено, что подтверждается актом проверки от 28.10.2011 г. (л.д. 118 - 119 том 1).
При таких обстоятельствах у Управления Росимущества отсутствовали основания для отказа в приватизации испрашиваемого земельного участка.
С учетом изложенного апелляционный суд находит заявление Общества подлежащим удовлетворению в соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 15 мая 2013 года по делу N А26-5147/2012 отменить.
Признать незаконным отказ Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Карелия в предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 10:14:0060201:5, расположенного по адресу: Республика Карелия, Олонецкий район, юго-восточная часть кадастрового квартала 10:14:06 02 01, оформленный письмом от 21.02.2012 г. N 03/872.
Обязать Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Карелия принять решение о предоставлении в собственность ЗАО "Карелиянефтепродукт" земельного участка с кадастровым номером 10:14:0060201:5, расположенного по адресу: Республика Карелия, Олонецкий район, юго-восточная часть кадастрового квартала 10:14:06 02 01 по цене, определенной в установленном порядке на день подачи заявки.
Взыскать с Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Карелия в пользу Закрытого акционерного общества "Карелиянефтепродукт" (место нахождения: 185005, Карелия Респ., Петрозаводск г., Володарского ул., 6, ОГРН: 1021000509650) 2000 руб. расходов по госпошлине по заявлению, 2 000 руб. расходов по госпошлине по апелляционным жалобам и 1 000 руб. расходов по госпошлине по кассационной жалобе.

Председательствующий
О.Р.СТАРОВОЙТОВА

Судьи
Я.В.БАРКАНОВА
И.А.СЕРИКОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)