Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья: Гребенщикова С.В.
Докладчик: Быкова И.В.
Судебная коллегия по гражданским делам Новосибирского областного суда в составе:
председательствующего Хоменко С.Б.,
судей Быковой И.В., Батеневой Н.А.,
при секретаре Ш.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Новосибирске 21 ноября 2013 года гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Т. - М.А. на решение Ленинского районного суда г. Новосибирска от 19 сентября 2013 г., которым в удовлетворении исковых требований Т. к мэрии г. Новосибирска о предоставлении земельного участка - отказано.
Заслушав доклад судьи Новосибирского областного суда Быковой И.В., объяснения Т., представителя М.А., представителя мэрии г. Новосибирска М.Д., судебная коллегия
установила:
Т. обратился в суд с иском к мэрии г. Новосибирска о предоставлении земельного участка.
В обоснование заявленных требований указал, что он является ветераном боевых действий, проживает и зарегистрирован в <адрес>.
По мнению истца, в соответствии с пп. "г" п. 1 ст. 15 ФЗ "О ветеранах", ст. 28, 29 Земельного кодекса РФ, он имеет право на получение земельного участка в собственность бесплатно для ведения личного подсобного хозяйства. Однако, ответчиком отказано истцу в предоставлении земельного участка в связи с тем, что земельный участок не сформирован.
Полагает данный отказ незаконным, поскольку у ответчика имеется реальная возможность предоставить земельный участок в связи с наличием свободного земельного участка на территории кадастрового квартала N 54:35:061795, предназначенный для застройки индивидуальными и малоэтажными жилыми домами.
Уточнив исковые требования просит, обязать мэрию г. Новосибирска передать Т. бесплатно в собственность земельный участок для индивидуального жилищного строительства площадью <данные изъяты> кв. м, расположенный между земельными участками N и N по адресу: <адрес>, утвердив границы земельного участка в точках 1, 2, 3, 4, 5, 6. Обязанность по регистрации участка и действий, связанных с разграничением, а также получения кадастрового номера участка и получения свидетельства о праве собственности возложить на истца; взыскать с мэрии г. Новосибирска в пользу Т. расходы, связанные с оплатой услуг представителя в размере <данные изъяты> руб.
Судом принято вышеуказанное решение, с которым не согласен представитель Т. - М.А., просит решение отменить, принять новое.
В обоснование доводов жалобы со ссылкой на ч. 3 ст. 15.1 Закона Новосибирской области от 14.04.2003 г. N 108-ОЗ "Об использовании земель на территории Новосибирской области", указывает, что смысл формирования очереди состоит в том, что как правило, у органа местного самоуправления, отсутствуют свободные земельные участки, однако в данном случае у ответчика имеется реальная возможность предоставить земельный участок, в связи с наличием свободного земельного участка между земельными участками N и N по адресу: <адрес>.
Считает, что отказ в иске по мотиву порядка очередности нарушает права истца, имеющего особый правовой статус и создает ему препятствия в пользовании услугами системы государственной социальной защиты.
Со ссылкой на п. 12 ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" утверждает, что истец имеет право на предоставление земельного участка в первоочередном порядке.
Указывает, что ведение учета и очередность предоставления лицам, имеющим льготы на однократное бесплатное предоставление земельного участка, действующим законодательством РФ не предусмотрены.
Исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия оснований для ее удовлетворения и отмены постановленного судом решения не находит.
Материалами дела установлено, что Т. пользуется льготами в соответствии с п. 1 ст. 16 ФЗ "О ветеранах", следовательно, имеет право на однократное предоставление земельного участка бесплатно в собственность. Истец обратился в мэрию г. Новосибирска, администрацию Ленинского района г. Новосибирска с заявлением о предоставлении ему в собственность земельного участка для строительства индивидуального жилого дома.
Согласно письму Департамента строительства и архитектуры мэрии г. Новосибирска от ДД.ММ.ГГГГ N истцу, на его обращение, разъяснено, что он включен в список на получение земельного участка, а также то, что земельный участок может ему быть предоставлен исходя из даты включения в список на получение земельного участка индивидуальное жилищное строительство и состоит в списке под номером 11485.
Постанавливая обжалуемое решение, суд пришел к выводу, что истец не обладает правом на внеочередное предоставление земельного участка под индивидуальное жилищное строительство.
Судебная коллегия в целом соглашается с постановленным судебным решением, так как по существу является правильным.
Согласно ч. 2 ст. 28 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных Земельным кодексом, федеральными законами и законами субъектов РФ.
В силу ст. 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со ст. ст. 9, 10 и 11 Земельного кодекса РФ.
Статьей 30 ЗК РФ определен порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и предусмотрено, что предоставление земельных участков для строительства осуществляется с проведением работ по их формированию без предварительного согласования мест размещения объектов и с предварительным согласованием мест размещения объектов.
В случаях, когда земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются для жилищного строительства, положения статьи 30 Земельного кодекса РФ применяются с учетом особенностей, предусмотренных статьей 30.1 Земельного кодекса РФ.
Согласно п. 2 ст. 30.1 ЗК РФ продажа земельных участков для жилищного строительства или продажа права на заключение договоров аренды земельных участков для жилищного строительства осуществляется на аукционах, за исключением случаев, установленных подпунктами 5 и 5.1 пункта 1 статьи 24, пунктом 2.1 статьи 30 и пунктом 27 статьи 38.1 Земельного кодекса РФ.
В соответствии с п. 3 ст. 30.1 ЗК РФ предоставление земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства может осуществляться на основании заявления гражданина.
До вступления в действие Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, которым внесены изменения в Федеральный закон от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах", подпункт 7 пункта 1 статьи 16 Федерального закона "О ветеранах" предусматривал такую меру социальной защиты ветеранов боевых действий как бесплатное получение земельных участков в размерах, определяемых законодательством, для жилищного строительства, ведения садово-огородного хозяйства.
Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ из числа мер социальной поддержки ветеранов боевых действий (статья 16 Федерального закона "О ветеранах") такая мера социальной поддержки как бесплатное получение земельных участков в размерах, определяемых законодательством, для жилищного строительства, ведения садово-огородного хозяйства исключена.
Федеральный закон "О ветеранах" в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ не содержит меры социальной поддержки ветеранов боевых действий в виде бесплатного предоставления земельных участков для жилищного строительства.
Земельный кодекс РФ не предусматривает бесплатного предоставления земельных участков ветеранам боевых действий.
Согласно подп. "г" п. 1 ст. 15 Закона Новосибирской области от 14.04.2003 года N 108-03 "Об использовании земель на территории Новосибирской области", бесплатное однократное предоставление в собственность граждан и юридических лиц земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в случаях, если предоставление земельных участков для индивидуального жилищного строительства, садоводства, дачного строительства, огородничества или ведения личного подсобного хозяйства осуществляется ветеранам боевых действий.
В силу пункта 5 статьи 15.1 Закона Новосибирской области "Об использовании земель на территории Новосибирской области", бесплатное предоставление в собственность граждан земельных участков находящихся в муниципальной собственности, и земельных участков, государственная собственность которых не разграничена, в случаях, установленных Земельным кодексом российской Федерации, иными федеральными законами, статьей 15 настоящего Закона, осуществляется органами местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Принимая во внимание, что законом субъекта федерации предусмотрено только предоставление земельных участков ветеранам боевых действий в порядке очередности постановки на учет, доводы апеллянта об обратном являются несостоятельными, основаны на неправильном толковании материального права и не могут служить основанием к отмене судебного решения.
Довод апеллянта о том, что им предъявлено требование о предоставлении земельного участка местоположением между земельными участками с кадастровыми номерами N и N, несформированного, не является основанием к отмене судебного решения, так как доказательство того, что данный участок никем не занят и не нарушает права третьих лиц в деле нет. Кроме того, судебная коллегия обращает внимание на то, что предоставлению земельного участка предшествует его формирование органом местного самоуправления по заявлению гражданина.
Довод о том, что истец имеет право на предоставление земельного участка по Закону "О статусе военнослужащих", не был предметом рассмотрения суда первой инстанции, так как не озвучивался в качестве основания требования истцом, а потому не может быть принят к рассмотрению судебной коллегией.
Ссылок на иные обстоятельства, которые указывают на незаконность вынесенного судебного постановления либо опровергают их выводы, в апелляционной жалобе не содержится, а потому оснований к отмене судебного решения по доводам апелляционной жалобы не усматривается
Руководствуясь ст. ст. 328 - 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Ленинского районного суда г. Новосибирска от 19 сентября 2013 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Т. - М.А. без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ НОВОСИБИРСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 21.11.2013 ПО ДЕЛУ N 33-9218/2013Г.
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
НОВОСИБИРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 21 ноября 2013 г. по делу N 33-9218/2013г.
Судья: Гребенщикова С.В.
Докладчик: Быкова И.В.
Судебная коллегия по гражданским делам Новосибирского областного суда в составе:
председательствующего Хоменко С.Б.,
судей Быковой И.В., Батеневой Н.А.,
при секретаре Ш.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Новосибирске 21 ноября 2013 года гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Т. - М.А. на решение Ленинского районного суда г. Новосибирска от 19 сентября 2013 г., которым в удовлетворении исковых требований Т. к мэрии г. Новосибирска о предоставлении земельного участка - отказано.
Заслушав доклад судьи Новосибирского областного суда Быковой И.В., объяснения Т., представителя М.А., представителя мэрии г. Новосибирска М.Д., судебная коллегия
установила:
Т. обратился в суд с иском к мэрии г. Новосибирска о предоставлении земельного участка.
В обоснование заявленных требований указал, что он является ветераном боевых действий, проживает и зарегистрирован в <адрес>.
По мнению истца, в соответствии с пп. "г" п. 1 ст. 15 ФЗ "О ветеранах", ст. 28, 29 Земельного кодекса РФ, он имеет право на получение земельного участка в собственность бесплатно для ведения личного подсобного хозяйства. Однако, ответчиком отказано истцу в предоставлении земельного участка в связи с тем, что земельный участок не сформирован.
Полагает данный отказ незаконным, поскольку у ответчика имеется реальная возможность предоставить земельный участок в связи с наличием свободного земельного участка на территории кадастрового квартала N 54:35:061795, предназначенный для застройки индивидуальными и малоэтажными жилыми домами.
Уточнив исковые требования просит, обязать мэрию г. Новосибирска передать Т. бесплатно в собственность земельный участок для индивидуального жилищного строительства площадью <данные изъяты> кв. м, расположенный между земельными участками N и N по адресу: <адрес>, утвердив границы земельного участка в точках 1, 2, 3, 4, 5, 6. Обязанность по регистрации участка и действий, связанных с разграничением, а также получения кадастрового номера участка и получения свидетельства о праве собственности возложить на истца; взыскать с мэрии г. Новосибирска в пользу Т. расходы, связанные с оплатой услуг представителя в размере <данные изъяты> руб.
Судом принято вышеуказанное решение, с которым не согласен представитель Т. - М.А., просит решение отменить, принять новое.
В обоснование доводов жалобы со ссылкой на ч. 3 ст. 15.1 Закона Новосибирской области от 14.04.2003 г. N 108-ОЗ "Об использовании земель на территории Новосибирской области", указывает, что смысл формирования очереди состоит в том, что как правило, у органа местного самоуправления, отсутствуют свободные земельные участки, однако в данном случае у ответчика имеется реальная возможность предоставить земельный участок, в связи с наличием свободного земельного участка между земельными участками N и N по адресу: <адрес>.
Считает, что отказ в иске по мотиву порядка очередности нарушает права истца, имеющего особый правовой статус и создает ему препятствия в пользовании услугами системы государственной социальной защиты.
Со ссылкой на п. 12 ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" утверждает, что истец имеет право на предоставление земельного участка в первоочередном порядке.
Указывает, что ведение учета и очередность предоставления лицам, имеющим льготы на однократное бесплатное предоставление земельного участка, действующим законодательством РФ не предусмотрены.
Исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия оснований для ее удовлетворения и отмены постановленного судом решения не находит.
Материалами дела установлено, что Т. пользуется льготами в соответствии с п. 1 ст. 16 ФЗ "О ветеранах", следовательно, имеет право на однократное предоставление земельного участка бесплатно в собственность. Истец обратился в мэрию г. Новосибирска, администрацию Ленинского района г. Новосибирска с заявлением о предоставлении ему в собственность земельного участка для строительства индивидуального жилого дома.
Согласно письму Департамента строительства и архитектуры мэрии г. Новосибирска от ДД.ММ.ГГГГ N истцу, на его обращение, разъяснено, что он включен в список на получение земельного участка, а также то, что земельный участок может ему быть предоставлен исходя из даты включения в список на получение земельного участка индивидуальное жилищное строительство и состоит в списке под номером 11485.
Постанавливая обжалуемое решение, суд пришел к выводу, что истец не обладает правом на внеочередное предоставление земельного участка под индивидуальное жилищное строительство.
Судебная коллегия в целом соглашается с постановленным судебным решением, так как по существу является правильным.
Согласно ч. 2 ст. 28 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных Земельным кодексом, федеральными законами и законами субъектов РФ.
В силу ст. 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со ст. ст. 9, 10 и 11 Земельного кодекса РФ.
Статьей 30 ЗК РФ определен порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и предусмотрено, что предоставление земельных участков для строительства осуществляется с проведением работ по их формированию без предварительного согласования мест размещения объектов и с предварительным согласованием мест размещения объектов.
В случаях, когда земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются для жилищного строительства, положения статьи 30 Земельного кодекса РФ применяются с учетом особенностей, предусмотренных статьей 30.1 Земельного кодекса РФ.
Согласно п. 2 ст. 30.1 ЗК РФ продажа земельных участков для жилищного строительства или продажа права на заключение договоров аренды земельных участков для жилищного строительства осуществляется на аукционах, за исключением случаев, установленных подпунктами 5 и 5.1 пункта 1 статьи 24, пунктом 2.1 статьи 30 и пунктом 27 статьи 38.1 Земельного кодекса РФ.
В соответствии с п. 3 ст. 30.1 ЗК РФ предоставление земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства может осуществляться на основании заявления гражданина.
До вступления в действие Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, которым внесены изменения в Федеральный закон от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах", подпункт 7 пункта 1 статьи 16 Федерального закона "О ветеранах" предусматривал такую меру социальной защиты ветеранов боевых действий как бесплатное получение земельных участков в размерах, определяемых законодательством, для жилищного строительства, ведения садово-огородного хозяйства.
Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ из числа мер социальной поддержки ветеранов боевых действий (статья 16 Федерального закона "О ветеранах") такая мера социальной поддержки как бесплатное получение земельных участков в размерах, определяемых законодательством, для жилищного строительства, ведения садово-огородного хозяйства исключена.
Федеральный закон "О ветеранах" в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ не содержит меры социальной поддержки ветеранов боевых действий в виде бесплатного предоставления земельных участков для жилищного строительства.
Земельный кодекс РФ не предусматривает бесплатного предоставления земельных участков ветеранам боевых действий.
Согласно подп. "г" п. 1 ст. 15 Закона Новосибирской области от 14.04.2003 года N 108-03 "Об использовании земель на территории Новосибирской области", бесплатное однократное предоставление в собственность граждан и юридических лиц земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в случаях, если предоставление земельных участков для индивидуального жилищного строительства, садоводства, дачного строительства, огородничества или ведения личного подсобного хозяйства осуществляется ветеранам боевых действий.
В силу пункта 5 статьи 15.1 Закона Новосибирской области "Об использовании земель на территории Новосибирской области", бесплатное предоставление в собственность граждан земельных участков находящихся в муниципальной собственности, и земельных участков, государственная собственность которых не разграничена, в случаях, установленных Земельным кодексом российской Федерации, иными федеральными законами, статьей 15 настоящего Закона, осуществляется органами местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Принимая во внимание, что законом субъекта федерации предусмотрено только предоставление земельных участков ветеранам боевых действий в порядке очередности постановки на учет, доводы апеллянта об обратном являются несостоятельными, основаны на неправильном толковании материального права и не могут служить основанием к отмене судебного решения.
Довод апеллянта о том, что им предъявлено требование о предоставлении земельного участка местоположением между земельными участками с кадастровыми номерами N и N, несформированного, не является основанием к отмене судебного решения, так как доказательство того, что данный участок никем не занят и не нарушает права третьих лиц в деле нет. Кроме того, судебная коллегия обращает внимание на то, что предоставлению земельного участка предшествует его формирование органом местного самоуправления по заявлению гражданина.
Довод о том, что истец имеет право на предоставление земельного участка по Закону "О статусе военнослужащих", не был предметом рассмотрения суда первой инстанции, так как не озвучивался в качестве основания требования истцом, а потому не может быть принят к рассмотрению судебной коллегией.
Ссылок на иные обстоятельства, которые указывают на незаконность вынесенного судебного постановления либо опровергают их выводы, в апелляционной жалобе не содержится, а потому оснований к отмене судебного решения по доводам апелляционной жалобы не усматривается
Руководствуясь ст. ст. 328 - 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Ленинского районного суда г. Новосибирска от 19 сентября 2013 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Т. - М.А. без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)