Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья: Андреева А.А.
Докладчик Корытникова Г.А.
Судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного суда в составе:
Председательствующего: Корытниковой Г.А.,
судей: Пастухова С.А., Евтифеевой О.Э.,
при секретаре С..
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Корытниковой Г.А.,
гражданское дело по апелляционной жалобе Комитета по управлению муниципальным имуществом Таштагольского муниципального района в лице председателя К.Н.
на решение Таштагольского городского суда Кемеровской области от 10 мая 2012 года
по заявлению У. о признании незаконным бездействия Комитета по управлению муниципальным имуществом Таштагольского района,
установила:
У. обратился с заявлением о признании незаконным бездействия Комитета по управлению муниципальным имуществом Таштагольского района и обязывании принять решение о предоставлении в собственность земельного участка, выдачи проекта договора купли-продажи земельного участка.
Требования мотивированы тем, что дата он обратился в Администрацию Таштагольского района с заявлением о предоставлении ему на праве собственности земельного участка площадью 109 кв. м, кадастровый номер 42:34:0106002:39, расположенный по адресу: приложив комплект документов согласно описи: копия кадастрового паспорта на земельный участок, договор аренды земельного участка, свидетельство о гос. регистрации права на объект недвижимости - магазин.
Письмом N от дата Комитет по управлению муниципальным имуществом Таштагольского района сообщил о предоставлении дополнительных документов. дата им были предоставлены требуемые документы: копия паспорта У., выписка из ЕГРП о правах на здание, строение, сооружение, находящееся на приобретаемом участке и уведомление об отсутствии в ЕГРП запрашиваемых сведений о зарегистрированных правах на указанный земельный участок.
Однако, представитель Комитета категорически отказалась принять документы. Он отправил пакет документов с сопроводительным письмом, что подтверждается штампом в получении данного письма от дата заказным письмом. Однако, до настоящего времени о результатах рассмотрения заявления он не уведомлен.
Считает, что бездействия Комитета не соответствуют ст. 29, п. 6 ст. 36 Земельного кодекса РФ и нарушают его права и законные интересы. Ему, как физическому лицу принадлежит на праве собственности объект недвижимости - магазин "Лайм", назначение: нежилое, 1-этажное (подземных этажей - 0), общая площадь инвентарный адрес объекта:, кадастровый номер: 42:2:34:00:10:33:0:0:0:0, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним дата сделана запись регистрации. Следовательно, он, как собственник объекта недвижимости, расположенного на земельном участке площадью 109 кв. м с кадастровым номером 42:34:0106002:39, обладает исключительным правом на приватизацию указанного земельного участка. При подаче заявления им были выполнены требования п. 5 ст. 36 ЗК РФ, он представил в Комитет полный пакет документов, предусмотренный Перечнем документов, а Комитет в нарушение требования ст. 36 Земельного Кодекса РФ не решил по существу вопрос о предоставлении ему спорного земельного участка в собственность, тогда как обязан был в месячный срок со дня поступления всех документов принять решение по его заявлению, тем самым допустив своим бездействием нарушение его прав и законных интересов.
Просил суд признать незаконным бездействие Комитета по управлению муниципальным имуществом Таштагольского района, выразившееся в непринятии в установленный статьей 36 Земельного кодекса РФ срок решения о предоставлении в собственность за плату земельного участка площадью 109 кв. м с кадастровым номером 42:34:0106002:39, расположенного по адресу:, и направить в его адрес проект договора купли-продажи названного участка; обязать Комитет по управлению муниципальным имуществом Таштагольского муниципального района принять решение о предоставлении ему в собственность данный земельный участок площадью 109 кв. м с кадастровым номером 42:34:0106002:39, расположенного по адресу:
Требования У. были уточнены, поскольку Комитет направил в его адрес письменный отказ о предоставлении ему в собственность земельного участка площадью 109 кв. м с кадастровым номером 42:34:0106002:39, расположенного по адресу:. Заявитель У. просил суд признать незаконным решение Комитета по управлению муниципальным имуществом Таштагольского района об отказе в предоставлении в собственность земельного участка площадью 109 кв. м с кадастровым номером 42:34:0106002:39, расположенного по адресу:; обязать Комитет по управлению муниципальным имуществом Таштагольского муниципального района принять решение о предоставлении ему в собственность данный земельный участок площадью 109 кв. м с кадастровым номером 42:34:0106002:39, расположенного по адресу: подготовить договор купли-продажи земельного участка и направить его ему для подписания.
В судебном заседании У. и его представители Ш., К.С. свои требования поддержали полностью,
Представитель Комитета по управлению муниципальным имуществом Таштагольского муниципального района П., действующая по доверенности, требования У. не признала.
Решением Таштагольского городского суда Кемеровской области от 10 мая 2012 года постановлено:
Признать незаконным решение Комитета по управлению муниципальным имуществом об отказе У. в предоставлении в собственность земельного участка площадью 109 кв. м с кадастровым номером 42:34:0106002:39, расположенного по адресу:, район N.
Обязать Комитет по управлению муниципальным имуществом Таштагольского муниципального района принять решение о предоставлении У. в собственность земельного участка площадью 109 кв. м с кадастровым номером расположенного по адресу:, район N, подготовить договор купли-продажи земельного участка и направить его ему для подписания.
В апелляционной жалобе Комитет по управлению муниципальным имуществом Таштагольского муниципального района в лице председателя К.Н. указывает, что с данным решением Комитет не согласен по следующим основаниям:
- Во-первых, испрашиваемый земельный участок относится к землям общего пользования, на котором ранее был расположен тротуар (пешеходная дорожка), что подтверждается копией экспликации зданий и сооружений (N 76-444/2-2,2а) - приложение N 1.
Более того, отмечает апеллянт, как видно из экспликации зданий и сооружений (N 158-22/1-20) на данном земельном участке располагался газон с насаждением высокорастущих деревьев - приложение N 2., который в силу закона является территорией общего пользования, так как данной территорией пользуется неограниченный круг лиц.
- Во-вторых, испрашиваемый земельный участок, расположенный под магазином, ранее предоставляемый на праве аренды, включает в себя асфальтобетонный проезд, который обеспечивает доступ к смежным дворовым территориям, что согласно п. 12 ст. 85 Земельного Кодекса РФ и п. 8 ст. 28 Федерального закона от 21.12.2001 года N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" не подлежит приватизации - согласно Выкопировки с топографической съемки Кемеровской области - приложение N 3
- В-третьих, согласно нормам Градостроительного Кодекса РФ (п. 11 ст. 1) данный земельный участок расположен в границах красной линии, так как вышеуказанный участок вплотную граничит с автомобильной дорогой и автобусной остановкой, о чем свидетельствует выкопировка с топографической съемки - приложение N 3. В соответствии с нормами "СНиП 2.05.02-85 Автомобильные дороги" ширину остановочных и посадочных площадок и павильонов для пассажиров следует предусматривать в местах автобусных остановках и ширину последних следует принимать ширине основных полос проезжей части, в данном случае; автобусная остановка встроена в магазин и расположена вплотную к автомобильной дороге.
Более того, Комитетом был направлен запрос в тепловодоснабжающую организацию ООО "Тепловодоснаб" о предоставлении сведений об имеющихся подземных коммуникациях, расположенных под испрашиваемым земельным участком, на который Комитет получил ответ о том, что рядом с земельным участком, расположенным под магазином "Лайм" проходит самотечный канализационный коллектор и в случае выполнения капитального ремонта или в случае ликвидации аварии на данном участке, возникнут проблемы по выполнению ремонтных работ.
Согласно землеустроительного дела от дата N произведен отвод земельного участка, расположенного по адресу: магазин "Лайм", площадью 109 кв. м, границы земельного участка проходят по углам фундамента магазина согласно акта установления и согласования границ земельного участка, чертежа согласования границ участка - испрашиваемый земельный участок, на котором расположен принадлежащий У. магазин "Лайм", относится к землям общего пользования.
На основании вышеизложенного, апеллянт полагает, что к землям общего пользования могут быть отнесены не подлежащие приватизации земли, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, которым беспрепятственно пользуется неопределенный круг лиц.
Считает, что решение Комитета об отказе в предоставлении в собственность земельного участка У. соответствует действующему законодательству и не нарушает прав и законных интересов заявителя.
Просит решение Таштагольского городского суда 10.05.2012 г. (в окончательной форме изготовлено 15.05.2012 года) по гражданскому делу N 2-452/12 отменить и принять новое решение.
На апелляционную жалобу принесены возражения У. (л.д. 143-146)
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы Комитета по управлению муниципальным имуществом Таштагольского муниципального района в лице председателя К.Н., возражения У., заслушав объяснения последнего и его представителей К.С. и Ш., полагавших, что решение суда законно, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, в соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ судебная коллегия приходит к следующему.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что дата У. обратился с заявлением в Администрацию Таштагольского района о передаче в собственность земельного участка площадью 109 кв. м под объектом недвижимости по адресу:. К заявлению были приложены документы: свидетельство о государственной регистрации права, договор аренды земельного участка, кадастровый паспорт на землю .дата за N Председателем Комитета по управлению Муниципальным имуществом Таштагольского района был дан ответ У., что для приобретения прав на земельный участок ему необходимо предоставить дополнительно документы в соответствии с п. 5 ст. 36 Земельного Кодекса РФ и Приказом Минэкономразвития России от дата N "Об утверждении перечня документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок" .дата У. предоставлены требуемые документы. дата за N У. было письменно отказано в предоставлении земельного участка в собственность.
Как следует из п. 4 ст. 28 Земельного Кодекса РФ не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев:
- изъятия земельных участков из оборота;
- установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков;
- резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.
Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц.
В соответствии с п. 8 ст. 28 Федерального закона от 21.12.2001 г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" отчуждению в соответствии с настоящим Федеральным законом не подлежат земельные участки в составе земель:
- лесного фонда и водного фонда, особо охраняемых природных территорий и объектов;
- зараженных опасными веществами и подвергшихся биогенному заражению;
- общего пользования (площади, улицы, проезды, автомобильные дороги, набережные, парки, лесопарки, скверы, сады, бульвары, водные объекты, пляжи и другие объекты);
- не подлежащих отчуждению в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Отчуждению в соответствии с настоящим Федеральным законом не подлежат находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд.
Если иное не предусмотрено федеральными законами, отчуждению в соответствии с настоящим Федеральным законом не подлежат земельные участки в составе земель транспорта, предназначенные для обеспечения деятельности в морских портах, речных портах, аэропортах или отведенные для их развития.
Согласно п. 12 ст. 85 ЗК РФ земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
Из представленных материалов дела видно, У. был предоставлен спорный земельный участок под магазин, что следует из Распоряжения Администрации г. Таштагола от 10.07.2003 г. N 516-р "Об изъятии и предоставлении земельных участков", земельный участок передан из земель города в аренду на 5 лет У., земельный участок площадью 83 кв. м, расположенный по адресу:, под магазин. Категория земель: земли поселений.
Распоряжением Администрации г. Таштагола от 08.10.2003 г. N 793-р "Об изъятии и предоставлении земельных участков" п. 28 У. предоставлен земельный участок площадью 109 кв. м под магазин, расположенный в аренду на 11 месяцев. Категория земель: земли поселений. Согласно кадастрового паспорта земельного участка от дата N, кадастровый номер, площадь 109 кв. м, расположен по адресу.
Согласно технического паспорта - одноэтажное нежилое отдельно стоящее здание магазина "Лайм" по адресу:. Согласно Распоряжения Администрации г. Таштагола от 03.12.2003 г. N 970-р "Об утверждении актов приемки в эксплуатацию законченных строительством магазинов" считать введенным в эксплуатацию магазин, расположенный в и признать владельцем У.
Согласно Свидетельства о государственной регистрации права дата зарегистрировано право собственности на магазин "Лайм", расположенный в за У. в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним за N дата. 2009 г. в записи Единого государственного реестра прав исправлена техническая ошибка в объекте, допущенная при государственной регистрации права собственности, исправлено с "Таштагол," на ", район, N" и выдано в связи с этим дата новое Свидетельство о государственной регистрации права, где указано, что У. является собственником магазина "Лайм", общей площадью 94,1 кв. м по адресу, район, N.
Согласно землеустроительного дела дата произведен отвод земельного участка, расположенного в,, площадью 109 кв. м, границы земельного участка проходят по углам фундамента магазина согласно акта установления и согласования границ земельного участка, чертежа согласования границ земельного участка, земельный участок, на котором расположен принадлежащий У. магазин "Лайм", относится к землям общего пользования.
Таким образом, судом достоверно установлено, что Распоряжением Администрации г. Таштагола от дата N-р "Об изъятии и предоставлении земельных участков" п. 28 У. был предоставлен земельный участок площадью 109 кв. м под магазин, и на момент предоставления тому данного земельного участка под магазин, объектов общего пользования, перечисленных в п. 12 ст. 85 Земельного Кодекса РФ, на данном участке не имелось, т.е. он не был занят площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами.
Доводам представителя КУМИ Таштагольского муниципального района, что до того, как предоставить спорный земельный участок У. в аренду, на нем располагались объекты общего пользования: пешеходная дорожка, насаждения деревьев (согласно разбивочного чертежа из плана на жилой (строение N 2,2а) с магазином, утвержденного дата, проекта жилого (по плану жилой суд первой инстанции дал оценку: на данных чертежах обозначены условные границы земельных участков и участка жилого дома на период 1984 - 1985 г., кроме того, имеется чертежный план этого же микрорайона и жилого дома от дата -158-22/1-20, где на спорном земельном участке зеленые насаждения и пешеходная дорожка не показаны, и на момент предоставления в 2003 г. земельного участка У. под магазин и, как следует из землеустроительного дела, пешеходная дорожка и зеленые насаждения на чертеже согласования границ земельного участка от дата, не показаны, что обоснованно дало суду первой инстанции основание считать, что на момент предоставления У. спорного земельного участка под магазин, объектов общего пользования на данном участке не имелось.
Доводы представителя КУМИ Таштагольского муниципального района, что спорный земельный участок включает в себя асфальтобетонный проезд, являются не подтвержденными доказательствами.
Как верно указал суд в решении от 10 мая 2012 года на момент предоставления спорного земельного участка в аренду У., асфальтобетонного проезда на данном земельном участке не имелось, он имеется за пределами спорного земельного участка, между торцами домов.
В соответствии с п. 1 ст. 36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
В соответствии с ч. 1, ч. 2 ст. 15. Земельного Кодекса РФ собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.
Граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
Апелляционная инстанция согласна с выводом суда первой инстанции о том, что поскольку У. являлся собственником одноэтажного нежилого отдельно стоящего здания - магазина "Лайм" по адресу:, на момент предоставления ему земельного участка под строительство магазина на данном земельном участке объектов общего пользования не имелось, У. имеет право на приобретение данного земельного участка, на котором расположен магазин "Лайм" в собственность, КУМИ Таштагольского муниципального района необоснованно отказало в передаче спорного земельного участка в собственность.
В соответствии со ст. 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
В соответствии с п. 5, п. 6 ст. 36 ЗК РФ для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок.
Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, не вправе требовать от заявителя представления дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.
Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, не вправе требовать от заявителя представления документов, которые находятся в их распоряжении, распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, за исключением случаев, если такие документы включены в определенный Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" перечень документов.
В месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Поскольку суд первой инстанции установил, что У. предоставил в Комитет по управлению муниципальным имуществом Таштагольского района все документы, указанные в Перечне документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, то в решении от 10 мая 2012 года правоприменитель правильно счел, что КУМИ не вправе был отказывать У. в предоставлении данного земельного участка в собственность, доводы апелляционной жалобы этого также не опровергают.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия,
определила:
Решение Таштагольского городского суда Кемеровской области от 10 мая 2012 года оставить без изменения.
Апелляционную жалобу Комитета по управлению муниципальным имуществом Таштагольского муниципального района в лице председателя К.Н. - без удовлетворения.
Председательствующий
Г.А.КОРЫТНИКОВА
Судьи
О.Э.ЕВТИФЕЕВА
С.А.ПАСТУХОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ КЕМЕРОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 08.08.2012 N 33-7604
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
КЕМЕРОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 8 августа 2012 г. N 33-7604
Судья: Андреева А.А.
Докладчик Корытникова Г.А.
Судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного суда в составе:
Председательствующего: Корытниковой Г.А.,
судей: Пастухова С.А., Евтифеевой О.Э.,
при секретаре С..
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Корытниковой Г.А.,
гражданское дело по апелляционной жалобе Комитета по управлению муниципальным имуществом Таштагольского муниципального района в лице председателя К.Н.
на решение Таштагольского городского суда Кемеровской области от 10 мая 2012 года
по заявлению У. о признании незаконным бездействия Комитета по управлению муниципальным имуществом Таштагольского района,
установила:
У. обратился с заявлением о признании незаконным бездействия Комитета по управлению муниципальным имуществом Таштагольского района и обязывании принять решение о предоставлении в собственность земельного участка, выдачи проекта договора купли-продажи земельного участка.
Требования мотивированы тем, что дата он обратился в Администрацию Таштагольского района с заявлением о предоставлении ему на праве собственности земельного участка площадью 109 кв. м, кадастровый номер 42:34:0106002:39, расположенный по адресу: приложив комплект документов согласно описи: копия кадастрового паспорта на земельный участок, договор аренды земельного участка, свидетельство о гос. регистрации права на объект недвижимости - магазин.
Письмом N от дата Комитет по управлению муниципальным имуществом Таштагольского района сообщил о предоставлении дополнительных документов. дата им были предоставлены требуемые документы: копия паспорта У., выписка из ЕГРП о правах на здание, строение, сооружение, находящееся на приобретаемом участке и уведомление об отсутствии в ЕГРП запрашиваемых сведений о зарегистрированных правах на указанный земельный участок.
Однако, представитель Комитета категорически отказалась принять документы. Он отправил пакет документов с сопроводительным письмом, что подтверждается штампом в получении данного письма от дата заказным письмом. Однако, до настоящего времени о результатах рассмотрения заявления он не уведомлен.
Считает, что бездействия Комитета не соответствуют ст. 29, п. 6 ст. 36 Земельного кодекса РФ и нарушают его права и законные интересы. Ему, как физическому лицу принадлежит на праве собственности объект недвижимости - магазин "Лайм", назначение: нежилое, 1-этажное (подземных этажей - 0), общая площадь инвентарный адрес объекта:, кадастровый номер: 42:2:34:00:10:33:0:0:0:0, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним дата сделана запись регистрации. Следовательно, он, как собственник объекта недвижимости, расположенного на земельном участке площадью 109 кв. м с кадастровым номером 42:34:0106002:39, обладает исключительным правом на приватизацию указанного земельного участка. При подаче заявления им были выполнены требования п. 5 ст. 36 ЗК РФ, он представил в Комитет полный пакет документов, предусмотренный Перечнем документов, а Комитет в нарушение требования ст. 36 Земельного Кодекса РФ не решил по существу вопрос о предоставлении ему спорного земельного участка в собственность, тогда как обязан был в месячный срок со дня поступления всех документов принять решение по его заявлению, тем самым допустив своим бездействием нарушение его прав и законных интересов.
Просил суд признать незаконным бездействие Комитета по управлению муниципальным имуществом Таштагольского района, выразившееся в непринятии в установленный статьей 36 Земельного кодекса РФ срок решения о предоставлении в собственность за плату земельного участка площадью 109 кв. м с кадастровым номером 42:34:0106002:39, расположенного по адресу:, и направить в его адрес проект договора купли-продажи названного участка; обязать Комитет по управлению муниципальным имуществом Таштагольского муниципального района принять решение о предоставлении ему в собственность данный земельный участок площадью 109 кв. м с кадастровым номером 42:34:0106002:39, расположенного по адресу:
Требования У. были уточнены, поскольку Комитет направил в его адрес письменный отказ о предоставлении ему в собственность земельного участка площадью 109 кв. м с кадастровым номером 42:34:0106002:39, расположенного по адресу:. Заявитель У. просил суд признать незаконным решение Комитета по управлению муниципальным имуществом Таштагольского района об отказе в предоставлении в собственность земельного участка площадью 109 кв. м с кадастровым номером 42:34:0106002:39, расположенного по адресу:; обязать Комитет по управлению муниципальным имуществом Таштагольского муниципального района принять решение о предоставлении ему в собственность данный земельный участок площадью 109 кв. м с кадастровым номером 42:34:0106002:39, расположенного по адресу: подготовить договор купли-продажи земельного участка и направить его ему для подписания.
В судебном заседании У. и его представители Ш., К.С. свои требования поддержали полностью,
Представитель Комитета по управлению муниципальным имуществом Таштагольского муниципального района П., действующая по доверенности, требования У. не признала.
Решением Таштагольского городского суда Кемеровской области от 10 мая 2012 года постановлено:
Признать незаконным решение Комитета по управлению муниципальным имуществом об отказе У. в предоставлении в собственность земельного участка площадью 109 кв. м с кадастровым номером 42:34:0106002:39, расположенного по адресу:, район N.
Обязать Комитет по управлению муниципальным имуществом Таштагольского муниципального района принять решение о предоставлении У. в собственность земельного участка площадью 109 кв. м с кадастровым номером расположенного по адресу:, район N, подготовить договор купли-продажи земельного участка и направить его ему для подписания.
В апелляционной жалобе Комитет по управлению муниципальным имуществом Таштагольского муниципального района в лице председателя К.Н. указывает, что с данным решением Комитет не согласен по следующим основаниям:
- Во-первых, испрашиваемый земельный участок относится к землям общего пользования, на котором ранее был расположен тротуар (пешеходная дорожка), что подтверждается копией экспликации зданий и сооружений (N 76-444/2-2,2а) - приложение N 1.
Более того, отмечает апеллянт, как видно из экспликации зданий и сооружений (N 158-22/1-20) на данном земельном участке располагался газон с насаждением высокорастущих деревьев - приложение N 2., который в силу закона является территорией общего пользования, так как данной территорией пользуется неограниченный круг лиц.
- Во-вторых, испрашиваемый земельный участок, расположенный под магазином, ранее предоставляемый на праве аренды, включает в себя асфальтобетонный проезд, который обеспечивает доступ к смежным дворовым территориям, что согласно п. 12 ст. 85 Земельного Кодекса РФ и п. 8 ст. 28 Федерального закона от 21.12.2001 года N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" не подлежит приватизации - согласно Выкопировки с топографической съемки Кемеровской области - приложение N 3
- В-третьих, согласно нормам Градостроительного Кодекса РФ (п. 11 ст. 1) данный земельный участок расположен в границах красной линии, так как вышеуказанный участок вплотную граничит с автомобильной дорогой и автобусной остановкой, о чем свидетельствует выкопировка с топографической съемки - приложение N 3. В соответствии с нормами "СНиП 2.05.02-85 Автомобильные дороги" ширину остановочных и посадочных площадок и павильонов для пассажиров следует предусматривать в местах автобусных остановках и ширину последних следует принимать ширине основных полос проезжей части, в данном случае; автобусная остановка встроена в магазин и расположена вплотную к автомобильной дороге.
Более того, Комитетом был направлен запрос в тепловодоснабжающую организацию ООО "Тепловодоснаб" о предоставлении сведений об имеющихся подземных коммуникациях, расположенных под испрашиваемым земельным участком, на который Комитет получил ответ о том, что рядом с земельным участком, расположенным под магазином "Лайм" проходит самотечный канализационный коллектор и в случае выполнения капитального ремонта или в случае ликвидации аварии на данном участке, возникнут проблемы по выполнению ремонтных работ.
Согласно землеустроительного дела от дата N произведен отвод земельного участка, расположенного по адресу: магазин "Лайм", площадью 109 кв. м, границы земельного участка проходят по углам фундамента магазина согласно акта установления и согласования границ земельного участка, чертежа согласования границ участка - испрашиваемый земельный участок, на котором расположен принадлежащий У. магазин "Лайм", относится к землям общего пользования.
На основании вышеизложенного, апеллянт полагает, что к землям общего пользования могут быть отнесены не подлежащие приватизации земли, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, которым беспрепятственно пользуется неопределенный круг лиц.
Считает, что решение Комитета об отказе в предоставлении в собственность земельного участка У. соответствует действующему законодательству и не нарушает прав и законных интересов заявителя.
Просит решение Таштагольского городского суда 10.05.2012 г. (в окончательной форме изготовлено 15.05.2012 года) по гражданскому делу N 2-452/12 отменить и принять новое решение.
На апелляционную жалобу принесены возражения У. (л.д. 143-146)
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы Комитета по управлению муниципальным имуществом Таштагольского муниципального района в лице председателя К.Н., возражения У., заслушав объяснения последнего и его представителей К.С. и Ш., полагавших, что решение суда законно, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, в соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ судебная коллегия приходит к следующему.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что дата У. обратился с заявлением в Администрацию Таштагольского района о передаче в собственность земельного участка площадью 109 кв. м под объектом недвижимости по адресу:. К заявлению были приложены документы: свидетельство о государственной регистрации права, договор аренды земельного участка, кадастровый паспорт на землю .дата за N Председателем Комитета по управлению Муниципальным имуществом Таштагольского района был дан ответ У., что для приобретения прав на земельный участок ему необходимо предоставить дополнительно документы в соответствии с п. 5 ст. 36 Земельного Кодекса РФ и Приказом Минэкономразвития России от дата N "Об утверждении перечня документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок" .дата У. предоставлены требуемые документы. дата за N У. было письменно отказано в предоставлении земельного участка в собственность.
Как следует из п. 4 ст. 28 Земельного Кодекса РФ не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев:
- изъятия земельных участков из оборота;
- установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков;
- резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.
Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц.
В соответствии с п. 8 ст. 28 Федерального закона от 21.12.2001 г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" отчуждению в соответствии с настоящим Федеральным законом не подлежат земельные участки в составе земель:
- лесного фонда и водного фонда, особо охраняемых природных территорий и объектов;
- зараженных опасными веществами и подвергшихся биогенному заражению;
- общего пользования (площади, улицы, проезды, автомобильные дороги, набережные, парки, лесопарки, скверы, сады, бульвары, водные объекты, пляжи и другие объекты);
- не подлежащих отчуждению в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Отчуждению в соответствии с настоящим Федеральным законом не подлежат находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд.
Если иное не предусмотрено федеральными законами, отчуждению в соответствии с настоящим Федеральным законом не подлежат земельные участки в составе земель транспорта, предназначенные для обеспечения деятельности в морских портах, речных портах, аэропортах или отведенные для их развития.
Согласно п. 12 ст. 85 ЗК РФ земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
Из представленных материалов дела видно, У. был предоставлен спорный земельный участок под магазин, что следует из Распоряжения Администрации г. Таштагола от 10.07.2003 г. N 516-р "Об изъятии и предоставлении земельных участков", земельный участок передан из земель города в аренду на 5 лет У., земельный участок площадью 83 кв. м, расположенный по адресу:, под магазин. Категория земель: земли поселений.
Распоряжением Администрации г. Таштагола от 08.10.2003 г. N 793-р "Об изъятии и предоставлении земельных участков" п. 28 У. предоставлен земельный участок площадью 109 кв. м под магазин, расположенный в аренду на 11 месяцев. Категория земель: земли поселений. Согласно кадастрового паспорта земельного участка от дата N, кадастровый номер, площадь 109 кв. м, расположен по адресу.
Согласно технического паспорта - одноэтажное нежилое отдельно стоящее здание магазина "Лайм" по адресу:. Согласно Распоряжения Администрации г. Таштагола от 03.12.2003 г. N 970-р "Об утверждении актов приемки в эксплуатацию законченных строительством магазинов" считать введенным в эксплуатацию магазин, расположенный в и признать владельцем У.
Согласно Свидетельства о государственной регистрации права дата зарегистрировано право собственности на магазин "Лайм", расположенный в за У. в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним за N дата. 2009 г. в записи Единого государственного реестра прав исправлена техническая ошибка в объекте, допущенная при государственной регистрации права собственности, исправлено с "Таштагол," на ", район, N" и выдано в связи с этим дата новое Свидетельство о государственной регистрации права, где указано, что У. является собственником магазина "Лайм", общей площадью 94,1 кв. м по адресу, район, N.
Согласно землеустроительного дела дата произведен отвод земельного участка, расположенного в,, площадью 109 кв. м, границы земельного участка проходят по углам фундамента магазина согласно акта установления и согласования границ земельного участка, чертежа согласования границ земельного участка, земельный участок, на котором расположен принадлежащий У. магазин "Лайм", относится к землям общего пользования.
Таким образом, судом достоверно установлено, что Распоряжением Администрации г. Таштагола от дата N-р "Об изъятии и предоставлении земельных участков" п. 28 У. был предоставлен земельный участок площадью 109 кв. м под магазин, и на момент предоставления тому данного земельного участка под магазин, объектов общего пользования, перечисленных в п. 12 ст. 85 Земельного Кодекса РФ, на данном участке не имелось, т.е. он не был занят площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами.
Доводам представителя КУМИ Таштагольского муниципального района, что до того, как предоставить спорный земельный участок У. в аренду, на нем располагались объекты общего пользования: пешеходная дорожка, насаждения деревьев (согласно разбивочного чертежа из плана на жилой (строение N 2,2а) с магазином, утвержденного дата, проекта жилого (по плану жилой суд первой инстанции дал оценку: на данных чертежах обозначены условные границы земельных участков и участка жилого дома на период 1984 - 1985 г., кроме того, имеется чертежный план этого же микрорайона и жилого дома от дата -158-22/1-20, где на спорном земельном участке зеленые насаждения и пешеходная дорожка не показаны, и на момент предоставления в 2003 г. земельного участка У. под магазин и, как следует из землеустроительного дела, пешеходная дорожка и зеленые насаждения на чертеже согласования границ земельного участка от дата, не показаны, что обоснованно дало суду первой инстанции основание считать, что на момент предоставления У. спорного земельного участка под магазин, объектов общего пользования на данном участке не имелось.
Доводы представителя КУМИ Таштагольского муниципального района, что спорный земельный участок включает в себя асфальтобетонный проезд, являются не подтвержденными доказательствами.
Как верно указал суд в решении от 10 мая 2012 года на момент предоставления спорного земельного участка в аренду У., асфальтобетонного проезда на данном земельном участке не имелось, он имеется за пределами спорного земельного участка, между торцами домов.
В соответствии с п. 1 ст. 36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
В соответствии с ч. 1, ч. 2 ст. 15. Земельного Кодекса РФ собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.
Граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
Апелляционная инстанция согласна с выводом суда первой инстанции о том, что поскольку У. являлся собственником одноэтажного нежилого отдельно стоящего здания - магазина "Лайм" по адресу:, на момент предоставления ему земельного участка под строительство магазина на данном земельном участке объектов общего пользования не имелось, У. имеет право на приобретение данного земельного участка, на котором расположен магазин "Лайм" в собственность, КУМИ Таштагольского муниципального района необоснованно отказало в передаче спорного земельного участка в собственность.
В соответствии со ст. 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
В соответствии с п. 5, п. 6 ст. 36 ЗК РФ для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок.
Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, не вправе требовать от заявителя представления дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.
Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, не вправе требовать от заявителя представления документов, которые находятся в их распоряжении, распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, за исключением случаев, если такие документы включены в определенный Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" перечень документов.
В месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Поскольку суд первой инстанции установил, что У. предоставил в Комитет по управлению муниципальным имуществом Таштагольского района все документы, указанные в Перечне документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, то в решении от 10 мая 2012 года правоприменитель правильно счел, что КУМИ не вправе был отказывать У. в предоставлении данного земельного участка в собственность, доводы апелляционной жалобы этого также не опровергают.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия,
определила:
Решение Таштагольского городского суда Кемеровской области от 10 мая 2012 года оставить без изменения.
Апелляционную жалобу Комитета по управлению муниципальным имуществом Таштагольского муниципального района в лице председателя К.Н. - без удовлетворения.
Председательствующий
Г.А.КОРЫТНИКОВА
Судьи
О.Э.ЕВТИФЕЕВА
С.А.ПАСТУХОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)