Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 07.11.2013 N 17АП-12381/2013-АК ПО ДЕЛУ N А71-6531/2013

Разделы:
Землепользование (аренда земли); Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 7 ноября 2013 г. N 17АП-12381/2013-АК

Дело N А71-6531/2013

Резолютивная часть постановления объявлена 07 ноября 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 07 ноября 2013 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Сафоновой С.Н.
судей Варакса Н.В., Ясиковой Е.Ю.
при ведении протокола судебного заседания Мальцевой Л.
при участии:
- от истца ООО "ПескоВоз" (ОГРН 1081840007149, ИНН 1834045593): Бажайкин А.Л., паспорт, доверенность от 27.06.2013;
- от ответчика Главное управление архитектуры и градостроительства Администрации г. Ижевска: не явились;
- от третьего лица Администрация города Ижевска, Управление земельных ресурсов и землеустройства Администрации города Ижевска - не явились;
- лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
заявителя ООО "ПескоВоз"
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 26 августа 2013 года по делу N А71-6531/2013,
принятое судьей Кудрявцевым М.Н.
по иску ООО "ПескоВоз"
к Главное управление архитектуры и градостроительства Администрации г. Ижевска
третьи лица: Администрация города Ижевска, Управление земельных ресурсов и землеустройства Администрации города Ижевска
о признании ненормативного акта недействительным,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "ПескоВоз" обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании незаконным изложенного в письме от 23.05.2013 N 01-06/1698 отказа Главного управления архитектуры и градостроительства Администрации г. Ижевска в выдаче разрешения на строительство 15-этажного жилого дом с нежилыми помещениями на 1 этаже в составе общественно-культурного комплекса "ИМАН-Нуры" в Устиновском районе г. Ижевска на земельном участке по адресу: г. Ижевск, в 60 км. На юго-восток от жилого дома по ул. М.Петрова, 47 и устранении допущенных нарушений прав и законных интересов заявителя.
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 26.08.2013 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым решением, общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. По мнению заявителя, вывод суда первой инстанции об отсутствии правоустанавливающих документов на земельный участок сделан в нарушение ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) и не соответствует обстоятельствам дела. Заявитель указывает на то, что полный пакет документов к заявлению им был представлен.
Представитель общества доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представители ответчика и третьих лиц в суд не явились, извещены. В отзыве ответ с доводами жалобы не согласен.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 29.05.2003 Администрацией г. Ижевска принято постановление о разрешении Региональному Духовному управлению мусульман Удмуртии (Ижевский муфтият) проектирование мечети на земельном участке площадью 24 700 кв. м по ул. Петрова в общественном центре жилого района "Восточный"., в которое постановлением от 2.05.2006 N 174/7 внесены изменения - в названии и по тексту после слов "Ижевский муфтият" дополнены словами "и обществу с ограниченной ответственностью "Строительная компания "Столица", слово "мечети" заменено словами "общественно-культурного комплекса" Иман Нуры" в составе: мечеть, мектеб, объект гостинично-хозяйственного назначения" (л.д. 69,70).
В соответствии с постановлением Администрации гор. Ижевска от 01.11.2008 N 875 с учетом внесенных постановлением от 06.11.2009 N 1075 изменений обществу "Строительная компания "Столица" по договору от 21.12.2009 N 4906 предоставлен в аренду сроком до 01.11.2011 земельный участок с кадастровым номером 18:26:030211:52 площадью 23425 кв. м с адресным ориентиром в 60 м на юго-восток от жилого дома по ул. М. Петрова, 47 (л.д. 38-49).
На основании договора от 25.12.2009 N 01/004/2010-888 права и обязанности арендатора по договору аренды земельного участка от 21.12.2009 N 4906 переданы ООО "ПескоВоз" (л.д. 35-36).
31.03.2013 Администрацией утвержден акт выбора земельного участка для проектирования мечети по ул. Петрова в общественном центре жилого района "Восточный" (л.д. 71).
По заявлению ООО "ПескоВоз" постановлением Администрации гор. Ижевска от 30.08.2010 N 861/17 утвержден градостроительный план земельного участка с кадастровым номером 18:26:030211:52 (л.д. 16-19).
Главным управлением архитектуры и градостроительства Администрации гор. Ижевска по заявлению ООО "ПескоВоз" было выдано разрешение от 13.09.2009 N 10313800554400-213 на строительство мечети в рамках строительства общественно-культурного комплекса "Иман-Нуры" (л.д. 67-68).
Мечеть построена и введена в эксплуатацию (из пояснений сторон).
14.05.2013 общество обратилось в Главное управление архитектуры с заявлением о выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства "15-этажный жилой дом с нежилыми помещениями на 1-ом этаже в составе общественно-культурного комплекса "ИМАН-Нуры" в Устиновском районе гор. Ижевска", площадь застройки 647,76 кв. м, площадь здания 8426,4 кв. м, количество квартир - 140, общая площадь квартир - 6200,88 кв. м (л.д. 36). К заявлению, в том числе приложены: договор аренды земельного участка от 21.12.2009 N 4906, градостроительный план земельного участка с кадастровым номером 18:26:030211:52, положительное заключение негосударственной экспертизы проектной документации от 13.05.2013 N 18-1-2-0039-13 выполненное ООО "Экспертиза Союза строителей Удмуртии" (л.д. 21-34).
Письмом от 23.05.2013 N 01-06/1698 Управление архитектуры отказало обществу в выдаче разрешения на строительство, в том числе и потому основанию, что земельный участок предоставлен для строительства общественно-культурного комплекса "Иман-Нуры", строительство многоэтажных жилых домов в составе объектов отправления культа, рассчитанных на прихожан, не предусматривается.
Полагая, что отказ Главного управления в выдаче разрешения на строительство вышеуказанного объекта не соответствует закону, нарушает его права и законные интересы, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из соответствия закону оспариваемого отказа в выдаче разрешения на строительство.
Выводы суда являются правильными, поскольку основаны на полном исследовании всех обстоятельств дела, нормы материального права применены верно.
В соответствии с ч. 1 ст. 51 ГрК РФ разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт.
Частью 7 ст. 51 ГрК РФ установлено, что в целях строительства застройщик направляет в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления заявление о выдаче разрешения на строительство и документы, необходимых для получения разрешения на строительство, в том числе: правоустанавливающие документы на земельный участок (пункт первый).
В силу ч. 11 ст. 51 ГрК РФ органы, уполномоченные на выдачу разрешений на строительство, в течение десяти дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство проводят проверку наличия документов, прилагаемых к заявлению, соответствия проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка, красным линиям и выдают разрешение на строительство или отказывают в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа. Отсутствие документов, предусмотренных ч. 7 ст. 51 ГрК РФ, влечет отказ в выдаче разрешения на строительство (ч. 13 ст. 51 ГрК РФ).
При этом суд апелляционной инстанции полагает, что установленная п. 1 ч. 11 ст. 51 ГрК РФ обязанность органов, уполномоченных на выдачу разрешений на строительство, проводить проверку наличия документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство, включает в себя не только проверку их наличия в приложенном к заявлению о выдаче разрешения на строительство пакете документов, но и оценку их содержания.
Из материалов дела следует, что в соответствии с договором аренды от 21.12.2009 N 4906 земельный участок предоставлен для строительства общественно-культурного центра, арендатор обязан использовать его по назначению, указанному в договоре, следовательно, отказ Управления в выдаче разрешения на строительство жилого дома является правомерным.
Доводы заявителя о том, что он как арендатор земельного участка имеет право на выбор любого вида разрешенного использования земельного участка, предусмотренного градостроительным регламентом для соответствующей территориальной зоны, основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства.
Согласно п. 2 ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли, указанные в пункте 1 этой статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
В соответствии с ч. 4 ст. 37 ГрК РФ основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования.
Положения ч. 4 ст. 37 ГрК РФ предусматривают самостоятельный выбор правообладателем земельного участка основного и вспомогательного вида разрешенного использования, а не изменение уже ранее выбранного основного и вспомогательного вида разрешенного использования.
Частью 3 ст. 37 ГрК РФ предусмотрено, что изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.
Пункт 3 ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации допускает использование земельных участков их собственниками, землепользователями, землевладельцами и арендаторами в соответствии с любым видом разрешенного использования, предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны.
По смыслу указанной нормы она устанавливает общий критерий, позволяющий изменить именно фактическое использование земельного участка, которое должно быть впоследствии отражено в кадастре недвижимости. Однако данная правовая норма должна применяться во взаимосвязи с другими нормами, регулирующими как публичные, так и гражданские правоотношения.
Общество как арендатор спорного земельного участка, приняв на себя права и обязанности по договору аренды земельного участка для строительства, выразило свое согласие на использование земельного участка в соответствии с видом разрешенного использования "для строительства общественно-культурного комплекса в составе мечеть, мектеб, объект гостинично-хозяйственного назначения", тем самым реализовав свое право, предусмотренное п. 3 ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации.
Доказательств того, что жилой 15-этажный дом возможно отнести к мечете, мектебу или объекту гостинично-хозяйственного назначения, ответчик суду не представил.
В соответствии с положениями статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации условия договора определяются по усмотрению сторон. Статьи 450 и 451 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривают, что договор может быть изменен по соглашению сторон либо по требованию одной из сторон в судебном порядке. Изменение договора в связи с существенным изменением обстоятельств допускается по решению суда в исключительных случаях, когда расторжение договора противоречит общественным интересам либо повлечет для сторон ущерб, значительно превышающий затраты, необходимые для исполнения договора на измененных судом условиях.
Следовательно, в рассматриваемом случае изменение вида разрешенного использования спорного земельного участка возможно путем внесения изменений в договор аренды земельного участка для строительства.
Поскольку такие изменения в договор аренды земельного участка для строительства сторонами договора не внесены, одностороннее изменение арендатором вида разрешенного использования земельного участка невозможно.
С учетом изложенного оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется. Решение суда первой инстанции является законным и обоснованным. Судом апелляционной инстанции не установлены нарушения норм материального или процессуального права, которые в силу статьи 270 АПК РФ могли бы повлечь изменение или отмену решения суда первой инстанции.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 104, 110, 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 26 августа 2013 года по делу N А71-6531/2013 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Удмуртской Республики.

Председательствующий
С.Н.САФОНОВА

Судьи
Н.В.ВАРАКСА
Е.Ю.ЯСИКОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)