Судебные решения, арбитраж
Права на землю: собственность, аренда, безвозмездное срочное пользование, сервитут ...; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть объявлена 11.02.2013 г.
В полном объеме изготовлено 18.02.2013 г.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кузнецовой Е.Е.,
судей Кораблевой М.С., Тихонова А.П.,
при ведении протокола с/з помощником судьи Спиридоновым Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по правилам, установленным АПК РФ для рассмотрения дела судом первой инстанции,
дело N А40-58292/12
по иску ООО "НЕКС" (127486, г. Москва, Дмитровское ш., д. 89, корп. 1), ООО "АС-Недвижимость" (127486, г. Москва, Дмитровское ш., д. 89, корп. 1)
к Департаменту земельных ресурсов г. Москвы (115054, г. Москва, ул. Бахрушина, д. 20),
с участием третьих лиц Управления Росреестра по г. Москве (115191, г. Москва, ул. Б. Тульская, д. 15), Управления Росимущества по Москве (107174, г. Москва, Орликов пер., д. 3, корп. Б), ОАО "РЖД" (107174, г. Москва, ул. Н. Басманная, д. 2),
о признании права собственности на земельный участок,
при участии в судебном заседании:
- от истцов: Косичкин А.И. по дов. соотв. от 20.11.2012 г., 05.02.2013 г.;
- от ответчика: Белкина А.Ю. по дов. от 05.02.2013 г.;
- от третьих лиц: от ОАО "РЖД": Азаров А.А. по дов. от 17.10.2012 г.; от остальных: неявка,
установил:
ООО "НЕКС", ООО "АС-Недвижимость" предъявили иск к Департаменту земельных ресурсов г. Москвы о признании права собственности на земельный участок площадью 10752 кв. м по адресу: г. Москва, ул. Путейская, д. 3А.
Заявленные требования мотивированы тем, что для реализации права на приватизацию в порядке ст. 36 ЗемК РФ земельного участка, на котором расположены находящиеся в собственности Истцов здания, они обратились в Департамент земельных ресурсов г. Москвы с соответствующими заявлениями, с приложением предусмотренных Приказом Минэкономразвития от 13.09.2011 г. N 475 документов, однако последний от совершения предусмотренных данной нормой действий уклонился на том основании, что испрашиваемый земельный участок не подлежит приватизации, поскольку находится в полосе отвода железной дороги.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 24.07.2012 г. в удовлетворении иска отказано (т. 2 л.д. 22 - 23).
На состоявшее решение Истцами подана апелляционная жалоба (т. 2 л.д. 28 - 30).
Определением Девятого арбитражного апелляционного суда от 16.10.2012 г. (т. 2 л.д. 71 - 72) объявлен переход к рассмотрению дела по правилам, установленным АПК РФ для рассмотрения дела судом первой инстанции.
В суде апелляционной инстанции Истцы заявленные требования поддержали, Ответчик и ОАО "РЖД" по ним возражали; неявившиеся третьи лица считаются надлежаще уведомленными посредством размещения определения о судебном заседании на сайте суда в сети Интернет (т. 4 л.д. 39), о возбуждении производства по делу извещены вручением определения (т. 1 л.д. 76, 80, т. 2 л.д. 51).
Проверив обоснованность заявленного иска, суд полагает его подлежащим частичному удовлетворению.
ООО "НЕКС" является собственником стр. 1, 2, 3, 4 д. 3А по ул. Путейная г. Москвы; ООО "АС-Недвижимость" является собственником стр. 5, 6 д. 3А по ул. Путейная г. Москвы.
Право собственности зарегистрировано в ЕГРП (т. 3 л.д. 102 - 123).
В соответствии с п. 1 ст. 36 ЗемК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности здания, расположенные на земельном участке, находящимся в государственной или муниципальной собственности, имеют право на его приватизацию.
На основании ст. 10 ФЗ от 25.10.2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса РФ", поскольку государственная собственность на земельный участок, необходимый для эксплуатации стр. 1, 2, 3, 4, и земельный участок, необходимый для эксплуатации стр. 5, 6, не разграничена, распоряжение такими землями на территории города федерального значения Москвы осуществляет Департамент земельных ресурсов г. Москвы.
Для реализации данного права ООО "НЕКС" и ООО "АС-Недвижимость" в соответствии с п. 5 ст. 36 ЗемК РФ 26.12.2011 г. обратились в данный уполномоченный орган государственной власти с соответствующими заявлениями, с приложением предусмотренных Приказом Минэкономразвития от 13.09.2011 г. N 475 документов (т. 1 л.д. 18 - 19, 35 - 36).
Поскольку государственный кадастровый учет земельного участка, необходимого для эксплуатации стр. 1, 2, 3, 4, и земельного участка, необходимого для эксплуатации стр. 5, 6, не осуществлен, - в соответствии с п. 7 ст. 36 ЗемК РФ ДЗР г. Москвы должен был утвердить и выдать Заявителям схему расположения соответствующих земельных участков на кадастровом плане (карте).
Однако Департамент земельных ресурсов г. Москвы от совершения предусмотренных данной нормой действий уклонился, мотивировав (письмами исх. от 19.01.2012 г. N 33-1Т9-2546/11-(0)-1 (т. 1 л.д. 20), 33-1Т9-2545/11-(0)-1 (т. 1 л.д. 37)) тем, что испрашиваемые земельные участки находится в полосе отвода железной дороги.
Суд апелляционной инстанции полагает, что испрашиваемые земельные участки к землям, ограниченным в обороте, не относятся.
Реализация исключительного права, установленного ст. 36 ЗемК РФ, может быть ограничена в случаях, предусмотренных ст. 27 ЗемК РФ.
В частности, в соответствии с пп. 7 п. 5 ст. 27 ЗемК РФ ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, предоставленные для нужд организаций транспорта, в том числе морских, речных портов, вокзалов, аэродромов и аэропортов, сооружений навигационного обеспечения воздушного движения и судоходства, терминалов и терминальных комплексов в зонах формирования международных транспортных коридоров.
Согласно абз. 2 п. 2 ст. 27 ЗемК РФ земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Из пп. 3 п. 2 ст. 90 ЗемК РФ следует, что в целях обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов железнодорожного транспорта могут предоставляться земельные участки для установления полос отвода и охранных зон железных дорог.
Абз. 17 ст. 2 ФЗ от 10.01.2003 г. N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" определено, что полосой отвода железных дорог являются земельные участки, прилегающие к железнодорожным путям, земельные участки, занятые железнодорожными путями или предназначенные для размещения таких путей, а также земельные участки, занятые или предназначенные для размещения железнодорожных станций, водоотводных и укрепительных устройств, защитных полос лесов вдоль железнодорожных путей, линий связи, устройств электроснабжения, производственных и иных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов железнодорожного транспорта.
Между тем по настоящему делу испрашиваемые земельные участки заняты не объектами железнодорожного транспорта, а зданиями, находящимися в собственности юридических лиц, не являющихся организациями железнодорожного транспорта.
Земельный участок, застроенный зданием, используемым не организацией железнодорожного транспорта, не для обеспечения функционирования железнодорожного транспорта, - в принципе не может считаться занятым объектом железнодорожного транспорта, а считаться предназначенным для размещения объектов железнодорожного транспорта такой земельный участок мог бы только при условии принятия судебного акта о сносе здания, самовольно построенного на неотведенном для соответствующих целей земельном участке, или об истребовании здания во владение организации железнодорожного транспорта.
Тогда как по настоящему делу законность создания зданий на испрашиваемых земельных участках и законность перехода права собственности на данные здания к Истцам никем под сомнением не поставлена и в установленном порядке не оспорена.
Кроме того, говорить о принадлежности земли к полосе отвода можно только когда ее границы определены.
Приказом Министерства путей сообщения РФ от 15.05.1999 г. N 26Ц определено, что размер полосы отвода определяется в соответствии с нормами и правилами проектирования отвода земель для железных дорог, утверждаемыми МПС России, а также проектно-сметной документацией и генеральными схемами развития и реконструкции объектов федерального железнодорожного транспорта и станций; установление границ полосы отвода осуществляется территориальными органами Государственного земельного комитета Российской Федерации совместно с железными дорогами.
П. 1 ст. 9 ФЗ от 10.01.2003 г. N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" установлено, что размеры земельных участков земель железнодорожного транспорта, в том числе полосы отвода, определяются проектно-сметной документацией, согласованной в порядке, установленном земельным законодательством РФ. Порядок установления и использования полос отвода определяется Правительством РФ.
Установленный Постановлением Правительства РФ от 12.10.2006 г. N 611 порядок установления полос отвода железных дорог предполагает установление границ полосы отвода с учетом норм отвода земельных участков, необходимых для формирования полосы отвода, утверждаемых Министерством транспорта РФ, и последующее проведение кадастровых работ и постановку на кадастровый учет земельных участков в границах полосы отвода в соответствии с ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Установленные Приказом Министерства транспорта РФ от 06.08.2008 г. N 126 нормы отвода земельных участков, необходимых для формирования полосы отвода железных дорог, предполагают, что для определения ширины полосы отвода подлежат выяснению такие условия и факторы, как: конфигурация (поперечное сечение) земляного полотна, размеры искусственных сооружений, рельеф местности, особые природные условия (участки пути, расположенные на болотах, на слабых основаниях, с подтоплением от временных водотоков и водохранилищ, в зоне оврагообразования, на оползнях, на вечномерзлых грунтах и т.д.), необходимость создания защиты путей от снежных или песчаных заносов, залесенность местности, зона риска (дальность "отлета" с насыпи подвижного состава и груза при аварии); при установлении размеров полос отвода следует учитывать землеустроительную, градостроительную и проектную документацию, генеральные схемы развития железнодорожных линий, узлов и станций, а также сложившееся землепользование и ранее утвержденные размеров и границ полос отвода и охранных зон.
Таким образом, определить, относится ли земля, не непосредственно занятая железнодорожными путями, а прилегающая к ней, к полосе отвода, возможно только тогда, когда полоса отвода сформирована по установленным Приказом Министерства транспорта РФ от 06.08.2008 г. N 126 нормам в установленном Постановлением Правительства РФ от 12.10.2006 г. N 611 порядке.
Между тем по настоящему делу отсутствуют доказательства того, что границы истребуемых земельных участков пересекаются с границами земельного участка полосы отвода железной дороги, определенных и учтенных в установленном порядке.
Кроме того, исходя из нормативов, установленных Приказом Министерства транспорта РФ от 06.08.2008 г. N 126, полоса отводов шириной свыше 60 метров от железнодорожных путей является исключением и устанавливается применительно к местностям со сложными природными условиями.
По настоящему делу таких сложных условий эксплуатации железнодорожных путей не имеется.
Обследованием, выполненным 08.02.2013 г. ОАО "РЖД", Москомархитектурой, ГУП "НИиПИ Генплана г. Москвы", результаты которого отражены в Акте с прилагаемой фототаблицей (т. 4 л.д. 44 - 124), установлено, что железнодорожные пути находятся на удалении 70 м от зданий, требования о приватизации земельных участков под которыми были заявлены Истцами (с другой стороны к данным зданиям непосредственно прилегает проезжая часть ул. Ивана Сусанина).
Следовательно, по настоящему делу истребуемые земельные участки располагаются за пределами территории, предназначенной для формирования полосы отвода железной дороги, т.е. подлежат приватизации.
Соответственно, отказ ДЗР г. Москвы от предусмотренных п. 7 ст. 36 ЗемК РФ ДЗР г. Москвы действий является незаконным.
Хотя иск сформулирован как требования о признании права собственности на соответствующие земельные участки, - исходя из положенных в обоснование иска фактических обстоятельств суд квалифицирует их как требования, направленные на обязание незаконно бездействующего государственного органа совершить предусмотренные п. 7 ст. 36 ЗемК РФ ДЗР г. Москвы действия.
О наличии у суда таких полномочий указано в п. п. 5, 6, 7, 8 Постановления Пленума ВАС РФ от 11.07.2011 г. N 54 "О некоторых вопросах разрешения споров, возникающих из договоров по поводу недвижимости, которая будет создана или приобретена в будущем", п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 г "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав".
В связи с чем требования в части обязании утвердить и выдать схему расположения на кадастровом плане (карте) истребуемых земельных участков являются законными и обоснованными и подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 269 - 271 АПК РФ, суд
постановил:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 24.07.2012 г. по делу N А40-58292/12 отменить.
Иск удовлетворить в части.
Обязать Департамент земельных ресурсов г. Москвы утвердить и выдать ООО "НЕКС" схемы расположения на кадастровом плане (карте) земельных участков, на которых расположены стр. 1, 2, 3, 4 д. 3А по ул. Путейная г. Москвы.
Обязать Департамент земельных ресурсов г. Москвы утвердить и выдать ООО "АС-Недвижимость" схемы расположения на кадастровом плане (карте) земельных участков, на которых расположены стр. 5, 6 д. 3А по ул. Путейная г. Москвы.
В остальном в удовлетворении иска отказать.
Постановление может быть обжаловано в течение 2 месяцев со дня изготовления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий
Е.Е.КУЗНЕЦОВА
Судьи
М.С.КОРАБЛЕВА
А.П.ТИХОНОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 18.02.2013 N 09АП-29152/2012-ГК ПО ДЕЛУ N А40-58292/12
Разделы:Права на землю: собственность, аренда, безвозмездное срочное пользование, сервитут ...; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 февраля 2013 г. N 09АП-29152/2012-ГК
Дело N А40-58292/12
Резолютивная часть объявлена 11.02.2013 г.
В полном объеме изготовлено 18.02.2013 г.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кузнецовой Е.Е.,
судей Кораблевой М.С., Тихонова А.П.,
при ведении протокола с/з помощником судьи Спиридоновым Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по правилам, установленным АПК РФ для рассмотрения дела судом первой инстанции,
дело N А40-58292/12
по иску ООО "НЕКС" (127486, г. Москва, Дмитровское ш., д. 89, корп. 1), ООО "АС-Недвижимость" (127486, г. Москва, Дмитровское ш., д. 89, корп. 1)
к Департаменту земельных ресурсов г. Москвы (115054, г. Москва, ул. Бахрушина, д. 20),
с участием третьих лиц Управления Росреестра по г. Москве (115191, г. Москва, ул. Б. Тульская, д. 15), Управления Росимущества по Москве (107174, г. Москва, Орликов пер., д. 3, корп. Б), ОАО "РЖД" (107174, г. Москва, ул. Н. Басманная, д. 2),
о признании права собственности на земельный участок,
при участии в судебном заседании:
- от истцов: Косичкин А.И. по дов. соотв. от 20.11.2012 г., 05.02.2013 г.;
- от ответчика: Белкина А.Ю. по дов. от 05.02.2013 г.;
- от третьих лиц: от ОАО "РЖД": Азаров А.А. по дов. от 17.10.2012 г.; от остальных: неявка,
установил:
ООО "НЕКС", ООО "АС-Недвижимость" предъявили иск к Департаменту земельных ресурсов г. Москвы о признании права собственности на земельный участок площадью 10752 кв. м по адресу: г. Москва, ул. Путейская, д. 3А.
Заявленные требования мотивированы тем, что для реализации права на приватизацию в порядке ст. 36 ЗемК РФ земельного участка, на котором расположены находящиеся в собственности Истцов здания, они обратились в Департамент земельных ресурсов г. Москвы с соответствующими заявлениями, с приложением предусмотренных Приказом Минэкономразвития от 13.09.2011 г. N 475 документов, однако последний от совершения предусмотренных данной нормой действий уклонился на том основании, что испрашиваемый земельный участок не подлежит приватизации, поскольку находится в полосе отвода железной дороги.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 24.07.2012 г. в удовлетворении иска отказано (т. 2 л.д. 22 - 23).
На состоявшее решение Истцами подана апелляционная жалоба (т. 2 л.д. 28 - 30).
Определением Девятого арбитражного апелляционного суда от 16.10.2012 г. (т. 2 л.д. 71 - 72) объявлен переход к рассмотрению дела по правилам, установленным АПК РФ для рассмотрения дела судом первой инстанции.
В суде апелляционной инстанции Истцы заявленные требования поддержали, Ответчик и ОАО "РЖД" по ним возражали; неявившиеся третьи лица считаются надлежаще уведомленными посредством размещения определения о судебном заседании на сайте суда в сети Интернет (т. 4 л.д. 39), о возбуждении производства по делу извещены вручением определения (т. 1 л.д. 76, 80, т. 2 л.д. 51).
Проверив обоснованность заявленного иска, суд полагает его подлежащим частичному удовлетворению.
ООО "НЕКС" является собственником стр. 1, 2, 3, 4 д. 3А по ул. Путейная г. Москвы; ООО "АС-Недвижимость" является собственником стр. 5, 6 д. 3А по ул. Путейная г. Москвы.
Право собственности зарегистрировано в ЕГРП (т. 3 л.д. 102 - 123).
В соответствии с п. 1 ст. 36 ЗемК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности здания, расположенные на земельном участке, находящимся в государственной или муниципальной собственности, имеют право на его приватизацию.
На основании ст. 10 ФЗ от 25.10.2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса РФ", поскольку государственная собственность на земельный участок, необходимый для эксплуатации стр. 1, 2, 3, 4, и земельный участок, необходимый для эксплуатации стр. 5, 6, не разграничена, распоряжение такими землями на территории города федерального значения Москвы осуществляет Департамент земельных ресурсов г. Москвы.
Для реализации данного права ООО "НЕКС" и ООО "АС-Недвижимость" в соответствии с п. 5 ст. 36 ЗемК РФ 26.12.2011 г. обратились в данный уполномоченный орган государственной власти с соответствующими заявлениями, с приложением предусмотренных Приказом Минэкономразвития от 13.09.2011 г. N 475 документов (т. 1 л.д. 18 - 19, 35 - 36).
Поскольку государственный кадастровый учет земельного участка, необходимого для эксплуатации стр. 1, 2, 3, 4, и земельного участка, необходимого для эксплуатации стр. 5, 6, не осуществлен, - в соответствии с п. 7 ст. 36 ЗемК РФ ДЗР г. Москвы должен был утвердить и выдать Заявителям схему расположения соответствующих земельных участков на кадастровом плане (карте).
Однако Департамент земельных ресурсов г. Москвы от совершения предусмотренных данной нормой действий уклонился, мотивировав (письмами исх. от 19.01.2012 г. N 33-1Т9-2546/11-(0)-1 (т. 1 л.д. 20), 33-1Т9-2545/11-(0)-1 (т. 1 л.д. 37)) тем, что испрашиваемые земельные участки находится в полосе отвода железной дороги.
Суд апелляционной инстанции полагает, что испрашиваемые земельные участки к землям, ограниченным в обороте, не относятся.
Реализация исключительного права, установленного ст. 36 ЗемК РФ, может быть ограничена в случаях, предусмотренных ст. 27 ЗемК РФ.
В частности, в соответствии с пп. 7 п. 5 ст. 27 ЗемК РФ ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, предоставленные для нужд организаций транспорта, в том числе морских, речных портов, вокзалов, аэродромов и аэропортов, сооружений навигационного обеспечения воздушного движения и судоходства, терминалов и терминальных комплексов в зонах формирования международных транспортных коридоров.
Согласно абз. 2 п. 2 ст. 27 ЗемК РФ земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Из пп. 3 п. 2 ст. 90 ЗемК РФ следует, что в целях обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов железнодорожного транспорта могут предоставляться земельные участки для установления полос отвода и охранных зон железных дорог.
Абз. 17 ст. 2 ФЗ от 10.01.2003 г. N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" определено, что полосой отвода железных дорог являются земельные участки, прилегающие к железнодорожным путям, земельные участки, занятые железнодорожными путями или предназначенные для размещения таких путей, а также земельные участки, занятые или предназначенные для размещения железнодорожных станций, водоотводных и укрепительных устройств, защитных полос лесов вдоль железнодорожных путей, линий связи, устройств электроснабжения, производственных и иных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов железнодорожного транспорта.
Между тем по настоящему делу испрашиваемые земельные участки заняты не объектами железнодорожного транспорта, а зданиями, находящимися в собственности юридических лиц, не являющихся организациями железнодорожного транспорта.
Земельный участок, застроенный зданием, используемым не организацией железнодорожного транспорта, не для обеспечения функционирования железнодорожного транспорта, - в принципе не может считаться занятым объектом железнодорожного транспорта, а считаться предназначенным для размещения объектов железнодорожного транспорта такой земельный участок мог бы только при условии принятия судебного акта о сносе здания, самовольно построенного на неотведенном для соответствующих целей земельном участке, или об истребовании здания во владение организации железнодорожного транспорта.
Тогда как по настоящему делу законность создания зданий на испрашиваемых земельных участках и законность перехода права собственности на данные здания к Истцам никем под сомнением не поставлена и в установленном порядке не оспорена.
Кроме того, говорить о принадлежности земли к полосе отвода можно только когда ее границы определены.
Приказом Министерства путей сообщения РФ от 15.05.1999 г. N 26Ц определено, что размер полосы отвода определяется в соответствии с нормами и правилами проектирования отвода земель для железных дорог, утверждаемыми МПС России, а также проектно-сметной документацией и генеральными схемами развития и реконструкции объектов федерального железнодорожного транспорта и станций; установление границ полосы отвода осуществляется территориальными органами Государственного земельного комитета Российской Федерации совместно с железными дорогами.
П. 1 ст. 9 ФЗ от 10.01.2003 г. N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" установлено, что размеры земельных участков земель железнодорожного транспорта, в том числе полосы отвода, определяются проектно-сметной документацией, согласованной в порядке, установленном земельным законодательством РФ. Порядок установления и использования полос отвода определяется Правительством РФ.
Установленный Постановлением Правительства РФ от 12.10.2006 г. N 611 порядок установления полос отвода железных дорог предполагает установление границ полосы отвода с учетом норм отвода земельных участков, необходимых для формирования полосы отвода, утверждаемых Министерством транспорта РФ, и последующее проведение кадастровых работ и постановку на кадастровый учет земельных участков в границах полосы отвода в соответствии с ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Установленные Приказом Министерства транспорта РФ от 06.08.2008 г. N 126 нормы отвода земельных участков, необходимых для формирования полосы отвода железных дорог, предполагают, что для определения ширины полосы отвода подлежат выяснению такие условия и факторы, как: конфигурация (поперечное сечение) земляного полотна, размеры искусственных сооружений, рельеф местности, особые природные условия (участки пути, расположенные на болотах, на слабых основаниях, с подтоплением от временных водотоков и водохранилищ, в зоне оврагообразования, на оползнях, на вечномерзлых грунтах и т.д.), необходимость создания защиты путей от снежных или песчаных заносов, залесенность местности, зона риска (дальность "отлета" с насыпи подвижного состава и груза при аварии); при установлении размеров полос отвода следует учитывать землеустроительную, градостроительную и проектную документацию, генеральные схемы развития железнодорожных линий, узлов и станций, а также сложившееся землепользование и ранее утвержденные размеров и границ полос отвода и охранных зон.
Таким образом, определить, относится ли земля, не непосредственно занятая железнодорожными путями, а прилегающая к ней, к полосе отвода, возможно только тогда, когда полоса отвода сформирована по установленным Приказом Министерства транспорта РФ от 06.08.2008 г. N 126 нормам в установленном Постановлением Правительства РФ от 12.10.2006 г. N 611 порядке.
Между тем по настоящему делу отсутствуют доказательства того, что границы истребуемых земельных участков пересекаются с границами земельного участка полосы отвода железной дороги, определенных и учтенных в установленном порядке.
Кроме того, исходя из нормативов, установленных Приказом Министерства транспорта РФ от 06.08.2008 г. N 126, полоса отводов шириной свыше 60 метров от железнодорожных путей является исключением и устанавливается применительно к местностям со сложными природными условиями.
По настоящему делу таких сложных условий эксплуатации железнодорожных путей не имеется.
Обследованием, выполненным 08.02.2013 г. ОАО "РЖД", Москомархитектурой, ГУП "НИиПИ Генплана г. Москвы", результаты которого отражены в Акте с прилагаемой фототаблицей (т. 4 л.д. 44 - 124), установлено, что железнодорожные пути находятся на удалении 70 м от зданий, требования о приватизации земельных участков под которыми были заявлены Истцами (с другой стороны к данным зданиям непосредственно прилегает проезжая часть ул. Ивана Сусанина).
Следовательно, по настоящему делу истребуемые земельные участки располагаются за пределами территории, предназначенной для формирования полосы отвода железной дороги, т.е. подлежат приватизации.
Соответственно, отказ ДЗР г. Москвы от предусмотренных п. 7 ст. 36 ЗемК РФ ДЗР г. Москвы действий является незаконным.
Хотя иск сформулирован как требования о признании права собственности на соответствующие земельные участки, - исходя из положенных в обоснование иска фактических обстоятельств суд квалифицирует их как требования, направленные на обязание незаконно бездействующего государственного органа совершить предусмотренные п. 7 ст. 36 ЗемК РФ ДЗР г. Москвы действия.
О наличии у суда таких полномочий указано в п. п. 5, 6, 7, 8 Постановления Пленума ВАС РФ от 11.07.2011 г. N 54 "О некоторых вопросах разрешения споров, возникающих из договоров по поводу недвижимости, которая будет создана или приобретена в будущем", п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 г "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав".
В связи с чем требования в части обязании утвердить и выдать схему расположения на кадастровом плане (карте) истребуемых земельных участков являются законными и обоснованными и подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 269 - 271 АПК РФ, суд
постановил:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 24.07.2012 г. по делу N А40-58292/12 отменить.
Иск удовлетворить в части.
Обязать Департамент земельных ресурсов г. Москвы утвердить и выдать ООО "НЕКС" схемы расположения на кадастровом плане (карте) земельных участков, на которых расположены стр. 1, 2, 3, 4 д. 3А по ул. Путейная г. Москвы.
Обязать Департамент земельных ресурсов г. Москвы утвердить и выдать ООО "АС-Недвижимость" схемы расположения на кадастровом плане (карте) земельных участков, на которых расположены стр. 5, 6 д. 3А по ул. Путейная г. Москвы.
В остальном в удовлетворении иска отказать.
Постановление может быть обжаловано в течение 2 месяцев со дня изготовления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий
Е.Е.КУЗНЕЦОВА
Судьи
М.С.КОРАБЛЕВА
А.П.ТИХОНОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)