Судебные решения, арбитраж
Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда в составе:
председательствующего Пономаревой Т.А.,
судей Григорьевой Н.М., Ночевника С.Г.,
при секретаре Ш.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе территориального управления федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ленинградской области на решение Выборгского городского суда Ленинградской области от 6 мая 2013 года, которым отказано в удовлетворении искового заявления территориального управления федерального агентства по управления государственным имуществом в Ленинградской области к К., администрации муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области о признании недействительным аукциона, признании сделки недействительной, применении последствий недействительности ничтожной сделки и признании права собственности Российской Федерации.
Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда Ночевника С.Г., возражения представителей ответчика К. - С., ответчика администрации МО "Выборгский район" ЛО Д., судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда
установила:
ТУ Росимущества в ЛО обратилось в Выборгский городской суд Ленинградской области с исковым заявлением к администрации МО "Выборгский район" ЛО, К. о признании недействительными торгов в форме аукциона по продаже из государственной собственности земельного участка с кадастровым номером N площадью 42479 кв. м, расположенного в <адрес> (итоговый протокол аукциона N 300-А от 29.12.2012), признании недействительным договора купли-продажи земельного участка N 617-А от 14.01.2013, применении последствий недействительности ничтожной сделки и признании отсутствующим право собственности К. на земельный участок с кадастровым номером N площадью 42479 кв. м, признании права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером N площадью 42479 кв. м, расположенный в <адрес>.
В обоснование иска указано, что земельный участок с кадастровым номером N площадью 42479 кв. м расположен в пределах бывшего 145 квартала Ленинского участкового лесничества, который был включен в черту <адрес> постановлением Правительства ЛО от 29.12.2006 N 357. Согласно законодательству лесной фонд находится в федеральной собственности. Право собственности РФ на 145 квартал Ленинского участкового лесничества зарегистрировано в ЕГРП. У администрации МО "Выборгский район" ЛО отсутствовали полномочия по распоряжению земельными участками, находящимися в федеральной собственности (т. 1 л.д. 4 - 7).
Решением Выборгского городского суда Ленинградской области от 6 мая 2013 года в удовлетворении иска ТУ Росимущества в ЛО отказано (т. 2 л.д. 77 - 85).
Истец ТУ Росимущества в ЛО с указанным решением суда не согласилось и представило апелляционную жалобу с просьбой решение Выборгского городского суда Ленинградской области от 06.05.2013 отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении иска. В жалобе указано, что решение суда является необоснованным, поскольку спорный участок расположен в пределах бывшего 145 квартала Ленинского участкового лесничества, который был включен в черту <адрес> постановлением Правительства ЛО от 29.12.2006 N 357. На 145 квартал Ленинского участкового лесничества зарегистрировано право собственности РФ. У администрации МО "Выборгский район" отсутствовали полномочия по распоряжению земельными участками, находящимися в федеральной собственности. В результате продажи на торгах спорного земельного участка было нарушено право собственности РФ, что было необоснованно отклонено судом (т. 2 л.д. 100 - 102).
Ответчик К. представил письменные возражения на апелляционную жалобу, в которых указал на отсутствие доказательств, подтверждающих факт нахождения принадлежащего ему земельного участка в границах лесного участка Рощинского лесничества. Полагал себя добросовестным приобретателем, поскольку спорный земельный участок был приобретен на торгах, возмездно, и из документации он не мог знать о возможном нахождении участка в границах лесного участка Рощинского лесничества.
В судебное заседание по рассмотрению апелляционной жалобы представитель истца ТУ Росимущества по ЛО, ответчик К., будучи надлежащим образом извещенными о месте и времени судебного заседания, не явились, в связи с чем судебная коллегия определила рассмотреть жалобу в их отсутствие.
Представитель ответчика К. - С., представитель ответчика администрации МО "Выборгский район" ЛО Д. возражали против удовлетворения апелляционной жалобы и полагали решение суда законным и обоснованным.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда приходит к следующему.
Согласно ст. 447 ГК РФ договор, если иное не вытекает из его существа, может быть заключен путем проведения торгов. Договор заключается с лицом, выигравшим торги. В качестве организатора торгов может выступать собственник вещи или обладатель иного имущественного права на нее. В случаях, указанных в настоящем Кодексе или ином законе, договоры о продаже вещи или имущественного права могут быть заключены только путем проведения торгов.
Правила проведения торгов по продаже земельных участков установлены ст. 38 Земельного кодекса РФ (далее - ЗК РФ).
Пункт 2 ст. 38 ЗК РФ предусматривает, что в качестве продавца земельного участка или права на заключение договора аренды такого земельного участка выступает исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 ЗК РФ.
В силу ст. 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.
Согласно ст. 27 ЗК РФ ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки из состава земель лесного фонда.
В ст. 449 ГК РФ указано, что торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица. Признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги.
Как следует из материалов дела и судом первой инстанции установлено, 07.11.2012 в государственный кадастр недвижимости внесен кадастровый номер N в отношении земельного участка площадью 42479 кв. м и местоположением <адрес>. Категория земель - земли населенных пунктов (т. 1 л.д. 72).
29.12.2012 главой администрации МО "Выборгский район" ЛО утвержден протокол о результатах аукциона по продаже земельных участков, в том числе, земельного участка площадью 42479 кв. м, с кадастровым номером N, расположенного по адресу: <адрес>, для размещения объектов рекреационного назначения (т. 1 л.д. 77).
По заключению членов аукционной комиссии победителем указанного аукциона признан К. (т. 1 л.д. 84).
14.01.2013 МО "Выборгский район" ЛО заключило с К. договор купли-продажи земельного участка площадью 42479 кв. м, с кадастровым номером N (т. 1 л.д. 69).
15.02.2013 за К. зарегистрировано право собственности на земельный участок площадью 42479 кв. м, с кадастровым номером N (т. 1 л.д. 76).
Из представленных представителем ответчика К. в суд апелляционной инстанции документов следует, что 21.02.2013 К. принял решение о разделе земельного участка с кадастровым номером N площадью 42479 кв. м на два земельный участка - площадью 37846 кв. м и 4633 кв. м
01.04.2013 в государственный кадастр недвижимости внесены сведения о земельном участке с кадастровым номером N площадью 37846 кв. м и о земельном участке с кадастровым номером 47 N площадью 4633 кв. м
22.05.2013 за К. зарегистрировано право собственности на земельные участки с кадастровым номером N площадью 37846 кв. м и с кадастровым номером N площадью 4633 кв. м.
Отказывая в удовлетворении заявленных ТУ Росимущества в ЛО требований, суд первой инстанции исходил из того, что земельный участок с кадастровым номером N относится к землям поселений и отсутствуют сведения, что данный земельный участок образован из земельного участка, принадлежащего Российской Федерации и отнесенного к землям лесного фонда.
При этом, суд первой инстанции сослался на наличие никем не оспоренного постановления Правительства Ленинградской области от 29.12.2006 N 357 "Об утверждении проекта черты поселка Ленинское муниципального образования "Первомайское сельское поселение" Выборгского района Ленинградской области и установлении черты поселка Ленинское муниципального образования "Первомайское сельское поселение" Выборгского района Ленинградской области", согласно которому, дополнительно в черту населенного пункта включены земли лесного фонда площадью 147,5 га (<адрес>)
Судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда с указанными выводами согласиться не может, поскольку они сделаны при неправильном применении норм материального права и выводы суда первой инстанции, изложенные в решении суда, не соответствуют обстоятельствам дела.
По данным ТУ Росимущества в ЛО земельный участок с кадастровым номером N расположен в пределах 145 квартала Ленинского участкового лесничества, который входит в состав Лесного участка Рощинского лесничества, учтенного в реестре федерального имущества (т. 1 л.д. 45).
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 29.12.2008 за Российской Федерацией 18.02.2005 зарегистрировано право собственности на лесной участок Рощинского лесничества, категория земель: земли лесного фонда, расположенного, в том числе, по адресу: <адрес> (т. 1 л.д. 9).
Выводы суда первой инстанции о том, что в состав принадлежащего Российской Федерации земельного участка с кадастровым номером N входит не весь квартал N Ленинского участкового лесничества, а лишь части его выделов 1, 3, 7 противоречат выписке из государственного кадастра недвижимости, которая отражает наличие обременений в отношении частей целого земельного участка, а не сведения об их принадлежности.
Возражая против удовлетворения иска ответчик К. фактически не оспаривал, что приобретенный им земельный участок с кадастровым номером N расположен на землях бывшего квартала N Ленинского участкового лесничества, которые постановлением Правительства ЛО были включены в границы <адрес> и переведены в категорию земель - земли поселений.
При этом, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда отмечает, что допустимых и достоверных доказательств того, что земельный участок с кадастровым номером N был образован не в пределах <адрес> Ленинского участкового лесничества, ответчиком представлено не было.
Доводы ответчика о том, что отсутствие межевания участка лесного фонда, находящегося в собственности Российской Федерации, не позволяет установить границы указанного участка, с которыми согласился суд первой инстанции, основаны на неправильном применении норм материального права, поскольку в соответствии с положениями Лесного кодекса Российской Федерации границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности. Лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со статьями 67, 69 и 92 настоящего Кодекса, то есть по результатам проведения лесоустройства.
Оценивая по правилам ст. 67 ГПК РФ представленные сторонами доказательства судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда приходит к выводу, что земельный участок с кадастровым номером N расположен в пределах <адрес> Ленинского участкового лесничества.
Включение земель лесного фонда площадью 147,5 га (<адрес>) в черту населенного пункта, на основании постановления Правительства Ленинградской области от 29.12.2006 N 357, вопреки выводам суда первой инстанции, не свидетельствует об изменении категории земель <адрес> Ленинского лесничества.
Ссылаясь на то, что постановление Правительства Ленинградской области от 29.12.2006 N 357 в установленном законом порядке не обжаловано и никем не оспорено, суд первой инстанции не учел, что в соответствии со ст. 120 Конституции Российской Федерации суд, установив при рассмотрении дела несоответствие акта государственного или иного органа закону, принимает решение в соответствии с законом.
Как указано в п. 7 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 31.10.1995 N 8 "О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия" если при рассмотрении конкретного дела суд установит, что подлежащий применению акт государственного или иного органа не соответствует закону, он в силу ч. 2 ст. 120 Конституции Российской Федерации обязан принять решение в соответствии с законом, регулирующим данные правоотношения. Оценке с точки зрения соответствия закону подлежат нормативные акты любого государственного или иного органа (нормативные указы Президента Российской Федерации, постановления палат Федерального Собрания Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, акты органов местного самоуправления, приказы и инструкции министерств и ведомств, руководителей учреждений, предприятий, организаций и т.д.).
Согласно статье 9 Лесного кодекса Российской Федерации 1997 года, действовавшего в период государственной регистрации права федеральной собственности на спорный участок лесного фонда, к участкам лесного фонда относятся как участки леса, так и участки лесных и нелесных земель. Границы участков лесного фонда обозначаются в натуре с помощью лесохозяйственных знаков и (или) указываются в планово-картографических материалах (лесных картах). К участкам лесного фонда и правам пользования ими применяются положения гражданского законодательства об объектах гражданских прав, а также положения земельного законодательства Российской Федерации о земельных участках, если иное не установлено Лесным кодексом.
Лесным кодексом Российской Федерации предусмотрено, что регулирование лесных отношений осуществляется с учетом представлений о лесе как о совокупности лесной растительности, земли, животного мира и других компонентов окружающей природной среды, имеющей важное экологическое, экономическое и социальное значение.
Земельный кодекс Российской Федерации устанавливает, что все земли по целевому назначению подразделяются на самостоятельные категории, в частности, на земли поселений (населенных пунктов), земли лесного фонда (статья 7).
В силу статьи 101 Земельного кодекса Российской Федерации 2001 года границы земель лесного фонда определяются путем отграничения земель лесного фонда от земель иных категорий в соответствии с материалами лесоустройства. Данные о границах земель лесного фонда заносятся в государственный земельный кадастр. Изъятие земель, занятых лесами первой группы, для государственных или муниципальных нужд допускается только в исключительных случаях, предусмотренных Кодексом. Перевод земель лесного фонда в земли иных категорий осуществляется в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 8 Кодекса с учетом требований охраны окружающей среды, установленных федеральными законами.
Согласно ст. 63 Лесного кодекса РФ 1997 года перевод земель лесного фонда в земли иных категорий осуществляется Правительством Российской Федерации.
Таким образом, включение постановлением Правительства ЛО N 357 в черту <адрес> участка лесного фонда, не свидетельствует о том, что тот обрел статус земель поселений.
При этом, в силу ст. 84 Земельного кодекса РФ (первоначальная редакция) черта городских, сельских поселений представляет собой внешние границы земель городских, сельских поселений, отделяющие эти земли от земель иных категорий, поэтому установление городской черты не может влиять на имущественные отношения сторон.
Обязательность процедуры перевода земель лесного фонда в земли поселений (населенных пунктов) подтверждается правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, высказанной им в Постановлении от 09.01.1998 N 1-П по делу о проверке конституционности Лесного кодекса Российской Федерации.
При указанных обстоятельствах включение принадлежащего Российской Федерации 145 квартала Ленинского участкового лесничества в черту поселка Ленинское муниципального образования "Первомайское сельское поселение" Выборгского района Ленинградской области нельзя считать переводом участка лесного фонда в земли поселений ввиду несоблюдения установленных порядка и процедуры перевода, а потому наличие действующего постановления Правительства Ленинградской области от 29 декабря 2006 года N 357 "Об утверждении проекта черты поселка Ленинское муниципального образования "Первомайское сельское поселение" Выборгского района Ленинградской области и установлении черты поселка Ленинское муниципального образования "Первомайское сельское поселение" Выборгского района Ленинградской области", которым <адрес> квартал Ленинского участкового лесничества был включен в черту поселка Ленинское муниципального образования "Первомайское сельское поселение" Выборгского района Ленинградской области, вопреки выводам суда первой инстанции, не влечет перехода прав на указанный участок лесного фонда к органам местного самоуправления.
Следовательно, осуществление полномочий собственника земельного участка, входящего в состав <адрес> квартала Ленинского участкового лесничества, в том числе по формированию земельного участка, утверждению места его расположения и проведения в отношении него аукциона, в соответствии с Положением о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 05 июня 2008 года N 432, в 2012 могло осуществлять лишь Росимущество, как непосредственно, так и через свои территориальные органы, но не органы местного самоуправления в лице администрации МО "Выборгский район" ЛО.
Поскольку на момент проведения торгов и заключения сделки купли-продажи земельного участка администрация МО "Выборгский район" ЛО не являлась законным обладателем прав на земельный участок с кадастровым номером N, то это служит основанием для признания результатов аукциона и договора купли-продажи земельного участка недействительными, поскольку Российская Федерация не передавала вышеуказанный земельный участок в установленном законом порядке МО "Выборгский район" ЛО.
Исходя из разъяснений, содержащихся в п. 52 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" в случаях, когда запись в ЕГРП нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими.
В связи с тем, что К. собственником земельного участка с кадастровым номером N в настоящее время не является и в государственном кадастре недвижимости сведения о земельном участке с таким номером отсутствуют в связи с разделом указанного участка, то требования истца о признании права собственности К. отсутствующим и признании права собственности РФ на земельный участок с кадастровым номером N удовлетворению не подлежат.
При этом, вынесение решения о признании права собственности Российской Федерации на указанный земельный участок не требуется, поскольку за Российской Федерацией уже зарегистрировано право собственности на лесной участок <адрес> Ленинского участкового лесничества.
Руководствуясь ст. 327.1, ст. 328, ст. 329, ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда
определила:
решение Выборгского городского суда Ленинградской области от 6 мая 2013 года в части отказа в удовлетворении искового заявления территориального управления федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ленинградской области о признании недействительными торгов и договора купли-продажи земельного участки отменить и принять по делу в указанной части новое решение.
Признать недействительными торги в форме аукциона по продаже из государственной собственности земельного участка с кадастровым номером N площадью 42479 кв. м, расположенного в <адрес> (итоговый протокол аукциона N 300-А от 29.12.2012).
Признать недействительным договор N 617-А купли-продажи земельного участка с кадастровым номером N заключенный 14 января 2013 года между муниципальным образованием "Выборгский район" Ленинградской области и К.
В остальной части решение Выборгского городского суда Ленинградской области от 6 мая 2013 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу территориального управления федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ленинградской области в остальной части без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЛЕНИНГРАДСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 29.08.2013 N 33-3842/2013
Разделы:Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ЛЕНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 29 августа 2013 г. N 33-3842/2013
Судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда в составе:
председательствующего Пономаревой Т.А.,
судей Григорьевой Н.М., Ночевника С.Г.,
при секретаре Ш.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе территориального управления федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ленинградской области на решение Выборгского городского суда Ленинградской области от 6 мая 2013 года, которым отказано в удовлетворении искового заявления территориального управления федерального агентства по управления государственным имуществом в Ленинградской области к К., администрации муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области о признании недействительным аукциона, признании сделки недействительной, применении последствий недействительности ничтожной сделки и признании права собственности Российской Федерации.
Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда Ночевника С.Г., возражения представителей ответчика К. - С., ответчика администрации МО "Выборгский район" ЛО Д., судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда
установила:
ТУ Росимущества в ЛО обратилось в Выборгский городской суд Ленинградской области с исковым заявлением к администрации МО "Выборгский район" ЛО, К. о признании недействительными торгов в форме аукциона по продаже из государственной собственности земельного участка с кадастровым номером N площадью 42479 кв. м, расположенного в <адрес> (итоговый протокол аукциона N 300-А от 29.12.2012), признании недействительным договора купли-продажи земельного участка N 617-А от 14.01.2013, применении последствий недействительности ничтожной сделки и признании отсутствующим право собственности К. на земельный участок с кадастровым номером N площадью 42479 кв. м, признании права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером N площадью 42479 кв. м, расположенный в <адрес>.
В обоснование иска указано, что земельный участок с кадастровым номером N площадью 42479 кв. м расположен в пределах бывшего 145 квартала Ленинского участкового лесничества, который был включен в черту <адрес> постановлением Правительства ЛО от 29.12.2006 N 357. Согласно законодательству лесной фонд находится в федеральной собственности. Право собственности РФ на 145 квартал Ленинского участкового лесничества зарегистрировано в ЕГРП. У администрации МО "Выборгский район" ЛО отсутствовали полномочия по распоряжению земельными участками, находящимися в федеральной собственности (т. 1 л.д. 4 - 7).
Решением Выборгского городского суда Ленинградской области от 6 мая 2013 года в удовлетворении иска ТУ Росимущества в ЛО отказано (т. 2 л.д. 77 - 85).
Истец ТУ Росимущества в ЛО с указанным решением суда не согласилось и представило апелляционную жалобу с просьбой решение Выборгского городского суда Ленинградской области от 06.05.2013 отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении иска. В жалобе указано, что решение суда является необоснованным, поскольку спорный участок расположен в пределах бывшего 145 квартала Ленинского участкового лесничества, который был включен в черту <адрес> постановлением Правительства ЛО от 29.12.2006 N 357. На 145 квартал Ленинского участкового лесничества зарегистрировано право собственности РФ. У администрации МО "Выборгский район" отсутствовали полномочия по распоряжению земельными участками, находящимися в федеральной собственности. В результате продажи на торгах спорного земельного участка было нарушено право собственности РФ, что было необоснованно отклонено судом (т. 2 л.д. 100 - 102).
Ответчик К. представил письменные возражения на апелляционную жалобу, в которых указал на отсутствие доказательств, подтверждающих факт нахождения принадлежащего ему земельного участка в границах лесного участка Рощинского лесничества. Полагал себя добросовестным приобретателем, поскольку спорный земельный участок был приобретен на торгах, возмездно, и из документации он не мог знать о возможном нахождении участка в границах лесного участка Рощинского лесничества.
В судебное заседание по рассмотрению апелляционной жалобы представитель истца ТУ Росимущества по ЛО, ответчик К., будучи надлежащим образом извещенными о месте и времени судебного заседания, не явились, в связи с чем судебная коллегия определила рассмотреть жалобу в их отсутствие.
Представитель ответчика К. - С., представитель ответчика администрации МО "Выборгский район" ЛО Д. возражали против удовлетворения апелляционной жалобы и полагали решение суда законным и обоснованным.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда приходит к следующему.
Согласно ст. 447 ГК РФ договор, если иное не вытекает из его существа, может быть заключен путем проведения торгов. Договор заключается с лицом, выигравшим торги. В качестве организатора торгов может выступать собственник вещи или обладатель иного имущественного права на нее. В случаях, указанных в настоящем Кодексе или ином законе, договоры о продаже вещи или имущественного права могут быть заключены только путем проведения торгов.
Правила проведения торгов по продаже земельных участков установлены ст. 38 Земельного кодекса РФ (далее - ЗК РФ).
Пункт 2 ст. 38 ЗК РФ предусматривает, что в качестве продавца земельного участка или права на заключение договора аренды такого земельного участка выступает исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 ЗК РФ.
В силу ст. 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.
Согласно ст. 27 ЗК РФ ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки из состава земель лесного фонда.
В ст. 449 ГК РФ указано, что торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица. Признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги.
Как следует из материалов дела и судом первой инстанции установлено, 07.11.2012 в государственный кадастр недвижимости внесен кадастровый номер N в отношении земельного участка площадью 42479 кв. м и местоположением <адрес>. Категория земель - земли населенных пунктов (т. 1 л.д. 72).
29.12.2012 главой администрации МО "Выборгский район" ЛО утвержден протокол о результатах аукциона по продаже земельных участков, в том числе, земельного участка площадью 42479 кв. м, с кадастровым номером N, расположенного по адресу: <адрес>, для размещения объектов рекреационного назначения (т. 1 л.д. 77).
По заключению членов аукционной комиссии победителем указанного аукциона признан К. (т. 1 л.д. 84).
14.01.2013 МО "Выборгский район" ЛО заключило с К. договор купли-продажи земельного участка площадью 42479 кв. м, с кадастровым номером N (т. 1 л.д. 69).
15.02.2013 за К. зарегистрировано право собственности на земельный участок площадью 42479 кв. м, с кадастровым номером N (т. 1 л.д. 76).
Из представленных представителем ответчика К. в суд апелляционной инстанции документов следует, что 21.02.2013 К. принял решение о разделе земельного участка с кадастровым номером N площадью 42479 кв. м на два земельный участка - площадью 37846 кв. м и 4633 кв. м
01.04.2013 в государственный кадастр недвижимости внесены сведения о земельном участке с кадастровым номером N площадью 37846 кв. м и о земельном участке с кадастровым номером 47 N площадью 4633 кв. м
22.05.2013 за К. зарегистрировано право собственности на земельные участки с кадастровым номером N площадью 37846 кв. м и с кадастровым номером N площадью 4633 кв. м.
Отказывая в удовлетворении заявленных ТУ Росимущества в ЛО требований, суд первой инстанции исходил из того, что земельный участок с кадастровым номером N относится к землям поселений и отсутствуют сведения, что данный земельный участок образован из земельного участка, принадлежащего Российской Федерации и отнесенного к землям лесного фонда.
При этом, суд первой инстанции сослался на наличие никем не оспоренного постановления Правительства Ленинградской области от 29.12.2006 N 357 "Об утверждении проекта черты поселка Ленинское муниципального образования "Первомайское сельское поселение" Выборгского района Ленинградской области и установлении черты поселка Ленинское муниципального образования "Первомайское сельское поселение" Выборгского района Ленинградской области", согласно которому, дополнительно в черту населенного пункта включены земли лесного фонда площадью 147,5 га (<адрес>)
Судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда с указанными выводами согласиться не может, поскольку они сделаны при неправильном применении норм материального права и выводы суда первой инстанции, изложенные в решении суда, не соответствуют обстоятельствам дела.
По данным ТУ Росимущества в ЛО земельный участок с кадастровым номером N расположен в пределах 145 квартала Ленинского участкового лесничества, который входит в состав Лесного участка Рощинского лесничества, учтенного в реестре федерального имущества (т. 1 л.д. 45).
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 29.12.2008 за Российской Федерацией 18.02.2005 зарегистрировано право собственности на лесной участок Рощинского лесничества, категория земель: земли лесного фонда, расположенного, в том числе, по адресу: <адрес> (т. 1 л.д. 9).
Выводы суда первой инстанции о том, что в состав принадлежащего Российской Федерации земельного участка с кадастровым номером N входит не весь квартал N Ленинского участкового лесничества, а лишь части его выделов 1, 3, 7 противоречат выписке из государственного кадастра недвижимости, которая отражает наличие обременений в отношении частей целого земельного участка, а не сведения об их принадлежности.
Возражая против удовлетворения иска ответчик К. фактически не оспаривал, что приобретенный им земельный участок с кадастровым номером N расположен на землях бывшего квартала N Ленинского участкового лесничества, которые постановлением Правительства ЛО были включены в границы <адрес> и переведены в категорию земель - земли поселений.
При этом, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда отмечает, что допустимых и достоверных доказательств того, что земельный участок с кадастровым номером N был образован не в пределах <адрес> Ленинского участкового лесничества, ответчиком представлено не было.
Доводы ответчика о том, что отсутствие межевания участка лесного фонда, находящегося в собственности Российской Федерации, не позволяет установить границы указанного участка, с которыми согласился суд первой инстанции, основаны на неправильном применении норм материального права, поскольку в соответствии с положениями Лесного кодекса Российской Федерации границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности. Лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со статьями 67, 69 и 92 настоящего Кодекса, то есть по результатам проведения лесоустройства.
Оценивая по правилам ст. 67 ГПК РФ представленные сторонами доказательства судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда приходит к выводу, что земельный участок с кадастровым номером N расположен в пределах <адрес> Ленинского участкового лесничества.
Включение земель лесного фонда площадью 147,5 га (<адрес>) в черту населенного пункта, на основании постановления Правительства Ленинградской области от 29.12.2006 N 357, вопреки выводам суда первой инстанции, не свидетельствует об изменении категории земель <адрес> Ленинского лесничества.
Ссылаясь на то, что постановление Правительства Ленинградской области от 29.12.2006 N 357 в установленном законом порядке не обжаловано и никем не оспорено, суд первой инстанции не учел, что в соответствии со ст. 120 Конституции Российской Федерации суд, установив при рассмотрении дела несоответствие акта государственного или иного органа закону, принимает решение в соответствии с законом.
Как указано в п. 7 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 31.10.1995 N 8 "О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия" если при рассмотрении конкретного дела суд установит, что подлежащий применению акт государственного или иного органа не соответствует закону, он в силу ч. 2 ст. 120 Конституции Российской Федерации обязан принять решение в соответствии с законом, регулирующим данные правоотношения. Оценке с точки зрения соответствия закону подлежат нормативные акты любого государственного или иного органа (нормативные указы Президента Российской Федерации, постановления палат Федерального Собрания Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, акты органов местного самоуправления, приказы и инструкции министерств и ведомств, руководителей учреждений, предприятий, организаций и т.д.).
Согласно статье 9 Лесного кодекса Российской Федерации 1997 года, действовавшего в период государственной регистрации права федеральной собственности на спорный участок лесного фонда, к участкам лесного фонда относятся как участки леса, так и участки лесных и нелесных земель. Границы участков лесного фонда обозначаются в натуре с помощью лесохозяйственных знаков и (или) указываются в планово-картографических материалах (лесных картах). К участкам лесного фонда и правам пользования ими применяются положения гражданского законодательства об объектах гражданских прав, а также положения земельного законодательства Российской Федерации о земельных участках, если иное не установлено Лесным кодексом.
Лесным кодексом Российской Федерации предусмотрено, что регулирование лесных отношений осуществляется с учетом представлений о лесе как о совокупности лесной растительности, земли, животного мира и других компонентов окружающей природной среды, имеющей важное экологическое, экономическое и социальное значение.
Земельный кодекс Российской Федерации устанавливает, что все земли по целевому назначению подразделяются на самостоятельные категории, в частности, на земли поселений (населенных пунктов), земли лесного фонда (статья 7).
В силу статьи 101 Земельного кодекса Российской Федерации 2001 года границы земель лесного фонда определяются путем отграничения земель лесного фонда от земель иных категорий в соответствии с материалами лесоустройства. Данные о границах земель лесного фонда заносятся в государственный земельный кадастр. Изъятие земель, занятых лесами первой группы, для государственных или муниципальных нужд допускается только в исключительных случаях, предусмотренных Кодексом. Перевод земель лесного фонда в земли иных категорий осуществляется в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 8 Кодекса с учетом требований охраны окружающей среды, установленных федеральными законами.
Согласно ст. 63 Лесного кодекса РФ 1997 года перевод земель лесного фонда в земли иных категорий осуществляется Правительством Российской Федерации.
Таким образом, включение постановлением Правительства ЛО N 357 в черту <адрес> участка лесного фонда, не свидетельствует о том, что тот обрел статус земель поселений.
При этом, в силу ст. 84 Земельного кодекса РФ (первоначальная редакция) черта городских, сельских поселений представляет собой внешние границы земель городских, сельских поселений, отделяющие эти земли от земель иных категорий, поэтому установление городской черты не может влиять на имущественные отношения сторон.
Обязательность процедуры перевода земель лесного фонда в земли поселений (населенных пунктов) подтверждается правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, высказанной им в Постановлении от 09.01.1998 N 1-П по делу о проверке конституционности Лесного кодекса Российской Федерации.
При указанных обстоятельствах включение принадлежащего Российской Федерации 145 квартала Ленинского участкового лесничества в черту поселка Ленинское муниципального образования "Первомайское сельское поселение" Выборгского района Ленинградской области нельзя считать переводом участка лесного фонда в земли поселений ввиду несоблюдения установленных порядка и процедуры перевода, а потому наличие действующего постановления Правительства Ленинградской области от 29 декабря 2006 года N 357 "Об утверждении проекта черты поселка Ленинское муниципального образования "Первомайское сельское поселение" Выборгского района Ленинградской области и установлении черты поселка Ленинское муниципального образования "Первомайское сельское поселение" Выборгского района Ленинградской области", которым <адрес> квартал Ленинского участкового лесничества был включен в черту поселка Ленинское муниципального образования "Первомайское сельское поселение" Выборгского района Ленинградской области, вопреки выводам суда первой инстанции, не влечет перехода прав на указанный участок лесного фонда к органам местного самоуправления.
Следовательно, осуществление полномочий собственника земельного участка, входящего в состав <адрес> квартала Ленинского участкового лесничества, в том числе по формированию земельного участка, утверждению места его расположения и проведения в отношении него аукциона, в соответствии с Положением о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 05 июня 2008 года N 432, в 2012 могло осуществлять лишь Росимущество, как непосредственно, так и через свои территориальные органы, но не органы местного самоуправления в лице администрации МО "Выборгский район" ЛО.
Поскольку на момент проведения торгов и заключения сделки купли-продажи земельного участка администрация МО "Выборгский район" ЛО не являлась законным обладателем прав на земельный участок с кадастровым номером N, то это служит основанием для признания результатов аукциона и договора купли-продажи земельного участка недействительными, поскольку Российская Федерация не передавала вышеуказанный земельный участок в установленном законом порядке МО "Выборгский район" ЛО.
Исходя из разъяснений, содержащихся в п. 52 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" в случаях, когда запись в ЕГРП нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими.
В связи с тем, что К. собственником земельного участка с кадастровым номером N в настоящее время не является и в государственном кадастре недвижимости сведения о земельном участке с таким номером отсутствуют в связи с разделом указанного участка, то требования истца о признании права собственности К. отсутствующим и признании права собственности РФ на земельный участок с кадастровым номером N удовлетворению не подлежат.
При этом, вынесение решения о признании права собственности Российской Федерации на указанный земельный участок не требуется, поскольку за Российской Федерацией уже зарегистрировано право собственности на лесной участок <адрес> Ленинского участкового лесничества.
Руководствуясь ст. 327.1, ст. 328, ст. 329, ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда
определила:
решение Выборгского городского суда Ленинградской области от 6 мая 2013 года в части отказа в удовлетворении искового заявления территориального управления федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ленинградской области о признании недействительными торгов и договора купли-продажи земельного участки отменить и принять по делу в указанной части новое решение.
Признать недействительными торги в форме аукциона по продаже из государственной собственности земельного участка с кадастровым номером N площадью 42479 кв. м, расположенного в <адрес> (итоговый протокол аукциона N 300-А от 29.12.2012).
Признать недействительным договор N 617-А купли-продажи земельного участка с кадастровым номером N заключенный 14 января 2013 года между муниципальным образованием "Выборгский район" Ленинградской области и К.
В остальной части решение Выборгского городского суда Ленинградской области от 6 мая 2013 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу территориального управления федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ленинградской области в остальной части без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)