Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА ОТ 11.11.2013 ПО ДЕЛУ N А01-2360/2012

Разделы:
Изъятие земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 ноября 2013 г. по делу N А01-2360/2012


Резолютивная часть постановления объявлена 05 ноября 2013 г.
Полный текст постановления изготовлен 11 ноября 2013 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Назаренко И.П., судей Мещерина А.И. и Сидоровой И.В., при участии в судебном заседании от истца (общества с ограниченной ответственностью "Большая Строительная Компания" (ИНН 0105052768, ОГРН 1070105002835) (Бурдеева А.В. (доверенность от 04.02.2013), от ответчиков: администрации муниципального образования "Город Майкоп" (ИНН 0105001072, ОГРН 1030100529546) (Мещериновой О.А. (доверенность от 08.07.2013), Комитета по управлению имуществом муниципального образования "Город Майкоп" (ИНН 0105001072, ОГРН 1020100694063) (Денисенко Н.С. (доверенность от 27.06.2013), в отсутствие ответчика (Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Адыгея (ИНН 0105060222, ОГРН 1100105000214), третьих лиц: Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Адыгея, Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы по государственной регистрации кадастра и картографии" по Республике Адыгея, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Комитета по управлению имуществом муниципального образования "Город Майкоп" на решение Арбитражного суда Республики Адыгея от 28.05.2013 (судья Афашагов М.А.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.08.2013 (судьи Ильина М.В., Тимченко О.Х., Фахретдинов Т.Р.) по делу N А01-2360/2012, установил следующее.
ООО "Большая Строительная Компания" (далее (общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Адыгея с иском к администрации муниципального образования "Город Майкоп" (далее (администрация), Комитету по управлению имуществом муниципального образования "Город Майкоп" (далее (комитет), Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Адыгея (далее (управление) о взыскании 3 278 348 рублей убытков (уточненные требования).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Адыгея (далее - Росимущество), Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы по государственной регистрации кадастра и картографии" по Республике Адыгея.
Решением Арбитражного суда Республики Адыгея от 28.05.2013, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.08.2013, с муниципального образования "Город Майкоп" в лице администрации за счет средств казны муниципального образования "Город Майкоп" в пользу общества взыскано 3 278 348 рублей убытков. В удовлетворении остальной части требований отказано. Суды исходили из того, что наличие и размер убытков в сумме удовлетворенных требований, а также наличие причинно-следственной связи между действиями администрации и наступившими для общества неблагоприятными последствиями подтверждаются материалами дела.
В кассационной жалобе комитет просит отменить решение и постановление суда апелляционной инстанции и принять новый судебный акт. В обоснование своих требований заявитель указывает на то, что решением суда по делу N А01-238/2009 последствия недействительности договоров купли-продажи земельных участков от 06.11.2007 N 2298 и 2299 не применялись. Данные сделки являются оспоримыми и не могут быть признаны недействительными без предъявления соответствующего иска. Обстоятельства, для признания их недействительными появились 17.06.2010, то есть с даты вступления в законную силу решения Арбитражного суда Республики Адыгея N А01-238/2009. ООО "Торговый дом "Ресурс-АГР" ликвидировано 17.09.2011. У истца имелась возможность обратиться с требованием о возмещении убытков непосредственно к названному обществу как к продавцу имущества. В связи с изъятием у истца земельного участка на основании постановления суда апелляционной инстанции по делу N А01-1218/2011 в пользу управления у последнего возникла обязанность по возмещению ущерба в силу статьи 16 Гражданского кодекса Российской Федерации. На момент формирования земельных участков и постановки их на кадастровый учет (18.02.2004) из земельного участка с кадастровым номером 01:08:0508049:1 право собственности на участок не разграничено. При заключении договоров от 06.11.2007 N 2298 и 2299 ни комитет, ни администрация не знали и не могли знать о незаконности распоряжения администрации от 26.08.2003 N 2577-р "Об изъятии земельного участка по адресу: г. Майкоп, ул. Госпитальная, кварталы 342, 343". Истец же знал о незаконности акта местного самоуправления, однако с 17.06.2010 не предпринимал действий по защите своих прав. В силу пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления. Поскольку на момент продажи спорных участков они являлись самостоятельными объектами, право собственности на них не разграничено, ограничений и обременений земельных участков не имелось, обстоятельств для признания действий муниципального образования незаконными или для признания сделок недействительными не существовало. Следовательно, причинно-следственная связь между действиями администрации и наступившими последствиями отсутствует.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит решение и постановление суда апелляционной инстанции оставить без изменения, как законные и обоснованные.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и выслушав участвующих в деле лиц, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что решение от 28.05.2013 и постановление суда апелляционной инстанции от 11.08.2013 надлежит отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Адыгея.
Из материалов дела видно и судами установлено, что государственному предприятию Вино-водочный завод "Майкопский" (далее (завод) на основании решений администрации города Майкопа от 18.05.1992 N 1842-р и от 19.02.1993 N 417-р выдан государственный акт на право собственности, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей (серия РА-2 N 001046) на земельный участок общей площадью 3800 кв. м, расположенный по адресу: г. Майкоп, ул. Госпитальная, кварталы 342, 343, для строительства тарного склада.
Распоряжением главы администрации города Майкопа от 16.05.1994 N 1205-р часть земельного участка площадью 0,057 га, расположенного между кварталами 342 и 343 по ул. Госпитальной, изъята для создания защитной зоны газопровода. Заводу предписано получить государственный акт в соответствии с измененной площадью.
Распоряжением администрации от 26.08.2003 N 2577-р "Об изъятии земельного участка по адресу: г. Майкоп, ул. Госпитальная, кварталы 342, 343" участок изъят на основании письма ОАО Вино-водочный завод "Майкопский" и передан в фонд перераспределения земель муниципального образования "Город Майкоп".
На основании решения жилищной комиссии от 17.09.2003, утвержденного распоряжением главы администрации от 23.09.2003 N 2874-р, земельные участки по адресу: ул. Гопитальная, 117, в квартале 343, переданы нуждающимся в улучшении жилищных условий Тугуз М.Ш. (распоряжение от 04.11.2003 N 3526-р) и Гонежук А.Б. (распоряжение от 04.11.2003 N 3518-р) для индивидуального жилищного строительства.
Впоследствии данные действия администрации признаны не соответствующими закону в связи с несоблюдением порядка предоставления в собственность земельных участков.
Распоряжением администрации муниципального образования "Город Майкоп" от 20.08.2007 N 4530-р принято решение о проведении открытых торгов по продаже земельного участка с кадастровым номером 01:08:0508049:0004, площадью 823 кв. м, расположенного по адресу: Республика Адыгея, г. Майкоп, ул. Госпитальная,117 "а", и земельного участка с кадастровым номером 01:08:0508049:0005, площадью 825 кв. м, расположенного по адресу: Республика Адыгея, г. Майкоп, ул. Госпитальная, 117 "б", из категории земель "земли населенных пунктов", с разрешенным использованием "под индивидуальное жилищное строительство", свободных от застроек.
Земельные участки с кадастровыми номерами 01:08:0508049:0004 и 01:08:0508049:0005 образованы из частей земельного участка 01:08:0508049:0001 общей площадью 3800 кв. м, расположенного по адресу: г. Майкоп, ул. Госпитальная, в кварталах 342 и 343, который распоряжением Правительства Российской Федерации от 02.12.2005 N 2107-р включен в перечень N 79:1/1 земельных участков, находящихся на территории Республики Адыгея в границах муниципального образования "Город Майкоп", на которые у Российской Федерации возникло право собственности.
24 мая 2006 года Росимущество зарегистрировало право собственности Российской Федерации на земельный участок, расположенный по адресу: г. Майкоп, ул. Госпитальная, в кварталах 342 и 343, что подтверждается свидетельством серии 01-АА N 055911.
Распоряжением Росимущества от 16.07.2008 N 143 земельный участок с кадастровым номером 01:08:0508049:0001 (площадью 0,38 га) передан в постоянное (бессрочное) пользование Министерству внутренних дел Республики Адыгея (указанные обстоятельства, имеющие преюдициальное значение, установлены при рассмотрении дел N А01-238/2009, А01-1218/2011).
Во исполнение распоряжения администрации 30.10.2007 N 4530-р комитет провел открытый аукцион. Из протокола от 30.10.2007 N 2 об итогах аукциона по продаже земельного участка с кадастровым номером 01:08:0508049:0004, площадью 823 кв. м, расположенного по адресу: Республика Адыгея, г. Майкоп, ул. Госпитальная,117 "а", следует, что победителем признано ООО "Торговый дом "Ресурс-АРГ". Цена лота составила 2 046 675 рублей.
Согласно протоколу от 30.10.2007 N 2 об итогах аукциона по продаже земельного участка с кадастровым номером 01:08:0508049:0005, площадью 825 кв. м, расположенного по адресу: Республика Адыгея, г. Майкоп, ул. Госпитальная,117 "б", победителем признано ООО "Торговый дом "Ресурс-АРГ". Цена лота составила 613 080 рублей (т. 1, л.д. 63 (74).
6 ноября 2007 года на основании результатов проведенных торгов комитет и ООО "Торговый дом "Ресурс-АРГ" заключили договоры купли-продажи земельных участков N 2298 и 2299 (т. 1, л.д. 53 (56, 58 (61).
ООО "Торговый дом "Ресурс-АРГ" полностью оплатило стоимость приобретенных земельных участков, что подтверждается справками от 14.11.2007 N 4227 и 4226, выданными комитетом (т. 1, л.д. 57, 62).
В последующем указанные земельные участки приобретены обществом у ООО "Торговый дом "Ресурс-АРГ" по договору купли-продажи от 04.12.2007 N 1. При этом общая стоимость приобретаемого по договору имущества составляла 5 203 976 рублей, в том числе стоимость земельного участка с кадастровым номером 01:08:0508049:0004, расположенного по адресу: Республика Адыгея, г. Майкоп, ул. Госпитальная,117 "а", определена сторонами по договору в размере 2 495 775 рублей (пункт 1.1.2 договора), стоимость земельного участка с кадастровым номером 01:08:0508049:0005, расположенного по адресу: Республика Адыгея, г. Майкоп, ул. Госпитальная,117 "б", в размере 782 573 рублей (пункт 1.1.3 договора) (т. 1, л.д. 8).
Указанное имущество передано истцу по акту приема-передачи от 04.12.2007 (т. 1, л.д. 9).
Общество произвело оплату приобретаемого по договору имущества в сумме 5 203 976 рублей, что подтверждается платежными поручениями от 28.12.2007 N 8 на сумму 3 млн рублей, от 15.01.2008 N 1 на сумму 300 тыс. рублей (с учетом письма об уточнении назначения платежа N 01), от 26.02.2008 N 3 на сумму 1 903 976 рублей (т. 1, л.д. 11 (14).
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Республики Адыгея от 26.03.2010 по делу N А01-238/2009 признано недействительным распоряжение главы администрации муниципального образования город Майкоп от 26.08.2003 N 2577-р "Об изъятии земельного участка по адресу: г. Майкоп, ул. Госпитальная, кварталы 342, 343".
Постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.02.2012, оставленным без изменения постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 15.06.2012 по делу N А01-1218/2011, земельные участки с кадастровыми номерами 01:08:0508049:0004 и 01:08:0508049:0005 истребованы из чужого незаконного владения общества в пользу собственника - Российской Федерации в лице управления.
При рассмотрении дела N А01-1218/2011 судом установлено, что на момент проведения комитетом торгов по продаже указанных участков, право собственности на земельный участок с кадастровым номером 01:08:05 08 049:0001 было зарегистрировано за Российской Федерацией. Пунктом 2 статьи 9 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации, осуществляет Российская Федерация в лице уполномоченных органов. На территории Республики Адыгея указанные функции выполняет управление. Администрация, выставив спорные земельные участки на торги и, впоследствии, передав их по договорам купли-продажи от 06.11.2007 N 2298 и 2299 ООО "Торговый дом "Ресурс-АРГ", незаконно ими распорядилась.
Согласно выписке из ЮГРЮЛ от 22.08.2012 ООО "Торговый дом "Ресурс-АРГ" прекратило свои деятельность 17.09.2011.
Общество, полагая, что неправомерными действиями ответчика ему причинены убытки, обратился в суд с заявлением.
Суды, удовлетворяя заявленные требования, исходили из доказанности причинно-следственной связи между незаконными действиями государственного органа (должностного лица) и негативными последствиями, возникшими в рамках договорных отношений истца с третьим лицом.
Однако суды не учли следующего.
По смыслу пункта 2 статьи 61 Земельного кодекса Российской Федерации убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту и нарушающего охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица акта исполнительного органа государственной власти или акта органа местного самоуправления, подлежат возмещению в соответствии с гражданским законодательством.
Пункт 1 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает возможность возмещения лицу, права которого нарушены, причиненных ему убытков.
При этом под реальным ущербом понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (пункт 2 статьи 15 Кодекса).
В силу статей 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Судами при рассмотрении настоящего дела, а также дела N А01-238/2009 установлено, что администрация предоставила ООО "Торговый дом "Ресурс-АРГ" земельные участки в отсутствие соответствующих полномочий, заключив договоры купли-продажи от 06.11.2007 N 2298 и 2299.
В последующем указанные земельные участки приобретены обществом у ООО "Торговый дом "Ресурс-АРГ" по договору купли-продажи от 04.12.2007 N 1.
Согласно выписке из ЕГРЮЛ от 22.08.2012 ООО "Торговый дом "Ресурс-АРГ" исключено из реестра по решению регистрирующего органа как фактически прекратившее деятельность, о чем 17.09.2011 в ЕГРЮЛ внесена запись N 2110105031463. В этой связи истец не имеет возможности предъявить требования в порядке реституции к ООО "Торговый дом "Ресурс-АРГ", как продавцу по недействительной сделке, и тем самым восстановить свое нарушенное право.
Из системного толкования норм пункта 2 статьи 61 Земельного кодекса Российской Федерации, статей 15, 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что убытки подлежат возмещению в случае, если в результате издания органом государственной власти или местного самоуправления незаконного акта нарушены законные права и интересы гражданина или юридического лица.
Возмещение убытков является мерой гражданско-правовой ответственности, поэтому лицо, требующее возмещения убытков, должно доказать совокупность таких обстоятельств: наличие у него законных прав или интересов, факт нарушения имеющихся у него законных прав и интересов, наличие и размер понесенных убытков, причинную связь между нарушением права и возникшими убытками.
Частью 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации также предусмотрено, что судебной защите подлежат нарушенные или оспариваемые законные права и интересы.
В силу пункта 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают, в том числе, из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей.
Таким образом, названными нормами предусматривается обязанность по возмещению убытков, причиненных в результате издания органом государственной власти или местного самоуправления незаконного акта.
В то же время какие-либо ненормативно-правовые акты о предоставлении земельных участков истцу муниципальное образование "Город Майкоп" не принимало. Общество приобрело земельные участки по договору, заключенному с ООО "Торговый дом "Ресурс-АРГ".
Доводам ответчиков о том, что отсутствует причинно-следственная связь между действиями (решениями) уполномоченных органов местного самоуправления и возникшими у истца убытками, суды надлежащей оценки не дали.
В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Общество не привело доводов в обоснование наличия причинно-следственной связи между актом (действием) органа местного самоуправления и последствиями, возникшими в рамках договорных отношений с третьим лицом, а также доводов о проявлении должной осмотрительности, основанных на обстоятельствах заключения и исполнения договоров.
Выяснение названных обстоятельств имеет существенное значение для правильного разрешения возникшего спора.
При таких обстоятельствах судебные акты, принятые по настоящему спору, надлежит отменить, дело передать на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Адыгея.
При новом рассмотрении суду необходимо учесть изложенное, оценить в совокупности со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установленные обстоятельства и представленные доказательства, определить наличие состава элементов, необходимых для привлечения публично-правового образования к ответственности в виде взыскания убытков, дать оценку доводам ответчиков об отсутствии причинно-следственной связи между изданием ненормативно-правовых актов органов местного самоуправления и возникшими у истца убытками, после чего принять законный и обоснованный судебный акт.
Руководствуясь статьями 284, 286 (289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Республики Адыгея от 28.05.2013 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.08.2013 по делу N А01-2360/2012 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Адыгея.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий
И.П.НАЗАРЕНКО

Судьи
А.И.МЕЩЕРИН
И.В.СИДОРОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)