Судебные решения, арбитраж
Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья Ярославцев В.Е.
Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе: председательствующего Плотниковой Е.И.,
судей Павленко О.Е., Шаламовой И.Ю.,
с участием прокурора Киприяновой Н.В.,
при ведении протокола помощником судьи Семиряжко Ю.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании в апелляционном порядке гражданское дело по иску прокурора Шалинского района Свердловской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Шалинского городского округа об обязании проведения мероприятий, направленных на ликвидацию несанкционированной свалки бытовых отходов
по апелляционной жалобе ответчика Администрации Шалинского городского округа на решение Шалинского районного суда Свердловской области от 09.10.2012.
Заслушав доклад судьи Павленко О.Е., судебная коллегия,
установила:
решением Шалинского районного суда Свердловской области от 09.10.2012 на Администрацию Шалинского городского округа Свердловской области возложена обязанность провести мероприятия, направленные на ликвидацию несанкционированной свалки бытовых отходов, расположенной на участке местности в квартале <...> выделе <...> Шалинского участка Вогульского участкового лесничества Государственного бюджетного учреждения Свердловской области "Шалинское лесничество" (далее по тексту ГБУ СО "Шалинское лесничество") в Шалинском городском округе Свердловской области в срок не позднее 30.05.2013.
В апелляционной жалобе представитель ответчика Администрации Шалинского городского округа Свердловской области просит данное решение отменить в связи с неправильным применением судом норм материального права. В доводах жалобы указано, что предусмотренных законом оснований для возложения обязанности по ликвидации свалки бытовых отходов на Администрацию Шалинского городского округа не имеется, поскольку обнаруженная свалка расположена за пределами черты поселения, на землях, принадлежащих Российской Федерации, отнесенных к категории земель лесного фонда, закрепленных за ГБУ СО "Шалинское лесничество", на которое и должны быть возложены обязанности по ликвидации. Кроме того, считает уборку свалки невозможным, поскольку на эти цели не заложено бюджетных средств и это приведет к нецелевому расходованию бюджетных средств.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции представитель ответчика Администрации Шалинского городского округа Свердловской области, представитель третьего лица Департамента лесного хозяйства Свердловской области не явились, не просили об отложении рассмотрения дела, о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке извещались надлежащим образом, в связи с чем судебной коллегией определено о рассмотрении дела в их отсутствие.
Представитель третьего лица Департамента лесного хозяйства Свердловской области в суд апелляционной инстанции не явился, заявил ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
В возражениях на апелляционную жалобу прокурор Шалинского района Свердловской области указал, что решение суда является законным и обоснованным, просит отказать в удовлетворении жалобы.
Прокурор Киприянова Н.В. в заседании суда апелляционной инстанции исковые требования прокурора Шалинского района Свердловской области поддержала, полагала решение суда подлежащим оставлению без изменения, а апелляционную жалобу - ответчика без удовлетворения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав заключение прокурора, согласного с принятым судом решением, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Создание несанкционированной свалки на землях лесного фонда подвергает отрицательному воздействию качество жизни и благополучия неопределенного круга лиц. Нарушаются права неопределенного круга лиц на обитание в здоровой, сбалансированной окружающей среде в отсутствие угрозы их образу жизни, что отрицательно сказывается на соблюдении ответчиком на уважение личной жизни неопределенного круга лиц, в значении ст. 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод.
Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в ст. 42 Конституции РФ и ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
В силу положений ч. 1 ст. 51 вышеуказанного Закона, ч. 2 ст. 21, ч. 1 ст. 22 Федерального закона N 52-ФЗ от 30.03.1999 "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.
В соответствии с пп. 11, 24 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа, а также организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов относятся к вопросам местного значения городского округа.
В п. 1 ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" также предусмотрено, что организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами.
Согласно ч. 3 ст. 8 данного закона к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с отходами относится организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Согласно ч. ч. 1, 2 ст. 13 данного закона территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа, независимо от формы собственности на землю, организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов является исключительной компетенцией муниципальных образований.
Как следует из материалов дела в ходе проведенной прокуратурой на участке местности, расположенном в квартале N <...> выделе <...> Шалинского участка Вогульского участкового лесничества ГБУ СО "Шалинское лесничество" защитные леса 1 группы, лесопарк, площадью <...>, находится несанкционированная свалка бытовых отходов.
По данным Федерального государственного учреждения "Земельная кадастровая палата" по Свердловской области данный земельный участок в государственном кадастре недвижимости отсутствует.
Свалка бытовых отходов расположена на территории Шалинского городского округа, разрешительная документация на размещение бытовых отходов на указанной территории отсутствует.
Данные обстоятельства в ходе судебного разбирательства ответчиком не оспорены.
Разрешая заявленные прокурором требования, суд пришел к обоснованному выводу о том, что организованная на территории Шалинского городского округа Свердловской области несанкционированная свалка нарушает требования природоохранного законодательства, ее размещение негативно влияет на окружающую среду, создает пожарную опасность, существенно нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду, угрожает жизни и здоровью человека, может привести к негативным последствиям, поэтому удовлетворил их.
Ссылка заявителя жалобы на отсутствие оснований для возложения на администрацию Шалинского городского округа Свердловской области обязанности по ликвидации свалки бытовых отходов, противоречит п.п. 10, 12 ч. 1 ст. 6 Устава Шалинского городского округа, в соответствии с которым к вопросам местного значения относятся: организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа; организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Из рода деятельности, осуществляемой Департаментом лесного хозяйства в Свердловской области, следует, что основными целями и задачами деятельности учреждения является охрана, защита и воспроизводство лесов. Возникновение указанной свалки бытовых отходов не связано с деятельностью учреждения и не вызвано действиями или бездействием работников Департамента лесного хозяйства в Свердловской области в рамках предоставленных им полномочий.
Необоснованными являются и ссылки ответчика Администрации Шалинского городского округа Свердловской области на отсутствие средств для проведения мероприятий по ликвидации несанкционированной свалки, поскольку данное обстоятельство не может быть признано основанием для освобождения от обязанности устранить допущенное нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.
Поскольку относимых, допустимых, достаточных и достоверных доказательств подтверждающих возможное использование мест, где размещена несанкционированная свалка, иными лицами, ответчиком в соответствии со ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не представлено, суд обоснованно возложил обязанность по ликвидации места несанкционированного размещения отходов на орган местного самоуправления.
Сроки проведения указанных мероприятий отвечают требованиям разумности и выполнимости.
В соответствии с ч. 3 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации вне зависимости от доводов, содержащихся в апелляционных жалобе, представлении, суд апелляционной инстанции проверяет, не нарушены ли судом первой инстанции нормы процессуального права, являющиеся в соответствии с частью четвертой статьи 330 настоящего Кодекса основаниями для отмены решения суда первой инстанции. Из материалов дела следует, что таких нарушений судом первой инстанции не допущено.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, отмене решения суда первой инстанции не имеется, поскольку в соответствии со ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации на основе всестороннего, полного, объективного и непосредственного исследовании имеющихся в деле доказательств суд пришел к убеждению об удовлетворении исковых требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 320, 327.1, п. 1 ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Шалинского районного суда Свердловской области от 09.10.2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ответчика - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ОПРЕДЕЛЕНИЕ СВЕРДЛОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 13.12.2012 ПО ДЕЛУ N 33-15354/2012
Разделы:Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
СВЕРДЛОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 13 декабря 2012 г. по делу N 33-15354/2012
Судья Ярославцев В.Е.
Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе: председательствующего Плотниковой Е.И.,
судей Павленко О.Е., Шаламовой И.Ю.,
с участием прокурора Киприяновой Н.В.,
при ведении протокола помощником судьи Семиряжко Ю.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании в апелляционном порядке гражданское дело по иску прокурора Шалинского района Свердловской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Шалинского городского округа об обязании проведения мероприятий, направленных на ликвидацию несанкционированной свалки бытовых отходов
по апелляционной жалобе ответчика Администрации Шалинского городского округа на решение Шалинского районного суда Свердловской области от 09.10.2012.
Заслушав доклад судьи Павленко О.Е., судебная коллегия,
установила:
решением Шалинского районного суда Свердловской области от 09.10.2012 на Администрацию Шалинского городского округа Свердловской области возложена обязанность провести мероприятия, направленные на ликвидацию несанкционированной свалки бытовых отходов, расположенной на участке местности в квартале <...> выделе <...> Шалинского участка Вогульского участкового лесничества Государственного бюджетного учреждения Свердловской области "Шалинское лесничество" (далее по тексту ГБУ СО "Шалинское лесничество") в Шалинском городском округе Свердловской области в срок не позднее 30.05.2013.
В апелляционной жалобе представитель ответчика Администрации Шалинского городского округа Свердловской области просит данное решение отменить в связи с неправильным применением судом норм материального права. В доводах жалобы указано, что предусмотренных законом оснований для возложения обязанности по ликвидации свалки бытовых отходов на Администрацию Шалинского городского округа не имеется, поскольку обнаруженная свалка расположена за пределами черты поселения, на землях, принадлежащих Российской Федерации, отнесенных к категории земель лесного фонда, закрепленных за ГБУ СО "Шалинское лесничество", на которое и должны быть возложены обязанности по ликвидации. Кроме того, считает уборку свалки невозможным, поскольку на эти цели не заложено бюджетных средств и это приведет к нецелевому расходованию бюджетных средств.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции представитель ответчика Администрации Шалинского городского округа Свердловской области, представитель третьего лица Департамента лесного хозяйства Свердловской области не явились, не просили об отложении рассмотрения дела, о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке извещались надлежащим образом, в связи с чем судебной коллегией определено о рассмотрении дела в их отсутствие.
Представитель третьего лица Департамента лесного хозяйства Свердловской области в суд апелляционной инстанции не явился, заявил ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
В возражениях на апелляционную жалобу прокурор Шалинского района Свердловской области указал, что решение суда является законным и обоснованным, просит отказать в удовлетворении жалобы.
Прокурор Киприянова Н.В. в заседании суда апелляционной инстанции исковые требования прокурора Шалинского района Свердловской области поддержала, полагала решение суда подлежащим оставлению без изменения, а апелляционную жалобу - ответчика без удовлетворения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав заключение прокурора, согласного с принятым судом решением, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Создание несанкционированной свалки на землях лесного фонда подвергает отрицательному воздействию качество жизни и благополучия неопределенного круга лиц. Нарушаются права неопределенного круга лиц на обитание в здоровой, сбалансированной окружающей среде в отсутствие угрозы их образу жизни, что отрицательно сказывается на соблюдении ответчиком на уважение личной жизни неопределенного круга лиц, в значении ст. 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод.
Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в ст. 42 Конституции РФ и ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
В силу положений ч. 1 ст. 51 вышеуказанного Закона, ч. 2 ст. 21, ч. 1 ст. 22 Федерального закона N 52-ФЗ от 30.03.1999 "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.
В соответствии с пп. 11, 24 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа, а также организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов относятся к вопросам местного значения городского округа.
В п. 1 ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" также предусмотрено, что организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами.
Согласно ч. 3 ст. 8 данного закона к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с отходами относится организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Согласно ч. ч. 1, 2 ст. 13 данного закона территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа, независимо от формы собственности на землю, организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов является исключительной компетенцией муниципальных образований.
Как следует из материалов дела в ходе проведенной прокуратурой на участке местности, расположенном в квартале N <...> выделе <...> Шалинского участка Вогульского участкового лесничества ГБУ СО "Шалинское лесничество" защитные леса 1 группы, лесопарк, площадью <...>, находится несанкционированная свалка бытовых отходов.
По данным Федерального государственного учреждения "Земельная кадастровая палата" по Свердловской области данный земельный участок в государственном кадастре недвижимости отсутствует.
Свалка бытовых отходов расположена на территории Шалинского городского округа, разрешительная документация на размещение бытовых отходов на указанной территории отсутствует.
Данные обстоятельства в ходе судебного разбирательства ответчиком не оспорены.
Разрешая заявленные прокурором требования, суд пришел к обоснованному выводу о том, что организованная на территории Шалинского городского округа Свердловской области несанкционированная свалка нарушает требования природоохранного законодательства, ее размещение негативно влияет на окружающую среду, создает пожарную опасность, существенно нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду, угрожает жизни и здоровью человека, может привести к негативным последствиям, поэтому удовлетворил их.
Ссылка заявителя жалобы на отсутствие оснований для возложения на администрацию Шалинского городского округа Свердловской области обязанности по ликвидации свалки бытовых отходов, противоречит п.п. 10, 12 ч. 1 ст. 6 Устава Шалинского городского округа, в соответствии с которым к вопросам местного значения относятся: организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа; организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Из рода деятельности, осуществляемой Департаментом лесного хозяйства в Свердловской области, следует, что основными целями и задачами деятельности учреждения является охрана, защита и воспроизводство лесов. Возникновение указанной свалки бытовых отходов не связано с деятельностью учреждения и не вызвано действиями или бездействием работников Департамента лесного хозяйства в Свердловской области в рамках предоставленных им полномочий.
Необоснованными являются и ссылки ответчика Администрации Шалинского городского округа Свердловской области на отсутствие средств для проведения мероприятий по ликвидации несанкционированной свалки, поскольку данное обстоятельство не может быть признано основанием для освобождения от обязанности устранить допущенное нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.
Поскольку относимых, допустимых, достаточных и достоверных доказательств подтверждающих возможное использование мест, где размещена несанкционированная свалка, иными лицами, ответчиком в соответствии со ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не представлено, суд обоснованно возложил обязанность по ликвидации места несанкционированного размещения отходов на орган местного самоуправления.
Сроки проведения указанных мероприятий отвечают требованиям разумности и выполнимости.
В соответствии с ч. 3 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации вне зависимости от доводов, содержащихся в апелляционных жалобе, представлении, суд апелляционной инстанции проверяет, не нарушены ли судом первой инстанции нормы процессуального права, являющиеся в соответствии с частью четвертой статьи 330 настоящего Кодекса основаниями для отмены решения суда первой инстанции. Из материалов дела следует, что таких нарушений судом первой инстанции не допущено.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, отмене решения суда первой инстанции не имеется, поскольку в соответствии со ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации на основе всестороннего, полного, объективного и непосредственного исследовании имеющихся в деле доказательств суд пришел к убеждению об удовлетворении исковых требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 320, 327.1, п. 1 ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Шалинского районного суда Свердловской области от 09.10.2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ответчика - без удовлетворения.
Председательствующий
ПЛОТНИКОВА Е.И.
Судьи
ПАВЛЕНКО О.Е.
ШАЛАМОВА И.Ю.
ПЛОТНИКОВА Е.И.
Судьи
ПАВЛЕНКО О.Е.
ШАЛАМОВА И.Ю.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)