Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕСЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 30.07.2013 ПО ДЕЛУ N А41-1817/13

Разделы:
Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 июля 2013 г. по делу N А41-1817/13


Резолютивная часть постановления объявлена 25 июля 2013 года
Постановление изготовлено в полном объеме 30 июля 2013 года
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Коновалова С.А.,
судей Епифанцевой С.Ю., Катькиной Н.Н.,
при ведении протокола судебного заседания: Себельдиной Д.В.,
при участии в заседании:
- от Комитета лесного хозяйства Московской области: Игумнова В.С., по доверенности от 10.12.2012 N 02/4640; от Закрытого акционерного общества "ИНЖЕНЕРНЫЙ ЦЕНТР": Тулякова Е.Н., по доверенности от 17.01.13 г.; от Государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования Московской области "Правдинский лесхоз-техникум": не явился, извещен; от Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии: не явился, извещен;
- от Территориальное управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области: не явился, извещен; от Федерального агентства лесного хозяйства: не явился, извещен; от Администрации Пушкинского муниципального района Московской области: не явился, извещен,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Комитета лесного хозяйства Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 04 июня 2013 года по делу N А41-1817/13, принятое судьей Богатиной Ю.Г. по иску Закрытого акционерного общества "ИНЖЕНЕРНЫЙ ЦЕНТР" (ОГРН 1027700134868; ИНН 7701032331) к Государственному бюджетному образовательному учреждению среднего профессионального образования Московской области "Правдинский лесхоз-техникум" (ОГРН 1025004914824; ИНН 5038005825); Комитету лесного хозяйства Московской области (ОГРН 1125024004918; ИНН 5024129468), третьи лица: Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области, Федеральное агентство лесного хозяйства, Администрация Пушкинского муниципального района Московской области, о признании недействительными сведений и установлении границ между смежными земельными участками,

установил:

Закрытое акционерное общество "ИНЖЕНЕРНЫЙ ЦЕНТР" обратилось в Арбитражный суд Московской области с требованиями установить границы земельного участка ДОЛ "Дубки" ЗАО "Инженерный центр", находящегося на территории Пушкинского района, в части, смежной с границей земельного участка с кадастровым номером 50:13:0060214:37, в соответствии с установленными поворотными точками: H1 (X-493863,62 Y-2216100,93; H2 (X-493853,61 Y-2216220,52); H3 (X-493832,61 Y-2216220,57); H4 (X-493775.79 H-2216379.73); H5 (X-493605.79 Y-2216380.94); H6 (X-493604,31 Y-2216224,95); признать недействительными сведения о местоположении границ земельного участка с кадастровым номером 50:13:0060214:37 в поворотных точках N 16 (X = 493850,77, Y = 2216218,42), N 17 (X = 493674,14; Y = 221621,37) и площади земельного участка и обязать Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области исключить из государственного кадастра недвижимости недостоверные сведения о местоположении границ (поворотные точки N 16 (X = 493850,77, Y = 2216218,42), N 17 (X = 493674,14; Y = 221621,37) и площади земельного участка с кадастровым номером 50:13:0060214:37; обязать Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области внести в государственный кадастр недвижимости сведения о местоположении границ земельного участка с кадастровым номером 50:13:0060214:37 в соответствии с вновь образованными точками: H1 (X-493863,62 Y-2216100,93; H2 (X-493853,61 Y-2216220,52); H3 (X-493832,61 Y-2216220,57); H4 (X-493775.79 H-2216379.73); H5 (X-493605.79 Y-2216380.94); H6 (X-493604,31 Y-2216224,95).
Определением суда от 19.03.2013 по ходатайству заявителя суд первой инстанции привлек в качестве второго ответчика Комитет лесного хозяйства Московской области, в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, привлечены Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области, Федеральное агентство лесного хозяйства, Администрацию Пушкинского муниципального района Московской области.
Решением Арбитражного суда Московской области от 04 июня 2013 года требования ЗАО "ИНЖЕНЕРНЫЙ ЦЕНТР" удовлетворены.
Не согласившись с принятым решением суда первой инстанции, Комитет лесного хозяйства Московской области обжаловал его в апелляционном порядке.
Истец представил в материалы дела письменные пояснения, в которых просит оставить обжалуемое решение без изменения, апелляционную жалобу ответчика - без удовлетворения.
Комитет лесного хозяйства Московской области и ЗАО "ИНЖЕНЕРНЫЙ ЦЕНТР" направили в судебное заседание своих представителей, которые поддержали доводы апелляционной жалобы и письменных пояснений на нее соответственно.
Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования Московской области "Правдинский лесхоз-техникум", Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области, Федеральное агентство лесного хозяйства, Администрация Пушкинского муниципального района Московской области своих представителей в судебное заседание не направили.
Законность и обоснованность принятого решения проверены апелляционной инстанцией в порядке статей 266, 268 АПК РФ.
Дело рассмотрено в соответствии со ст. ст. 121 - 124, 153, 156 АПК РФ в отсутствие представителей лиц (в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru), извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, но не явившихся в заседание и не направивших своих представителей.
Изучив представленные в дело доказательства, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения решения арбитражного суда и удовлетворения апелляционной жалобы, исходя из следующего.
Из материалов дела следует, что согласно Государственному акту серии А-1 N 346172, выданному 10.10.1988 Тресту "Гордормеханизация" N 1 Исполнительным комитетом Пушкинского районного (городского) Совета народных депутатов, за указанным землепользователем закрепляются в бессрочное и бесплатное пользование 8,0 гектаров земли в границах согласно плану землепользования. Земля предоставлена для пионерского лагеря.
Полагая, что лесной участок поставлен на кадастровый учет без учета предоставленного истцу земельного участка площадью 8,0 га, истец для защиты своего права обратился в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции указал следующее.
Решением Исполнительного комитета Московского городского Совета народных депутатов от 17.07.1978 N 2141 в составе Главного управления дорожного хозяйства и благоустройства Мосгорисполкома на базе существующих Городского треста эксплуатации дорог и механизации "Гордормеханизация" и Эксплуатационного линейного управления Московской кольцевой автомобильной дороги три хозрасчетных треста (тресты-площадки) на самостоятельном балансе с правом юридического лица по территориальному принципу организован Городской трест эксплуатации дорог и механизации "Гордормеханизация" N 1 (л.д. 77 - 79, т. 1).
Приказом от 13.12.1988 N 1 Исполнительного комитета Московского городского Совета народных депутатов "Об образовании подведомственных производственных объединений" согласно решению исполкома Моссовета от 13.12.1988 N 2650 "О составе Главного управления по транспорту, связи, дорожно-мостовому хозяйству и благоустройству" с 01.01.1989 на базе предприятий, объединений и организаций, ликвидированных главных управлений и управлений создано Московское городское производственное объединение дорожно-мостового хозяйства и благоустройства "Автодор" с головным предприятием - трест "Гордорремстрой" в составе согласно приложению N 3. Согласно Приложению N 3 к названному приказу от 13.12.1988 в состав управления Московского городского производственного объединения дорожно-мостового хозяйства и благоустройства "Автодор" входят дорожно-механизированные управления "Гордормеханизация" N 1, 2, 3, 4, 5 (л.д. 80 - 82, т. 1).
Как следует из Приказа Главного управления дорожного хозяйства и благоустройства Мосгорисполкома от 18.01.1989 N 21 "Об организационной структуре МГПО "Автодор" Исполком Моссовета решением от 13.12.1988 N 2650 "О составе Главного управления по транспорту, связи, дорожно-мостовому хозяйству и благоустройству" и вновь созданный Главк приказом от 13.12.1988 N 1 "Об образовании подведомственных производственных объединений" на базе предприятий, объединений и организаций, ликвидированного Главного управления дорожного хозяйства и благоустройства Мосгорисполкома создали с 01.01.1989 Московское городское производственное объединение дорожно-мостового хозяйства и благоустройства "Автодор" с головным предприятием Гордорремстрой, разрешили в составе МГПО "Автодор" на правах структурных единиц, действующих на хозрасчетных началах создать Инженерный центр (на базе Нормативно-исследовательской станции и Экспериментально-производственной лаборатории быв. треста "Гордормеханизация" N 1 (п. 2.2), ликвидировали с 01.01.1989 городские тресты "Гордормеханизация" N 1 и 2 (п. 3). Принята к руководству организационная структура МГПО "Автодор" согласно приложению 1. В соответствии с приложением 1, 2 к названному Приказу от 18.01.1989 утверждена Структура Московского городского производственного объединения дорожно-мостового хозяйства и благоустройства "Автодор", согласно которой Головным предприятием является предприятие "Гордорремстрой", структурными единицами в том числе дорожно-механизированные управления N 1, 2, 3, 4, 5, ремонтно-строительные управления N 1, 2, 3. (л.д. 83 - 90, т. 1).
Решением Исполкома Московского городского совета народных депутатов от 04.04.1989 N 654 одобрена инициатива трудовых коллективов МГПО "Автодор" Главмосдортранса" о поэтапном переходе на арендные отношения и разрешен перевод МГПО "Автодор" на арендный подряд, утверждено Временное положение о хозрасчетной деятельности МГПО "Автодор" (л.д. 100, т. 2).
Решением Исполнительного комитета Московского городского Совета народных депутатов от 26.09.1989 N 2467 "О передаче МГПО "Автодор" из состава Главмосдортранса в состав Главмосжилинжа" МГПО "Автодор" передано из состава Главмосдортранса в состав Главмосжилинжа со всеми входящими в него самостоятельными предприятиями и структурными единицами (л.д. 91 - 92, т. 1).
Решением Исполкома Московского городского совета народных депутатов от 12.06.1990 на базе Главмосжилинжа создан орган государственного управления - Управление развития и эксплуатации инженерных систем, жилищного хозяйства, благоустройства и санитарной очистки города "Мосжилинж" (п. 4.1). (л.д. 93 - 98, т. 1).
Решением Исполкома Московского городского Совета народных депутатов от 02.07.1991 N 1227 "О совершенствовании управления городским хозяйством Москвы" с 01.08.1991 Управление жилищного хозяйства и инженерного обеспечения "Мосжилинж" преобразовано в Московский городской комитет по водному, дорожно-мостовому хозяйству, благоустройству и экологии (Мосинжкомитет) (п. 1). Установлено что Мосинжкомитет является правопреемником Управления "Мосжилинж" по всем финансовым и договорным вопросам, по управлению имуществом предприятий (п. 6). (л.д. 99 - 100, т. 1). Согласно Приложению N 1 к названному решению от 02.07.1991 в состав Мосинжкомитета входит трест по ремонту и строительству дорог "Гордорремстрой" (п. 17) (л.д. 101, т. 1).
20.05.1994 подписана Заявка на создание акционерного общества закрытого типа "ИНЖЕНЕРНЫЙ ЦЕНТР" между учредителями акционерного общества - Арендного предприятия "Инженерный центр", АОЗТ "ЛИТАС", АОЗТ "ИНЖТРАНС" (л.д. 96, т. 2).
Как следует из Устава ЗАО "ИНЖЕНЕРНЫЙ ЦЕНТР", ЗАО "ИНЖЕНЕРНЫЙ ЦЕНТР" зарегистрировано Московской регистрационной палатой за N 165.133 от 09.06.1994.
Согласно Свидетельству о постановке на учет в налоговом органе юридического лица, образованного в соответствии с законодательством Российской Федерации, по месту нахождения на территории Российской Федерации, ЗАО "ИНЖЕНЕРНЫЙ ЦЕНТР" поставлено на учет 23.06.1994 (л.д. 67, т. 1).
Приказом Мосинжкомитета Правительства Москвы от 25.11.1991 N 279 "Об упорядочении содержания и эксплуатации общежитий и детского оздоровительного лагеря "Дубки" в связи с ликвидацией треста "Гордорремстрой" бывшего МГПО "Автодор" трест "Гордорремстрой" обязан передать на баланс инженерному центру "Мосинжкомитета" детский оздоровительный лагерь "Дубки" (п. 1.1.) (л.д. 103, т. 1). Согласно п. 2.1 руководители инженерного центра обязаны использовать детский оздоровительный лагерь только по прямому назначению (л.д. 104, т. 1).
15.07.1994 между арендным предприятием "Инженерный центр" и АОЗТ "Инженерный центр" подписан акт приема-передачи имущества, согласно которому арендное предприятие "Инженерный центр" в соответствии с решением конференции трудового коллектива (протокол N 5 от 17.07.1994) передает, а АОЗТ "Инженерный центр" принимает указанное в акте имущество. В названном акте указано, что акционерное общество является правопреемником арендного предприятия в отношении имущества, переданного по данному акту.
На основании указанных документов, приобщенных к материалам дела, судом первой инстанции сделан вывод о том, что ЗАО "ИНЖЕНЕРНЫЙ ЦЕНТР" создано на базе имущества треста Гордормеханизация N 1 Главного управления дорожного хозяйства и благоустройства Мосгорисполкома.
Согласно статье 113 Земельного кодекса РСФСР 1970 года землями государственного лесного фонда признаются земли, покрытые лесом, а также не покрытые лесом, но предназначенные для нужд лесного хозяйства. Порядок пользования землями государственного лесного фонда определяется законодательством Союза ССР и РСФСР. Земли государственного лесного фонда используются предприятиями, организациями и учреждениями для нужд лесного хозяйства и лесозаготовок. Для иных нужд земли государственного лесного фонда могут использоваться, если такое использование совместимо с интересами лесного хозяйства.
В соответствии со статьей 10 Основ земельного законодательства Союза ССР и союзных республик 1968 года предоставление земельных участков в пользование осуществляется в порядке отвода. Отвод земельных участков производится на основании постановления Совета Министров союзной республики или Совета Министров автономной республики либо решения исполнительного комитета соответствующего Совета депутатов трудящихся в порядке, устанавливаемом законодательством Союза ССР и союзных республик. В постановлениях или решениях о предоставлении земельных участков указываются цель, для которой они отводятся, и основные условия пользования землей.
Как следует из материалов дела, решением Исполкома Московского областного Совета депутатов трудящихся от 19.04.1958 N 461/15 утверждено решение исполкомов районных и городских Советов об отводе из земель городов и поселков 41 земельных участков общей площадью 94,70 га учреждениям, предприятиями организациям согласно Приложению. Согласно Приложению к названному решению от 19.04.1958 за Управлением благоустройства Мосгорисполкома закреплен земельный участок для пионерского лагеря в г. Ивантеевке, находящийся в фактическом пользовании пионерского лагеря Управления благоустройства Мосгорисполкома в бессрочное пользование.
Согласно решению Исполкома Московского областного совета народных депутатов от 31.03.1988 Исполком Мособлсовета народных депутатов решил просить Совет Министров РСФСР разрешить отвести тресту Гордормеханизация N 1 Главного управления дорожного хозяйства и благоустройства Мосгорисполкома земельный участок площадью 3,0 га (покрытых лесом) из земель Правдинского лесничества под расширение пионерского лагеря "Дубки" с правом рубки леса под габариты зданий, при условии сохранения лесных культур на площади 0,6 га (л.д. 107, т. 2).
Распоряжением Совета Министров РСФСР от 25.05.1988 N 537-р приняты вышеназванные предложения Московского облисполкома об изъятии в установленном порядке земельных участков и предоставлении их колхозам, предприятиям и организациям согласно приложению N 1. Приложением N 1 к названному распоряжению от 25.05.1988 утвержден список землепользователей, согласно которому из земель Правдинского лесхоза изымается земельный участок площадью 3 га тресту "Гордормеханизация" N 1 для расширения пионерского лагеря (с правом вырубки леса под сооружения) (стр. 22 Приложения). Исходя из содержания Приложения N 1 земельный участок предоставляется в бессрочное пользование.
Согласно части 1 статьи 18 Земельного кодекса РСФСР 1970 право землепользования должно быть удостоверено государственными актами на право пользования землей, которые выдаются исполнительными комитетами районных, городских Советов народных депутатов.
В соответствии со статьей 17 Земельного кодекса РСФСР 1970 предусматривается необходимость установления границ предоставленного земельного участка в натуре (на местности), а также выдача документа, удостоверяющего право пользования землей.
Решением Исполнительного комитета Пушкинского городского Совета народных депутатов Московской области от 04.10.1988 N 1041/19 утверждены границы отвода земельного участка тресту "Гордормеханизация" N 1 общей площадью 8,0 га в том числе 5,0 га - фактическое пользование, 3,0 - расширение территории пионерского лагеря из земель Правдинского лесхоз-техникума в кв. 60 Пушкинского лесничества с правом рубки леса под габариты зданий, выдан Государственный акт на право пользования землей серии А-1 N 346172 (л.д. 70, т. 1).
Согласно Государственному акту серии А-1 N 346172, выданному 10.10.1988 Тресту "Гордормеханизация" N 1 Исполнительным комитетом Пушкинского районного (городского) Совета народных депутатов, за указанным землепользователем закрепляются в бессрочное и бесплатное пользование 8,0 гектаров земли в границах согласно плану землепользования. Земля предоставлена для пионерского лагеря.
Государственный акт серии А-1 N 346172 содержит план землепользования треста Гордормеханизация" N 1 под пионерский лагерь "Дубки" с описанием границ и точками координат границ земельного участка (л.д. 71 - 75, т. 1).
До настоящего времени указанные акты не отменены, не оспорены в судебном порядке.
Исходя из изложенного судом первой инстанции сделан вывод о том, что земельный участок предоставлен Тресту "Гордормеханизация" N 1 в соответствии с действовавшим в момент предоставления участка законодательством, права на земельный участок удостоверены надлежащим образом.
В связи с изложенным апелляционный суд отклоняет довод апелляционной жалобы о том, что в материалах настоящего дела отсутствуют разрешительные документы, свидетельствующие об изъятии спорного земельного участка из состава земель лесного фонда.
В соответствии с пунктом 9 статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные гражданам или юридическим лицам до введения в действие Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
В силу п. 1 ст. 6 Федерального закона от 21.07.1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу настоящего Федерального закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной настоящим Федеральным законом. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей.
На основании вышеприведенных норм, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что истец подтвердил право бессрочного пользования ЗАО "ИНЖЕНЕРНЫЙ ЦЕНТР" земельным участком согласно Государственному акту серии А-1 N 346172 в границах, установленных планом землепользования, являющимся приложением к названному акту.
Как следует из материалов дела, Распоряжением от 17.01.2008 N 2 Управления лесного хозяйства по Московской области и г. Москве Государственному образовательному учреждению среднего профессионального образования "Правдинский лесхоз-техникум" в постоянное (бессрочное) пользование предоставлены лесные земли с кадастровым номером 50:13:000000:0021 для осуществления научно-исследовательской деятельности и образовательной деятельности, находящейся в государственной собственности, расположенными на землях лесного фонда, общей площадью 25099 га, с местоположением, согласно приложению 1 (л.д. 74 - 75, т. 2). Согласно Приложению 1 ГОУ СПО "Правдинский лесхоз-техникум" предоставлен земельный участок, расположенный в том числе на землях Учебно-опытного лесничества (кварталы 1 - 199) (л.д. 75, т. 2).
Согласно Приложению к приказу Рослесхоза от 24.07.2008 N 211 участок Правдинского лесхоз-техникума расположен на землях Учебно-опытного участкового лесничества Московского учебно-опытного лесничества (л.д. 77, т. 2).
Земельный участок с кадастровым номером 50:13:000000:21, предоставленный Распоряжением от 17.01.2008 N 2 Управления лесного хозяйства по Московской области и г. Москве Государственному образовательному учреждению среднего профессионального образования "Правдинский лесхоз-техникум" поставлен на кадастровый учет 23.11.2005, что следует из кадастровой Выписки о земельном участке от 18.11.2008, граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства (л.д. 44, т. 2).
Как следует из материалов дела, в 2008 году проведена работа по формированию землеустроительного дела земельного участка с кадастровым номером 50:13:0060214:37. Как следует из кадастрового дела объекта недвижимости земельного участка с кадастровым номером 50:13:0060214:37, земельный участок 29 Учебно-опытного участкового лесничества Пушкинский район Московской области поставлен на кадастровый учет 18.02.2009. Согласно кадастровому паспорту земельного участка от 17.04.2013 площадь земельного участка составляет 941572 +/- 2170 кв. м. Как следует из кадастровых Выписок о земельном участке с кадастровым номером 50:13:0060214:37 предыдущий номер земельного участка 50:13:000000:21. Земельный участок с кадастровым номером 50:13:000000:21 снят с кадастрового учета.
Из ответа ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области от 21.05.2013, представленного в дело по запросу суда, содержащемуся в определении от 19.03.2013, землеустроительное дело в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:13:0060214:37 не формировалось, так как указанный земельный участок поставлен на кадастровый учет в 2009 году.
Комитет лесного хозяйства в отзыве (л.д. 119, т. 2) подтверждает, что согласно карте-схеме расположения лесного участка, являющейся приложением к Выписке из государственного лесного реестра N 461-02-2013 земельный участок истца граничит с западной стороны с кварталом 155 Учебно-опытного участкового лесничества Московского учебно-опытного лесничества.
Как следует из Выписки из лесного реестра N 461-02-2013 лесной участок, имеющий местоположение: Московская область, Пушкинский муниципальный район, Московское учебно-опытное лесничество, Учебно-опытное участковое лесничество, квартал 155, площадью 48 га относится к категории земель - земли лесного фонда. Категории защитности - лесопарковые зоны, является частью земельного участка с кадастровым номером 50:13:0060214:37.
В соответствии с п. 1 статьи 39 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" от 24.07.2007 N 221-ФЗ в действовавшей в момент установления границ редакции, местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию (далее - согласование местоположения границ) с лицами, указанными в части 3 настоящей статьи (далее - заинтересованные лица), в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления об учете изменений одного из указанных земельных участков в связи с уточнением местоположения его границ.
В силу статьи 40 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ в действовавшей в момент проведения межевания редакции, результат согласования местоположения границ оформляется в форме акта согласования местоположения границ на обороте листа графической части межевого плана.
Местоположение границ земельного участка считается согласованным при наличии в акте согласования местоположения границ личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей, за исключением предусмотренного частью 3 настоящей статьи случая.
Если надлежащим образом извещенное заинтересованное лицо или его представитель в установленный срок не выразили свое согласие посредством заверения личной подписью акта согласования местоположения границ либо не представили свои возражения в письменной форме с их обоснованием, местоположение соответствующих границ земельных участков считается согласованным таким лицом, о чем в акт согласования местоположения границ вносится соответствующая запись. К межевому плану прилагаются документы, подтверждающие соблюдение установленного настоящим Федеральным законом 24.07.2007 N 221-ФЗ порядка извещения указанного лица. Данные документы являются неотъемлемой частью межевого плана.
Споры, не урегулированные в результате согласования местоположения границ, после оформления акта согласования границ разрешаются в установленном ч. 5 статьи 40 Земельного кодекса Российской Федерации N 221-ФЗ от 24.07.2007 порядке.
Как следует из акта согласования границ земельного участка 50:13:000000:21 от 21.11.2008, находящегося в кадастровом деле земельного участка с кадастровым номером 50:13:0060214:37, на акте в графе "правообладатель" имеется подпись представителя Учебно-опытного участкового лесничества уч. 29 (л.д. 68, т. 2). Подписи иных правообладателей отсутствуют.
Как следует из п. 57 Карты (схемы) и описания границ Пушкинского муниципального района граница Пушкинского муниципального района проходит от точки 1811 на север по западной границе 155 квартала Учебно-опытного участкового лесничества до западной границы территории оздоровительного лагеря "База отдых "Дубки". Таким образом, одним из смежных правообладателей лесного участка с кадастровым номером 50:13:0060214:37 является также Администрация Пушкинского муниципального района. Как указывает Администрация Пушкинского муниципального района о проводимых мероприятиях по межеванию земель она не была извещена.
Акт согласования границ от 21.11.2008 содержит отметку о том, что правообладатели смежных земельных участков не явились на согласование границ земельного участка (л.д. 68, т. 2).
В соответствии с п. 7 статьи 39 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" от 24.07.2007 N 221-ФЗ в действовавшей в момент установления границ редакции, согласование местоположения границ по выбору кадастрового инженера проводится посредством проведения собрания заинтересованных лиц или согласования в индивидуальном порядке с заинтересованным лицом.
Согласно п. 8 статьи 39 названного Закона в случае согласования местоположения границ посредством проведения собрания заинтересованных лиц извещение о проведении собрания о согласовании местоположения границ вручается данным лицам или их представителям под расписку, направляется по их почтовым адресам посредством почтового отправления с уведомлением о вручении и по адресам их электронной почты в соответствии с кадастровыми сведениями, предусмотренными пунктами 8 и 21 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона (при наличии таких сведений), либо опубликовывается в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации соответствующего муниципального образования. Опубликование извещения о проведении собрания о согласовании местоположения границ допускается в случае, если:
- 1) в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о почтовом адресе любого из заинтересованных лиц или получено извещение о проведении собрания о согласовании местоположения границ, направленное заинтересованному лицу посредством почтового отправления, с отметкой о невозможности его вручения;
- 2) смежный земельный участок расположен в пределах территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения и относится к имуществу общего пользования, либо входит в состав земель сельскохозяйственного назначения и находится в собственности более чем пяти лиц, либо входит в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
Как следует из материалов кадастрового дела объекта недвижимости земельного участка с кадастровым номером 50:13:0060214:37 (л.д. 70, т. 2) согласование границ осуществлено посредством опубликования 20.10.2008 в газете "Ежедневные новости Подмосковья" N 228 (1895) сообщения о проведении согласования местоположения земельных участков Учебно-опытного, Алешинского, Тютчевского и Красноармейского участковых лесничеств Московского учебно-опытного лесничества Управления лесного хозяйства по Московской области и г. Москве Рослесхоза, расположенного в Пушкинском районе (л.д. 70, т. 2).
В соответствии с п. 9 статьи 39 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ в действующей на момент согласования границ редакции, в извещении о проведении собрания о согласовании местоположения границ должны быть указаны:
- 1) сведения о заказчике соответствующих кадастровых работ, в том числе почтовый адрес и номер контактного телефона;
- 2) сведения о кадастровом инженере, выполняющем соответствующие кадастровые работы, в том числе его почтовый адрес, адрес электронной почты и номер контактного телефона;
- 3) кадастровый номер и адрес земельного участка, в отношении которого выполняются соответствующие кадастровые работы, кадастровые номера и адреса смежных с ним земельных участков (при отсутствии адресов указываются сведения о местоположении земельных участков);
- 4) порядок ознакомления с проектом межевого плана, место или адрес, где с этим проектом можно ознакомиться со дня вручения, направления или опубликования извещения;
- 5) место, дата и время проведения собрания о согласовании местоположения границ;
- 6) сроки и почтовый адрес для вручения или направления заинтересованными лицами требований о проведении согласования местоположения границ с установлением таких границ на местности и (или) возражений после ознакомления с проектом межевого плана.
Как следует из текста публикации (л.д. 60, т. 2) сообщение не содержит в полном объеме сведений, предусмотренных подп. 1, 2, 3, 4, 6 п. 9 статьи 39 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ.
Иных доказательств согласования границ земельного участка с кадастровым номером 50:13:0060214:37 в момент постановки его на кадастровый учет Комитет лесного хозяйства в материалы дела не представил.
Исходя из изложенного, суд приходит к выводу, что согласование границ земельного участка с кадастровым номером 50:13:0060214:37 со смежными землепользователями при постановке его на кадастровый учет (18.02.2009) в установленном законом порядке не осуществлено.
При таких обстоятельствах наличие предоставленного истцу права на бессрочное пользование земельным участком согласно государственному Акту А-1 N 346172 при внесении сведений о местоположении границ лесного участка с кадастровым номером 50:13:0060214:37 в государственном кадастре недвижимости не отражено.
Согласно кадастровому паспорту земельного участка с кадастровым номером 50:13:0060214:37 от 17.04.2013 участок отнесен к землям лесного фонда.
В соответствии с п. 6 статьи 39 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" согласование местоположения границ проводится без их установления на местности независимо от требований заинтересованных лиц в том числе в случае, если земельные участки, местоположение границ которых согласовывается, являются лесными участками, земельными участками в составе земель особо охраняемых природных территорий и объектов или в составе земель сельскохозяйственного назначения, предназначенных для осуществления традиционного природопользования коренными малочисленными народами Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации.
Вместе с тем, отнесение земельного участка к землям лесного фонда само по себе не может исключать уточнение границ земельного участка и установление их на местности при выявлении нарушений прав смежных землепользователей.
Согласно части 3 статьи 4.1 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации", государственный учет лесных участков в составе земель лесного фонда включает в себя действия органов государственной власти в пределах их полномочий, определенных в соответствии со ст. ст. 81 - 83 Лесного кодекса Российской Федерации, по внесению в государственный лесной реестр сведений, подтверждающих существование таких земельных участков с характеристиками, соответствующими ч. 1 ст. 69 Лесного кодекса Российской Федерации. Указанные сведения в графической и текстовой форме воспроизводятся в плане лесного участка, который заверяется органом государственной власти, осуществляющим ведение государственного лесного реестра.
Согласно ч. 1 статьи 69 Лесного кодекса Российской Федерации, при проектировании лесных участков осуществляется подготовка проектной документации о местоположении, границах, площади и об иных количественных и качественных характеристиках лесных участков. Местоположение, границы и площадь лесных участков определяются соответственно по лесным кварталам и (или) лесотаксационным выделам, их границам и площади.
Частью 2 статьи 110 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что границы земель лесного фонда определяются путем отграничения земель лесного фонда от земель иных категорий в соответствии с материалами лесоустройства. Данные о границах земель лесного фонда заносятся в государственный земельный кадастр.
В качестве доказательств установления границ спорного лесного участка со стороны ответчиков представлены выкопировки из материалов лесоустройства, Выписка из государственного лесного реестра N 461-02-2013.
Согласно выкопировки из материалов лесоустройства 1990 г., представленной ГБОУ СПО МО "Правдинский лесхоз-техникум" (планшет, составленный на основе данных лесоустройства 1980 г. и землеустройства прошлых лет) (л.д. 112, т. 1) граница лесного участка (квартал 60) в смежной с земельным участком истца части обозначена основной и пунктирной линиями, не совпадающими между собой.
Как следует из выкопировки из материалов лесоустройства 2001 года (планшет составлен с использованием геоинформационных технологий "Центрлеспроекта" на основе топокарт М1:10000, аэрофотоснимков 1998 - 1999, материалов землеустройства и лесоустройства прежних лет) граница лесного участка квартал 155 также обозначена не совпадающими между собой основной и пунктирной линиями.
В материалах лесоустройства 1968 - 1969 г., 1980 г., представленных в дело (л.д. 114 - 115, т. 1), граница лесного участка (кварталы 60, 61) имеет один контур.
Представитель ГБОУ СПО МО "Правдинский лесхоз-техникум" в судебном заседании суда первой инстанции 22.02.2013 пояснить данное обстоятельство отказался, в отзыве соответствующие пояснения отсутствуют. Комитет лесного хозяйства по данному вопросу также пояснений не представил.
Согласно Карте-схеме расположения и границы лесного участка, являющегося приложением к Выписке из государственного лесного реестра N 461-02-2013, граница участка также обозначена основной и пунктирной линиями (л.д. 122, т. 2).
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции не признал материалы лесоустройства в качестве достаточного доказательства надлежащего установления границ лесного участка 50:13:0060214:37.
В соответствии с пунктом 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 54 "О некоторых вопросах подсудности дел по искам о правах на недвижимое имущество", абзацем 3 пункта 2 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" к искам о правах на недвижимое имущество относятся, в частности, иски об истребовании имущества из чужого незаконного владения, об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, об установлении сервитута, о разделе имущества, находящегося в общей собственности, о признании права, об установлении границ земельного участка, об освобождении имущества от ареста.
Таким образом, требование об установлении границ земельного участка является спором о праве.
В соответствии со статьей 305 ГК РФ право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком подлежит защите наравне с иными правами.
По смыслу статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации определение законом способов защиты гражданских прав направлено, в первую очередь, на максимальное восстановление нарушенного права. Перечень способов защиты гражданских прав не является исчерпывающим и защита прав может быть осуществлена иными способами, предусмотренными законом.
Исходя из изложенного, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что защита права постоянного (бессрочного) пользования земельного участка истца может быть осуществлена путем уточнения границ лесного участка на местности.
В соответствии с пунктом 7 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.
Согласно статье 35 Закона о кадастре недвижимости кадастровые работы выполняются кадастровым инженером на основании договора подряда, а в случаях, предусмотренных законодательством, на основании определения суда.
Поскольку кадастровые работы земельного участка, предоставленного истцу, не проводились, суд первой инстанции с учетом предмета заявленных требований назначил землеустроительную экспертизу.
Перед экспертом были поставлены следующие вопросы:
1. Достаточно ли сведений, содержащихся в плане на участок земли, отведенный Тресту "Гордормеханизация" N 1 под пионерский лагерь "Дубки", сведений об описании границ, сведений о координатах характерных точек границ земельного участка площадью 8,0 га, установленных в государственном акте на право пользования землей, выданному Тресту "Гордормеханизация" N 1 Исполкомом Пушкинского районного (городского) Совета народных депутатов от 10.10.1988 (N А-I N 346172), для установления на местности границ земельного участка, предоставленного по данному акту Тресту "Гордормеханизация" N 1" под пионерский лагерь "Дубки"?
2. При положительном ответе на первый вопрос - установить на местности местоположение границ земельного участка площадью 8,0 га согласно плану на участок земли, отведенный Тресту "Гордормеханизация" N 1 под пионерский лагерь "Дубки", описанию границ, координатам характерных точек, установленным в акте на право пользования землей от 10.10.1988, выданному Тресту "Гордормеханизация" N 1 Исполкомом Пушкинского районного (городского) Совета народных депутатов (N А-I N 346172).
3. Имеются ли объекты искусственного происхождения, закрепляющие границы земельного участка площадью 8,0 га согласно плану на участок земли, отведенный Тресту "Гордормеханизация" N 1 под пионерский лагерь "Дубки", описанию границ и координатам характерных точек, содержащимся в акте на право пользования землей от 10.10.1988, выданному Тресту "Гордормеханизация" N 1 Исполкомом Пушкинского районного (городского) Совета народных депутатов (N А-I N 346172).
4. При положительном ответе на третий вопрос - установить год постройки объектов искусственного происхождения, закрепляющих границы земельного участка площадью 8,0 га согласно плану, описанию границ, координатам характерных точек, установленным в акте на право пользования землей от 10.10.1988, выданному Тресту "Гордормеханизация" N 1 Исполкомом Пушкинского районного (городского) Совета народных депутатов (N А-I N 346172).
5. Совпадают ли координаты характерных точек, установленные в акте на право пользования землей от 10.10.1988, выданному Тресту "Гордормеханизация" N 1 Исполкомом Пушкинского районного (городского) Совета народных депутатов (N А-I N 346172) с координатами характерных точек объектов искусственного происхождения, закрепляющих границы земельного участка площадью 8,0 га.
6. Имеется ли пересечение границ земельного участка площадью 8,0 га, установленных согласно плану, описанию границ, координатам характерных точек в государственном акте на право пользования землей, выданному Тресту "Гордормеханизация" N 1 Исполкомом Пушкинского районного (городского) Совета народных депутатов от 10.10.1988 (N А-I N 346172) с границами земельного участка с кадастровым номером 50:13:0060214:37 согласно координатам характерных точек, установленным в кадастровой выписке о земельном участке с кадастровым номером 50:13:0060214:37 от 17.04.2013 N МО-13/ЗВ-398124.
7. Установить границы земельного участка с кадастровым номером 50:13:0060214:37 (в части, смежной с границами земельного участка площадью 8,0 га, установленными согласно координатам характерных точек в государственном акте на право пользования землей, выданному Тресту "Гордормеханизация" N 1 Исполкомом Пушкинского районного (городского) Совета народных депутатов от 10.10.1988), определив координаты характерных точек земельного участка с кадастровым номером 50:13:0060214:37 в вышеназванной части с учетом границ земельного участка площадью 8,0 га, установленных согласно плану, описанию границ, координатам характерных точек, установленным в акте на право пользования землей от 10.10.1988, выданному Тресту "Гордормеханизация" N 1 Исполкомом Пушкинского районного (городского) Совета народных депутатов (N А-I N 346172).
В заключении эксперта N 001-13/СЗЭ от 17.05.2013 установлено:
1. Сведений содержащихся в Государственном акте на право пользования землей А-1 N 346172 от 10 октября 1988 г., для установления границ земельного участка на местности достаточно.
По геодезическим данным содержащимся в Государственном акте на право пользования землей А-1 N 346172 от 10 октября 1988 г. площадь земельного участка составляет 84983 кв. м, в тексте документа площадь земельного участка определена как 8,0 га, данное расхождение в величине площади земельного участка не превышает допустимой погрешности определения площадей уточняемых земельных участков, равной 10% (N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", ч. 1 п. 5 ст. 27 "При кадастровом учете в связи с уточнением границ земельного участка орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении данного кадастрового учета также в случае, если: 1) в результате данного кадастрового учета площадь этого земельного участка, определенная с учетом установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований, будет больше площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости, на величину более чем предельный минимальный размер земельного участка, установленный в соответствии с земельным законодательством для земель соответствующего целевого назначения и разрешенного использования, или, если такой размер не установлен, на величину более чем десять процентов площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости;"). Также в рамках данной судебной землеустроительной экспертизы было проведено приведение геодезических данных содержащихся в Государственном акте на право пользования землей А-I N 346172 от 10 октября 1988 г. к местности. Точность данного приведения не превышает допустимую величину равную 5 метров (Министерство экономического развития Российской Федерации Приказ от 17 августа 2012 г. N 518 "О требованиях к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка, а также контура здания, сооружения или объекта незавершенного строительства на земельном участке", прил. 1, п. п. 6; приведено в таблице ниже)
В результате проведенных геодезических работ, был получены геодезические данные, приведенные в каталоге поворотных точек границы земельного участка согласно Государственного акта на право пользования землей А-I N 346172 от 10 октября 1988 г., в актуальных на данный момент времени и на данной территории Государственной системе координат, данного кадастрового региона - МСК-50. Наглядно представлено на графическом приложении N 2.

{\uc1\u9484-\u9472-\u9472-\u9472-\u9472-\u9472-\u9472-\u9472-\u9472-\u9472-\u9472-\u9472-\u9472-\u9472-\u9472-\u9472-\u9472-\u9472-\u9472-\u9472-\u9472-\u9472-\u9472-\u9472-\u9472-\u9472-\u9472-\u9472-\u9472-\u9472-\u9472-\u9472-\u9472-\u9472-\u9472-\u9472-\u9472-\u9472-\u9472-\u9472-\u9472-\u9472-\u9472-\u9472-\u9472-\u9472-\u9472-\u9472-\u9472-\u9472-\u9472-\u9472-\u9472-\u9472-\u9472-\u9472-\u9472-\u9472-\u9472-\u9472-\u9472-\u9472-\u9472-\u9472-\u9472-\u9472-\u9472-\u9472-\u9488-
\nosupersub\ul0┌



 










© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)