Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ШЕСТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 23.03.2009 N 06АП-243/2009 ПО ДЕЛУ N А37-403/2008-2

Разделы:
Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ШЕСТОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 марта 2009 г. N 06АП-243/2009


Резолютивная часть оглашена 19 марта 2009 года.
В полном объеме постановление изготовлено 23 марта 2009 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Меркуловой Н.В.,
судей Михайловой А.И., Песковой Т.Д.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сазонкиной Е.А.
при участии в судебном заседании:
- от Департамента лесного хозяйства по Дальневосточному Федеральному округу явились на основании доверенностей от 16.02.2009 б/н представитель -Кастрель Н.С., от 16.03.2009 N 02/2009 представитель -Федосеева О.А.;
- от Управления Роснедвижимости по Магаданской области не явились (уведомление от 02.03.2009 N 138833, телефонограмма от 17.03.2009);
- от ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Магаданской области не явились (уведомление от 02.03.2009 N 138840, телефонограмма от 17.03.2009);
- от Департамента лесного хозяйства, контроля и надзора за состоянием лесов администрации Магаданской области не явились (уведомление от 02.03.2009 N 138857, телефонограмма от 17.03.2009);
- от Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Магаданской области не явились (уведомления от 02.04.2009 N 138864, N 138871, телефонограмма от 17.03.2009)
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента лесного хозяйства по Дальневосточному федеральному округу
на решение Арбитражного суда Магаданской области от 01.07.2008
по делу N А37-403/2008-2, принятое судьей Скороходовой В.В.
по заявлению Департамента лесного хозяйства по Дальневосточному федеральному округу
к Управлению Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Магаданской области, Федеральному государственному учреждению "Земельная кадастровая палата" по Магаданской области
о признании сведений о категории земель незаконными, об обязании внести соответствующие изменения в сведения и документы государственного земельного кадастра к категории земель "земли лесного фонда" и об обязании сформировать кадастровое дело и документы государственного кадастра объектов недвижимости и государственного земельного кадастра, осуществить учет текущих изменений характеристик, существующих объектов учета.
Третьи лица -Департамент лесного хозяйства, контроля и надзора за состоянием лесов администрации Магаданской области, Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Магаданской области

установил:

Департамент лесного хозяйства по Дальневосточному федеральному округу (далее -заявитель, Департамент лесного хозяйства по ДФО) обратился в Арбитражный суд Магаданской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Управлению Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Магаданской области (далее -Управление Роснедвижимости по Магаданской области), Федеральному государственному учреждению "Земельная кадастровая палата" по Магаданской области о признании незаконными, нарушающими принцип сопоставимости и совместимости сведений государственного земельного кадастра со сведениями, содержащимися в других государственных и иных кадастрах, реестрах, информационных ресурсах и нарушающими зарегистрированное право на территории Российской Федерации на лесной фонд, а также статьи 7, 8, 101 Земельного кодекса Российской Федерации, пункт 3 статьи 17 Федерального закона от 02.01.2000 N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре" сведений о категории земель содержащихся в документах государственного земельного кадастра, проводимого на территории Тенькинского района Магаданской области на участках территорий Тенькинского лесхоза общей площадью 1 595,28 га согласно приложению N 6, на территории Сусуманского района Магаданской области на участках территории Берелехского лесхоза общей площадью 972,513 га согласно приложению N 7, на территории Ягоднинского района Магаданской области на участках территорий Оротуканского лесхоза общей площадью 21 108 га согласно приложению N 8, на территории Омсукчанского района Магаданской области на участках территорий Омсукчанского лесхоза общей площадью 1 805,22 га согласно приложению N 9. Заявитель просил обязать Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Магаданской области внести изменения в сведения государственного земельного кадастра о принадлежности участков, расположенных на территории Тенькинского района Магаданской области площадью 1 595,28 га, на территории Сусуманского района Магаданской области площадью 972,513 га, на территории Ягоднинского района Магаданской области площадью 21 108 га, на территории Омсукчанского района Магаданской области площадью 1 805,22 га, к категории земель "земли лесного фонда"; ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Магаданской области сформировать кадастровое дело и документы государственного кадастра объектов недвижимости и государственного земельного кадастра, осуществить учет текущих изменений характеристик, существующих объектов учета.
Право на обращение с соответствующим заявлением Департаментом лесного хозяйства по ДФО обосновано тем, что спорные земли лесного фонда учитываются в качестве земель промышленности, тогда как они в порядке установленном законодательством из состава земель лесного фонда не изымались и не переводились в категорию земель промышленности. Лесные земли переводились в нелесные и передавались во временное пользование разным юридическим лицам без исключения из состава лесного фонда, в связи с чем, отсутствуют основания для учета спорных земель в Государственном земельном кадастре в качестве земель промышленности. Учет спорных земель в качестве земель промышленности не соответствует принципу сопоставимости и совместимости сведений Государственного земельного кадастра со сведениями, содержащимися в других государственных и иных кадастрах, реестрах, информационных ресурсах.
Решением Арбитражного суда Магаданской области от 01.07.2008 по делу N А37-403/2008-2 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Принимая данное решение, арбитражный суд первой инстанции исходил из того, что действующим законодательством Департаменту лесного хозяйства по ДФО не предоставлено право на обращение в суд с соответствующими требованиями.
Не согласившись с решением Арбитражного суда Магаданской области от 01.07.2008 по делу N А37-403/2008-2, заявитель обратился с апелляционной жалобой об его отмене ввиду несоответствия выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела в связи с неправильным применением норм материального права.
Постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 23.09.2008 решение Арбитражного суда Магаданской области оставлено без изменения, а апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Постановлением Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 26.12.2008 постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 23.09.2008 по делу N А37-403/2008 отменено, дело направлено на новое рассмотрение в Шестой арбитражный апелляционный суд. Кассационной инстанцией указано, что арбитражный суд апелляционной инстанции, признавая неправомерным вывод суда первой инстанции об отсутствии у Департамента лесного хозяйства по ДФО права на обращение с заявлением в порядке статьи 53 АПК РФ, положенный в основу состоявшегося судебного акта, в нарушение пункта 4 части 1 статьи 270 АПК РФ оставил решение без изменения. Кроме того, в нарушение пункта 12 части 2 статьи 271 АПК РФ не указал конкретные доказательства, на основании которых пришел к выводу о том, что спорные земельные участки при предоставлении заинтересованным лицам переводились из лесных в нелесные.
В заседании арбитражного суда апелляционной инстанции представители Департамента лесного хозяйства по ДФО доводы, изложенные в апелляционной жалобе, поддержали в полном объеме. Представители Управления Роснедвижимости по Магаданской области, ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Магаданской области, Департамент лесного хозяйства, контроля и надзора за состоянием лесов администрации Магаданской области, ТУ ФАУФИ по Магаданской области извещены надлежащим образом, однако их представители в судебное заседание не явились, что в соответствии со статьей 156 АПК РФ не явилось препятствием для рассмотрения дела.
Ходатайство Департамента лесного хозяйства по ДФО о привлечении в качестве третьих лиц администраций муниципальных образований для установления фактических пользователей спорными земельными участками в силу пункта 3 статьи 266 АПК РФ отклонено.
Выслушав представителей Департамента лесного хозяйства по ДФО, изучив материалы дела, апелляционная инстанция приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 198 АПК РФ государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если они полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Основанием для принятия решения судом о признании недействительным ненормативного правового акта, действий (бездействия) являются одновременно как их несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
В соответствии с частью 1 статьи 53 АПК РФ в случаях, предусмотренных федеральным законом, государственные органы, органы местного самоуправления и иные органы вправе обратиться с исками или заявлениями в арбитражный суд в защиту публичных интересов.
Согласно статье 51 Лесного кодекса Российской Федерации государственное управление в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизведения лесов осуществляет Правительство Российской Федерации непосредственно или через уполномоченные органы исполнительной власти.
Пунктом 6 части 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации полномочия в области лесных отношений в частности осуществление государственного лесного контроля и надзора Российской Федерацией передано государственной власти субъектов Российской Федерации.
В свою очередь уполномоченный федеральный орган исполнительной власти осуществляет контроль и надзор за исполнением органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий, что предусмотрено пунктом 4 части 9 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации.
Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по реализации государственной политики, оказанию государственных услуг по управлению государственным имуществом в области лесных отношений является Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2004 N 283 утверждено Положение о Федеральном агентстве лесного хозяйства, согласно которому Рослесхоз осуществляет свою деятельности непосредственно, через свои территориальные органы или подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями (пункт 4 Положения N 283).
Приказом Рослесхоза от 26.04.2007 N 196 утверждено Положение о Департаменте лесного хозяйства по Дальневосточному Федеральному округу, согласно которому предусмотрено право Департамента осуществлять контроль за осуществлением органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов (пункт 4.5), а также право направлять материалы о нарушениях действующего законодательства в органы внутренних дел, прокуратуры, суды и арбитражные суды, предъявлять беспошлинно в установленном законом порядке в суд и арбитражный суд иски в защиту государственных и общественных интересов, в том числе о возмещении ущерба за вред, причиненный лесному фонду (пункт 5.5.)
В этой связи арбитражный суд апелляционной инстанции не может согласиться с выводом суда первой инстанции об отсутствии у Департамента лесного хозяйства по ДФО права на обращение в арбитражный суд в порядке статьи 53 АПК РФ.
По существу заявленных требований Департамента лесного хозяйства по ДФО арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Как следует из материалов дела Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости и ФГУ "Земельная кадастровая палата по Магаданской области" учитывают земли лесного фонда Тенькинского лесхоза площадью 1594,65 га, Омсукчанского лесхоза площадью 1805,22 га, Берелехского лесхоза площадью 972,513 га, Оротуканского лесхоза площадью 21108 га в государственном земельном кадастре в качестве земель промышленности.
Согласно данным государственного учета лесного фонда на 01.01.2007, материалам лесоустройства за 1992-1993 годы, картам-схемам Тенькинского, Омсукчанского, Берелехского, Оротуканского лесхозов земельные участки расположены в границах земель лесного фонда указанных лесхозов.
В соответствии со статьей 63 Лесного кодекса Российской Федерации от 22.01.1997 N 22-ФЗ и Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.09.1997 N 1200 "О порядке перевода лесных земель в нелесные земли для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и пользованием лесным фондом, и (или) изъятия земель лесного фонда" перевод лесных земель в нелесные земли для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства, пользованием лесным фондом в лесах второй, третьей групп осуществляется органом государственной власти субъекта Российской Федерации по представлению соответствующего территориального органа федерального органа управления лесным хозяйством. Перевод осуществлялся либо для временного (на срок до 25 лет) использования без исключения из состава лесного фонда, либо с изъятием земель и исключением их из состава лесного фонда.
Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости, ФГУ "Земельная кадастровая палата по Магаданской области" не представили доказательства, в частности решения или иные акты уполномоченных государственных органов, явившихся основанием для внесения изменений в сведения Государственного земельного кадастра.
В этой связи довод заявителя о том, что фактически земли из состава земель лесного фонда не изымались и в категорию земель промышленности не переводились, соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Из материалов дела следует, что лесные земли переводились в нелесные и передавались во временное пользование юридическим лицам без исключения из состава лесного фонда и правовые основания учитывать данные земли в Государственном земельном кадастре в качестве земель промышленности отсутствуют.
В частности администрации Тенькинского, Омсукчанского, Берелехского, Оротуканского районов, реализовывая переданные полномочия по переводу лесных земель в нелесные в лесах 3 группы в соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства РФ от 19.09.1997 N 1200 "О порядке перевода лесных земель в нелесные земли для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и пользованием лесным фондом, и (или) изъятием земель лесного фонда" осуществляли перевод в нелесные земли лесного фонда для временного использования без исключения из состава лесного фонда и изменения категории земли.
В силу статьи 101 Лесного кодекса Российской Федерации к землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, - вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли.
Следовательно, перевод лесных земель в нелесные не означает изменения категории земли либо исключение из данной категории.
Наличие в Государственном земельном кадастре сведений о категории спорных земель как земли промышленности допускает дальнейшее распоряжение участками из категории "земли промышленности", тогда как согласно статье 8 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности и их оборот ограничен. Данные земли после фактического использования подлежат рекультивации, лесоразведению и использованию лесов в соответствии с требованиями статьи 25 Лесного кодекса Российской Федерации. Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что наличие сведений Государственного земельного кадастра в отношении спорных участков нарушает интересы Российской Федерации в области управления и распоряжения федеральной собственностью (землями лесного фонда), а также установленный порядок использования лесов.
Учитывая изложенное, требования Департамента лесного хозяйства по ДФО о признании незаконными сведений о категории спорных земельных участков, содержащихся в документах Государственного земельного кадастра, являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В соответствии с подпунктом 6.4.1 Приказа Минэкономразвития и торговли Российской Федерации от 21.02.2006 N 47 "Об утверждении типового положения о территориальном органе Федерального агентства кадастра объектов недвижимости" территориальный орган Роснедвижимости осуществляет ведение государственного земельного кадастра, согласно пункту 3.1.5 Положения о межрайонном территориальном отделе Управления Роснедвижимости по Магаданской области ведение Государственного земельного кадастра возложено так же на отдел, уставом ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Магаданской области" предусмотрено осуществление формирования кадастровых дел (пункт 2.2.4), формирование, обработка и хранение документов государственного кадастра объектов недвижимости и государственного земельного кадастра (пункт 5.1.6), принятие решения о проведении, отказе либо о приостановлении проведения государственного кадастрового учета, постановка на учет вновь образованных объектов кадастрового учета (пункты 5.1.3., 5.1.4.), осуществление кадастрового учета текущих изменений характеристик существующих объектов учета (пункту 5.2.1.), осуществление технического обеспечения ведения Государственного земельного кадастра. Следовательно, подлежит удовлетворению и требование заявителя о возложении на Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Магаданской области, ФГУ "Земельная кадастровая палата по Магаданской области" обязанности по внесению соответствующих изменений в сведения и документы Государственного земельного кадастра о принадлежности спорных земельных участков к категории земель "земли лесного фонда".
На основании изложенного, решение арбитражного суда первой инстанции подлежит в силу пунктов 3, 4 части 1 статьи 270 АПК РФ отмене.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Магаданской области от 01 июля 2008 года по делу N А37-403/2008-2 отменить.
Признать сведения о категории земель, содержащиеся в документах государственного земельного кадастра, проводимого на территории Тенькинского района Магаданской области на участках территорий Тенькинского лесхоза общей площадью 1595,28 га согласно Приложению N 6, на территории Сусуманского района Магаданской области на участках территорий Берелехского лесхоза общей площадью 972,513 га согласно Приложению N 7, на территории Ягоднинского района Магаданской области на участках территорий Оротуканского лесхоза общей площадью 21108 га согласно Приложению N 8, на территории Омсукчанского района Магаданской области на участках территорий Омсукчанского лесхоза общей площадью 1805,22 га согласно Приложению N 9, незаконными.
Обязать Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Магаданской области, ФГУ "Земельная кадастровая палата по Магаданской области" внести соответствующие изменения в сведения и документы Государственного земельного кадастра о принадлежности участков, расположенных на территории Тенькинского района Магаданской области площадью 1595,28 га, на территории Сусуманского района Магаданской области площадью 972,513 га, на территории Ягоднинского района Магаданской области площадью 21108 га, на территории Омсукчанского района Магаданской области площадью 1805,22 га, к категории земель "земли лесного фонда".
Обязать Федеральное государственное учреждение "Земельная кадастровая палата" по Магаданской области сформировать кадастровое дело и документы государственного кадастра объектов недвижимости и государственного земельного кадастра, осуществить учет текущих изменений характеристик, существующих объектов учета.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, но может быть обжаловано в течение двух месяцев в кассационную инстанцию через Арбитражный суд Магаданской области.

Председательствующий
Н.В.МЕРКУЛОВА

Судьи
А.И.МИХАЙЛОВА
Т.Д.ПЕСКОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)