Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 04 февраля 2013 года
Постановление изготовлено в полном объеме 11 февраля 2013 года
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Александрова Д.Д.,
судей Коновалова С.А., Шевченко Е.Е.,
при ведении протокола судебного заседания: помощником судьи Алчаковым В.Х.,
при участии в заседании:
- от заявителя - Струк Е.И. по доверенности от 23.06.2012;
- от заинтересованного лица - не явились, извещены,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Андреевский парк" на решение Арбитражного суда Московской области от 09.11.2012 по делу N А41-19083/12, принятое судьей Гапаевой Р.А., по заявлению ООО "Андреевский парк" к Администрации муниципального образования городское поселение Андреевка Солнечногорского района Московской области о признании недействительным постановления,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Андреевский парк" (далее - заявитель, ООО "Андреевский парк", общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к администрации муниципального образования городское поселение Андреевка Солнечногорского муниципального района Московской области (далее - заинтересованное лицо, муниципальное образование, администрация г.п. Андреевка) о признании постановления от 27 февраля 2012 г. N 190 "Об отмене постановления Главы Администрации муниципального образования городское поселение Андреевка N 269 от 31 мая 2011 г." недействительным.
Решением Арбитражного суда Московской области от 09 ноября 2012 года в заявленных требованиях отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ООО "Андреевский парк" подало апелляционную жалобу, в которой просило решение суда первой инстанции от 09.11.2012 г. отменить полностью и принять по делу новый судебный акт, указав при этом, на признание недействительным постановление от 27.02.2012 N 190 "Об отмене постановления Главы Администрации муниципального образования городское поселение Андреевка N 269 от 31.05.2011 г.".
Представитель общества в судебном заседании поддерживал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.
Рассмотрев повторно дело в порядке статьи 268 АПК РФ, исследовав материалы дела, выслушав представителей заявителя, ответчика, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, в соответствии постановлением N 269 от 31.05.2011 г. обществу разрешено разработать проект планировки территории жилой многоэтажной застройки с объектами инфраструктуры, расположенного на земельном участке по адресу: Московская область, Солнечногорский район, г.п. Андреевка, д. Баранцево, кадастровый квартал 50:09:0070511, общей площадью 210611 кв. м. Данным постановлением обществу также предписано изменить категорию земель с "земли сельскохозяйственного назначения" на "земли населенных пунктов" с видом разрешено использовать "для строительства многоэтажного жилья с объектами инфраструктуры".
Администрация муниципального образования городское поселение Андреевка Солнечногорского муниципального района Московской области получила протест Солнечногорской городской прокуратуры N 7-25-2012 от 16.02.2012 г. на постановление главы муниципального образования г.п. Андреевка Солнечногорского муниципального района Московской области от 31.05.2011 N 269.
Постановление "О разрешении на разработку проекта планировки территории жилой многоэтажной застройки с объектами инфраструктуры" от 31.05.2011 г. N 269 отменено постановлением и.о. Главы Администрации N 190.
Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии оснований для отказа в удовлетворении заявленных требований.
В силу ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности (ч. 1).
В силу ч. 5 ст. 200 АПК РФ, обязанность доказывания соответствия оспариваемого нормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
При этом, в силу ст. 65 АПК РФ обязанность доказывания наличия обстоятельств, на которые заявитель ссылается как на основание своих требований и возражений, в том числе факта нарушения оспариваемыми актом (действиями) законных прав, лежит на лице, оспаривающим акт (действия).
Согласно материалам дела спорные участки принадлежат ООО "Андреевский парк" на праве собственности, земли относятся к категории земель сельскохозяйственного назначения с разрешенным использованием - для сельскохозяйственного производства.
В соответствии со ст. 77 Земельного кодекса Российской Федерации землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей. В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений, водными объектами, а также зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.
Порядок использования земель установлен Земельным кодексом Российской Федерации.
В силу ст. 78 Земельного кодекса Российской Федерации земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей:
- гражданами, в том числе ведущими крестьянские (фермерские) хозяйства, личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество;
- хозяйственными товариществами и обществами, производственными кооперативами, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, иными коммерческими организациями;
- некоммерческими организациями, в том числе потребительскими кооперативами, религиозными организациями;
- казачьими обществами;
- опытно-производственными, учебными, учебно-опытными и учебно-производственными подразделениями научно-исследовательских организаций, образовательных учреждений сельскохозяйственного профиля и общеобразовательных учреждений;
- общинами коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации для сохранения и развития их традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов (ч. 1 ст. 78 ЗК РФ).
Использование земель сельскохозяйственного назначения или земельных участков в составе таких земель, предоставляемых на период осуществления строительства дорог, линий электропередачи, линий связи (в том числе линейно-кабельных сооружений), нефтепроводов, газопроводов и иных трубопроводов, осуществляется при наличии утвержденного проекта рекультивации таких земель для нужд сельского хозяйства без перевода земель сельскохозяйственного назначения в земли иных категорий (ч. 2 ст. 78 ЗК РФ).
Использование земель сельскохозяйственного назначения или земельных участков в составе таких земель допускается для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом (ч. 1 ст. 78 ЗК РФ).
Таким образом, ст. 78 Земельного кодекса Российской Федерации установлен перечень видов деятельности, которые возможно осуществлять на землях сельскохозяйственного назначения. Использование земель сельскохозяйственного назначения для возведения на них многоэтажной жилой застройки ст. 78 Земельного кодекса Российской Федерации не предусмотрено. ООО "Андреевский парк" не представило доказательств того, что спорные земли имеют иную категорию (не сельскохозяйственного назначения).
Довод заявителя о том, что администрацией муниципального образования г. п. Андреевка превышены полномочия при вынесении оспариваемого постановления, установленные Градостроительным кодексом Российской Федерации, не принимается судом, как не основанные на нормах действующего законодательства.
Правовое регулирование отношений, возникающих в связи с переводом земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую, осуществляется Земельным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 21.12.2004 г. N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (далее - ФЗ от 21.12.2004 г. N 172-ФЗ), иными федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Так, в соответствии со ст. 8 Земельного кодекса РФ (Далее - ЗК РФ) отнесение земель к категориям, перевод их из одной категории в другую осуществляются в отношении:
- 1) земель, находящихся в федеральной собственности, - Правительством Российской Федерации;
- 2) земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, и земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной собственности, - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
- 3) земель, находящихся в муниципальной собственности, за исключением земель сельскохозяйственного назначения, - органами местного самоуправления;
- 4) земель, находящихся в частной собственности:
- земель сельскохозяйственного назначения - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
- земель иного целевого назначения - органами местного самоуправления.
Перевод земель поселений в земли иных категорий и земель иных категорий в земли поселений независимо от их форм собственности осуществляется органами государственной власти субъектов Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии со ст. 11 Земельного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель. Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
В соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопроса местного значения поселения относятся утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами), разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении муниципального строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории поселения, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений, резервирование земель и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах поселения для муниципальных нужд, осуществление земельного контроля за использованием земель поселения
Согласно части 1 статьи 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности относятся:
- 1) подготовка и утверждение документов территориального планирования поселений;
- 2) утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений;
- 3) утверждение правил землепользования и застройки поселений;
- 4) утверждение подготовленной на основании документов территориального планирования поселений документации по планировке территории, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом;
- 5) выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территориях поселений;
- 6) принятие решений о развитии застроенных территорий.
Таким образом, из положений ст. 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации и ст. 11 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что установление правил землепользования, установление вида использования земельного участка отнесено к компетенции органов местного самоуправления.
Судом установлено, что оспариваемое постановление N 190 от 27.02.2012 г. вынесено в соответствии с вышеуказанными нормативными правовыми актами в пределах полномочий муниципального образования и исходя из имеющихся на время вынесения оспариваемого постановления фактических данных.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона Российской Федерации от 21.12.2004 г. N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" правовое регулирование отношений, возникающих в связи с переводом земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую, осуществляется Земельным кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 2 Федерального закона Российской Федерации от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую заинтересованным лицом подается ходатайство о переводе земель из одной категории в другую или ходатайство о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую (далее также - ходатайство) в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на рассмотрение этого ходатайства.
Обществом не представлено доказательств того, что с момента вынесения постановления N 269 от 31.05.2011 г., предписывающего изменить категорию земель с "земли сельскохозяйственного назначения" на "земли населенных пунктов" с видом разрешено использовать "для строительства многоэтажного жилья с объектами инфраструктуры", и до его отмены, ООО "Андреевский парк" предприняло действия, направленные в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" на перевод земель из одной категории в другую, а также не представлены доказательства того факта, что оспариваемое постановление нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на него какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Судом апелляционной инстанции рассмотрены все доводы апелляционной жалобы, однако они не опровергают выводы суда первой инстанции, положенные в основу судебного акта, и не могут служить основанием для отмены или изменения решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение от 09 ноября 2012 г. Арбитражного суда Московской области по делу N А41-19083/12 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Д.Д.АЛЕКСАНДРОВ
Судьи
С.А.КОНОВАЛОВ
Е.Е.ШЕВЧЕНКО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕСЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 11.02.2013 ПО ДЕЛУ N А41-19083/12
Разделы:Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 февраля 2013 г. по делу N А41-19083/12
Резолютивная часть постановления объявлена 04 февраля 2013 года
Постановление изготовлено в полном объеме 11 февраля 2013 года
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Александрова Д.Д.,
судей Коновалова С.А., Шевченко Е.Е.,
при ведении протокола судебного заседания: помощником судьи Алчаковым В.Х.,
при участии в заседании:
- от заявителя - Струк Е.И. по доверенности от 23.06.2012;
- от заинтересованного лица - не явились, извещены,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Андреевский парк" на решение Арбитражного суда Московской области от 09.11.2012 по делу N А41-19083/12, принятое судьей Гапаевой Р.А., по заявлению ООО "Андреевский парк" к Администрации муниципального образования городское поселение Андреевка Солнечногорского района Московской области о признании недействительным постановления,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Андреевский парк" (далее - заявитель, ООО "Андреевский парк", общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к администрации муниципального образования городское поселение Андреевка Солнечногорского муниципального района Московской области (далее - заинтересованное лицо, муниципальное образование, администрация г.п. Андреевка) о признании постановления от 27 февраля 2012 г. N 190 "Об отмене постановления Главы Администрации муниципального образования городское поселение Андреевка N 269 от 31 мая 2011 г." недействительным.
Решением Арбитражного суда Московской области от 09 ноября 2012 года в заявленных требованиях отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ООО "Андреевский парк" подало апелляционную жалобу, в которой просило решение суда первой инстанции от 09.11.2012 г. отменить полностью и принять по делу новый судебный акт, указав при этом, на признание недействительным постановление от 27.02.2012 N 190 "Об отмене постановления Главы Администрации муниципального образования городское поселение Андреевка N 269 от 31.05.2011 г.".
Представитель общества в судебном заседании поддерживал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.
Рассмотрев повторно дело в порядке статьи 268 АПК РФ, исследовав материалы дела, выслушав представителей заявителя, ответчика, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, в соответствии постановлением N 269 от 31.05.2011 г. обществу разрешено разработать проект планировки территории жилой многоэтажной застройки с объектами инфраструктуры, расположенного на земельном участке по адресу: Московская область, Солнечногорский район, г.п. Андреевка, д. Баранцево, кадастровый квартал 50:09:0070511, общей площадью 210611 кв. м. Данным постановлением обществу также предписано изменить категорию земель с "земли сельскохозяйственного назначения" на "земли населенных пунктов" с видом разрешено использовать "для строительства многоэтажного жилья с объектами инфраструктуры".
Администрация муниципального образования городское поселение Андреевка Солнечногорского муниципального района Московской области получила протест Солнечногорской городской прокуратуры N 7-25-2012 от 16.02.2012 г. на постановление главы муниципального образования г.п. Андреевка Солнечногорского муниципального района Московской области от 31.05.2011 N 269.
Постановление "О разрешении на разработку проекта планировки территории жилой многоэтажной застройки с объектами инфраструктуры" от 31.05.2011 г. N 269 отменено постановлением и.о. Главы Администрации N 190.
Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии оснований для отказа в удовлетворении заявленных требований.
В силу ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности (ч. 1).
В силу ч. 5 ст. 200 АПК РФ, обязанность доказывания соответствия оспариваемого нормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
При этом, в силу ст. 65 АПК РФ обязанность доказывания наличия обстоятельств, на которые заявитель ссылается как на основание своих требований и возражений, в том числе факта нарушения оспариваемыми актом (действиями) законных прав, лежит на лице, оспаривающим акт (действия).
Согласно материалам дела спорные участки принадлежат ООО "Андреевский парк" на праве собственности, земли относятся к категории земель сельскохозяйственного назначения с разрешенным использованием - для сельскохозяйственного производства.
В соответствии со ст. 77 Земельного кодекса Российской Федерации землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей. В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений, водными объектами, а также зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.
Порядок использования земель установлен Земельным кодексом Российской Федерации.
В силу ст. 78 Земельного кодекса Российской Федерации земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей:
- гражданами, в том числе ведущими крестьянские (фермерские) хозяйства, личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество;
- хозяйственными товариществами и обществами, производственными кооперативами, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, иными коммерческими организациями;
- некоммерческими организациями, в том числе потребительскими кооперативами, религиозными организациями;
- казачьими обществами;
- опытно-производственными, учебными, учебно-опытными и учебно-производственными подразделениями научно-исследовательских организаций, образовательных учреждений сельскохозяйственного профиля и общеобразовательных учреждений;
- общинами коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации для сохранения и развития их традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов (ч. 1 ст. 78 ЗК РФ).
Использование земель сельскохозяйственного назначения или земельных участков в составе таких земель, предоставляемых на период осуществления строительства дорог, линий электропередачи, линий связи (в том числе линейно-кабельных сооружений), нефтепроводов, газопроводов и иных трубопроводов, осуществляется при наличии утвержденного проекта рекультивации таких земель для нужд сельского хозяйства без перевода земель сельскохозяйственного назначения в земли иных категорий (ч. 2 ст. 78 ЗК РФ).
Использование земель сельскохозяйственного назначения или земельных участков в составе таких земель допускается для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом (ч. 1 ст. 78 ЗК РФ).
Таким образом, ст. 78 Земельного кодекса Российской Федерации установлен перечень видов деятельности, которые возможно осуществлять на землях сельскохозяйственного назначения. Использование земель сельскохозяйственного назначения для возведения на них многоэтажной жилой застройки ст. 78 Земельного кодекса Российской Федерации не предусмотрено. ООО "Андреевский парк" не представило доказательств того, что спорные земли имеют иную категорию (не сельскохозяйственного назначения).
Довод заявителя о том, что администрацией муниципального образования г. п. Андреевка превышены полномочия при вынесении оспариваемого постановления, установленные Градостроительным кодексом Российской Федерации, не принимается судом, как не основанные на нормах действующего законодательства.
Правовое регулирование отношений, возникающих в связи с переводом земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую, осуществляется Земельным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 21.12.2004 г. N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (далее - ФЗ от 21.12.2004 г. N 172-ФЗ), иными федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Так, в соответствии со ст. 8 Земельного кодекса РФ (Далее - ЗК РФ) отнесение земель к категориям, перевод их из одной категории в другую осуществляются в отношении:
- 1) земель, находящихся в федеральной собственности, - Правительством Российской Федерации;
- 2) земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, и земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной собственности, - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
- 3) земель, находящихся в муниципальной собственности, за исключением земель сельскохозяйственного назначения, - органами местного самоуправления;
- 4) земель, находящихся в частной собственности:
- земель сельскохозяйственного назначения - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
- земель иного целевого назначения - органами местного самоуправления.
Перевод земель поселений в земли иных категорий и земель иных категорий в земли поселений независимо от их форм собственности осуществляется органами государственной власти субъектов Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии со ст. 11 Земельного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель. Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
В соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопроса местного значения поселения относятся утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами), разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении муниципального строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории поселения, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений, резервирование земель и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах поселения для муниципальных нужд, осуществление земельного контроля за использованием земель поселения
Согласно части 1 статьи 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности относятся:
- 1) подготовка и утверждение документов территориального планирования поселений;
- 2) утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений;
- 3) утверждение правил землепользования и застройки поселений;
- 4) утверждение подготовленной на основании документов территориального планирования поселений документации по планировке территории, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом;
- 5) выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территориях поселений;
- 6) принятие решений о развитии застроенных территорий.
Таким образом, из положений ст. 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации и ст. 11 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что установление правил землепользования, установление вида использования земельного участка отнесено к компетенции органов местного самоуправления.
Судом установлено, что оспариваемое постановление N 190 от 27.02.2012 г. вынесено в соответствии с вышеуказанными нормативными правовыми актами в пределах полномочий муниципального образования и исходя из имеющихся на время вынесения оспариваемого постановления фактических данных.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона Российской Федерации от 21.12.2004 г. N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" правовое регулирование отношений, возникающих в связи с переводом земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую, осуществляется Земельным кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 2 Федерального закона Российской Федерации от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую заинтересованным лицом подается ходатайство о переводе земель из одной категории в другую или ходатайство о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую (далее также - ходатайство) в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на рассмотрение этого ходатайства.
Обществом не представлено доказательств того, что с момента вынесения постановления N 269 от 31.05.2011 г., предписывающего изменить категорию земель с "земли сельскохозяйственного назначения" на "земли населенных пунктов" с видом разрешено использовать "для строительства многоэтажного жилья с объектами инфраструктуры", и до его отмены, ООО "Андреевский парк" предприняло действия, направленные в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" на перевод земель из одной категории в другую, а также не представлены доказательства того факта, что оспариваемое постановление нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на него какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Судом апелляционной инстанции рассмотрены все доводы апелляционной жалобы, однако они не опровергают выводы суда первой инстанции, положенные в основу судебного акта, и не могут служить основанием для отмены или изменения решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение от 09 ноября 2012 г. Арбитражного суда Московской области по делу N А41-19083/12 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Д.Д.АЛЕКСАНДРОВ
Судьи
С.А.КОНОВАЛОВ
Е.Е.ШЕВЧЕНКО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)