Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС МОСКОВСКОГО ОКРУГА ОТ 16.12.2013 N Ф05-15113/2013 ПО ДЕЛУ N А40-44294/13

Разделы:
Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 декабря 2013 г. по делу N А40-44294/13


Резолютивная часть постановления объявлена 12 декабря 2013 года
Полный текст постановления изготовлен 16 декабря 2013 года
Федеральный арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Долгашевой В.А.,
судей Борзыкина М.В., Ворониной Е.Ю.,
при участии в заседании:
от заявителя Глава крестьянского (фермерского) хозяйства Потерпеев С.В. - Талдыкин Ю.Н. - дов. от 16.05.2013 г. N б/н
от ответчика Комитет по архитектуре и градостроительству г. Москвы (Москомархитектура) - Валяев О.И. - дов. от 05.11.2013 г. N 001-03-37/13
от третьего лица Правительство Москвы - Аветисянц Э.Л. - дов. от 04.10.2013 г. N 4-14-835/3, Валяев О.И. - дов. от 21.06.2013 г. N 4-47-747/13
рассмотрев 12 декабря 2013 г. в судебном заседании кассационную жалобу Комитета по архитектуре и градостроительству г. Москвы (Москомархитектура)
на решение от 21 июня 2013 года
Арбитражного суда города Москвы
принятое судьей Кузнецовой С.А.,
на постановление от 24 сентября 2013 года
Девятого арбитражного апелляционного суда
принятое судьями Захаровым С.Л., Москвиной Л.А., Цымбаренко И.Б.
по заявлению Главы крестьянского (фермерского) хозяйства Потерпеева С.В (ОГРНИП: 308501220500028)
к Комитету по архитектуре и градостроительству г. Москвы (Москомархитектура)
о признании незаконным действия
третье лицо: Правительство Москвы

установил:

Глава крестьянского (фермерского) хозяйства Потерпеев С.В. (далее - заявитель) обратился в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к Комитету по архитектуре и градостроительству города Москвы (далее - Комитет, Москомархитектура) о признании незаконными действий, выразившихся в ненадлежащем предоставлении государственной услуги "Подготовка, утверждение и изменение градостроительных планов земельных участков" в городе Москве по поданному заявлению от 08.08.2012 г. (рег. N 001-ГПЗУ-2073/2) и выдаче ненадлежащего градостроительного плана земельного участка RU77-238000-006542; обязании в установленный судом срок внести в градостроительный план земельного участка RU77-238000-006542 изменения.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 21.06.2013 г., оставленного без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 24.09.2013 г., заявленные требования удовлетворены частично.
Суд отказал в признании незаконными действий Комитета, выразившихся в ненадлежащем предоставлении заявителю государственной услуги.
Действия Комитета по выдаче ненадлежащего градостроительного плана земельного участка RU77-238000-006542 признаны незаконными. На Москомархитектуру возложена обязанность устранить нарушения прав и законных интересов заявителя путем подготовки градостроительного плана земельного участка в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Не согласившись с принятыми судебными актами, Комитет обратился в Федеральный арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить.
Законность принятых судебных актов проверяется судом кассационной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 284, 286 АПК РФ.
Представители Москомархитектуры и третьего лица, участвующего в деле - Правительство Москвы в судебном заседании поддержали доводы поданной жалобы. Полагают вынесенные по делу судебные акты незаконны и не основаны на нормах действующего законодательства.
Представитель заявителя против доводов жалобы возражал, отметив законность обжалуемых судебных актов. Просит оставить решение и постановление без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения. В материалы дела представлен отзыв, в котором выражается несогласие с позицией подателя жалобы.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыв на нее, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены принятых судебных актов.
Как следует из материалов дела и установлено судами, заявитель 08.08.2012 г. обратился в Комитет с заявлением о разработке и выдаче Градостроительного плана земельного участка по адресу: Московская область, Подольский муниципальный район, сельское поселение Михайлово-Ярцевское, вблизи д. Пудово-Сипягино с кадастровым номером земельного участка 50:27:0030254:336.
Письмом от 10.10.2012 г. N 001-ГПЗУ-2073/2-(0)-7 Москомархитектура уведомила о приостановлении предоставления государственной услуги "Подготовка, утверждение и изменение градостроительных планов земельных участков" в городе Москве, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 25.05.2011 г. N 229-ПП в связи с направлением проекта ГПЗУ на рассмотрение Рабочей группы Градостроительно-земельной комиссии г. Москвы.
Решением Рабочей группы Градостроительно-земельной комиссии г. Москвы от 03.12.2012 г., утвержденного приказом Комитета от 26.02.2013 г. N 248, было решено согласиться с оформлением градостроительного плана земельного участка (кадастровый N 50:27:0030254:336), предусмотрев:
разрешенное использование земельного участка:
основные виды разрешенного использования земельных участков: объекты размещения предприятий по первичной переработке, расфасовке сельскохозяйственной продукции и техническому обслуживанию сельхозпроизводства, в том числе распределительные комплексы оптовой торговли продовольствием (3001 04); объекты размещения предприятий растениеводства, питомников и оранжерей садово-паркового хозяйства (3001 05).
Требования к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства на указанном земельном участке: максимальный процент застройки в границах земельного участка - 0% Предельное количество этажей или предельная высота зданий, строений, сооружений 0 м.
- Иные показатели: расчетная предельная плотность застройки земельного участка - 0 кв. м/га;
- Объекты капитального строительства отсутствуют.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения заявителя в арбитражный суд.
Согласно пункту 3 статьи 44 Градостроительного кодекса РФ в составе градостроительного плана земельного участка указываются: 1) границы земельного участка; 2) границы зон действия публичных сервитутов; 3) минимальные отступы от границ земельного участка в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений; 4) информация о градостроительном регламенте (в случае, если на земельный участок распространяется действие градостроительного регламента). При этом в градостроительном плане земельного участка, за исключением случаев предоставления земельного участка для государственных или муниципальных нужд, должна содержаться информация о всех предусмотренных градостроительным регламентом видах разрешенного использования земельного участка; 5) информация о разрешенном использовании земельного участка, требованиях к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства на указанном земельном участке (в случаях, если на земельный участок не распространяется действие градостроительного регламента или для земельного участка не устанавливается градостроительный регламент); 6) информация о расположенных в границах земельного участка объектах капитального строительства, объектах культурного наследия; 7) информация о технических условиях подключения объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (далее - технические условия); 8) границы зоны планируемого размещения объектов капитального строительства для государственных или муниципальных нужд.
В соответствии с пунктом 1.3 Административного регламента, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 25.05.2011 г. N 229-ПП "О Порядке подготовки, утверждения, изменения и отмены градостроительных планов земельных участков", в действовавшей на момент подачи заявки редакции, до вступления в силу правил землепользования и застройки, подлежащие к внесению в градостроительный план земельного участка сведения о разрешенном использовании земельного участка, требованиях к назначению, параметрам и размещению на земельном участке объектов капитального строительства определяются с учетом: Генерального плана города Москвы; территориальных и отраслевых схем; проектов планировки территории; проектов межевания территории; правовых актов Правительства Москвы об утверждении режимов использования земель и градостроительных регламентов на территориях зон охраны объектов культурного наследия; историко-культурного опорного плана; результатов публичных слушаний по проекту правил землепользования и застройки, одобренных Правительством Москвы.
Пунктом 5 статьи 78 Кодекса установлено, что до вступления в силу правил землепользования и застройки подлежащие внесению в градостроительные планы земельных участков сведения о разрешенном использовании земельных участков, о требованиях к назначению, параметрам и размещению на земельных участках объектов капитального строительства определяются в соответствии с Генеральным планом города Москвы, территориальными и отраслевыми схемами, проектами планировки территории, проектами межевания территории, правовыми актами Правительства Москвы об утверждении режимов использования земель и градостроительных регламентов на территориях зон охраны объектов культурного наследия, историко-культурным опорным планом, а также с учетом результатов публичных слушаний по проекту правил землепользования и застройки, одобренных Правительством Москвы.
В поданной жалобе Комитет ссылается на то, что выданный заявителю градостроительный план земельного участка соответствует требованиям действующего законодательства.
Исследуя данную позицию, суды обоснованно ее отклонили, отметив следующее.
Категория спорного земельного участка - земли сельскохозяйственного назначения, что установлено Правительством Московской области в постановлении от 05.03.2012 г. N 243/8.
В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Земельного кодекса РФ земли, указанные в пункте 1 данной статьи, в том числе земли сельскохозяйственного назначения используются в соответствии с установленным для них целевым назначением и их правовой режим определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий. Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Из положений подпункта 2 пункта 1 статьи 40 Кодекса следует, что собственник земельного участка вправе возводить на нем производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением данного земельного участка.
Пунктом 1 статьи 6 Федерального закона от 11.06.2003 г. N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" предусмотрено, что в состав имущества фермерского хозяйства могут входить, в том числе земельный участок, хозяйственные и иные постройки, сооружения, а также иное имущество, необходимое для осуществления деятельности фермерского хозяйства.
Пунктом 2 статьи 11 Закона определено, что для строительства зданий, строений, сооружений, необходимых для осуществления деятельности фермерского хозяйства, могут предоставляться и приобретаться земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения и земель иных категорий.
С учетом вышеназванных норм суды пришли к обоснованному выводу о праве заявителя размещать на спорном земельном участке любые здания и сооружения, необходимые для ведения сельскохозяйственной деятельности, в том числе и административно-бытовые здания.
Таким образом, как верно отметили суды, указание Комитетом в ГПЗУ "максимальный процент застройки в границах земельного участка - 0%; предельное количество этажей или предельная высота зданий, строений, сооружений 0 м; иные показатели: расчетная предельная плотность застройки земельного участка - 0 кв. м/га", не соответствует требованиям действующего законодательства и влечет нарушение прав заявителя в предпринимательской сфере.
Кроме того судами учтены противоречия, содержащиеся в ГПЗУ, а именно в пункте 2.2. плана не допускает размещения на земельном участке каких-либо объектов, в то время, как в пункте 2.1. прямо предусмотрена возможность размещения на земельном участке объектов размещения предприятий по первичной переработке, расфасовке сельскохозяйственной продукции и техническому обслуживанию сельхозпроизводства, объектов размещения предприятий растениеводства, питомников и оранжерей садово-паркового хозяйства.
У суда кассационной инстанции при данных обстоятельствах не имеется правовых оснований для отмены вынесенных по делу судебных актов.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом исследования судов и им дана надлежащая правовая оценка.
Иная оценка заявителем установленных судами фактических обстоятельств дела и толкование закона не означают судебной ошибки.
Нормы материального права применены судами правильно. Нарушения норм процессуального права не установлено.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда города Москвы от 21 июня 2013 года, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 24 сентября 2013 года по делу N А40-44294/13 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий судья
В.А.ДОЛГАШЕВА

Судьи
М.В.БОРЗЫКИН
Е.Ю.ВОРОНИНА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)