Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ СМОЛЕНСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 28.05.2013 ПО ДЕЛУ N 33-2133/2013

Разделы:
Права на землю: собственность, аренда, безвозмездное срочное пользование, сервитут ...; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



СМОЛЕНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 28 мая 2013 г. по делу N 33-2133/2013


Судья Малиновская И.Э.

Судебная коллегия по гражданским делам Смоленского областного суда в составе:
председательствующего - Шаровой Т.А.
судей - Ивановой О.А., Никоненко Т.П.
при секретаре К.Н.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе С. <данные изъяты> на решение Ленинского районного суда г. Смоленска от 19 марта 2013 года.
Заслушав доклад судьи Шаровой Т.А., объяснения представителя С. - М. и представителя администрации Смоленской области Б., судебная коллегия

установила:

С. обратился в суд с иском к Департаменту имущественных и земельных отношений Смоленской области (далее по тексту - Департамент), администрации Смоленской области (далее - администрация) о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования Департамента на земельный участок с кадастровым номером N:0055, площадью ... кв. м, с разрешенным видом использования - для многоэтажной застройки, возложении обязанности на администрацию разрешить ему формирование земельного участка площадью ... кв. м для целей, не связанных со строительством. В обоснование иска указал, что он является собственником смежного земельного участка с кадастровым номером N:0033, площадью ... кв. м, расположенного по адресу: ... С целью получения дополнительно участка в собственность за плату, которым он пользуется в течение длительного времени, он обратился в Департамент с соответствующим заявлением, однако получил отказ со ссылкой на то, что испрашиваемый земельный участок находится в постоянном бессрочном пользовании самого Департамента и что это исключает возможность передачи его в собственность. Считая данный отказ незаконным, просил суд удовлетворить заявленные требования.
В судебном заседании С. и его представитель М. поддержали заявленные требования.
Представители Департамента и администрации К.Ю. и К.А. (соответственно) иск не признали, ссылаясь на обоснованность отказа в предоставлении спорного земельного участка в собственность.
Решением Ленинского районного суда г. Смоленска от 19 марта 2013 г. в удовлетворении иска отказано.
В апелляционной жалобе С. просит отменить решение суда и принять новое об удовлетворении заявленных требований, мотивируя тем, что он пользуется испрашиваемым участком на протяжении длительного времени, поэтому в силу положений ст. 45 ЗК РФ указанное обстоятельство является основанием для принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком с кадастровым номером N:0055; что Департамент осуществляет владение спорным земельным участком в нарушение положений п. п. 1, 2 ст. 269 ГК РФ; что передача земельного участка от исполнительного органа субъекта РФ к учрежденному им же органу исполнительной власти не допустима в силу п. 2 ст. 26.12 ФЗ от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель истца М. доводы апелляционной жалобы поддержал; представитель администрации ... Б. просила суд оставить решение суда без изменения.
С. и представитель Департамента, извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в суд апелляционной инстанции не явились.
Судебная коллегия, учитывая положения ч. 3 и ст. 167 и ст. 327 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, законность и обоснованность решения суда исходя из доводов апелляционной жалобы и с учетом поступивших возражений, судебная коллегия не находит оснований для его отмены.
Права на земельные участки, предусмотренные главами 3 и 4 Земельного кодекса РФ, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (статья 25 ЗК РФ).
По смыслу ст. ст. 15 - 24 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются: - гражданам и юридическим лицам в собственность или аренду; - государственным и муниципальным учреждениям, федеральным казенным предприятиям, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления в постоянное (бессрочное) пользование или безвозмездное (срочное) пользование; - гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных п. 1 ст. 24 ЗК РФ.
Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Земельным кодексом РФ, федеральными законными и законами субъектов РФ предусмотрено, что такое предоставление может осуществляться бесплатно.
В соответствии со ст. 20 ЗК РФ в постоянное (бессрочное) пользование земельные участки предоставляются государственным и муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, центрам исторического наследия президентов Российской Федерации, прекративших исполнение своих полномочий, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления. Граждане или юридические лица, обладающие земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования, не вправе распоряжаться этими земельными участками.
Право постоянного бессрочного пользования земельным участком прекращается так же, как и право собственности при отказе землепользователя, землевладельца от принадлежащего им права на земельный участок на условиях и в порядке, которые предусмотрены статьей 53 ЗК РФ.
Пунктом 2 статьи 45 ЗК РФ предусмотрен перечень оснований принудительного прекращения права постоянного бессрочного пользования.
Согласно п. 3 ст. 45 ЗК РФ, право постоянного бессрочного пользования на землю по основаниям, предусмотренным п. 2 настоящей статьи, прекращается только в судебном порядке, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Условия и порядок принудительного прекращения прав на земельные участки лиц, не являющихся их собственникам, урегулированы ст. 54 ЗК РФ.
По смыслу указанных правовых норм, возникновение права собственности или вещного права на земельный участок у одного лица является препятствием для возникновения права собственности на этот же земельный участок у другого лица до тех пор, пока данное право не будет прекращено. Прекращение права собственности возможно в добровольном либо принудительном порядке, при этом добровольное прекращение права собственности связано исключительно с волеизъявлением самого собственника, а основания принудительного прекращения права собственности либо вещного права строго предусмотрены законом.
По делу установлено, что С. является собственником земельного участка, площадью ... кв. м, с кадастровым номером - N:0033, расположенного по адресу: ... Данный участок расположен в территориальной зоне Ж1 - зона застройки индивидуальными (одноквартирными) жилыми домами коттеджного типа и домами блокированного типа.
3 сентября 2012 г. истец обратился в органы исполнительной власти по вопросу предоставления дополнительного земельного участка в собственность за плату путем его выделения из площади смежного земельного участка с кадастровым номером N:0055, находящего в бессрочном пользовании Департамента, выведенного в свою очередь из состава земель, принадлежащих СОГУ "Геронтологический центр "Вишенки".
Из сообщений Департамента от (дата), (дата), (дата) и (дата) следует, что испрашиваемый земельный участок не может быть предоставлен С. в собственность по тем основаниям, что предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование Департаменту распоряжением администрации Смоленской области от 1 июня 2010 г. N-р/адм, и расположен в зоне парков, скверов, набережных, ботанического сада - Р2, предназначенной для сохранения и развития ценных в природном отношении территорий, пригодных для отдыха, спорта и развлечений, размещения необходимых объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур.
Право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком с кадастровым номером N:0055, площадью ... кв. м, зарегистрировано за Департаментом 15 июля 2010 г. с разрешенным видом использования - для многоэтажной жилой застройки.
Градостроительный регламент земельного участка с кадастровым номером N:0055 установлен Правилами землепользования и застройки г. Смоленска, утв. решением Смоленского городского Совета 28.02.2007 N 490, в соответствии с которыми территориальная зона данного земельного участка - Р2. При этом основной, условно-разрешенный и вспомогательные виды использования названной территориальной зоны не предусматривают как индивидуального жилищного строительства, так и ведение садоводства, огородничества или подсобного хозяйства.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, руководствуясь положениями ст. ст. 30, 209, 268, 269 ГК РФ, ст. ст. 10, 20, 85 ЗК РФ, исследовав представленные доказательства, пришел к обоснованному выводу о невозможности предоставления С. спорного земельного участка в собственность, поскольку администрация, воспользовавшись полномочиями собственника земельного участка, предоставила его в бессрочное пользование третьему лицу - Департаменту, право которого в установленном законом порядке не прекращено.
Указанное обстоятельство исключает возможность совершения с данным участком иных сделок, так как земельный участок, из состава которого С. просит выделить дополнительный земельный участок, обременен правами третьих лиц. Пользование истцом земельным участком на протяжении длительного времени без законных и договорных оснований не порождает у него никаких прав, и как следствие, у ответчиков в силу положений п. 1 ст. 421 и п. 4 ст. 445 ГК РФ не возникает обязанности предоставить его в собственность истца по договору купли-продажи.
Кроме того, как правильно указал суд первой инстанции, испрашиваемый земельный участок расположен в территориальной зоне Р2, градостроительный регламент которой не предполагает осуществление в ней индивидуального жилищного строительства, так и ведение садоводства, огородничества или подсобного хозяйства.
Доводы жалобы о том, что передача земельного участка от исполнительного органа субъекта РФ (администрации Смоленской области) к учрежденному им же органу исполнительной власти (Департаменту) недопустима в силу п. 2 ст. 26.12 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ, основаны на неправильном толковании норм материального права, так как Департамент является уполномоченным органом исполнительной власти Смоленской области, осуществляющим исполнительно-распорядительные функции в сфере управления и распоряжения государственной собственностью Смоленской области (п. 1.1. Положения о Департаменте имущественных и земельных отношений Смоленской области, утв. Постановлением администрации Смоленской области от 20.02.2009 N 86), и как следствие, вправе управлять имуществом, находящимся в государственной собственности Смоленской области.
Данное обстоятельство, в свою очередь, не противоречит п. 1 ст. 26.12 Федерального закона N 184-ФЗ и п. 3.4 названного Положения о Департаменте, согласно которым органы государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно управляют и распоряжаются имуществом, находящимся в собственности субъекта Российской Федерации, в частности вправе через уполномоченный орган изымать на основании обращения областного государственного унитарного предприятия закрепленное за последним на праве хозяйственного ведения излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению государственное имущество Смоленской области (л.д. 17, 18).
Ссылка в жалобе на то, что Департамент осуществляет владение спорным земельным участком в нарушение положений п. п. 1, 2 ст. 269 ГК РФ, не может быть принята во внимание, поскольку участок был передан в пользование данного ответчика на законных основаниях (по распоряжению собственника земельного участка), в связи с чем Департамент имеет право осуществлять в отношении спорного земельного участка действия, не противоречащие его целевому назначению.
Доводы апелляционной жалобы основаны на неправильном толковании норм материального права, а потому не могут повлиять на правильность обжалуемого решения и повлечь его отмену.
На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 328, ст. 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Ленинского районного суда г. Смоленска от 19 марта 2013 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу С. - без удовлетворения.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)