Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 13 февраля 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 февраля 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Мещерина А.И., судей Анциферова В.А. и Мазуровой Н.С., при ведении аудиозаписи судебного заседания помощником судьи Епифановым М.В., при участии в судебном заседании от истца - главы крестьянского (фермерского) хозяйства Леонова Георгия Владимировича (ИНН 261804829643, ОГРНИП 306261816000010) - Еременко Д.А. (доверенность от 28.02.2011), от ответчиков: Степновского станичного казачьего общества Ставропольского окружного казачьего общества Терского войскового казачьего общества (ИНН 2620005059, ОГРН 1022602225502) - Шмакова И.В. (доверенность от 07.09.2012), администрации Степновского муниципального района Ставропольского края (ИНН 2620005250, ОГРН 10426000393274) - Цыганкова Е.Ю. (доверенность от 18.01.2012), в отсутствие третьего лица - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю (ИНН 2634063830, ОГРН 1042600339737), извещенного о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационные жалобы Степновского станичного казачьего общества Ставропольского окружного казачьего общества Терского войскового казачьего общества и администрации Степновского муниципального района Ставропольского края на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 01.08.2012 (судья Карпель В.Л.) и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.11.2012 (судьи Джамбулатов С.И., Годило Н.Н., Жуков Е.В.) по делу N А63-11030/2012, установил следующее.
Глава крестьянского (фермерского) хозяйства Леонов Г.В. (далее - глава хозяйства) обратился в арбитражный суд к администрации Степновского муниципального района Ставропольского края (далее - администрация) и Степновскому станичному казачьему обществу Ставропольского окружного казачьего общества Терского войскового казачьего общества (далее - казачье общество) со следующими требованиями:
- - признать незаконными действия администрации по передаче в аренду казачьему обществу без проведения торгов земельного участка;
- - признать незаконным решение администрации по передаче в аренду казачьему обществу без проведения торгов земельного участка;
- - применить последствия недействительности ничтожной сделки по передаче в аренду казачьему обществу без проведения торгов земельного участка;
- - обязать администрацию провести открытые торги по продаже права аренды в отношении земельного участка.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю.
Решением Арбитражного суда Ставропольского края от 01.08.2012, оставленным без изменения постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.11.2012, требования главы хозяйства удовлетворены частично. Суд признал незаконными действия администрации по передаче казачьему обществу в аренду без проведения торгов земельного участка категории земель сельскохозяйственного назначения, находящегося в границах муниципального образования с. Соломенское, Степновского района, Ставропольского края, общей площадью 17 675 тыс. кв. м (кадастровый номер 26:28:000000:43; далее - земельный участок). На администрацию возложена обязанность организовать проведение открытых торгов по продаже права аренды в отношении земельного участка. Суды установили, что после публикации в средствах массовой информации сообщения о намерении передать в аренду земельный участок глава хозяйства обратился в администрацию с соответствующим заявлением. С аналогичными заявлениями также обратились глава КФХ Попов Д.Н., Анастасов В.Ш. В письме от 05.12.2012 администрация уведомила главу хозяйства о том, что в соответствии с пунктом 5 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон N 101-ФЗ) испрашиваемый земельный участок передан в аренду казачьему обществу без проведения торгов. Суды указали, что в случае поступления заявок от глав КФХ и казачьего общества основания для применения пункта 5 статьи 10 Закона N 101-ФЗ отсутствовали. Земельный участок подлежал выставлению на торги, в том числе и в связи со вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Ставропольского края от 14.10.2011 по делу N А63-5150/2011. С учетом изложенного суды пришли к выводу о том, что действия администрации, выразившиеся в уклонении от проведения торгов и предоставлении участка в аренду казачьему обществу без проведения торгов, не соответствуют закону и нарушают права главы хозяйства. В отношении требований о признании недействительным решения администрации и применении последствий недействительности ничтожной сделки суд сослался на отсутствие доказательств наличия решения администрации о предоставлении земельного участка казачьему обществу, оформленного ненормативным правовым актом, а также договора аренды. Поскольку требования главы хозяйства в этой части не конкретизированы, производство по делу прекращено на основании пункта 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).
В кассационной жалобе казачье общество просит отменить решение и апелляционное постановление, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, а также несоответствие сделанных судами выводов представленным в дело доказательствам. По мнению ответчика, суды не приняли во внимание пункт 5 статьи 10 Закона N 101-ФЗ, допускающий возможность предоставления земельных участков сельскохозяйственного назначения непосредственно казачьим обществам. Суды не учли, что последующий оборот земельного участка, предоставленного казачьему обществу и иным специальным субъектам, названным в пункте 5 статьи 10 Закона N 101-ФЗ, существенно ограничен (выкуп арендуемого земельного участка в собственность не допускается). Реализация права на предоставление земельных участков в порядке, предусмотренном статьей 12 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" (далее - Закон о фермерском хозяйстве) осуществляется в иной процедуре, отличающейся от установленного специальной нормой порядка передачи в аренду земель сельскохозяйственного назначения казачьим обществам.
Администрация обжаловала решение от 01.08.2012 и постановление от 28.11.2012 в кассационном порядке. Податель жалобы полагает, что земельный участок предоставлен казачьему обществу с соблюдением норм статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) и статьи 10 Закона N 101-ФЗ. Передача земельного участка в аренду казачьему обществу является обязанностью, а не правом органа местного самоуправления. При этом земельные участки предоставляется лицам, названным в пункте 5 статьи 10 Закона N 101-ФЗ, без проведения торгов.
В заседании представители казачьего общества и администрации поддержали доводы кассационных жалоб.
Представитель главы хозяйства указал на отсутствие оснований для отмены решения и апелляционного постановления.
Изучив материалы дела и доводы жалоб, выслушав представителей сторон, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа полагает, что судебные акты надлежит отменить по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, собственником земельного участка является Степновский муниципальный район Ставропольского края (т. 1, л.д. 35).
На основании постановления от 11.04.2011 N 185 администрация (арендодатель) и казачье общество (арендатор) заключили договор от 11.04.2011 N 10 аренды земельного участка. Государственная регистрация договора аренды произведена 26.04.2011 (запись о регистрации N 26-26-30/001/2011-552).
Решением Арбитражного суда Ставропольского края от 14.10.2011 по делу N А63-5150/2011, оставленным без изменения постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.01.2012 и постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 25.05.2012, удовлетворен иск главы хозяйства в части признания недействительным договора аренды от 11.04.2011 N 10 и применения последствий его недействительности в виде возложения на казачье общество обязанности возвратить администрации земельный участок (т. 1, л.д. 65-79).
В газете "Степновские вести" от 28.03.2012 N 24 (11005) администрация разместила информацию о намерении предоставить в аренду земельный участок. В сообщении указано на возможность подачи заявлений в течение одного месяца со дня его опубликования (т. 1, л.д. 39).
Глава хозяйства 29.03.2012 обратился к главе Степновского муниципального района с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка для осуществления (расширения) деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства. К заявлению прилагались ксерокопии свидетельств о постановке на учет в налоговом органе и о регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства, паспорта заявителя, кадастрового паспорта земельного участка, выписки из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (т. 1, л.д. 40).
25 апреля 2012 глава хозяйства повторно обратился к главе Степновского муниципального района с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка (т. 1, л.д. 45).
В письме от 05.05.2012 N 02 ср-14/121 администрация информировала главу КФХ Анастасова В.Ш. о передаче земельного участка в аренду казачьему обществу без проведения торгов на основании пункта 5 статьи 10 Закона N 101-ФЗ (т. 1, л.д. 80).
В газете "Степновские вести" от 23.05.2012 N 38 (11019) администрация известила о состоявшейся передаче в аренду казачьему обществу земельного участка (т. 1, л.д. 64).
Глава хозяйства, полагая, что предоставление земельного участка казачьему обществу произведено без учета норм действующего законодательства и нарушает принадлежащие ему права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, обратился с иском в арбитражный суд.
Статья 81 Земельного кодекса определяет, что гражданам, изъявившим вести крестьянское (фермерское) хозяйство, земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения предоставляются в соответствии с данным Кодексом, федеральным законом о крестьянском (фермерском) хозяйстве.
В силу статьи 82 Земельного кодекса условия предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения казачьим обществам для осуществления сельскохозяйственного производства устанавливаются федеральным законом об обороте земель сельскохозяйственного назначения.
Согласно пункту 2 статьи 10 Закона N 101-ФЗ передача в аренду находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения осуществляется в порядке, установленном статьей 34 Земельного кодекса, в случае, если имеется только одно заявление о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, при условии предварительного и заблаговременного опубликования сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации. При этом принятие решения о передаче земельных участков в аренду допускается при условии, что в течение месяца с момента опубликования сообщения не поступили иные заявления. Положения данного пункта не распространяются на случаи, предусмотренные пунктом 5 рассматриваемой статьи.
В случае, если подано два и более заявлений о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, такие земельные участки предоставляются в аренду на торгах (конкурсах, аукционах).
Организация и проведение торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, а также права на заключение договоров аренды таких земельных участков осуществляются в соответствии со статьей 38 Земельного кодекса (пункт 3 статьи 10 Закона N 101-ФЗ).
Пункт 5 статьи 10 Закона N 101-ФЗ предусматривает, что земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут передаваться религиозным организациям (объединениям), казачьим обществам, научно-исследовательским организациям, образовательным учреждениям сельскохозяйственного профиля, общинам коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации для осуществления сельскохозяйственного производства, сохранения и развития традиционного образа жизни, хозяйствования и промыслов коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, гражданам для сенокошения и выпаса скота в аренду в порядке, установленном статьей 34 Земельного кодекса. При этом выкуп арендуемого земельного участка в собственность не допускается.
В статье 34 Земельного кодекса закреплен принцип эффективности, справедливости, открытости и прозрачности процедур предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством. Рассмотрению подлежат все заявки, не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан.
Удовлетворяя заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что при наличии нескольких заявок лиц, имеющих право на получение земельного участка в специальном порядке, о предоставлении одного и того же земельного участка, право на заключение договора аренды земельного участка выставляется на торги.
Данный вывод сделан судами на основании системного толкования положений статей 1, 34 и 38 Земельного кодекса, статьи 10 Закона N 101-ФЗ и статьи 12 Закона о фермерском хозяйстве. В рассматриваемой ситуации проведение торгов соответствует принципу земельного законодательства, закрепленному в пункте 11 статьи 1 Земельного кодекса, предусматривающему сочетание интересов общества и законных интересов граждан, согласно которому регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком.
В то же время, признавая действия администрации незаконными и возлагая на нее обязанность организовать проведения торгов по продаже права аренды земельного участка, суды не учли, что наличия у истца регистрации в качестве главы крестьянского (фермерского) хозяйства недостаточно для вывода о возможности применения правил статьи 12 Закона о фермерском хозяйстве, позволяющих противопоставить его обращение заявлению казачьего общества и решать вопрос о передаче участка в аренду с использованием публичных процедур.
Порядок предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства, осуществления его деятельности, расширения, определен в статье 12 Закона о фермерском хозяйстве.
В силу названной нормы граждане, которые заинтересованы в предоставлении им участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания (расширения) фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления. Орган местного самоуправления на основании поданного заявления утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения об этом земельном участке, после чего обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого участка. Решение о предоставлении земельного участка в аренду заявителю принимается уполномоченным органом в течение четырнадцати дней со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого участка. Копия такого решения (с приложением кадастрового паспорта участка) направляется заявителю. Договор аренды земельного участка для создания, осуществления деятельности или расширения фермерского хозяйства заключается в течение семи дней со дня принятия решения о предоставлении участка в аренду.
В материалы дела представлено заявление главы хозяйства о предоставлении в аренду спорного земельного участка в целях осуществления (расширения) деятельности фермерского хозяйства, с количеством работников 22 человека, основными видами деятельности которого являются разведение крупного рогатого скота, выращивание зерновых и зернобобовых культур, оптовая торговля зерном (т. 1, л.д. 40).
В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 12 Закона о фермерском хозяйстве граждане, которые заинтересованы в предоставлении им земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, подают в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления заявления, в которых должны быть, в том числе обоснованы размеры предоставляемых земельных участков (число членов фермерского хозяйства, виды деятельности фермерского хозяйства).
Данная норма означает, что заявление о предоставлении земельного участка фермерскому хозяйству должно содержать обоснование необходимости в испрашиваемом участке (указанной в нем площади), подтвержденное содержанием приобщенных к нему документов.
Вывод суда первой инстанции о соответствии заявления истца требованиям статьи 12 Закона о фермерском хозяйстве сделан без исследования и оценки содержания имеющихся в деле доказательств. Приобщенные к обращениям главы хозяйства документы на предмет их соответствия положениям статьи 12 Закона о фермерском хозяйстве (в том числе обоснования необходимости получения в аренду земельного участка сельскохозяйственного назначения определенной площади) суды не исследовали. При этом приведенные в заявлениях главы хозяйства фразы общего характера о намерении расширить существующее фермерское хозяйство сами по себе не могут свидетельствовать об обоснованности размера испрашиваемого земельного участка. Заявления иных лиц (иных КФХ), претендующих на данный земельный участок, также не получили необходимой судебной оценки.
С учетом изложенного выводы судов о наличии у администрации обязанности провести торги по предоставлению земельного участка в аренду не основаны на представленных в дело доказательствах.
Кроме того, в соответствии с пунктом 2 статьи 22 и пунктом 5 статьи 34 Земельного кодекса передача земельного участка в аренду в порядке, предусмотренном пунктом 5 статьи 10 Закона N 101-ФЗ, предполагает наличие соответствующего решения уполномоченного органа.
Признавая действия администрации незаконными, суды не установили их содержание, что не согласуется с положениями части 4 статьи 170 и части 4 статьи 200 Кодекса.
При этом отсутствие оспариваемых сделки и (или) решения органа, осуществляющего публичные полномочия, влечет отказ в удовлетворении соответствующих требований.
В силу пункта 3 части 1 статьи 287 Кодекса по результатам рассмотрения кассационной жалобы арбитражный суд кассационной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции и (или) постановление суда апелляционной инстанции полностью или в части и направить дело на новое рассмотрение в соответствующий арбитражный суд, решение, постановление которого отменено или изменено, если выводы, содержащиеся в обжалуемых решении, постановлении, не соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам или имеющимся в нем доказательствам.
Поскольку выводы судов не соответствуют представленным в дело доказательствам, решение от 01.08.2012 и постановление апелляционного суда от 28.11.2012 надлежит отменить и направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Ставропольского края.
При новом рассмотрении суду следует устранить отмеченные недостатки, предложить истцу уточнить заявленные требования с учетом представленных в дело доказательств, оценить заявление главы хозяйства на предмет его соответствия требованиям Закона о фермерском хозяйстве, исследовать обстоятельства, связанные с предоставлением земельного участка казачьему обществу, после чего разрешить заявленный иск с правильным применением норм материального и процессуального права.
Расходы казачьего общества по уплате государственной пошлины при обращении в кассационный суд распределить по результатам нового рассмотрения дела.
Обеспечительные меры, принятые на основании определения Арбитражного суда Ставропольского края от 08.06.2012, сохраняют свое действие (статья 96 Кодекса).
Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 01.08.2012 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.11.2012 по делу N А63-11030/2012 отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Ставропольского края.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
А.И.МЕЩЕРИН
Судьи
В.А.АНЦИФЕРОВ
Н.С.МАЗУРОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА ОТ 20.02.2013 ПО ДЕЛУ N А63-11030/2012
Разделы:Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 февраля 2013 г. по делу N А63-11030/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 13 февраля 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 февраля 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Мещерина А.И., судей Анциферова В.А. и Мазуровой Н.С., при ведении аудиозаписи судебного заседания помощником судьи Епифановым М.В., при участии в судебном заседании от истца - главы крестьянского (фермерского) хозяйства Леонова Георгия Владимировича (ИНН 261804829643, ОГРНИП 306261816000010) - Еременко Д.А. (доверенность от 28.02.2011), от ответчиков: Степновского станичного казачьего общества Ставропольского окружного казачьего общества Терского войскового казачьего общества (ИНН 2620005059, ОГРН 1022602225502) - Шмакова И.В. (доверенность от 07.09.2012), администрации Степновского муниципального района Ставропольского края (ИНН 2620005250, ОГРН 10426000393274) - Цыганкова Е.Ю. (доверенность от 18.01.2012), в отсутствие третьего лица - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю (ИНН 2634063830, ОГРН 1042600339737), извещенного о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационные жалобы Степновского станичного казачьего общества Ставропольского окружного казачьего общества Терского войскового казачьего общества и администрации Степновского муниципального района Ставропольского края на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 01.08.2012 (судья Карпель В.Л.) и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.11.2012 (судьи Джамбулатов С.И., Годило Н.Н., Жуков Е.В.) по делу N А63-11030/2012, установил следующее.
Глава крестьянского (фермерского) хозяйства Леонов Г.В. (далее - глава хозяйства) обратился в арбитражный суд к администрации Степновского муниципального района Ставропольского края (далее - администрация) и Степновскому станичному казачьему обществу Ставропольского окружного казачьего общества Терского войскового казачьего общества (далее - казачье общество) со следующими требованиями:
- - признать незаконными действия администрации по передаче в аренду казачьему обществу без проведения торгов земельного участка;
- - признать незаконным решение администрации по передаче в аренду казачьему обществу без проведения торгов земельного участка;
- - применить последствия недействительности ничтожной сделки по передаче в аренду казачьему обществу без проведения торгов земельного участка;
- - обязать администрацию провести открытые торги по продаже права аренды в отношении земельного участка.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю.
Решением Арбитражного суда Ставропольского края от 01.08.2012, оставленным без изменения постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.11.2012, требования главы хозяйства удовлетворены частично. Суд признал незаконными действия администрации по передаче казачьему обществу в аренду без проведения торгов земельного участка категории земель сельскохозяйственного назначения, находящегося в границах муниципального образования с. Соломенское, Степновского района, Ставропольского края, общей площадью 17 675 тыс. кв. м (кадастровый номер 26:28:000000:43; далее - земельный участок). На администрацию возложена обязанность организовать проведение открытых торгов по продаже права аренды в отношении земельного участка. Суды установили, что после публикации в средствах массовой информации сообщения о намерении передать в аренду земельный участок глава хозяйства обратился в администрацию с соответствующим заявлением. С аналогичными заявлениями также обратились глава КФХ Попов Д.Н., Анастасов В.Ш. В письме от 05.12.2012 администрация уведомила главу хозяйства о том, что в соответствии с пунктом 5 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон N 101-ФЗ) испрашиваемый земельный участок передан в аренду казачьему обществу без проведения торгов. Суды указали, что в случае поступления заявок от глав КФХ и казачьего общества основания для применения пункта 5 статьи 10 Закона N 101-ФЗ отсутствовали. Земельный участок подлежал выставлению на торги, в том числе и в связи со вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Ставропольского края от 14.10.2011 по делу N А63-5150/2011. С учетом изложенного суды пришли к выводу о том, что действия администрации, выразившиеся в уклонении от проведения торгов и предоставлении участка в аренду казачьему обществу без проведения торгов, не соответствуют закону и нарушают права главы хозяйства. В отношении требований о признании недействительным решения администрации и применении последствий недействительности ничтожной сделки суд сослался на отсутствие доказательств наличия решения администрации о предоставлении земельного участка казачьему обществу, оформленного ненормативным правовым актом, а также договора аренды. Поскольку требования главы хозяйства в этой части не конкретизированы, производство по делу прекращено на основании пункта 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).
В кассационной жалобе казачье общество просит отменить решение и апелляционное постановление, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, а также несоответствие сделанных судами выводов представленным в дело доказательствам. По мнению ответчика, суды не приняли во внимание пункт 5 статьи 10 Закона N 101-ФЗ, допускающий возможность предоставления земельных участков сельскохозяйственного назначения непосредственно казачьим обществам. Суды не учли, что последующий оборот земельного участка, предоставленного казачьему обществу и иным специальным субъектам, названным в пункте 5 статьи 10 Закона N 101-ФЗ, существенно ограничен (выкуп арендуемого земельного участка в собственность не допускается). Реализация права на предоставление земельных участков в порядке, предусмотренном статьей 12 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" (далее - Закон о фермерском хозяйстве) осуществляется в иной процедуре, отличающейся от установленного специальной нормой порядка передачи в аренду земель сельскохозяйственного назначения казачьим обществам.
Администрация обжаловала решение от 01.08.2012 и постановление от 28.11.2012 в кассационном порядке. Податель жалобы полагает, что земельный участок предоставлен казачьему обществу с соблюдением норм статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) и статьи 10 Закона N 101-ФЗ. Передача земельного участка в аренду казачьему обществу является обязанностью, а не правом органа местного самоуправления. При этом земельные участки предоставляется лицам, названным в пункте 5 статьи 10 Закона N 101-ФЗ, без проведения торгов.
В заседании представители казачьего общества и администрации поддержали доводы кассационных жалоб.
Представитель главы хозяйства указал на отсутствие оснований для отмены решения и апелляционного постановления.
Изучив материалы дела и доводы жалоб, выслушав представителей сторон, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа полагает, что судебные акты надлежит отменить по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, собственником земельного участка является Степновский муниципальный район Ставропольского края (т. 1, л.д. 35).
На основании постановления от 11.04.2011 N 185 администрация (арендодатель) и казачье общество (арендатор) заключили договор от 11.04.2011 N 10 аренды земельного участка. Государственная регистрация договора аренды произведена 26.04.2011 (запись о регистрации N 26-26-30/001/2011-552).
Решением Арбитражного суда Ставропольского края от 14.10.2011 по делу N А63-5150/2011, оставленным без изменения постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.01.2012 и постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 25.05.2012, удовлетворен иск главы хозяйства в части признания недействительным договора аренды от 11.04.2011 N 10 и применения последствий его недействительности в виде возложения на казачье общество обязанности возвратить администрации земельный участок (т. 1, л.д. 65-79).
В газете "Степновские вести" от 28.03.2012 N 24 (11005) администрация разместила информацию о намерении предоставить в аренду земельный участок. В сообщении указано на возможность подачи заявлений в течение одного месяца со дня его опубликования (т. 1, л.д. 39).
Глава хозяйства 29.03.2012 обратился к главе Степновского муниципального района с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка для осуществления (расширения) деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства. К заявлению прилагались ксерокопии свидетельств о постановке на учет в налоговом органе и о регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства, паспорта заявителя, кадастрового паспорта земельного участка, выписки из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (т. 1, л.д. 40).
25 апреля 2012 глава хозяйства повторно обратился к главе Степновского муниципального района с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка (т. 1, л.д. 45).
В письме от 05.05.2012 N 02 ср-14/121 администрация информировала главу КФХ Анастасова В.Ш. о передаче земельного участка в аренду казачьему обществу без проведения торгов на основании пункта 5 статьи 10 Закона N 101-ФЗ (т. 1, л.д. 80).
В газете "Степновские вести" от 23.05.2012 N 38 (11019) администрация известила о состоявшейся передаче в аренду казачьему обществу земельного участка (т. 1, л.д. 64).
Глава хозяйства, полагая, что предоставление земельного участка казачьему обществу произведено без учета норм действующего законодательства и нарушает принадлежащие ему права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, обратился с иском в арбитражный суд.
Статья 81 Земельного кодекса определяет, что гражданам, изъявившим вести крестьянское (фермерское) хозяйство, земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения предоставляются в соответствии с данным Кодексом, федеральным законом о крестьянском (фермерском) хозяйстве.
В силу статьи 82 Земельного кодекса условия предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения казачьим обществам для осуществления сельскохозяйственного производства устанавливаются федеральным законом об обороте земель сельскохозяйственного назначения.
Согласно пункту 2 статьи 10 Закона N 101-ФЗ передача в аренду находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения осуществляется в порядке, установленном статьей 34 Земельного кодекса, в случае, если имеется только одно заявление о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, при условии предварительного и заблаговременного опубликования сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации. При этом принятие решения о передаче земельных участков в аренду допускается при условии, что в течение месяца с момента опубликования сообщения не поступили иные заявления. Положения данного пункта не распространяются на случаи, предусмотренные пунктом 5 рассматриваемой статьи.
В случае, если подано два и более заявлений о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, такие земельные участки предоставляются в аренду на торгах (конкурсах, аукционах).
Организация и проведение торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, а также права на заключение договоров аренды таких земельных участков осуществляются в соответствии со статьей 38 Земельного кодекса (пункт 3 статьи 10 Закона N 101-ФЗ).
Пункт 5 статьи 10 Закона N 101-ФЗ предусматривает, что земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут передаваться религиозным организациям (объединениям), казачьим обществам, научно-исследовательским организациям, образовательным учреждениям сельскохозяйственного профиля, общинам коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации для осуществления сельскохозяйственного производства, сохранения и развития традиционного образа жизни, хозяйствования и промыслов коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, гражданам для сенокошения и выпаса скота в аренду в порядке, установленном статьей 34 Земельного кодекса. При этом выкуп арендуемого земельного участка в собственность не допускается.
В статье 34 Земельного кодекса закреплен принцип эффективности, справедливости, открытости и прозрачности процедур предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством. Рассмотрению подлежат все заявки, не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан.
Удовлетворяя заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что при наличии нескольких заявок лиц, имеющих право на получение земельного участка в специальном порядке, о предоставлении одного и того же земельного участка, право на заключение договора аренды земельного участка выставляется на торги.
Данный вывод сделан судами на основании системного толкования положений статей 1, 34 и 38 Земельного кодекса, статьи 10 Закона N 101-ФЗ и статьи 12 Закона о фермерском хозяйстве. В рассматриваемой ситуации проведение торгов соответствует принципу земельного законодательства, закрепленному в пункте 11 статьи 1 Земельного кодекса, предусматривающему сочетание интересов общества и законных интересов граждан, согласно которому регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком.
В то же время, признавая действия администрации незаконными и возлагая на нее обязанность организовать проведения торгов по продаже права аренды земельного участка, суды не учли, что наличия у истца регистрации в качестве главы крестьянского (фермерского) хозяйства недостаточно для вывода о возможности применения правил статьи 12 Закона о фермерском хозяйстве, позволяющих противопоставить его обращение заявлению казачьего общества и решать вопрос о передаче участка в аренду с использованием публичных процедур.
Порядок предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства, осуществления его деятельности, расширения, определен в статье 12 Закона о фермерском хозяйстве.
В силу названной нормы граждане, которые заинтересованы в предоставлении им участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания (расширения) фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления. Орган местного самоуправления на основании поданного заявления утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения об этом земельном участке, после чего обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого участка. Решение о предоставлении земельного участка в аренду заявителю принимается уполномоченным органом в течение четырнадцати дней со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого участка. Копия такого решения (с приложением кадастрового паспорта участка) направляется заявителю. Договор аренды земельного участка для создания, осуществления деятельности или расширения фермерского хозяйства заключается в течение семи дней со дня принятия решения о предоставлении участка в аренду.
В материалы дела представлено заявление главы хозяйства о предоставлении в аренду спорного земельного участка в целях осуществления (расширения) деятельности фермерского хозяйства, с количеством работников 22 человека, основными видами деятельности которого являются разведение крупного рогатого скота, выращивание зерновых и зернобобовых культур, оптовая торговля зерном (т. 1, л.д. 40).
В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 12 Закона о фермерском хозяйстве граждане, которые заинтересованы в предоставлении им земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, подают в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления заявления, в которых должны быть, в том числе обоснованы размеры предоставляемых земельных участков (число членов фермерского хозяйства, виды деятельности фермерского хозяйства).
Данная норма означает, что заявление о предоставлении земельного участка фермерскому хозяйству должно содержать обоснование необходимости в испрашиваемом участке (указанной в нем площади), подтвержденное содержанием приобщенных к нему документов.
Вывод суда первой инстанции о соответствии заявления истца требованиям статьи 12 Закона о фермерском хозяйстве сделан без исследования и оценки содержания имеющихся в деле доказательств. Приобщенные к обращениям главы хозяйства документы на предмет их соответствия положениям статьи 12 Закона о фермерском хозяйстве (в том числе обоснования необходимости получения в аренду земельного участка сельскохозяйственного назначения определенной площади) суды не исследовали. При этом приведенные в заявлениях главы хозяйства фразы общего характера о намерении расширить существующее фермерское хозяйство сами по себе не могут свидетельствовать об обоснованности размера испрашиваемого земельного участка. Заявления иных лиц (иных КФХ), претендующих на данный земельный участок, также не получили необходимой судебной оценки.
С учетом изложенного выводы судов о наличии у администрации обязанности провести торги по предоставлению земельного участка в аренду не основаны на представленных в дело доказательствах.
Кроме того, в соответствии с пунктом 2 статьи 22 и пунктом 5 статьи 34 Земельного кодекса передача земельного участка в аренду в порядке, предусмотренном пунктом 5 статьи 10 Закона N 101-ФЗ, предполагает наличие соответствующего решения уполномоченного органа.
Признавая действия администрации незаконными, суды не установили их содержание, что не согласуется с положениями части 4 статьи 170 и части 4 статьи 200 Кодекса.
При этом отсутствие оспариваемых сделки и (или) решения органа, осуществляющего публичные полномочия, влечет отказ в удовлетворении соответствующих требований.
В силу пункта 3 части 1 статьи 287 Кодекса по результатам рассмотрения кассационной жалобы арбитражный суд кассационной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции и (или) постановление суда апелляционной инстанции полностью или в части и направить дело на новое рассмотрение в соответствующий арбитражный суд, решение, постановление которого отменено или изменено, если выводы, содержащиеся в обжалуемых решении, постановлении, не соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам или имеющимся в нем доказательствам.
Поскольку выводы судов не соответствуют представленным в дело доказательствам, решение от 01.08.2012 и постановление апелляционного суда от 28.11.2012 надлежит отменить и направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Ставропольского края.
При новом рассмотрении суду следует устранить отмеченные недостатки, предложить истцу уточнить заявленные требования с учетом представленных в дело доказательств, оценить заявление главы хозяйства на предмет его соответствия требованиям Закона о фермерском хозяйстве, исследовать обстоятельства, связанные с предоставлением земельного участка казачьему обществу, после чего разрешить заявленный иск с правильным применением норм материального и процессуального права.
Расходы казачьего общества по уплате государственной пошлины при обращении в кассационный суд распределить по результатам нового рассмотрения дела.
Обеспечительные меры, принятые на основании определения Арбитражного суда Ставропольского края от 08.06.2012, сохраняют свое действие (статья 96 Кодекса).
Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 01.08.2012 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.11.2012 по делу N А63-11030/2012 отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Ставропольского края.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
А.И.МЕЩЕРИН
Судьи
В.А.АНЦИФЕРОВ
Н.С.МАЗУРОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)