Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Рудницкого Г.М., судей Кадулина А.В., Сапоткиной Т.И., рассмотрев 23.07.2013 в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации муниципального образования "Зеленоградский район" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 02.11.2012 (судья Ковалев Е.В.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.04.2013 (судьи Старовойтова О.Р., Горбик В.М., Полубехина Н.С.) по делу N А21-7737/2012,
установил:
Администрация муниципального образования "Зеленоградское городское поселение" (далее - Администрация поселения) обратилась в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании незаконным отказа администрации муниципального образования "Зеленоградский район" (далее - Администрация района) в выдаче Администрации поселения актов выбора и обследования земельных участков под строительство автопарковок на улицах Тургенева (площадь 15443 кв. м), Железнодорожной (площадь 17318 кв. м) и Окружной (площадь 1000 кв. м), расположенных в г. Зеленоградске Калининградской области, а также о признании незаконными действий Администрации района по выдаче муниципальному казенному учреждению "Служба заказчика Зеленоградского района" (далее - Учреждение) актов N 34, 35, 36 от 30.07.2012 выбора и обследования названных земельных участков, и обязании Администрации района выдать Администрации поселения акты выбора и обследования спорных земельных участков.
Решением от 02.11.2012 заявление удовлетворено.
Постановлением апелляционного суда от 09.04.2013 решение от 02.11.2012 изменено. В удовлетворении заявления в отношении земельного участка площадью 1000 кв. м на Окружной улице в городе Зеленоградске Калининградской области отказано. В остальной части решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Администрация района, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, а также на несоответствие их выводов обстоятельствам дела, просит решение и постановление отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления.
Податель жалобы указывает, что выдача Учреждению актов выбора земельных участков не нарушает прав Администрации поселения.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, однако своих представителей в суд не направили, что в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не может служить препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Администрация поселения 25.05.2012 обратилась в Администрацию района с заявлением о выдаче актов выбора земельных участков для строительства городских автопарковок в г. Зеленоградске на улицах Тургенева (площадью 15443 кв. м), Железнодорожной (площадью 17318 кв. м) и Окружной (площадью 1000 кв. м).
Администрация района письмом от 03.07.2012 N 1882 отказала в выдаче актов выбора земельного участка.
В связи с обращением Администрации поселения в правительство Калининградской области из Администрации района в адрес заявителя поступило письмо, которым Администрация района повторно отказала в выдаче актов выбора и обследования названных земельных участков со ссылкой на то, что Администрация района выдала Учреждению акты выбора земельных участков под строительство городских автопарковок на ул. Тургенева, Железнодорожной, Окружной в г. Зеленоградске Калининградской области.
Администрация поселения, считая названные отказы незаконными, обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии со статьей 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу указанной нормы права во взаимосвязи со статьей 201 АПК РФ основаниями для признания незаконными решений государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц являются несоответствие оспариваемых решений закону или иному нормативному правовому акту и одновременно с этим нарушение данными решениями прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Исследовав имеющиеся в деле доказательства и доводы сторон, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии предусмотренных названными нормами права оснований для признания оспариваемого отказа незаконным и удовлетворил заявление.
Апелляционный суд согласился с решением суда первой инстанции в отношении всех земельных участков, за исключением участка, расположенного на Окружной ул., поскольку испрашиваемый земельный участок находится в границах сформированного земельного участка с кадастровым номером 39:05:010201:36 с разрешенным использованием под строительство многоквартирных жилых домов с развитой инфраструктурой, что исключает возможность предоставления данного земельного участка для других целей.
Кассационная инстанция считает этот вывод правильным.
Порядок предоставления земельных участков для строительства объектов из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, регламентирован статьями 30 - 32 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию с предварительным согласованием мест размещения объектов либо без предварительного согласования мест размещения объектов.
В силу пункта 5 указанной статьи при предоставлении земельных участков для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 названного Кодекса.
В соответствии со статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей в период осуществления процедуры выбора спорного земельного участка, выбор земельных участков для строительства осуществляется в следующем порядке. Гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 названного Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 того же Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного земельного кадастра и документов землеустройства с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Необходимая информация о разрешенном использовании земельных участков и об обеспечении этих земельных участков объектами инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, технические условия подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения, а также дежурные кадастровые карты (планы), содержащие сведения о местоположении земельных участков, предоставляются бесплатно соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями в двухнедельный срок со дня получения запроса от органа местного самоуправления.
Согласно пункту 5 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления проекты границ каждого земельного участка в соответствии с возможными вариантами их выбора.
В силу пункта 6 названной статьи исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, которое является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства (пункт 8 статьи 31 указанного Кодекса) или решение об отказе в размещении объекта.
Судами установлено и материалами дела подтверждается, что Администрация поселения обратилась в Администрацию района с заявлением о выдаче актов выбора земельных участков в целях реализации программы "Зеленый город", предусматривающей создание перехватывающих автопарковок для легковых автомобилей и автобусов.
Согласно подпункту 5 пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относятся, в числе прочих, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Без решения вопроса о предварительном согласовании мест размещения объектов (парковок) не представляется возможным реализовать полномочия Администрации поселения, предусмотренные подпунктом 5 пункта 1 статьи 14 названного Закона.
Кассационная инстанция считает, что апелляционный суд правильно применил нормы материального и процессуального права; выводы, изложенные в обжалуемом постановлении, соответствуют обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам, оснований для отмены постановления от 09.04.2013 и удовлетворения жалобы нет.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.04.2013 по делу N А21-7737/2012 оставить без изменения, а кассационную жалобу администрации муниципального образования "Зеленоградский район" - без удовлетворения.
Председательствующий
Г.М.РУДНИЦКИЙ
Судьи
А.В.КАДУЛИН
Т.И.САПОТКИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА ОТ 25.07.2013 ПО ДЕЛУ N А21-7737/2012
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 июля 2013 г. по делу N А21-7737/2012
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Рудницкого Г.М., судей Кадулина А.В., Сапоткиной Т.И., рассмотрев 23.07.2013 в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации муниципального образования "Зеленоградский район" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 02.11.2012 (судья Ковалев Е.В.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.04.2013 (судьи Старовойтова О.Р., Горбик В.М., Полубехина Н.С.) по делу N А21-7737/2012,
установил:
Администрация муниципального образования "Зеленоградское городское поселение" (далее - Администрация поселения) обратилась в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании незаконным отказа администрации муниципального образования "Зеленоградский район" (далее - Администрация района) в выдаче Администрации поселения актов выбора и обследования земельных участков под строительство автопарковок на улицах Тургенева (площадь 15443 кв. м), Железнодорожной (площадь 17318 кв. м) и Окружной (площадь 1000 кв. м), расположенных в г. Зеленоградске Калининградской области, а также о признании незаконными действий Администрации района по выдаче муниципальному казенному учреждению "Служба заказчика Зеленоградского района" (далее - Учреждение) актов N 34, 35, 36 от 30.07.2012 выбора и обследования названных земельных участков, и обязании Администрации района выдать Администрации поселения акты выбора и обследования спорных земельных участков.
Решением от 02.11.2012 заявление удовлетворено.
Постановлением апелляционного суда от 09.04.2013 решение от 02.11.2012 изменено. В удовлетворении заявления в отношении земельного участка площадью 1000 кв. м на Окружной улице в городе Зеленоградске Калининградской области отказано. В остальной части решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Администрация района, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, а также на несоответствие их выводов обстоятельствам дела, просит решение и постановление отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления.
Податель жалобы указывает, что выдача Учреждению актов выбора земельных участков не нарушает прав Администрации поселения.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, однако своих представителей в суд не направили, что в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не может служить препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Администрация поселения 25.05.2012 обратилась в Администрацию района с заявлением о выдаче актов выбора земельных участков для строительства городских автопарковок в г. Зеленоградске на улицах Тургенева (площадью 15443 кв. м), Железнодорожной (площадью 17318 кв. м) и Окружной (площадью 1000 кв. м).
Администрация района письмом от 03.07.2012 N 1882 отказала в выдаче актов выбора земельного участка.
В связи с обращением Администрации поселения в правительство Калининградской области из Администрации района в адрес заявителя поступило письмо, которым Администрация района повторно отказала в выдаче актов выбора и обследования названных земельных участков со ссылкой на то, что Администрация района выдала Учреждению акты выбора земельных участков под строительство городских автопарковок на ул. Тургенева, Железнодорожной, Окружной в г. Зеленоградске Калининградской области.
Администрация поселения, считая названные отказы незаконными, обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии со статьей 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу указанной нормы права во взаимосвязи со статьей 201 АПК РФ основаниями для признания незаконными решений государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц являются несоответствие оспариваемых решений закону или иному нормативному правовому акту и одновременно с этим нарушение данными решениями прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Исследовав имеющиеся в деле доказательства и доводы сторон, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии предусмотренных названными нормами права оснований для признания оспариваемого отказа незаконным и удовлетворил заявление.
Апелляционный суд согласился с решением суда первой инстанции в отношении всех земельных участков, за исключением участка, расположенного на Окружной ул., поскольку испрашиваемый земельный участок находится в границах сформированного земельного участка с кадастровым номером 39:05:010201:36 с разрешенным использованием под строительство многоквартирных жилых домов с развитой инфраструктурой, что исключает возможность предоставления данного земельного участка для других целей.
Кассационная инстанция считает этот вывод правильным.
Порядок предоставления земельных участков для строительства объектов из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, регламентирован статьями 30 - 32 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию с предварительным согласованием мест размещения объектов либо без предварительного согласования мест размещения объектов.
В силу пункта 5 указанной статьи при предоставлении земельных участков для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 названного Кодекса.
В соответствии со статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей в период осуществления процедуры выбора спорного земельного участка, выбор земельных участков для строительства осуществляется в следующем порядке. Гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 названного Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 того же Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного земельного кадастра и документов землеустройства с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Необходимая информация о разрешенном использовании земельных участков и об обеспечении этих земельных участков объектами инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, технические условия подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения, а также дежурные кадастровые карты (планы), содержащие сведения о местоположении земельных участков, предоставляются бесплатно соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями в двухнедельный срок со дня получения запроса от органа местного самоуправления.
Согласно пункту 5 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления проекты границ каждого земельного участка в соответствии с возможными вариантами их выбора.
В силу пункта 6 названной статьи исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, которое является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства (пункт 8 статьи 31 указанного Кодекса) или решение об отказе в размещении объекта.
Судами установлено и материалами дела подтверждается, что Администрация поселения обратилась в Администрацию района с заявлением о выдаче актов выбора земельных участков в целях реализации программы "Зеленый город", предусматривающей создание перехватывающих автопарковок для легковых автомобилей и автобусов.
Согласно подпункту 5 пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относятся, в числе прочих, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Без решения вопроса о предварительном согласовании мест размещения объектов (парковок) не представляется возможным реализовать полномочия Администрации поселения, предусмотренные подпунктом 5 пункта 1 статьи 14 названного Закона.
Кассационная инстанция считает, что апелляционный суд правильно применил нормы материального и процессуального права; выводы, изложенные в обжалуемом постановлении, соответствуют обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам, оснований для отмены постановления от 09.04.2013 и удовлетворения жалобы нет.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.04.2013 по делу N А21-7737/2012 оставить без изменения, а кассационную жалобу администрации муниципального образования "Зеленоградский район" - без удовлетворения.
Председательствующий
Г.М.РУДНИЦКИЙ
Судьи
А.В.КАДУЛИН
Т.И.САПОТКИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)