Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВЕНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 15.07.2008 ПО ДЕЛУ N А12-2267/08-С30

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 июля 2008 г. по делу N А12-2267/08-С30


Резолютивная часть постановления объявлена "15" июля 2008 года.
Полный текст постановления изготовлен "15" июля 2008 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Веряскиной С.Г.,
судей: Дубровиной О.А., Луговского Н.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Поморовой Н.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации Волгограда на решение арбитражного суда Волгоградской области от "04" марта 2008 года по делу N А12-2267/08-С30, принятое судьей Назаревской В.В.,
по заявлению предпринимателя Манскова Евгения Анатольевича (г. Волгоград),
к Администрации Волгограда, Комитету по градостроительству и архитектуре Волгограда, Комитету земельных ресурсов администрации Волгограда
о признании незаконным бездействия

установил:

В арбитражный суд Волгоградской области обратился предприниматель Мансков Евгений Анатольевич с заявлением о признании незаконным бездействия Администрации Волгограда и Комитета по градостроительству и архитектуре Волгограда в части необоснованного уклонения от согласования проекта постановления главы Волгограда на основании принятого решения комиссии по градостроительству и земельным отношениям администрации Волгограда от 16.03.2006 г. Также заявитель просил суд обязать Администрацию Волгограда предварительно согласовать место размещения магазина непродовольственных товаров по улице Ополченской угол улицы Могилевича в Тракторозаводском районе города Волгограда.
Решением суда первой инстанции от 04.03.2008 г. заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, в апелляционный суд обратилась Администрация Волгограда с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, как вынесенное с нарушением норм материального и процессуального права, и вынести новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Комитет по градостроительству и архитектуре Волгограда также считает решение суда первой инстанции подлежащим отмене по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу.
Комитет по земельным ресурсам администрации Волгограда заявил о рассмотрении апелляционной жалобы без участия представителя комитета.
Стороны в судебное заседание не явились, о месте и времени судебного разбирательства извещены надлежащим образом, о чем свидетельствуют почтовые уведомления N 97984, 97985, 97983.
В соответствии с ч. 3 ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) неявка лиц, участвующих в деле и надлежащим образом извещенных о времени и месте проведения судебного заседания, не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы в их отсутствие.
В судебном заседании в соответствии со ст. 163 Арбитражного процессуального кодекса РФ был объявлен перерыв до 9 час 00 мин 15.07.2008 г.
Исследовав материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению, а принятое решение отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 30.10.2007 г. Мансков Е.А. обратился в Комитет инвестиционной политики и строительных программ администрации Волгограда с заявлением о подготовке проекта постановления о предварительном согласовании места размещения объекта магазина непродовольственных товаров на земельном участке по улице Ополченской, угол улицы Могилевича в Тракторозаводском районе г. Волгограда, общей площадью 790 кв. м (л.д. 17).
В процессе согласования проекта он был отклонен от согласования Комитетом по градостроительству и архитектуре администрации Волгограда в связи с тем, что объект предполагается к размещению на землях общего пользования.
Заявитель, полагая, что бездействие администрации Волгограда и Комитета по градостроительству и архитектуре, выразившееся в необоснованном уклонении от согласования проекта является незаконным, обратился в суд с изложенными выше требованиями.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, указал, что заявителем были совершены действия, предусмотренные статьей 31 Земельного кодекса РФ, в результате чего он приобрел право получить в аренду земельный участок с предварительным согласованием места размещения объекта. Кроме того, судом сделан вывод о том, что поскольку, Комиссией по градостроительству и земельным отношениям Администрации Волгограда согласовано место размещения объекта, утвержден проект границ и акт выбора земельного участка, то у Комитета по градостроительству и архитектуре не имелось оснований для отклонения от согласования проекта постановления о предварительном согласовании места размещения объекта.
Апелляционная инстанция признает выводы суда не соответствующими представленным материалам дела по следующим основаниям.
Принятие решения о предварительном согласовании места размещения объекта это один из этапов формирования земельного участка для строительства.
Порядок предоставления, земельных участков для строительства определен ст. 30 Земельного кодекса РФ.
Согласно ст. 30 Земельного кодекса РФ предоставление земельного участка для, строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:
1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 Земельного Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;
2) проведение работ по формированию земельного участка;
3) государственный кадастровый учет земельного участка в соответствии с правилами; предусмотренными статьей 70 Земельного Кодекса;
4) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 Земельного Кодекса.
В соответствии с часть 2 ст. 31 Земельного кодекса РФ орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного земельного кадастра и документов землеустройства с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Пунктом 2.1 Положения о предоставлении земельных участков для строительства в Волгограде, утвержденного постановлением администрации Волгограда от 11.06.2004 г. N 790, установлено: гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства объекта, обращаются с заявлением в Комитет по градостроительству и архитектуре Волгограда на имя заместителя главы Волгограда, курирующего вопросы градостроительства и землепользования.
Комитет по градостроительству и архитектуре Волгограда в семидневный срок со дня поступления заявления рассматривает вопрос о возможности размещения на испрашиваемом земельном участке указанного в анкете-заявке объекта (п. 2.2).
В соответствии с градостроительным заключением, заключением Комитета земельных ресурсов администрации Волгограда и заключением Администрации района Волгограда об условиях предоставления земельного участка Комитет по градостроительству и архитектуре Волгограда готовит материалы и проект протокола для организации заседания комиссии по градостроительству и земельным отношениям администрации Волгограда (далее - комиссия).
Как следует из материалов дела, Комиссия по градостроительству и земельным отношениям администрации Волгограда от 29.09.2005 г., рассматривая вопрос о возможности размещения магазина непродовольственных товаров на земельном участке по ул. Ополченской, угол ул. Могилевича в Тракторозаводском районе Волгограда, приняла решение с формировании земельного участка, при условии временного размещения и 16.10.2006 г. комиссия приняла решение об утверждении проекта границ земельного участка.
Получив решения, предприниматель обратился с заявлением о подготовке проекта постановления о предварительном согласовании места размещения объекта.
В соответствии с пунктом 5.1 Положения о предоставлении земельных участков для строительства в Волгограде Комитет по градостроительству и архитектуре на основании проекта границ земельного участка, согласованного с комитетом земельных ресурсов администрации Волгограда, своего заключения о разрешенном использовании земельного участка, заключений иных согласующих служб осуществляет оформление акта о выборе земельного участка. После чего, в соответствии с решением комиссии об утверждении проекта границ земельного участка и акта о выборе земельного участка комитет осуществляет подготовку проекта постановления главы Волгограда о предварительном согласовании места размещения объекта.
Проект границ земельного участка и акт о выборе земельного участка утверждается постановлением главы Волгограда о предварительном согласовании места размещения объекта.
Таким образом, вывод суда о наличии у предпринимателя утвержденного акта о выборе земельного участка, в связи с чем он приобрел право на получение в аренду земельного участка, противоречит вышеназванному положению.
В процессе дальнейшего согласования было установлено, что спорный земельный участок относиться к землям общего пользования, в связи с чем Комитетом по градостроительству и архитектуре Волгограда был отклонен от согласования проект постановления главы Волгограда о предварительном согласовании места размещения объекта.
Данный факт также был установлен в процессе формирования земельного участка, в связи с чем комиссией было принято решение о формировании земельного участка, при условии временного размещения объекта.
Согласно градостроительному заключению от 28.09.2005 г. (л.д. 39), подготовленному Комитетом по градостроительству и архитектуре Волгограда, размещение магазина непродовольственных товаров на испрашиваемом земельном участке не соответствует градостроительной документации - за красной линией застройки, земли общего пользования, запланированная реконструкция транспортного узла. Также в заключении указано, что требуется выбор иного места размещения объекта.
Комитетом по градостроительству и архитектуре Волгограда представлена схема расположения земельного участка, согласно которой испрашиваемый Мансковым Е.А. земельный участок расположен на территории общего пользования за границами кварталов 0109110, 0110035,0109065 сформированных красными линиями.
Согласно п. 11 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ красные линии - линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (далее - линейные объекты).
При этом территории общего пользования - территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, скверы, бульвары) (п. 12 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ)
Соответственно, красные линии отделяют территории общего пользования, которыми может беспрепятственно пользоваться неограниченный круг лиц (включая площади, улицы, проезды, набережные, скверы, бульвары), от других территорий, которые находятся или могут находиться в собственности физических и юридических лиц.
В соответствии с пунктом 8 статьи 28 Федерального закона N 178-ФЗ от 21.12.2001 г. "О приватизации государственного и муниципального имущества" не подлежат отчуждению земельные участки в составе земель общего пользования (улицы, проезды, дороги, набережные, парки, лесопарки, скверы, сады, бульвары, водоемы, пляжи и другие) и земельные участки земель, предусмотренных генеральными планами развития соответствующих территорий для использования в государственных или общественных интересах, в том числе земель общего пользования.
Согласно пункту 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, закрытыми водоемами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
Кроме того, как следует из Генерального плана Волгограда, утвержденного решением городской Думы Волгограда "Об утверждении Генерального плана Волгограда" N 47/1112 от 29.06.2007 г. (выкопировка из которого представлена в материалы дела) земельный участок, истребуемый Мансковым Е.А., расположен в зоне инженерной и транспортной инфраструктур.
В соответствии с п. 8 ст. 35 Градостроительного кодекса зоны инженерной и транспортной инфраструктур предназначены для размещения промышленных, коммунальных и складских объектов, объектов инженерной и транспортной инфраструктур, в том числе сооружений и коммуникаций железнодорожного, автомобильного, речного, морского, воздушного и трубопроводного транспорта, связи, а также для установления санитарно-защитных зон таких объектов в соответствии с требованиями технических регламентов.
Как следует из схемы транспортной инфраструктуры Генерального плана Волгограда, спорный земельный участок располагается в зоне транспортной развязки в разных уровнях.
Согласно ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных актов при наличии двух условий: несоответствии ненормативного акта закону и нарушение актом прав и интересов заявителя.
При этом согласно пункту 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Апелляционная инстанция считает, что материалами дела доказано, что ни Администрация Волгограда, ни Комитет по градостроительству и архитектуре не допустили незаконного бездействия, выраженного в необоснованном уклонении от согласования проекта постановления главы Волгограда, в связи с чем у суда первой инстанции не имелось оснований для удовлетворения заявленных требований.
Решение суда первой инстанции подлежит отмене как принятое по неполно выясненным обстоятельствам и с нарушением норм материального права.
В соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ государственная пошлина за рассмотрение апелляционной жалобы в размере 950 руб. подлежит возврату Администрации Волгограда из Федерального бюджета, а в размере 50 руб. подлежит взысканию с предпринимателя в пользу Администрации Волгограда.
Руководствуясь статьями 110, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд

постановил:

Решение арбитражного суда Волгоградской области от "04" марта 2008 года по делу N А12-2267/08-С30 отменить.
В удовлетворении заявленных предпринимателем Мансковым Евгением Анатольевичем требований отказать.
Взыскать с Манскова Евгения Анатольевича г. Волгоград, улица Титова дом 12 кв. 20 в пользу Администрации Волгограда государственную пошлину в размере 50 руб.
Возвратить Администрации Волгограда из Федерального бюджета государственную пошлину в размере 950 руб.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме

Председательствующий
С.Г.ВЕРЯСКИНА

Судьи
О.А.ДУБРОВИНА
Н.В.ЛУГОВСКОЙ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)