Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 23.10.2013 N 05АП-257/2013, 05АП-256/2013 ПО ДЕЛУ N А51-14625/2012

Разделы:
Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ПЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 октября 2013 г. N 05АП-257/2013, 05АП-256/2013

Дело N А51-14625/2012

Резолютивная часть постановления оглашена 22 октября 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 23 октября 2013 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего А.В. Ветошкевич,
судей С.М. Синицыной, Н.А. Скрипки,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Е.Ю. Федосенко,
рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы Департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю,
апелляционные производства N 05АП-257/2013, 05АП-256/2013
на решение от 28.11.2012
судьи Е.А. Левченко,
ходатайство Муниципального казенного учреждения "Комплексное развитие земель в городе Владивостоке" об отмене обеспечительных мер
по делу N А51-14625/2012 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению Муниципального казенного учреждения "Комплексное развитие земель в г. Владивостоке" (ОГРН 1062536053788, ИНН 2536177331)
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Приморскому краю (ОГРН 1042504382931, ИНН 2540108490)
третьи лица Краевое государственное учреждение "Приморское лесничество", Управление лесным хозяйством Приморского края, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае, Департамент земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края, Администрация г. Владивостока
о признании незаконным решения N 01/009/2012-155 от 27.04.2012, обязании зарегистрировать право,
при участии:
- от заявителя представитель не явился;
- от ответчика представитель не явился;
- от третьих лиц представители не явились,

установил:

Муниципальное казенное учреждение "Комплексное развитие земель в городе Владивостоке" (далее - МКУ "Комплексное развитие земель в городе Владивостоке") обратилось в Арбитражный суд Приморского края к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю (далее - Управление Росреестра по Приморскому краю) с заявлением о признании незаконным решения, оформленного письмом от 27.04.2012 N 01/009/2012-155, об отказе в регистрации права постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок площадью 7533 кв. м, расположенный по адресу: г. Владивосток, в районе ул. Главная, 21, "под площадку для спортивно-оздоровительных мероприятий"; об обязании зарегистрировать право постоянного (бессрочного) пользования МКУ "Комплексное развитие земель в городе Владивостоке" на вышеуказанный земельный участок.
Определением суда от 09.08.2012 к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Краевое государственное учреждение "Приморское лесничество", Управление лесным хозяйством Приморского края; Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае (далее - Территориальное управление Росимущества), Департамент земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края, Администрация города Владивостока.
Решением Арбитражного суда Приморского края от 28.11.2012 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с вынесенным решением, Департамент земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края (далее - Департамент) обратился в апелляционный суд с жалобой, в которой просит обжалуемое решение отменить. В обоснование жалобы указывает на то, что многие лесные участки лесного фонда Владивостокского лесничества не поставлены на кадастровый учет, вместе с тем признаются ранее учетными объектами недвижимости и в силу статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации относятся к федеральной собственности. Полагает, что отсутствие данных о государственном кадастровом учете не влечет прекращение права федеральной собственности на соответствующий лесной участок в составе земель лесного фонда, а также утрату им статуса лесного участка.
Не согласившись с вынесенным решением, Управление Росреестра по Приморскому краю также обратилось в апелляционный суд с жалобой, в которой просит обжалуемое решение отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления МКУ "Комплексное развитие земель в городе Владивостоке". Управление не согласно с выводом суда о том, что с принятием Думой г. Владивостока решения от 15.09.2008 N 119 "Об утверждении Генерального плана Владивостокского городского округа" и Правил землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа включение земель, занятых лесами, в зоны жилой застройки при зонировании территории города без проведения согласования с уполномоченными федеральными органами фактически влечет изменение их целевого назначения и вида разрешенного использования. Указывает на отсутствие у заявителя доказательств согласования в установленном порядке проекта Генерального плана Владивостокского городского округа с федеральным органом в сфере лесного хозяйства в нарушение постановления Правительства РФ от 24.03.2007 N 178. В связи с этим считает, что фактическое включение земель, занятых лесами, в зоны жилой застройки при зонировании территории города Владивостока без проведения согласования с уполномоченными федеральными органами не влечет изменения их целевого назначения и вида разрешенного использования.
В канцелярию суда поступил письменный отзыв Территориального управления Росимущества в Приморском крае на апелляционную жалобу Управления Росреестра по Приморскому краю, в котором названное третье лицо поддерживает доводы апелляционной жалобы регистрирующего органа и просит ее удовлетворить, полагает, что испрашиваемый заявителем земельный участок является лесным участком лесного фонда, отнесенным к федеральной собственности.
Судебное заседание неоднократно откладывалось в порядке статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) на 19.03.2013, на 24.04.2013, на 22.10.2013.
Определением суда от 24.04.2013 производство по делу было приостановлено до рассмотрения Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации заявления Управления муниципальной собственности г. Владивостока о пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного суда Приморского края от 10.07.2012 по делу N А51-8975/2012, постановления Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 19.02.2013 по тому же делу. Определением суда от 11.09.2013 производство по делу возобновлено.
23.09.2013 в суд поступило ходатайство МКУ "Комплексное развитие земель в городе Владивостоке" об отмене мер по обеспечению иска, принятых определением Арбитражного суда Приморского края от 20.11.2012. Определением суда от 23.09.2013 ходатайство принято к производству, дело назначено к судебному разбирательству на 26.09.2013.
В судебном заседании апелляционной инстанции 26.09.2013 рассмотрение дела начато сначала в связи с изменением состава суда на основании статьи 18 АПК РФ, рассмотрение ходатайства МКУ "Комплексное развитие земель в городе Владивостоке" отложено на 22.10.2013.
Заявитель, Управление Росреестра по Приморскому краю и заинтересованные лица, извещенные о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, явку своих представителей в судебное заседание 22.10.2013 не обеспечили. Суд, руководствуясь пунктом 3 статьи 156 АПК РФ, рассмотрел апелляционные жалобы и ходатайство МКУ "Комплексное развитие земель в городе Владивостоке" об отмене обеспечительных мер в отсутствие не явившихся представителей сторон и третьих лиц.
Исследовав и оценив материалы дела, доводы апелляционных жалоб и отзыва на жалобу регистрирующего органа, проверив в порядке статей 266 - 271 АПК РФ правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта в силу следующих обстоятельств.
Постановлением Администрации г. Владивостока от 10.01.2007 N 178 Муниципальному учреждению "Комплексное развитие земель в городе Владивостоке" в постоянное (бессрочное) пользование предоставлен земельный участок площадью 7533 кв. м, расположенный по адресу: г. Владивосток, в районе ул. Главная, 21, с разрешенным видом использования: "под площадку для пеших прогулок и семейного отдыха жителей".
05.03.2012 МКУ "Комплексное развитие земель в городе Владивостоке" обратилось в Управление Росреестра по Приморскому краю с заявлением о государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок площадью 7533 кв. м, расположенный по адресу: г. Владивосток, ул. Главная, 21, "под площадку для спортивно-оздоровительных мероприятий".
Управление Росреестра по Приморскому краю сообщением от 27.04.2012 N 01/009/2012-155 уведомило заявителя об отказе в государственной регистрации права, указав, что согласно письму Владивостокского филиала КГКУ "Примлес" от 16.04.2012 N 692 вышеуказанный земельный участок находится на землях лесного фонда Владивостокского лесничества: квартал N 48 часть выделов 2, 3 Садгородского участкового лесничества, относится к защитным лесам, категория защитности - 1,2 и 3 зоны округов санитарной охранной лечебно-оздоровительных местностей и курортов.
В вышеуказанном письме Владивостокского филиала КГКУ "Примлес" от 16.04.2012 N 692 указано, что согласно информации, содержащейся в разделе "Леса и лесные ресурсы" государственного лесного реестра Приморского края в составе земель лесного фонда числится вся территория бывшего Владивостокского лесхоза (Садгородское, Седанское, Лазурное, Островное, Надеждинское, Раздольненское, Нежинское участковые лесничества Владивостокского лесничества общей площадью 77260 га (номер учетной записи 1105028).
Основанием для постановки на учет в государственном лесном реестре лесного участка в границах бывшего Владивостокского лесхоза явилось постановление Правительства Российской Федерации от 24.05.2007 N 318 "О государственном лесном реестре", согласно которому в государственный лесной реестр должны были быть включены данные государственного учета лесного фонда по состоянию на 01.01.2007, ведение которого осуществлялось в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации "О ведение государственного учета лесного фонда". Лесные участки из земель лесного фонда, сформированные и поставленные на государственный учет до утверждения Генерального плана Владивостокского городского округа (решение Думы города Владивостока от 15.09.2008 N 119, с изменениями от 08.07.2011), считаются разграниченными в силу абзаца 6 пункта 1 статьи 3.1 Вводного закона к Земельном кодексу Российской Федерации и относятся к федеральной собственности.
Не согласившись с указанным решением государственного регистратора, МКУ "Комплексное развитие земель в городе Владивостоке" обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198, пунктом 4 статьи 200, пунктом 3 статьи 201 АПК РФ, пунктом 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 ненормативный акт, решение и действие (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц могут быть признаны недействительными или незаконными при одновременном их несоответствии закону и нарушении прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статье 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Федеральный закон N 122-ФЗ, Закон о регистрации) государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним является юридическим актом признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Статьей 17 Федерального закона N 122-ФЗ установлено, что основанием для государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются, в том числе акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания.
Согласно абзацу второму пункта 1 статьи 13 Федерального закона N 122-ФЗ орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, обязан провести правовую экспертизу представленных на регистрацию документов.
Согласно пункту 32 Методических рекомендаций по порядку проведения государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденных приказом Минюста РФ от 01.07.2002 N 184, при правовой экспертизе документов, проверке законности сделки, юридической силы правоустанавливающих документов устанавливается отсутствие противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на объект недвижимого имущества, проверяется действительность поданных заявителем документов, наличие прав у подготовившего документ лица или органа власти, а также устанавливается отсутствие других оснований для приостановления или отказа в государственной регистрации прав.
При проверке юридической силы правоустанавливающих документов в зависимости от вида документа рекомендуется, в том числе проверить: соответствие требованиям законодательства, действовавшего на момент издания и в месте издания документа, формы и содержания документа; обладал ли орган государственной власти (орган местного самоуправления) соответствующей компетенцией на издание акта, а также соблюден ли порядок издания таких актов, в том числе уполномоченное ли лицо подписало этот акт; наличие соответствующих прав по распоряжению объектом недвижимости у подписавшего документ лица, например, у продавца и его представителя (если сделка совершается представителем) (пункт 38 указанных Методических рекомендаций).
В государственной регистрации прав может быть отказано в случаях, установленных в пункте 1 статьи 20 Закона о регистрации.
Согласно абзацу 6 пункта 1 статьи 20 того же Закона в государственной регистрации может быть отказано, в случае если лицо, выдавшее правоустанавливающий документ, не уполномочено распоряжаться правом на данный объект недвижимого имущества.
В силу абзаца 8 пункта 1 названной статьи в государственной регистрации прав может быть отказано, если правоустанавливающий документ об объекте недвижимого имущества свидетельствует об отсутствии у заявителя прав на данный объект недвижимого имущества.
В рассматриваемом случае Управлением Росреестра по Приморскому краю письмом от 27.04.2012 N 01/009/2012-155 на основании абзацев 6, 8 пункта 1 статьи 20 Закона о регистрации отказано в регистрации права постоянного (бессрочного) пользования МКУ "Комплексное развитие земель в городе Владивостоке" на земельный участок площадью 7533 кв. м, расположенный по адресу: г. Владивосток, в районе ул. Главная, 21, "под площадку для спортивно-оздоровительных мероприятий", предоставленный учреждению на данном праве постановлением Администрации г. Владивостока от 10.01.2007 N 178. Основанием для отказа в государственной регистрации послужил вывод Управления Росреестра по Приморскому краю о том, что спорный земельный участок является федеральной собственностью, поскольку расположен на землях лесного фонда.
Указанный вывод регистрирующего органа судебная коллегия считает не подтвержденным в установленном законом порядке и не соответствующим фактическим обстоятельствам дела в силу следующего.
Согласно статье 28 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 ЗК РФ, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 ЗК РФ.
Статья 29 ЗК РФ устанавливает, что предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 ЗК РФ, согласно которым Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственностью); субъекты Российской Федерации осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации; органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
В силу пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", распоряжение земельными участками, указанными в статье 3.1 указанного Федерального закона, осуществляется после государственной регистрации права собственности на них, если указанным Федеральным законом или другим федеральным законом не предусмотрено иное. Отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для осуществления распоряжения ими. Распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
В соответствии со статьей 10 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" распоряжение лесными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в соответствии с земельным законодательством.
Изменения в Закон Приморского края от 29.12.2003 N 90-КЗ "О регулировании земельных отношений в Приморском крае", в соответствии с которыми полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Приморского края переданы государственному органу исполнительной власти Приморского края, внесены Законом Приморского края от 18.12.2006 N 21-КЗ и вступили в силу с 01.02.2007, то есть после вынесения Администрацией г. Владивостока постановления от 10.01.2007 N 178.
Соответственно, Администрация г. Владивостока, действуя в рамках полномочий, предусмотренных абзацем 3 пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", на дату принятия постановления от 10.01.2007 N 178 обладала правом предоставления гражданам и юридическим лицам земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.
Спорный земельный участок на дату предоставления его МКУ "Комплексное развитие земель в городе Владивостоке" на праве постоянного (бессрочного) пользования постановлением Администрации г. Владивостока от 10.01.2007 N 178 относился к земельным участкам, государственная собственность на которые не разграничена.
Доводы Управления Росреестра по Приморскому краю, Управления лесным хозяйством Приморского края, КГКУ "Приморское лесничество", Территориального управления Росимущества в Приморском крае о том, что спорный земельный участок относится к землям лесного фонда, в связи с чем является собственностью Российской Федерации, коллегией проверены и не нашли надлежащего подтверждения. Коллегия апелляционной инстанции считает, что факт отнесения спорного земельного участка к землям лесного фонда и федеральной собственности в ходе рассмотрения дела в суде не установлен, в силу следующего.
В рамках правовой экспертизы представленных заявителем на государственную экспертизу документов регистрирующим органом был направлен запрос во Владивостокский филиал КГКУ "Приморское лесничество", в ответ на который письмом Владивостокского филиала КГКУ "Примлес" от 16.04.2012 N 692 сообщено, что часть площади спорного земельного участка находится на землях лесного фонда Владивостокского лесничества: квартал N 48 часть выделов 2, 3 Садгородского участкового лесничества и часть - на землях, не входящих в лесной фонд Владивостокского лесничества (полоса отвода железной дороги). В письме от 16.04.2012 N 692 также указано, что лесной участок относится к защитным лесам, категория защищенности - 1, 2 и 3 зоны округов санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов. Основанием для постановки на учет в государственном лесном реестре лесного участка в границах бывшего Владивостокского лесхоза явилось постановление Правительства Российской Федерации от 24.05.2007 N 318 "О государственном лесном реестре".
На основании указанного письма регистрирующий орган сделал вывод о том, что спорный земельный участок является лесным участком в составе земель лесного фонда и является собственностью Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 7 ЗК РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на ряд категорий, среди которых как самостоятельные категории выделяются земли населенных пунктов и земли лесного фонда.
Земельный участок может относиться только к одной категории земель.
В соответствии с частью 1 статьи 6 Лесного кодекса Российской Федерации леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. При этом границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности (часть 3 статьи 6 Кодекса).
Исходя из статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации, лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности, а формы собственности на лесные участки в составе земель иных категорий определяются в соответствии с земельным законодательством.
Согласно имеющемуся в материалах дела кадастровому паспорту от 22.12.2011 N 25/00-11-144901 спорного земельного участка с кадастровым номером 25:28:050027:281 он полностью находится на землях населенных пунктов.
Согласно пункту 2 статьи 83 ЗК РФ границы городских населенных пунктов отделяют земли населенных пунктов от земель иных категорий.
Согласно статье 92 Лесного кодекса Российской Федерации государственный кадастровый учет лесных участков осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Государственный учет лесных участков в составе земель лесного фонда включает в себя действия органов государственной власти в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 83 Лесного кодекса Российской Федерации, по внесению в государственный лесной реестр сведений, подтверждающих существование таких земельных участков с характеристиками, соответствующими части 1 статьи 69 Лесного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", Государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с указанным Федеральным законом недвижимом имуществе. Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом. Ведение государственного кадастра недвижимости осуществляется на основе принципов сопоставимости кадастровых сведений со сведениями, содержащимися в других государственных информационных ресурсах, в том числе лесном реестре. Лесные участки, как объект недвижимости, подлежат кадастровому учету с присвоением государственного учетного номера, не повторяющегося во времени и на территории Российской Федерации.
Следовательно, только сведения из Государственного кадастра недвижимости подтверждают юридический факт категории земель, к которой относится определенный земельный участок.
Спорный земельный участок прошел государственный кадастровый учет как земельный участок земель населенных пунктов.
Следовательно, в силу вышеуказанных норм Лесного, Земельного кодексов Российской Федерации спорный земельный как расположенный на землях населенных пунктов не входит в состав земель лесного фонда.
В соответствии с частью 1 статьи 65, частью 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия.
Между тем в нарушение указанных положений о бремени доказывания по рассматриваемой категории дел ответчик не доказал отнесение спорного земельного участка к землям лесного фонда и к федеральной собственности.
Оспариваемый отказ Управления Росреестра по Приморскому краю от 27.04.2012 N 01/009/2012-155, письмо Владивостокского филиала КГКУ "Приморское лесничество" - "Примлес" от 16.04.2012 N 692 содержат ссылки на наличие в государственном лесном реестре Приморского края учетной записи 1105028, согласно которой в составе земель лесного фонда числится вся территория бывшего Владивостокского лесхоза общей площадью 77 260 га.
Однако выписка из государственного лесного реестра либо иные доказательства нахождения спорного участка в границах земель лесного фонда ответчиком и третьими лицами, включая Территориальное управление Росимущества в Приморском крае, предоставлены не были.
Между тем, как следует из части 2 статьи 91 Лесного кодекса Российской Федерации, в государственном лесном реестре содержится документированная информация о составе земель лесного фонда, составе земель иных категорий, на которых расположены леса. Таким образом, из указанной нормы следует, что наличие в лесном реестре сведений о лесах безусловно не свидетельствует об отнесении таких участков к лесному фонду.
В то же время государственный учет лесных участков в составе земель лесного фонда предполагает расположение указанных участков исключительно в границах земель лесного фонда, в то время как спорный земельный участок согласно данных государственного кадастрового учета расположен на землях населенных пунктов.
Границы населенного пункта город Владивосток утверждены в составе Генерального плана Владивостокского городского округа решением Думы г. Владивостока от 15.09.2008 N 119.
Согласно Генеральному плану Владивостокского городского округа в состав его территории вошли отдельные населенные пункты: г. Владивосток, поселки Трудовое, Русский, Попова, Рейнеке и село Береговое, в связи с чем в границах населенного пункта город Владивосток располагаются земли населенных пунктов, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов (пункт 1 статьи 83 ЗК РФ).
То обстоятельство, что Администрация г. Владивостока распорядилась спорным земельным участком до утверждения Генерального плана Владивостокского городского округа (решение Думы г. Владивостока от 15.09.2008 N 119), не свидетельствует о наличии оснований для отнесения спорного земельного участка к землям лесного фонда.
Ссылка регистрирующего органа на распоряжение Совета Министров СССР от 21.06.1956 коллегией не принимается, поскольку в силу статьи 6 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" изданные до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации регулирующие земельные отношения нормативные правовые акты Президента Российской Федерации и нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации применяются в части, не противоречащей ЗК РФ, а согласно статье 13 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" до приведения в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих лесные отношения, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также акты законодательства Союза ССР, действующие на территории Российской Федерации в пределах и в порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации, применяются постольку, поскольку они не противоречат Лесному кодексу Российской Федерации.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что из распоряжения Совета Министров СССР от 21.06.1956 не представляется возможным достоверно установить границы земельного участка, отнесенного непосредственно к землям лесного фонда.
Кроме того, отнесение всей территории бывшего Владивостокского лесхоза общей площадью 77260 га одной учетной записью 1105028 в государственном лесном реестре Приморского края к землям лесного фонда на основании материалов лесоустройства, осуществленного в период действия Основ лесного законодательства от 06.03.1993, которое устанавливало, что все леса и предоставленные для лесного хозяйства земли образуют лесной фонд Российской Федерации, не учитывает следующего.
Лесной кодекс РФ 1997 года установил разграничения лесов на лесной фонд и городские леса, не входящие в лесной фонд.
Во исполнение Лесного кодекса Российской Федерации 1997 года приказом Федеральной службы лесного хозяйства России от 15.07.1997 N 94 установлен порядок проведения лесоустройства (парко- и лесоустройства) и о перечне лесоустроительной документации по лесам, не входящим в лесной фонд.
В соответствии с частью 1 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей до введения в действие Лесного кодекса Российской Федерации 2006 года, к недвижимым вещам относились земельные участки, участки недр, обособленные водные объекты и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе леса, многолетние насаждения, здания сооружения.
С введением в действие Лесного кодекса Российской Федерации 2006 года в соответствии с Законом N 201-ФЗ из части 1 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации слова "леса, многолетние насаждения" были исключены.
Таким образом, с введением в действие Лесного кодекса Российской Федерации 2006 года леса утратили статус недвижимого имущества. В качестве объекта недвижимости теперь может выступать только земельный участок, имеющий статус лесного.
В свою очередь, с 01.03.2008, то есть с момента вступления в силу Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости", формирование земельных участков и осуществление их государственного кадастрового учета должно осуществляться в соответствии с требованиями указанного федерального закона.
В соответствии с частью 6 статьи 47 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" ранее учтенными объектами недвижимости признаются участки лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, но вещные права на которые и их ограничения, в том числе аренда, зарегистрированы в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Поскольку вещные права на спорный земельный участок как на лесной участок в порядке части 6 статьи 47 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" не было зарегистрировано до даты вступления в силу указанного Федерального закона, а лес к тому времени утратил статус объекта недвижимости, то коллегия приходит к выводу о невозможности применить к спорному земельному участку положения статьи 45 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" о ранее учтенных объектах недвижимости по основанию ведения на спорных землях лесоустройства.
Статьей 6 Лесного кодекса Российской Федерации 2006 года установлено, что леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. Кроме того, в соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 23 Лесного кодекса Российской Федерации лесничества и лесопарки также располагаются на землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса.
Постановлением Правительства РФ от 18.06.2007 N 377 утверждены Правила проведения лесоустройства, которые устанавливают порядок проведения лесоустройства на землях лесного фонда и землях поселений, на которых расположены городские леса, а также на землях обороны и безопасности и землях особо охраняемых природных территорий, на которых расположены леса.
Согласно пункту 10 Правил проведения лесоустройства материалы лесоустройства являются основанием для разработки лесных планов субъектов Российской Федерации, лесохозяйственных регламентов, проектов освоения лесов и внесения в них изменений, а также для ведения государственного лесного реестра и осуществления государственной инвентаризации лесов.
Следовательно, материалы лесоустройства подлежали корректировке с учетом норм действующего законодательства и не могли быть положены в основу внесения сведений в лесной реестр как участка лесного фонда.
Кроме того, коллегия критически относится к указанию Владивостокского филиала КГКУ "Приморское лесничество" в качестве обоснования для постановки на учет в государственном лесном реестре лесного участка в границах бывшего Владивостокского лесхоза, а именно: постановления Правительства Российской Федерации от 24.05.2007 N 318 "О государственном лесном реестре".
Так, приказом Министерства природных ресурсов РФ от 28.11.2007 N 310 утвержден Порядок проведения государственного учета лесного участка в составе земель лесного фонда (далее - Порядок). В соответствии с данным Порядком государственный учет лесных участков в составе земель лесного фонда проводится органами государственной власти, осуществляющими ведение государственного лесного реестра, в пределах их полномочий, определенных статьями 81 - 83 Лесного кодекса Российской Федерации (пункт 2). Государственный учет лесных участков в составе земель лесного фонда проводится в случаях: предоставления гражданам и юридическим лицам лесных участков в пределах земель лесного фонда; оформления договоров аренды участков лесного фонда и договоров безвозмездного пользования участками лесного фонда при приведении таких договоров в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации (пункт 4).
Ни одно из перечисленных обстоятельств не приведено в качестве основания для осуществления учета в государственном лесном реестре лесного участка в границах бывшего Владивостокского лесхоза.
Доказательства осуществления государственного учета спорного земельного участка в качестве лесного участка в составе земель лесного фонда на дату предоставления его МКУ "Комплексное развитие земель в городе Владивостоке" в материалы дела не представлены.
Таким образом, ни одно из указанных в оспариваемом отказе регистрирующего органа от 27.04.2012 N 01/009/2012-155 оснований не свидетельствует об отсутствии у Администрации г. Владивостока полномочий по распоряжению спорным участком по состоянию на 10.01.2007.
Как указывалось выше, согласно имеющемуся в материалах дела кадастровому паспорту от 22.12.2011 N 25/00-11-144901 спорного земельного участка с кадастровым номером 25:28:050027:281 он полностью находится на землях населенных пунктов.
В соответствии с письмом Управления градостроительства и архитектуры Администрации г. Владивостока от 14.06.2012 N 11523СП земельный участок с кадастровым номером 25:28:050027:281 полностью расположен в территориальной зоне объектов отдыха, спорта, туризма и развлечений, утвержденной в составе Правил землепользования и застройки Владивостокского городского округа.
В соответствии с письмом Управления градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока от 19.06.2012 N 11535СП земельный участок с кадастровым номером 25:28:050027:281 полностью расположен в жилой функциональной зоне, утвержденной в составе Генерального плана Владивостокского городского округа, принятого решением Думы города Владивостока от 31.01.2012 N 792.
Соответственно в силу части 1 статьи 7 ЗК РФ, части 1 статьи 6, статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации спорный участок не относится к землям лесного фонда. Доказательств обратного ответчиком в порядке части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ не представлено.
При таких обстоятельствах, установив отсутствие в материалах дела надлежащих доказательств отнесения спорного земельного участка к землям лесного фонда как на момент вынесения Администрацией г. Владивостока постановления от 10.01.2007 N 178 о предоставлении МКУ "Комплексное развитие земель в городе Владивостоке" на праве постоянного (бессрочного) пользования спорного земельного участка, так и на момент обращения за регистрацией права, и наличия права федеральной собственности на данный участок, и принимая во внимание положения статьи 10 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации", судебная коллегия приходит к выводу, что у Управления Росреестра по Приморскому краю отсутствовали указанные в письме от 27.04.2012 N 01/009/2012-155 основания для отказа в регистрации права постоянного (бессрочного) пользования МКУ "Комплексное развитие земель в городе Владивостоке" на спорный земельный участок, чем нарушены права и законные интересы заявителя в сфере экономической деятельности.
Согласно пункту 32 Методических рекомендаций по порядку проведения государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденных приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 01.07.2002 N 184 (далее - Методические указания) при правовой экспертизе документов, проверке законности сделки, юридической силы правоустанавливающих документов устанавливается отсутствие противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на объект недвижимого имущества, проверяется действительность поданных заявителем документов, наличие прав у подготовившего документ лица или органа власти, а также устанавливается отсутствие других оснований для приостановления или отказа в государственной регистрации прав (статьи 9, 13, 17 Закона N 122-ФЗ).
Пунктом 33 Методических указаний рекомендована следующая последовательность действий при проведении правовой экспертизы документов: проверка имеющихся в Едином государственном реестре прав записей по данному объекту недвижимого имущества; проверка юридической силы правоустанавливающих документов, если правоустанавливающим документом является договор - также и проверка законности сделки; проверка действительности иных документов, не являющихся правоустанавливающими, но необходимых для осуществления государственной регистрации, в том числе их соответствие установленным законодательством Российской Федерации требованиям; проверка сведений о наличии (или отсутствии) в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав, документов, свидетельствующих о наложении (снятии) арестов и иных запрещений, препятствующих государственной регистрации; принятие решения по результатам правовой экспертизы: о государственной регистрации, о приостановлении государственной регистрации, об отказе в государственной регистрации.
Таким образом, при правовой экспертизе, представленных на государственную регистрацию правоустанавливающих документов, регистрирующий орган устанавливает все имеющиеся основания для приостановления или отказа в государственной регистрации прав. Итоговым действием по результатам проведенной правовой экспертизы является принятие одно из следующих решений: о государственной регистрации, о приостановлении государственной регистрации, об отказе в государственной регистрации.
Учитывая, что решение об отказе в государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования признано незаконным, а иных оснований для отказа в государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования при проведении правовой экспертизы документов, не установлено, судом первой инстанции правомерно с учетом положений Методических рекомендаций по порядку проведения государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденных приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 01.07.2002 N 184, на Управление Росреестра по Приморскому краю возложена обязанность зарегистрировать право постоянного (бессрочного) пользования МКУ "Комплексное развитие земель в городе Владивостоке" на земельный участок площадью 7533 кв. м, расположенный по адресу: г. Владивосток, в районе ул. Главная, 21, "под площадку для спортивно-оздоровительных мероприятий".
Таким образом, доводы апелляционных жалоб Департамента и Управления Росреестра по Приморскому краю по существу сводятся к иному пониманию и толкованию законных и обоснованных выводов суда первой инстанции, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы правовое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем не могут служить основанием для отмены оспариваемого решения.
Рассматривая ходатайство МКУ "Комплексное развитие земель в городе Владивостоке" об отмене обеспечительных мер, принятых определением Арбитражного суда Приморского края от 20.11.2012, суд приходит к следующему.
Определением Арбитражного суда Приморского края от 20.11.2012 по делу N А51-14625/2012 по ходатайству Управления муниципальной собственности г. Владивостока приняты обеспечительные меры в виде запрета Управлению Росреестра по Приморскому краю осуществлять государственную регистрацию прав (перехода прав) в отношении в отношении земельного участка с кадастровым номером 25:28:050027:281, площадью 7533 кв. м, расположенного по адресу: г. Владивосток, ул. Главная, 21, "под площадку для спортивно-оздоровительных мероприятий", а также земельных участков, границы которых пересекают границы земельного участка с кадастровым номером 25:28:050027:281.
Исследовав материалы дела, оценив доводы заявленного Управлением муниципальной собственности г. Владивостока ходатайства, апелляционная коллегия приходит к выводу о наличии оснований для отмены обеспечительных мер, принятых определением Арбитражного суда Приморского края от 20.11.2012, по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 97 АПК РФ обеспечение иска по ходатайству лица, участвующего в деле, может быть отменено арбитражным судом, рассматривающим дело.
В силу частей 1, 2 статьи 90 АПК РФ целью обеспечительных мер является обеспечение иска или имущественных интересов заявителя, обеспечительные меры допускаются на любой стадии арбитражного процесса, если непринятие этих мер может затруднить или сделать невозможным исполнение судебного акта, в том числе если исполнение судебного акта предполагается за пределами Российской Федерации, а также в целях предотвращения причинения значительного ущерба заявителю.
Решением Арбитражного суда Приморского края от 28.11.2012 заявленные МКУ "Комплексное развитие земель в городе Владивостоке" к Управлению Росреестра по Приморскому краю требования, в обеспечение которых были приняты вышеуказанные обеспечительные меры, удовлетворены. Постановлением арбитражного суда апелляционной инстанции, резолютивная часть которого объявлена в судебном заседании 22.10.2013, решение от 28.11.2012 оставлено без изменения.
При таких обстоятельствах отсутствуют основания для сохранения обеспечительных мер в виде запрета Управлению Росреестра по Приморскому краю осуществлять государственную регистрацию прав (перехода прав) в отношении в отношении земельного участка с кадастровым номером 25:28:050027:281, площадью 7533 кв. м, расположенного по адресу: г. Владивосток, ул. Главная, 21, "под площадку для спортивно-оздоровительных мероприятий", а также земельных участков, границы которых пересекают границы земельного участка с кадастровым номером 25:28:050027:281, принятых определением Арбитражного суда Приморского края от 20.11.2012.
Таким образом, принятые определением суда от 20.11.2012 обеспечительные меры подлежат отмене.
Руководствуясь статьями 90, 97, 184, 185, 258, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Приморского края от 28.11.2012 по делу N А51-14625/2012 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Отменить обеспечительные меры, принятые определением Арбитражного суда Приморского края от 20.11.2012 по делу N А51-14625/2012.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.

Председательствующий
А.В.ВЕТОШКЕВИЧ

Судьи
С.М.СИНИЦЫНА
Н.А.СКРИПКА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)