Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Докладчик: Сафронова Л.И.
Судья: Должиков С.С.
судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда в составе
председательствующего судьи Склярука С.А.
судей Сафроновой Л.И., Георгиновой Н.А.
при секретаре К.
в открытом судебном заседании в г. Орле слушала гражданское дело по иску Б. к ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области о признании права на досрочное назначение пенсии по старости
по апелляционной жалобе ГУ - УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области на решение Заводского районного суда г. Орла от 20 мая 2013 года, которым постановлено:
"Исковые требования Б. к ГУ Управлению Пенсионного фонда РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области удовлетворить.
Признать за Б. право на назначение пенсии в соответствии со ст. 33 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на "Чернобыльской" АЭС", с учетом снижения общеустановленного возраста на 1 (один) год.
Обязать ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области назначить и производить Б. выплату пенсии с 24 сентября 2012 года.
Взыскать с ГУ Управление Пенсионного Фонда в г. Орле и Орловском районе Орловской области в пользу Б. расходы по оплате государственной пошлины в размере <...> рублей".
Заслушав доклад судьи областного суда Сафроновой Л.И., объяснения представителя ответчика по доверенности П., поддержавшей доводы жалобы, возражения Б., исследовав материалы дела, судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда
установила:
Б. обратилась в суд с иском к ГУ - УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области о признании права на досрочное назначение пенсии по старости в связи с проживанием в зоне с льготным социально-экономическим статусом вследствие аварии на Чернобыльской АЭС.
В обоснование заявленных требований указывала, что в сентябре 2012 года обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с проживанием и службой в Вооруженных силах РФ в зоне с правом на отселение вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Однако ответчиком в назначении пенсии ей было отказано по той причине, что г.<...>, где истец жила и проходила воинскую службу, не предусмотрен Перечнем населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на ЧАЭС.
Полагала отказ пенсионного органа незаконным, поскольку г.<...> был территориально привязан к д. <...> <адрес>, поименованной в вышеназванном Перечне.
В связи с чем, просила суд признать право на получение пенсии по старости на льготных условиях с учетом снижения общеустановленного пенсионного возраста на 1 год и обязать ответчика назначить пенсию по старости с 25.09.2012 г.
В судебном заседании истец Б. заявленные требования уточнила, в окончательном варианте просила суд признать за ней право на досрочное назначение пенсии по старости в связи с проживанием в зоне с правом на отселение вследствие катастрофы на Чернобыльской ЧАЭС и обязать ответчика назначить ей пенсию с уменьшением возраста на 1 год с момента обращения к ответчику, то есть с 24.09.2012 г.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе ГУ - УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области просит решение суда отменить как вынесенное с нарушением норм материального права.
Полагает, что у суда не имелось законных оснований для удовлетворения заявленных требований, поскольку г.<...>, где истец проживала в период с 17.04.1992 г. по 09.01.1998 г., не поименован в Перечне населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на ЧАЭС, а, следовательно, отсутствует сам факт проживания Б. в зоне с правом на отселение.
Ссылается на то, что суд необоснованно обязал ГУ УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе назначить Б. пенсию с 24.09.2012 г., так как отказ ответчика в назначении досрочной трудовой пенсии по старости истцу не признан судом необоснованным. В связи с чем, пенсия истцу может быть назначена только с момента вступления решения суда в законную силу.
Рассмотрев дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы в соответствии с положениями ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия не находит оснований для отмены состоявшегося решения суда ввиду следующего.
В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Трудовая пенсия по старости назначается при наличии не менее пяти лет страхового стажа.
Согласно статье 33 Закона РФ от 15 мая 1992 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" гражданам, постоянно проживающим на территории зоны проживания с правом на отселение, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 7 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ", на 2 года и дополнительно на 1 год за каждые 3 года проживания или работы на территории зоны проживания с правом на отселение, но не более чем на 5 лет в общей сложности.
При этом в соответствии с примечанием к статье 35 Закона РФ первоначальная величина снижения пенсионного возраста, установленная статьями 32 - 35 настоящего Закона, предусматривается для граждан, проживающих (работающих) или проживавших (работавших) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30 июня 1986 года, независимо от времени пребывания на указанной территории до момента переселения (выезда) с этой территории или до принятия решения Правительством Российской Федерации об изменении границ зон радиоактивного загрязнения.
К гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего закона, отнесены граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с правом на отселение, и граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом (часть 1 ст. 13 закона РФ).
В связи с принятием Определения Конституционного Суда РФ от 11.07.2006 г. N 403-О назначение досрочных пенсий по старости указанным гражданам, со снижением общеустановленного пенсионного возраста на дополнительную величину пропорционально периодам проживания (работы) в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом должно производиться независимо от места проживания (работы) на момент обращения за назначением пенсии.
Согласно абз. 3 ст. 7 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" границы зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы и перечень населенных пунктов, находящихся на их территориях, устанавливается в зависимости от изменения радиационной обстановки и с учетом других факторов Правительством РФ не реже чем один раз в 5 лет.
В Перечне населенных пунктов, относящихся к территории радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на ЧАЭС, утвержденном Распоряжением Правительства РСФСР от 28.12.1991 г. N 237-р, действовавшем до 01.02.1998 г., указан населенный пункт д. <...> <адрес> как зона проживания с правом на отселение вследствие аварии на ЧАЭС с 26.04.1986.
В силу части 1 статьи 20 ГК РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
Из материалов дела усматривается, что Б. 24.09.2012 г. обратилась в ГУ - УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области с заявлением о назначении досрочной пенсии по старости (л.д. 132), однако 03 октября 2013 года ей в этом было отказано.
В качестве основания отказа в досрочном назначении пенсии по старости в связи с проживанием на территории зоны с правом на отселение вследствие аварии на Чернобыльской АЭС, ответчик указывал на то, что период регистрации Б. с 17.04.1992 г. по 09.01.1998 г. по адресу: <адрес> не может быть учтен для назначения пенсии, поскольку г.<...> не поименован в Перечне населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на ЧАЭС (л.д. 7).
Обращаясь в суд с настоящим иском, Б. ссылалась на то, что город <...>, где в период с 17.04.1992 г. по 09.01.1998 г. она проживала и одновременно с 18.01.1993 г. по 22.12.1997 г. проходила воинскую службу, территориально был привязан к д. <...> <адрес>, отнесенной в соответствии с распоряжением Правительства РСФСР от 21.12.1991 г. N 237 к третьей зоне проживания с правом на отселение.
Суд, исследовав представленные истцом письменные доказательства, допросив свидетелей, пришел к выводу об удовлетворении заявленных требований, поскольку факт проживания истца в спорный период времени на территории зоны проживания с правом на отселение вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС нашел свое подтверждение в ходе судебного разбирательства.
Так, согласно справке МУП ЖКХ МО <...> от 09.08.2012 г. N Б. с 17.04.1992 г. по 09.01.1998 г. была зарегистрирована по адресу: <адрес> (л.д. 9).
Из справки от 23.02.2013 г. N, выданной администрацией муниципального образования <адрес>, следует, что г.<...> (<адрес>), где в указанный период времени проживала Б., подвергся радиоактивному загрязнению вследствие аварии на Чернобыльской АЭС и в силу распоряжения Правительства РСФСР от 21.12.1991 г. N 237-р отнесен к третьей зоне проживания с правом на отселение (л.д. 64).
В соответствии с Законами <адрес> от 09.06.2008 г. N 1012-ЗТО, от 26.11.2008 г. N 1128-ЗТО, постановлением Правительства РФ от 08.12.2008 г. N 923 административно-территориальное образование <...> преобразовано в поселок городского типа <...> (л.д. 10).
В период проживания в г.<...> истец пользовалась льготами, предоставляемыми гражданам, проживающим в зоне проживания с правом на отселение, о чем свидетельствуют копии удостоверений от 12.05.1995 г. серии N и N (л.д. 21).
Аналогичные удостоверения были выданы детям Б. - ФИО5 и ФИО5 (л.д. 22-23).
В архивной справке ФБУ Центральный архив Министерства обороны от 30.08.2012 г. за N и выписке из приказа командира войсковой части N от 23.12.1997 г. N содержатся сведения о прохождении Б. службы в воинской части N в должностях <...>, <...>, <...>, а также об использовании ею за 1997 год дополнительного отпуска за прохождение службы в зоне проживания с правом на отселение и выплате денежного вознаграждения за выслугу лет работы в зоне проживания с правом на отселение в соответствии с приказом МО РФ 1996 года N за период январь - ноябрь 1997 года в размере 200% минимальной оплаты труда в сумме <...> рублей (л.д. 11-13, 28, 93).
Прохождение истцом воинской службы в воинской части N подтверждается, в том числе, контрактом от 02.12.1996 г. (л.д. 26-27) и наличием военного билета серии МК N (л.д. 29-33).
По информации администрации МО "<адрес> от 14.02.2013 г. N территория воинской части N в период с 26.04.1986 г. по 01.02.1998 г. относилась к зоне проживания с правом на отселение и уровнем загрязнения 5-15 Ки/км2. В соответствии с ходатайством главы <адрес> от 15.08.1997 г. и на основании положительного ответа председателя эколого-радиологического комитета администрации <адрес> от 11.09.1997 г. N данная территория была отнесена к близлежащему населенному пункту д. <...> <адрес> (л.д. 62).
Эколого-радиологическим комитетом Администрации <адрес> (письмо от 11.09.1997 г. N) разрешена выдача военнослужащим гарнизона <...> чернобыльских удостоверений с указанием в них ближайшего населенного пункта д. <...> <адрес> (л.д. 65-66).
Как следует из ответа отделения Пенсионного фонда РФ по <адрес> от 05.03.2013 г. N административно-территориальное образование <...> является бывшей закрытой воинской частью. По сведениям Администрации <адрес> от 17.12.2002 г. N населению, проживающему на указанной территории, предоставляются компенсации и льготы согласно Закону РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", поскольку АТО <...> был отнесен к населенному пункту <...> и <...> (зона проживания с правом на отселение). На момент принятия постановления Правительства РФ от 18.12.1997 г. N АТО <...> как административно-территориальной единицы не существовало, а потому данный населенный пункт не вошел в Перечень населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС. После расформирования в 1998 году воинской части постановлением Губернатора <адрес> от 20.04.1998 г. N утверждено Положение о временной администрации АТО <...>. С учетом изложенного, гражданам, постоянно проживавшим на территории АТО <...> до 20.04.1998 г., предоставляются компенсации и льготы, предусмотренные Законом РФ от 15.05.1991 г. N 1244-1 (л.д. 73-74).
По сведениям Комитета <адрес> по природным ресурсам и экологии удостоверения, выданные жителям АТО <...> и подтверждающие проживание на радиоактивно-загрязненной территории, можно считать действительными, так как указанный населенный пункт на момент их выдачи территориально относился к д. <...> <адрес>, по плотности радиоактивного загрязнения включенной в зону проживания с правом на отселение (л.д. 85).
Управлению федерального казначейства по <адрес> 17.12.2002 г. дано поручение производить населению АТО <...> выплаты согласно Закону РФ от 15.05.1991 г. N 1244-1 (л.д. 86-87).
То обстоятельство, что с 1993 по 1997 годы ФИО8 проходила воинскую службу в воинской части, расположенной в закрытом городке <...>, в связи с чем ей предоставлялся дополнительный отпуск и ежегодное единовременное вознаграждение за работу и проживание в зоне с правом на отселение, подтвердили свидетели ФИО6 и ФИО7, допрошенные Одоевским районным судом <адрес> в соответствии с определением суда от 30.01.2013 г. о судебном поручении.
Оснований не доверять показаниям данных свидетелей у суда не имелось, поскольку они логичны, последовательны, указывают на одни и те же факты и объективно согласуются с письменными материалами дела. Кроме того, свидетелями представлены копии документов, подтверждающие факт проживания в указанный период времени в г.<...>, а также назначение им досрочной пенсии в связи с проживанием в зоне с правом на отселение.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о доказанности факта постоянного проживания Б. в период с 17.04.1992 г. по 09.01.1998 г. в г.<...>, на территории радиоактивного загрязнения, расположенной в районе д. <...> <адрес>, относящейся к зоне проживания с правом на отселение вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, обоснованно признав за ней право на назначение пенсии с учетом снижения пенсионного возраста в соответствии ст. 33 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", на 1 год.
По изложенным основаниям довод апелляционной жалобы о том, что у суда первой инстанции не имелось законных оснований для удовлетворения требований Б., поскольку г.<...>, где она проживала с 17.04.1992 г. по 09.01.1998г, не поименован в Перечне населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на ЧАЭС, не влечет отмену решения суда.
Суд первой инстанции правомерно обязал ГУ УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области назначить и производить выплату пенсии Б. досрочно с 24.09.012, т.е. с даты ее обращения с заявлением о назначении пенсии.
Указанный вывод суда соответствует положению ст. 19 ФЗ от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
В связи с этим необоснованной является ссылка ответчика в жалобе на то, что право на пенсию у Б. возникнет только после вступления решения суда в законную силу.
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции основано на правильном применении и толковании норм материального и процессуального права, оснований к отмене решения суда судебной коллегией не установлено.
Руководствуясь статьями 328 - 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда
определила:
решение Заводского районного суда г. Орла от 20 мая 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ГУ - УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОРЛОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 18.07.2013 ПО ДЕЛУ N 33-1485
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ОРЛОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 18 июля 2013 г. по делу N 33-1485
Докладчик: Сафронова Л.И.
Судья: Должиков С.С.
судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда в составе
председательствующего судьи Склярука С.А.
судей Сафроновой Л.И., Георгиновой Н.А.
при секретаре К.
в открытом судебном заседании в г. Орле слушала гражданское дело по иску Б. к ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области о признании права на досрочное назначение пенсии по старости
по апелляционной жалобе ГУ - УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области на решение Заводского районного суда г. Орла от 20 мая 2013 года, которым постановлено:
"Исковые требования Б. к ГУ Управлению Пенсионного фонда РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области удовлетворить.
Признать за Б. право на назначение пенсии в соответствии со ст. 33 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на "Чернобыльской" АЭС", с учетом снижения общеустановленного возраста на 1 (один) год.
Обязать ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области назначить и производить Б. выплату пенсии с 24 сентября 2012 года.
Взыскать с ГУ Управление Пенсионного Фонда в г. Орле и Орловском районе Орловской области в пользу Б. расходы по оплате государственной пошлины в размере <...> рублей".
Заслушав доклад судьи областного суда Сафроновой Л.И., объяснения представителя ответчика по доверенности П., поддержавшей доводы жалобы, возражения Б., исследовав материалы дела, судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда
установила:
Б. обратилась в суд с иском к ГУ - УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области о признании права на досрочное назначение пенсии по старости в связи с проживанием в зоне с льготным социально-экономическим статусом вследствие аварии на Чернобыльской АЭС.
В обоснование заявленных требований указывала, что в сентябре 2012 года обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с проживанием и службой в Вооруженных силах РФ в зоне с правом на отселение вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Однако ответчиком в назначении пенсии ей было отказано по той причине, что г.<...>, где истец жила и проходила воинскую службу, не предусмотрен Перечнем населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на ЧАЭС.
Полагала отказ пенсионного органа незаконным, поскольку г.<...> был территориально привязан к д. <...> <адрес>, поименованной в вышеназванном Перечне.
В связи с чем, просила суд признать право на получение пенсии по старости на льготных условиях с учетом снижения общеустановленного пенсионного возраста на 1 год и обязать ответчика назначить пенсию по старости с 25.09.2012 г.
В судебном заседании истец Б. заявленные требования уточнила, в окончательном варианте просила суд признать за ней право на досрочное назначение пенсии по старости в связи с проживанием в зоне с правом на отселение вследствие катастрофы на Чернобыльской ЧАЭС и обязать ответчика назначить ей пенсию с уменьшением возраста на 1 год с момента обращения к ответчику, то есть с 24.09.2012 г.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе ГУ - УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области просит решение суда отменить как вынесенное с нарушением норм материального права.
Полагает, что у суда не имелось законных оснований для удовлетворения заявленных требований, поскольку г.<...>, где истец проживала в период с 17.04.1992 г. по 09.01.1998 г., не поименован в Перечне населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на ЧАЭС, а, следовательно, отсутствует сам факт проживания Б. в зоне с правом на отселение.
Ссылается на то, что суд необоснованно обязал ГУ УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе назначить Б. пенсию с 24.09.2012 г., так как отказ ответчика в назначении досрочной трудовой пенсии по старости истцу не признан судом необоснованным. В связи с чем, пенсия истцу может быть назначена только с момента вступления решения суда в законную силу.
Рассмотрев дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы в соответствии с положениями ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия не находит оснований для отмены состоявшегося решения суда ввиду следующего.
В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Трудовая пенсия по старости назначается при наличии не менее пяти лет страхового стажа.
Согласно статье 33 Закона РФ от 15 мая 1992 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" гражданам, постоянно проживающим на территории зоны проживания с правом на отселение, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 7 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ", на 2 года и дополнительно на 1 год за каждые 3 года проживания или работы на территории зоны проживания с правом на отселение, но не более чем на 5 лет в общей сложности.
При этом в соответствии с примечанием к статье 35 Закона РФ первоначальная величина снижения пенсионного возраста, установленная статьями 32 - 35 настоящего Закона, предусматривается для граждан, проживающих (работающих) или проживавших (работавших) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30 июня 1986 года, независимо от времени пребывания на указанной территории до момента переселения (выезда) с этой территории или до принятия решения Правительством Российской Федерации об изменении границ зон радиоактивного загрязнения.
К гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего закона, отнесены граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с правом на отселение, и граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом (часть 1 ст. 13 закона РФ).
В связи с принятием Определения Конституционного Суда РФ от 11.07.2006 г. N 403-О назначение досрочных пенсий по старости указанным гражданам, со снижением общеустановленного пенсионного возраста на дополнительную величину пропорционально периодам проживания (работы) в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом должно производиться независимо от места проживания (работы) на момент обращения за назначением пенсии.
Согласно абз. 3 ст. 7 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" границы зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы и перечень населенных пунктов, находящихся на их территориях, устанавливается в зависимости от изменения радиационной обстановки и с учетом других факторов Правительством РФ не реже чем один раз в 5 лет.
В Перечне населенных пунктов, относящихся к территории радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на ЧАЭС, утвержденном Распоряжением Правительства РСФСР от 28.12.1991 г. N 237-р, действовавшем до 01.02.1998 г., указан населенный пункт д. <...> <адрес> как зона проживания с правом на отселение вследствие аварии на ЧАЭС с 26.04.1986.
В силу части 1 статьи 20 ГК РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
Из материалов дела усматривается, что Б. 24.09.2012 г. обратилась в ГУ - УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области с заявлением о назначении досрочной пенсии по старости (л.д. 132), однако 03 октября 2013 года ей в этом было отказано.
В качестве основания отказа в досрочном назначении пенсии по старости в связи с проживанием на территории зоны с правом на отселение вследствие аварии на Чернобыльской АЭС, ответчик указывал на то, что период регистрации Б. с 17.04.1992 г. по 09.01.1998 г. по адресу: <адрес> не может быть учтен для назначения пенсии, поскольку г.<...> не поименован в Перечне населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на ЧАЭС (л.д. 7).
Обращаясь в суд с настоящим иском, Б. ссылалась на то, что город <...>, где в период с 17.04.1992 г. по 09.01.1998 г. она проживала и одновременно с 18.01.1993 г. по 22.12.1997 г. проходила воинскую службу, территориально был привязан к д. <...> <адрес>, отнесенной в соответствии с распоряжением Правительства РСФСР от 21.12.1991 г. N 237 к третьей зоне проживания с правом на отселение.
Суд, исследовав представленные истцом письменные доказательства, допросив свидетелей, пришел к выводу об удовлетворении заявленных требований, поскольку факт проживания истца в спорный период времени на территории зоны проживания с правом на отселение вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС нашел свое подтверждение в ходе судебного разбирательства.
Так, согласно справке МУП ЖКХ МО <...> от 09.08.2012 г. N Б. с 17.04.1992 г. по 09.01.1998 г. была зарегистрирована по адресу: <адрес> (л.д. 9).
Из справки от 23.02.2013 г. N, выданной администрацией муниципального образования <адрес>, следует, что г.<...> (<адрес>), где в указанный период времени проживала Б., подвергся радиоактивному загрязнению вследствие аварии на Чернобыльской АЭС и в силу распоряжения Правительства РСФСР от 21.12.1991 г. N 237-р отнесен к третьей зоне проживания с правом на отселение (л.д. 64).
В соответствии с Законами <адрес> от 09.06.2008 г. N 1012-ЗТО, от 26.11.2008 г. N 1128-ЗТО, постановлением Правительства РФ от 08.12.2008 г. N 923 административно-территориальное образование <...> преобразовано в поселок городского типа <...> (л.д. 10).
В период проживания в г.<...> истец пользовалась льготами, предоставляемыми гражданам, проживающим в зоне проживания с правом на отселение, о чем свидетельствуют копии удостоверений от 12.05.1995 г. серии N и N (л.д. 21).
Аналогичные удостоверения были выданы детям Б. - ФИО5 и ФИО5 (л.д. 22-23).
В архивной справке ФБУ Центральный архив Министерства обороны от 30.08.2012 г. за N и выписке из приказа командира войсковой части N от 23.12.1997 г. N содержатся сведения о прохождении Б. службы в воинской части N в должностях <...>, <...>, <...>, а также об использовании ею за 1997 год дополнительного отпуска за прохождение службы в зоне проживания с правом на отселение и выплате денежного вознаграждения за выслугу лет работы в зоне проживания с правом на отселение в соответствии с приказом МО РФ 1996 года N за период январь - ноябрь 1997 года в размере 200% минимальной оплаты труда в сумме <...> рублей (л.д. 11-13, 28, 93).
Прохождение истцом воинской службы в воинской части N подтверждается, в том числе, контрактом от 02.12.1996 г. (л.д. 26-27) и наличием военного билета серии МК N (л.д. 29-33).
По информации администрации МО "<адрес> от 14.02.2013 г. N территория воинской части N в период с 26.04.1986 г. по 01.02.1998 г. относилась к зоне проживания с правом на отселение и уровнем загрязнения 5-15 Ки/км2. В соответствии с ходатайством главы <адрес> от 15.08.1997 г. и на основании положительного ответа председателя эколого-радиологического комитета администрации <адрес> от 11.09.1997 г. N данная территория была отнесена к близлежащему населенному пункту д. <...> <адрес> (л.д. 62).
Эколого-радиологическим комитетом Администрации <адрес> (письмо от 11.09.1997 г. N) разрешена выдача военнослужащим гарнизона <...> чернобыльских удостоверений с указанием в них ближайшего населенного пункта д. <...> <адрес> (л.д. 65-66).
Как следует из ответа отделения Пенсионного фонда РФ по <адрес> от 05.03.2013 г. N административно-территориальное образование <...> является бывшей закрытой воинской частью. По сведениям Администрации <адрес> от 17.12.2002 г. N населению, проживающему на указанной территории, предоставляются компенсации и льготы согласно Закону РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", поскольку АТО <...> был отнесен к населенному пункту <...> и <...> (зона проживания с правом на отселение). На момент принятия постановления Правительства РФ от 18.12.1997 г. N АТО <...> как административно-территориальной единицы не существовало, а потому данный населенный пункт не вошел в Перечень населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС. После расформирования в 1998 году воинской части постановлением Губернатора <адрес> от 20.04.1998 г. N утверждено Положение о временной администрации АТО <...>. С учетом изложенного, гражданам, постоянно проживавшим на территории АТО <...> до 20.04.1998 г., предоставляются компенсации и льготы, предусмотренные Законом РФ от 15.05.1991 г. N 1244-1 (л.д. 73-74).
По сведениям Комитета <адрес> по природным ресурсам и экологии удостоверения, выданные жителям АТО <...> и подтверждающие проживание на радиоактивно-загрязненной территории, можно считать действительными, так как указанный населенный пункт на момент их выдачи территориально относился к д. <...> <адрес>, по плотности радиоактивного загрязнения включенной в зону проживания с правом на отселение (л.д. 85).
Управлению федерального казначейства по <адрес> 17.12.2002 г. дано поручение производить населению АТО <...> выплаты согласно Закону РФ от 15.05.1991 г. N 1244-1 (л.д. 86-87).
То обстоятельство, что с 1993 по 1997 годы ФИО8 проходила воинскую службу в воинской части, расположенной в закрытом городке <...>, в связи с чем ей предоставлялся дополнительный отпуск и ежегодное единовременное вознаграждение за работу и проживание в зоне с правом на отселение, подтвердили свидетели ФИО6 и ФИО7, допрошенные Одоевским районным судом <адрес> в соответствии с определением суда от 30.01.2013 г. о судебном поручении.
Оснований не доверять показаниям данных свидетелей у суда не имелось, поскольку они логичны, последовательны, указывают на одни и те же факты и объективно согласуются с письменными материалами дела. Кроме того, свидетелями представлены копии документов, подтверждающие факт проживания в указанный период времени в г.<...>, а также назначение им досрочной пенсии в связи с проживанием в зоне с правом на отселение.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о доказанности факта постоянного проживания Б. в период с 17.04.1992 г. по 09.01.1998 г. в г.<...>, на территории радиоактивного загрязнения, расположенной в районе д. <...> <адрес>, относящейся к зоне проживания с правом на отселение вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, обоснованно признав за ней право на назначение пенсии с учетом снижения пенсионного возраста в соответствии ст. 33 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", на 1 год.
По изложенным основаниям довод апелляционной жалобы о том, что у суда первой инстанции не имелось законных оснований для удовлетворения требований Б., поскольку г.<...>, где она проживала с 17.04.1992 г. по 09.01.1998г, не поименован в Перечне населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на ЧАЭС, не влечет отмену решения суда.
Суд первой инстанции правомерно обязал ГУ УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области назначить и производить выплату пенсии Б. досрочно с 24.09.012, т.е. с даты ее обращения с заявлением о назначении пенсии.
Указанный вывод суда соответствует положению ст. 19 ФЗ от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
В связи с этим необоснованной является ссылка ответчика в жалобе на то, что право на пенсию у Б. возникнет только после вступления решения суда в законную силу.
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции основано на правильном применении и толковании норм материального и процессуального права, оснований к отмене решения суда судебной коллегией не установлено.
Руководствуясь статьями 328 - 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда
определила:
решение Заводского районного суда г. Орла от 20 мая 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ГУ - УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)