Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления оглашена 22 августа 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 28 августа 2013 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего О.Ю. Еремеевой,
судей С.В. Гуцалюк, Е.Н. Номоконовой,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Е.В. Модиной,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Министерства обороны Российской Федерации,
апелляционное производство N 05АП-8681/2013,
на решение от 13.06.2013
судьи Ю.С. Турсуновой
по делу N А51-27963/2012 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению индивидуального предпринимателя Лысенковой Надежды Алексеевны (ИНН 253703524402, ОГРНИП 311253722800012, дата государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя 16.08.2011)
к департаменту земельных и имущественных отношений Приморского края (ИНН 2538111008, ОГРН 1072540005724, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 21.06.2007)
третьи лица: Министерство обороны Российской Федерации, Федеральное государственное казенное учреждение "Территориальное управление лесного хозяйства" Министерства обороны Российской Федерации, Федеральное государственное казенное учреждение "Управление эксплуатации и расквартирования" Минобороны России в лице 247 Военного лесничества Минобороны России
о признании незаконным решения, выраженного в письме от 11.09.2012 N 29/02/02-13/19730, об отказе в предоставлении в аренду сроком на 6 лет земельного участка, расположенного в г. Владивостоке, в районе ул. Снеговая, 109, с предварительным согласованием места размещения объектов складского назначения,
при участии в заседании:
- от предпринимателя: адвокат С.В. Беляева (удостоверение N 1448, доверенность от 26.04.2013);
- от департамента: не явились, уведомлены надлежаще;
- от Министерства обороны Российской Федерации: представитель Е.А.Фадеев (водительское удостоверение, доверенность от 21.05.2013 N 3361А);
- от ФГКУ "Территориальное управление лесного хозяйства" Министерства обороны Российской Федерации: не явились, уведомлены надлежаще;
- от ФГКУ "Управление эксплуатации и расквартирования" Минобороны России в лице 247 Военного лесничества Минобороны России: не явились, уведомлены надлежаще;
- установил:
Индивидуальный предприниматель Лысенкова Надежда Алексеевна (далее по тексту - "заявитель", "предприниматель") обратилась в арбитражный суд с заявлением к департаменту земельных и имущественных отношений Приморского края (далее по тексту - "департамент") о признании незаконным решения, выраженного в письме от 11.09.2012 N 29/02/02-13/19730, об отказе в предоставлении в аренду сроком на 6 лет земельного участка, расположенного в г. Владивостоке, в районе ул. Снеговая, 109, с предварительным согласованием места размещения объектов складского назначения.
Решением Арбитражного суда Приморского края от 13.06.2013 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Обжалуя решение от 13.06.2013 в апелляционном порядке, Министерство обороны Российской Федерации (далее по тексту - "Минобороны России") указывает на нарушение судом первой инстанции норм материального права и неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для рассмотрения дела. Настаивает на том, что спорный земельный участок находится в ведении Минобороны России, поскольку право собственности на земельный участок возникло с момента его предоставления для нужд Вооруженных Сил Российской Федерации на основании распоряжения Совета Министров СССР от 12.03.1995 N 1885-рс, в связи с чем департамент не является уполномоченным органом по рассмотрению заявления предпринимателя. Пояснил, что обращения по вопросам предоставления земель Вооруженных Сил Российской Федерации рассматриваются только при наличии положительного решения Минобороны России.
Представитель предпринимателя в судебном заседании против доводов апелляционной жалобы возражал. Решение суда просил оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Департамент, ФГКУ "Территориальное управление лесного хозяйства" Министерства обороны Российской Федерации и ФГКУ "Управление эксплуатации и расквартирования" Минобороны России в лице 247 Военного лесничества Минобороны России в судебное заседание не явились, о дате и месте рассмотрения апелляционной жалобы уведомлены надлежаще.
На основании статей 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия рассмотрела апелляционную жалобу в отсутствие представителей указанных лиц.
Заслушав доводы сторон, исследовав материалы дела, коллегия установила следующее.
18.04.2012 предприниматель обратилась в департамент с заявлением о предоставлении в аренду сроком на 6 лет земельного участка площадью 9137 кв. м, расположенного по адресу: г. Владивосток, в районе ул. Снеговая, 109, для строительства с предварительным согласованием места размещения объектов складского назначения.
Заявление предпринимателя и пакет документов к нему в мае 2012 года был направлен департаментом в администрацию г. Владивостока для обеспечения выбора земельного участка.
Письмом от 11.09.2012 N 29/02/02-13/19730 департамент отказал предпринимателю в предоставлении земельного участка со ссылкой на его нахождение в границах лесного фонда 247 лесничества Минобороны России.
Не согласившись с решением департамента, предприниматель обратилась в суд с заявлением о признании его незаконным.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 268, 270 АПК РФ, правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе департамента, коллегия считает решение арбитражного суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению в силу следующего.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.
В соответствии с Законом Приморского края от 18.12.2006 N 21-КЗ "О регулировании земельных отношений в Приморском крае" полномочиями по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Приморского края - г. Владивостоке обладает департамент земельных и имущественных отношений Приморского края.
Порядок предоставления земельных участков для строительства предусмотрен статьей 30 Земельного кодекса Российской Федерации.
Так, в силу пункта 1 данной статьи предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: без предварительного согласования мест размещения объектов и с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:
1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;
2) выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета;
3) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса (пункт 5 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации).
Гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты (пункт 1 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации).
Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями (пункт 1 статьи 31 Кодекса).
Коллегией установлено, что предприниматель обратилась в департамент с заявлением о предоставлении земельного участка площадью 9137 кв. м, расположенного по адресу: г. Владивосток, в районе ул. Снеговая, 109, для строительства с предварительным согласованием места размещения объектов складского назначения. К указанному заявлению были приложены проект схемы размещения земельного участка на кадастровом плане территории, каталог координат, ситуационный план земельного участка, кадастровый план территории, топографическая съемка в масштабе 1:500, а также регистрационные документы предпринимателя.
Поскольку заявление предпринимателя и представленный с ним пакет документов соответствовали требованиям статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации, департамент правомерно направил указанные документы в администрацию г. Владивостока для решения вопроса об обеспечении выбора земельного участка (письмо от 25.05.2012 N 29/02/02-12/10948).
Материалами дела подтверждается, что администрация г. Владивостока ответ о возможности или невозможности выбора земельного участка по заявлению предпринимателя в адрес департамента не направляла.
Департамент рассмотрел заявление предпринимателя без учета мнения администрации г. Владивостока о возможности его выбора и отказал в предоставлении земельного участка, указав со ссылкой на письмо КЭУ ТОФ Минобороны России от 06.08.2012 N 24/1Э-1, что земельный участок входит в границы лесного фонда 247 лесничества Минобороны России, и у департамента отсутствуют полномочия по распоряжению им.
По правилам статьи 17 Земельного кодекса Российской Федерации в федеральной собственности находятся земельные участки:
- которые признаны таковыми федеральными законами;
- право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю;
- которые приобретены Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
Земли, леса, воды и другие природные ресурсы, предоставленные Вооруженным Силам Российской Федерации, другим войскам пунктом 10 статьи 1 Федерального закона "Об обороне" отнесены к федеральной собственности. При этом согласно статье 7 Лесного кодекса Российской Федерации лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии с кодексом.
Таким образом, земельные и лесные участки, предоставленные для нужд обороны, не нуждаются в подтверждении принадлежности Российской Федерации при разграничении государственной собственности на землю и иные природные ресурсы, поскольку признание их законом федеральной собственностью является самостоятельным и достаточным основанием для возникновения у Российской Федерации права собственности на данный участок земель или лесов.
Органы местного самоуправления и государственные органы Приморского края не вправе распоряжаться землями, занятыми указанными лесами, хотя бы они и находились в границах земель поселений.
При рассмотрении дела судом первой инстанции, а также в апелляционной жалобе Минобороны России указало, что спорный земельный участок входит в состав земель лесного фонда 247 на основании постановления Правительства Российской Федерации N 135, совместного приказа Минприроды России и Минобороны России от 15.12.2000 N 555/592, а также распоряжения Совета Министров СССР от 12.03.1995 N 1885-рс, согласно которому на Минсельхоз СССР возложена обязанность закрепить за Военно-морскими силами Министерства обороны СССР леса на земельных участках, отведенных воинским частям, учреждениям и организациям Военно-морских сил, а Министерству обороны СССР предписано организовать в указанных лесах ведение лесного хозяйства в установленном порядке.
Во исполнение данного распоряжения Владивостокский лесхоз сдал, а Квартирно-эксплуатационное управление ТОФ приняло в постоянное пользование участки гослесфонда общей площадью 7 387 га, в том числе 6 174 га покрытых лесом, что подтверждается актом от 21.09.1955, в приложениях к которому определены границы передаваемой территории.
Леса общей площадью 16 194 га, расположенные в г. Владивостоке, из числа лесов, закрепленных распоряжением Совмина СССР от 12.03.1955 N 1885-рс, на основании Порядка закрепления лесов, расположенных на землях обороны, за федеральным органом исполнительной власти по вопросам обороны, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 02.02.1998 N 135, переданы 247 лесничеству по акту от 26.01.1999. Акты о передаче (приемке) лесов утверждены приказом Минприроды РФ и Минобороны России от 15.12.2000 N 555/592.
Между тем в материалах дела отсутствуют достоверные сведения о том, что испрашиваемый заявителем земельный участок относится к землям Министерства обороны Российской Федерации, указанным в распоряжении Совета Министров СССР от 12.03.1955. Отказ департамента основан лишь на письме КЭУ ТОФ Минобороны России от 06.08.2012 N 24/1Э-1.
Минобороны России надлежащие доказательства того, что спорный земельный участок попадает в границы земельного участка, находящегося в ведении Минобороны России на основании распоряжения N 1881-рс от 12.03.1955, также не представлены.
В материалах дела имеются фрагменты лесоустроительного планшета 247 лесничества Минобороны России, плана лесонасаждений, а также карты-схемы части лесничества, однако соотнести указанные документы с местоположением спорного земельного участка, указанным в проекте схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и обзорной схеме земельного участка, не представляется возможным.
В соответствии со статьями 65, 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия.
Поскольку доказательства наложения земельного участка, находящегося в ведении Министерства обороны Российской Федерации, и земельного участка, испрашиваемого заявителем, в материалы дела не представлено, коллегия приходит к выводу о том, что отказ в предоставлении земельного участка, оформленный письмом от 11.09.2012 N 29/02/02-13/19730, является необоснованным.
Делая указанный вывод, коллегия также учитывает, что согласно сведениям Информационной системы обеспечения градостроительной деятельности N 4504 от 07.05.2013 испрашиваемый земельный участок расположен в зоне производственно-коммунальных объектов V класса вредности (П-4). Данный факт свидетельствует об отнесении земельного участка к неразграниченным землям Владивостокского городского округа, в отношении которых у департамента имеются полномочия по распоряжению ими.
Оспариваемый отказ повлек нарушение прав и законные интересов заявителя, поскольку лишил его возможности приобрести земельный участок для использования в предпринимательской деятельности.
Согласно пункту 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Так как в ходе рассмотрения дела судом первой инстанции было установлено, что отказ в предоставлении испрашиваемого земельного участка является незаконным, суд правомерно удовлетворил заявленные требования.
Основания для применения пункта 3 части 4 статьи 201 АПК РФ в данном случае отсутствовали, поскольку заявление предпринимателя и приложенные к нему документы находятся на рассмотрении в администрации г. Владивостока, и до выбора земельного участка администрацией г. Владивостока проведение иных мероприятий, предусмотренных статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации, невозможно.
С учетом изложенного, коллегия приходит к выводу о том, что суд первой инстанции полно установил фактические обстоятельства дела, всесторонне исследовал доказательства, представленные лицами, участвующими в деле, дал им правильную правовую оценку и принял обоснованное решение.
Нарушений норм процессуального и материального права, в том числе влекущих безусловную отмену судебного акта, коллегией не установлено.
Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 13.06.2013 по делу N А51-27963/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий
О.Ю.ЕРЕМЕЕВА
Судьи
С.В.ГУЦАЛЮК
Е.Н.НОМОКОНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 28.08.2013 N 05АП-8681/2013 ПО ДЕЛУ N А51-27963/2012
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 августа 2013 г. N 05АП-8681/2013
Дело N А51-27963/2012
Резолютивная часть постановления оглашена 22 августа 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 28 августа 2013 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего О.Ю. Еремеевой,
судей С.В. Гуцалюк, Е.Н. Номоконовой,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Е.В. Модиной,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Министерства обороны Российской Федерации,
апелляционное производство N 05АП-8681/2013,
на решение от 13.06.2013
судьи Ю.С. Турсуновой
по делу N А51-27963/2012 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению индивидуального предпринимателя Лысенковой Надежды Алексеевны (ИНН 253703524402, ОГРНИП 311253722800012, дата государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя 16.08.2011)
к департаменту земельных и имущественных отношений Приморского края (ИНН 2538111008, ОГРН 1072540005724, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 21.06.2007)
третьи лица: Министерство обороны Российской Федерации, Федеральное государственное казенное учреждение "Территориальное управление лесного хозяйства" Министерства обороны Российской Федерации, Федеральное государственное казенное учреждение "Управление эксплуатации и расквартирования" Минобороны России в лице 247 Военного лесничества Минобороны России
о признании незаконным решения, выраженного в письме от 11.09.2012 N 29/02/02-13/19730, об отказе в предоставлении в аренду сроком на 6 лет земельного участка, расположенного в г. Владивостоке, в районе ул. Снеговая, 109, с предварительным согласованием места размещения объектов складского назначения,
при участии в заседании:
- от предпринимателя: адвокат С.В. Беляева (удостоверение N 1448, доверенность от 26.04.2013);
- от департамента: не явились, уведомлены надлежаще;
- от Министерства обороны Российской Федерации: представитель Е.А.Фадеев (водительское удостоверение, доверенность от 21.05.2013 N 3361А);
- от ФГКУ "Территориальное управление лесного хозяйства" Министерства обороны Российской Федерации: не явились, уведомлены надлежаще;
- от ФГКУ "Управление эксплуатации и расквартирования" Минобороны России в лице 247 Военного лесничества Минобороны России: не явились, уведомлены надлежаще;
- установил:
Индивидуальный предприниматель Лысенкова Надежда Алексеевна (далее по тексту - "заявитель", "предприниматель") обратилась в арбитражный суд с заявлением к департаменту земельных и имущественных отношений Приморского края (далее по тексту - "департамент") о признании незаконным решения, выраженного в письме от 11.09.2012 N 29/02/02-13/19730, об отказе в предоставлении в аренду сроком на 6 лет земельного участка, расположенного в г. Владивостоке, в районе ул. Снеговая, 109, с предварительным согласованием места размещения объектов складского назначения.
Решением Арбитражного суда Приморского края от 13.06.2013 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Обжалуя решение от 13.06.2013 в апелляционном порядке, Министерство обороны Российской Федерации (далее по тексту - "Минобороны России") указывает на нарушение судом первой инстанции норм материального права и неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для рассмотрения дела. Настаивает на том, что спорный земельный участок находится в ведении Минобороны России, поскольку право собственности на земельный участок возникло с момента его предоставления для нужд Вооруженных Сил Российской Федерации на основании распоряжения Совета Министров СССР от 12.03.1995 N 1885-рс, в связи с чем департамент не является уполномоченным органом по рассмотрению заявления предпринимателя. Пояснил, что обращения по вопросам предоставления земель Вооруженных Сил Российской Федерации рассматриваются только при наличии положительного решения Минобороны России.
Представитель предпринимателя в судебном заседании против доводов апелляционной жалобы возражал. Решение суда просил оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Департамент, ФГКУ "Территориальное управление лесного хозяйства" Министерства обороны Российской Федерации и ФГКУ "Управление эксплуатации и расквартирования" Минобороны России в лице 247 Военного лесничества Минобороны России в судебное заседание не явились, о дате и месте рассмотрения апелляционной жалобы уведомлены надлежаще.
На основании статей 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия рассмотрела апелляционную жалобу в отсутствие представителей указанных лиц.
Заслушав доводы сторон, исследовав материалы дела, коллегия установила следующее.
18.04.2012 предприниматель обратилась в департамент с заявлением о предоставлении в аренду сроком на 6 лет земельного участка площадью 9137 кв. м, расположенного по адресу: г. Владивосток, в районе ул. Снеговая, 109, для строительства с предварительным согласованием места размещения объектов складского назначения.
Заявление предпринимателя и пакет документов к нему в мае 2012 года был направлен департаментом в администрацию г. Владивостока для обеспечения выбора земельного участка.
Письмом от 11.09.2012 N 29/02/02-13/19730 департамент отказал предпринимателю в предоставлении земельного участка со ссылкой на его нахождение в границах лесного фонда 247 лесничества Минобороны России.
Не согласившись с решением департамента, предприниматель обратилась в суд с заявлением о признании его незаконным.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 268, 270 АПК РФ, правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе департамента, коллегия считает решение арбитражного суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению в силу следующего.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.
В соответствии с Законом Приморского края от 18.12.2006 N 21-КЗ "О регулировании земельных отношений в Приморском крае" полномочиями по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Приморского края - г. Владивостоке обладает департамент земельных и имущественных отношений Приморского края.
Порядок предоставления земельных участков для строительства предусмотрен статьей 30 Земельного кодекса Российской Федерации.
Так, в силу пункта 1 данной статьи предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: без предварительного согласования мест размещения объектов и с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:
1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;
2) выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета;
3) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса (пункт 5 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации).
Гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты (пункт 1 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации).
Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями (пункт 1 статьи 31 Кодекса).
Коллегией установлено, что предприниматель обратилась в департамент с заявлением о предоставлении земельного участка площадью 9137 кв. м, расположенного по адресу: г. Владивосток, в районе ул. Снеговая, 109, для строительства с предварительным согласованием места размещения объектов складского назначения. К указанному заявлению были приложены проект схемы размещения земельного участка на кадастровом плане территории, каталог координат, ситуационный план земельного участка, кадастровый план территории, топографическая съемка в масштабе 1:500, а также регистрационные документы предпринимателя.
Поскольку заявление предпринимателя и представленный с ним пакет документов соответствовали требованиям статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации, департамент правомерно направил указанные документы в администрацию г. Владивостока для решения вопроса об обеспечении выбора земельного участка (письмо от 25.05.2012 N 29/02/02-12/10948).
Материалами дела подтверждается, что администрация г. Владивостока ответ о возможности или невозможности выбора земельного участка по заявлению предпринимателя в адрес департамента не направляла.
Департамент рассмотрел заявление предпринимателя без учета мнения администрации г. Владивостока о возможности его выбора и отказал в предоставлении земельного участка, указав со ссылкой на письмо КЭУ ТОФ Минобороны России от 06.08.2012 N 24/1Э-1, что земельный участок входит в границы лесного фонда 247 лесничества Минобороны России, и у департамента отсутствуют полномочия по распоряжению им.
По правилам статьи 17 Земельного кодекса Российской Федерации в федеральной собственности находятся земельные участки:
- которые признаны таковыми федеральными законами;
- право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю;
- которые приобретены Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
Земли, леса, воды и другие природные ресурсы, предоставленные Вооруженным Силам Российской Федерации, другим войскам пунктом 10 статьи 1 Федерального закона "Об обороне" отнесены к федеральной собственности. При этом согласно статье 7 Лесного кодекса Российской Федерации лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии с кодексом.
Таким образом, земельные и лесные участки, предоставленные для нужд обороны, не нуждаются в подтверждении принадлежности Российской Федерации при разграничении государственной собственности на землю и иные природные ресурсы, поскольку признание их законом федеральной собственностью является самостоятельным и достаточным основанием для возникновения у Российской Федерации права собственности на данный участок земель или лесов.
Органы местного самоуправления и государственные органы Приморского края не вправе распоряжаться землями, занятыми указанными лесами, хотя бы они и находились в границах земель поселений.
При рассмотрении дела судом первой инстанции, а также в апелляционной жалобе Минобороны России указало, что спорный земельный участок входит в состав земель лесного фонда 247 на основании постановления Правительства Российской Федерации N 135, совместного приказа Минприроды России и Минобороны России от 15.12.2000 N 555/592, а также распоряжения Совета Министров СССР от 12.03.1995 N 1885-рс, согласно которому на Минсельхоз СССР возложена обязанность закрепить за Военно-морскими силами Министерства обороны СССР леса на земельных участках, отведенных воинским частям, учреждениям и организациям Военно-морских сил, а Министерству обороны СССР предписано организовать в указанных лесах ведение лесного хозяйства в установленном порядке.
Во исполнение данного распоряжения Владивостокский лесхоз сдал, а Квартирно-эксплуатационное управление ТОФ приняло в постоянное пользование участки гослесфонда общей площадью 7 387 га, в том числе 6 174 га покрытых лесом, что подтверждается актом от 21.09.1955, в приложениях к которому определены границы передаваемой территории.
Леса общей площадью 16 194 га, расположенные в г. Владивостоке, из числа лесов, закрепленных распоряжением Совмина СССР от 12.03.1955 N 1885-рс, на основании Порядка закрепления лесов, расположенных на землях обороны, за федеральным органом исполнительной власти по вопросам обороны, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 02.02.1998 N 135, переданы 247 лесничеству по акту от 26.01.1999. Акты о передаче (приемке) лесов утверждены приказом Минприроды РФ и Минобороны России от 15.12.2000 N 555/592.
Между тем в материалах дела отсутствуют достоверные сведения о том, что испрашиваемый заявителем земельный участок относится к землям Министерства обороны Российской Федерации, указанным в распоряжении Совета Министров СССР от 12.03.1955. Отказ департамента основан лишь на письме КЭУ ТОФ Минобороны России от 06.08.2012 N 24/1Э-1.
Минобороны России надлежащие доказательства того, что спорный земельный участок попадает в границы земельного участка, находящегося в ведении Минобороны России на основании распоряжения N 1881-рс от 12.03.1955, также не представлены.
В материалах дела имеются фрагменты лесоустроительного планшета 247 лесничества Минобороны России, плана лесонасаждений, а также карты-схемы части лесничества, однако соотнести указанные документы с местоположением спорного земельного участка, указанным в проекте схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и обзорной схеме земельного участка, не представляется возможным.
В соответствии со статьями 65, 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия.
Поскольку доказательства наложения земельного участка, находящегося в ведении Министерства обороны Российской Федерации, и земельного участка, испрашиваемого заявителем, в материалы дела не представлено, коллегия приходит к выводу о том, что отказ в предоставлении земельного участка, оформленный письмом от 11.09.2012 N 29/02/02-13/19730, является необоснованным.
Делая указанный вывод, коллегия также учитывает, что согласно сведениям Информационной системы обеспечения градостроительной деятельности N 4504 от 07.05.2013 испрашиваемый земельный участок расположен в зоне производственно-коммунальных объектов V класса вредности (П-4). Данный факт свидетельствует об отнесении земельного участка к неразграниченным землям Владивостокского городского округа, в отношении которых у департамента имеются полномочия по распоряжению ими.
Оспариваемый отказ повлек нарушение прав и законные интересов заявителя, поскольку лишил его возможности приобрести земельный участок для использования в предпринимательской деятельности.
Согласно пункту 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Так как в ходе рассмотрения дела судом первой инстанции было установлено, что отказ в предоставлении испрашиваемого земельного участка является незаконным, суд правомерно удовлетворил заявленные требования.
Основания для применения пункта 3 части 4 статьи 201 АПК РФ в данном случае отсутствовали, поскольку заявление предпринимателя и приложенные к нему документы находятся на рассмотрении в администрации г. Владивостока, и до выбора земельного участка администрацией г. Владивостока проведение иных мероприятий, предусмотренных статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации, невозможно.
С учетом изложенного, коллегия приходит к выводу о том, что суд первой инстанции полно установил фактические обстоятельства дела, всесторонне исследовал доказательства, представленные лицами, участвующими в деле, дал им правильную правовую оценку и принял обоснованное решение.
Нарушений норм процессуального и материального права, в том числе влекущих безусловную отмену судебного акта, коллегией не установлено.
Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 13.06.2013 по делу N А51-27963/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий
О.Ю.ЕРЕМЕЕВА
Судьи
С.В.ГУЦАЛЮК
Е.Н.НОМОКОНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)