Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕСЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 04.06.2013 ПО ДЕЛУ N А41-40145/12

Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 4 июня 2013 г. по делу N А41-40145/12


Резолютивная часть постановления объявлена 30 мая 2013 года
Постановление изготовлено в полном объеме 04 июня 2013 года
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Коновалова С.А.,
судей: Александрова Д.Д., Шевченко Е.Е.,
при ведении протокола судебного заседания Нетребской А.С.,
в судебном заседании участвуют:
от Территориального управления Федеральной агентства по управлению государственным имуществом в Московской области: не явились, извещены; от Администрация муниципального образования "Городской округ Дзержинский": не явились, извещены; от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области: не явились, извещены; от индивидуального предпринимателя Нэлля Геннадьевна Гагарина: не явились, извещены,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Федеральной агентства по управлению государственным имуществом в Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 21 декабря 2012 года по делу N А41-40145/12, принятое судьей Федуловой Л.В. по исковому заявлению Администрация муниципального образования "Городской округ Дзержинский" (ОГРН 1035010950325; ИНН 5027023974); к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области (ОГРН 1097746296977; ИНН 7716642273), третьи лица: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (ОГРН 1047727043561; ИНН 5030047703); индивидуальный предприниматель Нэлля Геннадьевна Гагарина о признании отсутствующим права собственности Российской Федерации,

установил:

Администрация муниципального образования "Городской округ Дзержинский" (далее - Администрация, истец) обратилась в Арбитражный суд Московской области с исковым заявлением к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области (далее - ТУ ФАУГИ в Московской области, ответчик), третьи лица: индивидуальный предприниматель Гагарина Н.Г. (далее - ИП Гагарина Н.Г.), Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области о признании отсутствующим права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 50:64:002 01 09:0014, расположенный по адресу: Московская область, г. Дзержинский, ул. Томилинская, д. 5, общей площадью 10 кв. м, земли поселений (далее - спорный земельный участок).
Решением от 21 декабря 2012 года Арбитражный суд Московской области удовлетворил исковые требования Администрации муниципального образования "Городской округ Дзержинский".
Законность и обоснованность решения проверяются по апелляционной жалобе Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области, в которой ответчик просит решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать.
В качестве оснований для отмены ответчик указывает на неправильное применение норм материального права и неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела.
Администрация представила в материалы дела отзыв, в котором просит обжалуемое решение оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика - без удовлетворения. Представитель Администрации в судебное заседание не явился, представив в материалы дела ходатайство о рассмотрении настоящего дела в его отсутствие.
Ответчик и третьи лица своих представителей в судебное заседание не направили.
Дело рассмотрено в соответствии со ст. ст. 121 - 124, 153, 156 АПК РФ в отсутствие представителей лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, но не явившихся в заседание и не направивших своих представителей, в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru.
Рассмотрев апелляционную жалобу, изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для ее удовлетворения в силу нижеследующего.
Как следует из материалов дела, 30.12.2008 г. между Администрацией и ИП Гагариной Н.Г. был заключен договор аренды земельного участка N 40/СТС (л.д. 11 - 18).
В соответствии с данным договором ИП Гагарина Н.Г. приняла в аренду сроком с 01.01.2009 г. по 31.12.2011 г. земельный участок общей площадью 10 кв. м, категория земель: земли населенных пунктов, с кадастровым номером 50:64:0020109:14, расположенный по адресу: Московская область, г. Дзержинский, ул. Томилинская, д. 5, под размещение временного мобильного строения (тонара).
Из заявления следует, что в настоящее время спорный земельный участок фактически находится в пользовании у ИП Гагариной Н.Г.
Согласно полученной справке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 16.08.2012 г. N 64/008/2012-11 (л.д. 10) правообладателем земельного участка с кадастровым номером 50:64:0020109:0014 является Российская Федерация.
Считая, что право собственности Российской Федерации на данный земельный участок было зарегистрировано незаконно, истцы обратились с настоящим иском в суд.
Удовлетворяя заявленные требования суд первой инстанции указал следующее.
Согласно п. 1 ст. 214 ГК РФ государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).
В соответствии с п. 2 ст. 214 ГК РФ земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью.
Пункт 2 ст. 16 ЗК РФ предусматривает разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом и федеральными законами.
Статьей 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" установлено, что в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся:
- земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности Российской Федерации;
- земельные участки, предоставленные органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти;
- земельные участки, находящиеся на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве аренды, праве безвозмездного срочного пользования у государственных академий наук, а также у организаций, созданных государственными академиями наук и (или) подведомственных таким государственным академиям наук;
- земельные участки, предоставленные в аренду Государственной компании "Российские автомобильные дороги" федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства;
- иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли (пункт 1).
В целях разграничения государственной собственности на землю к собственности субъектов Российской Федерации относятся:
- земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации;
- земельные участки, предоставленные органам государственной власти субъектов Российской Федерации, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
- иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли (пункт 2).
В целях разграничения государственной собственности на землю к собственности поселений, городских округов, муниципальных районов относятся:
- земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований;
- земельные участки, предоставленные органам местного самоуправления соответствующих муниципальных образований, а также казенным предприятиям, муниципальным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным указанными органами местного самоуправления;
- иные предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земельные участки и предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земли (пункт 3).
К собственности субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга относятся земельные участки, указанные в пунктах 2 и 3 настоящей статьи и расположенные в границах этих субъектов Российской Федерации (пункт 4).
Изданные Правительством Российской Федерации до 1 июля 2006 года акты об утверждении перечней земельных участков, на которые соответственно у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает право собственности при разграничении государственной собственности на землю, являются основанием для государственной регистрации права собственности соответственно Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований на такие земельные участки (пункт 5).
Как следует из п. 10 ст. 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", распоряжение земельными участками, находящимися в государственной собственности, не разграниченной на собственность Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований, в том числе предоставление таких земельных участков в частную собственность или аренду, в настоящее время согласно федеральному законодательству осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, в зависимости от нахождения соответствующего земельного участка на территории того или иного муниципального района или городского округа, за исключением случаев, прямо установленных федеральным законодательством.
Тем самым, законом установлена возможность распоряжения органами местного самоуправления землями, находящимися в государственной собственности, права на которые не разграничены.
Из имеющегося в материалах дела кадастрового паспорта от 24.10.2008 г. N 64.2/08-1-0068 земельного участка с кадастровым номером 50:64:0020109:14 следует, что на данном земельном участке объекты недвижимости отсутствуют, в том числе и объекты недвижимого имущества, принадлежащие на праве собственности Российской Федерации.
Также в материалы дела истцом представлен Акт обследования земельного участка, в соответствии с которым 15.11.2012 г. комиссией в составе представителей Администрации г. Дзержинска, Руководителя Комплексной производственной группы ГУП МО "МОБТИ" Люберецкий филиал Дзержинского отдела и ИП Гагариной Н.Г. было проведено обследование спорного земельного участка. В результате проведенного обследования комиссией было выявлено, что на указанном земельном участке расположен тонар "Куры-гриль", принадлежащий и используемый ИП Гагариной Н.Г. Иных объектов недвижимости расположенных на земельном участке с кадастровым номером 50:64:002 01 09:0014, расположенный по адресу: Московская область, г. Дзержинский, ул. Томилинская, д. 5, общей площадью 10 кв. м, земли поселений входе проведения обследования обнаружено не было.
Представитель ТУ ФАУГИ в Московской области, уведомленный письмом от 26.10.2012 г. N 1525УГИ/12, на осмотр земельного участка не явился.
В соответствии с делом правоустанавливающих документов, представленным в материалы дела, отсутствуют основания для отнесения спорного земельного участка к федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, а также к собственности поселений, городских округов, муниципальных районов, указанные в ст. 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации". В связи с чем суд считает, что спорный земельный участок относится к землям, находящимися в государственной собственности, права на которые не разграничены, распоряжаться которым вправе соответствующие органы местного самоуправления.
При этом из выписки ЕГРП от 16.08.2012 г. N 64/008/2012-11 следует, что собственником спорного земельного участка указана Российская Федерация.
Так как зарегистрированное право собственности Российской Федерации с кадастровым номером 50:64:002 01 09:0014, расположенный по адресу: Московская область, г. Дзержинский, ул. Томилинская, д. 5, общей площадью 10 кв. м, земли поселений., препятствует возможности Администрации распоряжаться им, суд считает, что истец обоснованно обратился в суд за защитой нарушенного права.
Порядок заполнения и выдачи выписок из ЕГРП, установлен Приказом Минюста России от 18 сентября 2003 г. N 226 "Об утверждении Инструкции о порядке заполнения и выдачи свидетельств о государственной регистрации прав, сообщений об отказах в государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и информации о зарегистрированных правах".
Выписка из ЕГРП (далее - выписка) должна содержать описание объекта недвижимости, сведения о зарегистрированных правах на него, об ограничениях (обременениях) прав, о существующих на момент выдачи выписки правопритязаниях и заявленных в судебном порядке правах требования в отношении данного объекта недвижимости.
В выписку вносятся сведения, которые содержатся в соответствующих листах раздела Единого государственного реестра прав на момент подписания выписки в пределах предусмотренного п. 2 ст. 7 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" срока для предоставления лицу запрошенной информации.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
По смыслу ст. 12 ГК РФ определение законом способов защиты гражданских прав направлено, на восстановление нарушенного права. В связи с этим содержащийся в ст. 12 ГК РФ перечень способов защиты гражданских прав не является исчерпывающим и защита прав может быть осуществлена иными способами, предусмотренными законом.
В соответствии с п. 52 абз. 4 Постановления Пленума ВС РФ и ВАС РФ от 29.04.10 г. N 10/22, в случаях, когда запись в ЕГРП нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими.
В соответствии со статьей 30.1 Федерального закона от 21.07.1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю осуществляется на основании заявления исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления либо действующего по их поручению лица. В заявлении указывается основание возникновения права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок.
Перечень документов, необходимых для государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю, утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2006 N 404.
В силу статей 9, 13, 17 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" при государственной регистрации прав орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, проводит правовую экспертизу представленных на регистрацию документов, осуществляет проверку действительности поданных заявителем документов и наличия соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти, наличия ранее зарегистрированных и ранее заявленных прав, юридической силы представленных на государственную регистрацию прав правоустанавливающих документов, устанавливает отсутствие противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на данный объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав.
В регистрирующий орган для регистрации права собственности за Российской Федерацией не представлялись как правоустанавливающие документы на спорный земельный участок, так и доказательств факта разграничения права государственной собственности на спорный земельный участок произведенного в установленном законом порядке.
При этом, регистрация прав в Российской Федерации носит заявительный характер. Доказательств обращения Российской Федерацией о регистрации права собственности на спорный участок суду не представлено.
Государственная регистрация, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 05.07.2001, призвана лишь удостоверить со стороны государства юридическую силу соответствующих правоустанавливающих документов. Она не затрагивает самого содержания указанного гражданского права, не ограничивает свободу договоров, юридическое равенство сторон, автономию их воли и имущественную самостоятельность.
Государственной регистрации подлежит только существующее право, то есть возникшее на законных основаниях.
В нарушение требований ст. 65 АПК РФ, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области не представило ни одного доказательства, которое бы могло послужить основанием для возникновения права федеральной собственности на спорный земельный участок.
В своей апелляционной жалобе ответчик указал, для оспаривания зарегистрированного права собственности Российской Федерации на земельный участок необходимо доказать, что наличие указанного права нарушает право истца.
Апелляционный суд считает данный довод несостоятельным ввиду нижеследующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона "О разграничении государственной собственности на землю" право собственности на земельные участки у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает с момента государственной регистрации права собственности на земельные участки в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В порядке, установленном пунктом 2 статьи 9 Земельного кодекса Российской Федерации, Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственностью).
Следовательно, с момента государственной регистрации права собственности Российской Федерации на спорный земельный участок у Администрации Серпуховского муниципального района Московской области отсутствует право распоряжения земельными участками, в том числе право сдачи в аренду, осуществления контроля за использованием земельных участков, а также право на получение арендной платы.
Таким образом, наличие записи в Едином государственном реестре прав о праве собственности Российской Федерации на спорный земельный участок нарушает законные права Администрации Серпуховского муниципального района Московской области на распоряжение данным земельными участками, сдачу их в аренду, осуществление контроля за использованием арендованных земельных участков, а также право на получение арендной платы.
Апелляционный суд считает, что запись в Едином государственном реестре прав о праве собственности Российской Федерацией, внесенная без правовых оснований, нарушает законные права истца в отношении земельных участков и не позволяют ему в полной мере осуществлять возложенные на него законом полномочия по решению вопросов местного значения, связанных с использованием находящихся на территории муниципального образования земельных участков.
Учитывая вышеизложенное, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что заявленные требования подлежат удовлетворению.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, рассмотрены судом апелляционной инстанции в полном объеме и подлежат отклонению ввиду их несостоятельности.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Московской области от 21 декабря 2012 года по делу N А41-40145/12 оставить без изменения, апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области - без удовлетворения.

Председательствующий
С.А.КОНОВАЛОВ

Судьи
Д.Д.АЛЕКСАНДРОВ
Е.Е.ШЕВЧЕНКО















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)