Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕСЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 17.12.2013 ПО ДЕЛУ N А41-7055/13

Разделы:
Формирование и государственная регистрация земельного участка и сделок с ним; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 декабря 2013 г. по делу N А41-7055/13


Резолютивная часть постановления объявлена 10 декабря 2013 года
Постановление изготовлено в полном объеме 17 декабря 2013 года
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Коновалова С.А.,
судей Воробьевой И.О., Коротковой Е.Н.,
при ведении протокола судебного заседания: Нетребской А.С.,
при участии в заседании:
- от ОАО "Коллективное сельскохозяйственное предприятие "Химки": Кисляков Е.В., по доверенности от 04.03.2013;
- от Государственной компании "Российские автомобильные дороги": Шишов О.В., по доверенности от 25.06.2013 N Д-13140207,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Государственной компании "Российские автомобильные дороги" на решение Арбитражного суда Московской области от 19 сентября 2013 года по делу N А41-7055/13, принятое судьей Кулматовым Т.Ш. по исковому заявлению ОАО "Коллективное сельскохозяйственное предприятие "Химки" к Государственной компании "Российские автомобильные дороги",

установил:

Открытое акционерное общество "Коллективное сельскохозяйственное предприятие "Химки" (далее - ОАО "КСХП "Химки", общество, истец) обратилось в Арбитражный суд Московской области к Государственной компании "Российские автомобильные дороги" (далее - ГК "Росавтодор", компания, ответчик) с исковыми требованиями (с учетом принятых судом уточнений):
- Обязать Государственную компанию "Российские автомобильные дороги" внести изменения в проектную документацию инвестиционного проекта "Строительство скоростной автомобильной дороги Москва-Санкт-Петербург на участке 15-й км - 58-й км", предусмотрев строительство въездов-выездов с земельных участков с кадастровыми номерами 50:10:0020902:14, 50:10:0021002:21, 50:10:0021002:23 на транспортную развязку, обеспечивающую пересечение скоростной автомобильной дороги федерального значения МП "Москва - Санкт-Петербург" с автомобильной дорогой регионального значения "Шереметьевское шоссе" для обеспечения транспортных связей указанных земельных участков с Шереметьевским шоссе;
- Обязать Государственную компанию "Российские автомобильные дороги" при строительстве транспортной развязки, обеспечивающей пересечение скоростной автомобильной дороги федерального значения М 11 "Москва - Санкт-Петербург" с автомобильной дорогой регионального значения "Шереметьевское шоссе, осуществить строительство въездов-выездов с земельных участков с кадастровыми номерами 50:10:0020902:14, 50:10:0021002:21, 50:10:0021002:23 на указанную транспортную развязку.
Решением Арбитражного суда Московской области от 19 сентября 2013 года требования ОАО "КСХП "Химки" удовлетворены.
Не согласившись с принятым решением суда первой инстанции, ответчик обжаловал его в апелляционном порядке.
Истец представил в материалы дела отзыв, в котором просит обжалуемое решение оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика - без удовлетворения.
Стороны направили в судебное заседание своих представителей, которые поддержали доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее соответственно.
Законность и обоснованность принятого решения проверены апелляционной инстанцией в порядке статей 266, 268 АПК РФ.
Изучив представленные в дело доказательства, заслушав представителей сторон, рассмотрев доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения решения арбитражного суда и удовлетворения апелляционной жалобы, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, 16 ноября 2007 года Федеральным дорожным агентством Министерства транспорта Российской Федерации от 16.11.2007 года N 453-р было издано распоряжение "Об изъятии путем выкупа земельных участков для нужд Российской Федерации в целях обеспечения реализации инвестиционного проекта "Строительство скоростной автомобильной дороги Москва - Санкт-Петербург на участке 15-й км - 58-й км" (л.д. 65 - 66).
Согласно Перечню земельных участков, подлежащих изъятию (Приложение к распоряжению от 16.11.2007 N 453-р), изъятию подлежали в том числе земельные участки, принадлежащие ЗАО КХСП "Химки", с кадастровыми номерами: 50:10:010403:0018, 50:10:020112:0002, 50:10:020205:0004, 50:10:020203:0055, 50:10:020803:0027, 50:10:020803:0026, 50:10:020904:0011, 50:10:020904:0010, 50:10:020903:0005, 50:10:020902:0003, 50:10:020902:0007, 50:10:021002:0011, 50:10:021002:0012 (л.д. 67).
В 2008 году был осуществлен раздел земельных участков с кадастровыми номерами 50:10:0020902:7, 50:10:021002:0011, и 50:10:021002:0012.
В результате раздела были образованы земельные участки:
- - с кадастровым номером 50:10:0020902:14, площадью 68259 кв. метров, категория "земли населенных пунктов", разрешенное использование "для размещения объектов обслуживания и административно-деловых объектов", адрес относительно ориентира, расположенного в границах участка, ориентир: Московская область, Химкинский район (л.д. 16);
- - с кадастровым номером 50:10:0021002:21, площадью 24856 кв. метров, категория "земли населенных пунктов", разрешенное использование "для размещения объектов обслуживания и административно-деловых объектов", адрес относительно ориентира, расположенного в границах участка, ориентир: Московская область, Химкинский район (л.д. 23);
- - с кадастровым номером 50:10:0021002:23, площадью 129797 кв. метров, категория "земли населенных пунктов", разрешенное использование "для размещения объектов обслуживания и административно-деловых объектов", адрес относительно ориентира, расположенного в границах участка, ориентир: Московская область, Химкинский район (л.д. 29);
- - с кадастровым номером 50:10:0020902:13, площадью 189219 кв. метров, категория "земли промышленности", вид разрешенного использования "для строительства и эксплуатации автомобильной дороги федерального значения", адрес относительно ориентира, расположенного в границах участка, ориентир: Московская область, Химкинский район (л.д. 75);
- - с кадастровым номером 50:10:0021002:20, площадью 1533 кв. метров, категория "земли промышленности", вид разрешенного использования "для строительства и эксплуатации автомобильной дороги федерального значения", адрес относительно ориентира, расположенного в границах участка, ориентир: Московская область, Химкинский район (л.д. 77);
- - с кадастровым номером 50:10:0021002:22, площадью 96192 кв. метров, категория "земли промышленности", вид разрешенного использования "для строительства и эксплуатации автомобильной дороги федерального значения", адрес относительно ориентира, расположенного в границах участка, ориентир: Московская область, Химкинский район (л.д. 79).
Собственником земельных участков с кадастровыми номерами 50:10:0020902:14, 50:10:0021002:21, и 50:10:0021002:23 в настоящее время является ОАО "КСХП "Химки" (свидетельства о государственной регистрации права - л.д. 11 - 13).
Земельные участки с кадастровыми номерами 50:10:0020902:13, 50:10:0021002:20, и 50:10:0021002:22 были выкуплены для нужд Российской Федерации на основании Соглашений от 09.12.2008 года (л.д. 97, 109), и с 2009 года находятся в собственности Российской Федерации, а с 2011 года в аренде у ГК "Российские автомобильные дороги" (л.д. 37 - 39 - выписки из ЕГРП от 14.02.2013).
29 октября 2012 года ОАО "КСХП "Химки" обратилось с письмом к Председателю Правления ГК "Росавтодор", в котором указало на то, что в результате выкупа земельных участков и строительства автодороги, три земельных участка с кадастровыми номерами 50:10:0020902:14, 50:10:0021002:21, и 50:10:0021002:23, принадлежащие обществу, оказались изолированными от земель общего пользования, без возможности организации доступа на них и ведения хозяйственной деятельности. Организация доступа возможна только через участки, принадлежащие ГК "Автодор", и предназначенные для строительства скоростной автомобильной дороги Москва - Санкт-Петербург. Общество просило в письме согласовать организацию необходимых для обеспечения доступа на земельные участки ОАО "КСХП "Химки" съездов-выездов с прилегающих участков строящейся автодороги и выдать соответствующие технические условия (л.д. 83 - 84).
В ответе ГК "Росавтодор" обществу от 20.11.2012 года N 12226-02, Компания сообщила, что в рамках реализации инвестиционного проекта "Строительство скоростной автомобильной дороги Москва - Санкт-Петербург на участке 15-й км - 58-й км", прошедшем государственную экспертизу, предусмотрено строительство автомобильной дороги категории IА. В соответствии с установленным порядком ГК "Росавтодор", для принятия решения о выдаче технических условий обществу необходимо предоставить на рассмотрение ситуационный план земельных участков и проект развязок, предусматривающих обеспечение доступа на участки. При проектировании необходимо учесть требования пункта 5.4 СНиП 2.05.02-85 о том, что число пересечений и примыканий на автодорогах категории IА вне пределов населенных пунктов надлежит предусматривать не чаще чем через 10 км (л.д. 121).
ОАО "КСХП "Химки" обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением к ГК "Росавтодор" об обеспечении доступа на земельные участки.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции указал следующее.
Согласно п. 11 ст. 1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), сочетание интересов общества и законных интересов граждан, согласно которому регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком.
В силу п. 4 ч. 1 ст. 40 ЗК РФ, собственник земельного участка имеет право осуществлять права на использование земельного участка, предусмотренные законодательством.
В соответствии с ч. 1 ст. 43 ЗК РФ, граждане и юридические лица осуществляют принадлежащие им права на земельные участки по своему усмотрению, если иное не установлено настоящим Кодексом, федеральными законами.
Согласно ст. 11.1 ЗК РФ, земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.
Земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности (ч. 1 ст. 11.2 ЗК РФ).
Согласно ст. 11.7 ЗК РФ, перераспределение земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между их собственниками и (или) между собственниками земельных участков - физическими или юридическими лицами не допускается, за исключением случаев:
1) перераспределения таких земельных участков в границах застроенной территории, в отношении которой в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации принято решение о ее развитии и заключен договор о развитии застроенной территории;
2) образования земельных участков для размещения объектов капитального строительства, предусмотренных пунктом 1 статьи 49 настоящего Кодекса.
В случаях, указанных в пункте 3 настоящей статьи, перераспределение земельных участков осуществляется на основании соглашений между собственниками земельных участков, исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления, предусмотренными статьей 29 настоящего Кодекса. При этом условия возникновения права частной либо государственной или муниципальной собственности на образуемые земельные участки определяются указанным соглашением.
Статьей 11.9 ЗК РФ установлено, что предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами. Не допускается образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости. Не допускается раздел, перераспределение или выдел земельных участков, если сохраняемые в отношении образуемых земельных участков обременения (ограничения) не позволяют использовать указанные земельные участки в соответствии с разрешенным использованием. Образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Судом установлено, что при реализации инвестиционного проекта "Строительство скоростной автомобильной дороги Москва - Санкт-Петербург на участке 15 - 58 км", было осуществлено перераспределение земельных участков истца, часть образованных участков (3 участка) были изъяты для государственных нужд на основании Соглашений, три участка - остались в собственности истца.
Между тем, согласно пояснениям истца, в результате строительства на изъятых участках автомобильной дороги, доступ к участкам истца стал невозможен, в связи с чем истец просит обеспечить проезд к своим участкам путем съездов-выездов с прилегающих участков строящейся автодороги.
В соответствии с экспертным заключением (том 2 л.д. 74 - 90) организация съездов-выездов для автомобильного транспорта с принадлежащих ОАО "КСХП "Химки" земельных участков с кадастровыми номерами 50:10:0020902:14, 50:10:0021002:21, 50:10:0021002:23 на Шереметьевское шоссе или иные близлежащие автомобильные дороги, не принадлежащие ответчику невозможна.
В своей апелляционной жалобе ответчик сослался на то, что строительство на одном уровне примыканий/съездов-выездов к скоростной автомобильной дороге Москва - Санкт-Петербург на участке 15 - 58 км, являющейся автомобильной дорогой с категорией IА, то есть автомагистралью, в соответствии с Федеральным законом от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не допускается.
В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 257-ФЗ), автомобильные дороги в зависимости от вида разрешенного использования подразделяются на автомобильные дороги общего пользования и автомобильные дороги необщего пользования (п. 2). Автомобильные дороги общего пользования в зависимости от условий проезда по ним и доступа на них транспортных средств подразделяются на автомагистрали, скоростные автомобильные дороги и обычные автомобильные дороги (п. 13). К автомагистралям относятся автомобильные дороги, которые не предназначены для обслуживания прилегающих территорий и: которые не пересекают на одном уровне иные автомобильные дороги, а также железные дороги, трамвайные пути, велосипедные и пешеходные дорожки; доступ на которые возможен только через пересечения на разных уровнях с иными автомобильными дорогами, предусмотренные не чаще чем через каждые пять километров (п. 14).
Согласно абз. 2 п. 3 Правил классификации автомобильных дорог в Российской Федерации и их отнесения к категориям автомобильных дорог, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 28.09.2009 N 767 "О классификации автомобильных дорог в Российской Федерации", для автомобильной дороги класса "автомагистраль" устанавливается категория IА.
В соответствии с п. 1.11 СНиП 2.05.02-85. Автомобильные дороги" (утв. Постановлением Госстроя СССР от 17.12.1985 N 233) (далее - СНиП 2.05.02-85), автомобильные дороги I - III категорий следует, как правило, прокладывать в обход населенных пунктов с устройством подъездов к ним.
Отвод земельных участков для размещения автомобильных дорог, зданий и сооружений дорожной и автотранспортной служб, водоотводных, защитных и других сооружений, полос для размещения идущих вдоль дорог коммуникаций осуществляется в соответствии с действующими нормативными документами по отводу земель для строительства автомобильных дорог и дорожных сооружений (п. 1.14 СНиП 2.05.02-85).
Проектные решения автомобильных дорог должны обеспечивать: организованное, безопасное, удобное и комфортабельное движение автотранспортных средств с расчетными скоростями; однородные условия движения; соблюдение принципа зрительного ориентирования водителей; удобное и безопасное расположение примыканий и пересечений (п. 2.1 СНиП 2.05.02-85).
Пересечения и примыкания автомобильных дорог, как правило, следует располагать на свободных площадках и на прямых участках пересекающихся или примыкающих дорог.
Продольные уклоны дорог на подходах к пересечениям на протяжении расстояний видимости для остановки автомобиля (согласно табл. 10) не должны превышать 40 о/оо (п. 5.1 СНиП 2.05.02-85).
Пересечения автомобильных дорог и примыкания в разных уровнях (транспортные развязки) надлежит принимать, как правило, в следующих случаях: на дорогах I-а категории с автомобильными дорогами всех категорий и на дорогах I-б и II категорий с дорогами II и III категорий; при пересечениях дорог III категории между собой и их примыканиях при перспективной интенсивности движения на пересечении (в сумме для обеих пересекающихся или примыкающих дорог) более 8000 прив. ед/сут. при соответствующем технико-экономическом обосновании (п. 5.2 СНиП 2.05.02-85).
Число пересечений и примыканий на автомобильных дорогах I - III категорий должно быть возможно меньшим. Пересечения и примыкания на дорогах I-а категории вне пределов населенных пунктов надлежит предусматривать, как правило, не чаще чем через 10 км, на дорогах I-б и II категорий - 5 км, а на дорогах III категории - 2 км (п. 5.4 СНиП 2.05.02-85).
Согласно заключению эксперта по результатам проведения судебной строительной экспертизы по настоящему делу от 07.08.2013 года, экспертом установлено, что существующая проектная документация участка скоростной автодороги Москва - Санкт-Петербург в районе пересечения с Шереметьевским Шоссе и транспортной развязки, обеспечивающей пересечение указанной автомобильной дороги с Шереметьевским шоссе, не предусматривает возможности организации съездов-выездов для автомобильного транспорта на земельные участки с кадастровыми номерами 50:10:0021002:23, 50:10:021002:21, 50:10:020902:14.
Организация съездов-выездов с земельных участков, принадлежащих ОАО "КСХП "Химки" непосредственно на скоростную автомобильную дорогу Москва - Санкт-Петербург, противоречит действующим нормативным правовым актам, в частности, п. 14 ст. 5 закона об автомобильных дорогах, невозможна.
Между тем, эксперт считает, что возможно внесение изменений в существующую проектную документацию, предусматривающих организацию съездов-выездов для автомобильного транспорта с земельных участков с кадастровыми номерами 50:10:0021002:23, 50:10:021002:21, 50:10:020902:14 на предполагаемую к размещению на земельных участках с кадастровыми номерами 50:10:0021002:160, 50:10:0021002:20, 50:10:0020903:8 дорожную развязку. Действующие нормативно-технические документы, регламентирующие проектирование таких дорожных сооружений как транспортные развязки в виде мостов, тоннелей и путепроводов, не содержат ограничений по количеству съездов-выездов, а также боковых ответвлений и примыканий к смежным территориям.
При исследовании объекта экспертизы экспертом было установлено, что проектировщиком рассматриваемого участка скоростной автодороги Москва - Санкт-Петербург и транспортной развязки, обеспечивающей пересечение указанной дороги с Шереметьевским шоссе, не были решены задачи транспортных связей проектируемых объектов с земельными участками с кадастровыми номерами 50:10:0021002:23, 50:10:021002:21, 50:10:020902:14.
В соответствии с п. 1.2 ВСН 103-74 "Ведомственные строительные нормы" "Технические указания по проектированию пересечений и примыканий автомобильных дорог", утвержденных Минтрансстроем 23.09.1974 года, проектированию пересечений и примыканий должна предшествовать разработка проекта всей автомобильной дороги в целях комплексного размещения по дороге инженерных обустройств: пересечений и примыканий; площадок для стоянок автомобилей и т.д.
Таким образом, по мнению эксперта, возможно внесение изменений в существующую проектную документацию транспортной развязки, обеспечивающей пересечение скоростной автодороги Москва - Санкт-Петербург с Шереметьевским шоссе, предусматривающих съезды-выезды автотранспорта с участков с кадастровыми номерами 50:10:0021002:23, 50:10:021002:21, 50:10:020902:14 на строящуюся дорожную развязку.
Ответчик, в письме от 20.11.2012 N 12226-02 (л.д. 121 т. 1), также указал на то, что земельные участки с кадастровыми номерами 50:10:0021002:23, 50:10:021002:21, 50:10:020902:14, расположены в зоне Шереметьевского шоссе, и возможен выход (примыкание) к Шереметьевскоему шоссе, без примыкания к скоростной автомобильной дороге.
Истец в исковом заявлении просит обеспечить ему доступ на его земельные участки именно с развязки, обеспечивающей пересечение скоростной автодороги Москва - Санкт-Петербург и автомобильной дороги федеральной значения "Шереметьевское шоссе".
Запретов для осуществления такого доступа, предусмотренных нормативными правовыми актами, судом первой инстанции не установлено. О наличии таких запретов сторонами суду апелляционной инстанции не сообщено.
Таким образом, приведенные в апелляционной жалобе доводы не могут являться основанием к отмене принятого судом решения. Обстоятельства по делу судом первой инстанции установлены полно и правильно, им дана надлежащая правовая оценка. Нарушений норм процессуального права судом не допущено. Оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Московской области от 19 сентября 2013 года по делу N А41-7055/13 оставить без изменения, апелляционную жалобу ГК "Российские автомобильные дороги" - без удовлетворения.

Председательствующий
С.А.КОНОВАЛОВ

Судьи
И.О.ВОРОБЬЕВА
Е.Н.КОРОТКОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)