Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЧЕТВЕРТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 13.05.2013 ПО ДЕЛУ N А10-2847/2012

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13 мая 2013 г. по делу N А10-2847/2012


Резолютивная часть постановления объявлена 29 апреля 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 13 мая 2013 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Басаева Д.В.,
судей: Ячменева Г.Г., Сидоренко В.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Мурзиной Н.А., с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Республики Бурятия (судья Салимзянова Л.Ф., при ведении протокола совершения отдельного процессуального действия организации видеоконференц-связи секретарем судебного заседания Ноздриной А.В.)
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Комитета по управлению имуществом и землепользованию г. Улан-Удэ на решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 20 февраля 2013 года по делу N А10-2847/2012 по заявлению индивидуального предпринимателя Урбаевой Валентины Спиридоновны к Комитету по управлению имуществом и землепользованию г. Улан-Удэ о признании незаконными действий, выразившихся в отказе в представлении в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером 03:24:033001:37,
(суд первой инстанции - Мархаева Г.Д.-С.)
при участии:
от заявителя - Кисель М.В. (доверенность от 01.05.2012), Гармаева А.П. (доверенность от 01.05.2012),
от комитета - не явился, извещен,

установил:

индивидуальный предприниматель Урбаева Валентина Спиридоновна (ОГРН 304032325700201, далее - заявитель, ИП Урбаева В.С.) обратилась в Арбитражный суд Республики Бурятия с заявлением, уточненным в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ к Комитету по управлению имуществом и землепользованию г. Улан-Удэ (ОГРН 1020300983340, далее - Комитет) о признании незаконным отказа от предоставления в собственность за плату земельного участка площадью 30000 кв. м, с кадастровым номером 03:24:033001:37, из земель населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения отстойника (сооружение), по адресу: Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, улица Тепловая, выраженный в письме от 22.06.2012 N 00132494, об обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем заключения договора купли-продажи земельного участка.
Решением суда первой инстанции от 20 февраля 2013 года по делу N А10-2847/2012 заявленные требования удовлетворены.
Отказ Комитета по управлению имуществом и землепользованию города Улан-Удэ, выраженный в письме от 22.06.2012 N 00132494, в предоставлении индивидуальному предпринимателю Урбаевой Валентине Спиридоновне в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером 03:24:033001:37 для размещения отстойника, расположенного по адресу Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, улица Тепловая признан незаконным, как не соответствующий Земельному кодексу Российской Федерации.
Суд обязал Комитет по управлению имуществом и землепользованию города Улан-Удэ устранить допущенные нарушения прав и законных интересов индивидуального предпринимателя Урбаевой Валентины Спиридоновны в порядке и в сроки, установленные пунктом 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Комитет по управлению имуществом и землепользованию г. Улан-Удэ обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 20 февраля 2013 года по делу N А10-2847/2012 отменить.
По мнению заявителя апелляционной жалобы, обжалуемый судебный акт является незаконным и необоснованным в связи с тем, что при вынесении решения суд первой инстанции не полностью выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, а также нарушил и неправильно применил нормы материального и процессуального права.
Настоящий спор, по мнению апеллянта, неподведомственен арбитражному суду, так как Урбаева B.C. обращалась в Комитет за предоставлением земельного участка для размещения отстойника как физическое лицо. Бесспорных доказательств того, что Урбаева B.C. приобрела и использует отстойник для осуществления предпринимательской деятельности и иной экономической деятельности, в материалах дела не имеется. Указанные факты свидетельствуют об общегражданском характере спора.
Кроме того, судом необоснованно удовлетворены требования заявителя о признании незаконным отказа Комитета в предоставлении земельного участка с кадастровым номером 03:24:033001:37, поскольку представителем ответчика были представлены в суд документы по обращению Урбаевой B.C. в Комитет, а именно заявление Урбаевой B.C. о предоставлении в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером 03:24:033001:24.
Доказательств, свидетельствующих о том, что Урбаевой B.C. испрашивался и был предоставлен в Комитет кадастровый паспорт на земельный участок с кадастровым номером 03:24:033001:37, в материалах дела не имеется и заявителем не представлено.
Таким образом, по мнению апеллянта, Урбаева B.C. не обращалась в Комитет за предоставлением в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером 03:24:033001:37, следовательно, исключительное право на приватизацию земельного участка с кадастровым номером 03:24:033001:37, предусмотренное статьей 36 Земельного кодекса РФ, Комитетом не нарушено.
Также заявитель апелляционной жалобы ссылается на то, что требование заявителя об обязании Комитет устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ИП Урбаевой B.C. является неисполнимым, так как Урбаева B.C. с заявлением о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 03:24:033001:37 в Комитет не обращалась.
Указанное требование заявителя является неисполнимым также в связи с тем, что если вывод суда о том, что земельные участки с кадастровыми номерами 03:24:033001:24 и 03:24:033001:37 имеют одни и те же идентифицирующие признаки и являются одним и тем же объектом - земельным участком, на котором расположено сооружение "отстойник", принадлежащее ИП Урбаева B.C., является верным, то у Комитета отсутствуют правовые основания для предоставления земельного участка для размещения отстойника ИП Урбаевой B.C., так как уже решением Комитета от 30.09.2008 г. N 3-1751 данный земельный участок предоставлен в собственность за плату Васильченко Е.Е. Указанное решение Комитета в настоящее время не отменено и в судебном порядке незаконным не признано.
В отзыве на апелляционную жалобу ИП Урбаева В.С. с доводами, изложенными в апелляционной жалобе комитета, не согласилась. Просит решение суда первой инстанции оставить без изменения.
В соответствии с пунктом 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 N 12 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации" при наличии в материалах дела уведомления о вручении лицу, участвующему в деле, либо иному участнику арбитражного процесса копии первого судебного акта по рассматриваемому делу либо сведений, указанных в части 4 статьи 123 АПК РФ, такое лицо считается надлежаще извещенным при рассмотрении дела судом апелляционной, кассационной, надзорной инстанции, при рассмотрении судом первой инстанции заявления по вопросу о судебных расходах, если судом, рассматривающим дело, выполняются обязанности по размещению информации о времени и месте судебных заседаний, совершении отдельных процессуальных действий на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет в соответствии с требованиями абзаца второго части 1 статьи 121 АПК РФ.
Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет 03.04.2013.
Таким образом, о месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 АПК РФ.
Комитета по управлению имуществом и землепользованию г. Улан-Удэ явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил.
Руководствуясь частью 3 статьи 156, частью 1 статьи 123, частью 2 статьи 200 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие надлежащим образом извещенного лица, участвующего в деле.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыв и возражения на апелляционную жалобу, заслушав пояснения представителя налогового органа в судебном заседании, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Из материалов дела следует, что Урбаева Валентина Спиридоновна зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя, о чем внесена запись в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей за основным государственным регистрационным номером N 304032325700201.
ИП Урбаева В.С. владеет на праве собственности объектом недвижимости - отстойник, назначение: сооружение, общей площадью 32010 кв. м, инвентарный номер 36546, литер I с местоположением г. Улан-Удэ, улица Тепловая, дом N 2/1, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 11 мая 2012 года (л.д. 9 т. 1).
21 мая 2012 года ИП Урбаева В.С. обратилась в Комитет с заявлением о приобретении земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, под существующим объектом недвижимости, для размещения отстойника земельного участка, общей площадью 30000 кв. м, с кадастровым номером 03:24:033001:24 (л.д. 47 т. 1).
14 июня 2012 года земельный участок с кадастровым номером 03:24:033001:37 площадью 30000 +\\- 61 кв. м, с местоположением Республика Бурятия г. Улан-Удэ, улица Тепловая категория земельного участка - земли населенных пунктов, с разрешенным использованием: для размещения отстойника (сооружение) внесен в государственный кадастр недвижимости (л.д. 10 т. 1).
22 июня 2012 года Комитет письмом за исх. N 00132494 сообщил заявителю, что специалистами Комитета было произведено обследование земельного участка площадью 3 га для размещения отстойника по улице Тепловая, дом N 2/1, в результате чего было установлено, что на испрашиваемом земельном участке отсутствуют какие-либо здания, строения, сооружения, которые предполагают исключительное право Урбаевой В.С. на приватизацию данного земельного участка, предусмотренное для собственников зданий, строений, сооружений правилами статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации. Комитет не имеет правовых оснований для предоставления в собственность за плату испрашиваемого земельного участка (л.д. 51 т. 1).
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, правильно исходил из следующего.
В соответствии с пунктом 2 статьи 15 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
В силу статьи 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Согласно статье 11 Земельного кодекса Российской Федерации органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в поселениях, являющихся административными центрами (столицами) субъектов Российской Федерации, осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений, если законами соответствующих субъектов Российской Федерации не установлено, что распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
В силу пункта 2.2.2 Положения о Комитете по управлению имуществом и землепользованию г. Улан-Удэ, утвержденного Постановлением Администрации г. Улан-Удэ от 30.11.2011 N 525, к основным задачам Комитета отнесено эффективное управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, и земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.
Из пункта 3.1 названного Положения следует, что Комитет в соответствии с возложенными на него задачами, в том числе принимает решения о предоставлении земельных участков.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ИП Урбаева В.С. приобрела объект недвижимости - сооружение "отстойник" на основании договора купли-продажи недвижимого имущества от 16.04.2012 года у Васильченко Е.Е. Правопредшественниками в отношении указанного имущества являлись также Кадиев М.А., акционерное общество закрытого типа "Улан-Удэнская тонкосуконная мануфактура". Акционерное общество согласно его уставу создано 13 апреля 1992 года (л.д. 33-49 т. 2).
Постановлением Главы Администрации г. Улан-Удэ от 05.06.1992 N 190 Улан-Удэнскому тонкосуконному комбинату предоставлены в постоянное пользование земельные участки общей площадью 100,40 га согласно инвентаризации земель, проведенной Забайкальским АГП (л.д. 32 т. 2).
Решением Комитета от 03.07.2008 N ПГ-207 "Об утверждении проекта границ земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности" утвержден проект границ земельного участка площадью 30 000 кв. м, расположенного по адресу: г. Улан-Удэ, улица Тепловая, 2/1, предназначенного для размещения отстойника (сооружение) (л.д. 74-82 т. 1).
Решением Комитета от 30.09.2008 N З-1751 "О предоставлении в собственность земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности" предоставлен в собственность за плату гр.Васильченко Е.Е. вышеназванный земельный участок с кадастровым номером 03:24:033001:24 для размещения отстойника (сооружение), принадлежащего ей на праве собственности (л.д. 84 т. 1).
Согласно уведомлению Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Республике Бурятия от 24 мая 2012 года N 01/161/2012-749 запрашиваемые сведения об объекте недвижимого имущества: земельный участок с кадастровым номером 03:24:033001:24, расположенного в границах участка, адрес ориентира: Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, улица Тепловая, дом 2\\1 не могут быть предоставлены, поскольку в Едином государственном реестре прав записи о регистрации прав, ограничений (обременений) на этот объект отсутствуют (л.д. 49 т. 1).
Согласно уведомлению Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Республике Бурятия от 15 июня 2012 года N 01/130/2012-479 запрашиваемые сведения об объекте недвижимого имущества: земельный участок с кадастровым номером 03:24:033001:37 не могут быть предоставлены, поскольку в Едином государственном реестре прав записи о регистрации прав, ограничений (обременений) на этот объект отсутствуют (л.д. 50 т. 1).
Таким образом, судом установлено, что сведений в отношении испрашиваемого земельного участка о наличии зарегистрированных прав собственности иных лиц, в том числе публичных собственников, в материалах дела отсутствуют.
В этой связи довод апеллянта об отсутствии у Комитета правовых оснований для предоставления земельного участка для размещения отстойника ИП Урбаевой B.C., так как решением Комитета от 30.09.2008 г. N 3-1751 данный земельный участок предоставлен в собственность за плату Васильченко Е.Е., сам по себе не имеет оснований и отклоняется апелляционным судом как несостоятельный.
Кроме того, в силу положений пункта 2 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей в спорный период) не имеет правового значения и то обстоятельство, что указанное решение Комитета в настоящее время не отменено и в судебном порядке незаконным не признано.
При таких установленных обстоятельствах судом первой инстанции правильно установлено, что право государственной собственности на спорный земельный участок не разграничено, в связи с этим Комитет является полномочным органом по распоряжению данным участком.
В силу пункта 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений, расположенных на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Пунктом 5 указанной статьи установлено, что для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта. Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя предоставление дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.
Пунктом 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 статьи 36 Кодекса заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности; в месячный срок с даты принятия такого решения осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Порядок предоставления земельных участков на территории г. Улан-Удэ, государственная собственность на которые не разграничена или находящихся в муниципальной собственности установлен Положением о порядке предоставления земельных участков на территории г. Улан-Удэ, государственная собственность на которые не разграничена или находящихся в муниципальной собственности, утвержденным Решением Улан-Удэнского городского Совета депутатов от 20.03.2008 N 807-82 (далее - Положение N 807-82).
Пунктами 2.1 - 2.4 названного Положения определены процедура и сроки оформления документов о предоставлении земельных участков, на которых расположены здания, строения, сооружения.
Так, пунктом 2.1 Положения N 807-82 установлено, что для приобретения прав на земельные участки граждане и (или) юридические лица подают в Комитет заявление установленной формы, в котором должны быть указаны, в том числе цель использования земельного участка; ориентировочное местоположение земельного участка; площадь земельного участка; испрашиваемое право на землю; кадастровый номер земельного участка.
В соответствии с пунктом 2.1.1 названного Положения к заявлению о приобретении прав на земельный участок прилагаются, в том числе копии следующих документов:
- 1) копия документа, удостоверяющего личность заявителя (заявителей), являющегося физическим лицом, либо личность представителя физического или юридического лица;
- 2) копия документа, удостоверяющего права (полномочия) представителя физического или юридического лица, если с заявлением обращается представитель заявителя (заявителей);
- 3) копии документов, удостоверяющих (устанавливающих) права на такое здание, строение, сооружение, если право на такое здание, строение, сооружение в соответствии с законодательством Российской Федерации признается возникшим независимо от его регистрации в ЕГРП;
- 4) копии документов, удостоверяющих (устанавливающих) права на приобретаемый земельный участок, если право на данный земельный участок в соответствии с законодательством Российской Федерации признается возникшим независимо от его регистрации в ЕГРП.
В соответствии с пунктом 2.1.2 Положения в месячный срок со дня регистрации заявления Комитет по управлению имуществом и землепользованию г. Улан-Удэ:
- 1) рассматривает представленные заявителем документы;
- 2) запрашивает в государственных органах либо подведомственных государственным органам организациях необходимые для оформления прав на земельные участки следующие документы:
- - выписку из Единого государственного реестра об индивидуальном предпринимателе или юридическом лице;
- - при наличии зданий, строений, сооружений на приобретаемом земельном участке - выписку из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП) о правах на здание, строение, сооружение, находящиеся на приобретаемом земельном участке, или уведомление об отсутствии в ЕГРП запрашиваемых сведений о зарегистрированных правах на указанные здания, строения, сооружения;
- - выписку из ЕГРП о правах на приобретаемый земельный участок или уведомление об отсутствии в ЕГРП запрашиваемых сведений о зарегистрированных правах на указанный земельный участок;
- - кадастровый паспорт земельного участка либо кадастровую выписку о земельном участке, в случае если заявление о приобретении прав на данный земельный участок подано с целью переоформления прав на него.
3) принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность за плату или бесплатно, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное срочное пользование, в аренду либо письменно уведомляет об отказе в предоставлении земельного участка в случаях:
- - земельный участок не относится к землям, государственная собственность на которые не разграничена или находящимся в муниципальной собственности городского округа "город Улан-Удэ";
- - земельный участок относится к землям, изъятым из оборота;
- - земельный участок относится к землям, ограниченным в обороте, за исключением случаев, установленных федеральными законами;
- - земельный участок зарезервирован для государственных и муниципальных нужд;
- - федеральным законодательством установлен запрет на приватизацию земельного участка;
- - наличие вступивших в законную силу решений суда, ограничивающих оборот земельного участка;
- - на испрашиваемом земельном участке находятся здания, строения, сооружения, не являющиеся собственностью заявителя, или отсутствие заявлений от всех собственников здания, строения, сооружения, расположенных на испрашиваемом земельном участке;
- - представление неполного комплекта документов, указанных в пп. 2.1.1 настоящего Положения.
Как следует из письма Комитета от 22.06.2012 N 00132494, основанием для отказа заявителю в предоставлении земельного участка явилось отсутствие каких-либо зданий, строений и сооружений на испрашиваемом земельном участке, которое установлено в результате его обследования специалистами Комитета.
Согласно акту от 21 июня 2012 года обследование земельного участка проведено комиссией в составе главного специалиста Комитета Тынтуевой Т.М. и представителя заявителя ИП Урбаевой В.С. Объектом обследования явился земельный участок, расположенный по адресу г. Улан-Удэ, улица Тепловая, дом N 2/1. Цель обследования - выявление капитальных объектов недвижимости на испрашиваемом участке. В результате обследования выявлено, что на земельном участке площадью 30000 кв. м, каких-либо капитальных зданий, строений не обнаружено. На участке имеются 3 углубления, ямы прямоугольной формы, каждая размером 100 х 100 м, заасфальтированные, в настоящее время которые не используются для каких-либо целей (л.д. 52).
Вместе с тем, в материалах дела имеется технический паспорт с датой составления 22 февраля 2007 года, выданный филиалом по Республике Бурятия Федерального государственного унитарного предприятия "Ростехинвентаризация" на объект: сооружения - отстойник с инвентарным номером 36546, с площадью по наружному обмеру в 32010 м 2. Согласно указанному техническому паспорту сооружение имеет основание из грунта с покрытием из щебени с процентом износа 10 (л.д. 13-16).
Кроме этого, в материалы дела представлен технический паспорт на сооружение - отстойник от 10 июля 2012 года, выданным филиалом по Республике Бурятия Федерального государственного унитарного предприятия "Российский государственный центр инвентаризации и учета объектов недвижимости", который содержит те же данные, что технический паспорт от 22 февраля 2007 года (л.д. 36-37).
В соответствии с кадастровым паспортом от 01 августа 2012 года, выданным филиалом ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Республике Бурятия, названному сооружению "отстойник" с инвентарным номером 36546 присвоен кадастровый номер 03:24:000000:14072 (л.д. 71 т. 1).
С учетом того, что 11 мая 2012 года на объект недвижимости - отстойник, назначение сооружение, общей площадью 32010 кв. м, зарегистрировано право собственности Урбаевой В.С. с выдачей свидетельства о государственной регистрации права, факт наличия объекта недвижимости - отстойника (сооружения) подтверждается документами (техническими паспортами), выданными в установленном порядке организацией по государственному техническому учету и технической инвентаризации, а также подтвержден государственной регистрацией права на недвижимое имущество.
Судом правомерно признан недопустимым доказательством по делу Акт обследования земельного участка от 21 июня 2012 года, проведенного главным специалистом Комитета Тынтуевой Т.М., как несоответствующий статье 42 Федерального закона от 24.07.2007 N 221 - "О государственном кадастре недвижимости".
Кроме этого, судом правильно отмечено, что из содержания самого акта обследования и не следует, что на испрашиваемом земельном участке отсутствует спорное сооружение в виде отстойника, поскольку в нем лишь констатируется отсутствие капитальных зданий, строений. Вместе с тем, из акта следует, что на спорном земельном участке имеется углубления, ямы прямоугольной формы, каждая размером 100 х 100 м, заасфальтированные.
При таких установленных обстоятельствах вывод Комитета об отсутствии на испрашиваемом земельном участке какого-либо сооружения не соответствует фактическим обстоятельствам и опровергается доказательствами по делу.
Следовательно, отказ Комитета ИП Урбаевой В.С. в предоставлении испрашиваемого земельного участка, единственным основанием которого отсутствие объекта недвижимости на нем, судом правильно признан необоснованным.
Судом первой инстанции дана надлежащая оценка доводу Комитета о том, что предприниматель обратился с заявлением о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 03:24:033001:24, а обжалуется отказ Комитета о непредоставлении земельного участка с кадастровым номером 03:24:033001:37.
Как пояснил предприниматель суду первой инстанции, в заявлении в Комитет им указан кадастровый номер испрашиваемого земельного участка 03:24:033001:24 с предоставлением кадастрового паспорта на него. Сооружение "отстойник" приобретен им у Васильченко Е.Е. При заключении договора купли-продажи Васильченко Е.Е. передала ему копии решения Комитета об утверждении проекта границ земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, от 03.07.2008 N ПГ-207 с приложением проекта, о предоставлении Васильченко Е.Е. в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером 03:24:033001:24 от 30.09.2008 N З-1751, кадастровый паспорт указанного участка от 19.08.2008 N 24/08-2785/3. В ходе рассмотрения Комитетом заявления выяснилось, что земельный участок с названным кадастровым номером аннулирован на основании пункта 4 статьи 24 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости". В связи с чем предпринимателем были проведены работы по межеванию и постановке на кадастровый учет земельного участка с теми же самыми физическим характеристиками, а именно площадью, размерами, конфигурацией, координатами характерных точек границы земельного участка. 14 июня 2012 года земельный участок был поставлен на кадастровый учет с присвоением кадастрового номера 03:24:033001:37 и предоставлен в Комитет. Комитет отказал предпринимателю в предоставлении земельного участка 22 июня 2012 года при наличии у него в отношении испрашиваемого земельного участка кадастрового паспорта с кадастровым номером 03:24:033001:37.
Как установлено судом и следует из заявления ИП Урбаевой В.С. от 21 мая 2012 года в Комитет о приобретении земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, под существующим объектом недвижимости, в отношении испрашиваемого земельного участка для размещения отстойника помимо его кадастрового номера 03:24:033001:24 указаны данные об общей площади земельного участка 30000 кв. м, и его местоположении г. Улан-Удэ, улица Тепловая, 2/1 (л.д. 47).
Согласно уведомлению филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Республике Бурятия об отсутствии в государственном кадастре недвижимости запрашиваемых сведений от 22 мая 2012 года N 03/201/12-53887 земельный участок с кадастровым номером 03:24:033001:24 аннулирован 17 августа 2010 года.
Исходя из положений пункта 4 статьи 24 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения при постановке на учет образованного объекта недвижимости или образованных объектов недвижимости носят временный характер. Если по истечении двух лет со дня постановки на учет объекта недвижимости - земельного участка не осуществлена государственная регистрация права на него, такие сведения аннулируются и исключаются из государственного кадастра недвижимости.
Вместе с тем, судом установлено, что земельный участок с кадастровым номером 03:24:033001:37 площадью 30000 +\\- 61 кв. м с местоположением Республика Бурятия г. Улан-Удэ, улица Тепловая категория земельного участка - земли населенных пунктов, с разрешенным использованием: для размещения отстойника (сооружение) внесен в государственный кадастр недвижимости 14 июня 2012 года (л.д. 10).
Факт предоставления заявителем в Комитет названного кадастрового паспорта на земельный участок с кадастровым номером 03:24:033001:37 в период рассмотрения заявления предпринимателя от 21 мая 2012 года Комитетом не опровергается.
При таких установленных обстоятельствах вывод первой инстанции о том, что земельные участки с кадастровыми номерами 03:24:033001:24 и 03:24:033001:37 имеют одни и те же идентифицирующие признаки, следовательно, является одним и тем же объектом - земельным участком, на котором расположено сооружение "отстойник" принадлежащее ИП Урбаева В.С. не противоречит материалам дела и является правильным.
При этом судом обоснованно учтено, что в оспариваемом отказе Комитета от 22 июня 2012 года указанные обстоятельства и не являлись основанием для отказа ИП Урбаевой В.С. в предоставлении испрашиваемого земельного участка.
Таким образом, фактически не подтверждается материалами дела довод апеллянта о том, ИП Урбаева B.C. не обращалась в Комитет за предоставлением в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером 03:24:033001:37. При этом в нарушение положений части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ, Комитет и не представляет суду достаточных и неопровержимых доказательств указанного.
Следовательно, довод Комитета о различии кадастровых номеров земельного участка при обращении предпринимателя в Комитет от 21 мая 2012 года и оспаривании отказа Комитета в предоставлении земельного участка по настоящему делу судом правомерно признан необоснованным.
Также несостоятельным является и довод апелляционной жалобы о неподведомственности настоящего спора апелляционному суду, поскольку в силу части 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений, тогда как указанные доводы Комитета не подтверждаются соответствующими доказательствами приобретения и использования ИП Урбаевой B.C. отстойника в иных целях, не для осуществления предпринимательской деятельности.
Как пояснила представитель предпринимателя Кисель М.В., на момент подачи заявления она представляла интересы именно предпринимателя, что подтверждалось доверенностью. При этом апелляционный суд принимает во внимание и то обстоятельство, что Положением о порядке предоставления земельных участков на территории г. Улан-Удэ, государственная собственность на которые не разграничена или находящихся в муниципальной собственности, утвержденном Решением Улан-Удэнского городского Совета депутатов от 20.03.2008 N 807-82, в спорный период и не предусматривалось самостоятельной формы заявления о приобретении прав на земельный участок для индивидуальных предпринимателей.
Кроме того, апелляционная инстанция учитывает и то, что Комитетом при рассмотрении спора в суде первой инстанции указанный довод не заявлялся.
Доводов о несогласии с обжалуемым судебным актом по существу спора апеллянтом не приводится. Оснований для переоценки выводов первой инстанции суд апелляционной инстанции не усматривает. Приведенные же в апелляционной жалобе доводы, свидетельствуют не о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права, а о несогласии заявителя жалобы с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судом доказательств.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но правильных выводов суда первой инстанции не опровергают и не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта.
Оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не имеется.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

постановил:

Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 20 февраля 2013 года по делу N А10-2847/2012 оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение 2-х месяцев с даты принятия.

Председательствующий
Д.В.БАСАЕВ

Судьи
Г.Г.ЯЧМЕНЕВ
В.А.СИДОРЕНКО















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)